Введение
Повышенная тревожность — очень острая и актуальная проблема современной молодежи, которая требует внимания. Особенно актуальной она представляется в отношении субъектов учебной деятельности, которая характеризуется эмоциональной и интеллектуальной напряженностью. Студенты колледжа, люди юношеского возраста, особенно подвержены тревожным расстройствам и страхам из-за возрастных особенностей и адаптационных процессов. В юношеском возрасте наблюдается неустойчивость эмоционально-личностной сферы, а учебная нагрузка зачастую провоцирует высокий уровень тревожности у студентов колледжа. Таким образом, возникает потребность в поиске адаптивного метода, который помог бы снизить тревожность студентов колледжа и вуза и скорректировать их страхи.
Причины возникновения тревожности студентов. Тревожность обучающихся зарождается в процессе взаимодействия личности с образовательной средой. Она представляет собой особый вид тревожности, характерный для ситуаций, связанных с участием в самых разных аспектах студенческой жизни. Причинами возникновения тревожности могут быть как биологические факторы наследственности, здоровья, внешнего вида, так и социальные — негативный жизненный опыт, педагогическая запущенность, нарушения во взаимоотношениях с родителями, преподавателями, сверстниками. Согласно мнению специалистов в области психологии и педагогики, среди причин, вызывающих подростковую и юношескую тревожность, на первом месте находятся неблагоприятные отношения с родителями и неверный подход взрослых к воспитанию ребенка (Бигаева, 2021).
Тревожность у студентов проявляется чаще всего на первом и выпускном курсах. Развитие социальной роли студента на различных курсах имеет некоторые особенности (Tianqi, 2024). У первокурсников высокая тревога может быть связана с процессом адаптации к условиям обучения в вузе, а также особенностями проживания в городе и условиях общежития, переживанием разлуки с близкими родственниками, аттестацией в предстоящую первую сессию (Онучина, 2020). Успешность обучения и эмоциональное благополучие студентов во многом зависят от их социальной активности. Обучение тесно связано с социальным взаимодействием. Такое явление, как социальная тревожность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов (Пантилеева, 2020).
Взаимосвязь тревожности и страхов. Очень важным аспектом в рассмотрении термина «тревожность» является непосредственная взаимосвязь тревожности со страхом. Большое количество исследователей рассматривают эти два термина неразрывно. Страх, согласно определению психологического словаря, — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности (Тарасова, 2016). И страх, и тревожность могут вызывать схожие физические симптомы, например, учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение. Оба состояния выполняют и защитную функцию, помогая человеку реагировать на потенциальные угрозы. Страх побуждает избегать опасность, а тревожность мотивирует к предостережению. Таким образом, когда человек корректирует страхи, у него понижается уровень тревожности. Страхи и тревожные состояния все чаще становятся проблемой, препятствующей нормальной жизни человека, лишая его возможности полноценно функционировать, реализовываться и наслаждаться жизнью. Традиционные методы лечения, безусловно, эффективны, но порой занимают много времени как у пациента, так и у врача-психотерапевта (Лесина, 2023).
Использование технологий виртуальной реальности в психологии. В последние годы использование технологий виртуальной реальности стало очень популярным в психологии для коррекции страхов и тревожности. Большое количество исследований доказало, что использование VR-технологий позволяет корректировать страхи перед различными объектами и ситуациями, социофобию, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), общее тревожное расстройство, которое характеризуется беспричинным волнением во всех ситуациях и сферах жизнедеятельности (Косоногов и др., 2022). Особую популярность в данном направлении получила виртуально-реальная экспозиционная терапия, которая проводится как с юношами, так и с более старшими людьми. Суть терапии состоит в том, что человек погружается в виртуальную реальность и контактирует с пугающими его объектами или явлениями, находясь при этом в полной безопасности. В момент страха человек старается контролировать свои эмоции, учится управлять своим поведением, используя для этого упражнения для релаксации и другие методы. Пациенты находятся в виртуальной среде под воздействием отрицательных стимулов до тех пор, пока они не смогут справиться с тревогой. Исследование продемонстрировало эффективность использования виртуальной реальности для снижения уровня тревожности. Причем уменьшаются как личностная, так и ситуативная тревожность, а также общий уровень тревоги (Тычков, 2021).
