Emotional and personal characteristics of stress resistance among employees of internal affairs officers

Abstract


Context and relevance. Stress resistance is a key factor of professional efficiency and psychological well-being for law enforcement officers whose work involves exposure to chronic stressors. The study of their emotional and personal characteristics is of significant interest to occupational psychology and has important practical implications for improving professional selection and psychological support. Objective: to identify the emotional and personal characteristics of stress resistance in police officers compared to representatives of civilian professions. Hypothesis. Unlike representatives of civilian professions, the structure of stress resistance in law enforcement officers is largely determined by deep-seated personality traits (anxiety, aggression, and rigidity), rather than by situational factors.  Methods and materials. The study involved 48 men (mean age 27,5 ± 2,53 years), divided into two groups: patrol and canine service officers (n = 24) and civilian professionals (tour guides, n = 24). A diagnostic battery was used: stress resistance test (Kirsheva, Ryabchikova), “Boston Stress Resistance Test (The Stress Audit)”, Spielberger-Khanin inventory, H. Eysenck's mental states diagnostic method. Statistical analysis employed the Mann-Whitney U-test and correlation analysis. Results. Police officers demonstrated significantly higher levels of stress resistance (lower scores on stress vulnerability and overall stress susceptibility scales) compared to the control group. They also showed significantly lower levels of trait and state anxiety, future-oriented anxiety, aggression, and rigidity. Correlation analysis revealed that high stress vulnerability in police officers was associated with a complex of negative personality traits: trait anxiety, aggressiveness, rigidity, and frustration. In the group of civilian professionals, stress vulnerability correlated primarily with situational factors: state anxiety and frustration. Conclusions. The stress resistance of police officers has a complex structure and is associated with low levels of trait anxiety, frustration, rigidity, and unexpressed aggressiveness. These findings highlight the importance of assessing this complex of emotional and personal characteristics during professional psychological selection for law enforcement agencies to predict success in chronic stress conditions.


