Assessment of the Well-being of Adolescents Living with HIV through a Mentoring Program
- Authors: Bryanskaya M.S.1, Galtsova P.S.2, Efremova V.S.2
- Affiliations:
- Charity Foundation «Children+»
- Charity Foundation Help Children Socially Significant Diseases “Children+”
- Issue: Vol 4, No 4 (2023)
- Pages: 54-62
- Section: Scientific Life
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/5064
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040405
- Cite item
Abstract
This article presents the results of a study of the well-being of adolescents living with HIV participating in a mentoring program. The specifics of working with adolescents with the human immunodeficiency virus are described. The material allows you to get an idea of the factors affecting the well-being of adolescents, tools and ways to evaluate the indicator. The decisions that were made based on the results are given.
Keywords
Введение
Благотворительный фонд помощи детям с социально значимыми заболеваниями «Дети плюс» (далее — Фонд) с 2015 года реализует программы социально-психологического сопровождения детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, и их законных представителей (родители, опекуны, представители детских сиротских учреждений). Также на базе Фонда проводятся занятия, направленные на повышение уровня знаний по работе с детьми с ВИЧ для сотрудников органов опеки и попечительства, педагогов детских дошкольных и школьных учреждений, социальных работников.
Направлениями работы Фонда являются:
- социально-психологическая и юридическая поддержка детей, их законных представителей, а также молодых взрослых, живущих с ВИЧ (индивидуальная и групповая поддержка);
- семейное устройство детей-сирот;
- работа со специалистами сферы детства;
- наставничество для подростков с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 15.09.2023 в России проживает 10189 детей с ВИЧ [3], из них более 60% — подростки старше 12 лет, большая часть детей родились в социально неблагополучных семьях, 3% детей с ВИЧ являются сиротами, 39% — остались без попечения родителей и воспитываются приемными родителями или пожилыми родственниками [2; 6]. При условии регулярного приема специального лечения (АРВ-терапии) вирус в крови подавлен и не влияет на жизнь самого подростка, это позволяет ему прожить долгую жизнь, социализироваться, создать семью, родить здоровых детей. Основными факторами, влияющими на течение ВИЧ-инфекции и приверженность терапии у подростков, являются факторы повседневной жизни — психосоциальные и медицинские [5]. Причинами прекращения приема лекарств являются стигма, низкий уровень знаний о заболевании, отсутствие социальных навыков и навыков самостоятельной заботы о здоровье, нежелание жить [3]. Таким образом, критериями благополучия для подростков с ВИЧ являются сохранение приверженности лечению и уровень социализации. Опыт Фонда в данном вопросе был представлен на международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей» [4].
Программа наставничества
Программа наставничества для подростков, живущих с ВИЧ, была разработана Фондом в 2017 году, когда в ходе сопровождения подростков стало понятно, что помощи психологов и групповой работы бывает недостаточно: рядом с подростком на регулярной основе должен быть адекватный значимый взрослый, который в непростой жизненной ситуации ребенка станет ему опорой, внесет позитивный взгляд на будущее, поможет принять диагноз [1].
К участию приглашались подростки различных категорий: воспитанники и выпускники учреждений для детей-сирот, подростки из числа оставшихся без попечения родителей, проживающие под кровной опекой (как правило, пожилых родственников), воспитывающиеся одинокими родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Стоит отметить, что программа была нацелена не только на то, чтобы предоставить подросткам с ВИЧ возможность получить поддержку и опору в лице значимого взрослого, с которым можно поговорить о заболевании, съездить к врачу, вспомнить о приеме лекарств, но и на социализацию, формирование у них активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающим людям и среде, что снижает риск передачи инфекции другим людям до нуля [3].
Целью программы является создание условий для успешной социализации подростков, рожденных с ВИЧ, посредством развития системы наставничества.
Целевая группа программы наставничества — подростки и молодые взрослые, живущие с ВИЧ, в возрасте от 11 до 24 лет из 8 регионов Российской Федерации.
Показатели благополучия, которые измеряются в рамках программы наставничества:
- уровень социализации;
- уровень приверженности лечению;
- уровень знаний о заболевании.
Инструменты и способы оценки показателя
В табл. 1 собрана информация о фиксируемых показателях, методах сбора данных и инструментах измерения.
Таблица 1
Инструменты оценки показателей благополучия подростков, живущих с ВИЧ,
в рамках программы наставничества
Показатель | Метод сбора данных | Инструмент | Описание |
Уровень социализации | Двухэтапное 1) с наставником (оценка обученными наблюдателями); 2) с подростком | Шкала социальной компетентности А.М. Прихожан [7] | Методика А.М. Прихожан, направленная на выявление уровня социальной компетентности подростков в соответствии с возрастом |
Уровень приверженности лечению | Анкетирование подростков | Адаптированная Шкала комплаентности Мориски-Грин [8] | Клинико-психологическая тестовая методика, предназначенная для предварительной оценки комплаентности. Включена в Клинические рекомендации «ВИЧ-инфекция у детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Уровень знаний о заболевании | Анкетирование подростков | Опросник «Знания о заболевании» | Методика, разработанная специалистами Фонда совместно с врачами-инфекционистами детских отделений Центров по профилактике и борьбе со СПИД |
Оценка проводится ежегодно, тип выборки — стихийная неслучайная (подростки и наставники, участвующие в проекте), тип анализа — описательный.
