Goal setting as a resource for psychological security of students' personality
- Authors: Litvinova A.L.1, Korneeva I.А.2, Kotenev I.О.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology & Education
- Municipal educational institution "Secondary school No. 4 named after Hero of the Soviet Union L.M. Dovator"
- Issue: Vol 2, No 2 (2025)
- Pages: 23-43
- Section: General Psychology and Psychology Safety of the Personality
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6762
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020202
- Cite item
Abstract
Введение
Материалы и методы
Для выявления особенностей целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся в исследовании применялись следующие методы:
- Диагностические: Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева, Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой, Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
- Методы математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
Исследование проводилось на базе подмосковной общеобразовательной организации. В исследовании участвовали старшеклассники (N=43), в возрасте от 15 до 16 лет. Данные собирались в октябре 2024 года. Обучающиеся после уроков были ознакомлены с целями исследования. Включение в исследование проходило на основе следующих критериев: а) добровольное согласие участника; б) наличие ответов на все вопросы опросников.
Результаты
В табл. 1 представлены выявленные достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни по двум группам обучающихся.
Таблица 1 / Table 1
Различия между показателями психологической безопасности личности
у обучающихся
Differences between indicators of psychological safety of the individual in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Доверие / Trust | 7,52*** | 17,90 | 13,00 | 0,000 |
Уважение к другим / Respect
| 9,35** | 13,95 | 105,00 | 0,002 |
Стратегии совладания / Coping strategies | 21,09*** | 36,50 | 5,50 | 0,000 |
Ценностно-смысловая сфера / Value-semantic sphere
| 16,39*** | 30,35 | 29,00 | 0,000 |
Посттравматический рост / Рost-traumatic growth | 15,70*** | 32,20 | 20,00 | 0,000 |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | 74,78*** | 135,55 | 0,50 | 0,000 |
Примечание: «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — различия достоверны на уровне 0,001 (двусторонняя).
Note: «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — differences are significant at the 0.001 level (two-sided).
По U-критерию Манна-Уитни у обучающихся с субъективно более высоким уровнем психологической безопасностью личности выявлены достоверные различия по всем показателям психологической безопасности личности. При этом необходимо отметить, что полученные результаты по группе 2 не являются критическими для понимания их как небезопасных, поскольку не превышают нижней границы нормы. Обучающиеся группы 1 субъективно более удовлетворены психологической безопасностью личности, чем обучающиеся группы 2.
Достоверные различия по смысложизненным ориентациям у обучающихся представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Различия между показателями смысложизненных ориентаций у обучающихся / Differences between indicators of life-meaning orientations in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Цели / Goals in Life | 26,91 | 24,35 | 176,00
| 0,187
|
Процесс / Life Process | 25,96 | 23,60 | 167,50
| 0,125
|
Результат / Life Effectiveness | 23,17с | 21,45 | 171,00
| 0,149
|
Локус контроля — Я / Locus of Control — I | 18,91** | 15,70 | 124,50 | 0,010
|
Локус контроля — жизнь / Locus of Control — Life | 28,43 | 28,60с | 223,50
| 0,874
|
Общий показатель ОЖ / General Index Meaningfulness of Life | 92,70* | 82,95 | 135,50
| 0,021
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided), «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided).
Необходимо отметить, что в сравнении с нормативными показателями у всех обучающихся преобладают баллы ниже среднего по показателям «Процесс», «Локус контроля — жизнь», раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность больше на прошлое, чем на будущие перспективы. Выявлены отдельные достоверные различия у обучающихся группы 1 по показателям «Локус контроля — Я» и «Общий показатель осмысленности жизни». Они верят в свои силы для достижения жизненных целей. Параметр «Результат» приближается к среднему в группе 1 и демонстрирует удовлетворенность обучающихся интересной и эмоционально насыщенной жизнью.
По опроснику «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой достоверных различий по жизненным целям у обучающихся не выявлено. Для всех обучающихся более приоритетны профессиональные (стать профессионалом, профессиональным танцором, актером), духовные цели (помочь нуждающимся, своей семье, научиться радоваться жизни) и цели досуга (побывать в Италии, отправиться путешествовать по миру).
Проанализируем достоверные различия между показателями индекса стремлений у обучающихся (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Различия между показателями индекса стремлений у обучающихся / Differences between the indicators of the aspiration index of students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Самовыражение / Self-Expression | 11,83 | 12,40 | 208,50
| 0,592
|
Отношения / Relationships | 10,61 | 11,30 | 191,50
| 0,336
|
Сообщество / Community | 11,17 | 12,65* | 149,50
| 0,041
|
Внешность / Appearance | 12,26 | 11,95 | 229,50 | 0,990
|
Известность / Fame | 11,91 | 11,95 | 212,50
| 0,662
|
Влиятельность / Influence
| 12,48 | 12,30 | 217,00
| 0,744
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided).
В отличие от группы 1, у обучающихся группы 2 более выражено внутреннее стремление «Отношения», они считают, что у них есть друзья, на которых можно положиться, а также люди, с которыми у них близкие отношения и которые их любят.
Достоверные различия между показателями саморегуляции у обучающихся представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Различия между показателями саморегуляции у обучающихся / Differences between indicators of self-regulation in students
Параметры / Parameters | Среднее значение / Average value | U-критерий / U-criterion | Уровень значимости (р) / Significance level (p) | |
Группа 1 / Group 1 (N = 23) | Группа 2 / Group 2 (N = 20) | |||
Планирование / Planning | 6,22 | 4,75 | 161,50
| 0,090
|
Моделирование / Modeling | 4,57 | 3,35 | 159,50
| 0,082
|
Программирование / Programming | 5,61** | 4,00 | 112,00
| 0,004
|
Оценка результатов / Evaluation of results | 4,26 | 4,35 | 299,50 | 0,990
|
Гибкость / Flexibility
| 6,22* | 5,05 | 150,50
| 0,048
|
Самостоятельность / Independence | 4,52 | 5,40 | 155,00
| 0,064
|
Общий уровень саморегуляции / General level of self-regulation
| 28,61 | 24,15 | 151,00
| 0,054
|
Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided)
В целом показатели саморегуляции у обучающихся находятся на среднем уровне. При этом достоверные различия выявлены в группе 1 по «Планированию» осознанных, реалистичных целей и «Гибкости» в коррекции целей в ситуациях внешних и внутренних изменений. На уровне тенденций «Общий уровень саморегуляции» у обучающихся группы 1 выше, чем у обучающихся группы 2.
Далее проанализируем результаты корреляционного анализа в каждой группе обучающихся (табл. 5 и 6) для определения компонентов целеполагания, которые выступают в качестве ресурсов, повышающих психологическую безопасность личности, или рисков, понижающих психологическую безопасность. Важно отметить, что показатели по методике обратные — следовательно, полученные отрицательные результаты демонстрируют прямые связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания, а положительные результаты — обратные связи. В данном случае прямые (отрицательные) связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания необходимо рассматривать как ее ресурсы, обратные (положительные) связи — как риски психологической безопасности.
Таблица 5 / Table 5
Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с высоким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with a high level of psychological safety of the individual
Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko |
| Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev |
Доверие / trust | -0,590** | Процесс / Life Process |
-0,653*** | Локус контроля — Я / Locus of Control — I | |
-0,396* | Общий показатель ОЖ / General Index Meaningfulness of Life | |
Стратегии совладания / Coping strategies | -0,491* | Локус контроля — Я / Locus of Control — I |
Ценностно смысловая / Value-semantic sphere | -0,422* | Процесс / Life Process |
-0,561** | Локус контроля — Я / Locus of Control – I | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -,373* | Локус контроля — Я / Locus of Control — I
|
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,606** | Локус контроля — Я / Locus of Control — I
|
|
| Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova |
Доверие / Trust | -0,418* | Финансовые / Financial |
Стратегии совладания / Coping strategies | 0,435* | Досуг / Leisure
|
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | 0,457* | Досуг / Leisure |
0,376* | Взаимоотношения / Relationship goals | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | 0,516** | Досуг / Leisure
|
|
| Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev |
Стратегии совладания / Coping strategies | -0,481* | Внешность / Appearance |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,463* | Внешность / Appearance |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,441* | Внешность / Appearance |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
У обучающихся группы 1 выявлены следующие прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:
- «Доверием» в межличностных отношениях и «Процессом», «Локусом контроля — Я», «Осмысленностью жизни», постановкой «Финансовых целей»;
- «Стратегиями совладания» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
- «Ценностно-смысловой сферой» и «Процессом», «Локусом контроля — Я»;
- «Посттравматическим ростом» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность».
Выявленные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности, необходимые для организации обучающимися различных видов деятельности.
Определены следующие обратные (положительные) значимые связи между:
- «Стратегиями совладания» и «Посттравматическим ростом»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и постановкой целей в сфере «Досуга»;
- «Посттравматическим ростом» и целями «Взаимоотношений».
Названные жизненные цели рассматриваются как риски психологической безопасности личности обучающихся.
В данной группе не выявлено связей между компонентами психологической безопасности личности и характеристиками саморегуляции, а также между «Уважением к другим» психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.
Таблица 6 / Table 6
Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с низким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with low levels of psychological safety of personality
Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko |
| Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev |
Доверие / Trust | -0,512* | Результат / Life Effectiveness |
-0,527* | Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,560** | Цели / Goals in Life |
-0,476* | Процесс / Life Process | |
-0,526* | Результат / Life Effectiveness | |
-0,771*** | Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,481* | Результат / Life Effectiveness |
|
| Опросник 10 жизненных целей Харламенковой Н.Е. / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova |
Доверие / Trust | -0,499* | Профессиональные / Professional |
0,536* | Финансовые / Financial | |
Уважение к другим / Respect | -0,477* | Профессиональные / Professional |
-0,517* | Здоровье / Health Maintenance | |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | -0,659** | Профессиональные / professional |
0,530* | Финансовые / Financial | |
-0,563** | Взаимоотношения / Relationship goals | |
Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual | -0,582** | Профессиональные / Professional |
|
| Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev |
Уважение к другим / Respect | -0,529* | Самовыражение / Self-Expression |
|
| Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой / Methodology “Style of self-regulation of behavior” by V.I. Morosanova |
Стратегии совладания / Coping strategies | 0,570** | Планирование / Planning |
Посттравматический рост / Post-traumatic growth | 0,446* | Моделирование / Modeling |
0,517* | Гибкость / Flexibility |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
У обучающихся группы 2 выявлены прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:
- «Доверием» в межличностных отношениях и «Результатом», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями»;
- «Уважением» к другим и «Профессиональными целями», целями сохранения «Здоровья», внутренним стремлением к «Самовыражению»;
- «Посттравматическим ростом» и «Целями», «Процессом», «Результатами», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями», целями «Взаимоотношений»;
- «Индексом психологической безопасности личности» и «Результатом», «Профессиональными целями».
Обнаруженные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности обучающихся, которые они реализуют для организации жизнедеятельности.
У обучающихся данной группы диагностированы обратные (положительные) значимые связи между:
- «Доверием» и «Профессиональными целями»;
- «Стратегиями совладания» и «Планированием»;
- «Посттравматическим ростом» и «Финансовыми целями», «Моделированием», «Гибкостью».
Представленные достоверные связи необходимо рассматривать как риски психологической безопасности личности обучающихся данной группы.
У обучающихся группы 2 не выявлены связи между ценностно-смысловым вектором жизнедеятельности психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.
Обсуждение результатов
На целевом уровне происходит осознанное формулирование и конкретизация желаемых целей, соотнесение их с базовыми потребностями, собственными возможностями и ограничениями.
Заключение
Во взаимодействии с окружающей средой происходят постоянные изменения самой ситуации и субъекта. Происходящие изменения предполагают внутреннюю устойчивость личности для сохранения психологической безопасности на основе понимания базовых смыслов, значимости ситуации и открытости субъекта происходящим изменениям. Целеполагание как инициативная ориентировка в ситуации на смысловом, целевом и операционном уровнях предоставляет субъекту возможность быть гибким, адаптированным к меняющимся обстоятельствам, тем самым удовлетворять базовые потребности в признании и защите, не только сохранять, но и обновлять субъективное представление о психологической безопасности личности. Ключевой аспект в понимании целеполагания как ресурса психологической личности состоит в сформированности всех его компонентов.
Исследование показало, что у всех обучающихся по смысложизненным ориентациям «Процесс», «Локус контроля — жизнь» преобладают низкие баллы, раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность на прошлое, а также слабую предсказуемость будущих перспектив. Снижает психологическую безопасность личности преобладание у обучающихся внешних стремлений над внутренними, слабая сформированность регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях.
Полученные результаты конкретизируют представления о том, что компоненты целеполагания на смысловом уровне преимущественно выступают в качестве ресурсов психологической безопасности личности у обучающихся, принимающих участие в исследовании. Компоненты целеполагания на целевом и операционном уровнях могут быть как ресурсами, повышающими психологическую безопасность личности обучающихся, так и рисками, снижающими ее. Педагогам-психологам необходимо своевременно отслеживать потенциальные проблемы целеполагания у обучающихся и оказывать психологическую помощь для повышения уровня психологической безопасности личности.
Anna L. Litvinova
Moscow State University of Psychology & Education
Author for correspondence.
Email: annaviktorovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6783-3144
SPIN-code: 7540-5005
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology
Inga А. Korneeva
Municipal educational institution "Secondary school No. 4 named after Hero of the Soviet Union L.M. Dovator"
Email: inga.a.korneeva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-6584-9549
Russian Federation, Moscow region,Istra district,Dedovsk, Lenin street, 4 Master's student, educational psychologist
Igor О. Kotenev
Moscow State University of Psychology & Education
Email: ikotenev@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1336-5546
SPIN-code: 6441-7736
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology
- Баева, И.А. (2024). Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(3), 5— https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
Baeva, I.A. (2024). Psychological safety of the educational environment: formation of direction and development prospects. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(3), 5—19. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
Gordeeva, T.O., Sychev, O.A, Egorov, V.A. (2023). Diagnostics of life goals: a short version of the “aspiration index” questionnaire. Psychological Journal, 44(4), 49—62. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920027085-9
Zotova, O.Yu., Tarasova, L.V., Vaskov, D.N. (2022). The Need for Security and the Experience of Close Relationships in Adolescence. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4(127), 117—129. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-117-129
Ishmuratova, Yu.A., Potanina, A.M., Bondarenko, I.N. (2021). Impact of Conscious Self-Regulation, Engagement, and Motivation on Academic Performance of Schoolchildren during Different Periods of Study. Psychological Science and Education, 26(5), 17—29. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/pse.2021260502
Kazaeva, E.A., Kurochkina, I.A., Tokareva, Yu.A. (2023). Alienation and the Search for the Meaning of Life: A Psychological Portrait of a Modern Teenager. Prospects of Science and Education, 4(64), 488—503. (In Russ.). https://doi. org/10.32744/ pse.2023.4.30
Kalimullina O.A., Nichiporenko N.P. (2023). Social and Psychological Indicators of Personal Safety in the Educational Environment. Samara Scientific Bulletin, 12(3), 251—257. (In Russ.). https://doi. org/10.55355/snv2023123305
Leontiev, D.A., Suchkov, D.D. (2015). Setting and Achieving Goals as a Factor in Psychological Well-Being. Psychological Research, 8(44), 1. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503
Litvinova, A.V., Koteneva, A.V., Kokurin, A.V., Ivanov, V.S. (2021). Problems of psychological safety of a person in extreme conditions of life. Modern Foreign Psychology, 10(1), 8—16. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/jmfp.2021100101
Litvinova, A.V. (2022). Goal-setting among students with different levels of academic achievement. Integration of Education, 26(4), 708—721. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
Mironov, A.V., Vlasova, E.A. (2020). Development of goal-setting ability of adolescents through social and psychological training. Scientific review. Pedagogical sciences, 3, 63—70. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/srps.2300
Nikitskaya, M.G. (2022). Goals of academic achievements and personality orientation in the structure of academic motivation of adolescents. Psychological and pedagogical research, 14(2), 19—31. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140202
Olkhova, Yu.V., Safonova, M.V. (2022). Value-semantic component of life-building competence as a basis for designing educational environment in existential paradigm. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Bulletin of KSPU), 1(59), 55—56. (In Russ.). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-317
Podolskaya, O.A. (2023). Adolescents' readiness to choose social-value life strategies. Pedagogical Journal, 13(9-1), 13—19. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2023.94.39.001
Proskuryakova, L.A., Zaitseva, V.A., Argentova, L.V., Leontyeva, O.G. (2024). Comparative analysis of the value-semantic sphere of the personality of older adolescents studying in general educational institutions of different types. Theory and practice of social and humanitarian sciences, 2(26), 61—69. (In Russ.).
Tylets, V.G., Krasnyanskaya, T.M., Iokhvidov, V.V. (2022). Scenarios of personal safety of the subject of conflict interaction. Social Psychology and Society, 13(1), 159—173. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2022130110
Feshchenko, E.M., Golubeva, G.F., Spasennikov, V.V., Khangaldyan, A.A. (2024). Meaning-in-Life Orientations in Adolescents with Different Cultural and Ethnic Characteristics. Russian Psychological Journal, 21(2), 133—150. (In Russ.). https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.8
Shapovalov, V.I., Shuvanov, I.B., Shuvanova, V.P. (2023). The relationship of professional self-determination of high school students with the level of development of life orientations. Modern science-intensive technologies. Psychological sciences, 7, 221—226. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/snt.39720
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.