Стандартизация «Анкеты угроз психологической безопасности»
- Авторы: Финогенова Т.А.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Выпуск: Том 2, № 1 (2025)
- Страницы: 89-105
- Раздел: Методический инструментарий
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5657
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020107
- Цитировать
Аннотация
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н.В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Ключевые слова
Введение
Организация исследования
Методы исследования
- Авторская анкета угроз психологической безопасности (Приложение 1). Анкета включила в себя 36 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Респондентам предлагалось выбрать лишь один вариант ответа по каждому вопросу, касающемуся событий последнего года их жизни. Анкета состоит из 8 шкал, 7 из которых соответствуют выделенным угрозам психологической безопасности и 1 шкала — это общий показатель угроз. Военные, социальные, экономические, информационные угрозы можно объединить в отдельный вид угроз — антропогенные. Для каждой шкалы сформулировано по 6 вопросов. Согласно ключу, за выбранный ответ начисляется от 0 до 3 баллов. Общий показатель угроз подсчитывается путем суммирования всех набранных баллов. По каждой шкале можно определить уровень выраженности: 0—5 баллов — низкая выраженность; 6—12 баллов — средняя выраженность; 13—18 баллов — высокая выраженность.
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [8]. Методика состоит из 43 утверждений, отражающих психотравмирующие события. Каждое событие оценивается определенным количеством баллов. Испытуемым необходимо вспомнить все подобные ситуации за последний год и отметить те, которые им пришлось пережить. Подсчитывается набранная сумма баллов по всем вопросам, которая отражает уровень стрессоустойчивости, а также степень стрессовой нагрузки. В данном исследовании важность представлял результат, отображающий именно степень стрессовой нагрузки. Согласно интерпретации, выделяется 4 степени (уровня) стресса: до 150 — минимальный, 199 баллов — низкий, от 200 до 299 — средний, от 300 — высокий. Методика использовалась для оценки перекрестной валидности авторской анкеты.
- Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ) в адаптации Н.В. Тарабриной и др. [9]. Опросник направлен на выявление различных стрессовых ситуаций в жизни человека: преступлений, природных катастроф, экономических лишений, аварий, физических травм и увечий, проблем со здоровьем, ситуаций насилия, — а также оценку влияния этих событий на жизнь респондента. При оценке ситуаций используется 5 балльная шкала. Подсчет результатов осуществляется путем суммирования баллов на вопросы по каждому блоку событий, а также вычисления общего количества травматических событий, суммарного показателя влияния указанных событий на жизнь испытуемого за последний год и «индекса травматичности». Данный опросник также использовался для оценки перекрестной валидности авторской анкеты.
- Методы математической статистики:
Этапы исследования
- Анализ научной литературы. Выделение угроз психологической безопасности, составление вопросов методики.
- Эмпирическое исследование.
- Статистическая обработка результатов, оценка валидности.
Результаты и их обсуждение
Шкалы | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | Альфа Кронбаха |
Военные угрозы | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,7 | 0,0 | 1,9 | 0,164 |
Экономические угрозы | 1,6 | 1,1 | 1,0 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,550 |
Природные угрозы | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,470 |
Социальные угрозы | 0,6 | 0,4 | 1,3 | 0,7 | 1,6 | 0,8 | 0,487 |
Угрозы здоровью | 1,5 | 0,8 | 0,6 | 1,4 | 1,3 | 1,9 | 0,689 |
Информационные угрозы | 1,2 | 1,6 | 1,4 | 0,5 | 1,8 | 1,8 | 0,671 |
Шкалы | Москва | Белгородская область | P |
Среднее арифметическое | Среднее арифметическое | ||
Военные угрозы | 2,9 | 7,08 | 0,000 |
- «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»;
- «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н.В. Тарабриной. Для изучения взаимосвязи между шкалами методик и авторской анкеты применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 3.
Шкалы | Военные угрозы | Экономические угрозы | Природные угрозы | Социальные угрозы | Угрозы здоровью | Информационные угрозы | Общая шкала угроз психологической безопасности |
Общее количество травматических событий | 0,292* |
| 0,328** | 0,383** | 0,358** | 0,444** | 0,504** |
Суммарный показатель влияния травматических событий | 0,337** |
|
| 0,490** | 0,434** | 0,522** | 0,600** |
«Индекс травматичности» | 0,248* |
|
| 0,426** | 0,407** | 0,371** | 0,448** |
Уровень стресса по Холмсу и Раге | 0,356** | 0,370** |
| 0,262* | 0,367** | 0,525** | 0,562** |
Шкалы | Среднее арифметическое | Стандартное отклонение |
Военные угрозы | 2,9 | 1,6 |
Экономические угрозы | 5,2 | 2,9 |
Природные угрозы | 0,4 | 1,1 |
Социальные угрозы | 5,4 | 2,8 |
Угрозы здоровью | 7,4 | 3,5 |
Информационные угрозы | 8,4 | 3,4 |
Общая шкала угроз психологической безопасности | 29,7 | 10,1 |
Выводы
- Находились ли Вы в зоне боевых действий?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Вы на приграничных территориях вооруженного конфликта?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Вы на территориях с желтым уровнем террористической опасности?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Ваши родственники в зоне боевых действий?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Были ли Вы вынуждены переехать / покинуть свой дом в связи с повышенным риском террористической угрозы (вооруженным конфликтом)?
- нет
- всего на пару дней
- на несколько месяцев
- до сих пор не могу вернуться в свой дом
- Посещают ли Вас мысли о войне?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Сколько раз в день просматриваете ленту новостей?
- вообще не смотрю
- не более 2 раз
- около 5 раз
- более 10 раз
- Сталкиваетесь ли Вы с переизбытком непроверенной информации?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Когда читаете новости, появляется ли чувство тревоги и беспокойства?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- После просмотра новостей Вы плохо засыпаете?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Как думаете, современная информация представляет для общества опасность?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Часто ли Вы обсуждаете с родственниками/друзьями/коллегами новости?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Как Вы оцениваете свои отношения с близкими людьми?
- очень хорошие
- хорошие
- удовлетворительные
- плохие
- Изменились ли Ваши отношения с близкими за последний год в худшую сторону?
- нет
- почти не изменились
- изменились
- очень сильно
- Как часто Вы чувствуете себя одиноким(-ой)?
- никогда
- очень редко
- иногда
- часто
- Подвергались ли Вы физическому или психологическому насилию/издевательству?
- никогда
- очень редко
- иногда
- часто
- Сталкивались ли Вы с потерей близкого члена семьи?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Сталкивались ли Вы с потерей близкого друга?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Как Вы оцениваете свое настоящее финансовое положение?
- очень хорошее
- удовлетворительное
- достаточное
- плохое
- Меняли ли Вы место работы/учебы за последний год?
- нет
- думаю над этим
- да, 1 раз
- да, более 1 раза
- Изменилось ли Ваше финансовое состояние?
- в лучшую сторону
- никак не изменилось
- незначительно ухудшилось
- ухудшилось
- Снизилось ли качество Вашей жизни?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Сталкивались ли Вы с ухудшением жилищных условий?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Часто ли Вам приходится занимать деньги / брать кредит?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Пришлось ли Вам за последний год пережить пожар?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить наводнение?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить ураган?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить шквалы?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить землетрясение?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить оползни?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Испытываете ли беспокойство по поводу состояния Вашего здоровья?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Приходилось ли Вам находиться на лечении в стационарном отделении?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Были ли у Вас эпизоды потери сознания?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Беспокоят ли Вас головные боли?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Имеются ли у Вас проблемы со сном/засыпанием?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Чувствуете ли вы истощение, усталость и упадок сил?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Антропогенные угрозы: подсчет баллов осуществляется как среднее арифметическое по четырем шкалам (военные, социальные, информационные, экономические угрозы):
- Природные угрозы: вопросы 25—30.
- Угрозы здоровью: вопросы 31—36.
- Общий показатель угроз: сумма баллов по всем вопросам.
Татьяна Александровна Финогенова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatiana07finogenova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2814-4498
SPIN-код: 3555-8388
ResearcherId: ХКВ-3365-2023
Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29 аспирант, преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии
-
- Баева, И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. № 1 (1). С. 66—68.
Baeva, I.A. Security psychology as a field of psychological science and practice. National Journal of Psychology, 2006, no. 1 (1), pp. 66—68. (In Russ.).- Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. Т. 25, № 3. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
Baeva, I.A., Gayazova, L.A., Kondakova, I.V. Personal resources of psychological safety of adolescents and youth in the educational environment. Integration of education, 2021, Vol. 25, no. 3 (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497- Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст [Электронный ресурс] / Т.А. Финогенова, Т.Н. Березина, А.В. Литвинова, С.А. Рыбцов // Современная зарубежная психология. Т. 12. № 3. С. 41—51. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120304
Finogenova, T.A., Berezina, T.N., Litvinova, A.V., Rybtsov, S.A. The influence of different types of stress on biopsychological age [Electronic resource]. Modern foreign psychology, 2023. Vol. 12, no. 3, pp. 41—51. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120304- Донцов, А.И., Перелыгина, Е.Б., Зотова, О.Ю., Мостиков, С.В. Доверие как фактор психологической безопасности в межнациональном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 21—34. https://doi.org/10.17759/sps.2018090202
Dontsov, A.I., Perelygina, E.B., Zotova, O.Yu., Mostikov, S.V. Trust as a factor of psychological security in interethnic interaction. Social psychology and society, 2018. Vol. 9, no. 2. pp. 21—34. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2018090202- Кабаченко, Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: дисс. ... докт. психол. наук. М., 409 с.
Kabachenko, T.S. Violations of psychological safety in the context of professional activity. Dr. Sci. (Psychology) diss. Moscow, 2000. 409 p. (In Russ.).- Костина, Л.М., Писаренко, И.А., Карпова, М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 55—60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Kostina, L.M., Pisarenko, I.A., Karpova, M.A. Factors of psychological security of the individual in the educational environment of the school. Science and practice in education: electronic scientific journal, 2021, no. 3, pp. 55—60. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55- Краснянская, Т.М., Тылец, В.Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152—166. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14
Krasnyanskaya, T.M., Tylets, V.G. The principle of security in psychological studies of digitalization problems. Knowledge. Understanding. Ability, 2020, no. 2, pp. 152—166. (In Russ.). https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14- Практическая психодиагностика: Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 667.
Raigorodskiy, D.Ya. (Ed.). Practical psychodiagnostics: Methods and tests: a study guide. Samara: BAKHRAKH-M, 2002, 667 p. (In Russ.).- Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы [Электронный ресурс] / Под ред. Н.В. Тарабриной. 2-е изд.: М.: Когито-Центр, 2019, 208 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/88335.html (дата обращения: 30.10.2024)
Tarabrina, N.V. (Ed.). Practical guide to the psychology of post-traumatic stress. Second edition [Electronic resource]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2019, 208 p. (In Russ.). URL: https://www.iprbookshop.ru/88335.html (Viewed: 30.10.2024).- Приходько, И.И. Психологическая безопасность личности специалистов экстремальных видов деятельности: концепция, трансформационная модель, механизмы медико-психологической коррекции [Электронный ресурс] // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 4. С. 88—95. URL: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2013-0-4-88-95 (дата обращения: 06.03.2024)
Prikhod'ko, I.I. Psychological security of the personality of an extreme activity specialist: concept, transformational model, psychological mechanisms [Electronic resource]. Medical Biological and Social Psychological Issues of Safety in Emergency Situations, 2013, no. 4, pp. 88—95. (In Russ.). URL: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2013-0-4-88-95 (Viewed 27.09.2024).- Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Электронный ресурс] / А.В. Литвинова, А.В. Котенева, А.В. Кокурин, В.С. Иванов // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 1. C. 8—16. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101
Litvinova, A.V., Koteneva, A.V., Kokurin, A.V., Ivanov, V.S. Problems of psychological security of the individual in extreme conditions of life [Electronic resource]. Modern foreign psychology, 2021. Vol. 10, no. 1, pp. 8—16. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101- Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н.Е. Харламенкова, Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец, О.А. Ворона, Н.Н. Казымова, Е.Н. Дымова, Н.Е. Шаталова. М.: Институт психологии РАН, 2017. 262 с.
Kharlamenkova, N.E., Tarabrina, N.V., Byhovets, Yu,V., Vorona, O.A., Kazymova, N.N., Dymova, E.N., Shatalova, N.E. Psychological security of the individual: an implicit and explicit concept. Moscow: Institute of Psychology RAN, 2017, 262 p. (In Russ.).- Сухов, А.Н. Социально-психологическая характеристика безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. № 2. С. 317—323. doi: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323
style="text-align: justify;">Sukhov, A.N. Socio-psychological characteristics of personal security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 2. pp. 317—323. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323style="text-align: justify;">- Финогенова, Т.А., Берко, А.А. Влияние травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся в контексте террористической угрозы [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. Т. 1. № 2. С. 61—75. https://doi.org/10.17759/epps.2024010205
Finogenova, T.A., Berko, A.A. The influence of traumatic experiences on the psychological safety of students in the context of a terrorist threat [Electronic resource]. Extreme psychology and personal Safety, 2024. Vol. 1, no. 2. pp. 61—75. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010205- Харламенкова, Н.Е. Антропогенные и природные угрозы безопасности человека: психологический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4 (89). С. 128—140. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32684257_87895486.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
Kharlamenkova, N.E. Anthropogenic and natural threats to human security: a psychological aspect [Electronic resource]. Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research. Humanities and social sciences, 2017, no. 4 (89), pp. 128—140. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32684257_87895486.pdf (Viewed 27.10.2024).- Харламенкова, Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 28—37. https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9
Kharlamenkova, N.E. The concept of psychological safety and its justification from different scientific positions [Electronic resource]. Psychological Journal, 2019. Vol. 40, no. 1, pp. 28—37. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9- Maslow А. Motivation and Personality. Third Ed. NY: Addison-Wesley, 1987. 369 p.
- The relationship between the environmental safety of the school educational environment and teacher burnout [Electronic resource] / Berezina T., Sechko A., Deulin D., Tyulyupergeneva R. // E3S Web of Conf.: International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Environmental Technologies (EMMFT-2023). Vol. 458. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202345806001
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.