Введение

Стрессоустойчивость является ключевым фактором успешности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, особенно в условиях экстремальных ситуаций. Современные исследования показывают, что эмоционально-личностные особенности, такие как тревожность, агрессивность, фрустрация и нервно-психическая устойчивость, играют значительную роль в способности человека противостоять стрессу. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что постоянное воздействие стрессогенных факторов может негативно сказываться не только на профессиональной эффективности, но и на физическом и психическом здоровье специалистов.
Несмотря на то, что исторически стресс дает человеку силы, которые необходимы для выживания организма в опасной ситуации, провоцируя комплекс изменений, таких как увеличение уровня адреналина в крови, повышение артериального давления, учащение пульса, повышение интенсивности деятельности мозга и мышечного аппарата, длительное влияние стрессогенных факторов способно отрицательно отражаться на функционировании организма, провоцировать комплекс биохимических и физиологических нарушений (Кутбиддинова, 2019).
Согласно Н.Е. Водопьяновой, стрессоустойчивость представляет собой всестороннюю динамическую характеристику, определяющую способность человека справляться с негативными воздействиями и успешно преодолевать стрессогенные ситуации без ущерба для здоровья и эффективности деятельности (Водопьянова, 2014).
Стрессоустойчивость можно рассматривать как комплекс качеств личности, включающий психофизиологический аспект (особенности нервной системы), мотивационную составляющую (стабильность эмоциональной реакции), личностный опыт (накопленный опыт преодоления трудностей), силу воли (умение регулировать свои действия), профессиональную подготовленность (готовность выполнять поставленные задачи) и интеллектуальные способности (умение оценивать и принимать решения в сложных ситуациях) (Газиева, 2018).
По мнению Е.А. Матюшиной, стрессоустойчивость — это уникальное качество, которое позволяет человеку успешно справляться с эмоциональными и интеллектуальными вызовами. Она описывает это как способность организма функционировать нормально даже под воздействием стрессовых ситуаций, не испытывая сильного беспокойства (Матюшкина, 2016).
В исследовании стрессоустойчивости преобладают три следующие точки зрения: традиционно-аналитическая, системно-регулятивная и системно-структурная (Рудаков, 2011).
В традиционно-аналитическом подходе акцент делается на анализе различных аспектов психики человека, таких как когнитивные, эмоциональные и волевые процессы. В рамках этого подхода психологические факторы, определяющие уровень стрессоустойчивости, исследуются через детальное изучение отдельных психических процессов и характеристик, таких как внимание, память и другие. Чем выше развиты данные аспекты психики у человека, тем больше вероятность успешной адаптации к разнообразным стрессовым ситуациям, и тем шире возможности приспособления к внешним факторам окружающей среды (Катунин, 2012).
В современных психологических исследованиях прослеживается тенденция к рассмотрению психических процессов через призму их функционального назначения в регуляции деятельности. Системно-регулятивное направление подчеркивает важность способности психических процессов регулировать и поддерживать эффективность деятельности, формируя целостную систему психической регуляции. В то же время системно-структурное направление делает акцент на устойчивости психических процессов как способности сохранять целостность и функциональность в условиях переменчивой окружающей среды (Рудаков, 2011).
Комплексный подход к определению стрессоустойчивости как качества личности характерен для работ Н.И. Бережной. Автор приходит к выводу, что проявление стрессоустойчивости зависит от комплекса факторов, включая психофизиологические, мотивационные, волевые, интеллектуальные аспекты личности в сочетании с эмоциональным опытом преодоления негативных ситуаций и профессиональной подготовленностью. Современные исследования в области психологии рассматривают стрессоустойчивость с различных точек зрения: как индивидуальную невосприимчивость к стрессу, как личностные черты и особенности, как способности личности к преодолению стресса, а также как навык или компетенцию, необходимую для эффективной защиты организма и психики от негативного воздействия стресса (Бережная, 2003).
Анализ всех подходов к определению стрессоустойчивости позволяет заключить, что устойчивость к стрессу может быть не только обусловлена врожденными особенностями личности, но и способна модернизироваться в течение жизни через взаимодействие с ситуациями повышенной напряженности и их последующим преодолением. То есть можно сказать, что каждый человек, независимо от его генотипических особенностей, приобретает способность справляться со стрессом, однако этот навык проявляется в рамках уникального стиля преодоления трудностей.
Концепция «консервации ресурсов» (S. Hobfoll) представляет собой фундаментальный подход к оценке потенциала личности на устойчивость к стрессовым ситуациям, открывая перед исследователями возможность применения динамической модели взаимосвязей между личностью и окружающей средой. В рамках этой концепции выделяются ключевые показатели стрессоустойчивости, основанные на социально-психологическом уровне индивида: способность к социальной адаптации, умение поддерживать межличностные отношения, сохранение стремления к самореализации и достижению важных жизненных целей, сохранение работоспособности, способность поддерживать высокое качество своей деятельности и заботу о здоровье. Эти аспекты составляют целостную картину стрессоустойчивой личности, позволяя увидеть ее как комплексный социальный и психологический организм, способный справляться с вызовами и сохранять баланс в разнообразных жизненных обстоятельствах (Hobfoll, 1989).
Термин интегрированной стрессоустойчивости вводится М.И. Розеновой, А.С. Огневым, В.И. Екимовой, А.В. Кокуриным. Фундаментальным основанием для данного понятия является конструктивное отношение к себе, миру и деятельности, навыки рационально-когнитивной оценки реальности и владение разнообразными приемами эмоционально-психологической и физиологической разгрузки (Розенова и др., 2023).
Профессиональная стрессоустойчивость формируется через уникальное сочетание факторов, включая индивидуальные особенности личности, жизненный опыт, уровень образования и разнообразные навыки. Эти качества позволяют специалистам из различных сфер эффективно справляться с напряженными интеллектуальными, волевыми и эмоциональными вызовами, характерными для их профессиональной деятельности. Благодаря стрессоустойчивости они могут предотвращать или снижать негативные последствия для своей работы, окружающих людей и своего собственного здоровья (Чернявский и др., 2016).
Эффективность служебной деятельности зависит от многих факторов. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что эмоционально-личностные особенности специалистов служебной деятельности способствуют эффективному выполнению функциональных обязанностей, с одной стороны, и не разрушает личностную структуру специалистов — с другой (Маничев, Старикова, 2017).
Для специалистов служебной деятельности, чьи профессии характеризуются наличием мощных стрессогенных факторов, эмоционально-личностные особенности являются одним из предикторов эффективности, поскольку тесно связаны с их психологическими особенностями и профессионально важными качествами.
Структура личности специалистов служебной деятельности включает совокупность таких компонентов, как мотивационно-личностный, социальный, коммуникативный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный. Кроме того, на сегодняшний день особое внимание уделяется изучению роли эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в процессе профессиональной деятельности специалистов опасных профессий, в том числе полицейских.
В.А. Глухова и А.С. Мальцева в своей работе особое значение придают личностным конструктам специалистов, работающих в экстремальных сферах деятельности. По их мнению, основными личностными качествами для представителей экстремальных профессий считаются склонность к риску, стрессоустойчивость, толерантность к неопределенности и копинг-поведение. Эти качества помогают успешно преодолевать стрессы, стабилизировать ситуацию и эффективно адаптироваться к изменениям. Авторы предположили, что специфика конкретного профессионального занятия, осуществляемого соответствующими специалистами, будет связана с определенными системными качествами личности. То есть, будут отличаться не только степень выраженности тех или иных свойств личности, но и их комбинации (Глухова, Мальцева, 2021).
Стрессоустойчивость и жизнестойкость сотрудников силовых ведомств оказались в центре внимания Н.А. Цветковой и С.В. Кулаковой. Авторы подчеркивают, что ключевым компонентом успеха работников уголовно-исполнительной системы является их способность сохранить эффективность в условиях высокого напряжения, общаясь с различными категориями людей, включая подследственных, обвиняемых и заключенных. Они отмечают важность осознания работниками стрессоустойчивости и поддержания ее с помощью их внутренних ресурсов, таких как индивидуально-психологические особенности (Цветкова, Кулакова, 2019).
Также на сегодняшний день учеными изучаются последствия стресса для здоровья специалистов служебной деятельности и методы работы с разными компонентами стрессоустойчивости (Violanti et al., 2017). Например, методы саморегуляции могут использоваться для улучшения функциональных состояний (Морозова и др., 2024).  Улучшение функциональных состояний будет плодотворно влиять на работоспособность и повысит готовность специалистов выполнять профессиональные задачи в условиях повышенной опасности.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 48 мужчин (средний возраст — 27 лет), разделенных на две группы: 24 сотрудника органов внутренних дел (сотрудники патрульно-постовой службы и кинологической службы) и 24 специалиста гражданских профессий (экскурсоводы). Для оценки стрессоустойчивости и эмоционально-личностных особенностей использовались пять методик.
  1. Тест на определение стрессоустойчивости Киршевой-Рябчиковой (Киршева, Рябчикова, 1995). Эта методика предназначена для оценки уровня стрессоустойчивости личности. Тест помогает определить способность человека справляться с негативными переживаниями и сохранять психическое равновесие. Методика состоит из 18 вопросов, предлагается выбрать один из следующих ответов: редко, иногда, часто. В зависимости от того, какой вариант ответа выбрал испытуемый, ему присваивается определенный балл, далее эти баллы суммируются, данная сумма показывает уровень стрессоустойчивости. Чем выше получился балл, тем ниже уровень стрессоустойчивости, т. е. шкала является обратной.
  2. Опросник «Бостонский тест на стрессоустойчивость» (The Stress Audit) (Щербатых, 2012). Данная методика была разработана исследователями Медицинского центра Университета Бостона для диагностики подверженности стрессу в 2001 году. Для прохождения теста участникам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из следующих ответов: всегда, часто, иногда, почти никогда, никогда. В зависимости от того, какой ответ выбирает участник, он получает определенный балл за каждый ответ. По итогам опроса все баллы суммируются, далее отнимается 20 баллов, результат данных арифметических действий и является показателем уровня подверженности стрессу. Чем больше сумма, тем более подвержен стрессу респондент.
  3. Методика диагностики самооценки личностной и ситуативной тревожности — опросник Спилбергера-Ханина (Батаршев, 2005). Данная методика является единственной, которая дифференцирует личностную и ситуативную тревожность. В рамках методики тревожность рассматривается и как личностное свойство, и как состояние. Личностная тревога представляет собой свойство восприятия личности происходящих событий с реакцией на них в виде тревоги. Ситуативная же тревога, или, по-другому, реактивная, – это состояние, которое не обладает устойчивостью во времени, но имеет уровень выраженности в зависимости от силы стрессового воздействия. Оценка тревоги по данной шкале позволяет определить подверженность человека стрессу и оценить уровень тревоги в данный момент. Методика включает в себя два блока утверждений. Первый блок состоит из 20 предложений, испытуемый должен выбрать один из вариантов ответа: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов, для определения уровня ситуативной тревожности необходимо сложить баллы за каждый ответ. Вторая часть методики направлена на определение уровня личностной тревожности и также состоит из двадцати вопросов-суждений. Испытуемому необходимо выбрать тот вариант ответа, который наиболее подходит для него: никогда, почти никогда, часто, почти всегда. Определение уровня выраженности личностной тревожности проводится идентично с механизмом определения ситуативной (реактивной) тревожности.
  4. Методика «Самооценка состояний Айзенка». С ее помощью можно диагностировать такие психические состояния, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. Тревожность в данной методике рассматривается как состояние предчувствия опасности и неудачи. Шкала фрустрации отражает такое состояние, в котором ощущаются грусть, подавленность, уныние, вызванные неудовлетворенностью своих желаний. Агрессивность– — не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Ригидность — затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Стимульный материал представляет собой список из 40 утверждений, касающихся различных состояний. Варианты ответов выбираются следующим образом: если испытуемому это состояние присуще часто, необходимо поставить 2 балла; если это состояние бывает, но изредка, ставится 1 балл; если совсем не бывает — 0 баллов. Все вопросы разбиты на четыре блока, каждый из которых относится к одному из состояний. Для подведения итогов все баллы по каждому блоку суммируются, так мы получаем результат по каждой из шкал.
  5. Статистические методы. Данные анализировались с помощью U-критерия Манна-Уитни, корреляционного анализа в программе IBM Statistica. Эти методы позволили выявить ключевые особенности стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел и их связь с личностными характеристиками испытуемых.
Исследование проводилось дистанционно через Google-формы.

Результаты

Мы изучили уровень стрессоустойчивости и подверженности стрессу у сотрудников органов внутренних дел и представителей гражданских профессий, определили, являются ли различия между группами статистически значимыми. Результаты представлены в виде таблицы.
Таблица 1 / Table 1
Результаты диагностики стрессоустойчивости и подверженности стрессу сотрудников ОВД и гражданских профессий
The results of the diagnosis of stress tolerance and stress susceptibility of law enforcement officers and civil professions

 

Сотрудники ОВД: среднее значение и стандартное отклонение / Police officers: average value and standard deviation

Специалисты гражданских профессий: среднее значение и стандартное отклонение / Civilian professionals: average value and standard deviation

 

U

 

Р

 

Уровень стрессоустойчивости / / Stress tolerance level

30,5 + 4,93

35,5 + 5,43

140,50

0,00

 

Подверженность

cтрессу / Susceptibility

to stress

21,2 + 11,74

33,5 + 14,43

141,50

0,00

 
В используемой методике (тест Киршевой-Рябчиковой) шкала интерпретируется как «показатель стрессовой чувствительности» или «уязвимость к стрессу». Таким образом, чем выше балл по этой шкале, тем ниже реальная стрессоустойчивость испытуемого. Как видно из табл. 1, средний показатель уязвимости к стрессу у сотрудников органов внутренних дел (30,5 ± 4,93) достоверно ниже, чем у экскурсоводов (35,5 ± 5,43). Это свидетельствует о том, что сотрудники органов внутренних дел обладают более высокой стрессоустойчивостью».
Статистическая обработка данных с использованием U-критерия Манна-Уитни доказывает, что чувствительность к стрессу у сотрудников ОВД достоверно выше, чем у экскурсоводов, так же, как и стрессоустойчивость.
Таблица 2 / Table 2
Результаты диагностики эмоционально-личностных особенностей сотрудников ОВД и гражданских профессий
Results of diagnostics of emotional and personal characteristics of law enforcement officers and civilians

 

Сотрудники ОВД: среднее значение и стандартное отклонение / Police officers: average value and standard deviation

Специалисты гражданских профессий: среднее значение и стандартное отклонение / Civilian professionals: average value and standard deviation

 

U

 

P

 

Ситуативная тревожность / Situational anxiety

31,5 + 6,30

38,2 + 10,40

169,50

0,01

 

Личностная тревожность / Personal anxiety

35,5 + 8,60

41,9 + 7,89

165,00

0,01

 

Тревожность / Anxiety

3,8 + 2,94

8,2 + 3,76

107,50

0,00

 

Фрустрация / Frustration

2,8 + 2,32

8,3 + 4,56

71,00

0,00

 

Агрессивность / Aggressiveness

6,2 + 4,78

11,1  + 3,62

112,00

0,00

 

Ригидность / Rigidity

6,7 + 4,00

8,8 + 3,34

218,00

0,15

 
 
