Агрессия и аутоагрессия в зеркале самоотношения подростков
- Авторы: Екимова В.И.1, Голик Т.Ю.1, Левченко А.В.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 170-189
- Раздел: Проблемы психологической безопасности в возрастной психологии
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6709
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020210
- Цитировать
Аннотация
Ключевые слова
Введение
Интересное объяснение данного феномена предлагает H. Ybrandt, исходя из взаимосвязей Я-концепции личности и процессов интернализации/экстернализации проблемного поведения в подростковом возрасте. В соответствии с данной моделью позитивное самоотношение и самооценка являются наиболее важными факторами социальной адаптации и защиты от проблемного поведения, а негативная самооценка — фактором риска интернализации проблем. В свою очередь, интернализация проблемного поведения (тревога, депрессия и др.) предопределяет его экстернализацию — агрессивное и делинквентное поведение (Ybrandt, 2008). В подтверждение данной позиции было установлено, что у подростков в возрасте 15—16 лет имеет место более тесная взаимосвязь негативной самооценки и проявлений проблемного поведения, чем у представителей младшего и старшего этапов данного возраста (Torregrosa, Ingles, Garcia-Fernandez, 2011).
Агрессивные поведенческие паттерны закрепляется ввиду того, что они «деструктивно эффективны», так как позволяют подростку защищать свои личные границы, сохранять или усиливать контроль над значимым социальным окружением, а также способствуют компенсаторному формированию чувства собственной значимости и ценности. Если открытое проявление агрессии является социально неприемлемым, личность с агрессивными тенденциями может направлять их на себя, трансформируя в различные формы аутоагрессии: самобичевание, самоунижение, самоповреждение, вплоть до попыток суицида. Ряд авторов понимает под аутоагрессивными проявлениями вторичную психологическую защиту, в результате которой негативные эмоции перенаправляются с внешнего объекта на себя (Наквасина и др., 2019). Проявления подростковой агрессии и аутоагрессии могут усугубляться динамикой течения возрастного кризиса, неустойчивостью самооценки, а также выступать в качестве дезадаптивного способа реагирования на ситуации фрустрации потребностей, позволяя справиться с напряжением и негативными эмоциями.
В этой связи представляет интерес концепция «двойного вреда» (dual-harm), то есть одновременного причинения вреда самому себе и проявления агрессии по отношению к другим (Shafti et al., 2022). Такое поведение привлекает особое внимание специалистов, так как распространено в сфере уголовного правосудия и судебной экспертизы (Steinhoff et al., 2023). Имеются данные о том, что по сравнению с лицами, причинившими односторонний вред, причинившие двойной вред с большей вероятностью пережили в период взросления жестокое обращение, насилие в семье, лишение заботы и игнорирование потребностей. Для них характерны психотические симптомы, зависимость от психоактивных веществ, а также эмоциональные и личностные расстройства (Shafti et al., 2022; Steinhoff et al., 2023).
Дополнительная гипотеза: подростки с аутоагрессивными проявлениями не принимают себя, склонны к самообвинениям и используют самоповреждения преимущественно для снятия напряжения и восстановления контроля.
Материалы и методы
Всего в исследовании приняло участие 44 подростка, проживающих на территории города Москвы (N = 44, из них женского пола 23 (52%), мужского пола — 21 (48%), в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст — 14,6 года), все без явных признаков психологической травматизации, когнитивных и психических нарушений).
При исследовании применялись следующие методики:
- опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина, предназначенный для определения направленности агрессии на себя или на других (Ильин, 2004);
- опросник Л.Г. Почебут «Тест агрессивности», четыре шкалы которой определяют гетероагрессивные проявления и одна — аутоагрессивные (Почебут, 2012);
- методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (Романова, 2008);
- шкала причин самоповреждающего поведения, направленная на выявление способов и стратегий самоповреждения (Польская, 2014).
Исследование проводилось весной 2024 года в индивидуальном режиме, участие в нем было добровольным и анонимным. После получения подробных инструкций каждый респондент заполнял комплект методик.
Статистический анализ данных выполнялся с помощью программ пакета SPSS Statistica for Windows, использовались описательные статистики, методы непараметрической статистики, корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Результаты
Исходя из гипотез исследования, на основании результатов опросника ауто- и гетероагрессии выборка была разбита на три группы, различающиеся по уровню и направленности агрессии. В группу «Неагрессивные» вошли подростки, у которых значения показателей по обеим шкалам теста не превышали нормативных (9 чел., 20,5%); в группу «Агрессивные» были включены те, у кого показатели по шкале гетероагрессии были повышены и доминировали (19 чел., 43,2%), а в группу «Аутоагрессивные» — подростки с наиболее высоким уровнем аутоагрессии (16 чел., 36,3%). В дальнейшем оценка статистической достоверности различий проводилась при сравнении показателей «агрессивных» и «аутоагрессивных» подростков с результатами нормативной — «неагрессивной» группы.
Сравнение форм проявления агрессии в трех группах выявило, что у агрессивных подростков превалируют вербальная и физическая агрессивность, показатели которых выше нормативного уровня. У аутоагрессивных подростков нормативы оказались превышены по шкалам «Самоагрессия» и «Эмоциональная агрессия», при этом межгрупповые различия по данным показателям были статистически достоверны (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Значимые различия по формам проявления агрессии (критерий Манна-Уитни) (N = 44)
Significant differences in the forms of aggression (Mann-Whitney test) (N = 44)
Формы агрессии Forms of aggression | Неагрессивные/ Non-aggressive | Агрессивные/ Aggressive | Ρ | Неагрессивные/ Non-aggressive | Аутоагрессивные/Autoaggressive | Ρ |
Вербальная агрессия / Verbal aggression | 2,2 ± 0,92 | 4,8 ± 2,28 | 0,02* |
|
|
|
Физическая агрессия / Physical aggression | 2,4 ± 1,90 | 4,8 ± 1,48 | 0,04* |
|
|
|
Эмоциональная агрессия / Emotional aggression |
|
|
| 2,8 ± 1,7 | 4,2 ± 1,99 | 0,10 |
Самоагрессия/Autoaggression |
|
|
| 2,9 ± 1,6 | 6,2 ± 2,05 | 0,003** |
Общий уровень агрессии / The general level of aggression | 13,2 ± 5,8 | 18,4 ± 5,1 | 0,10 | 13,2 ± 5,8 | 21,4 ± 7,7 | 0,02* |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне 0,05; «**» — различия значимы на уровне 0,01.
Note: «*» — differences are significant at 0.05; «**» — differences are significant at 0.01.
Итак, в контексте межличностного взаимодействия для агрессивных подростков характерно вербальное выражение агрессии, сквернословие и словесные оскорбления, они также проявляют готовность к применению физической силы по отношению к другим людям. В свою очередь, подростки с аутоагрессивными проявлениями имеют самый высокий уровень общей агрессивности, которую направляют на себя, они также склонны к эмоциональному отчуждению и подозрительности.