Таким образом, важная особенность применения VR-технологий в лечении тревожных расстройств и фобий в том, что специалисты могут подобрать индивидуальные программы для каждого пациента, с учетом его личностных особенностей. Виртуальные технологии позволяют эффективно и результативно работать со страхами перед различными объектами и ситуациями, общим тревожным расстройством по средству систематической десенсибилизации. Использование виртуальных технологий является действенным методом для коррекции страхов и тревожности студентов колледжа и вуза, так как сочетает в себе безопасность, контроль, высокую вовлеченность и доказанную эффективность.
Материалы и методы
Методы
- Шкала тревоги Бека — клиническая тестовая методика для скрининга тревоги и оценки степени ее выраженности, предназначенная для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц: молодых людей от 14 лет, зрелых и пожилых людей.
- Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга — Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности) состоит из двух частей и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние.
- Шкала тревожности студента — модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор — направлена на определение личностной тревожности студента.
- Авторская анкета для оценки страхов направлена на оценку студентами социальных, природных, пространственных страхов и страхов перед животными.
- Вычисление F-критерия Фишера, статистического U-критерия Манна-Уитни, расчет коэффициента корреляции Спирмена, расчет Т-критерия Вилкоксона для сравнения групп.
- Воздействие с применением технологий виртуальной реальности производилось при помощи шлема виртуальной реальности Oculus-64 VR.
Каждому участнику тренинга индивидуально подбирался пугающий сюжет с учетом личностных особенностей. Первое погружение в виртуальное пространство было ознакомительное, для оценки силы страха, и продолжалось в течение 5—15 секунд. Далее студенты обучались технике якорей (Петренко, 2019) и, используя данный метод, повторно погружались в виртуальное пространство, получив задание (например, пройтись по доске над небоскребом, обойти комнату в темноте и т. д.). Третье погружение в VR-пространство было заключительным и осуществлялось после того, как испытуемые обучились приемам саморегуляции, которые впоследствии помогали им справиться с пугающим сюжетом. После последнего погружения в VR-пространство осуществлялся контрольный замер уровня тревожности.
База исследования: Московский государственный психолого-педагогический университет; колледж предпринимательства № 11 г. Москва.
Испытуемые. В исследовании приняли участие 52 человека. Студенты колледжа — 20 человек из которых 10 юноши, 10 девушки, средний возраст — 21 год. Студенты магистратуры — 32 человека, из которых 20 девушки и 12 юноши, средний возраст — 37 лет.
Результаты
Мы провели анкетирование для оценки страхов в группе студентов колледжа и вуза. Результаты представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Страхи студентов колледжа
Fig. 1. Fears among college students
Рис. 2. Страхи студентов вуза
Fig. 2. Fears among university students
Для математической обработки результатов исследования был использован F-критерий Фишера для сопоставления и оценивания достоверности различий между процентными долями параметра в двух выборках. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1 / Table 1
Результаты диагностики страхов студентов колледжа и вуза
Results of fear assessment in college and master's students
Категория страха / Fear indicator | Студенты колледжа / College students | Студенты вуза / University students | Достоверность различий / Statistical significance |
Страх публичных выступлений / Fear of public speaking | 50% | 6,3% | φ*эмп = 2,639, р ≤ 0,01 |
Страх высоты / Fear of heights | 30% | 25% | Различия не выявлены / Not significant |
Страх змей / Fear of snakes | 10% | 37,5% | φ*эмп = 1,672, р ≤ 0,05 |
Страх наводнения / Fear of flooding | 10% | - | - |
Страх глубины / Fear of depts | - | 18,8% | - |
Страх темноты / Fear of darkness | - | 12,5% | - |
Мы можем сделать вывод о том, что студенты колледжа больше испытывают социальные страхи, а студенты вуза — страхи перед животными.
