Aggression and auto-aggression in the mirror of adolescents’ self-attitude
- Authors: Ekimova i.I.1, Golik T.Y.1, Levchenko A.V.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 2, No 2 (2025)
- Pages: 170-189
- Section: Problems of Psychological Safety in Age-Related Psychology
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6709
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020210
- Cite item
Abstract
Введение
Интересное объяснение данного феномена предлагает H. Ybrandt, исходя из взаимосвязей Я-концепции личности и процессов интернализации/экстернализации проблемного поведения в подростковом возрасте. В соответствии с данной моделью позитивное самоотношение и самооценка являются наиболее важными факторами социальной адаптации и защиты от проблемного поведения, а негативная самооценка — фактором риска интернализации проблем. В свою очередь, интернализация проблемного поведения (тревога, депрессия и др.) предопределяет его экстернализацию — агрессивное и делинквентное поведение (Ybrandt, 2008). В подтверждение данной позиции было установлено, что у подростков в возрасте 15—16 лет имеет место более тесная взаимосвязь негативной самооценки и проявлений проблемного поведения, чем у представителей младшего и старшего этапов данного возраста (Torregrosa, Ingles, Garcia-Fernandez, 2011).
Агрессивные поведенческие паттерны закрепляется ввиду того, что они «деструктивно эффективны», так как позволяют подростку защищать свои личные границы, сохранять или усиливать контроль над значимым социальным окружением, а также способствуют компенсаторному формированию чувства собственной значимости и ценности. Если открытое проявление агрессии является социально неприемлемым, личность с агрессивными тенденциями может направлять их на себя, трансформируя в различные формы аутоагрессии: самобичевание, самоунижение, самоповреждение, вплоть до попыток суицида. Ряд авторов понимает под аутоагрессивными проявлениями вторичную психологическую защиту, в результате которой негативные эмоции перенаправляются с внешнего объекта на себя (Наквасина и др., 2019). Проявления подростковой агрессии и аутоагрессии могут усугубляться динамикой течения возрастного кризиса, неустойчивостью самооценки, а также выступать в качестве дезадаптивного способа реагирования на ситуации фрустрации потребностей, позволяя справиться с напряжением и негативными эмоциями.
В этой связи представляет интерес концепция «двойного вреда» (dual-harm), то есть одновременного причинения вреда самому себе и проявления агрессии по отношению к другим (Shafti et al., 2022). Такое поведение привлекает особое внимание специалистов, так как распространено в сфере уголовного правосудия и судебной экспертизы (Steinhoff et al., 2023). Имеются данные о том, что по сравнению с лицами, причинившими односторонний вред, причинившие двойной вред с большей вероятностью пережили в период взросления жестокое обращение, насилие в семье, лишение заботы и игнорирование потребностей. Для них характерны психотические симптомы, зависимость от психоактивных веществ, а также эмоциональные и личностные расстройства (Shafti et al., 2022; Steinhoff et al., 2023).
Дополнительная гипотеза: подростки с аутоагрессивными проявлениями не принимают себя, склонны к самообвинениям и используют самоповреждения преимущественно для снятия напряжения и восстановления контроля.
Материалы и методы
Всего в исследовании приняло участие 44 подростка, проживающих на территории города Москвы (N = 44, из них женского пола 23 (52%), мужского пола — 21 (48%), в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст — 14,6 года), все без явных признаков психологической травматизации, когнитивных и психических нарушений).
При исследовании применялись следующие методики:
- опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина, предназначенный для определения направленности агрессии на себя или на других (Ильин, 2004);
- опросник Л.Г. Почебут «Тест агрессивности», четыре шкалы которой определяют гетероагрессивные проявления и одна — аутоагрессивные (Почебут, 2012);
- методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (Романова, 2008);
- шкала причин самоповреждающего поведения, направленная на выявление способов и стратегий самоповреждения (Польская, 2014).