Результаты, полученные по оценке показателей
Качественные результаты проекта на основании оценки диагностических данных представлены в табл. 2.
Результаты самодиагностики подростками своих социальных навыков (см. рисунок) показывают, что большая часть оценили свой уровень как средний и высокий, 56% и 36% соответственно. При этом экспертная оценка психологов показала, что только у 15% подростков высокий уровень развития социальных навыков, у 52% — средний и у 23% — низкий.
Таблица 2
Доля подростков, улучшивших соответствующий навык,
из числа участников проекта более полугода
Показатель / год | 2021 | 2022 | 1–3 кварталы 2023* |
Подростки сформировали более ответственное социальное поведение, улучшили социальные навыки | 53%* | 42%* | 49% |
Подростки улучшили свои знания и навыки по теме ВИЧ-инфекция и АРВ-терапия | 100% | 100% | Проводилась на момент публикации статьи |
Подростки улучшили свое отношение | 22% | 31% | Проводилась на момент публикации статьи |
Подростки улучшили / не ухудшили | 2% | 31% | 36% |
Примечание. * — до 2023 года диагностика подростков на социальные навыки проводилась анкетированием только по методике, в которой оценивались навыки общения, самовыражение в разговоре, реакция на мнение другого человека, произвольность и саморегуляция, альтернативы агрессивному поведению.
Рис. Результаты диагностики подростков на социальные навыки, 2021 г.
Сравнительный анализ двух периодов диагностики по социальным навыкам и сопоставление их с экспертным мнением психологов, которые сопровождают наставнические пары и знают детей, показали, что самодиагностика подростков на предмет развития у них социальных навыков не является достоверной, результаты показателей корректировались на основании экспертной оценки психологов.
Для получения более точных результатов диагностики социальных навыков было принято решение с 2023 г. использовать интервью наставников и подростков по Шкале социальной компетентности А.М. Прихожан [7].
Решения, которые принимались на основании полученных результатов
- Создание и внедрение в 2022 году инструмента «Дорожная карта наставника», который служит специалистам проекта и наставникам одновременно маршрутной картой для бесед и проработки тем, которые необходимо освоить подростку для формирования навыков благополучной жизни с ВИЧ, и инструментом оценки освоенных навыков.
- Смена анкеты по оценке социальных навыков на валидированную Шкалу социальных компетенций А.М. Прихожан.
- Разработка аналогичной методики сопровождения наставниками подростков с другими социально значимыми заболеваниями (сахарный диабет, туберкулез, гепатиты и т. п.), требующими длительного лечения, формирования приверженности и социальных навыков жизни с диагнозом.
- Внедрение в программы Фонда направления с фокусом внимания на повышении жизнестойкости, что особенно актуально в условиях современных вызовов, таких как неопределенность и стресс, связанных с изменениями в обществе и окружающем ми-ре. Инструментом для оценки выбран тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой (ведется с августа 2023 г.).
Заключение
Программа наставничества Фонда стала важным шагом по поддержке подростков, живущих с ВИЧ. Это не только способствует формированию у подростков чувства безопасности и поддержки, но и активно влияет на уровень социализации и приверженности к лечению. Участие наставников помогает подросткам справляться с эмоциональными и социальными трудностями, развивать навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
Регулярная оценка показателей благополучия позволяет выявить положительные изменения в жизни участников, что подтверждается растущей приверженностью к терапии и высоким уровнем знаний о заболевании. Эти факторы играют решающую роль в улучшении качества жизни подростков с ВИЧ [1] и способствуют их интеграции в общество.
Таким образом, программа наставничества не только помогает подросткам с ВИЧ принять свой диагноз и справляться с ним, но и способствует созданию более устойчивого и поддерживающего окружения, что в конечном счете ведет к более оптимистичному взгляду на будущее и возможности полноценной жизни.
Полученные результаты оценки показателей социального обучения подростков демонстрируют значительный прогресс, несмотря на некоторые вызовы. Например, улучшение социальной ответственности и навыков было заметным в 2023 году, что указывает на эффективные изменения в подходах к обучению и сопровождению. Важно отметить, что результаты самодиагностики подростков существенно различаются с экспертной оценкой, что подчеркивает необходимость в более надежных методах диагностики. Реализация «Дорожной карты наставника» и переход на Шкалу социальных компетенций А.М. Прихожан являются ответными мерами на выявленные недостатки. Эти инструменты позволят не только глубже оценивать навыки подростков, но и составить индивидуальные планы развития, что в конечном итоге повысит качество их жизни.
Разработка аналогичных методик для работы с подростками, имеющими другие хронические заболевания, расширит практическое применение полученных подходов. Внедрение тем по повышению жизнестойкости, как показывают предварительные результаты, также открывает новые горизонты для работы с молодежью в создании поддерживающей и обучающей среды.
Mariya Sergeevna Bryanskaya
Charity Foundation «Children+»
Author for correspondence.
Email: m.bryanskaya@childrenplus.ru
ORCID iD: 0009-0009-8798-2265
Russian Federation, 129346, Россия, Москва, ул. Малыгина, 1 к2
Project Manager
Polina S. Galtsova
Charity Foundation Help Children Socially Significant Diseases “Children+”
Email: p.s.galtsova@childrenplus.ru
ORCID iD: 0009-0009-9960-2071
Russian Federation, Moscow, Russia Co-Founder Charity Foundation Help Children Socially Significant Diseases “Children+”; Clinical Psychologist, Practitioner and Supervisor, Coordinator of the Committee on Work with Children and Adolescents, EMDR/DPDG Association of Russia
Veronika S. Efremova
Charity Foundation Help Children Socially Significant Diseases “Children+”
Email: nichenicha@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-1563-8519
Moscow, Russia Psychologist
- Adzhablaeva D.N. Otsenka kachestva zhizni detei i podrostkov s izolirovannym tuberkulezom i soputstvuyushchei VICh-infektsiei [Assessment of the quality of life of childrenandadolescentswithisolatedtuberculosisandconcomitantHIVinfection]. Vestnik Tsentral’nogo nauchno-issledovatel’skogo instituta tuberkuleza [Bulletin of the Central Research Institute of Tuberculosis], 2019, no. S1, pp. 140–141. doi: 10.7868/S2587667819050777 (In Russ.).
- Aktual’nye voprosy VICh-infektsii u detei: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Sankt-Peterburg, 14–15 sentyabrya 2023 goda [Current issues of HIV infection in children: International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September 14-15, 2023]. Petersburg: Sankt-Peterburgskaya obshchestvennaya organizatsiya “Chelovek i ego zdorov’e” [St. Petersburg public organization “Man and his health”], 2023. 155 p. (In Russ.).
- Gal’tsova P.S., Kir’yanova O.N., Nastavnichestvo nad podrostkami, rozhdennymi s VICh. Metodicheskie materialy [Elektronnyi resurs] [Mentoring adolescents born with HIV. Methodological materials]. Blagotvoritel’nyi fond “Deti+” [Children+ Charitable Foundation], 2017. Available at: https://childrenplus.ru/category/forspecialists/soprovozhdeniesemeysdetiplus/ (Accessed 14.11.2023). (In Russ.).
- Detskoe blagopoluchie: ot nauchnykh issledovanii k praktike primeneniya v interesakh detei (videozapis’ 23 noyabrya 2023 g.) [Elektronnyi resurs] [Children’s welfare:from the firstresultstopracticalimplementationin the internalaffairs of children(published on November23, 2023)]. YouTube, 2023. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=yRvsqYEDEzU (Accessed 02.12.2023). (In Russ.).
- Klinicheskie rekomendatsii “VICh-infektsiya u detei” (utv. Ministerstvom zdravookhraneniya RF, 2020) [Elektronnyi resurs] [Clinical recommendations “HIV infection in children” (approved by the Ministry of Health of the Russian Federation, 2020)]. Garant. 2020. Available at: https://base.garant.ru/400186478/#friends (Accessed 14.11.2023). (In Russ.).
- Podrostki i VICh-infektsiya: meditsinskie, psikhologicheskie, sotsial’nye aspekty. Daidzhest [Elektronnyi resurs] [AdolescentsandHIVinfection:medical,psychological, and socialDigest]. Respublikanskaya infektsionnaya bol’nitsa [Republican Infectious Diseases Hospital]. Available at: https://childrenplus.ru/DOCS/Teens_and_HIV.pdf (Accessed 14.11.2023). (In Russ.).
- Prikhozhan A.M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detei podrostkovogo vozrasta [Elektronnyi resurs] [Diagnostics of the personaldevelopment of adolescentchildren]. Elektronnaya biblioteka MGPPU [The MSUPE Electronic Library]. 2007. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/PDl-2007/PDL-001.HTM#hid19 (Accessed 14.11.2023). (In Russ.).
- Shkala kolichestvennoi otsenki priverzhennosti ART Moriski-Grin [Elektronnyi resurs] [Medication Adherence Scale]. Rubrikator klinicheskikh rekomendatsii [Rubricator of clinical recommendations], Available at: https://cr.minzdrav.gov.ru/scale/bb069179-a24d-449d-9c91-0b2739624991 (Accessed 14.11.2023). (In Russ.).
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.