Corporate Mentoring Experience in Employment of Teenagers with Disabilities

Abstract


This article describes the experience of implementing the corporate mentoring program of the Guardians of Childhood Foundation during training and work internships of adolescents and young adults with disabilities. Corporate mentoring is presented as a universal model of career guidance for adolescents in the context of working relationships in existing companies, where there is an intensive transfer of experience and knowledge, the formation of skills, competencies, metacompetences and values of work activity, and the formation of work motivation. The study involved 82 adolescents aged 14 to 18 years (26 hard of hearing and deaf, 56 with mental disabilities), who were temporarily employed in 34 companies in Moscow and the Rostov Region. As a result of participating in the program, adolescents with disabilities significantly expanded their understanding of available professions, mastered the basics of the profession, learning to work in a team, gained practical work experience during internships under the guidance of mentors — company employees, and realized the prospects of their work in the future.


Введение

В России, по оценкам Министерства труда Российской Федерации, проживают порядка 13 млн людей с инвалидностью, из них работают только 16%, в том числе люди с приобретенной инвалидностью III и II рабочих групп, которые не афишируют наличие ограничений. Еще 16% хотели бы работать, если бы для этого были созданы условия. Стоит отметить, что 68% работать не готовы, поскольку живут на пенсии, пособия, а также получают помощь родственников [13; 15; 18].

Вместе с тем порядка 9000 студентов с инвалидностью ежегодно выпускаются из высших учебных заведений, и большая часть из них остается без работы. Государство предпринимает много усилий, но проблема трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) затрагивает лишь малую часть этой группы [1; 3; 8]. Анализ данных по занятости и безработице среди людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте на 2022 год показывает, что доля занятых из этой категории остается невысокой — менее 20% от общего числа лиц с инвалидностью в этом возрасте [6; 14].

Сегодня нельзя говорить о том, что рынок труда закрыт для специалистов с наличием ограничений, но рабочие места не адаптированы под возможности людей, а те, в свою очередь, не готовы к трудоустройству без предварительной адаптации [10; 22].

Проблема выбора профессии подростками с ОВЗ и трудоустройства молодых инвалидов остается одной из наиболее актуальных и сложных для нашей страны. Часто бывает, что способности подростков не соответствуют их желаниям и ожиданиям в сфере трудоустройства [2; 4; 7]. Несмотря на разнообразие существующих форм профессиональной ориентации, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью обычно не участвуют в большинстве из них, а процесс профориентации ограничивается определением типов профессий.

Вместе с тем получение профессионального образования является важным условием для успешной адаптации в обществе и эффективной самореализации в различных сферах профессиональной и социальной деятельности [3; 20; 11].

По мнению исследователей, на ситуацию с трудоустройством подростков с ограниченными возможностями здоровья влияют:

  • отсутствие знаний и умений у соискателей — часто у них нет ни малейшего представления о профессии, для получения образования выбираются специализированные учебные заведения с крайне низким качеством знаний на выходе;
  • факторы внешней среды — законодательство, регулирующее трудоустройство людей с ОВЗ и инвалидностью, развитие технологий могут изменить требования к рабочим местам и навыкам, необходимым для успешной занятости [16; 24];
  • особенности механизма поддержки — трудности с доступной средой, требования специализированных условий по оборудованию рабочих мест, неготовность работодателей к адаптации рабочих мест за свой счет, отсутствие поощрительных мер в отношении работодателей [19];
  • территориальная привязка, низкая мобильность (наибольшая сложность в регионах) [6; 23].

В настоящее время особое внимание на федеральном уровне уделяется профориентации подростков с ОВЗ. Это осуществляется путем создания необходимой материально-технической базы, улучшения учебно-методического и содержательного потенциала образования и других мероприятий [5; 9; 26].

Данная статья посвящена описанию и анализу опыта реализации программы корпоративного наставничества фонда «Хранители детства» как инструмента профориентации и создания условий для успешного трудоустройства подростков и молодых взрослых с ОВЗ.

