Methods of Psychological Self-Regulation as a Means of Preventing Unfavorable Conditions in Professional Activities

Abstract


The purpose of the study was to analyze existing methods of self-regulation for the prevention of negative conditions and, on its basis, to select the most effective method of self-regulation and test it for representatives of high-risk professions. The research conducted in 2024, involved 28 reserve officers (average age 25 (+2,5) years; 100% men). The subjects were equally divided into 2 groups: experimental and control randomly. Methods: assessment of the state of reduced performance (DORS, the scale of neuropsychic tension (T.N. Nemchin), the questionnaire of the degree of chronic fatigue (A.B. Leonova). Method of experimental influence: progressive muscle relaxation (in our modification). Two sessions were conducted, lasting 20 minutes, according to the following scheme: scanning, tension, and then relaxation of certain muscle groups and repeated scanning. Statistical methods: comparative analysis by the Mann-Whitney criterion, differential analysis ANOVA (Fisher criterion) (independent variable: muscle relaxation training — we identified 2 levels in it. 1 — without training, 2 — with training; dependent variable — unfavorable mental states), arithmetic mean of all indicators, standard deviation of indicators, comparative analysis by the Wilcoxon criterion. All calculations were performed using the STATISTICA program. Results: the most pronounced unfavorable states in reserve officers were: neuropsychic tension, monotony, satiety and stress. After the training, there was a reliable decrease in the level of monotony and the degree of chronic fatigue. Conclusion: the method of progressive muscle relaxation (in our modification) has a positive effect on such unfavorable conditions as satiety and the degree of chronic fatigue and can be used as a preventive measure for these negative conditions in reserve officers undergoing training in a military registration specialty.


Введение

Профессия сотрудника служебной деятельности характеризуется высоким уровнем эмоционального напряжения и различными факторами стресса, которые негативно влияют на эффективность работы и отношениях в коллективе. Ключевым моментом для успешной работы является способность сотрудников контролировать свои эмоции, соблюдать требования и приспосабливаться к окружающей среде. Методы психологической саморегуляции выполняют ключевую функцию в поддержании психологического баланса и предотвращении негативных состояний. Исследования в данной области направлены на поиск способов улучшения психического состояния, адаптации к стрессовым ситуациям, разрешения конфликтов и достижения успеха в различных областях жизни путем эффективного контроля над реакциями и поведением человека. Методы саморегуляции также способствуют достижению оптимального уровня психического состояния, позволяющего раскрыть личностный потенциал в профессиональной деятельности и проявить профессионально важные качества. Профилактика негативных состояний, таких как стресс и усталость, является важным шагом для улучшения рабочего процесса, увеличения производительности, снижения заболеваемости и сокращения текучести кадров.

Обзор литературы

Многие ученые уделяли особое внимание изучению саморегуляции. Большое значение имеют работы Г.Ш. Габдреева, разработавшая специфические методы и техники самоконтроля [4], В.А. Ганзен, согласно взглядам которого, саморегуляция является одной из ключевых функций сознания [15], В. В. Николаевой, которая описывает психическую саморегуляцию как системный процесс, Л.А. Китаев-Смык, занимающийся исследованием психологии стресса, И.О. Котенев, изучающий дезадаптивные психические состояния, Ганс Селье, создавший теорию стресса, A.M. Столяренко, исследующий отрицательные психические состояния. Согласно А. Ромену, психическая саморегуляция – это регуляция различных процессов и действий организма, осуществляемая им самим с помощью своей психической активности [15].

