Emotional and personal characteristics of stress resistance among employees of internal affairs officers
- Authors: Morozova M.I.1, Yashneva M.Y.2, Kupchik K.V.2
- Affiliations:
- A.S. Pushkin Leningrad State University (GAOU IN LO "LSU named after A.S. Pushkin"), St. Petersburg, Russian Federation
- Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University (MSPPU)
- Issue: Vol 2, No 3 (2025)
- Pages: 48—65
- Section: Psychology of Special Risk Professions
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6854
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020303
- Cite item
Abstract
Context and relevance. Stress resistance is a key factor of professional efficiency and psychological well-being for law enforcement officers whose work involves exposure to chronic stressors. The study of their emotional and personal characteristics is of significant interest to occupational psychology and has important practical implications for improving professional selection and psychological support. Objective: to identify the emotional and personal characteristics of stress resistance in police officers compared to representatives of civilian professions. Hypothesis. Unlike representatives of civilian professions, the structure of stress resistance in law enforcement officers is largely determined by deep-seated personality traits (anxiety, aggression, and rigidity), rather than by situational factors. Methods and materials. The study involved 48 men (mean age 27,5 ± 2,53 years), divided into two groups: patrol and canine service officers (n = 24) and civilian professionals (tour guides, n = 24). A diagnostic battery was used: stress resistance test (Kirsheva, Ryabchikova), “Boston Stress Resistance Test (The Stress Audit)”, Spielberger-Khanin inventory, H. Eysenck's mental states diagnostic method. Statistical analysis employed the Mann-Whitney U-test and correlation analysis. Results. Police officers demonstrated significantly higher levels of stress resistance (lower scores on stress vulnerability and overall stress susceptibility scales) compared to the control group. They also showed significantly lower levels of trait and state anxiety, future-oriented anxiety, aggression, and rigidity. Correlation analysis revealed that high stress vulnerability in police officers was associated with a complex of negative personality traits: trait anxiety, aggressiveness, rigidity, and frustration. In the group of civilian professionals, stress vulnerability correlated primarily with situational factors: state anxiety and frustration. Conclusions. The stress resistance of police officers has a complex structure and is associated with low levels of trait anxiety, frustration, rigidity, and unexpressed aggressiveness. These findings highlight the importance of assessing this complex of emotional and personal characteristics during professional psychological selection for law enforcement agencies to predict success in chronic stress conditions.
Введение
Материалы и методы
- Тест на определение стрессоустойчивости Киршевой-Рябчиковой (Киршева, Рябчикова, 1995). Эта методика предназначена для оценки уровня стрессоустойчивости личности. Тест помогает определить способность человека справляться с негативными переживаниями и сохранять психическое равновесие. Методика состоит из 18 вопросов, предлагается выбрать один из следующих ответов: редко, иногда, часто. В зависимости от того, какой вариант ответа выбрал испытуемый, ему присваивается определенный балл, далее эти баллы суммируются, данная сумма показывает уровень стрессоустойчивости. Чем выше получился балл, тем ниже уровень стрессоустойчивости, т. е. шкала является обратной.
- Опросник «Бостонский тест на стрессоустойчивость» (The Stress Audit) (Щербатых, 2012). Данная методика была разработана исследователями Медицинского центра Университета Бостона для диагностики подверженности стрессу в 2001 году. Для прохождения теста участникам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из следующих ответов: всегда, часто, иногда, почти никогда, никогда. В зависимости от того, какой ответ выбирает участник, он получает определенный балл за каждый ответ. По итогам опроса все баллы суммируются, далее отнимается 20 баллов, результат данных арифметических действий и является показателем уровня подверженности стрессу. Чем больше сумма, тем более подвержен стрессу респондент.
- Методика диагностики самооценки личностной и ситуативной тревожности — опросник Спилбергера-Ханина (Батаршев, 2005). Данная методика является единственной, которая дифференцирует личностную и ситуативную тревожность. В рамках методики тревожность рассматривается и как личностное свойство, и как состояние. Личностная тревога представляет собой свойство восприятия личности происходящих событий с реакцией на них в виде тревоги. Ситуативная же тревога, или, по-другому, реактивная, – это состояние, которое не обладает устойчивостью во времени, но имеет уровень выраженности в зависимости от силы стрессового воздействия. Оценка тревоги по данной шкале позволяет определить подверженность человека стрессу и оценить уровень тревоги в данный момент. Методика включает в себя два блока утверждений. Первый блок состоит из 20 предложений, испытуемый должен выбрать один из вариантов ответа: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов, для определения уровня ситуативной тревожности необходимо сложить баллы за каждый ответ. Вторая часть методики направлена на определение уровня личностной тревожности и также состоит из двадцати вопросов-суждений. Испытуемому необходимо выбрать тот вариант ответа, который наиболее подходит для него: никогда, почти никогда, часто, почти всегда. Определение уровня выраженности личностной тревожности проводится идентично с механизмом определения ситуативной (реактивной) тревожности.
- Методика «Самооценка состояний Айзенка». С ее помощью можно диагностировать такие психические состояния, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. Тревожность в данной методике рассматривается как состояние предчувствия опасности и неудачи. Шкала фрустрации отражает такое состояние, в котором ощущаются грусть, подавленность, уныние, вызванные неудовлетворенностью своих желаний. Агрессивность– — не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Ригидность — затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Стимульный материал представляет собой список из 40 утверждений, касающихся различных состояний. Варианты ответов выбираются следующим образом: если испытуемому это состояние присуще часто, необходимо поставить 2 балла; если это состояние бывает, но изредка, ставится 1 балл; если совсем не бывает — 0 баллов. Все вопросы разбиты на четыре блока, каждый из которых относится к одному из состояний. Для подведения итогов все баллы по каждому блоку суммируются, так мы получаем результат по каждой из шкал.
- Статистические методы. Данные анализировались с помощью U-критерия Манна-Уитни, корреляционного анализа в программе IBM Statistica. Эти методы позволили выявить ключевые особенности стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел и их связь с личностными характеристиками испытуемых.
Результаты
| Сотрудники ОВД: среднее значение и стандартное отклонение / Police officers: average value and standard deviation | Специалисты гражданских профессий: среднее значение и стандартное отклонение / Civilian professionals: average value and standard deviation |
U |
Р | |
Уровень стрессоустойчивости / / Stress tolerance level | 30,5 + 4,93 | 35,5 + 5,43 | 140,50 | 0,00 | |
Подверженность cтрессу / Susceptibility to stress | 21,2 + 11,74 | 33,5 + 14,43 | 141,50 | 0,00 |
| Сотрудники ОВД: среднее значение и стандартное отклонение / Police officers: average value and standard deviation | Специалисты гражданских профессий: среднее значение и стандартное отклонение / Civilian professionals: average value and standard deviation |
U |
P | |
Ситуативная тревожность / Situational anxiety | 31,5 + 6,30 | 38,2 + 10,40 | 169,50 | 0,01 | |
Личностная тревожность / Personal anxiety | 35,5 + 8,60 | 41,9 + 7,89 | 165,00 | 0,01 | |
Тревожность / Anxiety | 3,8 + 2,94 | 8,2 + 3,76 | 107,50 | 0,00 | |
Фрустрация / Frustration | 2,8 + 2,32 | 8,3 + 4,56 | 71,00 | 0,00 | |
Агрессивность / Aggressiveness | 6,2 + 4,78 | 11,1 + 3,62 | 112,00 | 0,00 | |
Ригидность / Rigidity | 6,7 + 4,00 | 8,8 + 3,34 | 218,00 | 0,15 |
| Уровень стрессоустойчивости / Stress tolerance level | Шкала ситуативной тревожности / Situational anxiety scale | Шкала личностной тревожности / The scale of personal anxiety | Шкала тревожности в будущем / The scale of anxiety in the future | Шкала фрустрации / The frustration scale | Шкала агрессивности / The aggressiveness scale | Шкала ригидности / The rigidity scale |
Сотрудники органов внутренних дел / Law enforcement officers | 1,000 | -- | ,532* | ,707* | 0,568* | 0,629* | 0,729 |
Специалисты гражданских профессий / Specialists of civil professions | 1,000 | ,493* | -- | -- | -- | -- | -- |
N (в каждой группе) / N (in each group) | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
| Подверженность стрессу / Exposure to stress | Шкала ситуативной тревожности / Situational anxiety scale | Шкала личностной тревожности / The scale of personal anxiety | Шкала тревожности в будущем / The scale of anxiety in the future | Шкала фрустрации / The frustration scale | Шкала агрессивности / The aggressiveness scale | Шкала ригидности / The rigidity scale |
Сотрудники органов внутренних дел / Law enforcement officers | 1,000 | ,825* | ,784* | ,676* | ,764* | -- | -- |
Специалисты гражданских профессий / Specialists of civil professions | 1,000 | ,578** | -- | ,721** | ,579** | -- | -- |
N (в каждой группе) / N (in each group) | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Обсуждение результатов
Заключение
- Проведенный анализ выявил статистически значимые различия в показателях стрессоустойчивости между группами сотрудников органов внутренних дел и гражданских специалистов. Более высокие средние значения по шкале уязвимости к стрессу (низкой стрессоустойчивости) у гражданских специалистов свидетельствуют о том, что сотрудники органов внутренних дел обладают более развитой способностью противостоять стрессовым воздействиям. Аналогичная картина наблюдается в показателях общей подверженности стрессу: гражданские специалисты демонстрируют более высокую чувствительность к стрессогенным факторам. Кроме того, установлены значимые различия в уровнях ситуативной и личностной тревожности, а также в показателях агрессивности и ригидности, которые оказались более выраженными у представителей гражданских профессий.
- Результаты корреляционного анализа показывают, что уязвимость к стрессу (низкая стрессоустойчивость) у сотрудников ОВД имеет сложную структуру взаимосвязей и положительно связана с таким комплексом негативных личностных черт, как ситуативная и личностная тревожность, ожидание неудач, уровень фрустрации, агрессивность и ригидность. Полученные результаты подчеркивают важность учета не только общей профессиональной готовности, но и специфических эмоционально-личностных характеристик, таких как склонность к тревожным ожиданиям, эмоциональная стабильность и поведенческая гибкость. Комплексный характер профессиональных нагрузок в правоохранительной деятельности обусловливает зависимость стрессоустойчивости от широкого спектра факторов — от эмоциональной регуляции до когнитивной гибкости.
- В группе гражданских специалистов выявлены корреляционные связи между уязвимостью к стрессу и ситуативной тревожностью, а также между общей подверженностью стрессу и ситуативной тревожностью, тревогой о будущем и уровнем фрустрации.
Marina I. Morozova
A.S. Pushkin Leningrad State University (GAOU IN LO "LSU named after A.S. Pushkin"), St. Petersburg, Russian Federation
Email: morozovami@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-5143-5110
SPIN-code: 8172-7644
Russian Federation, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 10 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies
Maria Yu. Yashneva
Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University (MSPPU)
Author for correspondence.
Email: mariajashneva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9094-3039
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051. specialist psychologist
Ksenia V. Kupchik
Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University (MSPPU)
Email: kupchikkv@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-3080-1901
Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051 specialist psychologist
- Батаршев, А.В. (2005). Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь.
Batarshev, A.V. (2005). Basic psychological properties and professional self-determination of a personality: A practical guide to psychological diagnosis. Petersburg, Rech. (In Russ.). - Бережная, Н.И. (2003). Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (с. 452—459). СПб.
Berezhnaya, N.I. (2003). Stress resistance of operational customs officers. Yearbook of the Russian Psychological Society: Proceedings of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists (pp. 452—459). Petersburg, (In Russ.). - Водопьянова, Н.Е. (2014). Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург.
Vodopyanova, N.E. (2014). Resource support for countering professional burnout of labor subjects (by the example of specialists of subject-subject professions): Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). St. Petersburg. (In Russ.). - Газиева, М.В. (2018). Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости. Мир науки, культуры, образования, 3(70), 348—349.
Gazieva, M.V. (2018). Modern approaches to the problem of stress and stress tolerance research. The World of Science, Culture, and Education, 3(70), 348—349. (In Russ.). - Глухова, В.А., Мальцева, А.С. (2021). Специфика личностных конструктов специалистов экстремальных сфер деятельности (на примере сотрудников МЧС и МВД России). Психология и право, 11(2), 2—16. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110201.
Glukhova, V.A., Maltseva, A.S. (2021). Peculiarities of Personal Constructs in Professionals of Extreme Spheres of Activity (with Officers of the Ministries of Emergency Situations and Internal Affairs as an Example). Psychology and Law, 11(2), 2—16. (In Russ.). https://doi.org/17759/psylaw.2021110201 - Гончарова, Н.А., Жидкова, О.А. (2024). Эмоциональный интеллект и эмпатия в саморегуляции деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психология и право, 14(1), 107—120. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140107
Goncharova, N.A., Zhidkova, O.A. (2024). Emotional Intelligence and Empathy in the Self-Regulation of the Activities of Law Enforcement Officers. Psychology and Law, 14(1), 107—120. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140107 - Губченко, Е.С. (2025). Профессионально-психологическая готовность будущих сотрудников МВД к служебной деятельности. Педагогический вестник, 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-psihologicheskaya-gotovnost-buduschih-sotrudnikov-mvd-k-sluzhebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.05.2025)
Gubchenko, E.S. (2025). Professional and psychological readiness of future employees of the Ministry of Internal Affairs for service activities. Pedagogical Bulletin, 36. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-psihologicheskaya-gotovnost-buduschih-sotrudnikov-mvd-k-sluzhebnoy-deyatelnosti (viewed: 21.05.2025) - Катунин, А.П. (2012). Стрессоустойчивость как психологический феномен. Молодой ученый, 9, 243—246.
Katunin, A.P. (2012). Stress tolerance as a psychological phenomenon. Young Scientist, 9, 243—246. (In Russ.). - Киршева, Н.В., Рябчикова, Н.В. (1995). Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон. 220 с.
Kirsheva, N.V., Ryabchikova, N.V. (1995). Personality psychology: tests, questionnaires, methods. Moscow: Helikon. 220 p. (In Russ.). - Костина, Е.В., Булыгина, В.Г., Дубинский, А.А. (2025). Индивидуально-психологические и нейропсихологические особенности уволившихся сотрудников органов внутренних дел с учетом категории профессиональной пригодности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1, 256—270. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2025-1-256-270
Kostina, E.V., Bulygina, V.G., Dubinsky, A.A. (2025). Individual psychological and neuropsychological characteristics of retired employees of internal affairs bodies taking into account the category of professional suitability. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, 256—270. (In Russ.). https://doi.org/10.35750/2071-8284-2025-1-256-270 - Кутбиддинова, Р.А. (2019). Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции). Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет. 124 с. https://doi.org/10.52606/9785888115954
Kutbiddinova, R.A. (2019). Psychology of stress (types of stress conditions, diagnosis, methods of self-regulation). Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalin State University. 124 p. (In Russ.). https://doi.org/10.52606/9785888115954 - Маничев, С.А., Старикова, М.В. (2017). Профессиональный контекст трудовой деятельности. В: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, (ред.), Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития (с. 2645—2652). М.: Институт психологии РАН.
Manichev, S.A., Starikova, M.V. (2017). The professional context of work activity. In: A.L. Zhuravlev, V.A. Kol'tsova (Ed.), Fundamental and applied research in modern psychology: results and development prospects (pp. 2645—2652). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.). - Матюшкина, Е.Я. (2016). Учебный стресс у студентов при разных формах обучения. Консультативная психология и психотерапия, 24(2), 47—63. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
Matyushkina, E.Ya. (2016). Аcademic stress of students with different forms of learning. Counseling Psychology and Psychotherapy, 24(2), 47—63. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204 - Морозова, М.И., Купчик, К.В., Яшнева, М.Ю. (2024). Методы психологической саморегуляции как средства профилактики неблагоприятных состояний в служебной деятельности. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(4), 52—64. https://doi.org/10.17759/epps.2024010404
Morozova, M.I., Kupchik, K.V., Yashneva, M.Yu. (2024). Methods of Psychological Self Regulation as a Means of Preventing Unfavorable Conditions in Professional Activities. Extreme Psychology and Personal Safety, 1(4), 52—64. (In Russ.). https://doi.org/17759/epps.2024010404 - Розенова, М.И., Огнев, А.С., Екимова, В.И., Кокурин, А.В. (2023). Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа. Современная зарубежная психология, 12(3), 19—30. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302
Rozenova, M.I., Ognev, A.S., Ekimova, V.I., Kokurin, A.V. (2023). Modern Anti-Stress Technologies in Extreme and Helping Professions. Journal of Modern Foreign Psychology, 12(3), 19—30. (In. Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302. - Рудаков, А.Л. (2011). Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 190 с.
Rudakov, A.L. (2011). Stress, stress tolerance and sanogenic reflection in sports: a monograph. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educational Workers. 190 p. (In. Russ.). - Цветкова, Н.А., Кулакова, С.В. (2019). Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы. Психология и право, 9(2), 112—129. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090208
Tsvetkova, N.A., Kulakova, S.V. (2019). Study of stress tolerance and resilience of employees of penal system. Psychology and Law, 9(2), 112—129. (In. Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090208 - Чернавский, А.Ф., Петров, И.А., Гаврилова, А.С. (2016). Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у медицинских работников в условиях муниципального стоматологического учреждения. Проблемы стоматологии, 12(3), 107—112. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2016-12-3-107-112
Chernavskiy, A.F., Petrov, I.A., Gavrilova, A.S. (2016). Empirical study of stress resistance among public healthcare. Actual problems in Dentistry, 12(3), 107—112. (In. Russ.). https://doi.org/10.18481/2077-7566-2016-12-3-107-112 - Щербатых, Ю.В. (2012). Психология стресса и методы коррекции. Изд. 2-е. СПб.: Питер. 256 с.
Shcherbatykh, Yu.V. (2012). Psychology of stress and methods of correction. 2nd ed. Petersburg: Piter. 256 p. (In Russ.). - Hobfoll, S.E. (1989). Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress. Am Psychol., 44(3), 513—524. https://doi.org/1037//0003-066x.44.3.513
- Violanti, J.M., Charles, L.E., McCanlies, E., Hartley, T.A., Baughman, P., Andrew, M.E., Fekedulegn, D., Ma, C.C., Mnatsakanova, A., Burchfiel, C.M. (2017). Police stressors and health: a state-of-the-art review. Policing, 40(4), 642—656. https://doi.org/1108/PIJPSM-06-2016-0097
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.