Emotional and Personal Characteristics of Adolescents Participating in the Military-Patriotic Movement

  • Authors: Linvinova A.V.1, Khramov A.N.2, Kokurin A.V.1, Kotenev I.O.1
  • Affiliations:
    1. Moscow State University of Psychology and Education (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education MGPPU)
    2. Regional headquarters of the military-patriotic public movement "YUNARMIA" in the Republic of Sakha (Yakutia)
  • Issue: Vol 1, No 4 (2024)
  • Pages: 5-18
  • Section: General Psychology and Psychology Safety of the Personality
  • URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5572
  • DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010401
  • Cite item

Abstract


In connection with the massive development of the All-Russian children's and youth military-patriotic social movement “Yunarmiya”, research on the personal and psychological characteristics of the pupils of the yunarmey detachments is of particular relevance. The article comparatively examines the features of the emotional and personal characteristics of pupils of military-patriotic clubs and yunarmy detachments and teenagers who do not participate in this movement. The study (N = 45) involved young men aged 15 to 16 years, among them “Yunarmya” participants (N = 23) and high school students of a general education organization (N = 22). The study used the Phillips School Anxiety Test, the Methodology for diagnosing motivation to study and emotional attitude to the teachings of Spielberger-Andreeva, the Methodology for diagnosing the psychological security of the personality of I. I. Prikhodko. It was revealed that adolescents engaged in yunarmy detachments, in comparison with adolescents from a general education organization, have a lower level of school anxiety and increased cognitive activity. The results of the study expand the understanding of the psychological features of the development of the yunarmy and increase the possibilities for targeted psychological support of adolescents at the stage of adaptation in the yunarmy detachment.

Введение

В 2016 году началось массовое развитие Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». За восемь лет существования движение охватило более полутора миллионов участников по всей стране и продолжает активно развиваться. В связи с этим особую значимость приобретают исследования личностных и психологических особенностей участников юнармейских отрядов, которые не находятся в коллективе круглосуточно и не проживают в казармах.
Важно отметить, что характеристики личности и психологические особенности курсантов военных учебных заведений, специализированных учебных заведений силовых структур, в которых существует строгий распорядок, проживание в казармах и жизнь по уставу, представляют большой интерес для мировой и отечественной психологии, особенно для военной психологии. Данные исследования проводятся в отношении воспитанников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов.
Повышенный интерес к этой теме вызван качественными изменениями в личности, которые происходят, когда человек долгое время проходит обучение в специализированных учебных заведениях. В мужском коллективе существует конкуренция, которая оказывает постоянное давление как сверху, так и снизу. Изоляция от привычной обстановки и длительная разлука с близкими приводят к ожесточению, уходу в себя, настороженности и росту внешней и внутренней агрессии. Однако это также способствует развитию терпимости, самообладанию, умению адаптироваться и самоорганизовываться, корректно отстаивать свою точку зрения. На данный момент проведено недостаточно исследований эмоционально-личностных характеристик воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов.

Обзор литературы

Эмоционально-личностная сфера в подростковом возрасте представляет особый интерес для психологических исследований. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что изучение эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте — это сложный и многогранный процесс, требующий учета множества факторов и анализа как внешних, так и внутренних условий. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование качеств, которые составляют основу эмоционально-волевой сферы личности. Это влияет на будущую модель поведения, принятие решений и ход оценочно-аналитической деятельности.
В последнее время все больше подростков в организации жизнедеятельности сталкиваются с проблемами в эмоциональной сфере. Это может привести к трудностям в социальной адаптации, проблемам в учебе и аутодеструктивному поведению [3, с. 87]. Признаки проблем в эмоционально-личностной сфере включают в себя высокий уровень тревожности, переживания, беспокойство, мнительность, недоверие к другим, подавленность, плохое настроение, неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками, эмоциональное напряжение, чувствительность к неудачам, безынициативность [5, с. 228].
Эмоциональная сфера подростков позволяет им мгновенно реагировать на внешние влияния, классифицируя их как опасные, вредные или благоприятные. В реальной жизни эта способность чаще всего проявляется в чувствах тревоги и страха. Исследования показывают, что среди подростков уровень бессознательной тревожности выше. Они сталкиваются с разнообразными страхами в умеренной степени, поскольку расширяются границы познаваемого мира. Однако страх перед новой, непознанной реальностью может служить источником усиленной тревоги [6, с. 45]. Главными факторами, способствующими тревожности среди обучающихся, выступают: объем заданий домашней работы, количество уроков в течение дня, трудные для усвоения темы, а также проверка знаний, которая проводится в различных формах [4, с. 28].
Также в подростковом возрасте происходит снижение учебной мотивации и преобразование ее мотивов, наблюдаются трудности в учебной деятельности, снижение успеваемости. Эти проблемы зачастую не связаны с интеллектуальными способностями подростков, а скорее обусловлены падением познавательного интереса к обучению. Познавательный интерес является основным стимулом внутренней мотивации для получения знаний, повышения активности для удовлетворения познавательных потребностей [8, с. 107]. Проблема мотивации охватывает широкий спектр психологических структур, процессов и механизмов, которые играют важную роль в инициации активности, а также в определении ее направления и интенсивности. Обнаружены значимые связи между параметрами мотивации и эмоциями, связанными с одной и той же учебной активностью, в то время как отношения между переживаниями и мотивацией в различных видах деятельности могут быть либо несущественными, либо слабыми [8, с. 107–115]. Различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлены различным уровнем познавательного интереса.
В данном исследовании, посвященном изучению эмоциональных и личностных особенностей участников патриотических клубов и юнармейских отрядов, важно уделить внимание вопросу психологической безопасности личности. Юнармейцы не только погружены в интенсивный образовательный процесс, но и находятся под влиянием коллектива, в котором существует строгая иерархия и высокие требования к личной дисциплине. Это проявляется в необходимости беспрекословно выполнять команды и в высокой конкуренции в коллективе, которая часто сопровождается психологическим давлением.
В настоящее время проблема психологической безопасности обучающихся является предметом изучения в различных психологических исследованиях. Понятие психологической безопасности личности включает в себя способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, переживание своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [1, с. 7]. Психологическая безопасность основывается на оценке личностью реальной ситуации, собственной защищенности и безопасности, поиске ресурсов, позволяющих ей противостоять рискам и угрозам окружающей среды [10, с. 167]. Личная безопасность представляется как защита, воспринимаемая субъектом в отношении своей жизни и предполагающая перспективу поддержания его благополучия [13, с. 161]. Психологическая безопасность личности включает удовлетворение потребности в безопасности, значимость этой ценности, психическое благополучие, защиту от внешних угроз, а также возможность эффективно справляться с жизненными задачами. Кроме того, важным является ощущение успешности, социальные установки в контексте «опасность-безопасность», межличностные связи и ожидаемость событий. Следует учитывать психологическую стойкость и иммунитет, а также создание безопасной жизненной среды, которая способствует гармоничному развитию личности [7, с. 14]. Психологическая безопасность личности включает в себя несколько ключевых компонентов: морально-коммуникативный (умение гибко использовать коммуникативные нормы); мотивационно-волевой (целенаправленная деятельность); ценностно-смысловой (осмысленный подход к жизни); внутренний комфорт (отсутствие тревожных факторов, внутреннее спокойствие) [9, с. 8].
В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать данную проблему в аспекте психологической безопасности личности подростка, который учится в образовательном учреждении. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении подросток не только получает знания, но и проходит процесс социализации, а также развивает свои эмоциональные и личностные качества. Учитывая разнообразие и количество психологических угроз, с которыми сталкивается формирующаяся личность, подростки являются одной из наиболее уязвимых групп.
В современном мире военно-патриотические клубы — это явление, которое часто возникает спонтанно и зависит от различных факторов [2; 12]:
1) наличие руководителя. Клубы часто создаются людьми, которые заинтересованы в этой теме и имеют опыт военной службы. Если же таких людей нет, то работа клуба может быть непостоянной и ограничиваться только проведением мероприятий в определенные даты;
2) наличие преподавателя. Успешные клубы обычно работают в образовательных учреждениях, где руководитель является сотрудником. Однако во многих населенных пунктах руководители не получают зарплату за свою работу и проводят занятия в свободное время, что может негативно сказаться на системности работы клуба;
3) финансирование. Без поддержки клубы часто закрываются или руководитель использует свои личные ресурсы, такие как транспорт, оружие и снаряжение, для обучения детей;
4) наличие помещения. Это важная проблема, и без необходимого пространства клубы часто проводят занятия только в теплое время года.
Но ключевой мыслью является то, что достаточно часто работа не имеет единой системы и подхода. Программа обучения в основном зависит от собственного опыта руководителя: это может быть служба в армии, в силовых структурах и т. д. Также важным фактором является наличие психолого-педагогического образования или опыта профильной переподготовки. Другими словами, нет единой программы работы и занятий. В некоторых случаях акцент делается на физическую подготовку, в других— на работу с оружием и огневую подготовку, на национальные виды спорта, военную историю, поисковое движение, реконструкцию исторических событий, основы выживания в дикой природе и т. д.
Исследование текущей ситуации демонстрирует, что в связи с активным распространением военно-патриотического общественного движения «Юнармия» произошли значительные изменения в развитии военно-патриотических клубов. Поскольку развитие движения является приоритетом на данный момент, а образовательные организации уделяют пристальное внимание участию обучающихся в мероприятиях движения, большинство клубов либо самостоятельно, либо по решению руководства образовательных организаций вступают в состав «Юнармии», адаптируя свою внутреннюю структуру и методы работы под требования движения. В этих условиях выделение военно-патриотических клубов в отдельную категорию не является целесообразным. Необходимо проводить работу с отрядами «Юнармии» [14].
Итак, необходимо более детально изучить эмоциональные и личностные особенности юных участников движения «Юнармия» и старшеклассников, которые учатся в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, следует отметить, что в отечественной психологической науке недостаточно исследований по этой теме.

Организация исследования

Чтобы выявить специфические черты эмоционально-личностных качеств участников движения «Юнармия», было проведено настоящее исследование.
Гипотеза исследования: у участников движения «Юнармия» более выражены определенные эмоционально-личностные характеристики. В частности, они, по сравнению со старшеклассниками, отличаются более низким уровнем школьной тревожности и более высоким уровнем познавательной активности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1) тест школьной тревожности Филлипса;
2) методика Спилбергера-Андреевой для оценки мотивации к учебе и эмоционального отношения к ней;
3) методика И.И. Приходько для диагностики психологической безопасности личности.
В работе были применены методы математической статистики, в том числе описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни и факторный анализ с использованием метода вращения Варимакс и нормализацией Кайзера.
Исследование проводилось на базе Карбышевских военно-инженерных юнармейских отрядов, входящих в состав Межрегионального детского военно-патриотического общественного движения «Юные карбышевцы». В исследовании участвовали 23 юнармейца и 22 старшеклассника из общеобразовательной школы, которые выступали в качестве контрольной группы. Возраст участников исследования составлял от 15 до 16 лет.

Результаты исследования

Сначала мы проанализировали результаты описательной статистики и обнаружили значимые различия по U-критерию Манна-Уитни. Рассмотрим результаты теста школьной тревожности Филлипса. В табл. 1 представлены данные по двум группам: юнармейцы и старшеклассники.
Таблица 1
Сравнительный анализ средних показателей уровня школьной тревожности в двух группах испытуемых

Переменные

Среднее значение

U-критерий

Общий уровень значимости (р)

Группа «старшеклассники»

Группа «юнармейцы»

Общая тревожность в школе

5,41

3,30

182,50

 

0,106

 

Переживание социального стресса

2,00

1,83

235,50

 

0,683

 

Фрустрация потребности в достижении успеха

3,59

2,52

175,50

 

0,073

 

Страх самовыражения

1,86

1,35

199,50

0,208

 

Страх ситуации проверки знаний

1,95

0,91

156,50

 

0,023*

 

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

1,41

0,78

169,50

 

0,047*

 

Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу

0,64

0,48

219,50

 

0,378

 

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

3,18

1,83

121,00

 

0,002**

 

Общий балл школьной тревожности

14,36

9,83

151,50

 

0,021*

 

* – достоверные различия (р ≤ 0,05)
** – достоверные различия (р ≤ 0,01)
По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия по показателям: «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности».
Одним из приоритетных выступает показатель «Страх ситуации проверки знаний» (р ≤ 0,05). Исследование показало, что у участников юнармейского отряда уровень страха перед проверкой знаний значительно ниже, чем у их сверстников, которые не являются членами отряда. Это напрямую связано с тем, как организован контроль и проверка знаний, навыков и умений в отряде. Этот показатель важен, потому что, если его совместить с правильной мотивацией к обучению, он поможет не только успешно освоить учебную программу, но и повысить общую эффективность в образовательной среде.
Еще одним важным параметром выступает «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (р ≤ 0,05). Различия между группами достаточно заметны, у юнармейцев показатели ниже, что также свидетельствует о специфике системы подготовки, оценки и проверки знаний. Для них важно мнение окружающих, но как положительные, так и отрицательные результаты воспринимаются ими адекватно, без значительных изменений в эмоциональном состоянии.
Существенным различием также выступает показатель «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (р ≤ 0,01). Результаты, полученные в ходе исследования, показывают, что юнармейцы, как и предполагалось ранее, демонстрируют особенности поведения в военизированной среде. Старшеклассники, которые не являются членами юнармейского движения, испытывают более негативные эмоции по отношению к взрослым, особенно к учителям, в школе. С другой стороны, как уже упоминалось, уважительное отношение к командирам и преподавателям, которое формируется у юнармейцев, способствует более позитивному отношению к учителю. Это наглядно демонстрирует разница в показателях.
Различия в общем показателе школьной тревожности (р ≤ 0,05) полностью подтверждают гипотезу исследования. Основным фактором, влияющим на эти различия, является военная среда, в которой находятся участники движения «Юнармия», а также обширная программа, включающая в себя участие в различных мероприятиях, общение с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему мотивации и поощрения.
Все эти условия в совокупности способствуют снижению уровня школьной тревожности.
По итогам исследования мотивации к обучению и эмоционального отношения к учебе (методика Спилбергера-Андреевой) и психологической безопасности личности (методика И.И. Приходько) не было обнаружено значимых различий.
На завершающем этапе исследования был проведен факторный анализ с использованием метода главных компонент. Также был применен метод вращения факторов — варимакс с нормализацией Кайзера.
В группе старшеклассников было выявлено пять факторов. Из них были выделены два ключевых, которые несут основную нагрузку (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты факторного анализа в группе старшеклассников

Фактор 1.

«Психологическая безопасность личности»

Фактор 2.

«Школьная тревожность»

37,4% дисперсии 

19,2% дисперсии 

Интегральный показатель психологической безопасности личности

0,96

Страх ситуации проверки знаний

0,95

Шкала ценностно-смысловая

0,93

Общая тревожность в школе

0,93

Шкала посттравматического роста

0,91

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

0,81

Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями

0,88

Общий балл школьной тревожности

0,76

Шкала морально-волевой урегулированности

0,87

Страх самовыражения

0,57


Первый фактор, объясняющий 37,4% дисперсии, мы обозначили как «Психологическая безопасность личности». Фактор 1 включает в себя следующие переменные: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». Данный фактор представляет собой комплекс свойств, которые являются одним из ключевых элементов создания психологической безопасности человека в образовательной среде. Направленность на позитивное развитие событий в сочетании с тактиками поведения и преодоления стресса формирует моральную устойчивость в целом и помогают адекватно реагировать и продолжать личностный рост даже в стрессовых условиях.
Фактор 2, названный «Школьная тревожность» и объясняющий 19,2% дисперсии, отождествляет пять характеристик, которые влияют на общий уровень школьной тревожности старшеклассников, не состоящих в юнармейском отряде: «Страх ситуации проверки знаний», «Общая тревожность в школе», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «Общий балл школьной тревожности», «Страх самовыражения». Исследование показало, что наибольшую значимость имеют страх перед проверкой знаний и общая тревожность в школе. Эти характеристики подтверждают, что тревожность у старшеклассников является серьезным фактором, влияющим на их учебную деятельность.
В ходе факторного анализа группы юнармейцев было выявлено пять факторов, из которых два оказались наиболее значимыми (табл. 3).
Таблица 3
Результаты факторного анализа в группе юнармейцев

Фактор 1.

«Психологическая безопасность личности»

Фактор 2.

«Познавательная активность»

30,8% дисперсии

20,7% дисперсии

Интегральный показатель психологической безопасности личности

0,99

Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению

0,96

Шкала ценностно-смысловая

0,89

Познавательная активность

0,84

Шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями

0,88

Тревожность

-0,82

Шкала посттравматического роста

0,87

Мотивация достижения

0,79

Шкала морально-волевая урегулированность

0,86

Гнев

-0,78


Ведущий фактором, как и в предыдущем случае, «Психологическая безопасность личности», он объясняет 30,8% дисперсии. Фактор представляет собой совокупность ряда характеристик: «Интегральный показатель», «шкала ценностно-смысловая», «шкала посттравматического роста», «шкала стратегий совладания со стрессовыми ситуациями», «шкала морально-волевой урегулированности». В комплексе эти особенности, обнаруженные в процессе исследования, являются основанием эмоциональной устойчивости участников движения «Юнармия». Они помогают им адекватно реагировать на психологические вызовы и успешно справляться со стрессом. Военная среда насыщена стрессовыми факторами, и пребывание в ней способствует формированию у юнармейцев защитных механизмов и их развитию.
Фактор 2 был назван «Познавательная активность», он объясняет 20,7% дисперсии. Данный фактор отражает положительные различия в общих результатах исследования. Если у старшеклассников фактором, несущим основную нагрузку, была «Школьная тревожность», то у данной группы первостепенное значение приобрели познавательная активность, саморазвитие и стремление к достижению новых результатов. Характеристики распределились следующим образом: «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», «Познавательная активность», «Мотивация достижения», низкий уровень «Тревожности» и проявления «Гнева». Наиболее высокий показатель у характеристики «Общий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению», за ним следует «Познавательная активность».
Высокая мотивированность и стремление к положительным результатам в условиях здоровой конкуренции, а также сниженный уровень школьной тревожности и гнева характеризуют преимущества системы обучения и подготовки юнармейского движения. В его рамках дети получают образование и подготовку, которые помогают им стать успешными и уверенными в себе. Они учатся работать в команде, развивают лидерские качества и стремятся к достижению высоких результатов.

Обсуждение результатов

В проведенном исследовании выявлено, что уровень тревожности у подростков, состоящих в юнармейском отряде, ниже, чем у их сверстников, не входящих в отряд. У юнармейцев менее выражены «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Общий балл школьной тревожности». Это связано с тем, что юнармейцы активно участвуют в различных мероприятиях, включая военную подготовку и творческие выступления. Результаты по старшеклассникам соответствуют данным, полученным в исследованиях проблем эмоциональных состояний и тревожности у подростков [3; 5].
Результаты исследования показали, что в обеих группах уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению средний, при этом у всех участников обнаружен высокий уровень психологической безопасности личности. Это означает, что у испытуемых есть эффективный механизм психологической защиты, который позволяет им успешно противостоять как внешним, так и внутренним угрозам.
Выявлен общий приоритетный фактор для участников исследования — «Психологическая безопасность личности». Следующий по значимости в группе старшеклассников — «Школьная тревожность», в группе юнармейцев — «Познавательная активность». Как показал факторный анализ, юнармейцы отличаются высокой мотивацией учения и эмоционального отношения к учению, стремлением к достижению успеха в условиях здоровой конкуренции. Кроме того, у них наблюдается более низкий уровень школьной тревожности.

Выводы

Для подростков, состоящих в юнармейском отряде, и для тех, кто в него не входит, важнейшей психологической характеристикой является психологическая безопасность личности. У юнармейцев уровень и компоненты школьной тревожности ниже, чем у их сверстников из обычных школ. При этом их познавательная активность и мотивация к достижениям выше, чем у старшеклассников.
Исследование показало, что ключевую роль в формировании этих различий играет военизированная среда, в которой находятся юнармейцы. Также важна широкая программа, которая включает в себя участие подростков в различных мероприятиях, предполагающих взаимодействие с коллективом, самовыражение, регулярные проверки результатов и многоуровневую систему стимулирования и поощрения. Эти условия способствуют снижению уровня школьной тревожности и повышению мотивации к учебе и саморазвитию.
Ограничения полученных результатов. Полученные оценки сформированности эмоционально-личностных характеристик у юнармейцев и старшеклассников носят предварительный характер из-за ограниченного объема выборки. В дальнейшем следует провести дополнительное исследование на выборке с большим количеством юнармейцев и старшеклассников.
Перспективы исследования. Изучение возможностей воздействия арт-терапевтической программы на эмоционально-личностные характеристики юнармейцев может стать одним из перспективных направлений дальнейших исследований.

Anna V. Linvinova

Moscow State University of Psychology and Education (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education MGPPU)

Author for correspondence.
Email: annaviktorovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6783-3144
SPIN-code: 7540-5005
Scopus Author ID: 57214083626
ResearcherId: AAR-1178-2021

Russian Federation, 29 Sretenka Street, Moscow,127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology

Anatoly N. Khramov

Regional headquarters of the military-patriotic public movement "YUNARMIA" in the Republic of Sakha (Yakutia)

Email: hunter_xt@mail.ru

Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia) consultant

Alexey V. Kokurin

Moscow State University of Psychology and Education (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education MGPPU)

Email: kokurin1@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-0454-1691
SPIN-code: 9904-7447
Scopus Author ID: 57215924913

Russian Federation, 29 Sretenka Street, Moscow,127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology

Igor O. Kotenev

Moscow State University of Psychology and Education (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education MGPPU)

Email: ikotenev@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1336-5546
SPIN-code: 6441-7736

Russian Federation, 29 Sretenka Street, Moscow,127051 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology

    1. Baeva I.A., Gayazova L.A., Kondakova I.V. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i tsennosti podrostkov i molodezhi [Psychological security of the individual and the values of adolescents and youth]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological science and education, 2020. Vol. 25, no. 6, рр. 5–18. doi: 10.17759/pse.2020250601 (In Russ.).
    2. Baranova A.V. Russkaya ideya i vserossiiskoe voenno-patrioticheskoe dvizhenie Yunarmiya”: filosofskii aspekt analiza [Russian idea and the all-Russian military-patriotic movement “Yunarmiya”: philosophical aspect of the analysis]. Innovatsionnaya nauka = Innovative science, 2018, no. 11, рр. 106–107. (In Russ.).
    3. Davletshina E.Sh., Fattakhova G.R., Arslanov A.N. Emotsional'noe sostoyanie podrostkov kak pervoprichina autodestruktivnogo povedeniya [Emotional state of adolescents as the root cause of self-destructive behavior]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2022, no. 46 (441), рр. 87–88. (In Russ.).
    4. Degtyarev A.V., Efimochkina K.M. Razvitie psikhologicheskikh resursov sovladayushchego povedeniya kak faktora profilaktiki situativnoi trevozhnosti v starshem podrostkovom vozraste [Elektronnyi resurs] [Development of psychological resources of coping behavior as a factor in the prevention of situational anxiety in late adolescence]. Psikhologiya i parvo = Psychology and Law, 2020. Vol. 10, no. 2, рр. 25–34. doi: 10.17759/psylaw.2020100203 (In Russ.).
    5. Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Sergienko A.Yu. Izuchenie situativnoj trevozhnosti u pyatiklassnikov [Elektronnyj resurs] [Study of situational anxiety in fifth-graders]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific notes of P.F. Lesgaft University, 2016, no. 6 (136), рр. 226–232. doi: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p226-232 (In Russ.).
    6. Ignatov K.A. Emotsional'naya sfera sovremennykh podrostkov [Emotional sphere of modern adolescents]. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya = Psychology. Historical and critical reviews and modern research, 2023. Vol. 12, no. 11A, рр. 40–51. (In Russ.).
    7. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Kontseptual'nye podkhody i metody diagnostiki psikhologicheskoi bezopasnosti za rubezhom [Elektronnyi resurs] [Conceptual approaches and methods for diagnosing psychological safety abroad]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern Foreign Psychology, 2023. Vol. 12, no. 3, рр. 8–18. doi: 10.17759/jmfp.2023120301 (In Russ.).
    8. Leont'ev D.A., Klein K.G. Kachestvo motivatsii i kachestvo perezhivanii kak kharakteristiki uchebnoi deyatel'nosti [Quality of motivation and quality of experiences as characteristics of educational activity]. Vestnik Moskovskogo universiteta = Bulletin of Moscow University, Seriya 14: Psikhologiya, 2018, no. 4, рр. 106–119. (In Russ.).
    9. Litvinova A.V., Koteneva A.V., Kokurin A.V., Ivanov V.S. Problemy psikhologicheskoi bezopasnosti lichnosti v ekstremal'nykh usloviyakh zhiznedeyatel'nosti [Problems of psychological safety of an individual in extreme conditions of life]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern Foreign Psychology, 2021. Vol. 10, no. 1, рр. 8–16. doi: 10.17759/jmfp.2021100101 (In Russ.).
    10. Litvinova A.V. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti kak resurs biopsikhologicheskogo vozrasta [Elektronnyi resurs] [Psychological security of the individual as a resource of biopsychological age]. Chelovecheskii kapital = Human capital, 2020, no. 12 (144). doi: 10.25629/HC.2020.12.16 (In Russ.).
    11. Nikitskaya M.G. Tseli uchebnykh dostizhenii i napravlennost' lichnosti v strukture uchebnoi motivatsii podrostkov [Elektronnyi resurs] [Goals of academic achievements and personality orientation in the structure of academic motivation of adolescents]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya = Psychological and pedagogical research, 2022. Vol. 14, no. 2, рр. 19–31. doi: 10.17759/psyedu.2022140202 (In Russ.).
    12. Sidletskii D.M. Sotsializatsiya podrostkov v voenno-patrioticheskom klube [Socialization of adolescents in the military-patriotic club]. Ekaterinburg, 2019. 137 р.
    13. Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M., Iokhvidov V.V. Stsenarii lichnoi bezopasnosti sub'yekta konfliktnogo vzaimodeistviya [Scenarios of personal safety of the subject of conflict interaction]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society, 2022. Vol. 13, no. 1, рр. 159–173. doi: 10.17759/sps.2022130110 (In Russ.).
    14. Khramov A.N. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya v Respublike Sakha (Yakutiya): sbornik metodicheskikh rekomendatsii [Fundamentals of patriotic education in the Republic of Sakha (Yakutia): a collection of methodological recommendations]. Yakutsk: Dani-Almas, 2023. 87 р.
    15. Sharina K.A. Osobennosti poznavatel'nogo interesa u podrostkov [Features of cognitive interest in adolescents]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2022, no. 46 (441), рр. 98–101 (In Russ.).

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy