Editorial note
- Authors: Semya G.V.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 4, No 4 (2023)
- Pages: 5-6
- Section: Editor’s Note
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/5181
- Cite item
Уважаемые читатели!
Перед вами необычный номер журнала. Он полностью посвящен теме благополучия детей, которая была предметом обсуждения на ежегодной международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей». Интерес к этой теме постоянно растет. Если в 2022 году в конференции приняли участие 698 человек, то в 2023 году — более 3500 участников из всех субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР, страны СНГ, где внедрен индекс благополучия в государственную политику. Традиционными стали выступления экспертов, участвующих в международных исследованиях благополучия, из стран Алжира, Чили.
Конференция прошла в рамках Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р), в соответствии с п. 128 «Организация проведения научных исследований по оценке качества жизни детей (Индекс детского благополучия)» и п. 127 «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровне».
Помимо традиционных выступлений по результатам исследования психологического и субъективного благополучия различных категорий детей часть времени была отведена дискуссии, тему которой можно обозначить общим вопросом: «А может ребенок-инвалид или с ограниченными возможностями здоровья, с пожизненной терапией чувствовать себя благополучным?».
Более раннее установление ВИЧ-статуса подростков, живущих с вирусом иммунодефицита человека, создание благоприятной поддерживающей среды, формирование приверженности терапии с раннего возраста способствуют повышению уровня их благополучия. Очень важно проводить профилактическую работу, результатами которой должны стать определенный уровень знаний о заболевании и сформированность приверженности лечению в течение всей жизни. В исследованиях было показано, что предиктором благополучия является участие в программах наставничества.
Изучение условий, способствующих благополучию паллиативных детей, было основано на анализе динамики их развития и улучшении эмоциональных отношений в семье, которые благотворно влияют на динамику развития респондентов. В рамках исследования были изучены способы коммуникации и разработаны коммуникативные паспорта для детей, имеющих ограничения в коммуникационной сфере, проведены специальные занятия, направленные на развитие детей, улучшение детско-родительских отношений и профилактику эмоционального выгорания родителей.
Для оценки качества жизни в проектах поддержки подростков и молодых взрослых с ментальными особенностями, тяжелыми множественными нарушениями развития используются показатели пространственно-временной ориентации, социально-бытовых, коммуникативных, ремесленных навыков и эмоционально-волевой сферы, основанные на систематическом наблюдении специалистов и ведении дневника развития. Показано, что такой подход к оценке благополучия подопечных позволяет вовремя выявить мишени поддержки и тем самым способствовать развитию их навыков самостоятельности и успешной социализации.
Факторами благополучия подростков, находящихся в конфликте с законом и имеющих опыт совершения правонарушений, стали снижение количества правонарушений, повышение уровня адаптации к учебной деятельности, эффективность взаимодействия с социальным окружением, взаимная удовлетворенность взаимоотношениями детей и родителей.
Такой подход к пониманию благополучия детей особо уязвимых категорий является принципиально новым, так как основывается на оценке самих детей и их потребностях. В отличие от оценок уровня благополучия для нормотипичных детей значимым показателем может стать не положительная динамика того или иного показателя, а закрепление и поддержание определенного уровня развития необходимого для жизни навыка.
Главный редактор журнала Семья Галина Владимировна,
доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, международный эксперт
Galina Vladimirovna Semya
Moscow State University of Psychology and Education
Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698
SPIN-code: 4761-6273
Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.