Сравнение параметров самоотношения по методике С.Р. Пантилеева в трех группах подростков обнаружило значимые различия между агрессивными и неагрессивными подростками по шкалам «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение». Различия показателей между группами неагрессивных и аутоагрессивных подростков оказались значимыми по шести шкалам опросника (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Значимые различия между группами подростков по показателям самоотношения (критерий Манна-Уитни) (N = 44)
Significant differences between groups of adolescents in self-attitude (Mann-Whitney test) (N = 44)
Самоотношение/Self-attitude | Неагрессивные/ Non-aggressive | Агрессивные/ Aggressive | Ρ | Неагрессивные/ Non-aggressive | Аутоагрессивные/Autoaggressive | Ρ |
Самоуверенность/Self-confidence | 8,0 ± 1,25 | 6,2 ± 2,28 | 0,099 | 8,0 ± 1,25 | 6,2 ± 1,64 | 0,01** |
Отраженное самоотношение / Reflected self-attitude | 7,3 ± 1,63 | 5,2 ± 2,86 | 0,10 | 7,3 ± 1,63 | 4,9 ± 1,27 | 0,003** |
Саморуководство/Self-guidance |
|
|
| 6,7 ± 1,05 | 5,3 ± 1,58 | 0,05* |
Самоценность/Self-value |
|
|
| 8,1 ± 1,91 | 5,9 ± 1,61 | 0,017* |
Внутренняя конфликтность / Internal conflict | 4,8 ± 1,46 | 2,8 ± 0,78 | 0,028* | 4,8 ± 1,5 | 6,6 ± 1,86 | 0,05* |
Самообвинение/Self-accusation | 4,3 ± 2,65 | 2,4 ± 1,86 | 0,10 | 4,3 ± 2,7 | 7,0 ± 2,06 | 0,10 |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне 0,05; «**» — различия значимы на уровне 0,01.
Note: «*» — differences are significant at 0.05; «**» — differences are significant at 0.01.
Итак, самоотношение агрессивных подростков можно определить как проблемно-противоречивое: они не склонны к сомнениям и к самокритике, что позволяет сохранять уверенность и самоконтроль в привычных ситуациях, однако на фоне недостаточной уверенности в себе при неожиданно возникших трудностях у них нарастает тревога, внутреннее напряжение и проявляется готовность к подчинению внешним воздействиям. Сниженным у агрессивных подростков является показатель отраженного самоотношения: они не уверены в позитивном отношении к себе со стороны других, что может провоцировать бурную реакцию на замечания, обусловленную ощущением собственной несостоятельности и восприятием окружающего мира как угрожающего для их самооценки. Как результат, агрессивным подросткам свойственно отрицание своих проблем, обвинение и порицание других, а также перенесение ответственности за свои неудачи на окружающих.
Аутоагрессивные подростки, напротив, внутренне конфликты и склонны к самообвинениям, они признают собственные проблемы, а в неожиданно трудных ситуациях теряют работоспособность, уверенность в себе и способность к контролю. С точки зрения аутоагрессивных подростков положительное отношение окружающих возможно только при наличии определенных качеств, а иные личностные проявления могут вызывать лишь раздражение и неприятие, то есть они не уверены в позитивном отношении к себе со стороны других, сами считают свои качества малоценными, и потому особенно чувствительны к критике. Аутоагрессивный подросток находится в состоянии постоянного контроля собственного «Я» и саморефлексии, которая переходит в самокопание, самообвинение, что в сочетании с высокими требованиями к себе приводит к хроническому напряжению, внутреннему конфликту и осуждению себя, как источника собственных неудач.
Проверка статистических гипотез позволяет сделать вывод о подтверждении основной гипотезы исследования: агрессивные и аутоагрессивные поведенческие проявления находят отражение в интрапсихическом пространстве личности подростка, в проблемах самоотношения, в частности в недостаточной уверенности в себе и в своем принятии значимыми другими.
Кроме того, оказалось, что риск-фактором, провоцирующим подростковую агрессивность/аутоагрессивность, является «дефицит уверенности», сочетающийся у агрессивных подростков со сниженной критичностью и ригидностью внутренней позиции, а у аутоагресивных — напротив, с внутренней противоречивостью и самообвинением. Заметим, что позиционирование самоотношения подростков двух групп не столь различно, как может показаться, так как имеют общую основу — несформированность рефлексивно-субъектной позиции, позволяющей объективно оценивать ситуацию и свои возможности, что в обоих случаях приводит к нарастанию агрессивности и к аффективным срывам.
Корреляционный анализ показателей агрессии и аутоагрессии с параметрами самоотношения подростков (табл. 3) обнаружил многочисленные значимые положительные и отрицательные взаимосвязи, что указывало на взаимовлияние и взаимообусловленность исследуемых интер- и интрапсихических феноменов.
