Арт-терапия в формате стресс-преодолевающего поведения в условиях организации творческой работы студентов
- Авторы: Деулин Д.В.1, Петров В.Е.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Выпуск: Том 1, № 1 (2024)
- Страницы: 26-33
- Раздел: Технологии обеспечения деятельности в экстремальных условиях
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4159
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010103
- Цитировать
Аннотация
Авторы научной публикации в условиях организации творческой работы студентов авторы изучают влияние арт-терапии на последствия стрессового воздействия. С целью экспериментального подтверждения влияния элементов изобразительного искусства на психоэмоциональное благополучие студентов (снижение уровня стресса), авторами проведено эмпирическое исследование на выборке студентов Московского государственного психолого-педагогического вуза. Всего в исследовании приняли участие 82 испытуемых. В качестве основных методов авторы используют наблюдение, опрос, анализ учебной и научной литературы, формализованные методы: шкалу психологического стресса PSM25 (шкала психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона) и «Шкалу субъективной комфортности А. Леоновой». Математическими критериями выступали непараметрический U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. В рамках исследования авторы приходят к выводу, что изотерапия является эффективным инструментом снижения стресса и повышения субъективной комфортности обучающихся.
Введение
Теоретико-методологические основы исследования
Организация и методология исследования
Наше исследование предполагало проведение пилотажного эксперимента с целью верификации гипотезы о положительном воздействии изотерапевтического инструментария на эмоциональный регистр обучающихся (значительное снижение уровня стресса). Всего в исследовании принимало участие 82 студента из Московского государственного психолого-педагогического университета (далее — МГППУ). Средний возраст испытуемых составил 20 лет (рисунок 1). Основное предположение базировалось на факте того, что существуют гендерные различия эмоционального реагирования и восприятия «эстетических стандартов». Девушки проявляют большую чувствительность к творчеству, канонам прекрасного и так далее. Это обстоятельство определяет обоснованность нашей выборки.
Рис. 1. Соотношение по половому признаку испытуемых в рамках исследования
Испытуемыми являлись студенты факультета экстремальной психологии МГППУ (с 1 по 4 курс обучения), которых мы рандомизировано разделили на контрольную и экспериментальную группы. Объем контрольной группы составил 40 человек, экспериментальной — 42 человека. Основными исследовательскими методами выступали: методика «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» [6] и Шкала психологического стресса PSM-25 [3]. В качестве методов математической статистики использовались: оценка различий в группах по U-критерию Манна-Уитни, частотный анализ, описательная статистика и оценка сдвига в группах по Т-критерию Вилкоксона.
- Пре-тестовая сессия психического состояния испытуемых с помощью «Шкалы субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкалы психологического стресса PSM-25 (Таблица 1). Основу экспериментальной выборки составили студенты, вовлеченные во внеучебную работу (проявление творческой активности, посещение выставок, галерей, создание коллажа, плакатов, элементов рисунков и др.). Организация такой работы предполагала использование как классических изобразительных средств выражения своей творческой направленности (бумага, аппликация, применение красок, мастихина, цветных карандашей и ватмана), так и современных цифровых (программных продуктов изобразительного творчества). Специально задавалась тематика такой работы (День Победы, праздник 8 Марта, 23 Февраля, конкурс лучшего рисунка на обложку журнала факультета и т.п.).
Рис. 2. Пример «цифровой живописи» студентки Окопной Дарьи для конкурса лучшей обложки на журнал «Экстремальная психология и безопасность личности»
Такие мероприятия проводились регулярно со студентами в групповых формах, где каждый участник выполнял определенную функцию, был приобщен к творческому процессу. Обучающиеся в рамках внеучебной деятельности погружались в социокогнитивную ситуацию со сменой обстановки с формальной на неформальную. Студенты могли на больших ватманах или экранах планшетов (компьютеров) выражать свои переживаемые эмоции, перерабатывать и рефлексировать их в своем творчестве (Рисунок 2). Эксперимент проводился в течение 9 месяцев (исследование носило лонгитюдный характер), в том числе в зачетно-экзаменационный период (в предположении о значимом стрессогенном воздействии на обучающихся).
- По итогам таких мероприятий была проведена пост-тестовая «сессия». Также использовались: «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкала психологического стресса PSM-25. Для удобства обработки данных все результаты были приведены к шкале стэнов. Для оценки эквивалентности контрольной (группа 1) и экспериментальной (группа 2) групп применялся непараметрической U-критерий Манна-Уитни. Для показателя выраженности психологического стресса сумма рангов в группах составила — 1603,5 (гр. 1) и 1799,5 (гр. 2) единиц, для индикатора субъективной комфортности — 1618,5 и 17,84,5, соответственно. Фактические значения U-критерия по исходным данным — 783,5 (р=0,59) и 798,5 (р=0,697), что показало отсутствие статистически значимых различий в группах и возможность их участия в эксперименте.
В рамках проведенного исследования был установлен ряд фактов. Психическое состояние обучающихся в контрольной группе в данных пре- и пост-тестов статистически значимо не изменилось (отсутствуют статистические сдвиги, табл. 1, 2).
В экспериментальной группе, напротив, существенно изменились показатели по результатам пост-теста. По шкале «Психологического стресса» уровень стресса заметно снизился. По методике «Шкала субъективной комфортности» преобладающая часть значений повысилась с низкого уровня субъективной комфортности до сниженного уровня или приемлемого уровня. Студенты, которые имели приемлемый уровень по результатам пре-теста, демонстрировали высокий уровень субъективной комфортности по окончании эксперимента (табл. 1, 2).
Таблица 1
Описательная статистика показателей в контрольной и экспериментальной группах
Показатель
Среднее
СКО
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Шкала психологического стресса (до эксперимента)
5,225
1,804
Шкала психологического стресса (после эксперимента)
5,300
1,324
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)
4,400
1,945
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)
4,600
1,277
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Шкала психологического стресса (до эксперимента)
5,452
1,811
Шкала психологического стресса (после эксперимента)
4,310
1,220
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)
4,571
1,915
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)
5,762
1,559
В качестве методов математико-статистической обработки данных для оценки эффективности арт-терапевтического воздействия на психоэмоциональное влияние студентов применялся Т-критерий Вилкоксона.
Таблица 2
Сравнение сдвигов в контрольной и экспериментальной группах
Показатель
Т-критерий
Р
Т-критерий
Р
Шкала психологического стресса
253
0,614
75
0,001
Шкала субъективной комфортности
276
0,504
74
0,001
Статистически значимые сдвиги на уровне р=0,001 установлены по обоим диагностическим измерениям — в экспериментальной группе у студентов снизилась выраженность психологического стресса (Тэмп=75) и возросла субъективная комфортность (Тэмп=74). Несмотря на некоторую позитивную динамику соответствующих показателей (табл. 2) в контрольной группе статистически значимых изменений не отмечено. Можно предположить, что личностные ресурсы и «время» позволяют корректировать психоэмоциональное состояния студентов, но этого явно недостаточно для преодоления стрессовой проблематики.
Поскольку изменения произошли только экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что средства изобразительного искусства оказывают позитивное (гармонизирующее) влияние на психоэмоциональное состояние студентов в период обучения в условиях интенсивного стрессового воздействия, а именно — снижается выраженность субъективного восприятия психологического стресса и повышается уровень психологической комфортности.
Выводы
Наша исследовательская работа продемонстрировала важность внедрения в психолого-педагогический арсенал изотерапевтической методики. Именно использование этого метода позволяет серьезно амортизировать стрессовую нагрузку, формировать копинг-ресурс для продуктивной образовательной деятельности. Увлечение студентов креативной активностью, которая определенно имеет творческую выраженность, определяет развитие их компетенций в процессе обучения, повышает индекс академической успеваемости, посещаемости учебных занятий, учебной мотивации. Мы считаем, что изотерапия может стать элементом психологического совершенствования качества учебной деятельности.
Дмитрий Владимирович Деулин
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: deulindv@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6517-5061
SPIN-код: 8017-8569
Scopus Author ID: 748606
Россия, Москва, Сретенка, дом 29 Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета "Экстремальная психология" МГППУ
Владислав Евгеньевич Петров
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: v.e.petrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7854-4807
SPIN-код: 6857-6810
Россия, Москва, Сретенка, дом 29 кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии
-
- Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов / Е.А. Медведева [и др.] / под ред. Е.А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2023. 274 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/ bcode/515317/p.43 (дата обращения: 01.02.2024).
- Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 283 с.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
- Деулин Д.В., Усачева И.В. Использование элементов живописи в системе психологопедагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 295—300.
- Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с.
- Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75-85.
- Личностные ресурсы антистарения: монография / кол. авторов; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. М.: РУСАЙН. 2024. 322 с.
- Либина А.В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 318 с.
- Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 291 с.
- Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Воронцова [и др.]; под редакцией М.В. Воронцовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 244 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2019. 608 c.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.