Assessing Predisposition to Unsafe Behavior: Standardization of the Methodology
- Authors: Berezina T.N.1
- Affiliations:
- Moscow Institute of Psychology and Sociology
- Issue: Vol 1, No 4 (2024)
- Pages: 65-78
- Section: Methodological Tools
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/5522
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010405
- Cite item
Abstract
The work is aimed at studying the connection between value-semantic indicators and the author's technique for modeling extreme situations to assess the respondent's predisposition to commit unsafe acts was standardized. The technique includes two models: “mine” and “bomb”. The model is two sheets of paper (two tracks), behind one of which a conventional explosive is placed, the “mine" is a five-ruble coin, the “bomb” is a lid 8–10 mm high and 68–70 mm in diameter. The subject's task is to walk along the safe sheet without stepping on the sheet hiding the explosive. Four tests are conducted. The following methods were used for standardization: 1) the author's technique for modeling extreme situations; 2) subjective assessment of unsafe behavior; 3) survey of the causes of erroneous reactions; 4) calculation of mathematical statistics: descriptive statistics, Spearman correlation coefficient, Cronbach's alpha. Subjects: psychology students specializing in extreme profiles — 100 people. Result: the method has subjective validity (r = 0.71) and structural reliability (Cronbach's alpha = 0.52). The average number of steps on a conventional “mine” = 2.1 + 0.89; it corresponds to the mathematical expectation calculated for this model. The average number of steps on a conventional “bomb” = 0.3 + 0.66. We defined the norm as: 0 steps; excess characterizes the presence of a predisposition to unsafe behavior in extreme conditions. Conclusion: it is recommended to use the experimental “bomb” model to assess the respondent's predisposition to unsafe behavior.
Введение
Экстремальная ситуация — это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности и благополучию как самого человека, так и значимых для него окружающих. Экстремальные ситуации представляют для человека большие объективные и психологические трудности, заставляющие его приложить все усилия и оптимально использовать свои личностные способности для достижения успеха и обеспечения безопасности [5]. С психологической точки зрения экстремальные условия включают не только внешние факторы. Особое значение имеет внутренний (личностный) аспект восприятия экстремальных условий. Именно внутренние факторы играют важную роль в оценке экстремальности состояний и могут влиять на человека даже при отсутствии или очень малом проявлении внешних факторов. При этом ситуация определяется именно как опосредующий элемент между условиями среды и индивидуально-личностными особенностями субъекта в контексте проблем двойной детерминации деятельности. Экстремальность ситуации будет зависеть и от отношений интерпретируемого образа объективных условий и внутреннего состояния в пределах актуальной мотивации, наличного опыта и личностных предпочтений [12].Организация исследования
Методы исследования.
- Методы моделирования экстремальных ситуаций «Мина» и «Бомба». Методики были предназначены для оценки готовности респондента к совершению небезопасных действий в экстремальных ситуациях. Готовность определялась количеством ошибок, делаемых испытуемыми при возникновении опасности. Возможные варианты были от 0 до 4 ошибок.
- «Мина». «Мина» представляет собой 5-рублевую монету. Она кладется на пол, сверху на нее — лист бумаги формата А4. Рядом кладется другой лист, под которым ничего нет. Испытуемому предлагается рассмотреть, как выглядит «заминированный» лист (с подложенной монетой) и «незаминированный» лист.
- «Бомба». Эксперимент организовывался аналогично, только вместо «мины», закладывалась «бомба». Под один из двух листов бумаги подкладывалась металлическая крышка (диаметр 68–70 мм, высота 8–10 мм) — условная «бомба». До начала проведения опытов испытуемому давалась возможность рассмотреть, как выглядят лист с подложенной «бомбой» и пустой лист. Лист с бомбой приподнимается над полом в месте закладки на 8–10 мм. Там, где длинная сторона листа должна касаться пола, остается небольшой зазор между бумагой и поверхностью (2–3 мм).
- Для оценки субъективной валидности методики использовалась шкала самооценки. Респонденту после четырех попыток предлагалось оценить вероятность того, что он наступил на бомбу хотя бы один раз, по следующей шкале: 0 баллов — не наступал; 1 — не знаю; 2. — наступил хотя бы один раз. Он проводил оценку до того, как ему было сообщено реальное количество заступов.
- Опрос субъективных причин заступа на «бомбу».
- Методы математической статистики:
- Инструктирование. Проведение эксперимента «мина». Сообщение результатов.
- Инструктирование. Проведение эксперимента «бомба».
- Оценка субъективной валидности модели «бомба». Испытуемым предлагалось оценить, сколько раз, по их мнению, они наступили на «бомбу». На этом этапе они еще не знали реального количества своих заступов.
- Сообщение результатов эксперимента «бомба». На этом этапе испытуемым сообщалось, сколько раз они на самом деле наступили на «бомбу» и какие это были разы (номера проб, в которых они наступили).
- Опрос о причинах совершения небезопасных действий у тех, кто их совершал. Испытуемым, наступившим на «бомбу», предлагалось ответить на вопрос, почему, на их взгляд, они наступили на «бомбу».
- Вычисление статистик.
Результаты
«Мина», среднее арифметическое | «Мина», стандартное отклонение | «Бомба», среднее арифметическое | «Бомба», стандартное отклонение |
2,1 | 0,89 | 0,3 | 0,66 |
Среднее значение реального заступа на «бомбу» | Среднее значение субъективной оценки количества заступов | r | p |
0,3 | 0,3 | 0,71 | 0,05 |
% заступов в пробе 1 | % заступов в пробе 2 | % заступов в пробе 3 | % заступов в пробе 4 | Альфа Кронбаха |
6 | 2 | 4 | 10 | 0,52 |
Обсуждение результатов
Заключение
Приложение
Методика «Оценка предрасположенности респондента
к небезопасному поведению в экстремальных ситуациях:
модели «Мина» и «Бомба»»
Описание
Экстремальная ситуация — это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности и благополучию как самого человека, так и значимых для него окружающих.
Предрасположенность к небезопасному поведению нами определяется как наличие у человека внутренних предпосылок к совершению действий, ведущих к опасным для жизни последствиям.
Модель «Мина»
«Мина» представляет собой 5-рублевую монету. Она кладется на пол и сверху на нее — лист бумаги формата А4. Рядом кладется другой лист, под которым ничего нет. Испытуемому предлагается рассмотреть, как выглядит «заминированный» лист (с подложенной монетой) и «незаминированный» лист.
После чего испытуемый удаляется из помещения и подготавливается экспериментальная ситуация.
На пол в полуметре друг от друга кладется два листа. Под один из листов помещается условная взрывчатка — «мина». Закладка «мины» определяется случайным образом по броску монеты.
Модель предполагает, что человек подошел к развилке дороги, ему известно, что одна из развилок заминирована, а другая безопасна. Развилки обозначены листами бумаги. Ему нужно обязательно пройти, наступив на какой-либо лист (или правый или левый), другой дороги нет. Его задача: пройти по безопасной дороге. Он может рассмотреть сверху или наклонившись оба листа бумаги и выбрать безопасный маршрут (лист, под котором нет мины). Иначе говоря, наступить на лист, под которым монеты нет, и проигнорировать лист, под которым монета лежит.
Потом испытуемый удаляется, опыт повторяется. Месторасположение мины (под правым или под левым листом) также определяется заново, случайным образом.
Всего делается четыре пробы, для каждой «мина» закладывается снова случайным образом.
Результат (количество ошибок) сообщается испытуемому только после завершения всех попыток и полного окончания эксперимента.
Эта модель не несет диагностического характера. Монета под листом бумаги обычно человеком не определяется визуально, и он делает случайный выбор. Количество небезопасных заступов обычно равно статистической вероятности.
Мы проводим это моделирование в качестве подготовки респондента к основному эксперименту (модель «бомба»).
Модель «Бомба»
«Бомба» представляет собой крышку диаметром 68–70 мм, высотой 8–10 мм. Она кладется на пол и сверху на нее — лист бумаги формата А4. Рядом кладется другой лист, под которым ничего нет. Испытуемому предлагается рассмотреть, как выглядит лист с «бомбой» (под который подложена крышка) и «пустой» лист (под которым ничего нет). Лист, под которым находится бомба, немного приподнимается в месте закладки на 8–10 мм. Там, где длинная сторона листа должна касаться пола, остается небольшой зазор между бумагой и поверхностью (2–3 мм).
