Проверка достоверности невербальных оценочных шкал семантического дифференциала
- Авторы: Носс И.Н.1
- Учреждения:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ)
- Выпуск: Том 2, № 3 (2025)
- Страницы: 97—111
- Раздел: Методический инструментарий
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6619
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020306
- Цитировать
Аннотация
Контекст и актуальность. В условиях профессионализации субъекта (выбор профессии, профессиональная мотивация, принятие решений и пр.) важным диагностическим аспектом является оценка базиса мотивации поведения человека, то есть структуры и наполненности ценностного пространства его сознания. Это делает актуальным разработку именно невербальных диагностических методик. Цель. Разработка инструмента оценки значимости объекта диагностики путем создания полярных образных (графических) оппозиций для семантического дифференциала при сопоставлении оценок эмоциональной значимости символических объектов, соответствующих стимульным вербальным понятиям. Материалы и методы. Этапы исследования: 1) отработка шкал авторской методики семантического дифференциала невербального (СД НВ); 2) проверка достоверности шкал в сопоставлении со шкалами вербального семантического дифференциала Ч. Осгуда; 3) проверка достоверности шкал в сопоставлении со шкалами семантического дифференциала Ч. Осгуда при анализе знаково-символического пространства. Испытуемые: 217 человек в возрасте от 19 до 42 лет, психологи, профессионалы и студенты. На первом этапе — психологи-профессионалы со стажем работы, 61 человек. На втором этапе — студенты-психологи, 78 человек. На третьем — студенты-психологи, 78 человек. Методы: 1) авторская методика семантического дифференциала невербального (СД НВ); 2) Семантический дифференциал (CД) Ч. Осгуда; 3) метод экспертных оценок; 4) авторская методика исследования личных смыслов. Статистические методы: корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента. Результаты: 1) в авторской методике (СД НВ) были заменены вербальные оппозиции и объекты анализа из СД Ч. Осгуда рисунками соответствующего содержания; 2) были разработаны семишкальные бланки, при помощи которых респонденты осуществляли эмоциональную оценку стимульных объектов. Стимульные объекты представляли собой фразы, обозначающие некие смысло-ценностные позиции, а также знаки (символы), соответствующие этим позициям; 3) корреляционный анализ показал адекватное соотношение метода Ч. Осгуда и невербального семантического дифференциала на уровне p < 0,001. Выводы. Рекомендуется использование невербального семантического дифференциала в рамках решения мотивационно-профессиологических задач (оценка мотивации работников, профориентационный выбор, мониторинг интересов и ценностей персонала и пр.) при работе с персоналом.
Введение
Материалы и методы
- Семантический дифференциал (CД) Ч. Осгуда (Osgood, 1957).
- Метод экспертных оценок: 61 эксперт, в качестве которыхlбыли привлечены студенты-психологи вузов и опытные психологи, имеющие стаж практической и исследовательской деятельности не менее 5 лет.
- Методика исследования личных смыслов (МИЛС) (Носс, Бородина, 2023). МИЛС измеряет структуру смыслового пространства испытуемых на трех уровнях анализа: содержательно-смысловом (шкала ССА — прямая оценка значимости стимула-ценности в вербальном формате), эмоционально-смысловом (шкала ЭСА — оценка значимости вербально выраженных стимулов-ценностей при помощи CД Ч. Осгуда), ассоциативно-смысловом (шкала АСА – оценка значимости стимулов-ценностей, представленных в невербальном, графическом формате при помощи CД Ч. Осгуда). Каждый уровень анализа отражает степень личностной защиты респондентов, тем самым показывая глубинные частично осознаваемые пласты сознания путем оценки их отношения к стимулам-ценностям. Если на содержательном уровне анализа испытуемые понимают процесс оценки, то на глубинном, ассоциативном уровне анализа они не осознают содержание и способ выявления смысловой структуры, раскрывая тем самым истинную картину своего ценностного пространства.
- Двувыборочный критерий Стьюдента.
- Корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции (Rxy) Пирсона.
- Исследование частотности эмоционального выбора стимулов-оппозиций для формирования шкал невербальной психосемантической методики (СД НВ) проведено с учетом объема выборок и уравнивания их веса в общем объеме показателей (психологи-профессиологи (24 чел.), клинические психологи (21 чел.), психологи личности (11 чел.), психологи, имеющие практику не менее 5 лет (5 чел.). Всего — 61 человек.