Методология и программа исследования

Программа корпоративного наставничества, разработанная Фондом «Хранители детства» на основе лучших практик, с 2016 года помогает подросткам более осознанно подойти к выбору профессии и выстроить план личного и профессионального развития при поддержке наставников.

Цель программы — содействие успешной социализации и профессиональному самоопределению подростков с ОВЗ путем создания условий для формирования осознанного выбора профессии, развития мотивации к трудовой деятельности, соответствующей их индивидуальным способностям и интересам, а также преодоления барьеров, препятствующих трудоустройству и интеграции в общество.

В качестве теоретико-методологического основания в исследовании используется ресурсный подход. В рамках этого подхода трудовые стажировки рассматриваются как важный ресурс, способствующий формированию профессионального самоопределения у подростков. Они выступают детерминантой, влияющей на поведение субъекта и его профессиональный рост. Все участники процесса корпоративного наставничества — как само предприятие, включая его рабочую атмосферу, так и наставники, а также родители или их заменяющие лица — играют ключевую роль в удовлетворении потребностей стажера и содействии в достижении его карьерных целей, что создает благоприятную среду для личностного и профессионального развития и имеет значительное влияние на выбор карьеры и профессиональное самоопределение [8; 12; 25].

Программа разработана в рамках комплексного подхода, включающего образовательные, практические составляющие, что обеспечивает подросткам возможность максимальной реализации их потенциала и успешной адаптации на современном рынке труда [2].

Задачи программы:

  • повысить мотивацию подростков с ОВЗ и инвалидностью к развитию и саморазвитию через реализацию индивидуальных профессиональных маршрутов;
  • сформировать трудовую готовность путем проведения профессиональных проб и стажировок;
  • провести комплекс мер, направленный на профилактику иждивенчества и асоциального образа жизни;
  • провести комплекс мер по повышению конкурентоспособности подростков уязвимых категорий на рынке труда и, как следствие, осознанности в выборе профессии с последующим успешным трудоустройством.

В 2022 году программа была адаптирована для подростков с особенностями физического и ментального развития и включает следующие направления:

  1. подбор компаний-партнеров, готовых предоставить интересные для подростков с ОВЗ виды занятости;
  2. профориентационное тестирование и консультирование подростков с ОВЗ;
  3. адаптацию контента на портале Напримерку.ру для подростков с особенностями развития как основу их обучения [16];
  4. подготовку наставников к приему на работу подростков данной категории;
  5. организацию и сопровождение стажировок с учетом особенностей подростков.

В программе приняли участие воспитанники социальных и образовательных (школы-интернаты) организаций города Москвы и Ростовской области в возрасте от 14 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Во время очных и онлайн комплексных мероприятий подростки получили возможность познакомиться с широким спектром сфер занятости, успешными профессионалами и пройти обучение на портале Напримерку.ру, который является информационным и обучающим ресурсом [17].

Выборка: 34 компании приняли на стажировки и временное трудоустройство 26 слабослышащих и глухих подростков, а также 56 участников с ментальными особенностями.

Методики

Исследование проводилось в несколько этапов: до и после прохождения подростками стажировки. При оценке динамики изменения показателей участников программы оценщики-эксперты применяли индикаторный, эмпирический и экспертный подходы. Были использованы следующие методы:

  • структурированное интервью с целевыми группами: подростками, наставниками, администрацией и воспитателями детских учреждений, представителями бизнеса — партнерами программы, а также специалистами Фонда «Хранители детства» (на платформе Zoom);
  • анкетирование подростков с помощью специально разработанной анкеты с 10-балльной и 5-балльной шкалой ответов.

Результаты

Результаты срезов по вопросу, связанному с выбором профессии в начале проекта (рис. 1) и после года участия (рис. 2), показали, что участие в программе положительно повлияло на представления респондентов о выборе профессии и трудоустройстве.

