Art therapy in the format of stress-overcoming behavior in the context of organizing students’ creative work
- Authors: Vladimirovih D.1, Petrov V.E.2
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology & Education
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 1, No 1 (2024)
- Pages: 26-33
- Section: Technologies for Supporting Activities in Extreme Conditions
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4159
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010103
- Cite item
Abstract
The authors of a scientific publication in the context of organizing creative work for students, the authors study the influence of art therapy on the consequences of stress. In order to experimentally confirm the influence of elements of fine art on the psycho-emotional well-being of students (reducing stress levels), the authors conducted an empirical study on a sample of students from the Moscow State Psychological and Pedagogical University. A total of 82 subjects took part in the study. As the main methods, the authors use observation, survey, analysis of educational and scientific literature, formalized methods: the PSM25 psychological stress scale (Lemur-Tesier-Fillion psychological stress scale) and the «A. Leonova Subjective Comfort Scale». The mathematical criteria were the nonparametric Mann-Whitney U test and the Wilcoxon T test. As part of the study, the authors come to the conclusion that isotherapy is an effective tool for reducing stress and increasing the subjective comfort of students.
Введение
Теоретико-методологические основы исследования
Организация и методология исследования
Наше исследование предполагало проведение пилотажного эксперимента с целью верификации гипотезы о положительном воздействии изотерапевтического инструментария на эмоциональный регистр обучающихся (значительное снижение уровня стресса). Всего в исследовании принимало участие 82 студента из Московского государственного психолого-педагогического университета (далее — МГППУ). Средний возраст испытуемых составил 20 лет (рисунок 1). Основное предположение базировалось на факте того, что существуют гендерные различия эмоционального реагирования и восприятия «эстетических стандартов». Девушки проявляют большую чувствительность к творчеству, канонам прекрасного и так далее. Это обстоятельство определяет обоснованность нашей выборки.
Рис. 1. Соотношение по половому признаку испытуемых в рамках исследования
Испытуемыми являлись студенты факультета экстремальной психологии МГППУ (с 1 по 4 курс обучения), которых мы рандомизировано разделили на контрольную и экспериментальную группы. Объем контрольной группы составил 40 человек, экспериментальной — 42 человека. Основными исследовательскими методами выступали: методика «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» [6] и Шкала психологического стресса PSM-25 [3]. В качестве методов математической статистики использовались: оценка различий в группах по U-критерию Манна-Уитни, частотный анализ, описательная статистика и оценка сдвига в группах по Т-критерию Вилкоксона.
- Пре-тестовая сессия психического состояния испытуемых с помощью «Шкалы субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкалы психологического стресса PSM-25 (Таблица 1). Основу экспериментальной выборки составили студенты, вовлеченные во внеучебную работу (проявление творческой активности, посещение выставок, галерей, создание коллажа, плакатов, элементов рисунков и др.). Организация такой работы предполагала использование как классических изобразительных средств выражения своей творческой направленности (бумага, аппликация, применение красок, мастихина, цветных карандашей и ватмана), так и современных цифровых (программных продуктов изобразительного творчества). Специально задавалась тематика такой работы (День Победы, праздник 8 Марта, 23 Февраля, конкурс лучшего рисунка на обложку журнала факультета и т.п.).
Рис. 2. Пример «цифровой живописи» студентки Окопной Дарьи для конкурса лучшей обложки на журнал «Экстремальная психология и безопасность личности»
Такие мероприятия проводились регулярно со студентами в групповых формах, где каждый участник выполнял определенную функцию, был приобщен к творческому процессу. Обучающиеся в рамках внеучебной деятельности погружались в социокогнитивную ситуацию со сменой обстановки с формальной на неформальную. Студенты могли на больших ватманах или экранах планшетов (компьютеров) выражать свои переживаемые эмоции, перерабатывать и рефлексировать их в своем творчестве (Рисунок 2). Эксперимент проводился в течение 9 месяцев (исследование носило лонгитюдный характер), в том числе в зачетно-экзаменационный период (в предположении о значимом стрессогенном воздействии на обучающихся).
- По итогам таких мероприятий была проведена пост-тестовая «сессия». Также использовались: «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкала психологического стресса PSM-25. Для удобства обработки данных все результаты были приведены к шкале стэнов. Для оценки эквивалентности контрольной (группа 1) и экспериментальной (группа 2) групп применялся непараметрической U-критерий Манна-Уитни. Для показателя выраженности психологического стресса сумма рангов в группах составила — 1603,5 (гр. 1) и 1799,5 (гр. 2) единиц, для индикатора субъективной комфортности — 1618,5 и 17,84,5, соответственно. Фактические значения U-критерия по исходным данным — 783,5 (р=0,59) и 798,5 (р=0,697), что показало отсутствие статистически значимых различий в группах и возможность их участия в эксперименте.
В рамках проведенного исследования был установлен ряд фактов. Психическое состояние обучающихся в контрольной группе в данных пре- и пост-тестов статистически значимо не изменилось (отсутствуют статистические сдвиги, табл. 1, 2).
В экспериментальной группе, напротив, существенно изменились показатели по результатам пост-теста. По шкале «Психологического стресса» уровень стресса заметно снизился. По методике «Шкала субъективной комфортности» преобладающая часть значений повысилась с низкого уровня субъективной комфортности до сниженного уровня или приемлемого уровня. Студенты, которые имели приемлемый уровень по результатам пре-теста, демонстрировали высокий уровень субъективной комфортности по окончании эксперимента (табл. 1, 2).
Таблица 1
Описательная статистика показателей в контрольной и экспериментальной группах
Показатель
Среднее
СКО
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Шкала психологического стресса (до эксперимента)
5,225
1,804
Шкала психологического стресса (после эксперимента)
5,300
1,324
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)
4,400
1,945
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)
4,600
1,277
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Шкала психологического стресса (до эксперимента)
5,452
1,811
Шкала психологического стресса (после эксперимента)
4,310
1,220
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)
4,571
1,915
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)
5,762
1,559
В качестве методов математико-статистической обработки данных для оценки эффективности арт-терапевтического воздействия на психоэмоциональное влияние студентов применялся Т-критерий Вилкоксона.
Таблица 2
Сравнение сдвигов в контрольной и экспериментальной группах
Показатель
Т-критерий
Р
Т-критерий
Р
Шкала психологического стресса
253
0,614
75
0,001
Шкала субъективной комфортности
276
0,504
74
0,001
Статистически значимые сдвиги на уровне р=0,001 установлены по обоим диагностическим измерениям — в экспериментальной группе у студентов снизилась выраженность психологического стресса (Тэмп=75) и возросла субъективная комфортность (Тэмп=74). Несмотря на некоторую позитивную динамику соответствующих показателей (табл. 2) в контрольной группе статистически значимых изменений не отмечено. Можно предположить, что личностные ресурсы и «время» позволяют корректировать психоэмоциональное состояния студентов, но этого явно недостаточно для преодоления стрессовой проблематики.
Поскольку изменения произошли только экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что средства изобразительного искусства оказывают позитивное (гармонизирующее) влияние на психоэмоциональное состояние студентов в период обучения в условиях интенсивного стрессового воздействия, а именно — снижается выраженность субъективного восприятия психологического стресса и повышается уровень психологической комфортности.
Выводы
Наша исследовательская работа продемонстрировала важность внедрения в психолого-педагогический арсенал изотерапевтической методики. Именно использование этого метода позволяет серьезно амортизировать стрессовую нагрузку, формировать копинг-ресурс для продуктивной образовательной деятельности. Увлечение студентов креативной активностью, которая определенно имеет творческую выраженность, определяет развитие их компетенций в процессе обучения, повышает индекс академической успеваемости, посещаемости учебных занятий, учебной мотивации. Мы считаем, что изотерапия может стать элементом психологического совершенствования качества учебной деятельности.
Dmitry D. Deulin Vladimirovih
Moscow State University of Psychology & Education
Author for correspondence.
Email: deulindv@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6517-5061
SPIN-code: 8017-8569
Scopus Author ID: 748606
Russian Federation, Moscow, Sretenka, building 29 PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Pedagogical University
Vladislav Evgenyevich Petrov
Moscow State University of Psychology and Education
Email: v.e.petrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7854-4807
SPIN-code: 6857-6810
Russian Federation, Moscow, Sretenka, building 29 PhD in Psychology, Associate Professorof the Department of Scientific Bases of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology
- Artpedagogika i artterapiya v spetsial’nom i inklyuzivnom obrazovanii: uchebnik dlya vuzov [Art pedagogy and art therapy in special and inclusive education: a textbook for universities] E.A. Medvedeva [i dr.]; pod red. E.A. Medvedevoi. 2-e izd., ispr. i dop. [Elektronnyi resurs]. Moscow: Yurait, 2023. 274 p. Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. URL: https://urait.ru/bcode/515317/p.43 (data obrashcheniya: 01.02.2024).
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.