Таблица 3 / Table 3
Результаты корреляционного анализа показателей самоотношения подростка с проявлениями агрессии и аутоагрессии (по Спирмену) (N = 44)
The results of the correlation analysis of adolescent’ self-attitude with aggression and autoaggression (according to Spearman) (N = 44)
Формы агрессии / Forms of aggression | Самоотношение/Self-attitude | ||||
Открытость/Openness | Самоуверенность/Self-confidence | Самопринятие/Self-acceptance | Внутренняя конфликтность / Internal conflict | Самообвинение/Self-accusation | |
Аутоагрессия/Autoaggression | -0,42** | -0,35* | -0,44** | 0,49** | 0,74*** |
Гетероагрессия/Heteroaggression |
| -0,51** |
| -0,37* |
|
Вербальная агрессия / Verbal aggression | -0,48** | -0,44** |
|
|
|
Физическая агрессия / Physical aggression |
| -0,37* |
|
|
|
Предметная агрессия / Objective aggression |
| -0,42** |
| 0,41** | 0,37* |
Эмоциональная агрессия / Emotional aggression | -0,63*** | -0,36* |
| 0,45** | 0,56*** |
Самоагрессия/Self- aggression |
|
|
| 0,45** | 0,32* |
Общий уровень агрессии / The general level of aggression | -0,52** | -0,52** |
| 0,47** |
|
Примечание: «*» — р < 0,05; «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Note: «*» — р < 0,05; «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Можно заметить, что уверенность подростка в себе (шкала «Самоуверенность») оказалась наиболее мощным личностным фактором противодействия как общей агрессивности (r =-0,52), так и гетеро– (г = -0,51), и аутоагрессивным (г = -0,35) тенденциям. Открытость подростка тоже препятствовала проявлениям агрессивности (г = -0,52), прежде всего эмоциональной (г = -0,63) и вербальной (г = -0,48), а также аутоагрессии (г = -0,42). И напротив, внутренняя конфликтность заметно усиливала как общую агрессивность (г = 0,47), в частности предметную (г = 0,41) и эмоциональную (г = 0,45), так и аутоагрессивность (г = 0,49). В свою очередь, самообвиняющая позиция подростка жестко детерминировала, фактически предопределяла его аутоагрессивное поведение (г = 0,76), а также провоцировала повышение эмоциональной (г = 0,56), и предметной (г = 0,37) агрессивности.
Можно предположить, что самоотношение подростка является внутренним фактором регуляции агрессивных и аутоагрессивных поведенческих проявлений: уверенность в себе и открытость межличностным контактам способствуют снижению деструктивных тенденций, в то время как внутренняя конфликтность и самообвиняющая позиция провоцируют у подростков агрессию и аутоагрессию.
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей самоповреждающего поведения и самоотношения подростков представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Результаты корреляционного анализа показателей самоотношения подростка с причинами и стратегиями самоповреждающего поведения (по Спирмену) (N = 44)
The results of a correlation analysis of a teenager's self-attitude with the causes of self-harming behavior (according to Spearman) (N = 44)
Параметры / Parameters | R | |
Открытость/Openness | Инструментальные самоповреждения | - 0,59*** |
Соматические самоповреждения | - 0,49** | |
Избавление от напряжения | - 0,60*** | |
Воздействие на других | - 0,68*** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | - 0,50** | |
Самопривязанность/Self-attachment | Инструментальные самоповреждения | - 0,41** |
Самопринятие/Self-acceptance | Соматические самоповреждения | - 0,41** |
Избавление от напряжения | - 0,50** | |
Воздействие на других | - 0,47** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | - 0,62*** | |
Самообвинение/Self-accusation | Инструментальные самоповреждения | 0,63*** |
Соматические самоповреждения | 0,67*** | |
Восстановление контроля над эмоциями | 0,45** | |
Избавление от напряжения | 0,58*** | |
Воздействие на других | 0,50** | |
Изменение себя, поиск нового опыта | 0,48** | |
Внутренняя конфликтность / Internal conflict | Восстановление контроля над эмоциями | 0,49** |
Избавление от напряжения | 0,49** | |
Воздействие на других | 0,44** |
Примечание: «**» — р < 0,01; «***» — р < 0,001.
Обсуждение результатов
Заключение
Валентина Ивановна Екимова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: iropse@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1480-3571
SPIN-код: 4748-3246
Scopus Author ID: 57204642032
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой научных основ экстремальной психологии, факультет «Экстремальная психология»
Татьяна Юрьевна Голик
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: goliktyu@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0003-8579-3328
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 магистр, специалист по учебно-методической работе, факультет «Экстремальная психология»
Анастасия Валерьевна Левченко
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: levchenkoav@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0001-1425-2095
SPIN-код: 4316-9740
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 магистр, преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет «Экстремальная психология»
-
- Абрамова, А.А., Ениколопов, С.Н., Ефремов, А.Г., Кузнецова, С.О. (2018). Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями. Клиническая и специальная психология, 7(2), 21—40. https://doi.org/17759/cpse.2018070202
Abramova, A.A., Enikolopov, S.N., Efremov, A.G., Kuznetsova, S.O. (2018). Auto-aggressive non-suicidal behavior as a way of coping with negative emotions. Clinical and Special Psychology, 7(2), 21—40. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpse.2018070202
- Амбалова, С.А., Бекоева, М.И. (2016). К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 5(2), 183—185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskih-osobennostyah-uchebnoy-deyatelnosti-i-agressivnom-povedenii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.03.2025)
Ambalova , S.A., Bekova, M.I. (2016). On the issue of the psychological features of educational activities and aggressive behavior of younger schoolchildren. The Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 5(2), 183—185. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskih-osobennostyah-uchebnoy-deyatelnosti-i-agressivnom-povedenii-mladshih-shkolnikov (viewed: 17.03.2025)
- Берковиц, Л. (2007). Агрессия: причины, последствия и контроль / пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 512 с. URL: https://litmir' target='_blank'>https://litmir.club/bd/?b=830035">https://litmir.club/bd/?b=830035 (дата обращения: 17.03.2025)
Bercovitz, L. Aggression : its courses, consequences, and control. Internet Archive. (In Engl.). URL: https://archive.org/details/aggressionitscau0000berk (viewed: 17.03.2025)
- Водяха, С.А., Водяха, Ю.Е., Мирзамамедова, Г.Ф. (2018). Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов. Педагогическое образование в России, 11, 152—156. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2018/2018-11/21.pdf (дата обращения: 17.03.2025)
Vodyakha, S.A., Vodyakha, Yu.E., Mirzamamedova, G.F. (2018). Features of self-attitude of highly aggressive students. Pedagogical Education in Russia, 11, 152—156. (In Russ.). https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2018/2018-11/21.pdf (viewed: 17.03.2025)
- Выготский, Л. (2022). Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. СПб.: Питер.
Vygotsky, L. (2022). Adolescent’s Pedology. Psychological and social child’s development. St Petersburg: Piter. (In Russ.).
- Ильин, Е.П. (2004). Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер. 1278 с.
Ilyin, E.P. (2004). The psychology of individual differences. St Petersburg: Piter. 1278 p. (In Russ.).
- Мамардашвили, М.К. (1990). Сознание как философская проблема. Вопросы философии, 10, 3—18. URL: https://studfile.net/preview/10430754/page:4/ (дата обращения: 17.03.2025)
Mamardashvily, M.K. (1990). Consciousness as a philosophical problem. Questions of Philosophy, 10, 3—18. (In Russ.). URL: https://studfile.net/preview/10430754/page:4/ (viewed: 17.03.2025)
- Наквасина, С.Н., Палаева, Р.И., Антохин, Е.Ю., Шлафер, А.М. (2019). Взаимосвязь агрессии, аутоагрессии и стратегий совладания со стрессом в юношеском возрасте. Журнал клинической психологии и психиатрии, 2, 65—74. URL: https://smu.psychiatr.ru/wp-content/uploads/2019/07/%E2%84%962.pdf (дата обращения: 17.03.2025)
Nakvasina, S.N., Lalaeva, R.I., Antokhin, E.Yu., Shlafer, A.M. (2019). The relationship between aggression, autoaggression, and stress management strategies in adolescence. Neurodynamics. Journal of Clinical Psychology and Psychiatry, 2, 65—74. (In Russ.). URL: https://smu.psychiatr.ru/wp-content/uploads/2019/07/%E2%84%962.pdf (viewed: 17.03.2025)
- Пантилеев, С.Р. (1991). Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ. 110 с.
Pantileev, S.R. (1991). Self-attitude as an emotional-evaluative system. Moscow: MSU. 110 p. (In Russ.).
- Польская, Н.А., Разваляева, А.Ю. (2022). Основы диагностики и профилактики самоповреждающего поведения. М.: ФГБОУ ВО МГППУ. 219 c.
Polskaya, N.A., Razvalyaeva, A.Yu. (2022). Fundamentals of diagnosis and prevention of self-harming behavior. Moscow: MSUPE. 219 p. (In Russ.).
- Почебут, Л.Г. (2012). Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер. 279 с.
Pochebut, L.G. (2012). Cross-cultural and ethnic psychology. St Petersburg: Piter. 279 p. (In Russ.).
- Романова Е.С. (2008). Психодиагностика. СПб.: Питер. 517 с.
Romanova, E.S. (2008). Psychodiagnostics. St Petersburg: Piter. 517 p. (In Russ.).
- Фурманов, И.А. (2013). Психология детей с нарушениями поведения. М: ВЛАДОС-Пресс. 350 с.
Furmanov, I.A. (2013). Psychology of children with behavioral disorders. Moscow: Vlados-Press. 350 p. (In Russ.).
- Henriksen, M., Skrove, M., Hoftun, G.B., Sund, E.R., Lydersen, S., Tseng, W.L., Sukhodolsky, D.G. (2021). Developmental course and risk factors of physical aggression in late adolescence. Child Psychiatry & Human Development, 52, 628—639. https://doi.org/10.1007/s10578-020-01049-7
- Murray, A.L., Obsuth, I., Speyer, L., Murray, G., McKenzie, K., Eisner, M., Ribeaud, D. (2021). Developmental cascades from aggression to internalizing problems via peer and teacher relationships from early to middle adolescence. Journal of youth and adolescence, 50(4), 663—673. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01396-1
- Robles-Haydar, C.A., Martínez-González, M.B., Flórez-Niño, Y.A., Ibáñez-Navarro, L.M., Amar-Amar, J.J. (2021). Personal and environmental predictors of aggression in adolescence. Brain sciences, 11(7), 933. https://doi.org/3390/brainsci11070933
- Shafti, M., Steeg, S., De Beurs, D., Pratt, D., Forrester, A., Webb, R.T., Taylor, P.J. (2022). The inter-connections between self-harm and aggressive behaviours: A general network analysis study of dual harm. Frontiers in psychiatry, 13, 953764. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.953764
- Steinhoff, A., Bechtiger, L., Ribeaud, D., Eisner, M., Shanahan, L. (2023). Self-, other-, and dual-harm during adolescence: a prospective-longitudinal study of childhood risk factors and early adult correlates. Psychological medicine, 53(9), 3995—4003. https://doi.org/10.1017/S0033291722000666
- Torregrosa, M.S., Ingles, C.J., Garcia-Fernandez, J.M. (2011). Aggressive Behavior as a Predictor of Self-Concept: A Study with a Sample of Spanish Compulsory Secondary Education Students. Psychosocial Intervention, 20(2), 201—212. https://doi.org/10.5093/in2011v20n2a8
- Ybrandt, H. (2008). The relation between self-concept and social functioning in adolescence. Journal of adolescence, 31(1), 1—16. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2007.03.004
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.