Ключевую роль сыграли работы О.А Конопкина, который понимал осознанную саморегуляцию как систему необходимых для регуляции любой деятельности структурно-функциональных и содержательных психологических характеристик. Он рассматривал психологическую саморегуляцию как сложный и системно организованный процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных компонентов:

  • цели деятельности определяют направление и структуру системы саморегуляции;
  • критерии достижения целей уточняют и конкретизируют цели, делая их более реалистичными;
  • модель значимых условий отражает внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение целей, и служит источником информации для принятия решений;
  • коррекция саморегуляции позволяет вносить изменения в систему саморегуляции на любом этапе, обеспечивая ее гибкость и адаптивность;
  • программы исполнительных действий определяют последовательность и способы достижения целей;
  • контроль и оценка результатов осуществляются на основе критериев достижения целей и обеспечивают обратную связь для корректировки системы саморегуляции.

Концепция индивидуального стиля В.И. Моросановой, в которой уделяется внимание личностным аспектам саморегуляции произвольной активности человека, особенностям саморегуляции личности. Она определяет предмет саморегуляции как интегральные психические процессы и явления, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека и целостность его индивидуальности и личности. [13] По В.И. Моросановой, ключевыми характеристиками саморегуляции являются характерные и наиболее значимые индивидуальные особенности самоорганизации и управления как внешней, так и внутренней целенаправленной активностью, которые стабильно проявляются в различных сферах жизни человека [12]. Явление психической саморегуляции человека рассматривается как многоуровневый процесс инициации, построения психической активности и управления ею человеком для достижения осознанно выдвинутых и субъектно принятых целей [11].

Теория психической саморегуляции функционального состояния, разработанная Л.Г. Дикой, подчеркивает взаимодействие внешних и внутренних факторов, личностных характеристик и стратегий регуляции эмоций, мыслей и поведения. Для поддержания стабильного и оптимального психического состояния необходимо умение эффективно управлять своим внутренним состоянием, учитывая контекст и цели. Ключевые аспекты теории: взаимодействие внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, личностные особенности, влияющие на стратегии саморегуляции, стратегии регуляции эмоций, мыслей и поведения, умение управлять своим внутренним состоянием в соответствии с контекстом и целями.

По мнению В.А. Иванникова волевая саморегуляция представляет собой способность личности эффективно управлять своими мыслями, чувствами и действиями, а также адаптироваться к изменяющимся условиям.

В статье А.И. Алехина и А.А. Метелевой «Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях» рассматриваются различные способы саморегуляции психических состояний [1]. Эти способы делятся на две категории: прямая и опосредованная регуляция. Прямая регуляция включает методы психического самоуправления и техники регуляции, направленные на поддержание психологической устойчивости и оптимальной активности. Опосредованная регуляция использует внешние средства и опосредующие звенья для воздействия на психическое состояние.

Один из методов прямой регуляции, описанный в статье – прогрессивная мышечная релаксация (ПМР). ПМР была разработана Эдмундом Джекобсоном и основана на наблюдении, что негативные эмоциональные состояния сопровождаются мышечным напряжением. Устранение этого напряжения позволяет нормализовать психоэмоциональное состояние и достичь спокойствия. ПМР представляет собой серию упражнений, направленных на последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц. ПМР широко используется психологами и психотерапевтами как метод самопомощи для снижения эмоционального напряжения и возвращения к нормальной жизни.

Немало важным понятием в рамках исследования неблагоприятных состояний является «функциональные состояния». Функциональные состояния рассматриваются как комплексные, системно организованные характеристики психики, личности и психических процессов, которые определяют уровень активности различных функциональных систем организма. Эти системы обеспечивают адаптивное поведение, высокую эффективность и работоспособность.

Под стрессом понимают неблагоприятное функциональное состояние, которое возникает, когда организм вынужден приспосабливаться к новым или непривычным условиям [8]. Специалисты служебной деятельности часто испытывают данное негативное состояние в связи с экстремальностью их профиля [14]. Стрессовое состояние – психическая реакция, которая характеризуется: повышенной активностью организма, мобилизацией ресурсов для преодоления стрессовой ситуации, изменением психических процессов, физиологическими изменениями. Стресс может быть как кратковременным, так и длительным. Кратковременный стресс может быть полезен, так как он мобилизует организм и помогает справиться с трудными ситуациями. Однако длительный стресс может привести к негативным последствиям для здоровья [16].

Утомление – функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности. Оно неразрывно связано с психологической и физической усталостью, с истощением ресурсов человека, в основном сказывается на таких когнитивных функциях как память, внимание и мышление, на волю, а на физическом уровне можно отметить увеличение количества лишних движений, отдышку и др.

Монотония – неблагоприятное функциональное состояние, которое возникает из-за недостатка внешней стимуляции. Оно характеризуется снижением уровня жизнедеятельности и проявляется в различных субъективных и объективных признаках, включая: снижение психофизиологической активности, ухудшение внимания и концентрации, повышенная утомляемость, раздражительность и беспокойство, снижение мотивации и производительности [6]. Монотония негативно влияет на работоспособность человека, снижая его эффективность. Она может возникать в различных ситуациях, таких как работа на конвейере, длительное вождение автомобиля или выполнение повторяющихся задач [5].

Для профилактики негативных функциональных состояний особую эффективность показала прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону (автор – Джекобсон, вариант методики Дж. Эверли и Р. Розенфельда). Джекобсон обнаружил, что негативные эмоциональные состояния сопровождаются мышечным напряжением. Устранение этого напряжения позволяет нормализовать психоэмоциональное состояние и достичь спокойствия. Прогрессивная мышечная релаксация основана на последовательном напряжении и расслаблении различных групп мышц, помогает снять возбуждение нервной системы и восстановить равновесие.

Прогрессивная мышечная релаксация широко используется психологами и психотерапевтами во многих странах как метод самопомощи для снижения эмоционального напряжения и возвращения к нормальной жизни. Регулярное выполнение упражнений прогрессивно-мы может помочь предотвратить развитие негативных функциональных состояний, таких как стресс и тревога.

Организация исследования

Цель эмпирического исследования: оценить эффективность метода саморегуляции (модифицированного нами приема прогрессивной мышечной релаксации) для профилактики негативных состояний и у офицеров запаса, проходящих обучение по военно-учетной специальности.  

Гипотеза эмпирического исследования. Обучение методам прогрессивной мышечной релаксации, способствует улучшению показателей состояний работоспособности. Если обучить офицеров запаса методам прогрессивной мышечной релаксации, то их показатели состояний работоспособности улучшатся.

Диагностические методы

  1. Оценка состояния сниженной работоспособности, ДОРС [3].
  2. Шкала нервно-психического напряжения НПН (Т.Н. Немчин) [7].
  3. Опросник степень хронического утомления (А.Б. Леонова) [10].

Методы экспериментального воздействия. Была использована методика прогрессивной мышечной релаксации в нашей модификации.   Мы увеличили время обучения мышечной релаксации до 20 минут, и сделали 2 занятия, вместо 1, чтобы на 2-м занятии закрепить полученный эффект и дать задания для дальнейшего использования этой методики в своей профессиональной деятельности.

Проведено обучение респондентов методике прогрессивной мышечной релаксации. Проводилось два занятия. Продолжительность каждого 20 минут. Каждое занятие проводилось по следующей схеме: сканирование (последовательное перемещение внимания по всему телу), напряжение, а далее расслабление определенных групп мышц и повторное сканирование.

Методы математической статистики.

  1. Сравнительны анализ по критерию Манна-Уитни при помощи программы STATISTICA.
  2. Дифференциальный анализ ANOVA (критерий Фишера). Использование данного метода проводилось с помощью программы STATISTICA. Независимая переменная: обучение мышечной релаксации. Мы выдели в ней 2 уровня. 1-без обучения, 2- с обучением. Зависимая переменные – неблагоприятные психические состояния.
  3. Среднее арифметическое всех показателей (расчеты проводились в программе STATISTICA).
  4. Стандартное отклонение показателей (расчеты проводились в программе STATISTICA).
  5. Сравнительны анализ по критерию Вилкоксона при помощи программы STATISTICA.

Эмпирической базой исследования стал военный учебного центра при ФГБОУ высшего образования «МИРЭА».

Испытуемые. В исследовании приняли участие выпускники данного центра – офицеры запаса, проходящие обучение по военно-учетной специальности   Общее количество испытуемых – 28 человек (средний возраст 25 лет; 100% – мужчины). Они были разделены на 2 группы: экспериментальная группа – 14 человек, контрольная – 14 человек случайным образом.

Результаты исследования

Мы изучили распределение показателей неблагоприятных состояний: степени хронического утомления, стресса, монотонии, пресыщения и нервно-психического напряжения офицеров запаса. Результаты представлены в виде таблицы средних значения всех показателей.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей неблагоприятных состояний у выборки офицеров запаса

 

Показатели

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

Нервно-психическое напряжение

37,18

3,49

Степень хронического утомления

3,43

3,16

Утомление

15,07

3,9

Монотония

19,43

4,54

Пресыщение

15,43

3,96

Стресс

17,5

3,71

 

Из таблицы видно, что наиболее выраженными показателями являются монотония, стресс и пресыщение. Также уровень нервно-психического напряжения является достаточно выраженным относительно других показателей. Отсутствуют какие-либо признаки степени хронического утомления и собственно утомления.

В целом можно констатировать, что результаты группы, полученные по данной методике, являются положительными.

На следующем этапе мы изучили характеристики контрольной и экспериментальной групп и провели сравнительный анализ результатов обеих групп по критерию Манна-Уитни для подтверждения отсутствия различий в группах до проведения исследования.

Таблица 2

Средние показатели неблагоприятных состояний экспериментальной и контрольной группы у выборки офицеров запаса

Показатели

Ср. арифметическое экспериментальной группы

Ср. арифметическое контрольной группы

U

Р

Нервно-психическое напряжение

38,21+3,5

36,14+3,1

74,00

0,280

Степень хронического утомления

4,57+3,2

2,29+2,7

58,00

0,070

Утомление

16,21+4,4

13,93+2,9

66,50

0,206

Монотония

20,50+5,2

18,36+3,5

77,50

0,927

Пресыщение

17,07+3,3

13,8+3,9

46,00

0,748

Стресс

18,64+3,9

16,36+3,1

70,00

0,395

 

Из таблицы мы видим, что достоверных различий не обнаружено. Это свидетельствует о том, что до экспериментального воздействия группы различаются незначительно, поэтому мы можем проводить исследование, направленное на выявление изменений показателей экспериментальной группы, сравнивая ее с показателями контрольной группы, на которую не было оказано воздействия.

На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной группы до воздействия и после для выявления различий. Мы сравнили показатели с помощью дисперсионного анализа (по критерию Фишера).

В приведенной ниже таблице указаны средние значения показателей до воздействия и после. Также в таблице отражены направления изменений, значения критерия Фишера (F) и уровень значимости (р).

Таблица 3

Показатели утомления, монотонии, пресыщения, стресса, степени хронического утомления, нервно-психического напряжения у экспериментальной группы до и после воздействия.

Показатели у экспериментальной группы

Показатели до воздействия

Показатели после воздействия

Направление изменения

F

P

Утомление

16,21

14,57

Нет

0,88

0,36

Монотония

20,5

18,64

Нет

1,01

0,33

Пресыщение

17,07

14,79

Уменьшает

4,11

0,05*

Стресс

18,64

16,86

Нет

1,36

0,26

Степень хронического утомления

4,57

2,29

Уменьшает

4,36

0,05*

Нервно-психическое напряжение

38,21

36,43

Нет

1,87

0,19

 

Из таблицы мы можем наблюдать следующие изменения: уменьшения уровня монотонии после проведения тренировки и уменьшения показателей степени хронического утомления. Наибольшие изменения наблюдаются у показателя степень хронического утомления (F=4,36), а значит проведенное воздействие оказало наибольшее воздействие на данную характеристику. Меньшие изменения мы можем наблюдать у показателя пресыщение (F=4,11), это свидетельствует о наличии менее выраженном влиянии проведенной тренировки на данную характеристику участников.

Следующим важным этапом исследования стало проведение сравнительного анализа результатов контрольной группы в начале и в конце исследований, для обнаружения изменений показателей у группы, на которую не было оказано воздействия. В таблице №4 приведены средние значения показателей группы, полученных при первичном и повторном тестировании, а также результаты проведенного сравнительного анализа по Т критерию Вилкоксона.

Таблица 4

Показатели утомления, монотонии, пресыщения, стресса, степени хронического утомления, нервно-психического напряжения у экспериментальной группы до и после воздействия

 

Показатели у экспериментальной группы

Показатели до воздействия

Показатели после воздействия

Направление изменения

F

P

Утомление

16,21

14,57

Нет

0,88

0,36

Монотония

20,5

18,64

Нет

1,01

0,33

Пресыщение

17,07

14,79

Уменьшает

4,11

0,05*

Стресс

18,64

16,86

Нет

1,36

0,26

Степень хронического утомления

4,57

2,29

Уменьшает

4,36

0,05*

Нервно-психическое напряжение

38,21

36,43

Нет

1,87

0,19

 

Из таблицы мы можем наблюдать следующие изменения: уменьшения уровня монотонии после проведения тренировки и уменьшения показателей степени хронического утомления. Наибольшие изменения наблюдаются у показателя степень хронического утомления (F=4,36), а значит проведенное воздействие оказало наибольшее воздействие на данную характеристику. Меньшие изменения мы можем наблюдать у показателя пресыщение (F=4,11), это свидетельствует о наличии менее выраженном влиянии проведенной тренировки на данную характеристику участников.

Следующим важным этапом исследования стало проведение сравнительного анализа результатов контрольной группы в начале и в конце исследований, для обнаружения изменений показателей у группы, на которую не было оказано воздействия. В таблице №5 приведены средние значения показателей группы, полученных при первичном и повторном тестировании, а также результаты проведенного сравнительного анализа по Т критерию Вилкоксона.

Таблица 5

Показатели утомления, монотонии, пресыщения, стресса, степени хронического утомления, нервно-психического напряжения у контрольной группы в начале и в конце исследования

Показатели у экспериментальной группы

Показатели до воздействия

Показатели после воздействия

Направление изменения

F

P

Утомление

13,93

14

Нет

2,0

0,59

Монотония

18,36

18,57

Нет

5,0

0,50

Пресыщение

13,8

13,8

Нет

1,5

1,0

Стресс

16,36

16

Нет

1,0

0,14

Степень хронического утомления

2,29

2,57

Нет

2,5

0,36

Нервно-психическое напряжение

36,14

35,93

Нет

1,0

0,29

 

Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют об отсутствии значимых изменения показателей.

Обсуждение результатов

Негативные состояния в большей или меньшей степени являются частью жизни каждого специалиста и полностью от них избавиться невозможно. Однако существует возможность снизить степень их влияния на психику человека. Существует множество различных методов борьбы с негативными состояниями, в том числе, методы саморегуляции, влияние которых на состояние сотрудников мы изучали в проведенном исследовании.

Анализируя результаты проведенного исследования, мы можем сказать, что проведенная тренировка «прогрессивно-мышечная релаксация» оказала влияния на такие характеристики экспериментальной группы, как степень хронического утомления и пресыщения. По показателям стресса и утомления качественных изменений после проведения тренировки не наблюдается.

Очень важно для каждого специалиста служебной деятельности уметь регулировать свое поведение и состояние, чтобы иметь возможность оказать помощь не только другим, но и себе. Методы саморегуляции направлены на поддержание нормального состояния специалистов, восстановление их работоспособности, снижение уровня утомления и нервно-психического напряжения, а также на активацию, концентрацию и настрой специалистов перед выполнением важных заданий и проведенное нами исследование является этому подтверждением. Исследование предполагает дальнейшую работу по данной теме.

 

Заключение

Проанализировав результаты, полученные в ходе проведенного нами исследования, мы можем сформулировать следующие выводы.

  1. Наиболее выраженными неблагоприятными состояниями у офицеров запаса, принявших участие в исследовании, являются нервно-психическое напряжение, монотония, пресыщение и стресс. Вероятно, деятельность специалистов является достаточно напряженной и экстремальной, о чем свидетельствует уровень стресса и нервно-психического напряжения, однако показатели пресыщения и монотонии свидетельствуют о достаточно однообразном и жестко регламентированном характере их работы.
  2. Проведенная в качестве воздействия методика прогрессивно-мышечной (нервно-мышечной) релаксации по Джекобсону в нашей модификации оказала положительное влияние на показатели степени хронического утомления и пресыщения. Результатом прогрессивно-мышечной релаксации является снижение уровня напряжения и нормализация психоэмоционального состояния. Как мы видим из результатов исследования, имеются значимые изменения в состоянии специалистов, а значит данный метод саморегуляции можно считать эффективным.

 

Ограничения полученных результатов. Результаты получены для офицеров запаса молодого возраста. Результаты не могут быть перенесены на группы более взрослого возраста или группы иного профиля. Также результаты получены для методики «Прогрессивная мышечная релаксация» и не могут быть распространены на другие методики саморегуляции.

Перспективы исследования. Начато изучение влияния методов саморегуляции на неблагоприятные состояние специалистов служебной деятельности. На наш взгляд, перспективным является изучение влияние иных методов саморегуляции на специалистов, а также влияние методов саморегуляции на специалистов разных возрастов. Также интересным может быть исследование с проведением более длительного воздействия, тренировки прогрессивной мышечной релаксации на протяжении месяца и более.

Marina I. Morozova

Pushkin Leningrad State University

Email: morozovami@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-5143-5110
SPIN-code: 8172-7644

Russian Federation, 196605, the Russian Federation, St. Petersburg, Pushkin, Petersburgskoye shosse, 10 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Educational Technologies

Ksenia V. Kupchik

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: kupchikkv@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-3080-1901

Russian Federation, 27051, Moscow, Sretenka str., 29 student of the Faculty of "Extreme Psychology"

Maria Yu. Yashneva

Moscow State University of Psychology and Education

Email: maria@yashnev.ru
ORCID iD: 0009-0002-9094-3039

Russian Federation, 27051, Moscow, Sretenka str., 29 student of the Faculty of "Extreme Psychology"

    1. Alekhin A.I., Meteleva A.A. Metody samoregulyatsii psikhicheskikh sostoyanii kak sposoby bor'by so stressom v sovremennykh usloviyakh [Methods of self-regulation of mental states as ways of dealing with stress in modern conditions]. Molodoy uchenyi = Young Scientist, 2019, no. 2 (240), pp. 315–316. (In Russ.).
    2. Berezina T.N., Ekimova V.I., Kokurin A.V., Orlova E.A. Ekstremal'nyi obraz zhizni kak faktor ee individual'noi prodolzhitel'nosti [Extreme lifestyle as a factor in its individual duration]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal. 2018. Vol. 39, no. 3, pp. 70–78. doi: 10.7868/S0205959218030066 (In Russ.).
    3. Vodop'ianova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. Saint Petersburg: Piter, 2009. 329 p. (In Russ.).
    4. Gabdreeva G.Sh., Yusupov M.G. Samoregulyatsiya psikhicheskikh sostoyaniy: psikhologicheskie tekhnologii i diagnostika [Self-regulation of psychological states: psychological technologies and diagnostics]. Kazan': Otechestvo, 2013. 153 p. (In Russ.).
    5. Gambashidze, G.M. Osobennosti funktsional'nogo sostoyaniya rabotayushchih i sub'yektivnaya otsenka vozniknoveniya i proyavleniya chuvstva monotonnosti pri konvejernom trude [Features of the functional state of workers and a subjective assessment of the occurrence and manifestation of a sense of monotony during assembly line work]. Gigiena truda i professional'nye zabolevaniya = Occupational hygiene and occupational diseases, 1980, no. 7, pp. 10–15. (In Russ.).
    6. Dmitrieva L.G., Bulatova K.A. Raznonapravlennye kharakteristiki monotonii kak neravnovesnogo sostoyaniya lichnosti [The multidirectional characteristics of monotony as a non-equilibrium state of personality]. Differentsial'naya psikhologiya i psikhofiziologiya segodnya: sposobnosti, obrazovanie, professionalism = Differential psychology and psychophysiology today: abilities, education, professionalism, 2021, no. 1, pp. 226–229. (In Russ.).
    7. Istratova O.N. Psikhodiagnostika. Kollektsiia luchshikh testov [Psychodiagnostics. The collection of the best tests]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011. 375 p. (In Russ.).
    8. Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiya stressa. Moscow: Nauka, 1983. 368 p. (In Russ.).
    9. Kokurin A.V., Krasov D.A., Mokretsov A.I. Psihologicheskie faktory, sposobstvuyushchie povysheniyu effektivnosti sluzhebnoi deyatel'nosti sotrudnikov podrazdelenii okhrany Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii Rossii [Psychological factors contributing to improving the efficiency of the performance of employees of the security units of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Voprosy psihologii ekstremal'nyh situacii = Questions of the psychology of extreme situations, 2007, no. 3, pp. 40–50. (In Russ.)
    10. Leonova A.B., Kuznetsova A. S. Psikhologicheskie tekhnologii upravleniya sostoyaniem cheloveka [Psychological technologies of human condition management]. Moscow: Smysl. 2015. 311 p. (In Russ.)
    11. Morosanova V.I. Individual'naya samoregulyatsiya i kharakter cheloveka [Individual self-regulation and human character]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, 2007, no. 3, pp. 59–68. (In Russ.).
    12. Morosanova V.I. Lichnostnye aspekty samoregulyatsii proizvol'noi aktivnosti cheloveka [Personal aspects of self-regulation of any human activity]. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal, 2002. Vol. 23, no. 6, pp. 5–17. (In Russ.).
    13. Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Obshchaya sposobnost' k samoregulyatsii: operatsionalizatsiya fenomena i eksperimental'nyi podkhod k diagnostike ee razvitiya [The general ability to self-regulation: the operationalization of the phenomenon and an experimental approach to the diagnosis of its development]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, 2016, no. 2, pp. 109–123. (In Russ.)
    14. Rozenova M.I., Yekimova V.I., Kokurin A.V., Ognev A.S., Yefimova O.S. Stress i strakh v ekstremal'noi situatsii [Stress and fear in extreme situations]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2020. Vol. 9, no. 1, pp. 94–102. doi: 10.17759/jmfp.2020090110 (In Russ.).
    15. Ronginskaya T.I. Sistemnyi podkhod k analizu psikhologicheskikh ponyatiy: vklad V.A. Ganzena v razvitie rossiyskoy psikhologii [A systematic approach to the analysis of psychological concepts: V.A. Hansen's contribution to the development of Russian psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Psychology, 2022. Vol. 12, no. 1, pp. 55–70. DOI:10.21638/spbu16.2022.105 (In Russ.).
    16. Hobfoll S.E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist, 1989. Vol. 44(3), pp. 513–524. doi: 10.1037//0003-066X.44.3.513

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy