Psychological Well-being and Resilience of Substitute Mothers
- Authors: Zaytseva A.S.1, Egorova M.A.2
- Affiliations:
- “Agrovit” LLC
- Moscow State University of Psychology & Education
- Issue: Vol 5, No 2 (2024)
- Pages: 39-53
- Section: Social Psychology
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/4672
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050203
- Cite item
Abstract
This article analyzes the relationship between psychological well-being and resilience in the context of attitudes toward adopted children among foster mothers. The hypothesis suggests that a mother’s active participation in upbringing promotes democratic relationships with the child and creative approaches to problem-solving, and that her psychological well-being depends on an optimistic attitude and willingness to cooperate with the child. The respondents were 48 foster mothers, raising between 1 and 7 adopted children. The average age of the substitute mothers was 40 ± 6 years. To test the hypothesis, the following methods were used: the “Resilience Test” by S. Maddi, the “Psychological Well-Being Scale” by K. Ryff, the “Parental Attitude Diagnostics” questionnaire by A.Ya. Varga and V.V. Stolin, and the “Personal change-readiness survey” in the adaptation by N.A. Bazhanova, G.L. Bardier. The study confirmed the hypothesis and identified a connection between psychological well-being and resilience in substitute mothers. It was also established that the well-being and ability of a substitute mother to withstand social pressure depend on her ability to cope with stress, her readiness for self-realization, and her ability to achieve goals. A high level of psychological well-being contributes to the enjoyment of raising an adopted child.
Введение
Психологическое благополучие становится одной из ключевых категорий современной психологии, так как является интегральным показателем психического здоровья и качества жизни индивида [8; 10]. Важную роль в понимании психологического благополучия играет концепция преодоления психологических барьеров. Так, Л.С. Выготский утверждал, что успешное преодоление сложностей является неотъемлемым этапом на пути к благополучию, и настоятельно призывал людей активно развивать свои способности, не бояться возникающих препятствий и постоянно искать способы совладания с ними, что обусловливает раскрытие личностных ресурсов и в целом жизненную гармонию [4; 5; 6; 9; 10]. Ключевой характеристикой успешной личности является жизнестойкость, которая отвечает за преодоление трудностей и достижение благополучия. Жизнестойкость — это не просто особый навык, но преимущественно позитивный менталитет, помогающий с уверенностью и оптимизмом преодолевать трудности. Эта способность личности является основой для саморазвития, самосовершенствования, гибкости и адаптации к изменчивым условиям жизни [10; 15]. М. Селигман, основоположник позитивной психологии, подчеркивал важность оптимизма и развития личных сильных сторон для достижения психологического благополучия [17]. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов также отмечается, что жизнестойкость связана с физическим и психическим здоровьем, а оптимизм помогает справляться с негативными последствиями стресса [20; 22; 23]. Важными факторами являются также контроль и вовлеченность, которые способствуют укреплению психологического здоровья [2; 14; 16; 18; 21; 24].
В контексте научного анализа психологии замещающего родительства многие авторы указывают на жизнестойкость как один из показателей, снижающий подверженность эмоциональному выгоранию и способствующий эмоциональному благополучию матери [10; 19].
Стоит отметить, что замещающие родители сталкиваются с особыми вызовами, что требует от них способности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [15]:
- вхождение в новую социальную роль;
- преодоление зачастую непредвиденных проблем и собственных стрессовых состояний;
- решение сложных эмоциональных и поведенческих проблем у детей [1];
- обеспечение приемному ребенку условий стабильности и безопасности;
- обеспечение условий и процессов, способствующих оптимальному функционированию (процветанию) приемных детей [3; 17].
Следовательно, жизнестойкость замещающих родителей находится в зоне риска, связанного с неординарным процессом воспитания и ухода за ребенком [13].
Исходя из этого, изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей важно по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет выявить факторы риска психологического состояния матери и на основе этого разрабатывать стратегии психологической и социальной поддержки [1; 7; 11; 12; 13]. Во-вторых, такое исследование помогает понять, какие факторы способствуют адаптации замещающих матерей к новым внутрисемейным реалиям, связанным с вхождением в семью ребенка-сироты.
Программа и методики исследования
На основе теоретического анализа были выдвинуты предположения, что:
- существует связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей;
- активное участие матери в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним, а также творческому подходу матери к решению сложных жизненных ситуаций (частная гипотеза);
- психологическое благополучие замещающей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком (частная гипотеза) [10].
Цель исследования: изучить связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей.
Для достижения поставленной цели предстояло решить исследовательские задачи:
- изучить психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей в контексте родительского отношения к приемным детям и личностной готовности к переменам;
- проанализировать полученные данные на предмет наличия связи психологического благополучия и жизнестойкости.
При выборе методик, направленных на проверку выдвинутых гипотез, учитывалась их способность всесторонне и полно раскрыть предмет исследования, адекватность и релевантность поставленным задачам, а также их достоверность, надежность и точность, чтобы исключить возможность искажения результатов исследования.
Методики исследования:
- опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой) является одним из инструментов для измерения уровня психологического благополучия у замещающих матерей, позволяет получить более объективные данные и в дальнейшей работе оценивать эффективность программ психосоциальной поддержки;
- «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) позволяет оценить уровень устойчивости личности к стрессовым ситуациям;
- опросник «Личностная готовность к переменам» С. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Хал (адаптация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер) помогает определить, насколько человек открыт для перемен и готов адаптироваться к новым условиям;
- «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина помогает выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние взаимоотношений на психологическое развитие личности.
Применение данного психодиагностического пакета обеспечивает достоверность и объективность результатов исследования, позволяет получить ценные данные о психологических особенностях человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.
Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании приняли участие замещающие матери, 48 человек, средний возраст 40 ± 6 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. В замещающих семьях, принявших участие в исследовании, воспитываются от 1 до 7 приемных детей [10].
Результаты
Для выявления связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей были использованы результаты опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости».
Для подтверждения частных гипотез были использованы результаты «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам».
При проведении корреляционного анализа связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей были получены множественные положительные корреляции (табл. 1).
Далее при проведении корреляционного анализа результатов «Теста жизнестойкости» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что показатель «Находчивость» находится в прямой связи с жизнестойкостью, вовлеченностью и контролем [10]. При этом контроль находится в обратной связи с оптимизмом, адаптивностью и уверенностью. Отмечено, что показатель «Уверенность» находится в обратной связи с жизнестойкостью и вовлеченностью. Смелость, предприимчивость находится в обратной связи с вовлеченностью (табл. 2).
Таблица 1
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей
Показатели | Положи- | Автономия | Управ-ление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Само- | Общий уровень психологического благополучия |
Вовлеченность | ,338* | ,467** | ,654** | ,489** | ,669** | ,297* | ,702** |
Контроль | ,064 | ,325* | ,248 | ,064 | ,360* | ,038 | ,222 |
Принятие риска | ,103 | ,099 | ,351* | ,204 | ,351* | ,106 | ,212 |
Общий уровень жизнестойкости | ,159 | ,306* | ,487** | ,291* | ,535** | ,200 | ,442** |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица 2
Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и опросника «Личностная готовность к переменам»
Показатели | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Страстность | ,033 | ,021 | ,180 | -,181 |
Находчивость | ,567** | ,525** | ,655** | ,281 |
Оптимизм | -,138 | ,096 | -,309* | -,182 |
Смелость, предприимчивость | -,215 | -,320* | -,183 | -,052 |
Адаптивность | -,307* | -,232 | -,313* | -,021 |
Уверенность | -,484** | -,481** | -,341* | -,239 |
Толерантность | ,044 | ,083 | ,007 | ,256 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица 3
Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и «Опросника родительского отношения»
Показатели | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Принятие/отвержение ребенка | -,052 | ,080 | -,258 | -,086 |
Кооперация | -,096 | ,057 | -,270 | ,021 |
Симбиоз | ,096 | ,081 | ,192 | ,152 |
Контроль | -,279 | -,312* | -,159 | -,176 |
Отношение к неудачам | ,009 | -,014 | ,275 | ,139 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
При проведении корреляционного анализа связей «Теста жизнестойкости» и «Опросника родительского отношения» выявлена одна обратная корреляционная связь между субшкалами «Вовлеченность» и «Контроль» (табл. 3).
При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения» выявлено, что кооперация находится в прямой связи с психологическим благополучием и положительным отношением. Автономия находится в прямой связи с отношением к неудачам (табл. 4).
Таблица 4
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения»
Показатели | Психологическое благополучие | Положительное отношение | Автономия | Управление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Самопринятие |
Принятие/отвержение ребенка | ,236 | -,031 | ,114 | ,155 | ,216 | ,212 | ,225 |
Контроль | -,012 | ,096 | -,104 | ,110 | ,062 | -,128 | ,135 |
Симбиоз | ,044 | ,112 | -,089 | ,169 | ,025 | ,160 | ,067 |
Кооперация | ,306* | ,348* | -,200 | ,272 | ,246 | ,176 | ,024 |
Отношение к неудачам | -,018 | ,162 | ,314* | ,049 | ,074 | -,015 | ,228 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Таблица 5
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей опросника «Личностная готовность к переменам»
Показатели | Психологическое благополучие | Положительное отношение | Автономия | Управление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Самопринятие |
Страстность | ,331* | ,193 | ,259 | ,065 | ,050 | ,088 | ,071 |
Находчивость | ,515** | ,303* | ,445** | ,298* | ,198 | ,411** | ,193 |
Оптимизм | ,531** | ,584** | ,055 | ,311* | ,415** | ,333* | ,212 |
Смелость, предприимчивость | -,372** | -,188 | -,163 | ,038 | -,100 | -,259 | -,026 |
Адаптивность | -,145 | ,017 | -,153 | ,113 | ,084 | ,001 | ,167 |
Уверенность | -,355* | -,135 | -,139 | -,241 | -,177 | -,248 | ,152 |
Толерантность к двусмысленности | -,114 | -,215 | -,004 | ,087 | ,000 | ,024 | ,294* |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что находчивость находится в прямой связи с положительным отношением, автономией, управлением окружением и целью в жизни. Оптимизм находится в прямой связи с положительным отношением, управлением окружением, личностным ростом и целью в жизни. Самопринятие имеет прямую связь с толерантностью к двусмысленности [10].
Психологическое благополучие имеет прямую связь с оптимизмом, находчивостью и страстностью и обратную связь с уверенностью и смелостью, предприимчивостью (табл. 5).
Обсуждение
При анализе корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с «Тестом жизнестойкости» выявляется определенная зависимость — активное участие в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним (отрицательная связь с контролем), а также разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций (положительная связь с находчивостью) (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционные связи «Теста жизнестойкости», опросника «Личностная готов-ность к переменам» и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей
При совмещении корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с опросником «Шкала психологического благополучия» выявляются определенные зависимости.
Положительная корреляция субшкал «Кооперация», «Психологическое благополучие» и «Оптимизм» у замещающих матерей свидетельствует о том, что психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя (положительная связь с оптимизмом) и готовности к сотрудничеству с ребенком (положительная связь с кооперацией).
Положительная корреляция субшкал «Отношение к неудачам», «Автономия» и «Находчивость» у замещающих матерей свидетельствует о том, что замещающая мать находит нестандартные способы решения проблем и старается защитить ребенка от жизненных трудностей, не подчиняясь общественному давлению (рис. 2).
Рис. 2. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия», опросника «Личностная готовность к переменам»
и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей
Корреляционный анализ связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» выявил прямую достоверную связь между субшкалами «Жизнестойкость» и «Психологическое благополучие». Чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень психологического благополучия у замещающих матерей.
Также следует выделить взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «Жизнестойкость». Можно сказать, что психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей (рис. 3).
Рис. 3. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы жизнестойкость и субшкал психологическое благополучие, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни)
Выделяя взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «вовлеченность», можно сказать, что замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни (рис. 4).
Рис. 4. Корреляционный анализ связей показателей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы вовлеченность и субшкал психологическое благополучие, положительное отношение, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие)
Выводы
В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к феномену психологического благополучия и жизнестойкости личности в отечественной и зарубежной литературе, проведен количественный и качественный анализ полученных в эмпирическом исследовании данных и сформулированы выводы по его результатам.
Выдвинутая гипотеза о наличии связи между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей подтвердилась. Также нашли свое подтверждение частные гипотезы о том, что:
- активное участие в процессе воспитания приемного ребенка, или вовлеченность, играет ключевую роль в выстраивании более демократичных отношений с ним, а также в разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций;
- психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком.
Установлено, что:
- замещающая мать, стараясь защитить ребенка от жизненных трудностей, находит нестандартные способы решения проблем и не подчиняется общественному давлению;
- психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей;
- замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни.
Изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей имеет большое значение для понимания и поддержки этой категории женщин. Исследования показывают, что существует прямая связь между психологическим благополучием замещающих матерей и их жизнестойкостью, которая играет существенную роль в их жизни, помогая преодолевать трудности и сохранять стабильность и любовь в отношениях с приемными детьми. Развитие жизнестойкости является важным аспектом подготовки и поддержки замещающих матерей. Специалисты и организации, работающие с приемными семьями, должны обращать особое внимание на развитие этих навыков, таким образом помогая им справляться с вызовами, с которыми они сталкиваются.
Понимание взаимосвязей психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей поможет разработать научно обоснованные эффективные программы поддержки и помощи для этой категории женщин, которые играют такую важную роль в жизни детей, оставшихся без родительской опеки. В дальнейшем исследовании авторы рассмотрят методологические основы проектирования программ социально-психологического сопровождения замещающих матерей и представят учебно-тематический план программы.
Anastasiya Sergeevna Zaytseva
“Agrovit” LLC
Author for correspondence.
Email: zzzooommm@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-8716-9540
Russian Federation, Moscow Head of the production laboratory,
Marina Alekseevna Egorova
Moscow State University of Psychology & Education
Email: egorovama@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0716-6858
Russian Federation, Moscow PhD in Education, Professor, Department of Pedagogical Psychology n.a. Professor V.A. Guruzhapov, Faculty of Psychology of Education,
- Aslamazova L.A., Khakunova F.P. Zameshchayushchaya sem’ya kak predmet nauchnykh issledovanii [Substitute family as subject of scientific research]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University, Series “Pedagogy and Psychology”], 2017, no. 3 (203), pp. 25–32. (In Russ.).
- Vodyakha S.A. Zhiznestoikost’ kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya [Resilience as a factor of psychological well-being]. Lichnost’ v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statei [Personality in the modern world: a collection of scientific articles]. Yekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, Institut psikhologii [Ural State Pedagogical University, Institute of Psychology], 2016, pp. 55–59. (In Russ.).
- Vodyakha S.A. Sovremennye kontseptsii psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Modern concepts of psychological well-being of the individual]. Diskussiya [Discussion], 2012, no. 2, pp. 132–138. (In Russ.).
- Vygotsky L.S. Monografiya: Razvitie psikhiki [Monograph: The development of the psyche]. Moscow: Universitetskaya kniga [University book], 2016, pp. 45–47. (In Russ.).
- Vygotsky L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Progress [Progress], 2019, pp. 211–218. (In Russ.).
- Vygotsky L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Moscow: EKSMO [EKSMO], 2018, pp. 121–132. (In Russ.).
- Danilova M.A., Panteleimonova T.S. Teoreticheskie aspekty problemy sovladayushchego povedeniya materei v zameshchayushchikh sem’yakh [Theoretical aspects of the problem of coping behavior of mothers in substitute families]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], 2023. Vol. 6, no. 220, pp. 510–513. (In Russ.).
- Danilova M.A., Tarasenko E.A. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti: ponyatie i osnovnye urovni [Personality psychological well-being: concept and levels]. Forum molodykh uchenykh [Forum of Young Scientists], 2019, no. 4 (32), pp. 285–289. (In Russ.).
- Dubrovina I.V. Fenomen “psikhologicheskoe blagopoluchie” v kontekste sotsial’noi situatsii razvitiya [Elektronnyi resurs] [The Phenomena of “Psychological Well-Being” in the Context of the Social Situation of Development]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Practical Psychology of Education], 2020. Vol. 17, no. 3, pp. 9–21. doi: 10.17759/bppe.2020170301 (In Russ.).
- Zaitseva A.S. Svyaz’ psikhologicheskogo blagopoluchiya i zhiznestoikosti u zameshchayushchikh materei: Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota (magisterskaya dissertatsiya) [The relationship between psychological well-being and resilience in substitute mothers: dis.]. Moscow, 2024, 128 p. (In Russ.).
- Ivanova E.V. Zhiznestoikost’ v kontekste problemy roditel’stva [Vitality in the context of parenting problems]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2015, no. 4 (45), pp. 174–178. (In Russ.).
- Kostyunin I.E. Svyaz’ psikhologicheskogo blagopoluchiya i zhiznestoikosti lichnosti v yunosheskom vozraste [The connection of psychological well-being and resilience of personality in adolescence]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2022, no. 19 (414), pp. 398–407. (In Russ.).
- Krasnova V.G., Palkina T.S. Problema zhiznestoikosti zameshchayushchei sem’i [The problem of the resilience of a substitute family]. Diskussiya [Discussion], 2012, no. 10, pp. 102–105. (In Russ.).
- Kuznetsova S.V. Sub”ektivnoe blagopoluchie i zhiznestoikost’ lichnosti [Subjective well-being and resilience of personality]. Vostok, Zapad, Rossiya: filosofskie i sotsiokul’turnye osnovaniya vzaimodeistviya tsivilizatsii: sbornik nauchnykh trudov [East, West, Russia: philosophical and socio-cultural foundations of the interaction of civilizations: a collection of scientific papers]. Saratov: Kubik, 2017, pp. 146–151. (In Russ.).
- Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Zhiznestoikost’ kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Resilience as a component of personal potential]. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl [Sense], 2011. 680 p. (In Russ.).
- Mitrofanova E.N. Zhiznestoikost’ i psikhologicheskoe blagopoluchie studentov [Hardiness and psychological well-being of students]. In Vodyakha S.A. (Ed.). Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological well-being of a modern person: materials of the International correspondence scientific and practical conference]. Yekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet [Ural State Pedagogical University], 2018, pp. 246–251. (In Russ.).
- Seligman M.E.P. Novaya pozitivnaya psikhologiya: Nauchnyi vzglyad na schast’e i smysl zhizni, perev. s angl [Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment]. Moscow: Sofiya [ “Sofia”], 2006, 368 p. (In Russ.).
- Trukhacheva Yu.S. Teoreticheskoe issledovanie psikhologicheskikh mekhanizmov adaptatsii migrantov v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve (na primere studenchestva) [A theoretical study of the psychological mechanisms of adaptation of migrants in the modern socio-cultural space (on the example of students)]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences], 2011, no. 4, pp. 334–337. (In Russ.).
- Yaroshchuk I.V. Psikhologiya zhiznestoikosti: obzor teoreticheskikh kontseptsii, empiricheskikh issledovanii i metodik diagnostiki [The psychology of hardiness: a review of theoretical concepts, empirical research and diagnostic techniques]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo institutu psikhologii i sotsial’noi raboty [Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work], 2020. Vol. 33, no. 1, pp. 50–60. (In Russ.).
- Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping. Journal of Personality and Social Phycology, 1995. Vol. 68, no. 4, pp. 687–695. doi: 10.1037//0022-3514.68.4.687
- Koolhaas J.M., Bartolomucci A., Buwalda B., de Boer S.F., Flügge G., Korte S.M., Meerlo P., Murison R., Olivier B., Palanza P., Richter-Levin G., Sgoifo A., Steimer T., Stiedl O., van Dijk G., Wöhr M., Fuchs E. Stress revisited: a critical evaluation of the stress concept. Neuroscience and biobehavioral reviews, 2011. Vol. 35, no. 5, pp. 1291–1301. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.02.003
- Sharpley C.F., Dua J.K., Reynolds R., Acosta A. The Direct and Relative Efficacy of Cognitive Hardiness, Type A Behaviour Pattern, Coping Behaviour and Social Support as Predictors of Stress and Ill-health. Scandinavian Journal of Behaviour Therapy, 1995, no. 24, pp. 15–29. doi: 10.1080/16506079509455980
- Sheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well-being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health. Journal of Personality, 1989. Vol. 55, no. 2, pp. 169–210. doi: 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00434.x
- Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness. Studia Psychologica, 1994. Vol. 36, no. 5, pp. 390–392.
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
Неозаглавлен (Russian) - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.