Standardization of the Methodology to Study the Causes of the Propensity to Lie of Adolescent Individuals
- Authors: Kochkina S.P.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 1, No 4 (2024)
- Pages: 79-91
- Section: Methodological Tools
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5503
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010406
- Cite item
Abstract
The article presents the standardization of the author's methodology to study the propensity of young men and girls to lie based on the analysis of its components and value-sense determinants. The article substantiates the peculiarities of the questionnaire design in connection with the lack of diagnostic material. The technique includes statements distributed on three main scales (prerequisites, factors, conditions). Testees evaluate their attitude, choose one of 10 points and enter it into the questionnaire form. To standardize the methodology, the following methods were used: 1) quantitative analysis; 2) subjective assessment; 3) calculation of mathematical statistics (descriptive statistics, Spearman's correlation coefficient, Cronbach's alpha). Test subjects: cadets of the fire-rescue college in the number of 50 people. The results of the questionnaire were correlated with the obtained data on the methodology of diagnostics of self-assessment of approval motivation (lie scale) by D. Marlow and D. Crown. A strong positive correlation was revealed (P = 0.736; p = 0.01), indicating statistically proven validity of the author's methodology. Reliability analysis using Cronbach's alpha coefficient showed a high level of internal consistency of characteristics (a = 0.856). Retest reliability was checked 5 months after the initial diagnosis. The overall correlation amounted to P = 0.984, p = 0.01.
Введение
Причины искажений | Следствия (детерминанты) | ||
Предпосылки | Факторы | Условия | |
М-РЕГ | Беспорядочность | Бездеятельность | Недисциплинированность |
Упрямство | Стагнация собственных достижений | Иррациональность | |
Эгоистичность | Манипулирование | Отсутствие чувства долга | |
Р-Д | Подчиняемость | Безынициативность | Нерешительность |
Зависть | Внутренняя дисгармония | Отвержение традиций, привычек, взглядов других | |
М-Э | Замкнутость | Дистанцирование | Недоверие к себе и другим |
Застенчивость | Одиночество | Лицемерие | |
К-Э | Злопамятность | Нарушение психической безопасности жизнедеятельности | Непрощение ошибок и заблуждений других |
Р-РЕГ | Обидчивость | Минимизация своих возможностей, сил и способностей | Несдержанность, необдуманность |
К-РЕГ | Непоследовательность | Узость кругозора, общей культуры, интеллекта | Отсутствие хороших манер |
К-Д | Некомпетентность | Ригидность мышления | Банальность, обыденность |
Р-Э | Беззаботность | Игнорирование материальных затруднений (авантюризм) | Безразличие к себе и другим |
Организация исследования
- Авторский опросник. Респондентам предлагался индивидуальный бланк методики с перечнем 36 утверждений (представлен в Приложении 1), в котором необходимо обозначить степень своего согласия/несогласия с каждым из утверждений.
- Показатель самооценки склонности ко лжи. Испытуемым предлагалось по 10-балльной шкале оценить, насколько часто они используют ложь для проверки субъективной валидности.
- Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лжи) Д. Марлоу и Д. Крауна [12]. Испытуемые выражают свое согласие/несогласие с каждым из 20 утверждений. С помощью данной методики оценивается перекрестная валидность авторского опросника;
- Методы математической статистики.
- Коэффициент корреляции Спирмена. Для оценки валидности (перекрестной и субъективной) и надежности методики (проверка ретестовой надежности проводилась с промежутком в 5 месяцев).
- Альфа Кронбаха. Использовался для оценки внутренней согласованности характеристик, изучаемых в авторской методике.
- Инструктирование. Проведение исследования.
- Оценка субъективной и перекрестной валидности методики.
- Повторное проведение методики для оценки ретестовой надежности.
- Сообщение результатов.
- Вычисление статистик.
Результаты
| Авторская методика | Шкала лжи Д. Марлоу и Д. Крауна | ||
Самооценка склонности ко лжи | Юноши | Девушки | Юноши | Девушки |
-0,009 | 0,232 | -0,029 | -0,100 |
Обсуждение результатов
Заключение
Ограничение полученных результатов
Перспективы исследования
Приложение
Методика определения причин склонности личности ко лжи
Бланк методики
Инструкция. Вам предлагается перечень утверждений, содержащий различные характеристики личности человека. Ознакомившись с содержанием, вам необходимо обозначить степень своего согласия/несогласия с каждым из утверждений по представленной ниже шкале оценок.
Степень согласия/несогласия
Не согласен или частично согласен | Скорее, не согласен, чем согласен | По-разному | Скорее согласен, чем не согласен | Согласен, или частично не согласен | ||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
№ | Утверждения | Балл | ||||||||||
1 | Бывает, у меня возникает желание нарушить устоявшийся порядок своей жизни. |
| ||||||||||
2 | Предпочитаю действовать привычными способами в ходе решения любых задач. |
| ||||||||||
3 | Бывает, мне не хватает внимательности и организованности в выполнении совместных действий в команде. |
| ||||||||||
4 | Предпочитаю присоединиться к общему мнению, принимая его как собственное. |
| ||||||||||
5 | Учиться на «удаленке» комфортнее, чем в коллективе. |
| ||||||||||
6 | Меня раздражают люди, активно выдвигающие себя на руководство другими. |
| ||||||||||
7 | Считаю, что в собственную личную жизнь не следует кого-либо впускать. |
| ||||||||||
8 | Чтобы доверие к другому состоялось, человеку нужно вместе с ним «съесть не один пуд соли». |
| ||||||||||
9 | Порой я обещаю участие в деле, зная, что его успех не гарантирован. |
| ||||||||||
10 | Я долго помню причиненное мне зло и предпочитаю отвечать «ударом на удар». |
| ||||||||||
11 | Порой мне представляется, что здоровый образ жизни — миф, а не реальность. |
| ||||||||||
12 | Бывает, я делаю вид, что не замечаю обидных высказываний о себе, продолжая общение. |
| ||||||||||
13 | Обидно, когда судьба ко мне несправедлива. |
| ||||||||||
14 | Считаю, что причина неуспеха — невезение и разочарование. |
| ||||||||||
15 | Считаю, что двум людям лучше обсуждать третьих лиц, чем собственные персоны: есть риск поссориться. |
| ||||||||||
16 | Я предпринимаю все для достижения желаемой цели, но успех так и не приходит. |
| ||||||||||
17 | Чтобы преодолеть барьер, нужно его методично атаковать и в итоге — разрушить. |
| ||||||||||
18 | Тех, кто показывает свою разумность, окружающие воспринимают как «белых ворон». |
| ||||||||||
19 | Порой у меня возникает сильное желание во что бы то ни стало добиться того, что достигли другие. |
| ||||||||||
20 | Порой я испытываю острое ощущение, что я не в ладу сам(а) с собой. |
| ||||||||||
21 | Можно проигнорировать взгляды других в ситуациях, когда очевидны выгода и удобство для себя. |
| ||||||||||
22 | Огорчаюсь, когда понимаю, что повторяю свои ошибки, «наступая на одни и те же грабли». |
| ||||||||||
23 | Мне достаточно знаний и представлений о себе и своем круге общения. |
| ||||||||||
24 | Считаю, чтобы тебя слушали другие, нужно говорить громко, а чтобы тебя слышали — тихо. |
| ||||||||||
25 | Бывает, я не высказываю свое мнение о чем-либо, даже если обладаю нужной информацией. |
| ||||||||||
26 | Считаю, что лучше не рассчитывать на поддержку друзей. |
| ||||||||||
27 | Бывает, в отношениях с другими я играю несвойственную себе роль. |
| ||||||||||
28 | Считаю, что человек самоутверждается, демонстрируя другим знания в какой-либо области. |
| ||||||||||
29 | Согласен(на) с утверждением: в жизни, как и в математике, прямая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками. |
| ||||||||||
30 | Считаю, что получить образование следует для того, чтобы показать другим свою образованность. |
| ||||||||||
31 | Согласен(на) с утверждением: лучший способ благополучия — родиться в нужной семье. |
| ||||||||||
32 | Не следует принимать жизнь слишком серьезно: секрет благополучия — оказаться вовремя в нужном месте. |
| ||||||||||
33 | В достижении желаемой цели неважно, что чувствую я и другие, важен результат. |
| ||||||||||
34 | Для меня важно всегда находиться в центре внимания своего окружения. |
| ||||||||||
35 | Согласен(на) с утверждением: человек говорит правду потому, что не умеет искусно лгать. |
| ||||||||||
36 | Придерживаюсь мнения о том, что правила создаются для других, а для себя — исключения. |
| ||||||||||
Подсчет баллов
Суммируются баллы по нижеследующим шкалам.
- Предпосылки: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34
- Факторы: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35
- Условия: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36
- Общая шкала
Выбор респондентами 0 и 10 баллов говорит об их неадекватности (уход от выбора или обозначение его в социально одобряемом виде). При подсчете баллов эти выборы не учитываются.
Статистические нормы
Диапазон средних баллов | Уровень склонности личности ко лжи |
36–93 | Низкий |
94–150 | Ниже среднего |
151–208 | Средний |
209–266 | Выше среднего |
267–324 | Высокий |
Интерпретация. Обозначаются взаимосвязи причин склонности личности ко лжи и ее ценностно-смысловых детерминант. Для этого соотносятся баллы по первой шкале (предпосылки) с противоположными позитивными свойствами личности; баллы по второй шкале (факторы) — с позитивным полюсом терминальных ценностей; баллы по третьей шкале (условия) — с позитивным полюсом инструментальных ценностей. Таким образом, определяются цели, задачи, направления программ содействия юношам и девушкам по преодолению и предотвращению проявлений склонности ко лжи.
Sofia P. Kochkina
Moscow State University of Psychology and Education
Author for correspondence.
Email: soffi721@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-2791-3180
SPIN-code: 8132-0033
ResearcherId: LKM-3806-2024
Russian Federation, 29, Sretenka Street, Moscow, 127051, Russia graduate student
- Akimenko A.K. Lozh' v sisteme sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii [Lying in the system of socio-psychological adaptation]. Voprosy psikhologii = Questions of Psychology, 2000, no. 4, pp. 45–49. (In Russ.).
- Berezina T.N. Tsennostno-smyslovye faktory ozhidaemogo professional'nogo dolgoletiya magistrantov obrazovatel'noi programmy “Psikhologiya professii osobogo riska” [Value-sense factors of the expected professional longevity of master's students of the educational program “Psychology of professions of special risk”]. Ekstremal'naya psikhologiya i bezopasnost' lichnosti = Extreme psychology and personal safety, 2024. Vol. 1, no. 2, pp. 5–21.doi: 10.17759/epps.2024010201 (In Russ.).
- Shaboltas A.V. et al. Verbal'nye kharakteristiki raspoznavaniya obmana v raznykh usloviyakh provedeniya interv'yu [Verbal characteristics of deception recognition under different interview conditions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Psychology, Vol. 9, no. 1, pp. 45–56. (In Russ.).
- Gainullina S.M., Bashkatov S.A. Statisticheskie zavisimosti mezhdu lichnostnymi osobennostyami i kharakteristikami lzhivosti (na primere studentov VUZa) [Statistical dependencies between personality traits and characteristics of mendacity (on the example of university students)]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy, 2023, no. 3 (107), pp. 51–58. doi: 10.24158/spp.2023.3.7 (In Russ.).
- Zemskova A.A., Zabytova L.M. Psikhologicheskie osobennosti otnosheniya ko lzhi v svyazi s zhiznestoikost'yu lichnosti v period yunosti [Psychological peculiarities of the attitude to lying in connection with the resilience of personality during adolescence]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2024, no. 1 (96), pp. 70–75. (In Russ.).
- Znakov V.V. Ponimanie v myshlenii, obshchenii, chelovecheskom bytii [Understanding in thinking, communicating, being human]. Moscow: In-t psikhologii RAN [Institute of psychology of RAS], 2007. 477 p. (In Russ.).
- Karpova E.A., Kukulite T.G. Analiz variativnosti proyavleniya lzhi v sotsial'nykh vzaimodeistviyakh [Analyzing the variability of the manifestation of lying in social interactions] // Sotsiologiya i pravo = Sociology and Law, 2022, no. 4, pp. 408–416. doi: 10.35854/2219-6242-2022-4-408-416 (In Russ.).
- Leont'ev D.A. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsii [Methodology for studying value orientations]. Moscow: Smysl, 1992. 17 p. (In Russ.).
- Liparteliani N.G., Ansimova N.P. Lozh' kak faktor effektivnogo obshcheniya [Lying as a factor in effective communication]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2015, no. 1-4 (32), pp. 41–43. (In Russ.).
- Goncharenko E.V. et al. Lozh' kak biopsikhosotsial'nyi fenomen. Sposoby simulyatsii podrostkov v klinicheskoi praktike [Lying as a biopsychosocial phenomenon. Ways of simulation of adolescents in clinical practice]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of P.F. Lesgaft University, 2022, no. 3(205), pp. 564–569. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p564-569 (In Russ.).
- Lomov B.F. Sistemnost' v psikhologii: Izbrannye psikhologicheskie trudy. [Systemness in psychology: Selected psychological works.] M.: Izd-vo Mosk. psikhologo-sotsial'nogo in-ta [publishing house of the psychological-social institute]; Voronezh: MODEK, 2011. 423 p. (In Russ.).
- Metodika diagnostiki samootsenki motivatsii odobreniya (Shkala lzhi) D. Marlou i D. Krauna [The method of diagnostics of self-assessment of approval motivation (Lie Scale) by D. Marlow and D. Crown]. In: Raigorodskii D.Ya. (Ed.) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie = Practical psychodiagnostics. Techniques and tests: textbook. Samara, 2001, pp. 635–636. (In Russ.).
- Pryadein V.P. Faktory voli v strukture otvetstvennosti, ispolnitel'nosti, stile i motivatsii ispolnitel'nosti [Factors of will in the structure of responsibility, performance, style and motivation of performance]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2015, no. 8, pp. 99–111. (In Russ.).
- Tserkovnaya I.A. Mnogomerno-funktsional'noe issledovanie lzhivosti kak individual'no-psikhologicheskoi osobennosti lichnosti. Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. [Multidimensional functional study of mendacity as an individual-psychological feature of personality]. Ekaterinburg, 2005. 20 p. (In Russ.).
- Chukhrova M.G., Belobrykina O.A., Kolykhnevich V.V. Lzhivost' kak komponent simptomokompleksa kommunikativnykh osobennostei lichnosti [Lying as a component of the symptom-complex of communicative features of personality]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture, education, 2012, no. 3, pp. 186–189. (In Russ.).
- Shkuratova I.P. Samopred'yavlenie lichnosti v obshchenii: monografiya [Self-presentation of personality in communication: a monograph]. Rostov n/D: Izd-vo YuFU, 2009. 192 p. (In Russ.).
- Shkuratova I.P., Krikalo E.L. Otnoshenie studentov k raznym vidam svoei i chuzhoi lzhi [Attitude of students to different types of their own and other people's lies]. Individual'nye razlichiya v poznanii i obshchenii = Individual differences in cognition and communication. Rostov-n/D: Antei, 2007, pp. 266–284. (In Russ.).
- Ekman P. Psikhologiya lzhi. Obmani menya, esli smozhesh' [The Psychology of Lying. Fool me if you can]. Saint-Petersburg: Piter, 2018. 477 p. (In Russ.).
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.