Features of anxiety of schoolchildren in relation to psychological safety of the educational environment
- Authors: Ivanova A.O.1, Stepanova O.S.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 1, No 3 (2024)
- Pages: 20-35
- Section: General Psychology and Psychology Safety of the Personality
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5035
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010302
- Cite item
Abstract
This study aims to investigate the relationship between school anxiety and factors of psychological safety of the educational environment. Test subjects: 40 people. Group 1 — 20 boys, average age: 14 years. Group 2 — 20 girls, average age: 14 years. Methods: School Anxiety Diagnostic Method by R. Phillips, ‘Personal Anxiety Scale for students 10—16 years old’ by A. M. Prikhozhan, Questionnaire ‘Psychological Safety of Educational Environment (PSE)’ by G. S. Kozhukhar, V. V. Kovrov, Mann-Whitney U-criterion, correlation analysis using Spearman correlation coefficient. Results: comparative analysis showed that the experience of social stress and self-esteem anxiety are more pronounced in the group of girls. Significant differences were not found in the levels of psychological safety of the educational environment. Correlation analysis demonstrates the relationship of interpersonal, school and self-esteem anxiety with the factors of psychological safety of the educational environment. Conclusions: the level of anxiety is negatively associated with satisfaction with the educational environment, in turn, this leads to an increase in problems and fears in relationships with the teacher, with difficulties in self-expression (in boys). In girls, the level of anxiety is also negatively associated with satisfaction with the educational environment and this is manifested in fear of knowledge testing and social stress. There is a gender-dependent correlation between schoolchildren's anxiety and indicators of psychological safety of the educational environment. In order to overcome the problems associated with the increase in the level of anxiety among schoolchildren, it is necessary to ensure a high level of safety of the educational environment.
Введение
Повышенная тревожность школьников — очень острая и актуальная проблема современности, которая требует особого внимания. Большое количество факторов в настоящее время способствуют формированию повышенной тревожности, например: семейное воспитание, личностные особенности, эмоциональный опыт, школьная среда [1]. Не так давно появился термин «психологическая безопасность образовательной среды», который подразумевает создание безопасных условий труда и обучения субъектов образовательной среды. Уровень тревожности школьников зачастую зависит от атмосферы в школе и классе. Детская психика неустойчива к буллингу, дискриминации. Очень важно создать для ребенка необходимые условия обучения и взаимодействия в образовательной среде. Ощущение тревоги со временем переходит в устойчивое образование и становится свойством личности — тревожностью. Снижение уровня психологического и физического насилия становится приоритетом в создании комфортной, психологически безопасной образовательной среды. Обеспечение учителем необходимых условий для развития личности ребенка способствует получению опыта положительных эмоций, актуализации его резервных возможностей, повышению самооценки и уверенности в себе. Данная проблема широко исследуется в современном мире, однако развитие информационных технологий вносит свои коррективы в образовательный процесс, появляются новые факторы, способствующие снижению уровня психологической безопасности и повышению уровня тревожности школьников, поэтому данная проблема остается актуальной по сей день.
Обзор литературы
Организация исследования
Методы исследования
- Методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса направлена на оценку уровня тревожности и характера ее происхождения в рамках образовательной среды у обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Методика содержит восемь шкал, по каждой из которых в отдельности учитывается количество несовпадений. Факторы тревожности по методике Филлипса включают в себя общую тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с педагогами.
- «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А.М. Прихожан. Данная методика была разработана на основе «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Методика показывает уровень общей тревожности, школьной тревожности, самооценочной тревожности, межличностной тревожности, магической тревожности.
- Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)». Он разработан Г.С. Кожухарь и В.В. Ковровым для изучения психологической безопасности подростков в школьной среде. Опросник включает в себя ряд вопросов, направленных на выявление уровня комфортности и безопасности учащихся в школе, их отношения к учителям, одноклассникам, а также общей атмосферы в учебном заведении. Опросник ПБОС имеет три блока по шесть вопросов и шкалы: психологическая защищенность, психологическая комфортность, психологическая удовлетворенность образовательной средой.
- Вычисление статистического U-критерия Манна-Уитни для двух групп.
- Корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Эмпирическая база. Были взяты две группы обучающихся: мальчики и девочки, давшие добровольное и осознанное согласие на участие в исследовании.
Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет.
Исследование проводилось в апреле 2024 года.
Результаты исследования
Мы провели сравнительный анализ факторов тревожности по методике школьной тревожности Филлипса обучающихся двух групп.
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Общая тревожность в школе | 13,9±3,46 | 14,2±2,60 | 189 | - |
Переживание социального стресса | 6,6±3,59 | 9±2,54 | 110 | 0,01 |
Фрустрация потребности в достижении успеха | 6,1±3,93 | 6,2±3,19 | 186,5 | - |
Страх самовыражения | 3,5±2,32 | 3,2±2,01 | 181 | - |
Страх ситуации проверки знаний | 3,5±1,76 | 3,3±1,98 | 195 | - |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,3±1,44 | 3,9±1,71 | 147 | - |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 3±1,44 | 2,9±1,37 | 199 | - |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 4±1,90 | 4,2±1,92 | 197 | - |
Как видно из табл. 1, существует достоверное различие по показателю «Переживание социального стресса». По остальным компонентам (общая тревожность в школе, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями) различий не обнаружено.
Показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Шкала личностной тревожности | 6,3±1,51 | 5,7±1,49 | 156 | - |
Школьная | 6,5±1,14 | 6,9±1,03 | 159,5 | - |
Самооценочная | 6,3±0,97 | 7±0,94 | 118,5 | 0,02 |
Межличностная | 5,2±1,39 | 4,8±1,49 | 165 | - |
Магическая | 5,3±1,29 | 5,9±1,63 | 184 | - |
Согласно показателям в табл. 2, существуют достоверные различия по показателю «Самооценочная тревожность». По остальным компонентам (шкала личностной тревожности, школьная тревожность, межличностная тревожность, магическая тревожность) различий не обнаружено.
В табл. 3 мы представили сравнительный анализ показателей психологической безопасности образовательной среды (опросник Г.С. Кожухарь и В.В. Коврова).
Таблица 3
Показатели психологической безопасности образовательной среды с точки зрения подростков у девочек и мальчиков
Шкалы | Среднее значение | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости, р | |
Группа мальчиков | Группа девочек | |||
Психологическая защищенность | 8,5±2,91 | 7,7±2,60 | 163,5 | - |
Психологическая комфортность | 16,2±2,92 | 16,1±3,28 | 192,5 | - |
Психологическая удовлетворенность образовательной средой | 19,2±2,03 | 19±2,77 | 199 | - |
Как видно из табл. 3, достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды.
В табл. 4 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков.
Таблица 4
Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков
Связанные пары показателей | Коэффициент корреляции | Уровень значимости, р |
Школьная тревожность и психологическая защищенность | -0,54 | 0,05 |
Межличностная тревожность и психологическая защищенность | -0,48 | 0,05 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями и психологическая комфортность | -0,67 | 0,01 |
Страх самовыражения и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,49 | 0,05 |
Самооценочная тревожность и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,48 | 0,05 |
Как видно из табл. 4, существует пять достоверных корреляционных связей в группе мальчиков:
- между школьной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,54 (р<0,05);
- между межличностной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05);
- между проблемами и страхами в отношениях с учителями и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,67 (р<0,01);
- между страхом самовыражения и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05);
- между самооценочной тревожностью и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05).
В табл. 5 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек.
Таблица 5
Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек
Связанные пары показателей | Коэффициент корреляции | Уровень значимости, р |
Переживание социального стресса и психологическая защищенность | -0,60 | 0,01 |
Самооценочная тревожность и психологическая комфортность | -0,50 | 0,05 |
Переживание социального стресса и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,53 | 0,05 |
Страх проверки знаний и психологическая удовлетворенность образовательной средой | -0,49 | 0,05 |
Как явствует из табл. 5, существует четыре достоверные корреляционные связи в группе девочек:
- между переживанием социального стресса и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,60 (р<0,01);
- между самооценочной тревожностью и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,50 (р<0,05);
- между переживанием социального стресса и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,53 (р<0,05);
- между страхом проверки знаний и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05).
Обсуждение результатов
- Психологическое насилие, что включает в себя буллинг со стороны одноклассников или предвзятое отношение со стороны педагога (занижение оценок, унижение перед классом).
- Неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, а именно отсутствие дружеской коммуникации, которая приводит к формированию высокого уровня тревожности.
- Отсутствие референтной значимости образовательной среды [3].
А.Е. Попкова в своем исследовании делает вывод, что уровень личностной тревожности у подростков женского пола превышает уровень ситуативной тревоги, в то время как у подростков мужского пола наблюдается противоположная тенденция. Это указывает на то, что девочки склонны рассматривать множество обычных ситуаций как потенциально опасные, в то время как мальчики чаще переживают стресс, нервозность и волнение как эмоциональные реакции на стрессовые явления [10].
Проблема школьной тревожности является актуальной во всем мире. Так, ученые турецкого университета описывают большую значимость образовательной среды в вопросе школьной тревожности. Крепкие дружеские связи, поддержка друзей и семьи в подростковом возрасте помогают учащимся социализироваться, раскрывать свои таланты, чувствовать себя защищено и уверенно. Также исследование показало, что уровень тревожности у подростков женского пола выше, чем у подростков мужского пола [14].
Обеспечение благоприятной образовательной среды для школьника — это основа его успешного развития. Взаимодействие с преподавателями и одноклассниками и образовательный процесс в целом должны проходить в комфортных условиях, способствующих раскрытию возможностей обучающихся. Постоянная тревога, испытываемая ребенком, со временем может перерасти в устойчивую черту характера — тревожность [6]. Поэтому создание безопасной и комфортной атмосферы в образовательной среде, свободной от насилия, как физического, так и психологического, становится первостепенной задачей.
Заключение
За последние десять лет наблюдается повышенный интерес к исследованию тревожности у школьников. Это обусловлено тем, что повышенный уровень тревожности негативно сказывается на различных аспектах психического состояния детей, включая когнитивные функции, социальные взаимодействия, морально-волевые качества и эмоционально-аффективные реакции.
Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. У девочек преобладает корреляция между характеристиками социального стресса и удовлетворенностью образовательной средой, при этом с ростом социального стресса удовлетворенность образовательной средой и оценка безопасности снижаются. Для мальчиков преобладает корреляция между показателями проблем и страхов в отношениях с учителями и психологическим комфортом; чем более выражены проблемы и страхи в отношениях с учителями, тем ниже ощущение спокойствия и безопасности.
Перспективы исследования. Существенным становится создание системы психологической поддержки и педагогического сопровождения для обучающихся всех возрастных категорий. Ключевым аспектом в решении данной проблемы является не только коррекция тревожных состояний, но и предотвращение факторов, способствующих их возникновению. Учитывая, что проблема тревожности среди школьников имеет множество причин, система мер должна быть комплексной: включать изменения в государственной политике, оптимизацию работы образовательных учреждений, а также индивидуальные подходы к каждому ребенку и его семье. Таким образом, целенаправленный и многосторонний подход поможет создать более комфортные условия для эмоционального развития школьников. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, особенно важным является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса для обеспечения должного уровня безопасности образовательной среды.
Anastasia Olegovna Ivanova
Moscow State University of Psychology and Education
Author for correspondence.
Email: anastasiaizmir@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-1403-392X
Russian Federation, 127045, Russia, Moscow, Sretenka street, 29 psychologist, master's student of the faculty of extreme psychology of the Moscow State University of Psychology and Education (FGBOU VO MGPPU)
Olesya Sergeevna Stepanova
Moscow State University of Psychology and Education
Email: palmara@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0006-5036-5202
Russian Federation, 127045, Россия, г. Москва, улица Сретенка, д.29 psychologist, master's student of the faculty of extreme psychology of the Moscow State University of Psychology and Education (FGBOU VO MGPPU)
- 1. Bartosh O.P., Semenyuk T.I. Osobennosti trevozhnosti u podrostkov, prozhivayushchikh na Krainem Severe i yuge Rossii [Features of anxiety in adolescents living in the far north and south of Russia]. Vestnik psikhofiziologii = Psychophysiology News. 2024. No. 1. P. 81—85. doi: 10.34985/i3956-5901-0521-y (In Russ.).
- 2. Berdnikova I.N. Teoreticheskii vzglyad na otnosheniya podrostkov s roditelyami kak faktor trevozhnosti u podrostkov [A theoretical perspective on adolescents' relationship with parents as a factor in adolescent anxiety]. Rossiiskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy = Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2021. No. 4 (41). P. 49—52. (In Russ.).
- 3. Demina E.A. Narusheniya psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatel'noi organizatsii kak faktor formirovaniya trevozhnosti u podrostkov [Violations of psychological safety in an educational organisation as a factor in the formation of anxiety in adolescents]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Psikhologicheski bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: problemy proektirovaniya i perspektivy razvitiya” (g. Tula, 10—11 oktyabrya 2019 g.). [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Psychologically Safe Educational Environment: Design Problems and Development Prospects"]. Tula: Publ. Tul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. L.N. Tolstogo, 2019. P. 288—289. (In Russ.).
- 4. Dzhabrailova M.M., Dalgatov M.M. Psikhologicheskaya kharakteristika agressivnosti i trevozhnosti u podrostkov iz semei s raznym sotsial'nym statusom [Psychological characteristics of aggression and anxiety in adolescents from families with different social statuses]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 75-2. P. 368—372. (In Russ.).
- 5. Zharkikh N.G. Sazonova M.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie trevozhnosti mladshikh shkol'nikov [Psychological support of anxiety of younger schoolchildren]. Materialy Desyatoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa: problemy, perspektivy, tekhnologii” (g. Orel, 30—31 marta 2023 g.) [Proceedings of the Tenth international scientific-practical conference “Psychological and pedagogical support of the educational process: problems, prospects, technologies”] Orel: Publ. Orlovskii gosudarstvennyi universitet im. I.S. Turgeneva. 2023. P. 159—164. (In Russ.).
- 6. Izotova E.G. Osobennosti trevozhnosti mladshikh shkol'nikov pri perekhode ot nachal'nogo k osnovnomu obshchemu obrazovaniyu [Peculiarities of anxiety of junior schoolchildren at transition from primary to basic general education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 74-4. P. 278—281. (In Russ.).
- 7. Tsareva E.V., Mikulets Yu.D., Chapanova E.S. Issledovanie urovnya trevozhnosti podrostkov [Study of the level of anxiety in adolescents]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2023. No. 81-3, P. 370—373. (In Russ.).
- 8. Kamakina O.Yu., Kuznetsova P.V. Osobennosti shkol'noi trevozhnosti obuchayushchikhsya podrostkovogo i yunosheskogo vozrastov [Features of school anxiety in adolescent and young adult students] In Nauchnyi poisk: sb. statei [Scientific search]. Yaroslavl': Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu “Filigran'”. 2023. P. 104—107. (In Russ.).
- 9. Knyazeva A.A. Proyavlenie trevozhnosti u mladshikh shkol'nikov pri perekhode v osnovnuyu shkolu [Manifestation of anxiety in junior schoolchildren at the transition to basic school]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Stanovlenie psikhologii i pedagogiki kak mezhdistsiplinarnykh nauk” (g. Samara, 29 aprelya 2024 g.) [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Becoming of Psychology and Pedagogy as Interdisciplinary Sciences”]. Sterlitamak: Publ. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu “Agentstvo mezhdunarodnykh issledovanii”. 2024. P. 43—52. (In Russ.).
- 10. Popkova A.E. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya shkol'noi trevozhnosti u podrostkov [Psychological features of the manifestation of school anxiety in adolescents]. Materialy Shestoi Vserossiiskoi molodezhnoi konferentsii “Pedagog-professional v shkole budushchego” (g. Elista, 20 aprelya 2023 g.) [Proceedings of the Sixth All-Russian Youth Conference “Pedagogue-Professional in the School of the Future”]. Elista: Publ. Kalmytskii gosudarstvennyi universitet imeni B. B. Gorodovikova, 2023. P. 202—206. (In Russ.).
- 11. Sulimova A.M., Sulimova A.V., Lobanova N.A. Izuchenie shkol'noi trevozhnosti u uchashchikhsya 4 klassa pri perekhode v srednee zveno [Study of school anxiety in 4th grade students in transition to secondary school]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education. 2023. No. 102-1. P. 161—163. doi: 10.18411/trnio-10-2023-47 (In Russ.).
- 12. Temnikova E.Yu., Mamedova S.B. Opisanie metodik i rezul'tatov diagnostiki shkol'noi trevozhnosti mladshego shkol'nika [Description of methods and results of diagnostics of school anxiety of a younger student]. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo = Man. Socium. Society. 2023. No. 7. P. 54—68. (In Russ.).
- 13. Chuchalina T.V. Sravnitel'nyi analiz trevozhnosti u mal'chikov i devochek [Comparative analysis of anxiety in boys and girls]. Materialy natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Lichnostnoe razvitie: sotsiokul'turnye i obrazovatel'nye aspekty” (g. Novokuznetsk, 01–31 oktyabrya 2022 g.) [Proceedings of the National Scientific and Practical Conference “Personal Development: Socio-cultural and Educational Aspects”]. Novokuznetsk: Publ. Kuzbasskii gumanitarno-pedagogicheskii institut federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya “Kemerovskii gosudarstvennyi universitet”. 2022. P. 435—440. (In Russ.).
- 14. Celikkaleli O., Demir S. Anxiety in High School Adolescents by Gender: Friend Attachment, Ineffective Coping with Stress, and Gender in Predicting Anxiety. Educational Process International Journal. 2022. Vol. 11 (3), doi: 10.22521/edupij.2022.113.2
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.