Рис. 1. Ответы подростков до участия в проекте

Анализ данных показывает, что есть несколько ключевых факторов, препятствующих выбору профессии. Чаще всего подростки сталкиваются с отсутствием устойчивого интереса к чему-либо (35%), что может указывать на недостаток информированности или отсутствие достаточного практического опыта, чтобы понять лучше свои интересы. Это подтверждается и высокими процентами ответов по позиции «Мало знаю о профессиях» (29%), что подчеркивает важность просветительской работы в этом направлении. Также подростки недостаточно четко понимают свои сильные стороны, у них отсутствует представление о собственных навыках — «Плохо понимаю, что могу» (30%). При этом «неуверенность в себе», связанную с низкой самооценкой, отметили только 25% респондентов.

Рис. 2. Ответы подростков после участия в проекте

Показано, что после участия в проекте такие факторы, как «неуверенность в себе», «плохо понимаю, что могу» и другие, снизились (рис. 2).

Анализ ответов опроса участников программы, где им предлагалось отметить степень своего согласия с утверждением по 10-балльной шкале (1 — абсолютно не согласен, а 10 — абсолютно согласен) до участия в программе (рис. 3) и по окончании (рис. 4), показал, что их навыки коммуникации, планирования и самостоятельности в принятии решений улучшились или остались на прежнем уровне.

Рис. 3. Ответы подростков до участия в проекте

Респонденты отметили, что общение с профессионалами в интересующих их областях, сотрудничество с наставниками и получение положительных отзывов от окружающих способствовали развитию их умений (рис. 4).

Рис. 4. Ответы подростков после участия в проекте

После стажировки наблюдается рост уверенности среди респондентов в способности принимать решения. Число тех, кто «абсолютно согласен», увеличилось на 9%, а тех, кто «согласен», осталось на том же уровне. В то же время на 9% сократилось количество респондентов, которые «абсолютно не согласны» или «не согласны», что свидетельствует о результативности программы. Процент респондентов, которые соглашались с утверждением частично, остался на одинаковом уровне, что с учетом категории респондентов возможно интерпретировать как сохранение стабильности самооценки.

На 11% сократилась доля респондентов, которые испытывают неуверенность в общении с малознакомыми людьми, и на 10% увеличилось число участников, которые не испытывают трудностей с коммуникацией, что свидетельствует о положительной динамике. Количество респондентов, частично согласных с утверждением, осталось на прежнем уровне.

В сумме доля респондентов, которые не уверены в своей способности планировать свои дела, сократилась на 13%. При этом 64% участников теперь уверены в своих способностях (согласен и абсолютно согласен), что на 13% больше по сравнению с показателями до стажировки. Это свидетельствует о значительном повышении уверенности в результате реализации программы. Немного увеличилось (с 24% до 26%) число респондентов, которые частично согласны с утверждением.

Также подростки оценили свой опыт взаимодействия с наставниками (рис. 5). Они ответили на вопросы, где нужно было указать, насколько ты согласен с каждым утверждением по 5-балльной шкале от 1 до 5, где 1 — абсолютно не согласен, а 5 — абсолютно согласен.

Рис. 5. Опыт взаимодействия подростков с наставниками

Полученные результаты показывают высокий уровень удовлетворенности и доверия к наставнику со стороны респондентов. Большинство участников (81%) «согласны» или «абсолютно согласны» с тем, что могут обратиться к наставнику за советом. Это свидетельствует о высокой степени доверия и готовности к взаимодействию. Низкий процент (8%) тех, кто не согласен с этой идеей, может указывать на наличие отдельных проблем в контакте.

Также положительная тенденция наблюдается в вопросах формирования привязанности в парах «наставник-подопечный»: 82% респондентов выражают согласие с тем, что у них сложились дружеские отношения с наставником. Это говорит о том, что наставничество в ходе стажировок становится не только профессиональным, но и личным, что может способствовать более эффективному обучению и взаимодействию. Показателем наличия мотивации долгосрочного сотрудничества является то, что 74% респондентов готовы обращаться к наставнику даже после окончания стажировки, что также свидетельствует о ценности, которую респонденты придают этому контакту.

Обсуждение

Анализ результатов стажировок участников программы корпоративного наставничества для подростков с ОВЗ, интервью с работодателями и наставниками выявил значительные проблемы при трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью, связанные не столько с наличием вакансий, сколько с учетом потребностей и возможностей таких сотрудников (индивидуальный подход).

