Professional burnout of secondary school teachers under conditions of a terrorist threat

  • Authors: Senatorova E.N.1, Balan A.2, Gatsutsyn V.V.3
  • Affiliations:
    1. Customer Service (as a department) in Valuyki
    2. Municipal general education institution "Printsevskaya secondary comprehensive school" (MOU "Printsevskaya secondary school")
    3. Municipal general educational institution "Printsevskaya secondary comprehensive school" (MOU "Printsevskaya secondary school") of the Valuysky district of the Belgorod region, Russian Federation
  • Issue: Vol 1, No 1 (2024)
  • Pages: 34-43
  • Section: Psychology of Emergency Situations
  • URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4157
  • DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010104
  • Cite item

Abstract


This study aims to clarify the methodological status of the category “activity experience”. The char­acteristics of professional burnout and work passion among teachers from two regions are studied: a region with an indefinitely high (yellow) level of terrorist threat and a regular region. Subjects: 29 people. Group 1: 10 people — school teachers from a region with a terrorist threat, 20% men, 80% women, average age: 49.5 years. Group 2; 19 people from a region with no terrorist threat, 16% men, 84% women, average age: 41.2 years. Methods: Questionnaire “Utrecht Work Engagement Scale” adapted by D.A. Kutuzova, Maslach Burnout Questionnaire in Russian adaptation), Mann- Whitney U-criteria for unmatched groups. Results: the yellow level of terrorist threat in the region has an impact on the work of educational organizations (some classes are held remotely, the load associated with ensuring the safety of the educational institution increases). However, no differences were found in indicators of work passion (enthusiasm, energy, involvement) between teachers in different regions. There are also no differences in overall professional burnout and indicators of emotional exhaustion and depersonalization. The reduction in professional achievements among teachers from a region with a terrorist threat is significantly lower. Conclusions: the terrorist threat that lasts for six months does not have a direct impact on professional burnout and work commitment of teachers in the region. Perhaps it corresponds to the first stage of stress (anxiety) development, when internal resources are mobilized. Teachers need psychological support to prevent the develop­ment of deeper stages of stress.


Введение

Настоящее время изобилует рисками и угрозами различной этиологии, одна из наиболее часто встречающихся современных социальных угроз — террористическая опасность. У террористиче­ской угрозы существует несколько уровней. Повышенный уровень — «синий» — его объявляют при наличии информации о совершения террористического акта, требующей подтверждения. Высокий уровень — «желтый» — его объявляют, если есть подтвержденная информация о возмож­ности совершения террористических актов в данной местности. Критический уровень — «крас­ный» — он объявляется в ситуациях уже совершившихся террористических актов.
В настоящее время в некоторых регионах нашей страны объявлены различные уровни террори­стической угрозы. В Белгородской области с 4 февраля 2023 года был введен бессрочный высокий (желтый) уровень террористической опасности. Наличие высокого уровня террористической опас­ности оказывает влияние на деятельность образовательных организаций региона: изменяется структура учебного процесса (перевод части школ на дистантную форму обучения), увеличивается профессиональная и дополнительная нагрузка педагогов, с ними проводятся специальные учения, они участвуют в мероприятиях по обеспечению безопасности учебных заведений и т.п.
Кроме этого, существует реальная опасность террористических актов, угрожающих жизни как педагогов, так и обучающихся. Все это обуславливает актуальность постоянного мониторинга пси­хических состояний педагогических работников, осуществляющих деятельность в условиях терро­ристической опасности, поскольку они работают с детьми, и нарушение их состояния будет оказы­вать влияние на весь педагогический процесс и на состояние обучающихся.

Обзор литературы

Террористическая угроза является одним из видов психологического воздействия террористиче­ских актов на психику человека. Чем сильнее террористическая угроза, тем большее ее психотрав­мирующее влияние: обнаружены тесные связи между интенсивностью переживания террористиче­ской угрозы и интенсивностью психопатологической симптоматики и признаками посттравматиче­ского стресса [11]. Эмпирически показано, что сильное переживание террористической угрозы связано положительными связями с посттравматическими стрессовыми симптомами и негативны­ми психологическими переживаниями: у респондентов до 35 лет оно отрицательно связано с пси­хологическим благополучием, однако у лиц старше 35 лет таким связей не обнаружено [5].
Террористическая угроза относится к внешним факторам стресса. Для нее характерно: наличие физической угрозы здоровья и самой жизни, состояние неопределенности, в котором оказываются педагоги, повышенная нагрузка и наличие травматического стресса. Террористическая угроза высокой интенсивности в значительной степени влияет на профессиональное выгорание специали­стов разных профилей. Исследование, проведенное в Чеченской Республике, показало, что травма­тический опыт обуславливает подверженность личности профессиональному и эмоциональному выгоранию на последующих этапах жизненного пути из-за переживания стрессов высокой интен­сивности [12]. Травматический опыт является также причиной профессионального выгорания пси­хологов.
Исследования показали, что наличие вторичной травматизации является значимым фактором, который может существенно повышать риск профессионального выгорания; особенно это касается психологов, которые работают с жертвами кризисных и экстремальных ситуаций [9]. У специали­стов опасных профессий (например, пожарных-спасателей) в эмпирических исследованиях с помо­щью корреляционного анализа показана взаимосвязь между симптомами травматического стресса и уровнями профессионального выгорания. Однако эта взаимосвязь объясняется воздействием стресс-факторов профессиональной деятельности, т.е., выполнению профессиональных задач непо­средственно в экстремальных условиях [6].
Педагоги в регионах с желтым уровнем террористической опасности работают не в боевых условиях, а скорее в ситуации неопределённости, вызванной наличием угрозы. У педагогов состояние неопределенности, вызванное действием стресс-факторов, приводит к интеллекту­альным нагрузкам, повышенному переживанию стресса, неудовлетворенности процессом и результатом труда, неспособности своевременно справляться с работой. Все это, по мнению исследователей, ведет к эмоциональному выгоранию. В свою очередь, низкий эмоциональный тонус может привести к редуцированию собственного достоинства и снижению эффективности труда учителя [7].
Желтый уровень террористической опасности в регионе оказывает влияние на образовательную среду учебных заведений. Выполненное в конце 2022 года исследование показало, что на безопас­ность образовательной среды оказывает влияние как непосредственная террористическая угроза, так и транслируемая через средства массовой информации. Иногда опосредованная угроза оказы­вается сильнее непосредственной. Как показало эмпирическое исследование, проведенное на школьниках, у обучающихся, находящихся в регионе с наличием террористической угрозы, по сравнению с регионом, в котором отсутствует риск террористической угрозы, результаты шкалы доверия, доброжелательности, принятия имеют более высокие значения, при этом имеют более низкое значение по шкале манипулятивного отношения. Позитивное и негативное отношение к качеству межличностных отношений в образовательной среде выше у обучающихся в регионе с отсутствием террористической угрозы [4].
Безопасность является одной из базовых потребностей человека [14]. Ее неудовлетворение может иметь отсроченное воздействие и привести к переживанию хронического стресса, что, в свою очередь, влияет на профессиональное выгорание специалистов [3]. Большинство иссле­дований профессионального выгорания в качестве причины называют профессиональный стресс [10]. Профессиональный стресс педагога связан с особенностями его работы: высокой нагрузкой, необходимостью поддерживать большое количество социальных контактов, повы­шенными требованиями со стороны других субъектов образовательной среды, он ведет к про­фессиональным деформациям, которые, в свою очередь, вызывают синдром эмоционального выгорания [8].
Однако многие авторы среди причин профессионального выгорания педагогов называют нарушение безопасности образовательной среды. С профессиональным выгоранием педагога наиболее связаны следующие нарушения безопасности образовательной среды: принуждение педагога к работе посредством угроз против желания, неудовлетворительные отношения педа­гога с начальством или членами трудового коллектива, отсутствие возможности высказать точку зрения [2]. Преимущественная роль безопасности образовательной среды учебного заве­дения определяется благополучием педагога, который создаёт эту среду и, тем самым, обеспе­чивает психологическое благополучия учеников. Исследования показывают наличие взаимос­вязи между благополучием учителя и безопасностью школы [13]. Таким образом многие авто­ры утверждают, что причинами профессионального выгорания, в большей степени, является безопасность внутренней образовательной среды учебного заведения, а не уровень безопасно­сти региона в целом.
Оценка влияния террористический угрозы (внешней по отношению к учебному заведению) является научной задачей нашего исследования.

Организация исследования

Цель: сравнить степень профессионального выгорания и увлеченности работой педагогов двух школ: осуществляющей работу в условиях высокого уровня террористической угрозы и находя­щейся в обычных условиях.
Гипотеза: наличие террористической угрозы в регионе оказывает влияние на образовательную среду школы: уровень профессионального выгорания будет выше у педагогов, осуществляющих деятельность в условиях террористической угрозы.

Методы исследования

  • Опросник выгорания К. Маслач, в российской адаптации (авторы Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова) предназначен для измерения основных показателей синдрома профессионально­го выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Также вычислялся общий показатель профессионального выгорания, как суммы всех компонентов.
  • Опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» в адаптации Д.А. Кутузовой. Измеряются 3 показателя: энергичность (этот компонент свидетельствует об уровне энергии, работоспособно­сти, бодрости, готовности работника к значительным усилиям), энтузиазм (определяется как сте­пень, с которой работник психологически связан и получает удовлетворение от ее выполнения), поглощенность (этот компонент свидетельствует о полной концентрации, погружении в работу). Вычислялся также обобщённый показатель «увлеченность работой».
  • Вычисление статистического U-критерия Манна-Уитни для двух несопряженных групп.

Эмпирическая база

Были взяты 2 средние школы: 1-я школа находилась в регионе с повышенным желтым уровнем террористической угрозы (Белгородская область), 2-я школа находилась в регионе с отсутствием террористической угрозы (Московская область). Было обследовано около 60 % педагогов, работа­ющих в этих школах, т.е., были обследованы все педагоги, давшие добровольное и осознанное согласие на участие в исследовании.
Испытуемые: 29 человек. 1-я группа — 10 человек педагогов школы из региона с террористи­ческой угрозой: 20 % мужчины, 80 % женщины. Средний возраст: 49,5 лет. 2-я группа — 19 человек из региона с отсутствием террористической угрозы: 16% мужчины, 84% женщины. Средний воз­раст: 41,2 года.
Исследование проводилось в июне-июле 2023 года, в то время как в Белгородской области уже в течение полугода был объявлен желтый уровень террористической угрозы.

Результаты исследования

Мы провели сравнительный анализ компонентов профессионального выгорания педагогов из двух школ. Результаты представлены в Таблице 1.
Как видно из таблицы 1, обнаружены достоверные различия в уровне профессионального выго­рания только по шкале «редукция профессиональных достижений»; поскольку это обратная шкала, то высокие значения по ней говорят о более низкой выраженности симптома и наоборот. Таким образом, у педагогов, работающих в регионе с желтым уровнем террористической опасности пока­затель достоверно ниже, чем у педагогов из обычного региона. По остальным компонентам (эмо-
Таблица 1
Показатели профессионального выгорания у педагогов из региона с террористической опасностью
и без нее

Показатели

Средние значения школы 1

Средние значения школы 2

U

Р

эмоционального истощения

27,1

27,75

99,5

-

деперсонализации

12,1

11,15

81

-

редукции профессиональных достижений (обратная шкала)

19

13,6

59

p<0,05

профессионального выгорания

58,2

52,4

76

-

Школа 1 — из региона с террористической опасностью.
Школа 2 — из региона без террористической опасности.
 
циональное истощение, деперсонализация) и по общему показателю профессионального выгорания различий не обнаружено. В таблице 2 мы представили результаты опросника «Увлеченности рабо­той» для педагогов обследованных регионов.
Таблица 2
Показатели увлеченности работой у педагогов из региона с террористической
опасностью и без нее

Показатели

Средние значения школы 1

Средние значения школы 2

U

P

Энергичность

21,4

17,7

69

-

Энтузиазм

18,5

17,6

88

-

Поглощенность

21

20,15

91,5

-

увлеченность работой

60,9

55,05

84

-

Школа 1 — из региона с террористической опасностью.
Школа 2 — из региона без террористической опасности.
Как видно из таблицы, достоверных различий между показателями увлеченности работой между педагогами обеих школ не обнаружено.

Обсуждение результатов

Исследования проводились в то время, когда в Белгородской области уже в течение полугода был объявлен желтый уровень террористической опасности и, соответственно, это оказывало вли­яние на деятельность ученых заведений. Исследование проводилось в Валуйском районе, являю­щимся пограничным, и, на момент исследования, уже подвергшимся непосредственным террори­стическим угрозам. Однако заметного влияния на профессиональное выгорание педагогов и их вовлеченность в работу этот факт не оказал. Мы обнаружили только одно значимое различие между школами разных регионов. У педагогов, работающих в регионе с желтым уровнем террори­стической опасности, уровень редукции профессиональных достижений достоверно ниже, чем у педагогов из обычного региона. Этот факт выглядит парадоксальным, однако ранее в исследовании на обучающихся уже было показано, что по многим параметрам школьники из региона с террори­стической угрозой оценивают безопасность образовательной среды своей школы выше учеников из других регионов [4]. Наличие различий в оценке террористической угрозы в разных регионах нашей страны выявлялось еще в исследованиях начала 21 века [1]. Как было показано исследова­телями, в некоторых регионах, где непосредственная опасность отсутствовала, жители демонстри­ровали высокий уровень террористической угрозы. Автор объясняет этот факт тем, что жители отдаленных регионов являются косвенными жертвами из-за прямой и последующей трансляции терактов в СМИ, при этом дистанцированность от места произошедшего может только увеличить переживание опасности (у страха глаза велики).
Подобное объяснение возможно и для полученных нами данных. Тогда получится, что косвен­ная опасность может воздействовать на работу педагога центрального региона так же сильно, как и прямая. Однако, возможно и другое объяснение: наличие третьих факторов. Тогда получается, что желтый уровень террористической угрозы непосредственного воздействия на работу педагогов не оказал, а профессиональное выгорание и вовлеченность в работу больше зависят от чего-то дру­гого, общего для всех регионов.
Также можно предложить третье объяснение, которого мы придерживаемся. Как известно, суще­ствуют три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение). Начальная стадия (или стадия тревоги), на этой стадии активизируются все защитные реакции организма и опасность может не ощущаться. При этом человек может испытывать не только тревогу, но и любые другие чувства, например, смелость, ярость, страх, отвагу, восторг. Он может ощущать прилив сил, благо­даря тому, что организм мобилизовал все ресурсы, у него могут даже проходить некоторые сома­тические заболевания.
Мы полагаем, что проживание в течение полугода в регионе с желтым уровнем террористической угрозы может быть приравнено к действию стресса на уровне стадии тревоги. Эта стадия стресса может не проявляться в виде профессионального выгорания педагогов. Более того, мобилизация всех сил может даже уменьшить некоторые признаки выгорания (как это показано у нас в отношении ком­понента «редукция профессиональных достижений»). Однако, несмотря на то, что в целом на этой стадии человек чувствует себя неплохо, все-таки это стадия стресса, и она может иметь последствия в будущем в виде развития симптомов ПТСР, возникновения психосоматических заболеваний и труд­ностей с психологической адаптацией. Поэтому педагогам, работающим на территории регионов с желтым уровнем террористической опасности, необходима психологическая поддержка уже сейчас, также необходимо вести профилактическую работу в образовательных учреждениях, чтобы не дать стрессовому синдрому развиться до второй, а тем более — третьей стадии.

Заключение

Желтый уровень террористической опасности в регионе оказывает влияние на работу образова­тельных организаций, изменяется характер учебного процесса, часть занятий проходят дистантно, увеличивается внеучебная нагрузка, педагоги принимают участие в организации безопасности сво­его учебного заведения. Однако это не оказывает влияния на уровень увлеченности работой. Показатели энергичности, энтузиазма, поглощенности у педагогов из региона с террористической угрозой не отличаются от таковых педагогов из центрального региона. Различия в степени профес­сионального выгорания между педагогами также отсутствуют. Однако есть различия в выражен­ности отдельных компонентов профессионального выгорания: редукция профессиональных дости­жений педагогов парадоксальным образом оказалась ниже в регионе с террористической угрозой. По показателям эмоционального истощения и деперсонализации различий нет.
Мы полагаем, что проживание на территории с желтым уровнем террористической угрозы можно приравнять к действию первой стадии стресса (тревоги), при которой активируются скры­тые резервы организма — это позволяет задержать развитие профессионального выгорания. Опасность этой стадии в том, что силы педагога постепенно истощаются, и необходима организа­ция специальной психологической поддержки, чтобы предотвратить развитие более глубоких ста­дий стресса.
Ограничения полученных результатов. Результаты получены для пограничного региона, находя­щегося в течение полугода в ситуации «желтого уровня террористической угрозы». Результаты не могут быть перенесены для регионов с другим уровнем опасности без предварительной проверки.
Перспективы исследования. Начато изучение влияния террористической угрозы на деятель­ность профессионалов. Перспективным может быть изучение динамики показателей профессио­нального выгорания при увеличении длительности действия террористической угрозы. Также интересным может быть сравнение профессионального выгорания в условиях террористической угрозы у профессионалов разных групп.

Elena N. Senatorova

Customer Service (as a department) in Valuyki

Email: elena.senatorova2021@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-1935-0303

Russian Federation, 309996, Belgorod region, Valuyki district, Valuyki town, 1 Maya st., bldg. 13 PhD in Sociology, Supervisor

Alexander Balan

Municipal general education institution "Printsevskaya secondary comprehensive school" (MOU "Printsevskaya secondary school")

Author for correspondence.
Email: alexbalan@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4791-6313

Russian Federation, village of Printsevka, Belgorod region, Russian Federation computer science teacher at the municipal educational institution "Printsevskaya secondary comprehensive school" (MOU "Printsevskaya secondary school") of the Valuysky district of the Belgorod region, Russian Federation

Vladislav V. Gatsutsyn

Municipal general educational institution "Printsevskaya secondary comprehensive school" (MOU "Printsevskaya secondary school") of the Valuysky district of the Belgorod region, Russian Federation

Email: beluno@belregion.ru
ORCID iD: 0009-0004-1352-6500

Russian Federation, 309980, Belgorod region, Valuysky municipal district, Printsevka village, Sovetskaya street, 2A. Deputy Director, Regional State Autonomous Professional Educational Institution "Valuysky College" (OGAPOU "Valuysky College"), Russia

    1. Bykhovets Yu. V. Ideas about a terrorist act and the experience of a terrorist threat by residents of different regions of the Russian Federation. Diss. cand. psikhol. nauk. [Ideas about a terrorist act and the experience of a terrorist threat by residents of different regions of the Russian Federation. Dr. Sci. (Psychology) diss.]. Moscow. 129 p.
    1. Berezina T.N., Deulin D.V., Sechko A.V., Rozenova M.I. Vzaimosvyaz’ professional’nogo vygoraniya s pokazatelyami vozrasta i kharakteristikami obrazovatel’noy sredy [The relationship of professional burnout with indicators of age and characteristics of the educational environment]. // Psikhologiya i parvo = Psychology and Law, Vol. 13, no. 3, pp. 193— 210. DOI:10.17759/ psylaw.2023130314
    2. Finogenova T.A., Berezina T.N., Litvinova A.V., Rybtsov S.A. Vliyaniye raznykh vidov stressa na biopsikhologicheskiy vozrast [The influence of different types of stress on biopsychological age]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern foreign psychology, Vol. 12, no. 3, pp. 41— 51. doi: 10.17759/jmfp.2023120304
    3. Zavyazkina K.V., Balan A. S. Resursy i psikhologicheskaya bezopasnost’ studentov kolledzhey s raznym urovnem terroristicheskoy opasnosti [Resources and psychological safety of college students with different levels of terrorist danger]. In Lichnostnyye resursy antistareniya [Personal resources of anti­aging]. Moscow : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost’yu “Rusayns”. pp. 186—197.
    4. Kazymova N.N. Individual psychological resources of a person’s resilience to surviving a terrorist threat. Diss. cand. psikhol. nauk. [Individual psychological resources of a person’s resilience to surviving a terrorist threat. Dr. Sci. (Psychology) diss.]. Moscow. 135 p. doi: 10.24158/spp.2017.12.22
    5. Karamova E.I., Nazmutdinova R.M., Shurukhina G.A. Sootnosheniye pokazateley professional’nogo vygoraniya i travmaticheskogo stressa u pozharnykh [Correlation of indicators of professional burnout and traumatic stress among firefighters]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education, no. 79-5, pp. 118—123. doi: 10.18411/trnio-11-2021-215
    6. Kuimova M.V. Belyankov V.YU. Professional’nyy stress i emotsional’noye vygoraniye pedagogov [Professional stress and emotional burnout of teachers]. V mire nauchnykh otkrytiy = In the world of scientific discoveries, no. 2—1(62), pp. 665—668.
    7. Levanova Ye.A. Tsibul’nikova V.Ye. Professional’naya deformatsiya uchitelya i rukovoditelya obshcheobrazovatel’noy organizatsii: ot professional’nogo stressa k sindromu emotsional’nogo vygoraniya [Professional deformation of teachers and heads of educational organizations: from professional stress to emotional burnout syndrome]. Perspektivy nauki = Perspectives of Science, no. 5(80), pp. 42—47.
    8. Malkina-Pykh I.G. Vzaimosvyaz’ professional’nogo vygoraniya i vtorichnogo travmaticheskogo stressa v strukture lichnosti psikhologov [The relationship between professional burnout and secondary traumatic stress in the personality structure of psychologists]. Akmeologiya = Acmeology, no. 1(33), pp. 79—88.
    9. Markaryan A.G. Professional’noye vygoraniye kak sledstviye professional’nogo stressa [Professional burnout as a consequence of professional stress]. Uchenyye zapiski SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova = Scientific notes of St. Petersburg State Medical University named after. acad. I.P. Pavlova, Vol. 19, no. 3, pp. 32—34.
    10. Tarabrina N.V. Bykhovets YU.V. Sovremennoye sostoyaniye psikhologicheskikh issledovaniy terroristicheskoy ugrozy [Current state of psychological research of the terrorist threat]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii = Medical psychology in Russia, no. 5(10). p. 4. doi: 10.54359/ps.v5i22.790
    11. Khazhuyev I.S. Emotsional’noye i professional’noye vygoraniye v kontekste perezhivaniya stressov vysokoy intensivnosti [Emotional and professional burnout in the context of experiencing high-intensity stress]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Seriya Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki = News of the Chechen State Pedagogical University Series 1. Humanities and social sciences, 2017. Vol. 15, no. 2(18), pp. 197—204.
    12. Gilemkhanova E., Khusainova R., Lushpaeva I., Khairutdinova M.A Model of Subjective Well-Being of a Teacher in the Context of the Safety of Educational Environment. Education and Self Development, no. 17, pp. 288—302. doi: 10.26907/esd.17.4.20
    13. Berezina T., Sechko A., Deulin D., Tyulyupergeneva R. The relationship between the environmental safety of the school educational environment and teacher burnout. E3S Web of Conf, 2023. Vol. 458, 06001. doi: 10.1051/e3sconf/202345806001

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy