Целеполагание как ресурс психологической безопасности личности обучающихся
- Авторы: Литвинова А.Л.1, Корнеева И.А.2, Котенев И.О.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 23-43
- Раздел: Общая психология и психология безопасности личности
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6762
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020202
- Цитировать
Аннотация
Контекст и актуальность. Современные исследователи отмечают возрастающую актуальность проблемы поиска ресурсов обеспечения психологической безопасности человека в связи с увеличением рисков и угроз в социокультурной ситуации. Цель: определить и проанализировать особенности целеполагания обучающихся старших классов с разным уровнем психологической безопасности личности. Гипотеза. Компоненты целеполагания могут выступать как ресурсами, так и рисками психологической безопасности личности обучающихся. Методы и материалы. В исследовании приняли участие обучающиеся 9-х классов (N = 43) подмосковной общеобразовательной организации, в возрасте от 15 до 16 лет. Использовались Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева, Опросник «10 жизненных целей» Н.Е.Харламенковой, Краткая версия опросника «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Результаты. Выявлено, что вне зависимости от уровня психологической безопасности личности обучающихся компоненты целеполагания являются ресурсами психологической безопасности личности на смысловом уровне. Компоненты целеполагания на целевом и операционном уровнях выступают как ресурсами, так и рисками психологической безопасности личности. Выводы. Результаты проведенного исследования расширяют представления о целеполагании не только как ресурсе, но и риске психологической безопасности личности. Педагогам-психологам рекомендуется выявлять у обучающихся с разным уровнем психологической безопасности личности риски целеполагания и своевременно осуществлять психологическую помощь.
Введение
Материалы и методы
Для выявления особенностей целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся в исследовании применялись следующие методы:
- Диагностические: Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева, Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой, Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
- Методы математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
Исследование проводилось на базе подмосковной общеобразовательной организации. В исследовании участвовали старшеклассники (N=43), в возрасте от 15 до 16 лет. Данные собирались в октябре 2024 года. Обучающиеся после уроков были ознакомлены с целями исследования. Включение в исследование проходило на основе следующих критериев: а) добровольное согласие участника; б) наличие ответов на все вопросы опросников.
Результаты
В табл. 1 представлены выявленные достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни по двум группам обучающихся.
Таблица 1 / Table 1
Различия между показателями психологической безопасности личности
у обучающихся
Differences between indicators of psychological safety of the individual in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Доверие / Trust | 7,52*** | 17,90 | 13,00 | 0,000 |
Уважение к другим / Respect
| 9,35** | 13,95 | 105,00 | 0,002 |
Стратегии совладания / Coping strategies | 21,09*** | 36,50 | 5,50 | 0,000 |
Ценностно-смысловая сфера / Value-semantic sphere
| 16,39*** | 30,35 | 29,00 | 0,000 |
Посттравматический рост / Рost-traumatic growth | 15,70*** | 32,20 | 20,00 | 0,000 |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | 74,78*** | 135,55 | 0,50 | 0,000 |
Примечание: «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — различия достоверны на уровне 0,001 (двусторонняя).
Note: «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — differences are significant at the 0.001 level (two-sided).
По U-критерию Манна-Уитни у обучающихся с субъективно более высоким уровнем психологической безопасностью личности выявлены достоверные различия по всем показателям психологической безопасности личности. При этом необходимо отметить, что полученные результаты по группе 2 не являются критическими для понимания их как небезопасных, поскольку не превышают нижней границы нормы. Обучающиеся группы 1 субъективно более удовлетворены психологической безопасностью личности, чем обучающиеся группы 2.
Достоверные различия по смысложизненным ориентациям у обучающихся представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Различия между показателями смысложизненных ориентаций у обучающихся / Differences between indicators of life-meaning orientations in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Цели / Goals in Life | 26,91 | 24,35 | 176,00
| 0,187
|
Процесс / Life Process | 25,96 | 23,60 | 167,50
| 0,125
|
Результат / Life Effectiveness | 23,17с | 21,45 | 171,00
| 0,149
|
Локус контроля — Я / Locus of Control — I | 18,91** | 15,70 | 124,50 | 0,010
|
Локус контроля — жизнь / Locus of Control — Life | 28,43 | 28,60с | 223,50
| 0,874
|
Общий показатель ОЖ / General Index Meaningfulness of Life | 92,70* | 82,95 | 135,50
| 0,021
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided), «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided).
Необходимо отметить, что в сравнении с нормативными показателями у всех обучающихся преобладают баллы ниже среднего по показателям «Процесс», «Локус контроля — жизнь», раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность больше на прошлое, чем на будущие перспективы. Выявлены отдельные достоверные различия у обучающихся группы 1 по показателям «Локус контроля — Я» и «Общий показатель осмысленности жизни». Они верят в свои силы для достижения жизненных целей. Параметр «Результат» приближается к среднему в группе 1 и демонстрирует удовлетворенность обучающихся интересной и эмоционально насыщенной жизнью.
По опроснику «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой достоверных различий по жизненным целям у обучающихся не выявлено. Для всех обучающихся более приоритетны профессиональные (стать профессионалом, профессиональным танцором, актером), духовные цели (помочь нуждающимся, своей семье, научиться радоваться жизни) и цели досуга (побывать в Италии, отправиться путешествовать по миру).
Проанализируем достоверные различия между показателями индекса стремлений у обучающихся (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Различия между показателями индекса стремлений у обучающихся / Differences between the indicators of the aspiration index of students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Самовыражение / Self-Expression | 11,83 | 12,40 | 208,50
| 0,592
|
Отношения / Relationships | 10,61 | 11,30 | 191,50
| 0,336
|
Сообщество / Community | 11,17 | 12,65* | 149,50
| 0,041
|
Внешность / Appearance | 12,26 | 11,95 | 229,50 | 0,990
|
Известность / Fame | 11,91 | 11,95 | 212,50
| 0,662
|
Влиятельность / Influence
| 12,48 | 12,30 | 217,00
| 0,744
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided).
В отличие от группы 1, у обучающихся группы 2 более выражено внутреннее стремление «Отношения», они считают, что у них есть друзья, на которых можно положиться, а также люди, с которыми у них близкие отношения и которые их любят.
Достоверные различия между показателями саморегуляции у обучающихся представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Различия между показателями саморегуляции у обучающихся / Differences between indicators of self-regulation in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Планирование / Planning | 6,22 | 4,75 | 161,50
| 0,090
|
Моделирование / Modeling | 4,57 | 3,35 | 159,50
| 0,082
|
Программирование / Programming | 5,61** | 4,00 | 112,00
| 0,004
|
Оценка результатов / Evaluation of results | 4,26 | 4,35 | 299,50 | 0,990
|
Гибкость / Flexibility
| 6,22* | 5,05 | 150,50
| 0,048
|
Самостоятельность / Independence | 4,52 | 5,40 | 155,00
| 0,064
|
Общий уровень саморегуляции / General level of self-regulation
| 28,61 | 24,15 | 151,00
| 0,054
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided)
В целом показатели саморегуляции у обучающихся находятся на среднем уровне. При этом достоверные различия выявлены в группе 1 по «Планированию» осознанных, реалистичных целей и «Гибкости» в коррекции целей в ситуациях внешних и внутренних изменений. На уровне тенденций «Общий уровень саморегуляции» у обучающихся группы 1 выше, чем у обучающихся группы 2.
Далее проанализируем результаты корреляционного анализа в каждой группе обучающихся (табл. 5 и 6) для определения компонентов целеполагания, которые выступают в качестве ресурсов, повышающих психологическую безопасность личности, или рисков, понижающих психологическую безопасность. Важно отметить, что показатели по методике обратные — следовательно, полученные отрицательные результаты демонстрируют прямые связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания, а положительные результаты — обратные связи. В данном случае прямые (отрицательные) связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания необходимо рассматривать как ее ресурсы, обратные (положительные) связи — как риски психологической безопасности.
Таблица 5 / Table 5
Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с высоким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with a high level of psychological safety of the individual
Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko |
| Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev |
Доверие / trust | -0,590** | Процесс / Life Process |
-0,653*** | Локус контроля — Я / Locus of Control — I | |
-0,396* | Общий показатель ОЖ / General Index Meaningfulness of Life | |
Стратегии совладания / Coping strategies | -0,491* | Локус контроля — Я / Locus of Control — I |
Ценностно смысловая / Value-semantic sphere | -0,422* | Процесс / Life Process |
-0,561** | Локус контроля — Я / Locus of Control – I | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -,373* | Локус контроля — Я / Locus of Control — I
|
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,606** | Локус контроля — Я / Locus of Control — I
|
|
| Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova |
Доверие / Trust | -0,418* | Финансовые / Financial |
Стратегии совладания / Coping strategies | 0,435* | Досуг / Leisure
|
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | 0,457* | Досуг / Leisure |
0,376* | Взаимоотношения / Relationship goals | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | 0,516** | Досуг / Leisure
|
|
| Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev |
Стратегии совладания / Coping strategies | -0,481* | Внешность / Appearance |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,463* | Внешность / Appearance |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,441* | Внешность / Appearance |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
У обучающихся группы 1 выявлены следующие прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:
- «Доверием» в межличностных отношениях и «Процессом», «Локусом контроля — Я», «Осмысленностью жизни», постановкой «Финансовых целей»;
- «Стратегиями совладания» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
- «Ценностно-смысловой сферой» и «Процессом», «Локусом контроля — Я»;
- «Посттравматическим ростом» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность».
Выявленные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности, необходимые для организации обучающимися различных видов деятельности.
Определены следующие обратные (положительные) значимые связи между:
- «Стратегиями совладания» и «Посттравматическим ростом»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и постановкой целей в сфере «Досуга»;
- «Посттравматическим ростом» и целями «Взаимоотношений».
Названные жизненные цели рассматриваются как риски психологической безопасности личности обучающихся.
В данной группе не выявлено связей между компонентами психологической безопасности личности и характеристиками саморегуляции, а также между «Уважением к другим» психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.
Таблица 6 / Table 6
Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с низким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with low levels of psychological safety of personality
Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko |
| Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev |
Доверие / Trust | -0,512* | Результат / Life Effectiveness |
-0,527* | Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,560** | Цели / Goals in Life |
-0,476* | Процесс / Life Process | |
-0,526* | Результат / Life Effectiveness | |
-0,771*** | Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,481* | Результат / Life Effectiveness |
|
| Опросник 10 жизненных целей Харламенковой Н.Е. / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova |
Доверие / Trust | -0,499* | Профессиональные / Professional |
0,536* | Финансовые / Financial | |
Уважение к другим / Respect | -0,477* | Профессиональные / Professional |
-0,517* | Здоровье / Health Maintenance | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,659** | Профессиональные / professional |
0,530* | Финансовые / Financial | |
-0,563** | Взаимоотношения / Relationship goals | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,582** | Профессиональные / Professional |
|
| Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev |
Уважение к другим / Respect | -0,529* | Самовыражение / Self-Expression |
|
| Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой / Methodology “Style of self-regulation of behavior” by V.I. Morosanova |
Стратегии совладания / Coping strategies | 0,570** | Планирование / Planning |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | 0,446* | Моделирование / Modeling |
0,517* | Гибкость / Flexibility |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
У обучающихся группы 2 выявлены прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:
- «Доверием» в межличностных отношениях и «Результатом», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями»;
- «Уважением» к другим и «Профессиональными целями», целями сохранения «Здоровья», внутренним стремлением к «Самовыражению»;
- «Посттравматическим ростом» и «Целями», «Процессом», «Результатами», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями», целями «Взаимоотношений»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и «Результатом», «Профессиональными целями».
Обнаруженные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности обучающихся, которые они реализуют для организации жизнедеятельности.
У обучающихся данной группы диагностированы обратные (положительные) значимые связи между:
- «Доверием» и «Профессиональными целями»;
- «Стратегиями совладания» и «Планированием»;
- «Посттравматическим ростом» и «Финансовыми целями», «Моделированием», «Гибкостью».
Представленные достоверные связи необходимо рассматривать как риски психологической безопасности личности обучающихся данной группы.
У обучающихся группы 2 не выявлены связи между ценностно-смысловым вектором жизнедеятельности психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.
Обсуждение результатов
На целевом уровне происходит осознанное формулирование и конкретизация желаемых целей, соотнесение их с базовыми потребностями, собственными возможностями и ограничениями.
Заключение
Во взаимодействии с окружающей средой происходят постоянные изменения самой ситуации и субъекта. Происходящие изменения предполагают внутреннюю устойчивость личности для сохранения психологической безопасности на основе понимания базовых смыслов, значимости ситуации и открытости субъекта происходящим изменениям. Целеполагание как инициативная ориентировка в ситуации на смысловом, целевом и операционном уровнях предоставляет субъекту возможность быть гибким, адаптированным к меняющимся обстоятельствам, тем самым удовлетворять базовые потребности в признании и защите, не только сохранять, но и обновлять субъективное представление о психологической безопасности личности. Ключевой аспект в понимании целеполагания как ресурса психологической личности состоит в сформированности всех его компонентов.
Исследование показало, что у всех обучающихся по смысложизненным ориентациям «Процесс», «Локус контроля — жизнь» преобладают низкие баллы, раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность на прошлое, а также слабую предсказуемость будущих перспектив. Снижает психологическую безопасность личности преобладание у обучающихся внешних стремлений над внутренними, слабая сформированность регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях.
Полученные результаты конкретизируют представления о том, что компоненты целеполагания на смысловом уровне преимущественно выступают в качестве ресурсов психологической безопасности личности у обучающихся, принимающих участие в исследовании. Компоненты целеполагания на целевом и операционном уровнях могут быть как ресурсами, повышающими психологическую безопасность личности обучающихся, так и рисками, снижающими ее. Педагогам-психологам необходимо своевременно отслеживать потенциальные проблемы целеполагания у обучающихся и оказывать психологическую помощь для повышения уровня психологической безопасности личности.
Анна Литвинова Литвинова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: annaviktorovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6783-3144
SPIN-код: 7540-5005
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, факультета "Экстремальная психология"
Инга Александровна Корнеева
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»
Email: inga.a.korneeva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-6584-9549
Россия, Московская обл.,Истринский р-н,г Дедовск,ул Ленина, д 4 магистрант, педагог-психолог
Игорь Олегович Котенев
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: ikotenev@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1336-5546
SPIN-код: 6441-7736
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, факультета "Экстремальная психология"
-
- Баева, И.А. (2024). Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(3), 5— https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
Baeva, I.A. (2024). Psychological safety of the educational environment: formation of direction and development prospects. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(3), 5—19. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
- Гордеева' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/83368/source:default">Гордеева, Т.О.,' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/164832/source:default"> Сычев, О.А., Егоров' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/47641/source:default">Егоров, В' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/47641/source:default">В.А. (2023). Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника «индекс стремлений». Психологический журнал, 44(4), 49—62. https://doi.org/31857/S020595920027085-9
Gordeeva, T.O., Sychev, O.A, Egorov, V.A. (2023). Diagnostics of life goals: a short version of the “aspiration index” questionnaire. Psychological Journal, 44(4), 49—62. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920027085-9
- Зотова, О.Ю., Тарасова, Л.В., Васьков, Д.Н. (2022). Потребность в безопасности и опыт близких отношений в подростковом возрасте. Ярославский педагогический вестник, 4(127), 117—129. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-117-129
Zotova, O.Yu., Tarasova, L.V., Vaskov, D.N. (2022). The Need for Security and the Experience of Close Relationships in Adolescence. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4(127), 117—129. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-117-129
- Ишмуратова, Ю.А., Потанина, А.М., Бондаренко, И.Н. (2021). Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения. Психологическая наука и образование, 26(5), 17—29. https://doi. org/10.17759/pse.2021260502
Ishmuratova, Yu.A., Potanina, A.M., Bondarenko, I.N. (2021). Impact of Conscious Self-Regulation, Engagement, and Motivation on Academic Performance of Schoolchildren during Different Periods of Study. Psychological Science and Education, 26(5), 17—29. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/pse.2021260502
- Казаева, Е.А., Курочкина, И.А., Токарева, Ю.А. (2023). Отчужденность и поиск смысла жизни: психологический портрет современного подростка. Перспективы науки и образования, 4(64), 488—503. https://doi. org/10.32744/ pse.2023.4.30
Kazaeva, E.A., Kurochkina, I.A., Tokareva, Yu.A. (2023). Alienation and the Search for the Meaning of Life: A Psychological Portrait of a Modern Teenager. Prospects of Science and Education, 4(64), 488—503. (In Russ.). https://doi. org/10.32744/ pse.2023.4.30
- Калимуллина, О.А., Ничипоренко, Н.П. (2023). Социально-психологические индикаторы безопасности личности в образовательной среде. Самарский научный вестник, 12(3), 251—257. https://doi. org/10.55355/snv2023123305
Kalimullina O.A., Nichiporenko N.P. (2023). Social and Psychological Indicators of Personal Safety in the Educational Environment. Samara Scientific Bulletin, 12(3), 251—257. (In Russ.). https://doi. org/10.55355/snv2023123305
- Леонтьев, Д.А., Сучков, Д.Д. (2015). Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия. Психологические исследования, 8(44), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503
Leontiev, D.A., Suchkov, D.D. (2015). Setting and Achieving Goals as a Factor in Psychological Well-Being. Psychological Research, 8(44), 1. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503
- Литвинова, А.В., Котенева, А.В., Кокурин, А.В., Иванов, В.С. (2021). Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современная зарубежная психология, 10(1), 8— https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101
Litvinova, A.V., Koteneva, A.V., Kokurin, A.V., Ivanov, V.S. (2021). Problems of psychological safety of a person in extreme conditions of life. Modern Foreign Psychology, 10(1), 8—16. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/jmfp.2021100101
- Литвинова, А.В. (2022). Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости. Интеграция образования, 26(4), 708— https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
Litvinova, A.V. (2022). Goal-setting among students with different levels of academic achievement. Integration of Education, 26(4), 708—721. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
- Миронов, А.В., Власова, Е.А. (2020). Развитие способности к целеполаганию у подростков посредством социально-психологического тренинга. Научное обозрение. Педагогические науки, 3, 63— https://doi.org/10.17513/srps.2300
Mironov, A.V., Vlasova, E.A. (2020). Development of goal-setting ability of adolescents through social and psychological training. Scientific review. Pedagogical sciences, 3, 63—70. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/srps.2300
- Никитская, М.Г. (2022). Цели учебных достижений и направленность личности в структуре учебной мотивации подростков. Психолого-педагогические исследования, 14(2), 19— https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140202
Nikitskaya, M.G. (2022). Goals of academic achievements and personality orientation in the structure of academic motivation of adolescents. Psychological and pedagogical research, 14(2), 19—31. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140202
- Ольхова, Ю.В., Сафонова, М.В. (2022). Ценностно-смысловой компонент компетентности жизнестроительства как основа для проектирования образовательной среды в экзистенциальной парадигме. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 1(59), 55—56. https://doi.org/25146/1995-0861-2022-59-1-317
Olkhova, Yu.V., Safonova, M.V. (2022). Value-semantic component of life-building competence as a basis for designing educational environment in existential paradigm. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Bulletin of KSPU), 1(59), 55—56. (In Russ.). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-317
- Подольская, О.А. (2023). Готовность подростков к выбору социально-ценностных жизненных стратегий. Педагогический журнал, 13(9-1), 13—19. https://doi.org/10.34670/AR.2023.94.39.001
Podolskaya, O.A. (2023). Adolescents' readiness to choose social-value life strategies. Pedagogical Journal, 13(9-1), 13—19. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2023.94.39.001
- Проскурякова, Л.А., Зайцева, В.А., Аргентова, Л.В., Леонтьева, О.Г. (2024). Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы личности старших подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях разных типов. Теория и практика социогуманитарных наук, 2(26), 61—69.
Proskuryakova, L.A., Zaitseva, V.A., Argentova, L.V., Leontyeva, O.G. (2024). Comparative analysis of the value-semantic sphere of the personality of older adolescents studying in general educational institutions of different types. Theory and practice of social and humanitarian sciences, 2(26), 61—69. (In Russ.).
- Тылец, В.Г., Краснянская, Т.М., Иохвидов, В.В. (2022). Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия. Социальная психология и общество, 13(1), 159— https://doi.org/10.17759/sps.2022130110
Tylets, V.G., Krasnyanskaya, T.M., Iokhvidov, V.V. (2022). Scenarios of personal safety of the subject of conflict interaction. Social Psychology and Society, 13(1), 159—173. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2022130110
- Фещенко, Е.М., Голубева, Г.Ф., Спасенников, В.В., Хангалдян, А.А. (2024). Смысложизненные ориентации подростков с разными культурно-национальными особенностями. Российский психологический журнал, 21(2), 133—150. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.8
Feshchenko, E.M., Golubeva, G.F., Spasennikov, V.V., Khangaldyan, A.A. (2024). Meaning-in-Life Orientations in Adolescents with Different Cultural and Ethnic Characteristics. Russian Psychological Journal, 21(2), 133—150. (In Russ.). https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.8
- Шаповалов, В.И., Шуванов, И.Б., Шуванова, В.П. (2023) Связь профессионального самоопределения старшеклассников с уровнем развития смысложизненных ориентаций. Современные наукоемкие технологии. Психологические науки. 7, 221—226. https://doi.org/10.17513/snt.39720
Shapovalov, V.I., Shuvanov, I.B., Shuvanova, V.P. (2023). The relationship of professional self-determination of high school students with the level of development of life orientations. Modern science-intensive technologies. Psychological sciences, 7, 221—226. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/snt.39720
- Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Publications. 756 p.
- Williams, G.C., et al. (2000). Extrinsic life goals and health-risk behaviors in adolescents. Journal of Applied Social Psychology, 30(8), 1756—1771.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.