- Проверка достоверности СД НВ в сопоставлении с CД Ч. Осгуда (Osgood, 1957) осуществлена на смешанной выборке 78 человек по полу и возрасту: студенты-психологи государственного вуза очного и заочного обучения: 19% — мужчины; средний возраст — 24,5 + 9,3. Из них: 57% — 19 лет; 26% — 30 лет; 17% — 34,4 года. Профессиональный состав 25—35-летних респондентов (по первому образованию): психологи — 17%, юристы — 11%, экономисты — 28%, управленцы — 14%, филологи — 7%, инженеры — 7%, PR-технологи — 7%, историки — 3%, биологи — 3%, политологи — 3%.
- Для проверки достоверности СД НВ при применении символического стимульного материала привлечены 78 человек (средний возраст — 34,4 (+8,4) года, пол — женский).
Результаты
Левый полярный рисунок | Правый полярный рисунок | Вероятность | Левый полярный рисунок | Правый полярный рисунок | Вероятность |
22 | 36 | 0,57 | 42 | 16 | 0,46 |
47 | 11 | 0,23 | 43 | 15 | 0,34 |
30 |
28 | 0,62 | 47 | 11 | 0,18 |
34 | 24 | 0,79 | 37 | 21 | 0,72 |
41 | 17 | 0,61 | 26 | 32 | 0,95 |
43 | 15 | 0,37 | 37 | 11 | 0,72 |
34 | 24 | 0,76 | 14 | 44 | 0,43 |
31 | 27 | 0,69 | 29 | 29 | 0,83 |
28 | 31 | 0,83 | 10 | 48 | 0,25 |
38 | 20 | 0,56 | 34 | 24 | 0,78 |
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
№ п/п | Перечень смыслов-ценностей (стимульных объектов) | CД Ч. Осгуда | СД НВ (7шкал) | ||||
Средний балл | Ранг | Балл по шкале | Ранг | СД НВ | Ранг | ||
1 | Настоящее Я… | - | - |
|
|
|
|
2 | Традиционная семья | 7,19 | 1 | 33,6 | 4 | 6,9 | 1 |
3 | Свободные отношения | 16,78 | 7 | 14,2 | 7 | 15,1 | 7 |
4 | Нравственность | 10,25 | 3 | 34,1 | 3 | 7,6 | 2 |
5 | Взаимопомощь, милосердие | 7,94 | 2 | 37,4 | 1 | 9,4 | 6 |
6 | Богатство | 10,42 | 4 | 34,8 | 2 | 7,9 | 4 |
7 | Служение Отечеству | 15,97 | 5 | 23,5 | 6 | 8,8 | 5 |
8 | Своя нация, народ | 16,13 | 6 | 30,4 | 5 | 7,8 | 3 |
Показатели СД НВ Показатели CД Ч. Осгуда | СД НВ | Сумма-7ш |
Е — оценка | - 0,32 | 0,80 |
Р — сила | - 0,03 | 0,46 |
А — активность | 0,32 | - 0,16 |
CД | 0,33 | - 0,23 |
Ранг по CД | - 0,36 | 0,99 |
100-балльная оценка CД | 0,97 | - 0,39 |
Смыслы-ценности (стимульный материал) | Вероятность ассоциации с ценностью (по выбору знака) | Иллюстрация символа |
Своя нация, народ | 0,22 | |
Служение Отечеству | 0,47 | |
Нравственность | 0,18 | |
Взаимопомощь, милосердие | 0,24 | |
Богатство | 0,4 | |
Традиционная семья | 0,45 | |
Свободные отношения | 0,32 |
Показатели
Стимулы | СД-Е | СД-Р | СД-А | СД по Ч.Осгуду | Сум-CД НВ | Rxy | t-критерий Стьюдента |
Фразы (58 ч.) | 28,8 | 28,9 | 26,4 | 14,9 | 29,5 |
|
|
Символы (20 ч.) | 27,1 | 28,5 | 28,1 | 15,9 | 28,0 | 0,98 | 0,87 |
Заключение
Игорь Николаевич Носс
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: Innoss2007@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4474-7053
Scopus Author ID: 56629180600
Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6 Профессор, доктор психологических наук. Кафедра общей психологии психологического факультета
-
- Березина, Т.Н. (2024). Оценка предрасположенности к небезопасному поведению: стандартизация методики. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(4), 65—78. https://doi.org/10.17759/epps.2024010405
- Berezina, T.N. (2024). Assessing Predisposition to Unsafe Behavior: Standardization of the Methodology. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(4), 65—78. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010405
- Лосев, А.Ф. (1995). Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство.
- Losev, A.F. (1995). The problem of symbol and realistic art. Moscow: Art (In Russ.).
- Кочкина, С.П. (2024). Стандартизация методики по изучению причин склонности ко лжи лиц юношеского возраста. Экстремальная психология и безопасность личности. 1(4), 79—91. https://doi.org/10.17759/epps.2024010406
- Kochkina, S.P. (2024). Standardization of the Methodology to Study the Causes of the Propensity to Lie of Adolescent Individuals. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(4), 79—91. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010406
- Носс, И.Н., Бородина, Т.И. (2023). Экспериментальная апробация методики исследования личностных смыслов. Человеческий капитал, 11(179), 156—167 https://doi.org/10.25629/HC.2023.11.16
- Noss, I.N., Borodina, T.I. (2023). Experimental testing of the methodology for studying personal meanings. Human Capital, 11(179), 156—167. (In Russ.). https://doi.org/10.25629/HC.2023.11.16
- Носс, И.Н. (2024). Влияние способа и инструмента измерения интеллекта на оценку динамики когнитивных функций работников. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(1), 5—14. https://doi.org/10.17759/epps.2024010101
- Noss, I.N. (2024). The Influence of the Method and Instrument of Measuring Intelligence on the Assessment of the Dynamics of Cognitive Functions of Employees. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(1), 5—14. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010101
- О̕′Коннелл, М., Эйри, Р. (2008). Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо.
- O'Connell, M., Airey, R. (2008). Signs and Symbols. Illustrated Encyclopedia. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
- Павлова, Г.Г. (2025). Модификация и стандартизация личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Экстремальная психология и безопасность личности, 2(1), 106—122. https://doi.org/10.17759/epps.2025020108
- Pavlova, G.G. (2025). Modification and standardization of the personality questionnaire for determining the type of accents by K. Leonhard, G. Shmishek. Extreme Psychology and Personal Safety, 2(1), 106—122. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2025020108
- Петренко, В.Ф. (1988). Психосемантика сознания. М.: МГУ.
- Petrenko, V.F. (1988). Psychosemantics of consciousness. Moscow: Moscow State University. (In Russ.).
- Пиаже, Ж. (1969). Избранные психологические труды. М.: Просвещение.
- Piaget J. (1969). Selected psychological works. Moscow: Education. (In Russ.).
- Поздняков, В.М. (2024). О разработке современной модели обеспечения информационно-психологической безопасности. Экстремальная психология и безопасность личности. 1(1), 44—58. https://doi.org/10.17759/epps.2024010105
- Pozdnyakov, V.M. (2024). On the Development of a Modern Model for Ensuring Information and Psychological Security. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(1), 44 —58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010105
- Стернин, И.А., Розенфельд, М.Я. (2008). Слово и образ. Воронеж: Истоки.
- Sternin, I.A., Rosenfeld, M.Ya. (2008). Word and image. Voronezh: Origins. (In Russ.).
- Финогенова, Т.А. (2025). Стандартизация «Анкеты угроз психологической безопасности». Экстремальная психология и безопасность личности. 2(1), 89—105. https://doi.org/10.17759/epps.2025020107
- Finogenova, T.A. (2025). Standardization of the “Questionnaire of Threats to Psychological Safety”. Extreme Psychology and Personal Safety, 2(1), 89—105. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2025020107
- Чернейко, Л.О. (2023). Метод невербального семантического дифференциала в изучении ассоциативного поля понятий. Всероссийская с международным участием конференция: МКО-2023. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Cherneyko, L.O. (2023). The method of non-verbal semantic differential in the study of the associative field of concepts. All-Russian conference with international participation: MKO-2023. Moscow: Moscow State University named after M.V. Lomonosov. (In Russ.).
- Юнг, К. (2021). Человек и его символы. М.: Профит-Стайл.
- Jung, K. (2021). Man and His Symbols. Moscow: Profit-Style. (In Russ.).
- Bentler, P.M., LaVoie, A.L. (1972). An extension of semantic space. Journal of verbal learning and verbal behavior, 11(2), 174—182. https://doi.org/10.1016/S0022-5371(72)80074-4
- James, L. (2015). The Affect of Symbols: Creating the Graphic Differential Through Synesthesia and Metaphor. Journal of Psychology & Clinical Psychiatry, 3(6):0017, 1—12. https://doi.org/10.15406/jpcpy.2015.03.00173
- Osgood, Ch. (1962). Studies on generality of affective meaning system. American Psychologist, 17(1), 10—28. https://doi.org/10.1037/h0045146
- Osgood, Ch.E., Suci, G.J., Tannenbaum, P.H. (1957). The measurement of meaning. Urbana, Univ. of Illinois Press.
- Paivio A. (1971). Imagery and Verbal Processes. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.