Арт-терапия в формате стресс-преодолевающего поведения в условиях организации творческой работы студентов

  • Авторы: Деулин Д.В.1, Петров В.Е.1
  • Учреждения:
    1. Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
  • Выпуск: Том 1, № 1 (2024)
  • Страницы: 26-33
  • Раздел: Технологии обеспечения деятельности в экстремальных условиях
  • URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4159
  • DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010103
  • Цитировать

Аннотация


Авторы научной публикации в условиях организации творческой работы студентов авторы изучают влияние арт-терапии на последствия стрессового воздействия. С целью экспериментального подтверждения влияния элементов изобразительного искусства на психоэмоциональное благополучие студентов (снижение уровня стресса), авторами проведено эмпирическое исследование на выборке студентов Московского государственного психолого-педагогического вуза. Всего в исследовании приняли участие 82 испытуемых. В качестве основных методов авторы используют наблюдение, опрос, анализ учебной и научной литературы, формализованные методы: шкалу психологического стресса PSM25 (шкала психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона) и «Шкалу субъективной комфортности А. Леоновой». Математическими критериями выступали непараметрический U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. В рамках исследования авторы приходят к выводу, что изотерапия является эффективным инструментом снижения стресса и повышения субъективной комфортности обучающихся.


Введение

Человечество переживает сложный исторический этап своего развития. Мы можем констатиро­вать слом прежнего мироустройства с ревизией шкалы традиционных ценностей, началом глобаль­ных военных конфликтов, социально-экономической рецессией, увеличением риска техногенных катастроф, распространением опасных заболеваний в форме эпидемий и пандемий, увеличением угроз в сфере экологической безопасности, климатические бедствия и т.д. Важным событием в сфере образовательных услуг сегодня является технологический переход, выражающийся в разви­тии принципиально новых цифровых технологий.
Под влиянием этих многочисленных факторов психика человека испытывает колоссальную нагрузку. Обучающиеся в высших образовательных организациях вынуждены адаптироваться под новые образовательные стандарты, переживать стресс-испытания от трансформации образователь­ных сред, процесса изучения цифрового пространства и освоения передовых электронных средств обучения, учиться новой коммуникации и т.д. Стрессоры оказывают негативное воздействие на психическое здоровье студентов, приводят к психосоматическим осложнениям, трудностям в обу­чении: снижению посещаемости и успеваемости и др. В связи с этим актуализируется проблема поиска и внедрения методов преодоления стресса.
На наш взгляд, эффективной может быть творческая работа студентов, в том числе и самозаня­тость в форме творческой инерции. Ведь именно она является составной частью учебной деятель­ности и процесса воспитания. Творческий процесс не требует дополнительных усилий в сфере организационных мероприятий, поскольку органично включен в образовательный процесс.

Теоретико-методологические основы исследования

Проблема стрессового давления изучается разными научными направлениями и школами. Как отмечает Н.Е. Водопьянова, привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами связано с очевидными потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и стабильности персонала [2]. Существует разное пони­мание проблемы стресса, в целом под ним понимают все раздражители (физические, социально­психологические), которые вызывают состояние высокой напряженности, физического и психиче­ского дискомфорта, душевного потрясения и другие стресс-эффекты [2, с. 8]. Стрессоры могут быть физиологическими или психологическими.
В настоящее время в большей степени студенты подвержены второму виду стрессоров. Как отмечают М.А. Одинцова и Н.Л. Захарова психологические стрессоры связаны с информационной перегрузкой, соревнованиями, угрозой социальному статусу, самооценке, благополучию, ближай­шему окружению и др. [9, с. 11]. Комплекс психических состояний при стрессе включает в себя следующие группы: психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора (тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх, фрустрация, эйфория, возбуждение, монотония и др.); переживания психологической адаптации (тревога, напряженность, интерес и др.); психические состояния, возникающие при мобилизации ресурсов организма (установка, бодрствование, мотивационные состояния и др.); эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации (утомление, депривация и др.) [9, с. 12].
Безусловно, такие состояния крайне негативно отражаются на результатах обучения, приводят к снижению посещаемости занятий, негативному изменению академической успеваемости, в целом учебной мотивации и др.
Вместе с тем, в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях представлены результаты влияния арт-терапии на психоэмоциональное состояние различных категорий обследу­емых лиц. В частности, как известно, стресс может обуславливать профессиональное выгорание. В этом случае групповые занятиями арт-терапией, в рамках которых используется творческая худо­жественная и пластическая активность для выражения проблематики как отдельных членов груп­пы, так и группы в целом.
Рисунки предоставляют разнообразную информацию о членах группы, которая подвергается рассмотрению и интерпретации [10, с. 163]. В этом случае арт-терапия рассматривается как стресс- преодолевающее поведение, как механизм психологической защиты от неблагоприятных факторов. А.В. Либина в своей работе указывает на то обстоятельство, что в целях конструктивного или неза­щищенного способов решения психологических проблем возникает феномен совладающего пове­дения [8, с. 22].
В некоторых случаях человек, переживающий негативные эмоциональные состояния может спонтанно рисовать графические объекты, бессознательно с применением такой психомоторной реакции преодолевать стресс. Как пишет З. Фрейд иногда защитный механизм актуализируется автоматически и неосознанно в попытке достичь разрешения эмоционального конфликта, освобож­дения от эмоционального напряжения и облегчения тревожности [11, с. 6].
В рамках творческой работы можно использовать содержание арт-терапевтических технологий (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, драмтерапия, куклотерапия, танцетерапия). Данная технология ориентирована на взаимодействие обучающихся как между собой, так и с воспитате­лем, где может происходить самопознание, самовыражение, активизируется собственный потенци­ал личности через продукт художественной деятельности, осознающий общность и различие свое­го «Я» в мире других.
В целях повышения уровня самовыражения, саморазвития, утверждения и самопознания студен­ты могут в том числе эксплуатировать коррекционный потенциал арт-терапии. Этот процесс поло­жительно отзывается также — в случае успеха — и на самооценке и самопризнании непосредствен­но педагога. [1, с. 43]. В своих исследованиях мы уже показывали роль изотерапии в учебном процессе. Этот инструмент позволяет проводить диагностику и самодиагностику; удовлетворяет эстетические потребности; осуществляет психокоррекцию; обеспечивает развитие когнитивных функций; формирует общепрофессиональные и универсальные компетенции у обучающихся [4].
А.И. Копытин демонстрирует эффективность применениям арт-терапевтических технологий даже в борьбе с последствиями травматического стресса. В своей работе он утверждает, что занятия арт-терапевтическим процессом способствует когнитивному переформатированию и рефлексии личных переживаний благодаря их богатому метафизическому содержанию в виде метафор, сим­волизма и образов [5, с. 172]. В рамках предыдущих исследований мы также смотрели влияние творческой самодеятельности на уровень психоэмоционального благополучия студентов [7, с. 282—295].
Таким образом, мы наблюдаем теоретическую разработанность проблемы применения психо­практик в форме арт-терапии в преодолении негативных эмоциональных состояний.

Организация и методология исследования

Наше исследование предполагало проведение пилотажного эксперимента с целью верификации гипотезы о положительном воздействии изотерапевтического инструментария на эмоциональный регистр обучающихся (значительное снижение уровня стресса). Всего в исследовании принимало участие 82 студента из Московского государственного психолого-педагогического университета (далее — МГППУ). Средний возраст испытуемых составил 20 лет (рисунок 1). Основное предпо­ложение базировалось на факте того, что существуют гендерные различия эмоционального реаги­рования и восприятия «эстетических стандартов». Девушки проявляют большую чувствительность к творчеству, канонам прекрасного и так далее. Это обстоятельство определяет обоснованность нашей выборки.

Рис. 1. Соотношение по половому признаку испытуемых в рамках исследования

Испытуемыми являлись студенты факультета экстремальной психологии МГППУ (с 1 по 4 курс обучения), которых мы рандомизировано разделили на контрольную и экспериментальную группы. Объем контрольной группы составил 40 человек, экспериментальной — 42 человека. Основными исследовательскими методами выступали: методика «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» [6] и Шкала психологического стресса PSM-25 [3]. В качестве методов математиче­ской статистики использовались: оценка различий в группах по U-критерию Манна-Уитни, частот­ный анализ, описательная статистика и оценка сдвига в группах по Т-критерию Вилкоксона.

Анализ результатов исследования
Научное исследование состояло из следующих этапов:
  1. Пре-тестовая сессия психического состояния испытуемых с помощью «Шкалы субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкалы психологического стресса PSM-25 (Таблица 1). Основу экс­периментальной выборки составили студенты, вовлеченные во внеучебную работу (проявление твор­ческой активности, посещение выставок, галерей, создание коллажа, плакатов, элементов рисунков и др.). Организация такой работы предполагала использование как классических изобразительных средств выражения своей творческой направленности (бумага, аппликация, применение красок, мастихина, цветных карандашей и ватмана), так и современных цифровых (программных продуктов изобразительного творчества). Специально задавалась тематика такой работы (День Победы, празд­ник 8 Марта, 23 Февраля, конкурс лучшего рисунка на обложку журнала факультета и т.п.).

    Рис. 2. Пример «цифровой живописи» студентки Окопной Дарьи для конкурса лучшей обложки на журнал «Экстремальная психология и безопасность личности»

    Такие мероприятия проводились регулярно со студентами в групповых формах, где каждый участник выполнял определенную функцию, был приобщен к творческому процессу. Обучающиеся в рамках внеучебной деятельности погружались в социокогнитивную ситуацию со сменой обста­новки с формальной на неформальную. Студенты могли на больших ватманах или экранах планше­тов (компьютеров) выражать свои переживаемые эмоции, перерабатывать и рефлексировать их в своем творчестве (Рисунок 2). Эксперимент проводился в течение 9 месяцев (исследование носило лонгитюдный характер), в том числе в зачетно-экзаменационный период (в предположении о зна­чимом стрессогенном воздействии на обучающихся).

    1. По итогам таких мероприятий была проведена пост-тестовая «сессия». Также использовались: «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкала психологического стресса PSM-25. Для удобства обработки данных все результаты были приведены к шкале стэнов. Для оценки экви­валентности контрольной (группа 1) и экспериментальной (группа 2) групп применялся непараме­трической U-критерий Манна-Уитни. Для показателя выраженности психологического стресса сумма рангов в группах составила — 1603,5 (гр. 1) и 1799,5 (гр. 2) единиц, для индикатора субъек­тивной комфортности — 1618,5 и 17,84,5, соответственно. Фактические значения U-критерия по исходным данным — 783,5 (р=0,59) и 798,5 (р=0,697), что показало отсутствие статистически зна­чимых различий в группах и возможность их участия в эксперименте.

    В рамках проведенного исследования был установлен ряд фактов. Психическое состояние обу­чающихся в контрольной группе в данных пре- и пост-тестов статистически значимо не изменилось (отсутствуют статистические сдвиги, табл. 1, 2).

    В экспериментальной группе, напротив, существенно изменились показатели по результатам пост-теста. По шкале «Психологического стресса» уровень стресса заметно снизился. По методике «Шкала субъективной комфортности» преобладающая часть значений повысилась с низкого уров­ня субъективной комфортности до сниженного уровня или приемлемого уровня. Студенты, кото­рые имели приемлемый уровень по результатам пре-теста, демонстрировали высокий уровень субъективной комфортности по окончании эксперимента (табл. 1, 2).

    Таблица 1

    Описательная статистика показателей в контрольной и экспериментальной группах

    Показатель

    Среднее

    СКО

    КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

     

     

    Шкала психологического стресса (до эксперимента)

    5,225

    1,804

    Шкала психологического стресса (после эксперимента)

    5,300

    1,324

    Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)

    4,400

    1,945

    Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)

    4,600

    1,277

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

     

     

    Шкала психологического стресса (до эксперимента)

    5,452

    1,811

    Шкала психологического стресса (после эксперимента)

    4,310

    1,220

    Шкала субъективной комфортности (до эксперимента)

    4,571

    1,915

    Шкала субъективной комфортности (после эксперимента)

    5,762

    1,559

     

    В качестве методов математико-статистической обработки данных для оценки эффективности арт-терапевтического воздействия на психоэмоциональное влияние студентов применялся Т-критерий Вилкоксона.

    Таблица 2

    Сравнение сдвигов в контрольной и экспериментальной группах

    Показатель

    Т-критерий

    Р

    Т-критерий

    Р

    Шкала психологического стресса

    253

    0,614

    75

    0,001

    Шкала субъективной комфортности

    276

    0,504

    74

    0,001

     

    Статистически значимые сдвиги на уровне р=0,001 установлены по обоим диагностическим измерениям — в экспериментальной группе у студентов снизилась выраженность психологическо­го стресса (Тэмп=75) и возросла субъективная комфортность (Тэмп=74). Несмотря на некоторую пози­тивную динамику соответствующих показателей (табл. 2) в контрольной группе статистически значимых изменений не отмечено. Можно предположить, что личностные ресурсы и «время» позволяют корректировать психоэмоциональное состояния студентов, но этого явно недостаточно для преодоления стрессовой проблематики.

    Поскольку изменения произошли только экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что средства изобразительного искусства оказывают позитивное (гармонизирующее) влияние на психоэмоциональное состояние студентов в период обучения в условиях интенсивного стрессо­вого воздействия, а именно — снижается выраженность субъективного восприятия психологиче­ского стресса и повышается уровень психологической комфортности.

    Выводы

    Наша исследовательская работа продемонстрировала важность внедрения в психолого-педагогиче­ский арсенал изотерапевтической методики. Именно использование этого метода позволяет серьезно амортизировать стрессовую нагрузку, формировать копинг-ресурс для продуктивной образовательной деятельности. Увлечение студентов креативной активностью, которая определенно имеет творческую выраженность, определяет развитие их компетенций в процессе обучения, повышает индекс академиче­ской успеваемости, посещаемости учебных занятий, учебной мотивации. Мы считаем, что изотерапия может стать элементом психологического совершенствования качества учебной деятельности.

Дмитрий Владимирович Деулин

Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: deulindv@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6517-5061
SPIN-код: 8017-8569
Scopus Author ID: 748606

Россия, Москва, Сретенка, дом 29 Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета "Экстремальная психология" МГППУ

Владислав Евгеньевич Петров

Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)

Email: v.e.petrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7854-4807
SPIN-код: 6857-6810

Россия, Москва, Сретенка, дом 29 кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии

    1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов / Е.А. Медведева [и др.] / под ред. Е.А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2023. 274 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/ bcode/515317/p.43 (дата обращения: 01.02.2024).
    2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 283 с.
    3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
    4. Деулин Д.В., Усачева И.В. Использование элементов живописи в системе психолого­педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 295—300.
    5. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с.
    6. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75-85.
    7. Личностные ресурсы антистарения: монография / кол. авторов; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. М.: РУСАЙН. 2024. 322 с.
    8. Либина А.В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 318 с.
    9. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 291 с.
    10. Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Воронцова [и др.]; под редакцией М.В. Воронцовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 244 с.
    11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2019. 608 c.

Дополнительные файлы

Нет дополнительных файлов для отображения

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
На editorial.mgppu.ru мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов Cookie