Мы провели сравнительный анализ уровня тревожности студентов колледжа и вуза. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Сравнительный анализ средних показателей уровня тревожности студентов колледжа и ВУЗа
Comparative analysis of anxiety levels between college and university students
Шкалы методик / Assessment Scales | Среднее значение | U-критерий / U-test | Уровень значимости, р/ Significance (p) |
Группа студентов колледжа / College students group M ± SD | Группа студентов вуза / University students group M ± SD |
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 28,7 ± 15,9 | 16,53 ± 12,07 | 173 | 0,005 |
Шкала самооценки уровня ситуативной тревожности Спилберга — Ханина / Spielberger-Hanin State Anxiety Scale | 42,75 ± 12,82 | 46,62 ± 12,53 | 372 | - |
Шкала самооценки уровня личностной тревожности Спилберга — Ханина / Spielberger-Hanin Trait Anxiety Scale | 48,5 ± 8,02 | 42,94 ± 7,64 | 194 | 0,01 |
Шкала тревожности студента модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор / Student Anxiety Scale (Gabdreeva’s modification of J. Taylor’s questionnaire) | 13,2 ± 6,84 | 12,47 ± 7,3 | 298 | - |
Как видно из табл. 2, были выявлены достоверные различия по Шкале тревоги Бека и шкале личностной тревожности. По остальным компонентам различий не обнаружено. Это говорит о том, что уровень личностной тревожности и общей тревоги выше у студентов колледжа.
Мы разделили случайным образом студентов колледжа на контрольную и экспериментальную группы; по такому же принципу мы разделили студентов вуза. После чего сравнили уровень тревожности до проведения тренинга и после в экспериментальных группах, а затем — уровень тревожности на констатирующем и контрольном этапах в двух контрольных группах.
Было выдвинуто предположение о том, что результаты на констатирующем и контрольном этапах статистически значимо различаются в экспериментальных группах. Для проверки предположения мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Результаты Т-критерия Вилкоксона в экспериментальных группах представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3 / Table 3
Результаты диагностики уровня тревожности студентов экспериментальной группы вуза до и после проведения тренинга и результаты Т-критерия Вилкоксона
Results of anxiety level assessment in university experimental group students and Wilcoxon T-test results
Шкалы методик / Assessment scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) |
До тренинга / Pre-Training M ± SD | После тренинга / Post-Training M ± SD |
Шкала тревоги Бека / Beck anxiety inventory | 16,8 ± 14,8 | 5,6 ± 6,42 | 5 | 0,001 |
Ситуативная тревожность / State anxiety | 44,2 ± 13,07 | 34,37 ± 10,12 | 4 | 0,002 |
Личностная тревожность / Trait anxiety | 41,43 ± 7,33 | 34,62 ± 6,76 | 3 | 0,002 |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 13,68 ± 9,11 | 8,56 ± 6,68 | 10,5 | 0,007 |
Как видно из табл. 3, по показателям «Шкала тревоги Бека», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» выявлены достоверные различия между измерениями до проведения тренинга и после со студентами-магистрантами.
Таблица 4 / Table 4
Результаты диагностики уровня тревожности студентов экспериментальной группы колледжа до и после проведения тренинга и результаты Т-критерия Вилкоксона
Results of anxiety level assessment in college experimental group students and Wilcoxon T-test results
Шкалы методик / Assessment Scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) |
До тренинга / Pre-Training M ± SD | После тренинга / Post-Training M ± SD |
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 28,1 ± 17,27 | 13 ± 14,71 | 1,5 | 0,001 |
Ситуативная тревожность / State Anxiety | 48 ± 16,26 | 36,9 ± 15,30 | 8 | - |
Личностная тревожность / Trait Anxiety | 51,4 ± 9,52 | 38,8 ± 8,69 | 0 | 0,002 |
Шкала тревожности студента / Student Anxiety Scale | 16,4 ± 8,31 | 10,3 ± 6,12 | 1 | 0,003 |
Как видно из табл. 4, по показателям «Шкала тревоги Бека», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» выявлены достоверные различия между измерениями до проведения тренинга и после со студентами колледжа. Достоверных различий по показателю «Ситуативная тревожность» не выявлено.
