On the development of a modern model for ensuring information and psychological security

Abstract


An analysis of modern scientific trends in the study and development of measures to ensure information and psychological security to counter threats and dangers in the framework of the information and psychological war waged against Russia is presented. Criticism was carried out in relation to the current "security and protective model of counteraction", initially doctrinally substantiated by lawyers and included in domestic legislation on security.  The prospects of the approach based on the interdisciplinary "preventive-cultural model" are shown, where the system-forming ones are psychological predictors reflecting the role of subjective activity of individual and group subjects. Taking into account the philosophical concept of anthropo-proportionality, the importance of methodological orientation in further research and program-project activities on such imperatives in the implementation of the "preventive-cultural model" of ensuring information and psychological security as preventive-victim and cultural-developmental is substantiated.


Введение

Сегодня россияне живут в условиях растущего числа угроз и опасностей, исходящих сразу из двух сфер реальности: во-первых, из динамичного офлайн-бытия, во многом осложненного тем, что Россия с февраля 2022 года проводит специальную военную операцию в Украине и, вследствие этого, против России действуют масштабные санкции; во-вторых, из-за растущего, в целом, време­ни пребывания в онлайн-бытии цифрового пространства.
При этом если по поводу офлайн-бытия у людей сохраняется надежда на защиту от государства и его органов, то от деструктивных влияний в цифровой реальности, которых год от года становит­ся всё больше, они вынуждены пока, преимущественно, защищаться сами.
Сегодня в ходе опросов, направленных на выявление разных угроз, связанных с ведущейся в цифровом пространстве информационной войной, на наличие этих угроз указывают более 80% взрослых россиян и еще больше — школьников и студентов [1].

Учитывая это, можно констатировать, что актуальным является анализ подходов ученых к изу­чению информационно-психологической безопасности и разработке моделей ее обеспечения.

Понятие информационная война и безопасность

Как известно, информационные войны реализуются на основе разноплановых психотехнологий, дающих возможность изменять сознание и поведение людей, пошагово создавая почву для внедре­ния необходимого для инициатора воздействий. Именно такая функция информационно-психоло­гической войны была изначально обозначена в книге «Психологическая война» (1954) Полем Лайнбарджером — американским психологом, являвшимся консультантом Пентагона по организа­ции подрывной пропаганды [21, с. 335—336]. В последующем американский ученый Томас Рона, являвшийся научным советником Министерства обороны США и Белого дома при президентах Рейгане и Буше, способствовал тому, что воздействия стали более скрытными и многоплановыми, т.к. уже базировались на возможностях «оцифровки» методов и способов ведения психологической войны [32]. В конце ХХ столетия была обоснована концепция прокси-войны, где инструментом стали комплексные информвоздействия на общественное сознание и поведение граждан страны, являющейся геополитическим противником [8].
В XXI веке появилась возможность целенаправленно проводить в рамках гибридных войн и ментальные информационные акции. Согласно А.М. Ильницкому, ментальная война, ведущаяся в медиапространстве, «это скоординированная совокупность разномасштабных действий и опера­ций, направленных на «оккупацию» сознания противника в целях паралича его воли, деморализа­цию армии и общества, уничтожение духовно-нравственных ценностей, традиций и культурно­-исторических основ государства, «стирание» национальной идентичности народа» [7]. В современ­ной военной стратегии США ментальную войну, ведущуюся с использованием технологий «искус­ственного интеллекта» и «больших данных», рассматривают как «шестой домен», наряду с опера­циями наземными, морскими, в воздушном, космическом и киберпространстве.
По мнению ученых, для противодействия ментальным информакциям необходимы меры по раз­витию у людей информационно-психологической грамотности [8], причем с учетом специфики без­опасности лингвистической [2] и когнитивной [12]. Ведь в информационной войне, согласно психо­логу А.И. Юрьеву, задействуются разноплановые методики, в результате чего в свою противополож­ность начинают обращаться все создававшиеся прежде людьми микро- и макро-информационные конструкции, т.к. в информационных акциях противопоставляют: объективности информации — фальсифицирующую информацию, системности информации — дезориентирующую информацию, организованности информации — деморализующую информацию, достаточности информации — дестабилизирующую информацию, ясности информации — дезинформацию, конкретности информа­ции — дезорганизующую информацию, практичности информации — дискредитирующую информа­цию, необходимости информации — дезинтегрирующую информацию [30, с. 110—111].
В наглядном виде угрозы безопасности, связанные с информационной войной, представлены на Рисунок 1.

Рис. 1. Современные угрозы в цифровом мире

Акценты по совершенствованию обеспечения информационно-психологической
безопасности в современных исследованиях

Анализ отечественных публикаций и диссертационных исследований последних трех лет свиде­тельствует, что учеными учтены требования Приказа Минобрнауки России от 24.02.2021 №118, которым — как в название ряда научных направлений, так и в паспорта научных специальностей — добавлены положения по безопасности. Рассмотрим, к каким выводам и рекомендациям пришли ученые — представители разных наук.
Философия
Д.В. Биндас в кандидатской диссертации на тему «Философская парадигма информационной войны и обеспечения медиабезопасности» (2023) многопланово раскрыл, почему обеспечение порядка в медиаполе до настоящего времени остается уязвимым, а масштабирование проблем (из- за роста неверифицированных фактов, подмены понятий, применения двойных стандартов, замал­чивания событий и др.) усложняет реализацию механизмов контрмер, направленных на безопасное существование людей в цифровом мире.
И.А. Медякин в кандидатской диссертации на тему «Военная безопасность российского обще­ства в условиях новой информационной реальности» (2023) отмечает, что расширение диапазона возможностей деструктивного воздействия за счет «мирных» средств и, в первую очередь, инфор­мационного характера, требует модернизации системы военной безопасности с обоснованием нового подхода к противоборству.
В кандидатской диссертации Д.Н. Кравцова на тему «Духовная безопасность личности в совре­менном российском обществе» (2023) аргументировано показывается, что наибольшую опасность представляет девальвация традиционных ценностей, происходящая на фоне усилий Запада по деи­деологизации и социокультурному расслоению в России, манипулирования национальным самосо­знанием, «экспансии поп-культуры» и пропаганды асоциальных эталонов гедонистического пове­дения. По мнению ученого, для противодействия требуются постоянный мониторинг и анализ на основе методологии паспортизации воздействий, а также ввод целевых мер на уровне еще потен­циальной угрозы духовной безопасности личности.
Общей позицией, отстаиваемой в работах философов, является то, что ими доказывается необ­ходимость, с одной стороны, обосновать новую концепцию «системы безопасности», отражаю­щую специфику превенции расширившего спектра угроз геополитического, социально-экономи­ческого, военно-технологического, информационного и духовного характера, а с другой стороны, обеспечить повышение компетентности разных субъектов противодействия, в том числе и психо­логической.
В связи с этим учеными, как и в ранее проведенных монографических исследованиях [17], обо­сновываются предложения по оптимизации связей и взаимодействия разноплановых субъектов — в том числе сотрудников госорганов, представителей конфессий и гражданского общества — по предупреждению, реагированию и защите граждан России от неприемлемых угроз, вызовов, рисков и опасностей.

Политология

В докторской диссертации Р.С. Выходца на тему «Политика обеспечения информационно-пси­хологической безопасности в зоне ответственности Организации Договора коллективной безопас­ности» (2023) раскрыты предметные поля современного информационно-психологического проти­воборства (см. Рисунок 2).
Согласно Р.С. Выходцу, современная транспарентная информационная среда привела к стира­нию границ между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства, а поэтому России — как государству, которое стремится к суверенитету, — надо избрать в качестве безусловного приоритета построение надежной системы безопасности в цифровом пространстве.
В связи с этим ученый предлагает под информационно-психологической безопасностью пони­мать состояние защищенности существующей в государстве системы формирования общественно­го мнения и принятия решений, психики должностных лиц, общественных деятелей и населения от деструктивного идеологического и психологического воздействия в информационной среде. При том, что воздействие может иметь и организованную, и дискурсивную природу.

Рис. 2. Предметные поля современных концепций информационного противоборства (по Р.С. Выходец, 2023)

По мнению ученого, противодействие деструктивным воздействиям нужно осуществлять, используя возможности генеративных и рекомендательных систем на основе технологий искус­ственного интеллекта. Причем, с учетом: уже сложившихся в мире двух геоинформационных про­странств и разработки единой политики на уровне ОДКБ, специфики в области мировоззренческо­го, медийного и когнитивного компонентов контрвоздействий.

Юриспруденция

Среди растущего числа монографических исследований юристов научной новизной и масштаб­ностью затронутых проблем выделяется докторская диссертация А.А. Смирнова на тему «Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации» (2022).