По результатам нашего исследования видно, что сотрудники органов внутренних дел обладают средним уровнем ситуативной и личностной тревожности. Это свидетельствует о том, что им не свойственно напряжение, беспокойство и нервозность, в то же время присущ оптимальный уровень критичности к ситуациям, угрожающим жизни и здоровью. Специалисты гражданских профессий, принявшие участие в нашем исследовании, также обладают средним уровнем ситуативной тревожности, однако средние значения по шкале личностной тревожности находятся в пределах высокого уровня, это может свидетельствовать о высоком психическом напряжении, о склонности воспринимать угрозу своей самооценке в обширном диапазоне ситуаций. Сотрудники органов внутренних дел также менее фрустрированы в сравнении с экскурсоводами, принявшими участие в нашем исследовании. Из таблицы видно, что агрессивность и ригидность ниже у сотрудников органов внутренних дел, нежели у экскурсоводов. Статистически значимыми отличиями на основе проведенного анализа U-критерия Манна-Уитни являются показатели ситуативной и личностной тревожности, тревожности общей, фрустрации и агрессивности.
Таблица 3 / Table 3
Корреляционное поле, раскрывающее взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и эмоционально-личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел и специалистов гражданских профессий
A correlation field that reveals the relationship between the level of stress tolerance and the emotional and personal characteristics of professional and civil professions

 

Уровень стрессоустойчивости / Stress tolerance level

Шкала ситуативной тревожности / Situational anxiety scale

Шкала личностной тревожности / The scale of personal anxiety

Шкала тревожности в будущем / The scale of anxiety in the future

Шкала фрустрации / The frustration scale

Шкала агрессивности / The aggressiveness scale

Шкала ригидности / The rigidity scale

Сотрудники органов внутренних дел / Law enforcement officers

1,000

--

,532*

,707*

0,568*

0,629*

0,729

Специалисты гражданских профессий / Specialists of civil professions

1,000

,493*

--

--

--

--

--

N (в каждой группе) / N (in each group)

24

      24

24

24

24

24

24

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided).
В используемой методике шкала «Уровень стрессоустойчивости» отражает степень уязвимости к стрессу, то есть высокие баллы отражают высокую чувствительность к стрессовым ситуациям. Анализ корреляционных связей стрессоустойчивости и эмоционально-личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел выявил наличие положительной взаимосвязи таких показателей, как уровень подверженности к стрессу и личностная тревожность, тревожность о будущем (в интерпретации Г. Айзенка), уровень фрустрации, уровень агрессивности, уровень ригидности. Можно заключить, что чем менее участник устойчив к стрессу, тем более ярко выражена личностная тревожность и тревожность о будущем, также может наблюдаться склонность к повышенному эмоциональному реагированию на неудачи, выраженная агрессивность и низкая пластичность мышления. У специалистов гражданских профессий выявлена взаимосвязь только с ситуативной тревожностью, то есть уровень стрессоустойчивости в данной группе зависит только от того, насколько ярко выражена реакция тревоги на возникающие события.
Таблица 4 / Table 4
Корреляционное поле, раскрывающее взаимосвязь подверженности стрессу и эмоционально-личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел и гражданских профессий
A correlation field that reveals the relationship between stress exposure and emotional and personal characteristics of professional and civil professions

 

Подверженность стрессу / Exposure to stress

Шкала ситуативной тревожности / Situational anxiety scale

Шкала личностной тревожности / The scale of personal anxiety

Шкала тревожности в будущем / The scale of anxiety in the future

Шкала фрустрации / The frustration scale

Шкала агрессивности / The aggressiveness scale

Шкала ригидности / The rigidity scale

Сотрудники органов внутренних дел / Law enforcement officers

1,000

,825*

,784*

,676*

,764*

--

--

Специалисты гражданских профессий / Specialists of civil professions

1,000

,578**

--

,721**

,579**

--

--

N (в каждой группе) / N (in each group)

24

      24

24

24

24

24

24

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице, отражают наличие положительной взаимосвязи подверженности к стрессу и таких эмоционально-личностных особенностей специалистов органов внутренних дел, как ситуативная тревожность, личностная тревожность, тревожность о будущем, уровень фрустрированности личности. Это позволяет заключить, что сотрудники органов внутренних дел с высоким уровнем подверженности к стрессу обладают выраженной тревогой как личностной чертой, склонны острее реагировать на текущие нестандартные ситуации, испытывать повышенное беспокойство о предстоящих событиях и неопределенности будущего, легко впадать в состояние фрустрации при столкновении с трудностями. У специалистов гражданских профессий наблюдается положительная корреляционная связь между подверженностью стрессу и ситуативной тревожностью, уровнем фрустрированности личности и тревогой о будущем.

Обсуждение результатов

На основе проведенного исследования выявлены значимые различия в структуре стрессоустойчивости между сотрудниками органов внутренних дел (ОВД) и представителями гражданских профессий.
У специалистов гражданских профессий (экскурсоводов) показатель уязвимости к стрессу (низкая стрессоустойчивость) положительно коррелирует с ситуативной тревожностью. Это свидетельствует о том, что их способность противостоять стрессу в значительной степени зависит от остроты реакции на конкретные, текущие стрессовые события. Подверженность стрессу в этой группе также связана с ситуативной тревожностью, тревогой о будущем и уровнем фрустрации. Это позволяет заключить, что такие специалисты склонны воспринимать рабочие ситуации как угрожающие, недооценивать свои ресурсы для их преодоления, что порождает эмоциональное напряжение и повышает общую уязвимость.
В отличие от них, у сотрудников ОВД уязвимость к стрессу имеет более сложную и многокомпонентную структуру, положительно коррелируя не только с тревожностью и фрустрацией, но и с такими глубинными личностными чертами, как агрессивность и ригидность. Важно подчеркнуть, что, несмотря на наличие этих корреляционных связей, средние уровни тревожности, агрессивности и ригидности у сотрудников органов внутренних дел ниже, чем у экскурсоводов. Речь идет не о большей выраженности негативных черт, а о том, что именно эти особенности становятся ключевыми предикторами срыва в условиях хронического экстремального стресса, характерного для службы в ОВД. Можно предположить, что ригидность будет затруднять быстрое принятие решений в опасной ситуации, а высокая агрессивность — провоцировать неадекватные эмоциональные реакции.
Объяснением выявленных различий служит специфика профессиональной деятельности. Работа в условиях постоянной опасности и нервного напряжения приводит к тому, что у сотрудников ОВД стрессоустойчивость формируется как комплексное качество, глубоко интегрированное с базовыми личностными чертами. В гражданских профессиях стресс носит более ситуативный и эпизодический характер, поэтому и его взаимосвязь с личностными особенностями менее выражена и более поверхностна.
Полученные результаты подчеркивают критическую важность эмоционально-личностных особенностей для успешной деятельности сотрудников ОВД и могут быть использованы для совершенствования системы профессионального психологического отбора, при котором особое внимание будет уделяться оценке не только ситуативных реакций, но и таких устойчивых характеристик, как ригидность, агрессивность и общий уровень нервно-психической устойчивости.

Заключение

  1. Проведенный анализ выявил статистически значимые различия в показателях стрессоустойчивости между группами сотрудников органов внутренних дел и гражданских специалистов. Более высокие средние значения по шкале уязвимости к стрессу (низкой стрессоустойчивости) у гражданских специалистов свидетельствуют о том, что сотрудники органов внутренних дел обладают более развитой способностью противостоять стрессовым воздействиям. Аналогичная картина наблюдается в показателях общей подверженности стрессу: гражданские специалисты демонстрируют более высокую чувствительность к стрессогенным факторам. Кроме того, установлены значимые различия в уровнях ситуативной и личностной тревожности, а также в показателях агрессивности и ригидности, которые оказались более выраженными у представителей гражданских профессий.
  2. Результаты корреляционного анализа показывают, что уязвимость к стрессу (низкая стрессоустойчивость) у сотрудников ОВД имеет сложную структуру взаимосвязей и положительно связана с таким комплексом негативных личностных черт, как ситуативная и личностная тревожность, ожидание неудач, уровень фрустрации, агрессивность и ригидность. Полученные результаты подчеркивают важность учета не только общей профессиональной готовности, но и специфических эмоционально-личностных характеристик, таких как склонность к тревожным ожиданиям, эмоциональная стабильность и поведенческая гибкость. Комплексный характер профессиональных нагрузок в правоохранительной деятельности обусловливает зависимость стрессоустойчивости от широкого спектра факторов — от эмоциональной регуляции до когнитивной гибкости.
  3. В группе гражданских специалистов выявлены корреляционные связи между уязвимостью к стрессу и ситуативной тревожностью, а также между общей подверженностью стрессу и ситуативной тревожностью, тревогой о будущем и уровнем фрустрации.
Ограничения. Исследование проводилось на небольшой группе респондентов молодого возраста, полученные результаты не могут распространяться на сотрудников более старшего возраста, также исследовался лишь ряд эмоционально-личностных особенностей. 
Limitations. The study was conducted on a small group of young respondents. Therefore, the results obtained cannot be extended to older employees, and only a number of emotional and personal characteristics were studied.

Marina I. Morozova

A.S. Pushkin Leningrad State University (GAOU IN LO "LSU named after A.S. Pushkin"), St. Petersburg, Russian Federation

Email: morozovami@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-5143-5110
SPIN-code: 8172-7644

Russian Federation, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 10 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies

Maria Yu. Yashneva

Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University (MSPPU)

Author for correspondence.
Email: mariajashneva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9094-3039

Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051. specialist psychologist

Ksenia V. Kupchik

Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University (MSPPU)

Email: kupchikkv@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-3080-1901

Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 specialist psychologist

    1. Батаршев, А.В. (2005). Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь.
      Batarshev, A.V. (2005). Basic psychological properties and professional self-determination of a personality: A practical guide to psychological diagnosis. Petersburg, Rech. (In Russ.).
    2. Бережная, Н.И. (2003). Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (с. 452—459). СПб.
      Berezhnaya, N.I. (2003). Stress resistance of operational customs officers. Yearbook of the Russian Psychological Society: Proceedings of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists (pp. 452—459). Petersburg, (In Russ.).
    3. Водопьянова, Н.Е. (2014). Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург.
      Vodopyanova, N.E. (2014). Resource support for countering professional burnout of labor subjects (by the example of specialists of subject-subject professions): Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). St. Petersburg. (In Russ.).
    4. Газиева, М.В. (2018). Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости. Мир науки, культуры, образования, 3(70), 348—349.
      Gazieva, M.V. (2018). Modern approaches to the problem of stress and stress tolerance research. The World of Science, Culture, and Education, 3(70), 348—349. (In Russ.).
    5. Глухова, В.А., Мальцева, А.С. (2021). Специфика личностных конструктов специалистов экстремальных сфер деятельности (на примере сотрудников МЧС и МВД России). Психология и право, 11(2), 2—16. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110201.
      Glukhova, V.A., Maltseva, A.S. (2021). Peculiarities of Personal Constructs in Professionals of Extreme Spheres of Activity (with Officers of the Ministries of Emergency Situations and Internal Affairs as an Example). Psychology and Law, 11(2), 2—16. (In Russ.). https://doi.org/17759/psylaw.2021110201
    6. Гончарова, Н.А., Жидкова, О.А. (2024). Эмоциональный интеллект и эмпатия в саморегуляции деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психология и право, 14(1), 107—120. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140107
      Goncharova, N.A., Zhidkova, O.A. (2024). Emotional Intelligence and Empathy in the Self-Regulation of the Activities of Law Enforcement Officers. Psychology and Law, 14(1), 107—120. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140107
    7. Губченко, Е.С. (2025). Профессионально-психологическая готовность будущих сотрудников МВД к служебной деятельности. Педагогический вестник, 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-psihologicheskaya-gotovnost-buduschih-sotrudnikov-mvd-k-sluzhebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.05.2025)
      Gubchenko, E.S. (2025). Professional and psychological readiness of future employees of the Ministry of Internal Affairs for service activities. Pedagogical Bulletin, 36. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-psihologicheskaya-gotovnost-buduschih-sotrudnikov-mvd-k-sluzhebnoy-deyatelnosti (viewed: 21.05.2025)
    8. Катунин, А.П. (2012). Стрессоустойчивость как психологический феномен. Молодой ученый, 9, 243—246.
      Katunin, A.P. (2012). Stress tolerance as a psychological phenomenon. Young Scientist, 9, 243—246. (In Russ.).
    9. Киршева, Н.В., Рябчикова, Н.В. (1995). Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон. 220 с.
      Kirsheva, N.V., Ryabchikova, N.V. (1995). Personality psychology: tests, questionnaires, methods. Moscow: Helikon. 220 p. (In Russ.).
    10. Костина, Е.В., Булыгина, В.Г., Дубинский, А.А. (2025). Индивидуально-психологические и нейропсихологические особенности уволившихся сотрудников органов внутренних дел с учетом категории профессиональной пригодности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1, 256—270. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2025-1-256-270
      Kostina, E.V., Bulygina, V.G., Dubinsky, A.A. (2025). Individual psychological and neuropsychological characteristics of retired employees of internal affairs bodies taking into account the category of professional suitability. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, 256—270. (In Russ.). https://doi.org/10.35750/2071-8284-2025-1-256-270
    11. Кутбиддинова, Р.А. (2019). Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции). Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет. 124 с. https://doi.org/10.52606/9785888115954
      Kutbiddinova, R.A. (2019). Psychology of stress (types of stress conditions, diagnosis, methods of self-regulation). Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalin State University. 124 p. (In Russ.). https://doi.org/10.52606/9785888115954
    12. Маничев, С.А., Старикова, М.В. (2017). Профессиональный контекст трудовой деятельности. В: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, (ред.), Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития (с. 2645—2652). М.: Институт психологии РАН.
      Manichev, S.A., Starikova, M.V. (2017). The professional context of work activity. In: A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'tsova (Ed.), Fundamental and applied research in modern psychology: results and development prospects (pp. 2645—2652). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.).
    13. Матюшкина, Е.Я. (2016). Учебный стресс у студентов при разных формах обучения. Консультативная психология и психотерапия, 24(2), 47—63. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
      Matyushkina, E.Ya. (2016). Аcademic stress of students with different forms of learning. Counseling Psychology and Psychotherapy, 24(2), 47—63. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
    14. Морозова, М.И., Купчик, К.В., Яшнева, М.Ю. (2024). Методы психологической саморегуляции как средства профилактики неблагоприятных состояний в служебной деятельности. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(4), 52—64. https://doi.org/10.17759/epps.2024010404
      Morozova, M.I., Kupchik, K.V., Yashneva, M.Yu. (2024). Methods of Psychological Self Regulation as a Means of Preventing Unfavorable Conditions in Professional Activities. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(4), 52—64. (In Russ.). https://doi.org/17759/epps.2024010404
    15. Розенова, М.И., Огнев, А.С., Екимова, В.И., Кокурин, А.В. (2023). Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа. Современная зарубежная психология, 12(3), 19—30. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302
      Rozenova, M.I., Ognev, A.S., Ekimova, V.I., Kokurin, A.V. (2023). Modern Anti-Stress Technologies in Extreme and Helping Professions. Journal of Modern Foreign Psychology, 12(3), 19—30. (In. Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302.
    16. Рудаков, А.Л. (2011). Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 190 с.
      Rudakov, A.L. (2011). Stress, stress tolerance and sanogenic reflection in sports: a monograph. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educational Workers. 190 p. (In. Russ.).
    17. Цветкова, Н.А., Кулакова, С.В. (2019). Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы. Психология и право, 9(2), 112—129. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090208
      Tsvetkova, N.A., Kulakova, S.V. (2019). Study of stress tolerance and resilience of employees of penal system. Psychology and Law, 9(2), 112—129. (In. Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090208
    18. Чернавский, А.Ф., Петров, И.А., Гаврилова, А.С. (2016). Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у медицинских работников в условиях муниципального стоматологического учреждения. Проблемы стоматологии, 12(3), 107—112. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2016-12-3-107-112
      Chernavskiy, A.F., Petrov, I.A., Gavrilova, A.S. (2016). Empirical study of stress resistance among public healthcare. Actual problems in Dentistry, 12(3), 107—112. (In. Russ.). https://doi.org/10.18481/2077-7566-2016-12-3-107-112
    19. Щербатых, Ю.В. (2012). Психология стресса и методы коррекции. Изд. 2-е. СПб.: Питер. 256 с.
      Shcherbatykh, Yu.V. (2012). Psychology of stress and methods of correction. 2nd ed. Petersburg: Piter. 256 p. (In Russ.).
    20. Hobfoll, S.E. (1989). Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress. Am Psychol., 44(3), 513—524. https://doi.org/1037//0003-066x.44.3.513
    21. Violanti, J.M., Charles, L.E., McCanlies, E., Hartley, T.A., Baughman, P., Andrew, M.E., Fekedulegn, D., Ma, C.C., Mnatsakanova, A., Burchfiel, C.M. (2017). Police stressors and health: a state-of-the-art review. Policing, 40(4), 642—656. https://doi.org/1108/PIJPSM-06-2016-0097

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2025 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy