Evaluation of the effectiveness of a special program for the prevention of interpersonal conflicts among cadets

Abstract


Context and relevance. Prevention of interpersonal conflicts becomes an important condition for ensuring the psychological safety of the educational environment and the formation of a harmoniously developed personality of a cadet who is ready to perform professional tasks in difficult and dynamic conditions. The theoretical basis of the research was the concepts of the study of human interpersonal conflicts and the theory of psychological safety of the educational environment. Objective: to evaluate the effectiveness of the psychological prevention program of conflict behavior developed among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Hypothesis. The program of psychological prevention of conflict behavior among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia will help to overcome interpersonal conflicts and increase the level of satisfaction with the psychological safety of the educational environment. Methods and materials. The study was conducted on the basis of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study sample consisted of 60 cadets from the educational institution of the Ministry of Internal Affairs (17—18 years old). At the first stage of the experiment, the authors of the study interviewed 60 cadets. According to the test results, two groups of cadets were identified, 15 people each with a high and average level of propensity to conflict, which made up the control group (10 people with a high and 5 with an average level of propensity to conflict) and the experimental group (9 people with a high and 6 cadets with an average level of propensity to conflict). The research used the methods of “Express diagnostics of the safety of the educational environment” (G.S. Kozhukhar, V.V. Kovrov); “Test for assessing the propensity for conflict” (V. Alekseenko's method); K. Thomas's method for diagnosing personality predisposition to conflict behavior (adapted by N.V. Grishina); “Strategy” (author A.I. Shipilova). The experimental impact method is a program for the psychological prevention of interpersonal conflicts among cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the program is to create a favorable psychological environment in the educational environment for the effectiveness of training and entry into the profession; the formation of cadets' knowledge about the psychological essence and causes of interpersonal conflict, as well as the consequences of its development (symptoms, means of self-diagnosis), the development of skills and abilities to overcome intrapersonal conflict. Results. The program developed and tested by the authors of the study for the psychological prevention of interpersonal conflicts among cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia allowed to increase the level of trust, goodwill, acceptance, tolerance, compromise and reduce the level of aggression, hostility, conflict, propensity to conflict, rivalry, avoidance, confrontational and manipulative behavior strategies in the experimental group of cadets. Conclusions. It is shown that the developed program helps to overcome interpersonal conflicts and increase the level of satisfaction with the psychological safety of the educational environment.

Введение

Межличностные конфликты в образовательной среде, особенно в специфических условиях обучения курсантов, представляют собой серьезную проблему, требующую пристального внимания. Актуальность исследования в данной области обусловлена как теоретическими, так и практическими аспектами, непосредственно влияющими на эффективность образовательного процесса, психологическое благополучие обучающихся и формирование профессионально компетентных специалистов.

Психологическая безопасность образовательной среды, в свою очередь, является ключевым фактором, определяющим успешность обучения и личностного развития курсантов. Создание атмосферы взаимного уважения, доверия и поддержки способствует снижению уровня стресса, повышению мотивации к обучению и формированию позитивных межличностных отношений. В условиях психологической безопасности курсанты чувствуют себя защищенными от психологического насилия, дискриминации и буллинга, что способствует раскрытию их потенциала и формированию устойчивой профессиональной идентичности.

Профилактика межличностных конфликтов, таким образом, становится важным условием обеспечения психологической безопасности образовательной среды и формирования гармонично развитой личности курсанта, готового к выполнению профессиональных задач в сложных и динамичных условиях.

В современной психологии основные подходы к изучению психологической безопасности концентрируются вокруг основополагающих психологических концепций (психоаналитический, аналитический подход, индивидуальная психология, психология привязанности, гуманистический подход и т. д.).

 В отечественной психологии следует выделить несколько основных подходов в изучении психологической безопасности. В первом подходе (И.А. Баева, Г.Г. Вербина, О.Н. Истратова (Баева, 2024; Баева, Локтионова и др. 2024)) под данным термином понимается «состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой» (Баева и др., 2021, с. 12). В другом подходе психологическая безопасность рассматривается как результат определенных психических процессов человека (Шлыкова, 2024) или как многоуровневая динамическая система (Львов, 2022).

В работах отечественных авторов акцентируется внимание на психологической безопасности среды и личности (Баева и др., 2021), социально-психологической защищенности личности (Жданова, 2022), формировании личности безопасного типа, а также психологической уверенности.

В соответствии с этими подходами под психологической безопасностью образовательной среды мы в данном исследовании понимаем состояние, в котором обучающиеся чувствуют себя защищенными от эмоционального насилия, стресса и угроз со стороны окружающих, ощущают безопасность, комфорт и уверенность, позволяющие им полностью раскрыть свой потенциал, не опасаясь негативной оценки своей деятельности со стороны преподавателей и сверстников.

Направленность исследований межличностного конфликта в настоящее время во многом базируется на парадигмах, разработанных в исследованиях западных психологов (психоаналитической, экзистенциальной, динамической, социометрической и др.), и организационном, деятельностном, личностном, ситуационном подходах.

На основе этих и других концепций нами под межличностным конфликтом понимается форма проявления противоречия, в прошлом неразрешенного или в настоящем разрешаемого, возникающая в условиях непосредственного взаимодействия его сторон из-за их противоположных целей, установок, потребностей, мотивов, взглядов, поведения в процессе и в результате взаимодействия.

Обучение в учебных заведениях МВД может начинаться у курсантов в возрасте 15—18 лет, когда у учащихся часто проявляется повышенная агрессивность и конфликтность. Исследователи отмечают, что это влияет на эмоциональную (Березина, 2019), психологическую (Литвинова и др., 2022) безопасность образовательной среды.

В современных исследованиях указывается, что в среде курсантов при разрешении конфликтных ситуаций чаще всего выбирается стратегия соперничества, а не сотрудничества или компромисса (Шашкова и др., 2022).

Отдельные авторы подчеркивают связь между конфликтным поведением курсанта и типом его темперамента. Курсанты-сангвиники введут себя в конфликтной ситуации уравновешенно, спокойно; флегматики стараются избежать конфликтной ситуации, не участвовать в ней; меланхолики уходят от конфликта или проявляют покорность, приспосабливаются к ситуации, холерики проявляют злость, могут кричать, ругаться (Дьякова, 2025).

Стратегия поведения в конфликтной ситуации у курсантов может зависеть от типа личности. Так, при сенситивном типе учащиеся имеют знания о том, как можно выйти из конфликтной ситуации, но не умеют применять эти знания на практике в силу определенных когнитивных особенностей. При инфантильном типе обучающиеся могут считать себя виновными в возникновении конфликтной ситуации, ругают себя за неспособность разрешить ее и собственными переживаниями затягивают свое пребывание в конфликте. Курсанты с доминирующим типом остро реагируют на несправедливость в конфликте, на попытки задеть чувство собственного достоинства. При тревожном типе стремятся оказать на оппонента в конфликте психологическое давление, могут прибегать к неконтролируемым способам поведения, что обусловлено повышенной тревожностью, вспыльчивостью, раздражительностью, чрезмерной восприимчивостью к опасности и т. д. (Железняк, 2023, c. 48). 

Изучая влияние психологической безопасности на межличностные конфликты и учебные результаты, можно выделить несколько важных факторов. Во-первых, качество взаимодействия между учащимися и преподавателями играет ключевую роль. Преподаватели, которые создают доверительную атмосферу и активно поддерживают студентов, способствуют увеличению их мотивации и вовлеченности. Это непосредственно влияет на их успеваемость. Во-вторых, наличие поддержки со стороны сверстников также является важным аспектом. Дружеские отношения и сотрудничество между учащимися способствуют созданию комфортной учебной атмосферы, где каждый чувствует себя частью группы. В-третьих, стоит учитывать индивидуальные особенности и потребности учащихся. Разные курсанты могут по-разному воспринимать образовательный процесс в зависимости от их предыдущего опыта, уровня подготовки и личных характеристик (Гайдаренко и др., 2021; Леонов, 2024).

В исследовании М.В. Чинаевой показано, что имеется взаимосвязь между качеством межличностных отношений и уровнем безопасности образовательной среды. Так, в частности, автором было выявлено, что чем выше уровень психологической защищенности, комфортности, удовлетворенности, тем выше уровень доверия, доброжелательности, принятия, толерантности и ниже уровень агрессивности, конфликтности и враждебности (Чинаева, 2022).

Таким образом, можно отметить, что в среде курсантов системы вузов МВД конфликтное поведение может быть вызвано целым рядом внешних и внутриличностных факторов. 

В настоящее время ряд авторов предлагают меры, направленные на профилактику межличностных конфликтов курсантов как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Так, А.Н. Безматерных в своем диссертационном исследовании отмечает, что система подготовки курсантов к социальному взаимодействию предполагает профилактику межличностных конфликтов, которая происходит в рамках подсистемы деятельности курсантов. Деятельность курсантов, регулируемая командирами, направлена на развитие эмоциональной сферы будущих офицеров, стимулирование у них стремления к саморазвитию, мобилизации собственного волевого потенциала и т. д. Профилактика конфликтов проводится в рамках исследования при помощи реализации «дорожной карты профилактики и управления ими в военном вузе», а также на уровне воздействия на личность курсанта при помощи тренингов конфликтоустойчивости (Безматерных, 2020).

Р.И. Канунников предлагает с первого курса включить в образовательный процесс курс «Психология конфликта в деятельности сотрудника ОВД», который направлен на предоставление курсантам знаний о специфике конфликтов в служебных коллективах и способах их преодоления. Среди основных способов автор выделяет привлечение к конфликту значимых лиц; обсуждение конфликтной ситуации в курсантской группе; прием оптимизации (перевод конфликта в деловое русло); прием эмоционального сближения (разговор о чувствах каждой из сторон конфликта); прием неожиданности (участникам конфликта задают вопросы, не относящиеся к конфликтной ситуации; удивление, которое возникает при этом, помогает снять напряжение между сторонами) (Канунников, 2024).

А.А. Феоктистова считает, что межличностные конфликты в среде курсантов можно решить, прежде всего, «при участии в конфликте посредника (медиатора), который компетентен в данном вопросе. В случае с образовательными организациями МВД России таким посредником могут выступать руководитель курса, штатный психолог или педагог-куратор взвода» (Феоктистова, 2023).
Такой подход, безусловно, может быть применен, но его недостатком является то, что в этом случае курсанты не учатся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
С.В. Баклановский, выявив наличие связи между низким уровнем толерантности курсантов и высоким уровнем межличностных конфликтов между ними, предлагает для профилактики конфликтов в группах курсантов тренинг формирования толерантности, который основан на использовании упражнений тренинга толерантности, разработанного Г.  Солдатовой, Л.  Шайгеровой, О.  Шаровой. Данный тренинг направлен на развитие у курсантов чувства собственного достоинства, «понимания курсантами многообразия проявлений личности, формирования позитивного отношения друг к другу, получения положительной обратной связи и поддержки от курсантского коллектива» (Баклановский, 2020, c. 15).
О.Н. Билалов отмечает в своей работе важность проведения тренингов, направленных на формирование у курсантов эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Такие тренинги могут содержать упражнения из психодрамы, НЛП, гештальт-терапии и включать в себя проигрывание конфликтных ситуаций, получение мгновенной обратной связи, что и способствует формированию эффективных тактик и стратегий разрешения конфликтов (Билалов, 2022).

В целом, необходимо отметить, что современных исследований, посвященных профилактике межличностных конфликтов курсантов как условию обеспечения психологической безопасности образовательной среды, явно недостаточно.

Таким образом, данная проблема представляется нерешенной, требующей специального исследования, что обусловливает актуальность работы.

Гипотеза исследования. Межличностные конфликты курсантов учебных заведений МВД России могут снижать уровень психологической безопасности образовательной среды. Преодолению межличностных конфликтов и повышению уровня удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды будет способствовать применение программы психологической профилактики конфликтного поведения у курсантов образовательных организаций системы МВД России. 

Цель исследования — оценить эффективность разработанной нами программы психологической профилактики конфликтного поведения у курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. Выборка исследования состояла из 60 курсантов учебного заведения МВД в возрасте 17—18 лет.

На первом этапе эксперимента нами были опрошены 60 курсантов. По итогам тестирования были выделены две группы курсантов по 15 человек с высоким и средним уровнем склонности к конфликту и выбору конфронтационных способов его разрешения. Они составили контрольную и экспериментальную группы. Занятия по программе проводились только с курсантами экспериментальной группы.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования были использованы следующие методики:

1) «Экспресс-диагностика безопасности образовательной среды» (Г.С. Кожухарь, В.В. Ковров);

2) «Тест на оценку склонности к конфликту» (В. Алексеенко); 

3) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);

4) методика «Стратегия» (автор А.И. Шипилова);

5) для обработки и сравнения экспериментальных данных использовался Т-критерий Вилкоксона (анализ изменений признака до и после проведения программы, уровень статистической значимости р ≤ 0,05). Расчеты проводились в программе SPSS 23.0;

6) методы экспериментального воздействия.

Исследование предполагало создание и апробацию программы по психологической профилактике межличностных конфликтов курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Цель программы — создание благоприятной психологической обстановки в образовательной среде для эффективности обучения и вхождения в профессию; формирование у курсантов знания о психологической сущности и причинах возникновения межличностного конфликта, а также о последствиях его развития (симптомы проявления, средства самодиагностики), развитие навыков и умений по преодолению внутриличностного конфликта.

Сроки реализации программы — 1 год.

Этапы реализации программы предполагали:
1) проведение психодиагностического обследования курсантов;
2) просветительскую работу с педагогическим коллективом;
3) реализацию программы профилактики:
- проведение лекций, семинаров, бесед по темам «Психологические характеристики межличностных конфликтов, симптомы проявления»; «Последствия межличностных конфликтов»; «Психологические условия разрешения межличностного конфликта»; «Искусство управлять собой, средства самодиагностики»; «Предупреждение межличностных конфликтов»;
- проведение групповых тренингов по программе (коммуникативный блок; психофизиологический блок; когнитивный блок. Формы проведения: игровые методы, групповые дискуссии. Продолжительность занятия 90 минут;
- участие курсантов в творческой и спортивной деятельности (распределение по интересам и наклонностям);

- просветительские групповые беседы, посещение комнаты релаксации;

- индивидуальная психологическая помощь (сопровождение, поддержка).

Результаты

По результатам данных опроса курсантов нами были выделены две группы с высокими и средними показателями по шкале склонности к конфликту. Мы сравнили результаты тестирования между показателями до и после формирующего эксперимента в экспериментальной (табл. 1) и контрольной (табл. 2) группе по Т-критерию Вилкоксона.

Таблица 1

Сравнительные результаты исследования по Т-критерию Вилкоксона между курсантами экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

Comparative results of the Wilcoxon T-test study between the cadets of the experimental groups at the control stage of the experiment

Параметры/Parameters

Среднее значение (до эксперимента) / Average value (before the experiment)

Среднее значение (после эксперимента) / Average value (after the experiment)

Т-критерий Вилкоксона (Экспериментальная  группа, n = 15) / Wilcoxon T-test (Experimental group, n = 15)

Уровень значимости, р Т-критерий Вилкоксона (Экспериментальная  группа, n = 15) / Significance level, p T-Wilcoxon criterion (Experimental group, n = 15)

 

Доверие/Trust

8,3 ± 3,6

17,3 ± 1,9

-3,412

0,001

 

Агрессивность/Aggressiveness

18,5 ± 3,9

9,3 ± 2,5

-3,415

0,001

 

Доброжелательность/Benevolence

13,5 ± 2,2

19,3 ± 1,6

-3,418

0,001

 

Принятие/Acceptance

9,3 ± 3,2

17,6 ± 1,8

-3,417

0,001

 

Враждебность/Hostility

16,7 ± 3,9

9,1 ± 2,9

-3,429

0,001

 

Толерантность/Tolerance

8,9 ± 3,1

18,9 ± 1,5

-3,415

0,001

 

Манипулятивные отношения / Manipulative relationship

12,1 ± 4,7

7,4 ± 3,2

-3,413

0,001

 

Конфликтность / Conflict

19,6 ± 3,5

10,9 ± 2,4

-3,435

0,001

 

Склонность к конфликту / Propensity to conflict

62,6 ± 5,3

37,8 ± 6,1

-3,425

0,001

 

Соперничество/Rivalry

9,3 ± 1,8

5,0 ± 1,1

-3,418

0,001

 

Сотрудничество/Cooperation

3,1 ± 1,7

7,9 ± 1,3

-3,315

0,001

 

Компромисс/Compromise

5,4 ± 2,5

8,1 ± 1,0

-3,084

0,002

 

Избегание/Avoidance

7,7 ± 2,0

4,0 ± 1,0

-3,443

0,001

 

Приспособление/Fixture

7,5 ± 2,0

4,4 ± 0,8

-3,329

0,001

 

Нормативная стратегия / Regulatory strategy

1,0 ± 0,0

1,3 ± 0,4

-1,000

0,317

 

Конфронтационная стратегия / Confrontational strategy

1,9 ± 0,2

1,2 ± 0,4

-3,000

0,003

 

Манипулятивная стратегия / Manipulative strategy

1,2 ± 0,4

1,1 ± 0,3

-1,732

0,083

 

Переговорная стратегия / Negotiation strategy

1,1 ± 0,2

1,8 ± 0,4

-2,646

0,008

 

 

Итак, тестирование (табл. 1) показало, что в экспериментальной группе курсантов значимые отличия до и после участия в программе были выявлены по следующим шкалам: доверие (0,001); агрессивность (0,001); доброжелательность (0,001); принятие (0,001); враждебность (0,001); толерантность (0,001); манипулятивные отношения (0,001); конфликтность (0,001); склонность к конфликту (0,001); соперничество (0,001); сотрудничество (0,001), компромисс (0,002), избегание (0,001), приспособление (0,001); конфронтационная  стратегия (0,003).

Таблица 2

Сравнительные результаты исследования по Т-критерию Вилкоксона между курсантами контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

Comparative results of the Wilcoxon T-test study between the cadets of the control groups at the control stage of the experiment

Параметры/Parameters

Среднее значение (до эксперимента) / Average value (before the experiment)

Среднее значение (после эксперимента) / Average value (after the experiment)

Т-критерий Вилкоксона (Контрольная  группа, n = 15) / Wilcoxon T-test (Control group, n = 15)

Уровень значимости, р Т-критерий Вилкоксона (Контрольная  группа, n = 15) / Significance level, p T-Wilcoxon criterion  (Control group, n = 15)

 

Доверие/Trust

9,5 ± 4,2

9,0 ± 3,9

-0,965

0,334

 

Агрессивность/Aggressiveness

15,1 ± 3,8

15,5 ± 3,8

-0,586

0,558

 

Доброжелательность/Benevolence

10,4 ± 3,5

10,0 ± 3,5

-0,312

0,755

 

Принятие/Acceptance

9,5 ± 4,1

9,2 ± 3,8

-0,707

0,480

 

Враждебность/Hostility

15,2 ± 4,1

15,4 ± 3,9

-0,707

0,480

 

Толерантность/Tolerance

9,8 ± 4,3

9,5 ± 4,2

-1,897

0,058

 

Манипулятивные отношения / Manipulative relationship

13,7 ± 3,5

14,1 ± 3,7

-0,250

0,803

 

Конфликтность/Conflict

14,7 ± 4,9

15,2 ± 4,7

-1,190

0,234

 

Склонность к конфликту / Propensity to conflict

50,9 ± 8,4

51,1 ± 8,4

-0,395

0,693

 

Соперничество/Rivalry

8,8 ± 1,8

9,1 ± 1,8

-0,333

0,739

 

Сотрудничество/Cooperation

7,3 ± 2,8

7,3 ± 2,8

-1,409

0,159

 

Компромисс/Compromise

5,3 ± 2,2

5,2 ± 1,9

-2,310

0,021

 

Избегание/Avoidance

6,7 ± 1,7

6,8 ± 1,4

-1,676

0,094

 

Приспособление/Fixture

7,7 ± 2,3

7,6 ± 1,8

-1,667

0,096

 

Нормативная стратегия / Regulatory strategy

1,2 ± 0,4

1,2 ± 0,4

-1,000

0,317

 

Конфронтационная стратегия / Confrontational strategy

1,5 ± 0,5

1,5 ± 0,5

-2,000

0,046

 

Манипулятивная стратегия / Manipulative strategy

1,8 ± 0,5

1,8 ± 0,4

-1,414

0,157

 

Переговорная стратегия / Negotiation strategy

1,2 ± 0,4

1,2 ± 0,4

-1,414

0,157

 

 

В контрольной группе значимых отличий выявлено не было ни по одной шкале исследования.

Обсуждение результатов

Таким образом, нами были получены данные, которые показали эффективность проводимой нами программы. Достоверность этих данных подтверждается по большинству шкал исследования как до и после формирующего эксперимента при тестировании курсантов экспериментальной группы, так и при сравнении данных экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента.
В целом, можно говорить о подтверждении нашей гипотезы о том, что преодолению межличностных конфликтов и повышению уровня удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды будет способствовать программа психологической профилактики конфликтного поведения у курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Полученные данные подтверждают исследования других авторов, в которых отмечается, что в образовательных организациях МВД РФ должна быть создана система подготовки курсантов, предполагающая профилактику межличностных конфликтов (Безматерных, 2020); важность предоставления знаний курсантам о специфике конфликтов в служебных коллективах и способах их преодоления (Канунников, 2024), использования тренинговых форм занятий с курсантами, направленных на снижение уровня склонности к конфликтному взаимодействию (Баклановский, 2020) и формирование у курсантов эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (Билалов, 2022).

Заключение

Итак, разработанная и апробированная нами программа по психологической профилактике межличностных конфликтов курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России позволила повысить уровень доверия, доброжелательности, принятия, толерантности, компромисса и снизить уровень агрессивности, враждебности, конфликтности, склонности к конфликту, соперничества, избегания, конфронтационной и манипулятивной стратегии поведения в экспериментальной группе курсантов.
В целом, проведенное нами исследование показало, что в учебных заведениях МВД РФ важно создавать систему подготовки курсантов, направленную на преодоление межличностных конфликтов и повышение уровня удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды. Такая система должна включать в себя диагностику межличностных отношений и конфликтного потенциала в курсантской среде; анализ социально-психологических и организационных факторов, влияющих на возникновение и эскалацию конфликтов; разработку и апробацию программ профилактики межличностных конфликтов; создание системы психологической поддержки и консультирования курсантов; оценку эффективности профилактических мероприятий и разработку рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Julia A. Pchelintseva

Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)

Author for correspondence.
Email: 121601@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-5094-1533

Russian Federation, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29. 2nd year Master's student, Faculty of Extreme Psychology

Mikhail I. Maryin

Moscow State Psychological and Pedagogical University

Email: marin_misha@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1142-8857
SPIN-code: 9323-2129

Russian Federation, 29 Sretenka St., Moscow, 127051. Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology

    1. Баева, И.А., Волкова, Е.Н., Лактионова, Е.Б. (2021). Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности (И.А. Баева, ред.). М.: Нестор-история. 272 с.
  1. Baeva, I.A., Volkova, E.N., Laktionova, E.B. (2021). Psychological safety of the educational environment: personality development (I.A. Baeva, ed.). Moscow: Nestor-istoriya. 272 p. (In Russ.).

    1. Баева, И.А. (2024). Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, 1(3), 5—19.
  2. Baeva, I.A. (2024). Psychological safety of the educational environment: formation of the direction and prospects of development. Extreme psychology and personal safety, 1(3), 5—19 (In Russ.).

    1. Баева, И.А., Лактионова, Е.Б., Кондакова, И.В., Пежемская, Ю.С., Соколова, М.-Е.-Л.С., Савенко, Ю.С. (2024). Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований. Психолого-педагогические исследования, 16(2), 3—29.
  3. Baeva, I.A., Laktionova, E.B., Kondakova, I.V., Pezhemskaya, Yu.S., Sokolova M.-E.-L.S., Savenko, Yu.S. (2024). Resources for psychological safety of students in a tense socio-cultural environment: a review of theoretical and empirical research. Psychological and pedagogical research, 16(2), 3—29 (In Russ.).

    1. Баклановский, С.В. (2020). Толерантность как условие профилактики конфликтности курсантов военно-учебного заведения. Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Вып. 1. С. 12—17.
  4. Baklanovskiy, S.V. (2020). Tolerance as a condition for conflict prevention among cadets of a military educational institution. Bulletin of the Russian New University. The series Man in the modern world. Issue 1, pp. 12—17 (In Russ.).

    1. Безматерных, А.Н. (2020). Подготовка курсантов военных вузов к социальному взаимодействию: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск. 25 с.
  5. Bezmaternykh, A.N. (2020). Preparation of military university cadets for social interaction: Extended abstr. Diss. Cand. Sci.: South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Chelyabinsk. 25 p. (In Russ.).

    1. Березина, Т.Н. (2019). Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы. Современное образование, 3, 29—43.
  6. Berezina, T.N. (2019). Emotional safety of the educational environment and cognitive processes. Modern education, 3, 29—43 (In Russ.).

    1. Билалов, О.Н. (2022). Тренинг как средство формирования у курсантов военных вузов эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Научно-педагогическое обозрение, 1(61), 84—91.
  7. Bilalov, O.N. (2022). Training as a means of forming effective strategies of behavior in conflict situations among military university cadets. Scientific and pedagogical review,  1(61), 84—91 (In Russ.).

    1. Гайдаренко, С.М., Мартынова, М.А. (2021). Развитие эмпатии в образовательной среде как условие обеспечения ее психологической безопасности. Вестник Прикамского социального института, 2(89), 144—149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-empatii-v-obrazovatelnoy-srede-kak-uslovie-obespecheniya-ee-psihologicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 29.12.2024)
  8. Gaidarenko, S.M., Martynova, M.A. (2021). The development of empathy in an educational environment as a condition for ensuring its psychological safety. Bulletin of the Prikamsky Social Institute, 2(89), 144—149 (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-empatii-v-obrazovatelnoy-srede-kak-uslovie-obespecheniya-ee-psihologicheskoy-bezopasnosti (viewed: 29.12.2024)

    1. Дьякова, В.Ю. (2025). Влияние типа темперамента на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Молодой ученый, 4(555), 294—297. URL: https://moluch.ru/archive/555/122135/ (дата обращения: 19.04.2025)
  9. Dyakova, V.Yu. (2025). The influence of temperament type on the choice of behavior strategies in conflict situations among adolescents. A young scientist, 4(555), 294—297 (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/555/122135 (viewed:  04.19.2025)

    1. Жданова, С.Ю. (2022). Роль психологической службы в обеспечении психологической безопасности в ВУЗе. СГН, 1(6), 194—208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskoy-sluzhby-v-obespechenii-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-vuze (дата обращения: 17.03.2025)
  10. Zhdanova, S.Y. (2022). The role of the psychological service in ensuring psychological safety at the university. SGN, 1(6), 194—208 (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskoy-sluzhby-v-obespechenii-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-vuze (viewed: 17.03.2025)

    1. Железняк, А.А. (2023). Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей. Среднее профессиональное образование, 12, 47—48.
  11. Zheleznyak, A.A. (2023). Conflict situations of adolescents, depending on personal characteristics. Secondary vocational education, 12, 47—48 (In Russ.).

    1. Канунников, Р.И. (2024). Приемы разрешения межличностных конфликтов у курсантов в образовательных организациях МВД России. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал, 4(93). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/priemy-razresheniya-mezhlichnostnykh-konfliktov-u-kursantov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-mvd-rossii.html (дата обращения: 25.04.2024)
  12. Kanunnikov, R.I. (2024). Methods of resolving interpersonal conflicts among cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The World of Pedagogy and Psychology: An international scientific and practical journal, 4(93).  (In Russ.). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/priemy-razresheniya-mezhlichnostnykh-konfliktov-u-kursantov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-mvd-rossii.html (viewed: 25.04.2024)

    1. Леонов, Н.И. (2024). Психология конфликта: методы изучения конфликтов и конфликтного поведения. М.: Юрайт. 265 с.
  13. Leonov, N.I. (2024). Psychology of conflict: methods of studying conflicts and conflict behavior. Moscow: Yurayt, 265 p. (In Russ.).

    1. Лопарев, А.В., Знаменский, Д.Ю. (2025). Конфликтология. М.: Юрайт. 298 с.
  14. Loparev, A.V., Znamensky, D.Yu. (2025). Conflictology. Moscow: Yurayt. 298 p. (In Russ.).

    1. Львов, В.М. (2022). Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной среде (В.М. Львов, С.А. Багрецов, Н.Л. Шлыкова, ред.). Тверь: Губернская медицина, 2022. 382 с.
  15. Lvov, V.M. (2022). Problems of ensuring the psychological safety of the individual in the industrial environment (V.M. Lvov, S.A. Bagretsov, N.L. Shlykova, ed.). Tver: Provincial Medicine, 2022. 382 p. (In Russ.).

    1. Проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды (2022) (А.В. Литвинова, А.В. Кокурин, М.И. Марьин, общ. ред.). М.: РУСАЙНС. 190 с.
  16. Problems of psychological security of the individual and the educational environment (2022). (A.V. Litvinova, A.V. Kokurin, M.I. Maryin, ed.). Moscow: RUSAINS. 190 p. (In Russ.).

    1. Феоктистова, А.А. (2023). К вопросу о необходимости социально-педагогической профилактики конфликтов в курсантской среде (результаты пилотажного исследования). Современные проблемы науки и образования, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32490 (дата обращения: 05.01.2025)
  17. Feoktistova, A.A. (2023). On the need for socio-pedagogical conflict prevention in the cadet environment (results of a pilot study). Modern problems of science and education, 2 (In Russ.). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32490 (viewed: 05.01.2025).

    1. Чинаева, М.В. (2022). Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности. Молодой ученый, 21(416), 164—166. URL: https://moluch.ru/archive/416/92304/ (дата обращения: 12.03.2025)
  18. Chinaeva, M.V. (2022). Interpersonal relations in the educational environment and their relationship with the level of security. A young scientist, 21(416), 164—166 (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/416/92304/ (viewed: 12.03.2025).

    1. Шашкова, И.А., Гончарова, Е.М. (2022). Особенности проявления внутриличностных конфликтов курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности, 4, 280—283. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-vnutrilichnostnyh-konfliktov-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (дата обращения: 19.12.2023)
  19. Shashkova, I.A., Goncharova, E.M. (2022). Features of the manifestation of intrapersonal conflicts of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychology and pedagogy of professional activity, 4, 280—283. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-vnutrilichnostnyh-konfliktov-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (viewed: 19.12.2023)

    1. Шлыкова, Н.Л. (2024). Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада. 151 с.
  20. Shlykova, N.L. (2024). Psychological safety of the subject of professional activity. Tver: Triad. 151 p. (In Russ.).

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2025 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy