Эволюция системы воспитания в суворовских военных училищах: как цифровые технологии меняют традиционные практики
- Авторы: Анцибор Ю.А.1
- Учреждения:
- Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 121-137
- Раздел: Психологическая безопасность цифровых технологий
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6570
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020207
- Цитировать
Аннотация
Контекст и актуальность. Цифровая трансформация общества оказывает значительное влияние на традиционные системы воспитания, включая суворовские военные училища. В условиях роста цифровизации образования и повседневной жизни актуализируется проблема сохранения преемственности в воспитании, которая включает передачу традиционных ценностей, военно-патриотического духа и дисциплины новым поколениям воспитанников. Теоретической основой исследования послужили системно-деятельностный подход, концепция цифровой педагогики, теория военно-патриотического воспитания, что позволило комплексно рассмотреть проблему на стыке социологии, педагогики и психологии. Цель: выявление ключевых вызовов цифровизации для системы преемственности в суворовских военных училищах и разработка практических рекомендаций по интеграции цифровых инструментов без ущерба для традиционных ценностей. Гипотеза. Цифровая трансформация обусловливает необходимость обновления механизмов преемственности в системе военного воспитания, что предполагает не отказ от традиционных ценностей, а их интеграцию с современными цифровыми инструментами и методами. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 150 воспитанников и 30 педагогов Московского суворовского военного ордена Почета училища. Методы формирования выборки включали в себя стратифицированную случайную выборку с учетом года обучения для воспитанников и целевую выборку по принципу максимальной вариации для педагогов. Методы сбора данных: анкетирование среди воспитанников, интервью с воспитанниками и педагогами, наблюдение за повседневной жизнью училища, формирующий эксперимент с участием воспитанников и педагогов училища. Результаты. Исследование выявило диалектический характер взаимосвязи между традиционными воспитательными практиками и цифровыми технологиями. 65% педагогов признают необходимость адаптации воспитательных методик к цифровой реальности. Наибольшим авторитетом пользуются педагоги, не просто владеющие цифровыми технологиями, но умеющие интегрировать их в традиционную систему ценностей. Корреляционный анализ показал значимую отрицательную связь между временем, проводимым в социальных сетях, и уровнем военно-патриотических ценностей (r = -0,41, p < 0,01). При этом использование образовательных платформ демонстрировало положительную корреляцию с профессиональной идентичностью (r = 0,37, p < 0,05). Внедрение гибридной модели воспитания позволило увеличить вовлеченность суворовцев в воспитательные мероприятия на 28%, повысить уровень усвоения традиционных ценностей на 19%, а уровень положительного отношения к цифровым технологиям на 26%. С учетом динамичного характера цифровой трансформации общества необходим постоянный поиск оптимального баланса цифровых и традиционных методов в воспитательном процессе. Выводы. Исследование продемонстрировало возможность продуктивного синтеза традиционных воспитательных практик и цифровых технологий при условии грамотной педагогической стратегии. Перспективным направлением является разработка комплексной системы оценки эффективности цифровых воспитательных технологий, включающей как традиционные педагогические критерии, так и специфические показатели цифровой социализации.
Ключевые слова
Введение
Материалы и методы
- Пилотный этап (сентябрь—октябрь 2023 г.):
- Основной этап (ноябрь 2023 — март 2024 г.):
- Аналитический этап (апрель—май 2024 г.):
- Анкетирование.
- Интервью.
- Наблюдение:
- Формирующий эксперимент.
- Количественные данные:
- Качественные данные:
Результаты
Показатель / Indicator | Категория ответов / Response category | Кол-во чел. / N-r of people | % от выборки / % of sample | Стат. анализ / statistical analysis |
1. Ежедневное время в цифровом пространстве* / Daily Time in Digital Space | Менее 1 часа / Less than 1 hour | 12 | 8 | χ2 = 34,21 p < 0,001
|
1—3 часа / 1—3 hours | 45 | 30 |
| |
3—5 часов / 3—5 hours | 63 | 42 |
| |
Более 5 часов / More than 5 hours | 30 | 20 |
| |
2. Основное использование гаджетов / Basic Use of Gadgets | Развлечения (соцсети) / Entertainment (social networks) | 93 | 62 | r = -0,41 (p < 0,01) с ценностями / with values |
Образование / Education | 36 | 24 | r = 0,37 (p < 0,05) с идентичностью / with identity
| |
Коммуникации / Communications | 21 | 14 |
| |
3. Оценка традиционных практик СВУ / Evaluation of Traditional SMS Practices | Положительная / Positive | 117 | 78 | Коэффициент надежности α Кронбаха = 0,82 / Cronbach's alpha = 0.82 |
Нейтральная / Neutral | 27 | 18 | ||
отрицательная / negative | 6 | 4 |
- Отрицательная между временем в соцсетях и военно-патриотическими ценностями (r = -0,41, p < 0,01).
- Положительная между использованием образовательных платформ и профессиональной идентичностью (r = 0,37, p < 0,05).
Тематический блок / Thematic block | Ключевые высказывания / Key statements | Количество упоминаний / Quantity of mentions | % от выборки / % of sample | Категории анализа / Categories of Analysis |
Изменение внимания / Changing attention | «Снизилась способность к длительной концентрации» / «The ability to concentrate for long periods of time has decreased» | 25 | 83 | Когнитивные изменения / Cognitive changes |
«Требуется частая смена деятельности» / «Requires frequent changes in activity» | 18 | 60 | ||
Цифровая адаптация / Digital adaptation | «Необходимо интегрировать технологии в обучение» / «It is necessary to integrate technology into education» | 20 | 67 | Педагогические стратегии / Teaching Strategies |
«Важно сохранить базовые дисциплинарные практики» / «It is important to maintain basic disciplinary practices» | 10 | 33 | ||
Авторитет педагога / Teacher's authority | «Цифровая грамотность стала важным компонентом авторитета» / «Digital literacy has become an important component of authority» | 22 | 73 | Профессиональная идентичность / Professional identity |
«Традиционные основания авторитета остаются ключевыми» / «Traditional bases of authority remain key» | 28 | 93 |
- Распределение по стажу:
- Используемые стратегии цифровой адаптации:
- Оценка изменений за 10 лет (5-балльная шкала):
Параметр оценки / Evaluation parameter
| Методика измерения / Measurement technique
| До эксперимента / Before the experiment
| После эксперимента / After the experiment
| Динамика / Dynamics
| Статистическая значимость / Statistical significance
|
Вовлеченность в мероприятия / Involvement in events
| Шкала наблюдения (0—10 баллов) / Observation scale (0—10 points)
| 6,2 ± 1,1 | 7,9 ± 0,8 | +28% | t = 4,32, p < 0,001 |
Усвоение традиционных ценностей / Assimilation of traditional values
| Методика Рокича (стеновые оценки) / Rokeach Method (wall assessments)
| 5,8 ± 1,3 | 6,9 ± 1,0 | +19% | t = 3,87, p < 0,001 |
Успеваемость / Academic performance
| Средний бал по дисциплинам / Average score by discipline
| 4,0 ± 0,5 | 4,3 ± 0,4 | +8% | t = 2,98, p < 0,01 |
Отношение к цифровым технологиям / Attitude to digital technologies
| Авторская анкета (шкала 1—5) / Author's questionnaire (scale 1—5) | 3,1 ± 0,7 | 3,9±0,6 | +26% | t = 3,45, p < 0,001 |
Оценка воспитательных методик / Evaluation of educational methods
| Опрос удовлетворенности (шкала 1—10) / Satisfaction Survey (scale 1—10)
| 6,8 ± 1,2 | 8,1 ± 0,9 | +19% | t = 4,12, p < 0,001 |
- Оптимальным представляется дозированное внедрение цифровых технологий (2—3 часа в день) в воспитательный процесс.
- Особую эффективность показали интерактивные формы военно-патриотического воспитания с элементами геймификации.
- Требуется специальная подготовка педагогов и воспитателей по работе в цифровой среде без утраты традиционных методик.
- Важно создание защищенного образовательного цифрового пространства СВУ.
Заключение
Юлия Анатольевна Анцибор
Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: antsibor-yulia@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-0918-3710
SPIN-код: 6501-3173
ResearcherId: KCK-3942-2024
Россия, 129329, Москва, Извилистый проезд, 11 кандидат психологических наук, заведующий отделом воспитательной работы
-
- Анцибор, Ю.А., Смирнов, В.Л. (2024). Повышая качество воспитательного процесса: пути решения проблем воспитания в условиях современных социальных процессов. Вестник военного образования, 5(50), 136—139.
Antsibor, Yu.A., Smirnov, V.L. (2024). Improving the quality of the educational process: ways to solve educational problems in the context of modern social processes. Bulletin of Military Education, 5(50), 136—139. (In Russ.).
- Аралова, Е.В. (2022). Духовное воспитание в условиях цифровой среды. Власть, 3, 162—171.
Aralova, E.V. (2022). Spiritual education in the digital environment. Power, 3, 162—171. (In Russ.).
- Баринова, С.Г. (2022). Актуальные вопросы воспитания в цифровой реальности будущего. Проблемы современного педагогического образования, 75(4), 42—45.
Barinova, S.G. (2022). Actual issues of education in the digital reality of the future. Problems of modern pedagogcal education, 75(4), 42—45. (In Russ.).
- Ворохобина, Я.В. (2006). Влияние информационных технологий на повышение качества обучения старшеклассников математике: Дис. ... канд. пед. наук. ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет». Карачаевск.
