Goal setting as a resource for psychological security of students' personality

Abstract


Context and relevance. Modern researchers note the growing relevance of the problem of finding resources to ensure human psychological safety due to the increase in risks and threats in the socio-cultural situation. Objective: to determine and analyze the specifics of goal-setting in senior school students with different levels of personal psychological safety. Hypothesis. Goal-setting components can act as both resources and risks for the psychological safety of the students' personality. Methods and materials. The study involved 9th-grade students (N = 43) of a general education organization in the Moscow region, aged 15 to 16 years. The following were used: Express Diagnostics of Personal Psychological Safety by I.I. Prikhodko, Life-Meaning Orientation Test (LMO), adapted by D.A. Leontiev, Questionnaire of 10 Life Goals by N.E. Kharlamenkova, Brief Version of the Aspiration Index Questionnaire, adapted by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev, Methodology of “Style of self-regulation of behavior” by V.I. Morosanova. Results. It was revealed that regardless of the level of psychological safety of the individual students, the components of goal setting are resources of psychological safety of the individual at the semantic level. The components of goal setting at the target and operational levels act as both resources and risks of psychological safety of the individual. Conclusions. The results of the study expand the understanding of goal setting not only as a resource, but also as a risk of psychological safety of the individual. Educational psychologists are recommended to identify risks of psychological safety of the individual in students and to provide targeted psychological assistance in a timely manner.

Введение

В ситуации стремительных изменений в разных сферах жизни современного общества, несущих потери, нарушения привычных условий жизнедеятельности, возрастает внимание исследователей к проблеме выявления ресурсов для обеспечения психологической безопасности личности. Отечественными исследователями психологическая безопасность личности рассматривается как психическое состояние, обеспечивающее устойчивость индивида в условиях негативных внешних и внутренних воздействий. Ключевыми индикаторами психологической безопасности образовательной среды являются показатели удовлетворенности, референтности и защищенности, изучение которых позволяет не только выявлять риски и угрозы в образовательной среде, но и определять личностные и социально-психологические ресурсы для их минимизации и предотвращения (Баева, 2024). Важными элементами системы обеспечения психологической безопасности личности выступают устойчивость, сопротивляемость, эмоциональная защищенность и эффективность в достижении конкретных результатов (Костина, 2023), физическое благополучие, эмоциональное, когнитивное и социальное равновесие (Вербина, 2013), волевая регуляция поведения (Горнев, 2021). В современной психологии изучение психологической безопасности личности включает также исследование процессов смыслообразования и убеждений, стратегий преодоления стресса, способности к рациональному мышлению (Литвинова, Котенева, Кокурин, Иванов, 2021). Субъективное переживание защищенности обосновывается исследователями как личная безопасность, обусловленная позицией наблюдателя: при внешней оценке физической сохранности индивида личная безопасность преимущественно рассматривается как текущая защищенность; при внутреннем анализе учитываются сложные взаимосвязи и противоречия, связанные с ресурсами, ценностями, мотивацией, временной перспективой, в этом случае личная безопасность включает возможность сохранения и поддержания благополучия (Тылец, Краснянская, Иохвидов, 2022). 
Психологическая безопасность личности обучающихся тесно связана и взаимозависима с психологической безопасностью образовательной среды, определяемой как состояние, характеризующееся отсутствием психологического насилия, удовлетворением потребности в межличностном доверии и формированием референтности среды для ее участников (Баева, 2024). Исследователи отмечают, что особенно сильно влияние окружающей среды на психологическую безопасность личности проявляется в подростковом возрасте. Выявлено, что высокий уровень психологической безопасности связан с таким типом отношений, в которых индивид принимает свою зависимость от партнера, понимает и принимает зависимость партнера от него, но при этом сохраняет свою самодостаточность (Зотова, Тарасова, Васьков, 2022). Авторы раскрывают важность формирования у подростков навыков, способствующих установлению и поддержанию позитивных и устойчивых отношений с другими людьми. Следствием нарушения взаимодействий субъектов в образовательной среде может стать психологическая небезопасность личности. Недостаток доверия и поддержки вызывает у подростков чувство незащищенности и бессилия, что может привести к социальной изоляции, буллингу и психологическому давлению, а в крайних случаях — к физическому насилию, скулшутингу и даже террористическим актам (Калимуллина, Ничипоренко, 2023).
