Коррекция тревожности и страхов студентов колледжа и вуза при помощи технологий виртуальной реальности
- Авторы: Иванова А.О.1, Завязкина К.В.2
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства №11» (ГАПОУ КП №11)
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 138-153
- Раздел: Психологическая помощь в экстремальных ситуациях
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6618
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020208
- Цитировать
Аннотация
Введение
Материалы и методы
- Шкала тревоги Бека — клиническая тестовая методика для скрининга тревоги и оценки степени ее выраженности, предназначенная для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц: молодых людей от 14 лет, зрелых и пожилых людей.
- Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга — Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности) состоит из двух частей и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние.
- Шкала тревожности студента — модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор — направлена на определение личностной тревожности студента.
- Авторская анкета для оценки страхов направлена на оценку студентами социальных, природных, пространственных страхов и страхов перед животными.
- Вычисление F-критерия Фишера, статистического U-критерия Манна-Уитни, расчет коэффициента корреляции Спирмена, расчет Т-критерия Вилкоксона для сравнения групп.
- Воздействие с применением технологий виртуальной реальности производилось при помощи шлема виртуальной реальности Oculus-64 VR.
Результаты
Категория страха / Fear indicator | Студенты колледжа / College students | Студенты вуза / University students | Достоверность различий / Statistical significance |
Страх публичных выступлений / Fear of public speaking | 50% | 6,3% | φ*эмп = 2,639, р ≤ 0,01 |
Страх высоты / Fear of heights | 30% | 25% | Различия не выявлены / Not significant |
Страх змей / Fear of snakes | 10% | 37,5% | φ*эмп = 1,672, р ≤ 0,05 |
Страх наводнения / Fear of flooding | 10% | - | - |
Страх глубины / Fear of depts | - | 18,8% | - |
Страх темноты / Fear of darkness | - | 12,5% | - |
Шкалы методик / Assessment Scales | Среднее значение | U-критерий / U-test | Уровень значимости, р/ Significance (p) | |
Группа студентов колледжа / College students group M ± SD | Группа студентов вуза / University students group M ± SD | |||
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 28,7 ± 15,9 | 16,53 ± 12,07 | 173 | 0,005 |
Шкала самооценки уровня ситуативной тревожности Спилберга — Ханина / Spielberger-Hanin State Anxiety Scale | 42,75 ± 12,82 | 46,62 ± 12,53 | 372 | - |
Шкала самооценки уровня личностной тревожности Спилберга — Ханина / Spielberger-Hanin Trait Anxiety Scale | 48,5 ± 8,02 | 42,94 ± 7,64 | 194 | 0,01 |
Шкала тревожности студента модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор / Student Anxiety Scale (Gabdreeva’s modification of J. Taylor’s questionnaire) | 13,2 ± 6,84 | 12,47 ± 7,3 | 298 | - |
Шкалы методик / Assessment scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) | |
До тренинга / Pre-Training M ± SD | После тренинга / Post-Training M ± SD | |||
Шкала тревоги Бека / Beck anxiety inventory | 16,8 ± 14,8 | 5,6 ± 6,42 | 5 | 0,001 |
Ситуативная тревожность / State anxiety | 44,2 ± 13,07 | 34,37 ± 10,12 | 4 | 0,002 |
Личностная тревожность / Trait anxiety | 41,43 ± 7,33 | 34,62 ± 6,76 | 3 | 0,002 |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 13,68 ± 9,11 | 8,56 ± 6,68 | 10,5 | 0,007 |
Шкалы методик / Assessment Scales
| Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) | |
До тренинга / Pre-Training M ± SD | После тренинга / Post-Training M ± SD | |||
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 28,1 ± 17,27 | 13 ± 14,71 | 1,5 | 0,001 |
Ситуативная тревожность / State Anxiety | 48 ± 16,26 | 36,9 ± 15,30 | 8 | - |
Личностная тревожность / Trait Anxiety | 51,4 ± 9,52 | 38,8 ± 8,69 | 0 | 0,002 |
Шкала тревожности студента / Student Anxiety Scale | 16,4 ± 8,31 | 10,3 ± 6,12 | 1 | 0,003 |
Шкалы методик / Assessment scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) | |
Констатирующий этап / Baseline M ± SD | Контрольный этап / Follow-up M ± SD | |||
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 16,25 ± 9,44 | 16,68 ± 12,31 | 66,5 | - |
Ситуативная тревожность / State anxiety | 49 ± 12,33 | 48,88 ± 12,08 | 41,5 | - |
Личностная тревожность / Trait anxiety | 44,43 ± 8,11 | 46,62 ± 9,51 | 43 | - |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 11,25 ± 5,25 | 10,43 ± 5,63 | 28 | - |
Шкалы методик / Assessment Scales | Среднее значение | Т-критерий Вилкоксона / Wilcoxon T | Уровень значимости, р / Significance (p) | |
Констатирующий этап / Baseline M ± SD | Контрольный этап / Follow-up M ± SD | |||
Шкала тревоги Бека / Beck Anxiety Inventory | 29,3 ± 16,21 | 28,8 ± 15,41 | 18 | - |
Ситуативная тревожность / State Anxiety | 37,5 ± 6,29 | 38,6 ± 7,44 | 15 | - |
Личностная тревожность / Trait Anxiety | 45,6 ± 5,81 | 44,5 ± 5,16 | 19,5 | - |
Шкала тревожности студента / Student anxiety scale | 10 ± 3,49 | 10,7 ± 3,77 | 4 | - |
Заключение
- Повышенная тревожность обучающихся колледжа и высшего учебного заведения — очень распространённая проблема, которая зарождается в процессе взаимодействия личности с образовательной средой. Она представляет собой особый вид тревожности, характерный для ситуаций, связанных с участием студента в самых разных аспектах студенческой жизни.
- Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы можем сделать вывод о том, что студентам колледжа больше свойственны социальные страхи, чем студентам высшего учебного заведения. Это напрямую может быть связано с возрастными особенностями и этапами личностного развития.
- У студентов колледжа выше личностная тревожность и общая тревога по сравнению со студентами вуза, что, вероятнее всего, связано с адаптационными процессами студентов колледжа, их юношескими гормональными изменениями и неумением эффективно справляться со стрессом.
- Благодаря использованию технологий виртуальной реальности появляется возможность эффективно работать со страхами и тревожностью студентов абсолютно разных возрастов. Погружение в виртуальную среду и непосредственный контакт с пугающим сюжетом является безопасным методом коррекции страха и тревожности, однако данные условия максимально реалистичны и помогают обучающемуся контролировать свои эмоции, учиться управлять своим поведением, используя для этого приемы саморегуляции, что впоследствии способствует снижению общей, ситуативной и учебной тревожности.
Анастасия Олеговна Иванова
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: anastasiaizmir@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-1403-392X
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 психолог, магистрант факультета экстремальной психологии
Ксения Владимировна Завязкина
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства №11» (ГАПОУ КП №11)
Email: zavyazkina.k@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-9771-9496
Россия, Москва, Российская Федерация преподаватель
-
- Березина, Т.Н., Перепечина, А.С., Бузанов, К.Э. (2020). Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля посредством технологий виртуальной реальности. Современное образование, 4, 1—12.
Berezina, T.N., Perepechina, A.S., Buzanov, K.E. (2020). Correction of negative mental states of extreme psychology students through virtual reality technologies. Modern education, 4, 1—12. (In Russ.).
- Бигаева, А.Р. (2021). Сравнение уровня тревожности у студентов медицинского вуза и студентов психологического факультета. Студенческий вестник, 41-1(186), 48—50.
Bigaeva, A.R. (2021). Comparison of the level of anxiety in medical students and students of the faculty of psychology. Student bulletin, 41-1(186), 48—50. (In Russ.).
- Иванова, А.О., Степанова, О.С. (2024). Особенности тревожности школьников во взаимосвязи с психологической безопасностью образовательной среды. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(3), 20—35.
Ivanova, A.O., Stepanova, O.S. (2024). Features of anxiety of schoolchildren in relation to psychological safety of the educational environment. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(3), 20—35. (In Russ.).
- Косоногов, В.В., Ефимов, К.В., Рахманкулова, З.К., Зябрева, И.А. (2022). Обзор психофизиологических и психотерапевтических исследований стресса с помощью технологий виртуальной реальности. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 4, 487—503.
Kosonogov, V.V., Efimov, K.V., Rakhmankulova, Z.K., Zyabreva, I.A. (2022). A review of psychophysiological and psychotherapeutic research on stress using virtual reality technologies. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, 4, 487—503. (In Russ.).
- Лесина, В.В. (2023). Возможности применения технологий виртуальной реальности (VR) при коррекции страхов и тревожных состояний (теоретический обзор). Студенческий, 41-4(253), 55—58.
Lesina, V.V. (2023). Possibilities of using virtual reality (VR) technologies in the correction of fears and anxiety states (theoretical review). Student journal, 41-4(253), 55—58. (In Russ.).
- Онучина, К.С. (2020). Исследование проблем тревожности в отечественной психологии. Психология и педагогика в Крыму, 2, 215—222.
Onuchina, K.S. (2020). Research of anxiety problems in domestic psychology. Psychology and pedagogy in Crimea, 2, 215—222. (In Russ.).
- Павлова, Т.С., Холмогорова, А.Б. (2011). Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте. Консультативная психология и психотерапия, 19(1), 29—43.
Pavlova, T.S., Holmogorova, A.B. (2011). Psychological factors of social anxiety in students. Counseling psychology and psychotherapy, 19(1), 29—43. (In Russ.).
- Пантилеева, Е.В., Моисеева, А.А. (2020). Психологические проблемы современного детства, связанные с тревожностью младших школьников, пути их решения методом социально-психологического тренинга. В: Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. 282—289.
Pantileeva E.V., Moiseeva, A.A. (2020). Psychological problems of modern childhood associated with anxiety in primary school children, ways to solve them using the method of social and psychological training. In: Innovation in the modern world: experience, problems and development prospects. Collection of articles based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2020. 282—289. (In Russ.).
- Перевозник, А.И. (2023). Особенности саморегуляции у молодых людей с высокой социальной тревожностью. Reflexio, 16(1), 43—54.
Perevoznik, A.I. (2023). Features of self-regulation in young people with high social anxiety. Reflexio, 16(1), 43—54. (In Russ.).
- Петренко, А.И. (2019). Якорение как одна из техник эффективной коммуникации. Педагогическое искусство, 1, 79—84.
Petrenko, A.I. (2019). Anchoring as one of the techniques of effective communication. Pedagogical art, 1, 79—84. (In Russ.).
- Селиванов, В.В, Саунин, К.А., Чжан, Ч. (2023). Профилактика и коррекция тревожно-фобических расстройств в юношеском возрасте с применением программ виртуальной реальности. Экспериментальная психология, 2, 49—
Selivanov, V.V, Saunin, K.A., Chzhan, Ch. (2023). Prevention and correction of anxiety-phobic disorders in adolescence using virtual reality programs]. Experimental psychology, 2, 49—67. (In Russ.).
- Тарасова, Р.Е. (2016). Проблема тревожности студентов. Международный студенческий научный вестник, 5(1).
Tarasova, R.E. (2016). The problem of students' anxiety. International Student Scientific Bulletin, 5(1). (In Russ.).
- Тычков, А.Ю. (2021). Применение VR для контроля и коррекции фобических тревожных расстройств. Измерения. Мониторинг. Управление. Контроль, 4, 84—92.
Tychkov, A.Yu. (2021). Application of VR to the control and correction of phobic anxiety disorders. Measurements. Monitoring. Management. Control, 4, 84—92. (In Russ.).
- Удалов, А.Н. (2023). Факторы личностной тревожности студентов высших учебных заведений. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 12, 15—21.
Udalov, A.N. (2023). Factors of personal anxiety of students of higher educational institutions. Psychology. Historical and critical reviews and modern research, 12, 15—21. (In Russ.).
- Tianqi, J. (2024). A study of the causes and effects of anxiety among students in higher education. Journal of education, humanities and social sciences, 45, 34—37.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.