Исследование проводилось весной 2024 года в индивидуальном режиме, участие в нем было добровольным и анонимным. После получения подробных инструкций каждый респондент заполнял комплект методик.
Статистический анализ данных выполнялся с помощью программ пакета SPSS Statistica for Windows, использовались описательные статистики, методы непараметрической статистики, корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Результаты
Исходя из гипотез исследования, на основании результатов опросника ауто- и гетероагрессии выборка была разбита на три группы, различающиеся по уровню и направленности агрессии. В группу «Неагрессивные» вошли подростки, у которых значения показателей по обеим шкалам теста не превышали нормативных (9 чел., 20,5%); в группу «Агрессивные» были включены те, у кого показатели по шкале гетероагрессии были повышены и доминировали (19 чел., 43,2%), а в группу «Аутоагрессивные» — подростки с наиболее высоким уровнем аутоагрессии (16 чел., 36,3%). В дальнейшем оценка статистической достоверности различий проводилась при сравнении показателей «агрессивных» и «аутоагрессивных» подростков с результатами нормативной — «неагрессивной» группы.
Сравнение форм проявления агрессии в трех группах выявило, что у агрессивных подростков превалируют вербальная и физическая агрессивность, показатели которых выше нормативного уровня. У аутоагрессивных подростков нормативы оказались превышены по шкалам «Самоагрессия» и «Эмоциональная агрессия», при этом межгрупповые различия по данным показателям были статистически достоверны (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Значимые различия по формам проявления агрессии (критерий Манна-Уитни) (N = 44)
Significant differences in the forms of aggression (Mann-Whitney test) (N = 44)
Формы агрессии Forms of aggression | Неагрессивные/ Non-aggressive | Агрессивные/ Aggressive | Ρ | Неагрессивные/ Non-aggressive | Аутоагрессивные/Autoaggressive | Ρ |
Вербальная агрессия / Verbal aggression | 2,2 ± 0,92 | 4,8 ± 2,28 | 0,02* |
|
|
|
Физическая агрессия / Physical aggression | 2,4 ± 1,90 | 4,8 ± 1,48 | 0,04* |
|
|
|
Эмоциональная агрессия / Emotional aggression |
|
|
| 2,8 ± 1,7 | 4,2 ± 1,99 | 0,10 |
Самоагрессия/Autoaggression |
|
|
| 2,9 ± 1,6 | 6,2 ± 2,05 | 0,003** |
Общий уровень агрессии / The general level of aggression | 13,2 ± 5,8 | 18,4 ± 5,1 | 0,10 | 13,2 ± 5,8 | 21,4 ± 7,7 | 0,02* |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне 0,05; «**» — различия значимы на уровне 0,01.
Note: «*» — differences are significant at 0.05; «**» — differences are significant at 0.01.
Итак, в контексте межличностного взаимодействия для агрессивных подростков характерно вербальное выражение агрессии, сквернословие и словесные оскорбления, они также проявляют готовность к применению физической силы по отношению к другим людям. В свою очередь, подростки с аутоагрессивными проявлениями имеют самый высокий уровень общей агрессивности, которую направляют на себя, они также склонны к эмоциональному отчуждению и подозрительности.
Сравнение параметров самоотношения по методике С.Р. Пантилеева в трех группах подростков обнаружило значимые различия между агрессивными и неагрессивными подростками по шкалам «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение». Различия показателей между группами неагрессивных и аутоагрессивных подростков оказались значимыми по шести шкалам опросника (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Значимые различия между группами подростков по показателям самоотношения (критерий Манна-Уитни) (N = 44)
Significant differences between groups of adolescents in self-attitude (Mann-Whitney test) (N = 44)
Самоотношение/Self-attitude | Неагрессивные/ Non-aggressive | Агрессивные/ Aggressive | Ρ | Неагрессивные/ Non-aggressive | Аутоагрессивные/Autoaggressive | Ρ |
Самоуверенность/Self-confidence | 8,0 ± 1,25 | 6,2 ± 2,28 | 0,099 | 8,0 ± 1,25 | 6,2 ± 1,64 | 0,01** |
Отраженное самоотношение / Reflected self-attitude | 7,3 ± 1,63 | 5,2 ± 2,86 | 0,10 | 7,3 ± 1,63 | 4,9 ± 1,27 | 0,003** |
Саморуководство/Self-guidance |
|
|
| 6,7 ± 1,05 | 5,3 ± 1,58 | 0,05* |
Самоценность/Self-value |
|
|
| 8,1 ± 1,91 | 5,9 ± 1,61 | 0,017* |
Внутренняя конфликтность / Internal conflict | 4,8 ± 1,46 | 2,8 ± 0,78 | 0,028* | 4,8 ± 1,5 | 6,6 ± 1,86 | 0,05* |
Самообвинение/Self-accusation | 4,3 ± 2,65 | 2,4 ± 1,86 | 0,10 | 4,3 ± 2,7 | 7,0 ± 2,06 | 0,10 |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне 0,05; «**» — различия значимы на уровне 0,01.
Note: «*» — differences are significant at 0.05; «**» — differences are significant at 0.01.
Итак, самоотношение агрессивных подростков можно определить как проблемно-противоречивое: они не склонны к сомнениям и к самокритике, что позволяет сохранять уверенность и самоконтроль в привычных ситуациях, однако на фоне недостаточной уверенности в себе при неожиданно возникших трудностях у них нарастает тревога, внутреннее напряжение и проявляется готовность к подчинению внешним воздействиям. Сниженным у агрессивных подростков является показатель отраженного самоотношения: они не уверены в позитивном отношении к себе со стороны других, что может провоцировать бурную реакцию на замечания, обусловленную ощущением собственной несостоятельности и восприятием окружающего мира как угрожающего для их самооценки. Как результат, агрессивным подросткам свойственно отрицание своих проблем, обвинение и порицание других, а также перенесение ответственности за свои неудачи на окружающих.
Аутоагрессивные подростки, напротив, внутренне конфликты и склонны к самообвинениям, они признают собственные проблемы, а в неожиданно трудных ситуациях теряют работоспособность, уверенность в себе и способность к контролю. С точки зрения аутоагрессивных подростков положительное отношение окружающих возможно только при наличии определенных качеств, а иные личностные проявления могут вызывать лишь раздражение и неприятие, то есть они не уверены в позитивном отношении к себе со стороны других, сами считают свои качества малоценными, и потому особенно чувствительны к критике. Аутоагрессивный подросток находится в состоянии постоянного контроля собственного «Я» и саморефлексии, которая переходит в самокопание, самообвинение, что в сочетании с высокими требованиями к себе приводит к хроническому напряжению, внутреннему конфликту и осуждению себя, как источника собственных неудач.
Проверка статистических гипотез позволяет сделать вывод о подтверждении основной гипотезы исследования: агрессивные и аутоагрессивные поведенческие проявления находят отражение в интрапсихическом пространстве личности подростка, в проблемах самоотношения, в частности в недостаточной уверенности в себе и в своем принятии значимыми другими.
Кроме того, оказалось, что риск-фактором, провоцирующим подростковую агрессивность/аутоагрессивность, является «дефицит уверенности», сочетающийся у агрессивных подростков со сниженной критичностью и ригидностью внутренней позиции, а у аутоагресивных — напротив, с внутренней противоречивостью и самообвинением. Заметим, что позиционирование самоотношения подростков двух групп не столь различно, как может показаться, так как имеют общую основу — несформированность рефлексивно-субъектной позиции, позволяющей объективно оценивать ситуацию и свои возможности, что в обоих случаях приводит к нарастанию агрессивности и к аффективным срывам.
Корреляционный анализ показателей агрессии и аутоагрессии с параметрами самоотношения подростков (табл. 3) обнаружил многочисленные значимые положительные и отрицательные взаимосвязи, что указывало на взаимовлияние и взаимообусловленность исследуемых интер- и интрапсихических феноменов.
Таблица 3 / Table 3
Результаты корреляционного анализа показателей самоотношения подростка с проявлениями агрессии и аутоагрессии (по Спирмену) (N = 44)
The results of the correlation analysis of adolescent’ self-attitude with aggression and autoaggression (according to Spearman) (N = 44)
Формы агрессии / Forms of aggression | Самоотношение/Self-attitude | ||||
Открытость/Openness | Самоуверенность/Self-confidence | Самопринятие/Self-acceptance | Внутренняя конфликтность / Internal conflict | Самообвинение/Self-accusation | |
Аутоагрессия/Autoaggression | -0,42** | -0,35* | -0,44** | 0,49** | 0,74*** |
Гетероагрессия/Heteroaggression |
| -0,51** |
| -0,37* |
|
Вербальная агрессия / Verbal aggression | -0,48** | -0,44** |
|
|
|
Физическая агрессия / Physical aggression |
| -0,37* |
|
|
|
Предметная агрессия / Objective aggression |
| -0,42** |
| 0,41** | 0,37* |
Эмоциональная агрессия / Emotional aggression | -0,63*** | -0,36* |
| 0,45** | 0,56*** |
Самоагрессия/Self- aggression |
|
|
| 0,45** | 0,32* |
Общий уровень агрессии / The general level of aggression | -0,52** | -0,52** |
| 0,47** |
|
Примечание: «*» — р < 0,05; «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Note: «*» — р < 0,05; «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Можно заметить, что уверенность подростка в себе (шкала «Самоуверенность») оказалась наиболее мощным личностным фактором противодействия как общей агрессивности (r =-0,52), так и гетеро– (г = -0,51), и аутоагрессивным (г = -0,35) тенденциям. Открытость подростка тоже препятствовала проявлениям агрессивности (г = -0,52), прежде всего эмоциональной (г = -0,63) и вербальной (г = -0,48), а также аутоагрессии (г = -0,42). И напротив, внутренняя конфликтность заметно усиливала как общую агрессивность (г = 0,47), в частности предметную (г = 0,41) и эмоциональную (г = 0,45), так и аутоагрессивность (г = 0,49). В свою очередь, самообвиняющая позиция подростка жестко детерминировала, фактически предопределяла его аутоагрессивное поведение (г = 0,76), а также провоцировала повышение эмоциональной (г = 0,56), и предметной (г = 0,37) агрессивности.
Можно предположить, что самоотношение подростка является внутренним фактором регуляции агрессивных и аутоагрессивных поведенческих проявлений: уверенность в себе и открытость межличностным контактам способствуют снижению деструктивных тенденций, в то время как внутренняя конфликтность и самообвиняющая позиция провоцируют у подростков агрессию и аутоагрессию.
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей самоповреждающего поведения и самоотношения подростков представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Результаты корреляционного анализа показателей самоотношения подростка с причинами и стратегиями самоповреждающего поведения (по Спирмену) (N = 44)
The results of a correlation analysis of a teenager's self-attitude with the causes of self-harming behavior (according to Spearman) (N = 44)
Параметры / Parameters | R | |
Открытость/Openness | Инструментальные самоповреждения | - 0,59*** |
Соматические самоповреждения | - 0,49** | |
Избавление от напряжения | - 0,60*** | |
Воздействие на других | - 0,68*** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | - 0,50** | |
Самопривязанность/Self-attachment | Инструментальные самоповреждения | - 0,41** |
Самопринятие/Self-acceptance | Соматические самоповреждения | - 0,41** |
Избавление от напряжения | - 0,50** | |
Воздействие на других | - 0,47** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | - 0,62*** | |
Самообвинение/Self-accusation | Инструментальные самоповреждения | 0,63*** |
Соматические самоповреждения | 0,67*** | |
Восстановление контроля над эмоциями | 0,45** | |
Избавление от напряжения | 0,58*** | |
Воздействие на других | 0,50** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | 0,48** | |
Внутренняя конфликтность / Internal conflict | Восстановление контроля над эмоциями | 0,49** |
Избавление от напряжения | 0,49** | |
Воздействие на других | 0,44** |
Примечание: «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Обсуждение результатов
Заключение
iropse@mail.ru I. Ekimova
Moscow State University of Psychology and Education
Author for correspondence.
Email: iropse@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1480-3571
SPIN-code: 4748-3246
Scopus Author ID: 57204642032
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Doctor in Psychology, Professor, Head of Chair of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Department of Extreme Psychology
Tatjana Y. Golik
Moscow State University of Psychology and Education
Email: goliktyu@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0003-8579-3328
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Magister in Psychology, Specialist in Educational Process Organization, Department of Extreme Psychology
Anastasija Valerjevna Levchenko
Moscow State University of Psychology and Education
Email: levchenkoav@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0001-1425-2095
SPIN-code: 4316-9740
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 Assistant, Chair of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Department of Extreme Psychology
- Абрамова, А.А., Ениколопов, С.Н., Ефремов, А.Г., Кузнецова, С.О. (2018). Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями. Клиническая и специальная психология, 7(2), 21—40. https://doi.org/17759/cpse.2018070202
Abramova, A.A., Enikolopov, S.N., Efremov, A.G., Kuznetsova, S.O. (2018). Auto-aggressive non-suicidal behavior as a way of coping with negative emotions. Clinical and Special Psychology, 7(2), 21—40. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpse.2018070202
Ambalova , S.A., Bekova, M.I. (2016). On the issue of the psychological features of educational activities and aggressive behavior of younger schoolchildren. The Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 5(2), 183—185. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskih-osobennostyah-uchebnoy-deyatelnosti-i-agressivnom-povedenii-mladshih-shkolnikov (viewed: 17.03.2025)
Bercovitz, L. Aggression : its courses, consequences, and control. Internet Archive. (In Engl.). URL: https://archive.org/details/aggressionitscau0000berk (viewed: 17.03.2025)
Vodyakha, S.A., Vodyakha, Yu.E., Mirzamamedova, G.F. (2018). Features of self-attitude of highly aggressive students. Pedagogical Education in Russia, 11, 152—156. (In Russ.). https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2018/2018-11/21.pdf (viewed: 17.03.2025)
Vygotsky, L. (2022). Adolescent’s Pedology. Psychological and social child’s development. St Petersburg: Piter. (In Russ.).
Ilyin, E.P. (2004). The psychology of individual differences. St Petersburg: Piter. 1278 p. (In Russ.).
Mamardashvily, M.K. (1990). Consciousness as a philosophical problem. Questions of Philosophy, 10, 3—18. (In Russ.). URL: https://studfile.net/preview/10430754/page:4/ (viewed: 17.03.2025)
Nakvasina, S.N., Lalaeva, R.I., Antokhin, E.Yu., Shlafer, A.M. (2019). The relationship between aggression, autoaggression, and stress management strategies in adolescence. Neurodynamics. Journal of Clinical Psychology and Psychiatry, 2, 65—74. (In Russ.). URL: https://smu.psychiatr.ru/wp-content/uploads/2019/07/%E2%84%962.pdf (viewed: 17.03.2025)
Pantileev, S.R. (1991). Self-attitude as an emotional-evaluative system. Moscow: MSU. 110 p. (In Russ.).
Polskaya, N.A., Razvalyaeva, A.Yu. (2022). Fundamentals of diagnosis and prevention of self-harming behavior. Moscow: MSUPE. 219 p. (In Russ.).
Pochebut, L.G. (2012). Cross-cultural and ethnic psychology. St Petersburg: Piter. 279 p. (In Russ.).
Romanova, E.S. (2008). Psychodiagnostics. St Petersburg: Piter. 517 p. (In Russ.).
Furmanov, I.A. (2013). Psychology of children with behavioral disorders. Moscow: Vlados-Press. 350 p. (In Russ.).
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.