Vorokhobina, Ya.V. (2006). The Impact of Information Technologies on Improving the Quality of Teaching High School Students Mathematics: Diss. Cand. of Ped. Sci. State Educational Institution of Higher Professional Education “Karachay-Cherkess State University”. Karachayevsk. (In Russ.).
- Выготский, Л.С. (2004). Психология ребенка. М.: Эксмо.
Vygotsky, L.S. (2004). Child Psychology. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
- Деев, В.В. (2004). Военно-патриотическое воспитание курсантов (слушателей) военных учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. Коломенский государственный педагогический институт. Коломна.
Deev, V.V. (2004). Military-patriotic education of cadets (students) of military educational institutions: Diss. Cand. of Ped. Sci. Kolomna State Pedagogical Institute. Kolomna. (In Russ.).
- Долгая, Н.А. (2012). Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: Дис. ... канд. пед. наук. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». Махачкала.
Dolgaya, N.A. (2012). Social and pedagogical adaptation of adolescents in the conditions of the cadet corps: Diss. Cand. of Ped. Sci. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Dagestan State Pedagogical University”. Makhachkala. (In Russ.).
- Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ.
Castells, M. (2000). The Information Age: Economy, Society and Culture. Trans. from English. Moscow: HSE. (In Russ.).
- Косицын, Ф.Г. (2023). Ценностные основания воинской службы в условиях развития цифрового общества в России. Дис. ... канд. фил. наук. ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ. Москва.
Kositsyn, F.G. (2023). Value bases of military service in the context of the development of a digital society in Russia. Diss. Cand. Phil. Sci. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Prince Alexander Nevsky Military University” of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Moscow. (In Russ.).
- Нуждин, Д.М. (2004). Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Челябинск.
Nuzhdin, D.M. (2004). Pedagogical conditions of patriotic education of cadets of a military university: Diss. Cand. of Ped. Sci. State Educational Institution of Higher Professional Education “Chelyabinsk State Pedagogical University”. Chelyabinsk. (In Russ.).
- Ободова, Ж.И. (2022). Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде. Известия ВГПУ, 1(164), 67—75.
Obodova, Zh.I. (2022). Intensification of educational activities in the digital environment. News of VSPU, 1(164), 67—75. (In Russ.).
- Прокудин, Д.Е. (2012). Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: Дис. ... д-ра фил. наук. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб.
Prokudin, D.E. (2012). Information technologies in education and their role in the formation of technogenic culture: Diss. D. Phil. St. Petersburg State University. SPb. (In Russ.).
- Ромм, Т.А., Роом, М.В. (2021). Воспитание в цифровую эпоху. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 10(4), 360—366. https://doi.org 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
Romm, T.A., Room, M.V. (2021). Education in the Digital Age. News of Saratov University. New series. Series: Acmeology of education. Developmental psychology. 10(4), 360—366. (In Russ.). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
- Сборник лучших практик воспитания гражданина России в начальной школе: учебно-методическое пособие. (2023). РГПУ им. А.И. Герцена. URL: https://civil.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2024/03/sbornik.pdf (дата обращения: 23.03.2025)
Collection of best practices for educating a citizen of Russia in primary school: teaching aid. (2023). Herzen State Pedagogical Univ. (In Russ.). URL: https://civil.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2024/03/sbornik.pdf (viewed: 23.03.2025)
- Ушинский, К.Д. (2013). Собрание сочинений: В 11 т.: Том 1. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.: Лань.
Ushinsky, K.D. (2013). Collected Works: In 11 vols.: Vol. 1. Man as a subject of education. Experience of pedagogical anthropology. St. Petersburg: Lan. (In Russ.).
- Эрдниев, А.С. (2023). Формирование профессиональных ценностных ориентиров курсантов в цифровой среде образовательной организации МВД России. Дис. … канд. пед. наук. ФГКВОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва.
Erdniev, A.S. (2023). Formation of professional value guidelines of cadets in the digital environment of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Diss. Cand. Ped. Sci. FGKVO VO “Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot”. Moscow. (In Russ.).
- Цифровая среда и современное воспитание. Коллективная монография. Электронное издание (2022.). М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск» URL: http://www.ppoisk.com/Kruglov1.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
Digital environment and modern education. Collective monograph. Electronic publication (2022). Moscow: ANO Publishing House “Pedagogical Search”. (In Russ.). URL: http://www.ppoisk.com/Kruglov1.pdf (viewed: 20.03.2025).
- Ушинский, К.Д. (2013). Собрание сочинений: В 11 т.: Том 1. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.: Лань.
Ushinsky, K.D. (2013). Collected Works: In 11 vols.: Vol. 1. Man as a subject of education. Experience of pedagogical anthropology. St. Petersburg: Lan. (In Russ.).
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.