Нами были также рассмотрены результаты на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе обучающихся, которые не участвовали в экспериментальном воздействии. Результаты Т-критерия Вилкоксона в контрольных группах представлены в табл. 5 и 6.
Таблица 5 / Table 5
Результаты диагностики уровня тревожности студентов контрольной группы вуза и результаты Т-критерия Вилкоксона
Results of anxiety level assessment in university control group students and Wilcoxon T-test results
Шкалы методик / Assessment scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) |
Констатирующий этап / Baseline M ± SD | Контрольный этап / Follow-up M ± SD |
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 16,25 ± 9,44 | 16,68 ± 12,31 | 66,5 | - |
Ситуативная тревожность / State anxiety | 49 ± 12,33 | 48,88 ± 12,08 | 41,5 | - |
Личностная тревожность / Trait anxiety | 44,43 ± 8,11 | 46,62 ± 9,51 | 43 | - |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 11,25 ± 5,25 | 10,43 ± 5,63 | 28 | - |
Результаты анализа показывают, что по всем показателям, а именно: «Шкала тревоги Бека», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» — отсутствуют статистически значимые различия.
Таблица 6 / Table 6
Результаты диагностики уровня тревожности студентов контрольной группы колледжа и результаты Т-критерия Вилкоксона
Results of anxiety level assessment in college control group students and Wilcoxon T-test results
Шкалы методик / Assessment Scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) |
Констатирующий этап / Baseline M ± SD | Контрольный этап / Follow-up M ± SD |
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 29,3 ± 16,21 | 28,8 ± 15,41 | 18 | - |
Ситуативная тревожность / State Anxiety | 37,5 ± 6,29 | 38,6 ± 7,44 | 15 | - |
Личностная тревожность / Trait Anxiety | 45,6 ± 5,81 | 44,5 ± 5,16 | 19,5 | - |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 10 ± 3,49 | 10,7 ± 3,77 | 4 | - |
Результаты анализа показывают, что по всем показателям, а именно: «Шкала тревоги Бека», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» — также отсутствуют статистически значимые различия.
Обсуждение результатов
Проведение анкетирования со студентами позволило нам сделать вывод о том, что студентам колледжа больше свойственны социальные страхи, а студентам магистратуры — страхи перед животными. Студенты колледжей обычно находятся в возрасте 16—22 лет, что соответствует периоду юности. В этом возрасте активно формируется личность, происходит поиск своего места в обществе, и молодые люди более чувствительны к мнению окружающих (Иванова, Степанова, 2024). Это делает их более уязвимыми к социальным страхам, таким как страх осуждения, непринятия или неудачи в общении (Павлова, Холмогорова, 2011). Студенты магистратуры, как правило, старше, и их личности уже более сформированы. Их страхи смещаются в сторону более конкретных и индивидуальных фобий, таких как страх перед животными (например, зоофобия, герпетофобия и др.). Таким образом, различия в страхах между студентами колледжа и магистратуры связаны с возрастными особенностями и этапами личностного развития.
Сравнительный анализ показателей уровня тревожности студентов колледжа и вуза указывает на то, что существуют достоверное различие по показателям «Шкала тревоги Бека». Это говорит нам о том, что студенты колледжа обладают более высоким уровнем тревоги по сравнению со студентами магистратуры. Более высокий уровень тревоги может быть связан с рядом факторов, например с адаптацией к новой образовательной среде. Студенты колледжа сталкиваются с новыми требованиями, повышенной учебной нагрузкой и необходимостью адаптироваться к самостоятельной жизни (Онучина, 2020). Они могут испытывать давление со стороны родителей, учителей или общества. Магистранты уже прошли этап формирования своей академической и профессиональной идентичности, поэтому меньше зависят от внешних ожиданий, у них уже есть опыт обучения в высшем учебном заведении, поэтому они лучше подготовлены к академическим требованиям и стрессам. Большую роль в повышенном уровне тревоги играют возрастные особенности. Студенты колледжа обычно моложе и менее эмоционально устойчивы, что может способствовать повышенной тревожности. Более того, в юношеском возрасте происходят значительные гормональные изменения, которые могут усиливать эмоциональную нестабильность и тревожность (Перевозник, 2023).
Сравнительный анализ также продемонстрировал, что существует достоверное различие по показателю «Личностная тревожность». Личностная тревожность значительно выше у студентов колледжа по сравнению со студентами-магистрантами. У студентов колледжа данный показатель может быть выше, так как в юношеском возрасте человек активно ищет свое место в обществе, формирует самооценку и идентичность (Удалов, 2023). Студенты колледжа часто переживают из-за социальной адаптации: поиска друзей, интеграции в новую среду, построения отношений с преподавателями (Пантилеева, 2020). Магистранты, как правило, уже имеют устоявшийся круг общения и лучше понимают, как взаимодействовать в академической среде. У студентов колледжа меньше опыта преодоления трудностей, что делает их более уязвимыми к тревожности. Они еще не научились эффективно справляться со стрессом, однако часто сталкиваются с необходимостью принимать важные решения (например, выбор профессии, учебы, партнера), что способствует закреплению личностной тревожности.
Использование Т-критерия Вилкоксона применялось нами для оценки эффективности тренинга и показало нам, что существуют достоверные различия по всем показателям «Шкала тревоги Бека», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» в экспериментальной группе студентов вуза. В экспериментальной группе студентов колледжа мы также выявили достоверные различия по показателям «Шкала тревоги Бека», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента», однако достоверные различия отсутствуют по шкале «Ситуативная тревожность».
Мы также оценили, есть ли достоверные различия в показателях между двумя замерами в контрольной группе, с которой не проводился тренинг. Результаты анализа демонстрируют, что по всем показателям, а именно: «Шкала тревоги Бека», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Шкала тревожности студента» — отсутствуют достоверные различия, то есть результаты опросов не различаются между измерениями на констатирующем и контрольном этапах.
Результаты исследования свидетельствуют, что коррекция страхов в виртуальном пространстве способствует снижению уровня тревожности. Тренинг с использованием технологий виртуальной реальности был эффективным и результативным для испытуемых.
В.В. Селиванов в своем исследовании также делает вывод о том, что метод экспозиции в формате контакта с фобическим объектом в виртуальной среде, которого клиент избегает в жизни, эффективно корректирует данное состояние. Такие страхи, как страх высоты (акрофобия), авиафобия, успешно преодолеваются данным методом (Селиванов и др., 2023).
В своем исследовании авторы Т.Н. Березина, А.С. Перепечина и К.Э. Бузанов также приходят к выводу о том, что использование технологий виртуальной реальности имеет большую результативность и эффективность при снижении уровня стресса и коррекции ситуативной усталости студентов (Березина и др., 2020).
Заключение
Повышенная тревожность обучающихся колледжа и высшего учебного заведения — очень распространённая проблема, которая зарождается в процессе взаимодействия личности с образовательной средой. Она представляет собой особый вид тревожности, характерный для ситуаций, связанных с участием студента в самых разных аспектах студенческой жизни.
Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы можем сделать вывод о том, что студентам колледжа больше свойственны социальные страхи, чем студентам высшего учебного заведения. Это напрямую может быть связано с возрастными особенностями и этапами личностного развития.
У студентов колледжа выше личностная тревожность и общая тревога по сравнению со студентами вуза, что, вероятнее всего, связано с адаптационными процессами студентов колледжа, их юношескими гормональными изменениями и неумением эффективно справляться со стрессом.
Благодаря использованию технологий виртуальной реальности появляется возможность эффективно работать со страхами и тревожностью студентов абсолютно разных возрастов. Погружение в виртуальную среду и непосредственный контакт с пугающим сюжетом является безопасным методом коррекции страха и тревожности, однако данные условия максимально реалистичны и помогают обучающемуся контролировать свои эмоции, учиться управлять своим поведением, используя для этого приемы саморегуляции, что впоследствии способствует снижению общей, ситуативной и учебной тревожности.