В ней показано, что в нашей стране при наличии обновленной «Стратегии национальной безо­пасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 2.07.2021 №400, дей­ственная модель обеспечения информационно-психологической безопасности на основе системно­го видения правовых механизмов противодействия в условиях глобального информационного общества — пока отсутствует.

Ученый доказывает, что для обеспечения данного вида безопасности важно повышение цифро­вой грамотности населения, в том числе с внедрением мер просвещения и обучения граждан инструментам профилактики и защиты от информугроз. Ученый считает, что юристы должны выйти на разработку — с учетом международных правовых актов — ряда стандартов, и, после их принятия, довести до граждан и организаций следующие нормы:

  • о допустимости ограничения основных прав человека, включая свободу слова, в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц, в том числе защиты прежде всего детей от вредной информации и коммуникации;
  • о правомерности введения ограничений на оборот информации в средствах массовой инфор­мации и сети Интернет;
  • о необходимости криминализации наиболее опасных контентных и коммуникационных угроз и применения мер государственного принуждения к виновным физическим и юридическим лицам;
  • о целесообразности существования на национальном уровне механизмов сорегулирования и саморегулирования информационной сферы в интересах безопасности.

Психология

Учеными, занимающимися проблемой повышения личной безопасности сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, продолжалась разработка психотехнических мер по моде­ли «Звезда выживаемости» (Рисунок 3), которая была создана в 1980-х годах сотрудниками науч­ного подразделения ФБР (США) и имплементирована в отечественную психопрактику благодаря пособиям профессоров А.В. Буданова и А.И. Папкина.

Рис. 3. Основные факторы личной безопасности сотрудников («Звезда выживания»)

В контексте модели «Звезда выживания» современные ученые (М.В. Виноградов, О.А. Ульянина, 2020; М.Г. Синякова, И.Г. Шевелева, 2020; Т.Л. Смирнова, Л.Ю Субботина, 2020) предложили допол­нения в обеспечении безопасности по нравственно-правовой и информационно-психологической составляющим (тактика и приемы противодействия шантажу, провокациям, втягиванию в незакон­ные связи и т.д.). Согласно Н.Е. Красноштановой, дефинирование психологической безопасности субъекта служебной деятельности следует осуществлять через категорию «психическое образова­ние», а не через «психическое состояние», как это делалось ранее в большинстве исследований [14].

Специфика безопасности личности у специалистов опасных профессий в последние годы много­планово изучалась сотрудниками Института психологии РАН. Согласно Н.Е. Харламенковой, раз­

 

ное отношение субъекта к миру является определяющим в переживании им своего бытия — как опасного или безопасного, — что в итоге сказывается на способе регуляции субъектом активности в стрессогенных обстоятельствах [26, 27].

По данным исследования Ю.Ю. Бессоновой, безопасность и благополучие в профессиях повы­шенного риска зависит от управления рисками, причем проактивный подход здесь возможен с учетом предваряющей оценки личности и существующей ментальности в организациях [3].

Конструктивным представляется выход в исследованиях профессоров Т.М. Краснянской и В.Г. Тыльца на выявление связи между психологическими ресурсами безопасности личности (познавательными, эмоциональными, мотивационными) и опытностью субъекта, связанной с его нахождением ранее в разных типах экстремальных ситуаций, а также обоснование перспектив раз­вития методов оценки и развития психологической безопасности.

В предложенной учеными концепции личной безопасности субъектов в психологическом про­странстве вызовов современности — показывается важность наличия имплицитной концепции личной безопасности, в том числе в аспекте психолого-криминологического фактора самообороны и иных адаптационных сценариев [16].

Интерес представляет компаративное исследование профессоров А.Г. и Ю.М. Караяни по спец­ифике информационно-психологических воздействий в контексте парадигмы стратегических ком­муникаций [10]. Учеными также обоснована важность выявления психологических механизмов коммуникационных процессов в смешанном оффлайн-онлайн пространстве, в которое включены «люди в погонах».

Учет данных механизмов позволит целенаправленно формировать информационно-психологи­ческую устойчивость, основанную на осознании своего служебного долга, критическом восприя­тии информации, уверенности в собственной правовой защищенности, высоком профессионализме способности эффективно управлять своим психическим состоянием [11].

Видный социальный психолог А.Н. Сухов, учитывая расширение отечественных исследований макропсихологического уровня, констатирует, что сегодня информационная безопасность — это комплексная реальность, которая выражает право общества на получение достоверной информа­ции, сохранение тайны и конфиденциальных сведений путем противодействия перехвату, прослу­шиванию передаваемых сообщений, проникновению в компьютерные сети; защиту личности и общества от воздействия на них информационно-психологических угроз, диффамации и клеветы; контрборьбу в ходе информационно-психологических войн; борьбу с преступностью в сфере информационно-телекоммуникационных систем; борьбу с нелегитимным использованием средств PR в ходе предвыборных кампаний и для обеспечения организационной безопасности [23].

Позиция ученого базируется на понимании феномена безопасности в ракурсе охранно-защитной модели, обоснованной юристами [24], а мер противодействия информугрозам — как системы дей­ствий субъектов, применяющих разные средства и технологии в целях выявления, идентификации и ликвидации внешних и внутренних угроз [25].

На наш взгляд, подход профессора А.Н. Сухова в определенной мере уводит от предметного поля психологии в сторону социологии, т.к. не дифференцирует роль и возможности разных кате­горий субъектов во взаимодействии и превентивном решении задач по возникающим информугро- зам. Данный пробел в отношении сути безопасности и ее оценки, представляется, конструктивно преодолевается профессорами П.А. Кисляковым и Е.А. Шмелевой. Они, на основе анализа имею­щихся концептуальных подходов и методов диагностики за рубежом и в России, определяют воз­можность комплексного изучения феномена как состояния, интегрального свойства, особенностей активности субъектов деятельности и проявлений в поведении — на индивидуальном, групповом и более массовом уровнях [13].

Л.М. Костиной в докторской диссертации на тему «Психологическая безопасность личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения» (2023) констатируется, что при наличии значительного числа исследований, направленных на выявление факторов, обе­спечивающих безопасную образовательную среду, их влияние нивелируется, если в образователь­ных организациях не создана ориентация самих обучающихся в непрерывном процессе воспитания и образования на культуру безопасности.

Ученый доказывает, что ранее разработанные предложения по решению проблемы формирова­ния психологической безопасности субъектов образования должны быть объединены в интегратив­ной модели, которая позволяет выявлять роль следующих характеристик: устойчивость личности, которая в период перехода на следующую ступень обучения понимается как проявление ей способ­ности как системы сохранять просоциальное поведение при различных отрицательных явлениях; сопротивляемость, под которой понимается свойство, характеризующее защищенность личности от деструктивных воздействий за счет внутренних ресурсов; защищенность/незащищенность лич­ности, проявляющаяся как переживание индивидом позитивных/негативных психических состоя­ний, отсутствие/наличие беспокойства, тревожности; эффективность деятельности, рассматривае­мая через показатель ее результативности за счет активности самоизменений.

Педагогика

Учеными продолжена традиция совершенствовать методику формирования культуры безопас­ности у обучающихся [4]. В современных исследованиях выявлены особенности влияния растущей цифровизации образовательного процесса на безопасность личности в разных видах школ, вузов, при дополнительном профессиональном образовании.

Мы разделяем позицию Ю.В. Калегиной, которая экспериментально доказала, что в рамках дополнительного образования — для получения результата в повышении культуры безопасности у взрослых людей — важно разрабатывать индивидуальные программы ее развития. Программы должны быть построены с учетом результатов предварительного выявления перечня индивидуаль­ных особенностей, обусловленных спецификой этапа профессионализации; личного опыта по пре­одолению имевших место травмирующих и экстремальных условий [9].

Итак, результаты проведенного анализа позволяют констатировать: информационно-психологи­ческая безопасность рассматривается учеными как ключевая социальная проблема. И, в силу ее многоплановости, для выработки действенных мер противодействия растущим угрозам и опасно­стям (прежде всего, в цифровом пространстве), необходим междисциплинарный подход, в рамках которого системообразующими факторами станут психологические предикторы, отражающие роль активности индивидуальных и групповых субъектов.

В диссертациях, защищенных в последние три года по разным наукам, показана ограниченность в обеспечении безопасности, когда опора идет только на сформулированную юристами и заведен­ную в разные законы «охранно-защитную модель». На наш взгляд, с учетом разработанной фило­софами концепции антропосоразмерности (В.И. Курашов, 2009 и др.) представляется важным реа­лизовывать при обеспечении информационно-психологической безопасности «превентивно-куль­турную модель», в которой культурно-нормативным ориентирам и превентивной психотехниче­ской направленности мер предотвращения уделяется первостепенное внимание.

Пролегомены современной модели обеспечения информационно-психологической
безопасности

Учитывая, что современные исследования по информационно-психологической безопасно­сти пока не позволяют выйти на теоретические обобщения уровня интегративной модели — в том числе из-за отсутствия в последнее пятнадцатилетие докторских диссертаций по многим отраслям психологии — раскроем, основываясь на методологии создания научной схемы поис­ковых разработок [5, с. 9], два ключевых императива — превентивно-виктимный и культурно­развивающий, которые актуальны для дальнейшей научно-исследовательской и психотехниче­ской деятельности.

Превентивно-виктимный императив в обеспечении информационно-психологической безопас­ности выражает важность: выявления предрасположенности различных категорий людей и их групп к деструктивным информационным воздействиям; создания системы многоуровневой про­филактики.

В методолого-концептуальном ракурсе при разработке проблемы совершенствования обеспече­ния информационно-психологической безопасности, на наш взгляд, можно опереться на разработ­ки в области психовиктимологии.

Учеными под виктимностью (от лат. victima — жертва) понимается совокупность имеющихся у человека психических и социальных черт, приобретенных стереотипов и привычек поведения, соз­дающих предрасположенность к превращению этого человека в жертву разных акторов.

При изучении уязвимости человека в современной информационной среде представляется возможным опираться как на идеи из «концепции способствующей жертвы» Менахэма Амира, где уязвимость связывается с необоснованным доверием (легкомысленностью) и оплошно­стью (небрежной неосторожностью) самого человека [31], так и на выводы психологов о потенциальной виктимности у лиц, чья профдеятельность проходит в опасных для жизни ситуациях.

Учитывая, что факторы виктимологического риска традиционно подразделяются на две груп­пы — факторы, присущие информационной среде и независящие от человека, и факторы, связан­ные с человеческим капиталом, — меры профилактики уязвимости должны разрабатываться с учетом специфики указанных групп детерминант.

По первой группе факторов необходимо, на наш взгляд, обосновать меры блокирования «циф­рового беспредела», связанного с виктимогенными воздействиями в электронных СМИ и на плат­формах Интернета. В связи с этим, руководствуясь Программой фундаментальных научных иссле­дований в РФ на долгосрочный период, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р, психологам важно активизировать «макропсихологические исследования состояния общества в условиях глобальной нестабильности, по изменению культурной идентич­ности граждан Российской Федерации в цифровом пространстве и аксиологии общения в цифровой информационно-коммуникационной среде; включиться в междисциплинарные разработки, направ­ленные на снижение подверженности личности и социальных групп манипуляциям в условиях информационной войны.

В отношении определения адекватных мер по второй группе факторов задача психологов состо­ит в комплексном изучении детерминант и механизмов противодействия трансформации сознания людей в транспарентном информационном пространстве и, прежде всего, у подростков и молоде­жи, постоянно «живущих» в цифровом мире.

Данные исследований (П.В. Кисляков, Т.А. Нестик, Г.У. Солдатова и др.) свидетельствуют, что воздействия (технологично упакованные специалистами в области коммуникации или смоделиро­ванные искусственным интеллектом в Интернете), влияют одновременно на восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Учитывая это, можно констатировать, что для обеспечения информационно-психологической безопасности крайне важно развивать уже у обучающихся в школах и вузах информационно-психологическую грамотность работы в виртуальной и дополнен­ной среде, способность к критической рефлексии получаемой информации, устойчивость личности к негативным информационным воздействиям [20, с. 9].

Это актуально не только для россиян детского, подросткового и юношеского возраста, но и для взрослых. Ведь несмотря на то, что у последних имеется сформированное отношение к своей стра­не, ее властям, политике, обществу — в условиях повышения экстремальности бытия — их пози­цию стремятся пошагово менять на основе современных технологий. Например, через методику «Окна Овертона», контроль интерфейса и работу модераторов на площадках виртуального обще­ния в соцсетях, непрерывный выпуск топ-новостей и комментарии к ним в СМИ, моделирование речевого и символического поведения участников форумов, политику блокирования отдельных комментариев, блогов и т.д.

На действенность информаций для инверсии отношений у людей при кризисных событиях ука­зывают специалисты как по «менеджменту восприятия» [6], так и в области «информационной войны» [22, с. 67—80].

Культурно-развивающий императив в обеспечении информационно-психологической безопасно­сти выражает значимость утверждения у россиян просоциальных ориентиров жизнедеятельности, составляющих основу безопасного функционирования личности, общества, государства. На это особо обращено внимание в Указе Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года», где зафиксировано, что в зоне особого внимания должна находится информационная безопасность подрастающего поколе­ния, а поэтому деятельность государства и субъектов воспитания должна быть целенаправленной в области защиты от факторов, негативно влияющих на физическое, психическое и нравственное развитие.

Воспитание информационно-психологической культуры, на наш взгляд, должно базироваться на учете специфики развития у человека двух ее составляющих — личностной и деятельностной. Личностная составляющая основывается на аутопсихологической компетентности и информацион­но-психологической грамотности человека по вхождению и проявлению активности в информаци­онном пространстве, где сегодня имеют место разноплановые «цифровые угрозы» (см. Рисунок 1) и ведутся разные виды информационной войны (см. Рисунок 3). Развитие данной составляющей важно для человека потому, что позволяет ему быть психологически готовым и способным своев­ременно предотвращать персональные деструктивные воздействия.

Деятельностная составляющая информационно-психологической культуры связана с навыками и умениями противодействия объективным материально-техническим опасностям и угрожающим воздействиям — при осуществлении профдействий в информсреде, причем как в типовых, так и экстремальных условиях.

Как известно, Министерство просвещения России утвердило для старших классов общеобразо­вательной школы новые учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» (2021), которые подготовлены большим авторским коллективом и изданы под научной редакцией психолога Ю.С. Шойгу. Конструктивно, что в учебнике для 9 класса есть модуль «Безопасность в информа­ционном пространстве», который дает как общее представление о данном явлении, так и знакомит со следующими явлениями современной цифровой среды: опасными программами и явлениями цифровой среды, контентом и опасными персонами в интернете, материалами, распространяемыми различными деструктивными течениями (а также знакомит то средствами защиты от них).

Однако в рамках модуля по теме «Безопасное поведение» дан преимущественно материал по профилактике правонарушений в интернете, хотя проблематика обеспечения личной информа­ционно-психологической безопасности более многопланова. На это при личном общении ука­зали и учителя, посчитавшие важным предложить дополнить модуль материалами по психоло­гии самообеспечения информационно-психологической безопасности в онлайн-бытии, продук­тивные стратегии по которой предложены в исследованиях психологов [15], а также материа­лами по проблематике профилактики развития у детей зависимости от смартфона [28] и соци­альных сетей [29].

Расширение в вузовском образовании дистанционной формы обучения и тестового контроля знаний привела к ряду отрицательных явлений. Если не уходить в детали, а о них уже приходилось вести речь в одной из наших публикаций [21], то в контексте информационно-психологической культуры обращу внимание на рост среди современных студентов «надпознавательной ориента­ции» — прагматичной установки не на получение знаний, а лишь на приобретение сертификата о получении образования («корочки» — как об этом часто говорят).

Учитывая, что в период обучения в вузе у студентов есть возможность для длительного время­провождения в интернете, у них может происходить размывание границ онлайн-реальности и офлайн-реальности, в том числе с движением от «логоса к мемам», с ориентацией на идеалы пост­модерна и представлением о равноценности всех стилей и способов жизни.

Мы разделяем позицию И.А. Кефели, что сегодня «именно против мемов, олицетворяющих образы «темных сил», должны быть направлены методы и средства обеспечения ментальной без­опасности подрастающего поколения» [12]. В связи с этим представляется своевременным Письмо Минобрнауки от 22.11.2023 №МН-5/203361 о введении в учебные планы вузов по всем уровням подготовки психологов дисциплины «Духовная безопасность личности и традиционные россий­ские духовно-нравственные ценности в работе психолога».

Заключение

Возросшие масштабность и технологичность воздействий СМИ и Интернета на людей актуали­зирует междисциплинарную разработку проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности. Если раньше учеными исследовались отдельно ее составляющие — информационно­техническая и информационно-психологическая, — то в условиях цифрового общества актуально изучение их взаимосвязанности и выявление уязвимости людей, т.к. могут быть задействованы возможности искусственного интеллекта по профилированию личности и осуществлению процесса усиления виктимизации.

На основе анализа современных исследований установлено: сегодня — в условиях ведущейся против россиян информационной войны со стороны сотрудников спецслужб стран Запада и аффи­лированных с ними структур, а также повышения (с началом СВО) активности и специалистов из украинских ЦИПсО, — «охранно-защитная модель безопасности» (доктринально обоснованная юристами и с 1992 г. заложенная в разные виды законодательства), ведет преимущественно к фак- туально-локальному реагированию на деструктивные информационные акции, осуществляемые против разных категорий россиян.

С учетом предложений, содержащихся в современных монографических исследованиях, и в кон­тексте философской концепции антропосоразмерности — нами была обоснована важность пере­хода к реализации «превентивно-культурной модели обеспечения информационно-психологиче­ской безопасности». Ее содержание представлено в виде комплекса мер противодействия, обосно­ванных в рамках двух ключевых императивов: превентивно-виктимного и культурно-развивающе­го. Данные императивы предопределяют, на наш взгляд, дальнейшую научно-исследовательскую и программно-проектную деятельность.

Учитывая, что сделанные нами предложения носят комплексный характер, надеемся на их заинтере­сованное обсуждение не только в психологическом сообществе, но и на междисциплинарном уровне.

Vyacheslav Pozdnyakov

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow State University of Psychology and Education"

Author for correspondence.
Email: pozdnyakov53@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9487-4435
SPIN-code: 9067-8760

Russian Federation, Moscow, Sretenka street, 29 Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Faculty of Extreme Psychology, Moscow State Pedagogical University

      1. The Alliance for the Protection of Children in the Digital Environment conducted a study on digital threats in adolescents on the Internet. — URL: https://habr.com>en/news/759090/ (accessed: 20.02.2024) 2. Bazhenova I.V., Pishchalnikova V.A. Aktual’nye problemy lingvisticheskoy bezopasnost’: monografiya [Actual problems of linguistic security: monograph]. MOSCOW, UNITY-DANA PUBL., 2015. 151 p. (in Russian).
      2. Bessonova Y.V. Stanovlenie professional’nogo mentalityta bezopasnosti v organizatsii vysvyshennogo riska [Formation of professional mentality of security in organizations of increased risk] // Psychology of Security and Psychological Safety: Problems of Interaction of Theoreticians and Practitioners. Proceedings of the X All-Russian Scientific Conference (Sochi, 09-10 October 2020). Moscow, World of Science Publ., 2020. Pp. 38—48.
      3. Gafner V.V. Culture of Safety: Analytical Review of Dissertation Research (Pedagogical Research, 2002—2012). Ekaterinburg: Uralskiy gos. ped. University, 2013. — 200 p. (in Russian).
      4. Zhuravlev A.L. Aktual’nye problemy sotsial’no-orientirovannykh otraslov psikhologii [Actual problems of socially-oriented branches of psychology]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2011. — 560 p. (in Russian).
      5. Zabarin A.V. Management of Perception as a Psychological and Political Phenomenon: Genesis of the Problem. 2001. № 1. Pp. 33—38.
      6. Ilnitskiy A.M. Strategiya mental’noy bezopasnosti Rossii [Strategy of mental security of Russia] // Aftershock: [site]. URL: https://aftershock.news/?q=node/1099876&full (accessed: 24.02.2024).
      7. Information, Psychological and Cognitive Security: Coll. Monograph / Ed. by I.F. Kefeli, R.M. Yusupov. St. Petersburg: Petropolis Publishing House, 2017. — 300 p. (in Russian).
      8. Kalegina Y.V. Osobennosti razvitiya kul’tury bezopasnosti sotrudnikov organizatsii [Features of the development of the safety culture of employees of the organization] // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.P. Astaf’eva. 2023. №1 (63). Pp. 53—69.
      9. Karajani A.G., Karajani Y.M. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie v kontekste paradigmy strategicheskikh kommunikatsii [Information and psychological impact in the context of the paradigm of strategic communications]. 2021. № 1 (41). Pp. 3—14. doi: 10.35750/2713-0622-2021-1-70-83
      10. Karajani A.G., Karayani Y.M. Methods of negative information and psychological impact on law enforcement officers during protest actions in foreign countries. 2021. № 1(1). Pp. 70—83.
      11. Kefeli I.F. Cognitive Security — at the Junction of Science and Ideology // XX International Likhachev Scientific Readings. St. Petersburg, 2022. Pp. 96—99.
      12. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Kontseptual’nye podkhody i metody diagnostiki psikhologicheskoy bezopasnosti za rubezh [Conceptual approaches and methods of diagnosing psychological safety abroad]. 2023. Volume 12. № 3. Pp. 8—18. (accessed: 20.02.2024) doi: 10.17759/jmfp.2023120301
      13. Krasnoshtanova N.E. Predstavleniya sotrudnikov organov vnutrennykh del o psikhologicheskoy bezopasnosti sub’ekta sluzhebnoy deyatel’nosti [Representations of employees of internal affairs bodies about psychological security of the subject of official activity]. T.8. № 4. Pp. 167—178. doi: 10.12737/2500-0543-2023-8-4-167-178
      14. Krasnyanskaya T.M. Psikhologiya samoobespecheniya bezopasnosti (phenomenology, mekhanizmy, strategii): avtoref. dis.................... Dr. Psychol. Sochi, 2006. — 38 p. (in Russian).
      15. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Stroitel’nie kontseptsii lichnogo bezopasnosti v psikhologicheskogo prostranstvo vyzov sovremennosti [Construction of the concept of personal security in the psychological space of modern challenges]. № 4. Pp. 4—9.
      16. Kuznetsov V.N. Formation of Safety Culture in a Transforming Society: Sociological Aspect......
    1. Soc. Sciences. Moscow, 2002. — 388 p. (in Russian).

      1. Linebarger P. Psikhologicheskaya vojna [Psychological war]. Moscow, Military Publishing House of the Ministry of Defense of the USSR, — 352 p. (in Russian).
      2. Medyakin I.A. Military Security of Russian Society in the Conditions of the New Information Reality: Avtoref. dis.... philosopher. Sciences. Novocherkassk, 2023. — 23 p. (in Russian).
      3. Meerson A.-L.S. Formation of Information and Psychological Resistance to Socio-Cultural Threats in Students. dis Psychol. Sciences. St. Petersburg, 2023. — 25 p.
      4. Pozdnyakov V.M., Kireeva A.V., Voronin I.V., Kireev V.B. Attitude of Students to Distance Learning in the Context of the Pandemic and Personality Transformation in the Aspect of Psychological Safety. Eds. by A.V. Litvinova, A.V. Kokurin. Moscow, RUSAINS Publ., P.77—101.
      5. Sundiev I.Yu., Smirnov A.A., Kundetov A.I., Trofimov D.A. Issledovanie destruktivnykh tekhnologii “tsvetnykh revolutsii” i profilaktika vozmozhnosti ikh primeneniya v Rossiiskoi Federatsii [Study of destructive technologies of “color revolutions” and prevention of the possibility of their use in the Russian Federation]. Moscow, VNII MVD Rossii Publ., — 86 p. (in Russian).
      6. Sukhov A.N. Informatsionnaya bezopasnost’ kak nauchno-prakticheskaya problema [Information security as a scientific and practical problem]. №1. P. 38—42.
      7. Sukhov A.N. Personal Security: Theoretical and Practical Aspect // Network Scientific Journal “Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development”. T. 9. № 3 (34). Pp. 229— 237. www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
      8. Sukhov A. N. Sotsial’no-psikhologicheskiy analiz informatsionnoy bezopasnosti [Socio-psychological analysis of information security]. № 1. Pp. 79—85.
      9. Kharlamenkova N.E. Ponyatie psikhologicheskoy bezopasnosti i ego psikhologicheskoe osnovaniye s raznykh nauchnykh pozitsii [The concept of psychological safety and its psychological justification from different scientific positions]. T. 40. № 1. Pp. 28—37.
      10. Kharlamenkova N.E., Tarabrina N.V., Bykhovets Yu.V., Vorona O.A., Kazimova N.N., Dymova E.N., Shatalova N.E. Psikhologicheskaya bezopasnosti lichnosti: implicitnaya i explicitnaya kontseptsii [Psychological security of personality: implicit and explicit concepts]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, — 262 p. (in Russian).
      11. Sheinov V.P., Dyatchik N.V. Psikhologicheskie sostoyanie i sobstvennosti lichnosti, imeniyu zavisimosti ot smartphonea [Psychological states and properties of a person who has dependence on a smartphone]. Pedagogical Review. № 6(40). Pp. 225—235. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-225-235
      12. Sheinov V.P. Dependence on Social Networks and Personality Characteristics: A Review of Research. Series: Psychology and Pedagogy. T. 18. № 3. Pp. 607—630.
      13. Yuriev A.I. Introduction to Political Psychology. St. Petersburg, Aleteya Publ., — 242 p. (in Russian).
      14. Amir M. Victim Precipitation Foreidle Rape // The juornal of Criminal Law, Criminology and Police science. V.58, N4. Pp. 493—502. doi: 10.2307/1141908
      15. Rona Thomas P. Weapon Systems and Information War / Office of the secretary of defense Washington DS. Yar. Boeing Aerospace Company Seattle, Washington 1 July 1976. P. 31 // URL: http://www. dod.mil/pubs/foi/Reading_Room/Science_and_Technology/09-F-0070-Weapon-Systems-and- Information-War.pdf

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy