Редакторская заметка

  • Авторы: Семья Г.В.1
  • Учреждения:
    1. Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
  • Выпуск: Том 4, № 4 (2023)
  • Страницы: 5-6
  • Раздел: От редакции
  • URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/5181
  • Цитировать

Уважаемые читатели!

Перед вами необычный номер журнала. Он полностью посвящен теме благополучия детей, которая была предметом обсуждения на ежегодной международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей». Интерес к этой теме постоянно растет. Если в 2022 году в конференции приняли участие 698 человек, то в 2023 году — более 3500 участников из всех субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР, страны СНГ, где внедрен индекс благополучия в государственную политику. Традиционными стали выступления экспертов, участвующих в международных исследованиях благополучия, из стран Алжира, Чили.

Конференция прошла в рамках Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р), в соответствии с п. 128 «Организация проведения научных исследований по оценке качества жизни детей (Индекс детского благополучия)» и п. 127 «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровне».

Помимо традиционных выступлений по результатам исследования психологического и субъективного благополучия различных категорий детей часть времени была отведена дискуссии, тему которой можно обозначить общим вопросом: «А может ребенок-инвалид или с ограниченными возможностями здоровья, с пожизненной терапией чувствовать себя благополучным?».

Более раннее установление ВИЧ-статуса подростков, живущих с вирусом иммунодефицита человека, создание благоприятной поддерживающей среды, формирование приверженности терапии с раннего возраста способствуют повышению уровня их благополучия. Очень важно проводить профилактическую работу, результатами которой должны стать определенный уровень знаний о заболевании и сформированность приверженности лечению в течение всей жизни. В исследованиях было показано, что предиктором благополучия является участие в программах наставничества.

Изучение условий, способствующих благополучию паллиативных детей, было основано на анализе динамики их развития и улучшении эмоциональных отношений в семье, которые благотворно влияют на динамику развития респондентов. В рамках исследования были изучены способы коммуникации и разработаны коммуникативные паспорта для детей, имеющих ограничения в коммуникационной сфере, проведены специальные занятия, направленные на развитие детей, улучшение детско-родительских отношений и профилактику эмоционального выгорания родителей.

Для оценки качества жизни в проектах поддержки подростков и молодых взрослых с ментальными особенностями, тяжелыми множественными нарушениями развития используются показатели пространственно-временной ориентации, социально-бытовых, коммуникативных, ремесленных навыков и эмоционально-волевой сферы, основанные на систематическом наблюдении специалистов и ведении дневника развития. Показано, что такой подход к оценке благополучия подопечных позволяет вовремя выявить мишени поддержки и тем самым способствовать развитию их навыков самостоятельности и успешной социализации.

Факторами благополучия подростков, находящихся в конфликте с законом и имеющих опыт совершения правонарушений, стали снижение количества правонарушений, повышение уровня адаптации к учебной деятельности, эффективность взаимодействия с социальным окружением, взаимная удовлетворенность взаимоотношениями детей и родителей.

Такой подход к пониманию благополучия детей особо уязвимых категорий является принципиально новым, так как основывается на оценке самих детей и их потребностях. В отличие от оценок уровня благополучия для нормотипичных детей значимым показателем может стать не положительная динамика того или иного показателя, а закрепление и поддержание определенного уровня развития необходимого для жизни навыка.

 

Главный редактор журнала                                                      Семья Галина Владимировна,

доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, международный эксперт

Галина Владимировна Семья

Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698
SPIN-код: 4761-6273

Россия, Москва доктор психологических наук, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования»

Дополнительные файлы

Нет дополнительных файлов для отображения

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
На editorial.mgppu.ru мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов Cookie