Исследователи обосновывают необходимость проектирования образовательной среды для развития компетентности жизнестроительства, реализации жизненных планов и целей, достижения благополучия (Ольхова, Сафонова, 2022). В современной психологии исследования целеполагания преимущественно направлены на изучение индивидуально-психологических характеристик, определяющих постановку обучающимися личностных, жизненных и образовательных целей, для создания и проведения программ оказания обучающимся психологической помощи. Развитие «личностной зрелости», получение собственного опыта, новых знаний, атмосфера успеха, ответственное отношение подростков к собственной жизни дает им возможность ставить и успешно достигать свои цели (Политова, 2024). Изучаются взаимосвязи целей учебных достижений с направленностью личности подростка, мотивацией и желанием учиться (Никитская, 2022). Целеполагание рассматривается как умение подростка ставить перед собой цели, планировать свое будущее, корректировать цели, необходимые для формирования готовности к освоению жизненных стратегий, планирования жизненного пути и собственного личностного развития. (Подольская, 2023). Исследователи указывают на важность развития способности к целеполаганию у подростков для успешной их социализации, формирования ценностных ориентиров, жизненных планов посредством постановки и достижения целей в процессе социально-психологического тренинга (Миронов, Власова, 2020). 
Необходимо отметить, что исследователи анализируют отдельные компоненты постановки цели и ее влияние преимущественно на благополучие личности и не рассматривают целеполагание как целостный процесс на разных уровнях ориентировки в организации жизнедеятельности и психологической безопасности личности. Наше исследование целеполагания основано на представлениях П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности субъекта в ситуациях, когда «психика необходима». Такие ситуации требуют от субъекта проявления активности для определения вектора действий, осмысления целей и путей их достижения, способов преодоления внешних влияний или устоявшихся привычек (Литвинова 2022). Целеполагание — это многоуровневый процесс ориентировки субъекта в ситуации, включающий смысловой, целевой и операционный уровни.
Основу смыслового уровня целеполагания составляет создание субъектом образа ситуации и желаемых целей при условии сформированности доминирующих смыслов в организации жизнедеятельности. В подростковом возрасте происходит активное формирование всей ценностно-смысловой сферы, осознание отношения к ценностям окружающего мира, своей жизненной позиции, представлений о жизненных планах (Фещенко, Голубева, Спасенников, Хангалдян, 2024).
На целевом уровне происходит осознанное формулирование и конкретизация желаемых целей, соотнесение их с базовыми потребностями, собственными возможностями и ограничениями. Цели дифференцируются по содержанию, связанному с личностным смыслом, и процессу их постановки — цель внутренняя, самодетерминированная или внешняя, навязанная извне (Ryan, Deci, 2017). Исследователи полагают, что люди, выполняющие внешние цели, ощущают себя контролируемыми извне и в силу этого чувствуют себя менее уверенно и безопасно (Леонтьев, Сучков, 2015).
Операционный уровень отвечает за практическую реализацию действий, подбор средств и способов коррекции результатов в соответствии с поставленными целями и изменяющимися ситуациями, все это предполагает сформированную систему саморегуляции произвольной активности, необходимую для достижения конечного результата. Саморегуляция, как метаресурс достижения целей в организации жизнедеятельности, отражает общее развитие субъектной активности, помогает обучающимся успешно ставить и реализовывать жизненные цели, повышает удовлетворенность жизнью (Моросанова, Кондратюк, 2020).
В исследовании продемонстрирована возможность изучения целеполагания как инициативной ориентировки в единстве компонентов на смысловом, целевом и операционном уровнях, необходимой для определения достоверных связей с психологической безопасностью личности и разработки в дальнейшем на их основе адресных программ психологической помощи обучающимся.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей сформированности компонентов целеполагания у обучающихся с разным уровнем психологической безопасности личности. На основе проведенного исследования сформулирована следующая гипотеза: компоненты целеполагания могут выступать как ресурсами, так и рисками психологической безопасности личности обучающихся.

Материалы и методы

Для выявления особенностей целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся в исследовании применялись следующие методы:

  1. Диагностические: Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева, Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой, Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
  1. Методы математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.

Исследование проводилось на базе подмосковной общеобразовательной организации. В исследовании участвовали старшеклассники (N=43), в возрасте от 15 до 16 лет. Данные собирались в октябре 2024 года. Обучающиеся после уроков были ознакомлены с целями исследования. Включение в исследование проходило на основе следующих критериев: а) добровольное согласие участника; б) наличие ответов на все вопросы опросников.

Результаты

Для определения особенностей психологической безопасности личности обучающихся была проведена экспресс-диагностика психологической безопасности личности по И.И. Приходько. Необходимо отметить, что подсчитанные по ключу результаты имеют обратное значение — чем ниже балл, тем выше психологическая безопасность личности; чем выше балл, тем ниже психологическая безопасность личности.
Были выделены две группы обучающихся по среднему показателю — 105,2 Индекса психологической безопасности личности: с субъективно более высоким уровнем психологической безопасности личности (показатели ниже среднего) — группа 1, и с субъективно более низким уровнем психологической безопасности личности (показатели выше среднего) — группа 2.

В табл. 1 представлены выявленные достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни по двум группам обучающихся.

Таблица 1 / Table 1

Различия между показателями психологической безопасности личности

у обучающихся

Differences between indicators of psychological safety of the individual in students

Параметры / Parameters

Среднее значение / Average value

U-критерий / U-criterion

Уровень значимости (р) / Significance level (p)

Группа 1 / Group 1

(N = 23)

Группа 2 / Group 2

(N = 20)

Доверие / Trust

7,52***

17,90

13,00

0,000

Уважение к другим / Respect

 

9,35**

13,95

105,00

0,002

Стратегии совладания / Coping strategies

21,09***

36,50

5,50

0,000

Ценностно-смысловая сфера / Value-semantic sphere

 

16,39***

30,35

29,00

0,000

Посттравматический рост / Рost-traumatic growth

15,70***

32,20

20,00

0,000

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

74,78***

135,55

0,50

0,000

Примечание: «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — различия достоверны на уровне 0,001 (двусторонняя).

Note: «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — differences are significant at the 0.001 level (two-sided).

По U-критерию Манна-Уитни у обучающихся с субъективно более высоким уровнем психологической безопасностью личности выявлены достоверные различия по всем показателям психологической безопасности личности. При этом необходимо отметить, что полученные результаты по группе 2 не являются критическими для понимания их как небезопасных, поскольку не превышают нижней границы нормы. Обучающиеся группы 1 субъективно более удовлетворены психологической безопасностью личности, чем обучающиеся группы 2.

Достоверные различия по смысложизненным ориентациям у обучающихся представлены в табл. 2.

Таблица 2 / Table 2

Различия между показателями смысложизненных ориентаций у обучающихся / Differences between indicators of life-meaning orientations in students

Параметры / Parameters

Среднее значение / Average value

U-критерий / U-criterion

Уровень значимости (р) / Significance level (p)

Группа 1 / Group 1

(N = 23)

Группа 2 / Group 2

(N = 20)

Цели / Goals in Life

26,91

24,35

176,00

 

0,187

 

Процесс / Life Process

25,96

23,60

167,50

 

0,125

 

Результат / Life Effectiveness

23,17с

21,45

171,00

 

0,149

 

Локус контроля — Я / Locus of Control — I

18,91**

15,70

124,50

0,010

 

Локус контроля — жизнь / Locus of Control — Life

28,43

28,60с

223,50

 

0,874

 

Общий показатель ОЖ / General Index

Meaningfulness of Life

92,70*

82,95

135,50

 

0,021

 

Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).

Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided), «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided).

Необходимо отметить, что в сравнении с нормативными показателями у всех обучающихся преобладают баллы ниже среднего по показателям «Процесс», «Локус контроля — жизнь», раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность больше на прошлое, чем на будущие перспективы. Выявлены отдельные достоверные различия у обучающихся группы 1 по показателям «Локус контроля — Я» и «Общий показатель осмысленности жизни». Они верят в свои силы для достижения жизненных целей. Параметр «Результат» приближается к среднему в группе 1 и демонстрирует удовлетворенность обучающихся интересной и эмоционально насыщенной жизнью.

По опроснику «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой достоверных различий по жизненным целям у обучающихся не выявлено. Для всех обучающихся более приоритетны профессиональные (стать профессионалом, профессиональным танцором, актером), духовные цели (помочь нуждающимся, своей семье, научиться радоваться жизни) и цели досуга (побывать в Италии, отправиться путешествовать по миру).

Проанализируем достоверные различия между показателями индекса стремлений у обучающихся (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

Различия между показателями индекса стремлений у обучающихся / Differences between the indicators of the aspiration index of students

Параметры / Parameters

Среднее значение / Average value

U-критерий / U-criterion

Уровень значимости (р) / Significance level (p)

Группа 1 / Group 1

(N = 23)

Группа 2 / Group 2

(N = 20)

Самовыражение / Self-Expression

11,83

12,40

208,50

 

0,592

 

Отношения / Relationships

10,61

11,30

191,50

 

0,336

 

Сообщество / Community

11,17

12,65*

149,50

 

0,041

 

Внешность / Appearance

12,26

11,95

229,50

0,990

 

Известность / Fame

11,91

11,95

212,50

 

0,662

 

Влиятельность / Influence

 

12,48

12,30

217,00

 

0,744

 

Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя).

Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided).

В отличие от группы 1, у обучающихся группы 2 более выражено внутреннее стремление «Отношения», они считают, что у них есть друзья, на которых можно положиться, а также люди, с которыми у них близкие отношения и которые их любят.

Достоверные различия между показателями саморегуляции у обучающихся представлены в табл. 4.

 

Таблица 4 / Table 4

Различия между показателями саморегуляции у обучающихся / Differences between indicators of self-regulation in students

Параметры / Parameters

Среднее значение / Average value

U-критерий / U-criterion

Уровень значимости (р) / Significance level (p)

Группа 1 / Group 1

(N = 23)

Группа 2 / Group 2

(N = 20)

Планирование / Planning

6,22

4,75

161,50

 

0,090

 

Моделирование / Modeling

4,57

3,35

159,50

 

0,082

 

Программирование / Programming

5,61**

4,00

112,00

 

0,004

 

Оценка результатов / Evaluation of results

4,26

4,35

299,50

0,990

 

Гибкость / Flexibility

 

6,22*

5,05

150,50

 

0,048

 

Самостоятельность / Independence

4,52

5,40

155,00

 

0,064

 

Общий уровень саморегуляции / General level of self-regulation

 

28,61

24,15

151,00

 

0,054

 

Примечание: «*» — различия достоверны на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — различия достоверны на уровне 0,01 (двусторонняя).

Note: «*» — differences are significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — differences are significant at the 0.01 level (two-sided)

 

В целом показатели саморегуляции у обучающихся находятся на среднем уровне. При этом достоверные различия выявлены в группе 1 по «Планированию» осознанных, реалистичных целей и «Гибкости» в коррекции целей в ситуациях внешних и внутренних изменений. На уровне тенденций «Общий уровень саморегуляции» у обучающихся группы 1 выше, чем у обучающихся группы 2.

Далее проанализируем результаты корреляционного анализа в каждой группе обучающихся (табл. 5 и 6) для определения компонентов целеполагания, которые выступают в качестве ресурсов, повышающих психологическую безопасность личности, или рисков, понижающих психологическую безопасность. Важно отметить, что показатели по методике обратные — следовательно, полученные отрицательные результаты демонстрируют прямые связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания, а положительные результаты — обратные связи. В данном случае прямые (отрицательные) связи психологической безопасности личности с компонентами целеполагания необходимо рассматривать как ее ресурсы, обратные (положительные) связи — как риски психологической безопасности.

Таблица 5 / Table 5

Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с высоким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with a high level of psychological safety of the individual

 

Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko

 

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev

Доверие / trust

-0,590**

Процесс / Life Process

-0,653***

Локус контроля — Я / Locus of Control — I

-0,396*

Общий показатель ОЖ / General Index Meaningfulness of Life

Стратегии совладания / Coping strategies

-0,491*

Локус контроля — Я / Locus of Control — I

Ценностно смысловая / Value-semantic sphere

-0,422*

Процесс / Life Process

-0,561**

Локус контроля — Я / Locus of Control – I

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

-,373*

Локус контроля — Я / Locus of Control — I

 

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

-0,606**

Локус контроля — Я / Locus of Control — I

 

 

 

Опросник «10 жизненных целей» Н.Е. Харламенковой / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova

Доверие / Trust

-0,418*

Финансовые / Financial

Стратегии совладания / Coping strategies

0,435*

Досуг / Leisure

 

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

0,457*

Досуг / Leisure

0,376*

Взаимоотношения / Relationship goals

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

0,516**

Досуг / Leisure

 

 

 

Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev  

Стратегии совладания / Coping strategies

-0,481*

 Внешность / Appearance

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

-0,463*

 Внешность / Appearance

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

-0,441*

 Внешность / Appearance

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).

Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).

 

У обучающихся группы 1 выявлены следующие прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:

  • «Доверием» в межличностных отношениях и «Процессом», «Локусом контроля — Я», «Осмысленностью жизни», постановкой «Финансовых целей»;
  • «Стратегиями совладания» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
  • «Ценностно-смысловой сферой» и «Процессом», «Локусом контроля — Я»;
  • «Посттравматическим ростом» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность»;
  • «Индексом психологической безопасности личности» и «Локусом контроля — Я», внешним стремлением «Внешность».

Выявленные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности, необходимые для организации обучающимися различных видов деятельности.

Определены следующие обратные (положительные) значимые связи между:

  • «Стратегиями совладания» и «Посттравматическим ростом»;
  • «Индексом психологической безопасности личности» и постановкой целей в сфере «Досуга»;
  • «Посттравматическим ростом» и целями «Взаимоотношений».

Названные жизненные цели рассматриваются как риски психологической безопасности личности обучающихся.

В данной группе не выявлено связей между компонентами психологической безопасности личности и характеристиками саморегуляции, а также между «Уважением к другим» психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.

Таблица 6 / Table 6

Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся с низким уровнем психологической безопасности личности / Results of correlation analysis of students with low levels of psychological safety of personality

 

Экспресс-диагностика психологической безопасности личности И.И. Приходько / Express diagnostics of psychological safety of personality by I.I. Prikhodko

 

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева / Test of life orientations (LO), adaptation by D.A. Leontiev

Доверие / Trust

-0,512* 

Результат / Life Effectiveness 

-0,527*

Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

-0,560**

Цели / Goals in Life

-0,476*

Процесс / Life Process

-0,526*

Результат / Life Effectiveness 

-0,771***

Общий показатель ОЖ / General Index of Meaningfulness of Life

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

-0,481* 

Результат / Life Effectiveness 

 

 

Опросник 10 жизненных целей Харламенковой Н.Е. / Questionnaire of 10 life goals by N.E. Kharlamenkova

Доверие / Trust

-0,499*

Профессиональные / Professional

0,536*

Финансовые / Financial

Уважение к другим / Respect

-0,477*

Профессиональные / Professional

-0,517*

Здоровье / Health Maintenance

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

-0,659**

Профессиональные / professional

0,530*

Финансовые / Financial

-0,563**

Взаимоотношения / Relationship goals

Индекс психологической безопасности личности / Index of psychological safety of the individual

-0,582**

Профессиональные / Professional 

 

 

Опросник «Индекс стремлений», адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева / Questionnaire “Index of aspirations”, adaptation by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev

Уважение к другим / Respect

-0,529*

  Самовыражение / Self-Expression

 

 

Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой / Methodology “Style of self-regulation of behavior” by V.I. Morosanova

Стратегии совладания / Coping strategies

0,570**

Планирование / Planning 

Посттравматический рост / Post-traumatic growth

0,446*

Моделирование / Modeling

0,517*

Гибкость / Flexibility

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); «***» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).

Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided); «***» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).

У обучающихся группы 2 выявлены прямые (отрицательные) значимые связи между компонентами психологической безопасности личности и целеполагания:

  • «Доверием» в межличностных отношениях и «Результатом», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями»;
  • «Уважением» к другим и «Профессиональными целями», целями сохранения «Здоровья», внутренним стремлением к «Самовыражению»;
  • «Посттравматическим ростом» и «Целями», «Процессом», «Результатами», «Осмысленностью жизни», «Профессиональными целями», целями «Взаимоотношений»;
  • «Индексом психологической безопасности личности» и «Результатом», «Профессиональными целями».

Обнаруженные взаимосвязи рассматриваются как ресурсы психологической безопасности обучающихся, которые они реализуют для организации жизнедеятельности.

У обучающихся данной группы диагностированы обратные (положительные) значимые связи между:

  • «Доверием» и «Профессиональными целями»;
  • «Стратегиями совладания» и «Планированием»;
  • «Посттравматическим ростом» и «Финансовыми целями», «Моделированием», «Гибкостью».

Представленные достоверные связи необходимо рассматривать как риски психологической безопасности личности обучающихся данной группы.

У обучающихся группы 2 не выявлены связи между ценностно-смысловым вектором жизнедеятельности психологической безопасности личности и компонентами целеполагания.

Обсуждение результатов

Полученные результаты показали, что целеполагание представляет собой не только ресурс, но и потенциальный риск психологической безопасности личности. В нашем исследовании целеполагание рассматривалось как инициативная ориентировка в единстве компонентов смыслового, целевого и операционного уровня. Выявлены особенности целеполагания обучающихся старших классов с разным уровнем психологической безопасности личности.
Сформированность компонентов смыслового уровня важна, поскольку обучающиеся старших классов находятся в поиске собственной системы смыслов и ценностей жизни, определяющих их жизненные цели и психологическую безопасность личности. В случае низкого уровня смысложизненных ориентаций обучающиеся при выборе своего профессионального пути вынуждены полагаться на внешнюю информацию, мнение окружающих (Проскурякова, Зайцева, Аргентова, Леонтьева, 2024). Низкая степень осмысленности жизни связана с неопределенностью жизненных целей, слабой ориентированностью на групповые ценности и смыслы, отчужденностью от общегрупповых действий (Казаева, Курочкина, Токарева, 2023).
У обучающихся группы 1 приоритетными ресурсами психологической безопасности личности являются «Локус контроля — Я», «Процесс» и «Осмысленность жизни»; у обучающихся группы 2 — «Результат», «Осмысленность жизни», «Цель» и «Процесс».
Стремление обучающихся группы 1 достигать цели в собственной жизни («Локус контроля — Я») выступает основой для проявления «Доверия» во взаимодействии с окружающими, реализации стратегий совладания, осознанного отношения к жизненным ситуациям и посттравматическому росту. Обучающиеся данной группы считают «Процесс» своей жизни насыщенным интересными переживаниями, событиями, наполненным смыслом, что позволяет им проявлять доверие во взаимодействии с окружающими, осознанно относиться к жизненным ситуациям. Стремление к поиску смысла жизни («Общий показатель ОЖ») активизирует у обучающихся группы 1 важность доверительного общения с окружающими
Удовлетворенность обучающимися группы 2 достигнутыми «Результатами» — важный ресурс для проявления «Доверия» к окружающим, позитивного «Посттравматического роста» и, в целом, психологической безопасности личности. Понимание смысла жизни («Общий показатель ОЖ») активизирует у обучающихся результативность в достижении поставленных целей. Планируемые обучающимися осмысленные «Цели» способствуют «Посттравматическому росту» в трудных жизненных ситуациях. Понимание «Процесса» жизни обучающимися как наполненного событиями, открытием новых смыслов позволяет им рассматривать трудности как позитивный «Посттравматический рост» и развитие.
Полученные нами результаты совпадают с данными о том, что высокий уровень смысложизненных ориентаций позволяет обучающимся уверенно определять свои цели, адекватно прогнозировать перспективы будущей профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (Шаповалов, Шуванов, Шуванова, 2023).

На целевом уровне происходит осознанное формулирование и конкретизация желаемых целей, соотнесение их с базовыми потребностями, собственными возможностями и ограничениями.

Постановка и реализация «Финансовых целей» обучающимися группы 1 связана с проявлением «Доверия» к окружающим. Чем меньше обучающиеся данной группы уделяют внимания целям «Досуга», тем чаще они ориентированы на «Стратегии совладания», «Посттравматический рост» и «Психологическую безопасность личности». Повышенное внимание к налаживанию «Взаимоотношений» может замедлить процесс «Посттравматического роста». Внешнее стремление обучающихся данной группы к привлекательной «Внешности» определяет выбор «Стратегий совладания», направленность на «Посттравматический рост», повышает психологическую безопасность личности. Важно, чтобы в ситуации изменений в современном обществе у обучающихся подросткового возраста преобладали внутренние стремления (Гордеева, Сычев, Егоров, 2023). Если доминируют внешние, то базовые потребности удовлетворяются косвенно или становятся недостижимыми, что может привести не только к переживанию неудовлетворенности достигнутым, но и к отчужденности, межличностной изоляции (Казаева, Курочкина, Токарева, 2023). Старшеклассники с преобладающими внешними устремлениями испытывают сниженное благополучие, проявляют высокую склонность к поведению, связанному со значительными рисками для здоровья, личностного роста, самореализации и понимания смысла жизни (Williams et al., 2000).
Постановка обучающимися группы 2 «Профессиональных» целей укрепляет «Доверие» в межличностных отношениях, но ориентация на «Финансовые» цели может его ослабить. Стремление ставить «Профессиональные цели» и цели поддержания «Здоровья» повышают «Уважение» к окружающим и «Психологическую безопасность личности». Четкие «Профессиональные цели» и цели «Взаимоотношений» способствуют посттравматическому росту — наличие «Финансовых целей» снижает его. Внутреннее стремление к «Самовыражению» повышает «Уважение» в отношениях с окружающими. Внутренние стремления направлены на удовлетворение базовых потребностей в установлении надежных и близких отношений, проявление самостоятельности, творческой самореализации, что повышает психологическую безопасность личности (Казаева, Курочкина, Токарева, 2023).
На операционном уровне развертывается активная деятельность по достижению поставленных целей, предполагающая оперативную коррекцию в соответствии с желаемыми целями в зависимости от изменяющихся ситуаций, все это предполагает сформированную систему осознанной и оперативной саморегуляции, необходимой для достижения конечного результата. Исследователи отмечают фундаментальное значение осознанной и оперативной саморегуляции, особенно для обучающихся старших классов (Ишмуратова, Потанина, Бондаренко, 2021). Результаты нашего исследования раскрывают слабую сформированность компонентов саморегуляции и противоречивость их связей с психологической безопасностью личности.
У обучающихся группы 1 не выявлены связи показателей саморегуляции и психологической безопасности личности, несмотря на то что по «Планированию» осознанных, реалистичных целей, «Гибкости» в их коррекции, «Общему уровню саморегуляции» показатели выше, чем у обучающихся группы 2. Можно предположить, что высокий уровень психологической безопасности личности в группе 1 повышает не только устойчивость к изменениям ситуации, но и нежелание выходить из «зоны комфорта», что, видимо, в меньшей степени предполагает применение механизмов саморегуляции.
У обучающихся группы 2 диагностированы обратные (положительные) значимые связи саморегуляции и психологической безопасности личности. Сложности осознанной саморегуляции «Планирование» повышают необходимость применения обучающимися в качестве компенсации «Стратегий совладания». Слабо сформированные навыки оперативной саморегуляции «Моделирования» и «Гибкости» могут спровоцировать травматическую ситуацию при трудностях в достижении желаемых целей, однако преодоление ее последствий может привести к «Посттравматическому росту».

Заключение

Во взаимодействии с окружающей средой происходят постоянные изменения самой ситуации и субъекта. Происходящие изменения предполагают внутреннюю устойчивость личности для сохранения психологической безопасности на основе понимания базовых смыслов, значимости ситуации и открытости субъекта происходящим изменениям.  Целеполагание как инициативная ориентировка в ситуации на смысловом, целевом и операционном уровнях предоставляет субъекту возможность быть гибким, адаптированным к меняющимся обстоятельствам, тем самым удовлетворять базовые потребности в признании и защите, не только сохранять, но и обновлять субъективное представление о психологической безопасности личности. Ключевой аспект в понимании целеполагания как ресурса психологической личности состоит в сформированности всех его компонентов.

Исследование показало, что у всех обучающихся по смысложизненным ориентациям «Процесс», «Локус контроля — жизнь» преобладают низкие баллы, раскрывающие еще недостаточную осмысленность целей, их направленность на прошлое, а также слабую предсказуемость будущих перспектив. Снижает психологическую безопасность личности преобладание у обучающихся внешних стремлений над внутренними, слабая сформированность регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств саморегуляции произвольной активности в жизненных ситуациях. 

Полученные результаты конкретизируют представления о том, что компоненты целеполагания на смысловом уровне преимущественно выступают в качестве ресурсов психологической безопасности личности у обучающихся, принимающих участие в исследовании. Компоненты целеполагания на целевом и операционном уровнях могут быть как ресурсами, повышающими психологическую безопасность личности обучающихся, так и рисками, снижающими ее. Педагогам-психологам необходимо своевременно отслеживать потенциальные проблемы целеполагания у обучающихся и оказывать психологическую помощь для повышения уровня психологической безопасности личности.

Anna L. Litvinova

Moscow State University of Psychology & Education

Author for correspondence.
Email: annaviktorovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6783-3144
SPIN-code: 7540-5005

Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology

Inga А. Korneeva

Municipal educational institution "Secondary school No. 4 named after Hero of the Soviet Union L.M. Dovator"

Email: inga.a.korneeva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-6584-9549

Russian Federation, Moscow region,Istra district,Dedovsk, Lenin street, 4 Master's student, educational psychologist

Igor О. Kotenev

Moscow State University of Psychology & Education

Email: ikotenev@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1336-5546
SPIN-code: 6441-7736

Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology

    1. Баева, И.А. (2024). Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(3), 5— https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
  1. Baeva, I.A. (2024). Psychological safety of the educational environment: formation of direction and development prospects. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(3), 5—19. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010301

    1. Гордеева' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/83368/source:default">Гордеева, Т.О.,' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/164832/source:default"> Сычев, О.А., Егоров' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/47641/source:default">Егоров, В' target='_blank'>http://opac.hse.ru/absopac/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/47641/source:default">В.А. (2023). Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника «индекс стремлений». Психологический журнал, 44(4), 49—62. https://doi.org/31857/S020595920027085-9
  2. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A, Egorov, V.A. (2023). Diagnostics of life goals: a short version of the “aspiration index” questionnaire. Psychological Journal, 44(4), 49—62. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920027085-9

    1. Зотова, О.Ю., Тарасова, Л.В., Васьков, Д.Н. (2022). Потребность в безопасности и опыт близких отношений в подростковом возрасте. Ярославский педагогический вестник, 4(127), 117—129. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-117-129
  3. Zotova, O.Yu., Tarasova, L.V., Vaskov, D.N. (2022). The Need for Security and the Experience of Close Relationships in Adolescence. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4(127), 117—129. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-117-129

    1. Ишмуратова, Ю.А., Потанина, А.М., Бондаренко, И.Н. (2021). Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения. Психологическая наука и образование, 26(5), 17—29. https://doi. org/10.17759/pse.2021260502
  4. Ishmuratova, Yu.A., Potanina, A.M., Bondarenko, I.N. (2021). Impact of Conscious Self-Regulation, Engagement, and Motivation on Academic Performance of Schoolchildren during Different Periods of Study. Psychological Science and Education, 26(5), 17—29. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/pse.2021260502

    1. Казаева, Е.А., Курочкина, И.А., Токарева, Ю.А. (2023). Отчужденность и поиск смысла жизни: психологический портрет современного подростка. Перспективы науки и образования, 4(64), 488—503. https://doi. org/10.32744/ pse.2023.4.30
  5. Kazaeva, E.A., Kurochkina, I.A., Tokareva, Yu.A. (2023). Alienation and the Search for the Meaning of Life: A Psychological Portrait of a Modern Teenager. Prospects of Science and Education, 4(64), 488—503. (In Russ.). https://doi. org/10.32744/ pse.2023.4.30

    1. Калимуллина, О.А., Ничипоренко, Н.П. (2023). Социально-психологические индикаторы безопасности личности в образовательной среде. Самарский научный вестник, 12(3), 251—257. https://doi. org/10.55355/snv2023123305
  6. Kalimullina O.A., Nichiporenko N.P. (2023). Social and Psychological Indicators of Personal Safety in the Educational Environment. Samara Scientific Bulletin, 12(3), 251—257. (In Russ.). https://doi. org/10.55355/snv2023123305

    1. Леонтьев, Д.А., Сучков, Д.Д. (2015). Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия. Психологические исследования, 8(44), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503
  7. Leontiev, D.A., Suchkov, D.D. (2015). Setting and Achieving Goals as a Factor in Psychological Well-Being. Psychological Research, 8(44), 1. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503

    1. Литвинова, А.В., Котенева, А.В., Кокурин, А.В., Иванов, В.С. (2021). Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современная зарубежная психология, 10(1), 8 https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101
  8. Litvinova, A.V., Koteneva, A.V., Kokurin, A.V., Ivanov, V.S. (2021). Problems of psychological safety of a person in extreme conditions of life. Modern Foreign Psychology, 10(1), 8—16. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/jmfp.2021100101

    1. Литвинова, А.В. (2022). Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости. Интеграция образования, 26(4), 708— https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
  9. Litvinova, A.V. (2022). Goal-setting among students with different levels of academic achievement. Integration of Education, 26(4), 708—721. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721

    1. Миронов, А.В., Власова, Е.А. (2020). Развитие способности к целеполаганию у подростков посредством социально-психологического тренинга. Научное обозрение. Педагогические науки, 3, 63 https://doi.org/10.17513/srps.2300
  10. Mironov, A.V., Vlasova, E.A. (2020). Development of goal-setting ability of adolescents through social and psychological training. Scientific review. Pedagogical sciences, 3, 63—70. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/srps.2300

    1. Никитская, М.Г. (2022). Цели учебных достижений и направленность личности в структуре учебной мотивации подростков. Психолого-педагогические исследования, 14(2), 19 https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140202
  11. Nikitskaya, M.G. (2022). Goals of academic achievements and personality orientation in the structure of academic motivation of adolescents. Psychological and pedagogical research, 14(2), 19—31. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140202

    1. Ольхова, Ю.В., Сафонова, М.В. (2022). Ценностно-смысловой компонент компетентности жизнестроительства как основа для проектирования образовательной среды в экзистенциальной парадигме. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 1(59), 55—56. https://doi.org/25146/1995-0861-2022-59-1-317
  12. Olkhova, Yu.V., Safonova, M.V. (2022). Value-semantic component of life-building competence as a basis for designing educational environment in existential paradigm. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Bulletin of KSPU), 1(59), 55—56. (In Russ.). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-317

    1. Подольская, О.А. (2023). Готовность подростков к выбору социально-ценностных жизненных стратегий. Педагогический журнал, 13(9-1), 13—19. https://doi.org/10.34670/AR.2023.94.39.001
  13. Podolskaya, O.A. (2023). Adolescents' readiness to choose social-value life strategies. Pedagogical Journal, 13(9-1), 13—19. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2023.94.39.001

    1. Проскурякова, Л.А., Зайцева, В.А., Аргентова, Л.В., Леонтьева, О.Г. (2024). Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы личности старших подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях разных типов. Теория и практика социогуманитарных наук, 2(26), 61—69.
  14. Proskuryakova, L.A., Zaitseva, V.A., Argentova, L.V., Leontyeva, O.G. (2024). Comparative analysis of the value-semantic sphere of the personality of older adolescents studying in general educational institutions of different types. Theory and practice of social and humanitarian sciences, 2(26), 61—69. (In Russ.).

    1. Тылец, В.Г., Краснянская, Т.М., Иохвидов, В.В. (2022). Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия. Социальная психология и общество, 13(1), 159 https://doi.org/10.17759/sps.2022130110
  15. Tylets, V.G., Krasnyanskaya, T.M., Iokhvidov, V.V. (2022). Scenarios of personal safety of the subject of conflict interaction. Social Psychology and Society, 13(1), 159—173. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2022130110

    1. Фещенко, Е.М., Голубева, Г.Ф., Спасенников, В.В., Хангалдян, А.А. (2024). Смысложизненные ориентации подростков с разными культурно-национальными особенностями. Российский психологический журнал, 21(2), 133—150. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.8
  16. Feshchenko, E.M., Golubeva, G.F., Spasennikov, V.V., Khangaldyan, A.A. (2024). Meaning-in-Life Orientations in Adolescents with Different Cultural and Ethnic Characteristics. Russian Psychological Journal, 21(2), 133—150. (In Russ.). https://doi.org/10.21702/rpj.2024.2.8

    1. Шаповалов, В.И., Шуванов, И.Б., Шуванова, В.П. (2023) Связь профессионального самоопределения старшеклассников с уровнем развития смысложизненных ориентаций. Современные наукоемкие технологии. Психологические науки. 7, 221—226. https://doi.org/10.17513/snt.39720
  17. Shapovalov, V.I., Shuvanov, I.B., Shuvanova, V.P. (2023). The relationship of professional self-determination of high school students with the level of development of life orientations. Modern science-intensive technologies. Psychological sciences, 7, 221—226. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/snt.39720

    1. Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Publications. 756 p.
    2. Williams, G.C., et al. (2000). Extrinsic life goals and health-risk behaviors in adolescents. Journal of Applied Social Psychology, 30(8), 1756—1771.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2025 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy