Профессиональное выгорание педагогов средней школы в условиях террористической угрозы
- Авторы: Сенаторова Е.Н.1, Балан А.С.2, Гацуцын В.В.3
- Учреждения:
- Клиентская служба (на правах отдела) в г. Валуйки
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Принцевская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Принцевская СОШ»)
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Принцевская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Принцевская СОШ») Валуйского района Белгородской области, Российская Федерация
- Выпуск: Том 1, № 1 (2024)
- Страницы: 34-43
- Раздел: Психология чрезвычайных ситуаций
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4157
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010104
- Цитировать
Аннотация
В статье изучаются особенности профессионального выгорания и увлеченности работой у педагогов из двух регионов: региона с бессрочным высоким (желтым) уровнем террористической опасности и обычного региона. Испытуемые: 29 человек. 1 группа: 10 человек — педагогов школы из региона с террористической угрозой, 20 % мужчины, 80% женщины, средний возраст: 49,5 лет. 2 группа; 19 человек из региона с отсутствием террористической угрозы, 16% мужчины, 84%- женщины, средний возраст: 41,2 года. Методы: Опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» в адаптации Д.А. Кутузовой, Опросник выгорания Маслач в российской адаптации, U-критерия Манна-Уитни для несопряженных групп. Результаты: желтый уровень террористической опасности в регионе оказывает влияние на работу образовательных организаций (часть занятий проходят дистантно, увеличивается нагрузка, связанная с обеспечением безопасности учебного заведения). Однако различий по показателям увлеченности работой (энтузиазма, энергичности, вовлеченности) между педагогами разных регионов обнаружено не было. Различия по общему профессиональному выгоранию и показателям эмоционального истощения и деперсонализации также отсутствуют. Редукция профессиональных достижений у педагогов из региона с террористической опасностью достоверно ниже. Выводы: террористическая опасность, действующая в течение полугода, не оказывает непосредственного влияния на профессиональное выгорание и увлеченность работой педагогов региона. Возможно, она соответствует первой стадии развития стресса (тревоги), когда происходит мобилизации внутренних ресурсов. Педагогам необходима психологическая поддержка, чтобы предотвратить развитие более глубоких стадий стресса.
Введение
Обзор литературы
Организация исследования
Методы исследования
- Опросник выгорания К. Маслач, в российской адаптации (авторы Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова) предназначен для измерения основных показателей синдрома профессионального выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Также вычислялся общий показатель профессионального выгорания, как суммы всех компонентов.
- Опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» в адаптации Д.А. Кутузовой. Измеряются 3 показателя: энергичность (этот компонент свидетельствует об уровне энергии, работоспособности, бодрости, готовности работника к значительным усилиям), энтузиазм (определяется как степень, с которой работник психологически связан и получает удовлетворение от ее выполнения), поглощенность (этот компонент свидетельствует о полной концентрации, погружении в работу). Вычислялся также обобщённый показатель «увлеченность работой».
- Вычисление статистического U-критерия Манна-Уитни для двух несопряженных групп.
Эмпирическая база
Результаты исследования
и без нее
Показатели | Средние значения школы 1 | Средние значения школы 2 | U | Р |
эмоционального истощения | 27,1 | 27,75 | 99,5 | - |
деперсонализации | 12,1 | 11,15 | 81 | - |
редукции профессиональных достижений (обратная шкала) | 19 | 13,6 | 59 | p<0,05 |
профессионального выгорания | 58,2 | 52,4 | 76 | - |
опасностью и без нее
Показатели | Средние значения школы 1 | Средние значения школы 2 | U | P |
Энергичность | 21,4 | 17,7 | 69 | - |
Энтузиазм | 18,5 | 17,6 | 88 | - |
Поглощенность | 21 | 20,15 | 91,5 | - |
увлеченность работой | 60,9 | 55,05 | 84 | - |
Обсуждение результатов
Заключение
Елена Николаевна Сенаторова
Клиентская служба (на правах отдела) в г. Валуйки
Email: elena.senatorova2021@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-1935-0303
Россия, 309996, Белгородская область, Валуйский район, г. Валуйки, ул. 1 Мая, д. 13 кандидат социологических наук, руководитель
Александр Сергеевич Балан
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Принцевская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Принцевская СОШ»)
Автор, ответственный за переписку.
Email: alexbalan@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-4791-6313
Россия, д. Принцевка, Белгородская обл., Российская Федерация учитель информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Принцевская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Принцевская СОШ») Валуйского района Белгородской области, Российская Федерация
Владислав Владимирович Гацуцын
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Принцевская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Принцевская СОШ») Валуйского района Белгородской области, Российская Федерация
Email: beluno@belregion.ru
ORCID iD: 0009-0004-1352-6500
Россия, 309980, Белгородская область, муниципальный округ Валуйский, с. Принцевка, ул. Советская, д. 2А. Заместитель директора, Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Валуйский колледж» (ОГАПОУ «Валуйский колледж»), Россия
-
- Быховец Ю.В. Представления о террористическом акте и переживание террористической угрозы жителями разных регионов РФ : дисс. ... канд. псих. наук. М. 2007. 129 с.
- Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды / Т.Н. Березина, Д.В. Деулин, А.В. Сечко, М.И. Розенова // Психология и право. 2023. Т. 13. № 3. С. 193— 210. DOI:17759/psylaw.2023130314
- Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст / Т.А. Финогенова, Т.Н. Березина, А.В. Литвинова, С.А. Рыбцов // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 41— 51. DOI:17759/jmfp.2023120304
- Завязкина К.В., Балан А.С. Ресурсы и психологическая безопасность студентов колледжей с разным уровнем террористической опасности // Личностные ресурсы антистарения. Москва : Общество с ограниченной ответственностью “Русайнс”. 2024. С. 186—197.
- Казымова Н.Н. Индивидуально-психологические ресурсы устойчивости человека к переживанию террористической угрозы : дисс. . канд. псих. наук. М. 2018. 135 с. doi: 10.24158/spp.2017.12.22
- Карамова Э.И., Назмутдинова Р.М., Шурухина Г.А. Соотношение показателей профессионального выгорания и травматического стресса у пожарных // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 79-5. С. 118—123. DOI:18411/trnio-11-2021-215
- Куимова М.В. Белянков В.Ю. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание педагогов // В мире научных открытий. 2015. № 2— 1(62). С. 665-668.
- Леванова Е.А. Цибульникова В.Е. Профессиональная деформация учителя и руководителя общеобразовательной организации: от профессионального стресса к синдрому эмоционального выгорания // Перспективы науки. 2016. № 5(80). С. 42—47.
- Малкина-Пых И.Г. Взаимосвязь профессионального выгорания и вторичного травматического стресса в структуре личности психологов // Акмеология. 2010. № 1(33). С. 79—88.
- Маркарян А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2012. Т. 19, № 3. С. 32—34.
- Тарабрина Н.В. Быховец Ю.В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России. 2011. № 5(10). С. 4. doi: 10.54359/ps.v5i22.790
- Хажуев И.С. Эмоциональное и профессиональное выгорание в контексте переживания стрессов высокой интенсивности // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 15. № 2(18). С. 197— 204.
- A Model of Subjective Well-Being of a Teacher in the Context of the Safety of Educational Environment / Gilemkhanova E., Khusainova R., Lushpaeva I., Khairutdinova M. // Education and Self Development. 17. 288—302. doi: 10.26907/esd.17.4.20
- The relationship between the environmental safety of the school educational environment and teacher burnout. / Berezina T., Sechko A., Deulin D., Tyulyupergeneva R. // E3S Web of Conf. 458. 06001. doi: 10.1051/e3sconf/202345806001
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.