После чего испытуемый удаляется из помещения и подготавливается экспериментальная ситуация.
На пол в полуметре друг от друга кладется два листа. Под один из листов помещается условная взрывчатка — «бомба». Закладка «бомбы» определяется случайным образом по броску монеты.
Модель предполагает, что человек подошел к развилке дороги, ему известно, что на одной из развилок заложена бомба, а другая безопасна. Развилки обозначены листами бумаги. Ему нужно обязательно пройти, наступив на какой-либо лист (или правый или левый), другой дороги нет. Он может рассмотреть сверху или наклонившись над ними оба листа бумаги и выбрать безопасный маршрут (лист, под котором нет мины). Прикасаться к листам нельзя. Его задача: пройти по безопасной дороге. Иначе говоря, наступить на лист, под которым крышки нет и проигнорировать лист, под которым крышка лежит.
Потом испытуемый удаляется, опыт повторяется. Месторасположение бомбы (под правым или под левым листом) также определяется заново, случайным образом.
Всего делается четыре пробы, для каждой «бомба» закладывается снова случайным образом.
Результат (количество ошибок) сообщается испытуемому только после завершения всех попыток и полного окончания эксперимента.
Предрасположенность к небезопасному поведению определяется количеством заступов на лист, под которым находилась условная «бомба».
Статистические нормы.
Для модели «мина». Среднее количество заступов: 2. Средний диапазон: 2,1+0,89.
Для модели «бомба». Среднее количество заступов: 0. Средний диапазон: 0,3+ 0,66.
Норма для предрасположенности к небезопасному поведению: 0 заступов.
Интерпретация. Любое превышение количества заступов в модели «бомба» рассматривается как возможная причина совершить неблагоразумное действие в экстремальной ситуации.
Ошибки в первой пробе могут говорить о возникновении в экстремальной ситуации у респондента состоянии растерянности. Ошибки в последней пробе могут свидетельствовать о наличии у испытуемого тенденции к притуплению чувства опасности.
Tatiana N. Berezina
Moscow Institute of Psychology and Sociology
Author for correspondence.
Email: tanberez@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-8188-237X
SPIN-code: 2727-4306
Russian Federation, 127051, Moscow, st. Sretenka, 29. Doctor of Psychology, Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology
- Aldasheva A.A., Zelenova M.Ye., Runets O.V. Tolerantnost' k neopredelennosti i doveriye k sebe u professionalov ekstremal'nykh vidov truda [Tolerance of uncertainty and self-trust in professionals engaged in extreme types of work]. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Organizational psychology and labor psychology, 2020. Vol. 5, no.3, pp. 137–156. doi: 10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.007 (In Russ.).
- Vasil'yev M.A. Modelirovaniye ekstremal'nykh situatsiy v ognevoy podgotovke slushateley na etape pervonachal'noy professional'noy podgotovki: Metodicheskiye rekomendatsii [Modeling extreme situations in fire training of students at the stage of initial vocational training: Methodological recommendations]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut MVD Rossii, 2022. 48 p. (In Russ.).
- Gvozdeva A.A., Zinatullina A.M. Effektivnost' primeneniya virtual'nykh tekhnologiy dlya obucheniya studentov tekhnikam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Efficiency of using virtual technologies for teaching students life safety techniques]. Psikholog = Psychologist, 2023, no. 5, pp. 193–205. doi: 10.25136/2409-8701.2023.5.68725 (In Russ.).
- Yekimchik O.A., Kryukova T.L. Russkoyazychnaya adaptatsiya oprosnika samovosprinimayemoy gibkosti sovladaniya so stressom [Russian-language adaptation of the questionnaire of self-perceived flexibility of coping with stress]. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, 2020, no. 5, pp. 145–156. (In Russ.).
- Magomed-Eminov M.Sh. Opredeleniye ekstremal'noy situatsii [Definition of an extreme situation]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal = Russian Psychological Journal, 2009. Vol. 6, no. 1, pp. 13–24. doi: 10.21702/rpj.2009.1.1 (In Russ.).
- Noss I.N. The influence of the method and instrument of measuring intelligence on the assessment of the dynamics of cognitive functions of employees. Ekstremal’naya psikhologiya i bezopasnost’ lichnosti = Extreme Psychology and Personal Safety, 2024. Vol. 1, no. 1, pp. 5–14. doi: 10.17759/epps.2024010101 (In Russ.).
- Petrovskiy V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub'yektnosti [Personality in Psychology: the Paradigm of Subjectivity]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 272 p. (In Russ.).
- Pozdnyakov V.M. O razrabotke sovremennoy modeli obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti [On the Development of a Modern Model of Ensuring Information and Psychological Security]. Ekstremal'naya psikhologiya i bezopasnost' lichnosti = Extreme Psychology and Personal Security, 2024. Vol. 1, no. 1, pp. 44–58. doi: 10.17759/epps.2024010105 (In Russ.).
- Serpik V.D. Sostoyaniya, perezhivayemyye chelovekom, nakhodyashchimsya v sostoyanii stressa. Rekomendatsii po vosstanovleniyu normal'nogo psikhologicheskogo sostoyaniya v ekstremal'nykh situatsiyakh [States experienced by a person under stress. Recommendations for restoring a normal psychological state in extreme situations]. Obrazovaniye i pravo = Education and Law, 2024. No.1, pp. 248–252. doi: 10.24412/2076-1503-2024-1-248-252 (In Russ.).
- Sobchenko A.M. Opredeleniye effektivnosti psikhologicheskikh tekhnologiy treninga v preduprezhdenii i preodolenii psikhologicheskogo stressa u pilotov [Determining the effectiveness of psychological training technologies in preventing and overcoming psychological stress in pilots]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal = National Psychological Journal, 2024. Vol. 19, no. 1, pp. 144–157. doi: 10.11621/npj.2024.0110 (In Russ.).
- Rozenova M.I., Ognev A.S., Yekimova V.I., Kokurin A.V. Sovremennyye antistress-tekhnologii v professiyakh ekstremal'nogo i pomogayushchego tipa [Modern anti-stress technologies in extreme and helping professions]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern foreign psychology, 2023. Vol. 12, no. 3, pp. 19–30. doi: 10.17759/jmfp.2023120302 (In Russ.).
- Solntseva G.N. Situatsionnyy podkhod: tipy situatsiy i psikhologicheskiye osobennosti [Situational approach: types of situations and psychological characteristics]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2021. Vol. 18, no. 3, pp. 525–543. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-525-543 (In Russ.).
- Rozenova M.I., Yekimova V.I., Kokurin A.V., et al. Stress i strakh v ekstremal'noy situatsii [Stress and fear in extreme situations]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern foreign psychology, 2020. Vol. 9, no. 1, pp. 94–102. doi: 10.17759/jmfp.2020090110 (In Russ.).
- Struganov S.M., Panov Ye.V. Modelirovaniye situatsiy resheniya operativno-sluzhebnykh zadach kak odin iz effektivnykh sposobov povysheniya professional'nykh kachestv sotrudnikov politsii [Modeling situations of solving operational and service tasks as one of the effective ways to improve the professional qualities of police officers]. Nauchnyy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. No. 2(20), pp.108–115. (In Russ.).
- Kharlamenkova N.Ye., Nikitina D.A. Stikhiynyye bedstviya i ugrozhayushchiye zhizni zabolevaniya: psikhologicheskiye posledstviya i osobennosti sovladaniya [Natural disasters and life-threatening diseases: psychological consequences and features of coping]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya = Clinical and special psychology, 2020. Vol. 9, no. 2, pp. 196–212. doi: 10.17759/cpse.2020090210 (In Russ.).
- Shoygu Yu.S. Psikhologiya ekstremal'nykh situatsiy [Psychology of extreme situations.]. Sankt-Peterburg: Piter, 2024. 272 p. (In Russ.).
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.