Особенности тревожности школьников во взаимосвязи с психологической безопасностью образовательной среды
- Авторы: Иванова А.О.1, Степанова О.С.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Выпуск: Том 1, № 3 (2024)
- Страницы: 20-35
- Раздел: Общая психология и психология безопасности личности
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5035
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010302
- Цитировать
Аннотация
Изучаются особенности взаимосвязи школьной тревожности и факторов психологической безопасности образовательной среды. Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет. Методы: методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса, «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А.М. Прихожан, опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)» Г.С. Кожухарь и В.В. Коврова, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Результаты: сравнительный анализ показал, что переживание социального стресса и самооценочная тревожность более выражены в группе девочек. Достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды. Корреляционный анализ демонстрирует взаимосвязь межличностной, школьной и самооценочной тревожности с факторами психологической безопасности образовательной среды. Выводы: уровень тревожности негативно связан с удовлетворенностью образовательной средой; в свою очередь, это ведет к увеличению проблем и страхов во взаимоотношениях с учителем и к сложностям самовыражения (у мальчиков). У девочек уровень тревожности также отрицательно связан с удовлетворенностью образовательной средой, и проявляется это в страхе проверки знаний и социальном стрессе. Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, необходимо обеспечивать высокий уровень безопасности образовательной среды.
Ключевые слова
Введение
Повышенная тревожность школьников — очень острая и актуальная проблема современности, которая требует особого внимания. Большое количество факторов в настоящее время способствуют формированию повышенной тревожности, например: семейное воспитание, личностные особенности, эмоциональный опыт, школьная среда [1]. Не так давно появился термин «психологическая безопасность образовательной среды», который подразумевает создание безопасных условий труда и обучения субъектов образовательной среды. Уровень тревожности школьников зачастую зависит от атмосферы в школе и классе. Детская психика неустойчива к буллингу, дискриминации. Очень важно создать для ребенка необходимые условия обучения и взаимодействия в образовательной среде. Ощущение тревоги со временем переходит в устойчивое образование и становится свойством личности — тревожностью. Снижение уровня психологического и физического насилия становится приоритетом в создании комфортной, психологически безопасной образовательной среды. Обеспечение учителем необходимых условий для развития личности ребенка способствует получению опыта положительных эмоций, актуализации его резервных возможностей, повышению самооценки и уверенности в себе. Данная проблема широко исследуется в современном мире, однако развитие информационных технологий вносит свои коррективы в образовательный процесс, появляются новые факторы, способствующие снижению уровня психологической безопасности и повышению уровня тревожности школьников, поэтому данная проблема остается актуальной по сей день.
Обзор литературы
Организация исследования
Методы исследования
- Методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса направлена на оценку уровня тревожности и характера ее происхождения в рамках образовательной среды у обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Методика содержит восемь шкал, по каждой из которых в отдельности учитывается количество несовпадений. Факторы тревожности по методике Филлипса включают в себя общую тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с педагогами.
- «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А.М. Прихожан. Данная методика была разработана на основе «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Методика показывает уровень общей тревожности, школьной тревожности, самооценочной тревожности, межличностной тревожности, магической тревожности.
- Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)». Он разработан Г.С. Кожухарь и В.В. Ковровым для изучения психологической безопасности подростков в школьной среде. Опросник включает в себя ряд вопросов, направленных на выявление уровня комфортности и безопасности учащихся в школе, их отношения к учителям, одноклассникам, а также общей атмосферы в учебном заведении. Опросник ПБОС имеет три блока по шесть вопросов и шкалы: психологическая защищенность, психологическая комфортность, психологическая удовлетворенность образовательной средой.
- Вычисление статистического U-критерия Манна-Уитни для двух групп.
- Корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Эмпирическая база. Были взяты две группы обучающихся: мальчики и девочки, давшие добровольное и осознанное согласие на участие в исследовании.
Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет.
Исследование проводилось в апреле 2024 года.
Результаты исследования
Мы провели сравнительный анализ факторов тревожности по методике школьной тревожности Филлипса обучающихся двух групп.
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Общая тревожность в школе | 13,9±3,46 | 14,2±2,60 | 189 | - |
Переживание социального стресса | 6,6±3,59 | 9±2,54 | 110 | 0,01 |
Фрустрация потребности в достижении успеха | 6,1±3,93 | 6,2±3,19 | 186,5 | - |
Страх самовыражения | 3,5±2,32 | 3,2±2,01 | 181 | - |
Страх ситуации проверки знаний | 3,5±1,76 | 3,3±1,98 | 195 | - |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,3±1,44 | 3,9±1,71 | 147 | - |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 3±1,44 | 2,9±1,37 | 199 | - |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 4±1,90 | 4,2±1,92 | 197 | - |
Как видно из табл. 1, существует достоверное различие по показателю «Переживание социального стресса». По остальным компонентам (общая тревожность в школе, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями) различий не обнаружено.
Показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Шкала личностной тревожности | 6,3±1,51 | 5,7±1,49 | 156 | - |
Школьная | 6,5±1,14 | 6,9±1,03 | 159,5 | - |
Самооценочная | 6,3±0,97 | 7±0,94 | 118,5 | 0,02 |
Межличностная | 5,2±1,39 | 4,8±1,49 | 165 | - |
Магическая | 5,3±1,29 | 5,9±1,63 | 184 | - |
Согласно показателям в табл. 2, существуют достоверные различия по показателю «Самооценочная тревожность». По остальным компонентам (шкала личностной тревожности, школьная тревожность, межличностная тревожность, магическая тревожность) различий не обнаружено.
В табл. 3 мы представили сравнительный анализ показателей психологической безопасности образовательной среды (опросник Г.С. Кожухарь и В.В. Коврова).
Таблица 3
Показатели психологической безопасности образовательной среды с точки зрения подростков у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Психологическая защищенность | 8,5±2,91 | 7,7±2,60 | 163,5 | - |
Психологическая комфортность | 16,2±2,92 | 16,1±3,28 | 192,5 | - |
Психологическая удовлетворенность образовательной средой | 19,2±2,03 | 19±2,77 | 199 | - |
Как видно из табл. 3, достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды.
В табл. 4 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков.
Таблица 4
Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков
Связанные пары показателей | Коэффициент корреляции | Уровень значимости, р |
Школьная тревожность и психологическая защищенность | -0,54 | 0,05 |
Межличностная тревожность и психологическая защищенность | -0,48 | 0,05 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями и психологическая комфортность | -0,67 | 0,01 |
Страх самовыражения и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,49 | 0,05 |
Самооценочная тревожность и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,48 | 0,05 |
Как видно из табл. 4, существует пять достоверных корреляционных связей в группе мальчиков:
- между школьной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,54 (р<0,05);
- между межличностной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05);
- между проблемами и страхами в отношениях с учителями и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,67 (р<0,01);
- между страхом самовыражения и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05);
- между самооценочной тревожностью и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05).
В табл. 5 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек.
Таблица 5
Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек
Связанные пары показателей | Коэффициент корреляции | Уровень значимости, р |
Переживание социального стресса и психологическая защищенность | -0,60 | 0,01 |
Самооценочная тревожность и психологическая комфортность | -0,50 | 0,05 |
Переживание социального стресса и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,53 | 0,05 |
Страх проверки знаний и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,49 | 0,05 |
Как явствует из табл. 5, существует четыре достоверные корреляционные связи в группе девочек:
- между переживанием социального стресса и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,60 (р<0,01);
- между самооценочной тревожностью и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,50 (р<0,05);
- между переживанием социального стресса и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,53 (р<0,05);
- между страхом проверки знаний и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05).
Обсуждение результатов
- Психологическое насилие, что включает в себя буллинг со стороны одноклассников или предвзятое отношение со стороны педагога (занижение оценок, унижение перед классом).
- Неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, а именно отсутствие дружеской коммуникации, которая приводит к формированию высокого уровня тревожности.
- Отсутствие референтной значимости образовательной среды [3].
А.Е. Попкова в своем исследовании делает вывод, что уровень личностной тревожности у подростков женского пола превышает уровень ситуативной тревоги, в то время как у подростков мужского пола наблюдается противоположная тенденция. Это указывает на то, что девочки склонны рассматривать множество обычных ситуаций как потенциально опасные, в то время как мальчики чаще переживают стресс, нервозность и волнение как эмоциональные реакции на стрессовые явления [10].
Проблема школьной тревожности является актуальной во всем мире. Так, ученые турецкого университета описывают большую значимость образовательной среды в вопросе школьной тревожности. Крепкие дружеские связи, поддержка друзей и семьи в подростковом возрасте помогают учащимся социализироваться, раскрывать свои таланты, чувствовать себя защищено и уверенно. Также исследование показало, что уровень тревожности у подростков женского пола выше, чем у подростков мужского пола [14].
Обеспечение благоприятной образовательной среды для школьника — это основа его успешного развития. Взаимодействие с преподавателями и одноклассниками и образовательный процесс в целом должны проходить в комфортных условиях, способствующих раскрытию возможностей обучающихся. Постоянная тревога, испытываемая ребенком, со временем может перерасти в устойчивую черту характера — тревожность [6]. Поэтому создание безопасной и комфортной атмосферы в образовательной среде, свободной от насилия, как физического, так и психологического, становится первостепенной задачей.
Заключение
За последние десять лет наблюдается повышенный интерес к исследованию тревожности у школьников. Это обусловлено тем, что повышенный уровень тревожности негативно сказывается на различных аспектах психического состояния детей, включая когнитивные функции, социальные взаимодействия, морально-волевые качества и эмоционально-аффективные реакции.
Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. У девочек преобладает корреляция между характеристиками социального стресса и удовлетворенностью образовательной средой, при этом с ростом социального стресса удовлетворенность образовательной средой и оценка безопасности снижаются. Для мальчиков преобладает корреляция между показателями проблем и страхов в отношениях с учителями и психологическим комфортом; чем более выражены проблемы и страхи в отношениях с учителями, тем ниже ощущение спокойствия и безопасности.
Перспективы исследования. Существенным становится создание системы психологической поддержки и педагогического сопровождения для обучающихся всех возрастных категорий. Ключевым аспектом в решении данной проблемы является не только коррекция тревожных состояний, но и предотвращение факторов, способствующих их возникновению. Учитывая, что проблема тревожности среди школьников имеет множество причин, система мер должна быть комплексной: включать изменения в государственной политике, оптимизацию работы образовательных учреждений, а также индивидуальные подходы к каждому ребенку и его семье. Таким образом, целенаправленный и многосторонний подход поможет создать более комфортные условия для эмоционального развития школьников. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, особенно важным является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса для обеспечения должного уровня безопасности образовательной среды.
Анастасия Олеговна Иванова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: anastasiaizmir@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-1403-392X
Россия, 127045, Россия, г. Москва, улица Сретенка, д.29 психолог, магистрант факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ)
Олеся Сергеевна Степанова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: palmara@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0006-5036-5202
Россия, 127045, Россия, г. Москва, улица Сретенка, д.29 психолог, магистрант факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ)
-
1. Бартош О.П., Семенюк Т.И. Особенности тревожности у подростков, проживающих на Крайнем Севере и юге России // Вестник психофизиологии. 2024. № 1. С. 81–85. doi: 10.34985/i3956-5901-0521-ystyle="text-align: justify;">2. Бердникова И.Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 4 (41). С. 49–52.3. Дёмина Е.А. Нарушения психологической безопасности в образовательной организации как фактор формирования тревожности у подростков // Материалы международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития» (г. Тула, 10–11 октября 2019 г.). Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. С. 288–289.4. Джабраилова М.М., Далгатов М.М. Психологическая характеристика агрессивности и тревожности у подростков из семей с разным социальным статусом // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 368–372.5. Жарких Н.Г., Сазонова М.А. Психологическое сопровождение тревожности младших школьников // Материалы X международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии» (г. Орел, 30–31 марта 2023 г.). Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2023. С. 159–164.6. Изотова Е.Г. Особенности тревожности младших школьников при переходе от начального к основному общему образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 278–281.7. Исследование уровня тревожности подростков / Е.В. Царева, Ю.Д. Микулец, Е.С. Чапанова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 370–373.8. Камакина О.Ю., Кузнецова П.В. Особенности школьной тревожности обучающихся подросткового и юношеского возрастов // Научный поиск: сб. статей. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Филигрань». 2023. С. 104–107.9. Князева А.А. Проявление тревожности у младших школьников при переходе в основную школу // Материалы международной научно-практической конференции «Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук» (г. Самара, 29 апреля 2024 г.). Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2024. С. 43–52.10. Попкова А.Е. Психологические особенности проявления школьной тревожности у подростков // Материалы VI Всероссийской молодежной конференции «Педагог-профессионал в школе будущего» (г. Элиста, 20 апреля 2023 г.). Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2023. С. 202–206.11. Сулимова А.М., Сулимова А.В., Лобанова Н.А. Изучение школьной тревожности у учащихся 4 класса при переходе в среднее звено // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-1. С. 161–163. doi: 10.18411/trnio-10-2023-47style="text-align: justify;">12. Темникова Е.Ю., Мамедова С.Б. Описание методик и результатов диагностики школьной тревожности младшего школьника // Человек. Социум. Общество. 2023. № 7. С. 54–68.13. Чучалина Т.В. Сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек // Материалы национальной научно-практической конференции «Личностное развитие: социокультурные и образовательные аспекты» (г. Новокузнецк, 01–31 октября 2022 г.). Новокузнецк: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», 2022. С. 435–440.14. Celikkaleli O., Demir S. Anxiety in High School Adolescents by Gender: Friend Attachment, Ineffective Coping with Stress, and Gender in Predicting Anxiety // Educational Process International Journal. 2022. Vol. 11 (3). doi: 10.22521/edupij.2022.113.2
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.