К особенностям трудоустройства подростков с ОВЗ можно отнести:

  • создание адаптированных условий работы (рабочее место и время, специальные средства общения и пр.);
  • необходимость предварительной подготовки и адаптации в форме стажировки с обязательным «прикреплением» подготовленного наставника, который сможет в доступной форме пояснить все рабочие процессы в рамках выбранной вакансии;
  • оказание психологической поддержки подросткам с ОВЗ в осознании ими своих сильных и слабых сторон при выборе вакансии.

Анализ проведенной в рамках программы целенаправленной работы по профориентации показал, что необходимо не только повышать уровень информированности подростков о мире профессий, но и соотносить их возможности с требованиями к профессии, создавать условия для получения трудового опыта.

Особой задачей наставничества является работа с подопечными по осознанию ими важности получения профессионального образования и составлению образовательных траекторий его получения, что не только повысит шансы на трудоустройство, но и будет способствовать конкурентоспособности на рынке труда, успешной интеграции в общество, формированию уверенности и чувства самодостаточности у молодых людей.

Наставничество, по мнению участников программы, не только способствует профессиональному развитию подростков с ОВЗ, но и оказывает значительное влияние на их социальное и психологическое состояние. Важно отметить, что многие из них могут испытывать чувство одиночества и изоляции. Работа в команде, взаимодействие с коллегами и участие в корпоративных мероприятиях формируют положительный опыт общения. Это может помочь подросткам с ОВЗ не только адаптироваться к рабочей среде, но и развить социальные навыки. Опытный наставник может служить не только профессиональным проводником, но и эмоционально поддерживать, что очень важно для подростков, нуждающихся в дополнительной заботе и внимании.

Адаптация программы наставничества показала, что:

  • учет потребностей и возможностей подростков с ОВЗ позволяет повысить их мотивацию и подготовленность к трудовой деятельности;
  • профориентационное тестирование, взаимодействие с наставниками и организация стажировок дают возможность подросткам не только осознать свои сильные стороны, но и развить необходимые навыки в реальной рабочей среде;
  • понимание работодателями плюсов (доступные программы и льготы для бизнеса) и минусов (создание специализированных условий) приема на работу сотрудников с ОВЗ, готовность к внедрению инклюзивных практик в компании способствуют созданию доброжелательной и поддерживающей атмосферы, улучшению адаптации и раскрытию потенциала как сотрудников с ОВЗ, так и других членов коллектива.

Анализ показателей трудоустройства показывает, что, когда подростки участвуют в наставнических программах, их шансы на успешное трудоустройство значительно увеличиваются. Данные о том, что 35% участников программы удерживаются на работе более полугода, свидетельствуют о реальной эффективности таких инициатив. Это подчеркивает значение комплексного подхода к профориентации и трудоустройству, который должен включать взаимодействие всех заинтересованных сторон — государства, образовательных учреждений и бизнеса.

Выводы

Программа корпоративного наставничества основана на потребностях подростков с ОВЗ, учете их ресурсов, индивидуальных особенностей и потенциала, которые могут быть удовлетворены в ходе стажировок в трудовых коллективах. Ее реализация помогает участникам определить свои профессиональные предпочтения, сильные стороны, интересы, возможности и ограничения, сформировать трудовую мотивацию, осознать необходимые условия и собственные усилия для успешной реализации выбранного ими пути. Особое внимание в программе уделяется формированию у участников уверенности в своих способностях и силах.

Результаты стажировки на предприятиях, фирмах как формы обучения и социализации свидетельствуют о ее влиянии на социальные и профессиональные аспекты жизни участников, показывают общую тенденцию к улучшению навыков общения и повышению уверенности в себе и в будущем.

Важным аспектом реализации программы является поддержка и консультирование работодателей, родителей и педагогов по вопросам создания благоприятной обстановки для профессионального развития подростков с ОВЗ [11], адаптации рабочих мест и созданию условий для инклюзивного трудоустройства, включая обучение персонала по вопросам инклюзии и особенностям общения с данной категорией молодых людей и их обучения.

Создание благоприятной поддерживающей среды, сопровождение педагогов и специалистов, а также постоянное совершенствование программы наставничества способствуют появлению дополнительной сензитивности у подростков к новым условиям и, как следствие, для многих приводят к определенному скачку в развитии.

Корпоративное наставничество представляется универсальной моделью профориентации подростков в условиях рабочих отношений в действующих компаниях, где происходит интенсивная передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей трудовой деятельности, закладывается формирование трудовой мотивации. Особенность такого наставничества состоит в том, что сотрудник организации, выразивший желание стать наставником, не только проходит специальное обучение, но и мотивируется руководством самой компании, которая помогает также создать необходимые условия для практического обучения подростков и молодых людей особо уязвимых категорий. Вместе с этим опытом приходит понимание работодателями плюсов (доступные социальные программы и льготы для бизнеса) приема на работу молодых людей с ОВЗ и инвалидностью и необходимости готовить или адаптировать рабочие места для них, проводить обучение наставников, что несет определенные затраты.

Анализ такого опыта сегодня особенно актуален в связи с обсуждением законопроекта о введении в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия «наставничество в сфере труда», под которым подразумевается «выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и рабочем месте по полученной другим работником профессии», а самим организациям дается право определять условия и размеры выплат таким наставникам, готовить как рабочие места для молодых людей с разными физическими и ментальными возможностями, так и самих наставников к взаимодействию с ними.

Victoria Volchanskaya

Two Wings Family and Children's Assistance Centre

Author for correspondence.
Email: vmerkul@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1685-2713

Russian Federation PhD in Psychology, Director

Aleksandra A. Andrievskikh

Childhood Guardians Foundation

Email: alexandra.andrievskikh@xraniteli.ru
ORCID iD: 0009-0008-1733-2593

Russian Federation, Moscow, Russia Director

    1. Avdonina O.S., Voytikova M.A. Sovremennyy portret pedagoga nastavnika v obrazovatelnom prostranstve vuza [Modern portrait of a teacher-mentor in the educational space of a university]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University], 2024, no. 3(68), pp. 20–28. (In Russ.).
    2. Antipin S.G. Traditsii nastavnichestva v istorii otechestvennogo obrazovaniya: spetsial'nost': diss. … kand. psikhol. nauk [Traditions of mentoring in the history of national education: specialty: ... cand. psychological sciences]. Nizhny Novgorod, 2011. 170 p. (In Russ.).
    3. Antonova G.V., Kuraeva L.N., Bondarchuk A.G. Problemy trudoustroistva vypusknikov s invalidnost'yu v realiyakh sovremennogo rynka truda [Problems of employment of graduates with disabilities in the realities of the modern labor market]. Ekonomika truda [Labor economics], 2020. Vol. 7, no. 11, pp. 1007–1022. doi: 10.18334/et.7.11.111100 (In Russ.).
    4. Atroshchenko S.A., Pervushkina E.A., Statuev A.A., Volodin A.M. Formirovanie mekhanizmov rannei proforientatsii cherez integratsiyu obrazovatel'nykh organizatsii i promyshlennykh predpriyatii [Formation of early career guidance mechanisms through integration of educational organizations and industrial enterprises]. Perspektivy nauki [Prospects of science], 2024, no. 3(174), pp. 215–219. (In Russ.).
    5. Bogdanova T.G., Stepanova N.A., Vovnenko K.B., Popova T.M. Sotsial'naya adaptatsiya, reabilitatsiya i professional'naya orientatsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Social adaptation, rehabilitation and professional orientation of persons with disabilities]. Moscow: «Akademiya» [“Academy”], 2014. 240 p. (In Russ.).
    6. Bonkalo T.I. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke i organizatsii professional'nogo orientirovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i OVZ v inklyuzivnykh shkolakh [Methodological recommendations for the preparation and organization of vocational guidance for students with disabilities and disabilities in inclusive school. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet [Russian State Social University], 2015. 326 p. (In Russ.).
    7. Vasil'eva T.M. Problemy proforientatsii podrostkov i puti ikh resheniya [Problems of adolescent career guidance and ways to solve them]. Vestnik NITs MISI: aktual'nye voprosy sovremennoi nauki [Bulletin of the NITS MISI: current issues of modern science], 2019, no. 20, pp. 19–23. (In Russ.).
    8. Virina I.V. Sovershenstvovanie sistemy nastavnichestva pri trudoustroistve molodykh spetsialistov na gosudarstvennuyu sluzhbu [Improving the mentoring system for the employment of young specialists in public service]. Materialy ХХ mezhdunarodnogo kongressa s elementami nauchnoi shkoly dlya molodykh uchenykh «Obrazovanie, tekhnologii i obshchestvo na smene epokh» v 2-kh tomakh (g. Moskva, 28–29 marta 2024 goda) [Materials of the XX International Congress with elements of a scientific school for young scientists "Education, technology and society at the change of epochs" in 2 volumes (Moscow, March 28-29, 2024)]. Moscow: Moskovskii universitet im. S.Yu. Vitte [Y. Witte Moscow University], 2024, pp. 33–45. (In Russ.).
    9. Volchanskaya V.O., Merkul' I.A. Aktual'nye problemy sotsializatsii detei-sirot, detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i lits iz chisla detei-sirot [Socialization Problems in Orphans and Children Without Parental Care]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021. Vol. 26, no. 6, pp. 189–199. doi: 10.17759/pse.2021260615 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    10. Derzhavina V.V. Nastavnichestvo kak forma proforientatsii detei s OVZ: obrazovatel'naya praktika [Mentoring as a form of career guidance for children with disabilities: educational practice]. Obrazovanie lichnosti [Personality education], 2020, no. 3-4, pp. 62–73. (In Russ.).
    11. Izmailova A.A. Spetsifika proforientatsii slaboslyshashchikh podrostkov, obuchayushchikhsya v usloviyakh internata [The specifics of career guidance for hearing-impaired adolescents studying in a boarding school]. Obuchenie, razvitie i vospitanie lichnosti segodnya: tendentsii, problemy, puti resheniya: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Petrozavodsk, 09 dekabrya 2021 goda [Training, development and upbringing of personality today: trends, problems, solutions: Collection of articles of the International Scientific and practical Conference, Petrozavodsk, December 09, 2021]. Petrozavodsk: Mezhdunarodnyi tsentr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka» [International Center for Scientific Partnership “New Science”], 2021, pp. 140–146. (In Russ.).
    12. Il'yasov F.N. Metodologiya resursnogo podkhoda k analizu trudovykh motivov i ustanovok [Methodology of the resource approach to the analysis of labor motives and attitudes]. Monitoring, 2013, no. 5(117), pp. 13–25. (In Russ.).
    13. Kolokoltseva O.V., Belyushina I.V. Osobennosti tsennostnomotivatsionnoy sfery sovremennoy molodezhi [Features of the value-motivational sphere of modern youth]. Bazis [Basis], 2022, no. 2, pp. 83–85. (In Russ.).
    14. Masalimova A.R., Bayanov D.I. Modeli proshlogo i sovremennogo nastavnichestva: tochki soprikosnoveniya i raskhozhdeniya v istoricheskoy retrospektive [Past and Contemporary Mentoring Models: Common Ground and Divergence in Historical Retrospect]. Vestnik MGPU [Bulletin of Moscow State Pedagogical University], 2023. Vol. 17(2), pp. 162–176. (In Russ.).
    15. Missulovin L.Ya., Karochkina O.F., Chernova G.R. Proforientatsiya i professional'noe samoopredelenie starshikh podrostkov s emotsional'no-volevymi narusheniyami [Career guidance and professional self-determination of older adolescents with emotional and volitional disorders]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after S. Pushkin], 2019, no. 4, pp. 157–166. (In Russ.).
    16. Nikiforov A.N. Nastavnichestvo kak forma proforientatsionnoi raboty s podrostkami [Mentoring as a form of career guidance work with adolescents]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod education], 2017, no. 4, pp. 11–17. (In Russ.).
    17. Obuchayushchie kursy [Elektronnyi resurs] [Training courses]. ru, 2024. URL: https://naprimerku.ru/courses (Accessed 04.02.2024). (In Russ.).
    18. Pryazhnikova E.Yu. Proforientatsiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii. 4-e izd., ster. [Career guidance: a textbook for students of higher educational 4th ed., erased]. Moscow: Pabl. «Akademiya» [“Academy”], 2008. 496 p. (In Russ.).
    19. Romanova E.S., Kogan B.M., Svistunova E.V., Anan'eva E.V. Uchimsya sotrudnichat': kompleksnyi podkhod k proforientatsii i profkonsul'tirovaniyu podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Learning to cooperate: an integrated approach to career guidance and vocational counseling for adolescents with disabilities]. Moscow: «Akademiya» [“Academy”], 2012. 255 p. (In Russ.).
    20. Sem'ya G.V. Bezopasnost' i blagopoluchie detei sotsial'no uyazvimykh kategorii [Elektronnyi resurs] [Safety and Well-Being of Socially Vulnerable Children]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2023. Vol. 13, no. 4, pp. 237–238. doi: 10.17759/psylaw.2023130400 (In Russ., а in Engl.).
    21. Sem'ya G.V., Oslon V.N. Deti-siroty i deti, ostavshiesya bez popecheniya roditelei, v obrazovatel'nom prostranstve [Orphans and children left without parental care in the educational space]. In: Ovchinnikova T.S. (ed.). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa obuchayushchikhsya raznogo vozrasta: Monografiya [Psychological and pedagogical support of the educational process of students of different ages: Monograph]. Petersburg: Leningradskii gosudarstvennyi universitet imeni A.S. Pushkina [Leningrad State University named after A.S. Pushkin], 2022, pp. 74–81. (In Russ.).
    22. Seryakina A.V. Nastavnichestvo v obrazovatel'nom prostranstve podrostkov s OVZ kak vazhnaya chast' sotsializiruyushchei deyatel'nosti. [Mentoring in the educational space of adolescents with disabilities as an important part of socializing activities]. In: Nesterova O.E., Shamionov R.M., Shipova L.V., Pyatkina E.S., Konovalova M.D. (eds.). Sotsializatsiya i reabilitatsiya v sovremennom mire: Sbornik nauchnykh statei [Socialization and rehabilitation in the modern world: A collection of scientific articles]. Moscow: “Pero”, 2017, pp. 432–439. (In Russ.).
    23. Skudnova T.D. Inklyuzivnaya kul'tura roditelei detei s OVZ kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Inclusive culture of parents of children with disabilities as a psychological and pedagogical problem]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Institute named after P. Chekhov], 2021, no. 1, pp. 72–77. (In Russ.).
    24. Starobina E.M. Problemy trudoustroistva vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii s invalidnost'yu [Problems of employment of graduates of professional educational organizations with disabilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after S. Pushkin], 2022, no. 2, pp. 436–447. doi: 10.35231/18186653_2022_2_436 (In Russ.).
    25. Shinkarenko V.A. Kontseptual'nye osnovy resheniya problemy proforientatsii i professional'nogo samoopredeleniya podrostkov s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya v Respublike Belarus' [Conceptual foundations for solving the problem of career guidance and professional self-determination of adolescents with special needs of psychophysical development in the Republic of Belarus]. Spetsial'noe obrazovanie: Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Sankt-Peterburg (25 aprelya 2019 goda) [Special education: Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference, Petersburg (April 25, 2019)]. St. Petersburg: Leningradskii gosudarstvennyi universitet im. A.S. Pushkina [Leningrad State University named after A.S. Pushkin], 2019, pp. 348–352. (In Russ.).
    26. Barford A., Gray M. The tattered state: Falling through the social safety net. Geoforum, 2022.137, pp. 115–125. doi: 10.1016/j.geoforum.2022.09.020
    27.  

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy