Psychological Well-being and Resilience of Substitute Mothers

Abstract


This article analyzes the relationship between psychological well-being and resilience in the context of attitudes toward adopted children among foster mothers. The hypothesis suggests that a mother’s active participation in upbringing promotes democratic relationships with the child and creative approaches to problem-solving, and that her psychological well-being depends on an optimistic attitude and willingness to cooperate with the child. The respondents were 48 foster mothers, raising between 1 and 7 adopted children. The average age of the substitute mothers was 40 ± 6 years. To test the hypothesis, the following methods were used: the “Resilience Test” by S. Maddi, the “Psychological Well-Being Scale” by K. Ryff, the “Parental Attitude Diagnostics” questionnaire by A.Ya. Varga and V.V. Stolin, and the “Personal change-readiness survey” in the adaptation by N.A. Bazhanova, G.L. Bardier. The study confirmed the hypothesis and identified a connection between psychological well-being and resilience in substitute mothers. It was also established that the well-being and ability of a substitute mother to withstand social pressure depend on her ability to cope with stress, her readiness for self-realization, and her ability to achieve goals. A high level of psychological well-being contributes to the enjoyment of raising an adopted child.


Введение

Психологическое благополучие становится одной из ключевых категорий современной психологии, так как является интегральным показателем психического здоровья и качества жизни индивида [8; 10]. Важную роль в понимании психологического благополучия играет концепция преодоления психологических барьеров. Так, Л.С. Выготский утверждал, что успешное преодоление сложностей является неотъемлемым этапом на пути к благополучию, и настоятельно призывал людей активно развивать свои способности, не бояться возникающих препятствий и постоянно искать способы совладания с ними, что обусловливает раскрытие личностных ресурсов и в целом жизненную гармонию [4; 5; 6; 9; 10]. Ключевой характеристикой успешной личности является жизнестойкость, которая отвечает за преодоление трудностей и достижение благополучия. Жизнестойкость — это не просто особый навык, но преимущественно позитивный менталитет, помогающий с уверенностью и оптимизмом преодолевать трудности. Эта способность личности является основой для саморазвития, самосовершенствования, гибкости и адаптации к изменчивым условиям жизни [10; 15]. М. Селигман, основоположник позитивной психологии, подчеркивал важность оптимизма и развития личных сильных сторон для достижения психологического благополучия [17]. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов также отмечается, что жизнестойкость связана с физическим и психическим здоровьем, а оптимизм помогает справляться с негативными последствиями стресса [20; 22; 23]. Важными факторами являются также контроль и вовлеченность, которые способствуют укреплению психологического здоровья [2; 14; 16; 18; 21; 24].

В контексте научного анализа психологии замещающего родительства многие авторы указывают на жизнестойкость как один из показателей, снижающий подверженность эмоциональному выгоранию и способствующий эмоциональному благополучию матери [10; 19].

Стоит отметить, что замещающие родители сталкиваются с особыми вызовами, что требует от них способности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [15]:

  • вхождение в новую социальную роль;
  • преодоление зачастую непредвиденных проблем и собственных стрессовых состояний;
  • решение сложных эмоциональных и поведенческих проблем у детей [1];
  • обеспечение приемному ребенку условий стабильности и безопасности;
  • обеспечение условий и процессов, способствующих оптимальному функционированию (процветанию) приемных детей [3; 17].

Следовательно, жизнестойкость замещающих родителей находится в зоне риска, связанного с неординарным процессом воспитания и ухода за ребенком [13].

Исходя из этого, изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей важно по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет выявить факторы риска психологического состояния матери и на основе этого разрабатывать стратегии психологической и социальной поддержки [1; 7; 11; 12; 13]. Во-вторых, такое исследование помогает понять, какие факторы способствуют адаптации замещающих матерей к новым внутрисемейным реалиям, связанным с вхождением в семью ребенка-сироты.

Программа и методики исследования

На основе теоретического анализа были выдвинуты предположения, что:

  1. существует связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей;
  2. активное участие матери в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним, а также творческому подходу матери к решению сложных жизненных ситуаций (частная гипотеза);
  3. психологическое благополучие замещающей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком (частная гипотеза) [10].

Цель исследования: изучить связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей.

Для достижения поставленной цели предстояло решить исследовательские задачи:

  • изучить психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей в контексте родительского отношения к приемным детям и личностной готовности к переменам;
  • проанализировать полученные данные на предмет наличия связи психологического благополучия и жизнестойкости.

При выборе методик, направленных на проверку выдвинутых гипотез, учитывалась их способность всесторонне и полно раскрыть предмет исследования, адекватность и релевантность поставленным задачам, а также их достоверность, надежность и точность, чтобы исключить возможность искажения результатов исследования.

Методики исследования:

  • опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой) является одним из инструментов для измерения уровня психологического благополучия у замещающих матерей, позволяет получить более объективные данные и в дальнейшей работе оценивать эффективность программ психосоциальной поддержки;
  • «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) позволяет оценить уровень устойчивости личности к стрессовым ситуациям;
  • опросник «Личностная готовность к переменам» С. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Хал (адаптация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер) помогает определить, насколько человек открыт для перемен и готов адаптироваться к новым условиям;
  • «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина помогает выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние взаимоотношений на психологическое развитие личности.

Применение данного психодиагностического пакета обеспечивает достоверность и объективность результатов исследования, позволяет получить ценные данные о психологических особенностях человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.

Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

В исследовании приняли участие замещающие матери, 48 человек, средний возраст 40 ± 6 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. В замещающих семьях, принявших участие в исследовании, воспитываются от 1 до 7 приемных детей [10].

Результаты

Для выявления связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей были использованы результаты опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости».

Для подтверждения частных гипотез были использованы результаты «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам».

При проведении корреляционного анализа связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей были получены множественные положительные корреляции (табл. 1).

Далее при проведении корреляционного анализа результатов «Теста жизнестойкости» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что показатель «Находчивость» находится в прямой связи с жизнестойкостью, вовлеченностью и контролем [10]. При этом контроль находится в обратной связи с оптимизмом, адаптивностью и уверенностью. Отмечено, что показатель «Уверенность» находится в обратной связи с жизнестойкостью и вовлеченностью. Смелость, предприимчивость находится в обратной связи с вовлеченностью (табл. 2).

Таблица 1

Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей

Показатели

Положи-
тельные отноше-
ния

Автономия

Управ-ление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Само-
принятие

Общий уровень психологического благополучия

Вовлеченность

,338*

,467**

,654**

,489**

,669**

,297*

,702**

Контроль

,064

,325*

,248

,064

,360*

,038

,222

Принятие риска

,103

,099

,351*

,204

,351*

,106

,212

Общий уровень жизнестойкости

,159

,306*

,487**

,291*

,535**

,200

,442**

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таблица 2

Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и опросника «Личностная готовность к переменам»

Показатели

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Страстность

,033

,021

,180

-,181

Находчивость

,567**

,525**

,655**

,281

Оптимизм

-,138

,096

-,309*

-,182

Смелость, предприимчивость

-,215

-,320*

-,183

-,052

Адаптивность

-,307*

-,232

-,313*

-,021

Уверенность

-,484**

-,481**

-,341*

-,239

Толерантность

,044

,083

,007

,256

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таблица 3

Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и «Опросника родительского отношения»

Показатели

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Принятие/отвержение ребенка

-,052

,080

-,258

-,086

Кооперация

-,096

,057

-,270

,021

Симбиоз

,096

,081

,192

,152

Контроль

-,279

-,312*

-,159

-,176

Отношение к неудачам

,009

-,014

,275

,139

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

При проведении корреляционного анализа связей «Теста жизнестойкости» и «Опросника родительского отношения» выявлена одна обратная корреляционная связь между субшкалами «Вовлеченность» и «Контроль» (табл. 3).

При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения» выявлено, что кооперация находится в прямой связи с психологическим благополучием и положительным отношением. Автономия находится в прямой связи с отношением к неудачам (табл. 4).

Таблица 4

Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения»

Показатели

Психологическое благополучие

Положительное отношение

Автономия

Управление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Самопринятие

Принятие/отвержение ребенка

,236

-,031

,114

,155

,216

,212

,225

Контроль

-,012

,096

-,104

,110

,062

-,128

,135

Симбиоз

,044

,112

-,089

,169

,025

,160

,067

Кооперация

,306*

,348*

-,200

,272

,246

,176

,024

Отношение к неудачам

-,018

,162

,314*

,049

,074

-,015

,228

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Таблица 5

Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей опросника «Личностная готовность к переменам»

Показатели

Психологическое благополучие

Положительное отношение

Автономия

Управление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Самопринятие

Страстность

,331*

,193

,259

,065

,050

,088

,071

Находчивость

,515**

,303*

,445**

,298*

,198

,411**

,193

Оптимизм

,531**

,584**

,055

,311*

,415**

,333*

,212

Смелость, предприимчивость

-,372**

-,188

-,163

,038

-,100

-,259

-,026

Адаптивность

-,145

,017

-,153

,113

,084

,001

,167

Уверенность

-,355*

-,135

-,139

-,241

-,177

-,248

,152

Толерантность к двусмысленности

-,114

-,215

-,004

,087

,000

,024

,294*

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что находчивость находится в прямой связи с положительным отношением, автономией, управлением окружением и целью в жизни. Оптимизм находится в прямой связи с положительным отношением, управлением окружением, личностным ростом и целью в жизни. Самопринятие имеет прямую связь с толерантностью к двусмысленности [10].

Психологическое благополучие имеет прямую связь с оптимизмом, находчивостью и страстностью и обратную связь с уверенностью и смелостью, предприимчивостью (табл. 5).

Обсуждение

При анализе корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с «Тестом жизнестойкости» выявляется определенная зависимость — активное участие в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним (отрицательная связь с контролем), а также разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций (положительная связь с находчивостью) (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные связи «Теста жизнестойкости», опросника «Личностная готов-ность к переменам» и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей

При совмещении корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с опросником «Шкала психологического благополучия» выявляются определенные зависимости.

Положительная корреляция субшкал «Кооперация», «Психологическое благополучие» и «Оптимизм» у замещающих матерей свидетельствует о том, что психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя (положительная связь с оптимизмом) и готовности к сотрудничеству с ребенком (положительная связь с кооперацией).

Положительная корреляция субшкал «Отношение к неудачам», «Автономия» и «Находчивость» у замещающих матерей свидетельствует о том, что замещающая мать находит нестандартные способы решения проблем и старается защитить ребенка от жизненных трудностей, не подчиняясь общественному давлению (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия», опросника «Личностная готовность к переменам»
и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей

Корреляционный анализ связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» выявил прямую достоверную связь между субшкалами «Жизнестойкость» и «Психологическое благополучие». Чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень психологического благополучия у замещающих матерей.

Также следует выделить взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «Жизнестойкость». Можно сказать, что психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей (рис. 3).

Рис. 3. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
 благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы жизнестойкость и субшкал психологическое благополучие, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни)

Выделяя взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «вовлеченность», можно сказать, что замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни (рис. 4).

Рис. 4. Корреляционный анализ связей показателей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы вовлеченность и субшкал психологическое благополучие, положительное отношение, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие)

Выводы

В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к феномену психологического благополучия и жизнестойкости личности в отечественной и зарубежной литературе, проведен количественный и качественный анализ полученных в эмпирическом исследовании данных и сформулированы выводы по его результатам.

Выдвинутая гипотеза о наличии связи между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей подтвердилась. Также нашли свое подтверждение частные гипотезы о том, что:

  • активное участие в процессе воспитания приемного ребенка, или вовлеченность, играет ключевую роль в выстраивании более демократичных отношений с ним, а также в разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций;
  • психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком.

Установлено, что:

  • замещающая мать, стараясь защитить ребенка от жизненных трудностей, находит нестандартные способы решения проблем и не подчиняется общественному давлению;
  • психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей;
  • замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни.

Изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей имеет большое значение для понимания и поддержки этой категории женщин. Исследования показывают, что существует прямая связь между психологическим благополучием замещающих матерей и их жизнестойкостью, которая играет существенную роль в их жизни, помогая преодолевать трудности и сохранять стабильность и любовь в отношениях с приемными детьми. Развитие жизнестойкости является важным аспектом подготовки и поддержки замещающих матерей. Специалисты и организации, работающие с приемными семьями, должны обращать особое внимание на развитие этих навыков, таким образом помогая им справляться с вызовами, с которыми они сталкиваются.

Понимание взаимосвязей психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей поможет разработать научно обоснованные эффективные программы поддержки и помощи для этой категории женщин, которые играют такую важную роль в жизни детей, оставшихся без родительской опеки. В дальнейшем исследовании авторы рассмотрят методологические основы проектирования программ социально-психологического сопровождения замещающих матерей и представят учебно-тематический план программы.

Anastasiya Sergeevna Zaytseva

“Agrovit” LLC

Author for correspondence.
Email: zzzooommm@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-8716-9540

Russian Federation, Moscow Head of the production laboratory,

Marina Alekseevna Egorova

Moscow State University of Psychology & Education

Email: egorovama@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0716-6858

Russian Federation, Moscow PhD in Education, Professor, Department of Pedagogical Psychology n.a. Professor V.A. Guruzhapov, Faculty of Psychology of Education,

    1. Aslamazova L.A., Khakunova F.P. Zameshchayushchaya sem’ya kak predmet nauchnykh issledovanii [Substitute family as subject of scientific research]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University, Series “Pedagogy and Psychology”], 2017, no. 3 (203), pp. 25–32. (In Russ.).
    2. Vodyakha S.A. Zhiznestoikost’ kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya [Resilience as a factor of psychological well-being]. Lichnost’ v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statei [Personality in the modern world: a collection of scientific articles]. Yekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, Institut psikhologii [Ural State Pedagogical University, Institute of Psychology], 2016, pp. 55–59. (In Russ.).
    3. Vodyakha S.A. Sovremennye kontseptsii psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Modern concepts of psychological well-being of the individual]. Diskussiya [Discussion], 2012, no. 2, pp. 132–138. (In Russ.).
    4. Vygotsky L.S. Monografiya: Razvitie psikhiki [Monograph: The development of the psyche]. Moscow: Universitetskaya kniga [University book], 2016, pp. 45–47. (In Russ.).
    5. Vygotsky L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Progress [Progress], 2019, pp. 211–218. (In Russ.).
    6. Vygotsky L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Moscow: EKSMO [EKSMO], 2018, pp. 121–132. (In Russ.).
    7. Danilova M.A., Panteleimonova T.S. Teoreticheskie aspekty problemy sovladayushchego povedeniya materei v zameshchayushchikh sem’yakh [Theoretical aspects of the problem of coping behavior of mothers in substitute families]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], 2023. Vol. 6, no. 220, pp. 510–513. (In Russ.).
    8. Danilova M.A., Tarasenko E.A. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti: ponyatie i osnovnye urovni [Personality psychological well-being: concept and levels]. Forum molodykh uchenykh [Forum of Young Scientists], 2019, no. 4 (32), pp. 285–289. (In Russ.).
    9. Dubrovina I.V. Fenomen “psikhologicheskoe blagopoluchie” v kontekste sotsial’noi situatsii razvitiya [Elektronnyi resurs] [The Phenomena of “Psychological Well-Being” in the Context of the Social Situation of Development]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Practical Psychology of Education], 2020. Vol. 17, no. 3, pp. 9–21. doi: 10.17759/bppe.2020170301 (In Russ.).
    10. Zaitseva A.S. Svyaz’ psikhologicheskogo blagopoluchiya i zhiznestoikosti u zameshchayushchikh materei: Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota (magisterskaya dissertatsiya) [The relationship between psychological well-being and resilience in substitute mothers: dis.]. Moscow, 2024, 128 p. (In Russ.).
    11. Ivanova E.V. Zhiznestoikost’ v kontekste problemy roditel’stva [Vitality in the context of parenting problems]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2015, no. 4 (45), pp. 174–178. (In Russ.).
    12. Kostyunin I.E. Svyaz’ psikhologicheskogo blagopoluchiya i zhiznestoikosti lichnosti v yunosheskom vozraste [The connection of psychological well-being and resilience of personality in adolescence]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2022, no. 19 (414), pp. 398–407. (In Russ.).
    13. Krasnova V.G., Palkina T.S. Problema zhiznestoikosti zameshchayushchei sem’i [The problem of the resilience of a substitute family]. Diskussiya [Discussion], 2012, no. 10, pp. 102–105. (In Russ.).
    14. Kuznetsova S.V. Sub”ektivnoe blagopoluchie i zhiznestoikost’ lichnosti [Subjective well-being and resilience of personality]. Vostok, Zapad, Rossiya: filosofskie i sotsiokul’turnye osnovaniya vzaimodeistviya tsivilizatsii: sbornik nauchnykh trudov [East, West, Russia: philosophical and socio-cultural foundations of the interaction of civilizations: a collection of scientific papers]. Saratov: Kubik, 2017, pp. 146–151. (In Russ.).
    15. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Zhiznestoikost’ kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Resilience as a component of personal potential]. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl [Sense], 2011. 680 p. (In Russ.).
    16. Mitrofanova E.N. Zhiznestoikost’ i psikhologicheskoe blagopoluchie studentov [Hardiness and psychological well-being of students]. In Vodyakha S.A. (Ed.). Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological well-being of a modern person: materials of the International correspondence scientific and practical conference]. Yekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet [Ural State Pedagogical University], 2018, pp. 246–251. (In Russ.).
    17. Seligman M.E.P. Novaya pozitivnaya psikhologiya: Nauchnyi vzglyad na schast’e i smysl zhizni, perev. s angl [Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment]. Moscow: Sofiya [ “Sofia”], 2006, 368 p. (In Russ.).
    18. Trukhacheva Yu.S. Teoreticheskoe issledovanie psikhologicheskikh mekhanizmov adaptatsii migrantov v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve (na primere studenchestva) [A theoretical study of the psychological mechanisms of adaptation of migrants in the modern socio-cultural space (on the example of students)]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences], 2011, no. 4, pp. 334–337. (In Russ.).
    19. Yaroshchuk I.V. Psikhologiya zhiznestoikosti: obzor teoreticheskikh kontseptsii, empiricheskikh issledovanii i metodik diagnostiki [The psychology of hardiness: a review of theoretical concepts, empirical research and diagnostic techniques]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo institutu psikhologii i sotsial’noi raboty [Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work], 2020. Vol. 33, no. 1, pp. 50–60. (In Russ.).
    20. Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping. Journal of Personality and Social Phycology, 1995. Vol. 68, no. 4, pp. 687–695. doi: 10.1037//0022-3514.68.4.687
    21. Koolhaas J.M., Bartolomucci A., Buwalda B., de Boer S.F., Flügge G., Korte S.M., Meerlo P., Murison R., Olivier B., Palanza P., Richter-Levin G., Sgoifo A., Steimer T., Stiedl O., van Dijk G., Wöhr M., Fuchs E. Stress revisited: a critical evaluation of the stress concept. Neuroscience and biobehavioral reviews, 2011. Vol. 35, no. 5, pp. 1291–1301. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.02.003
    22. Sharpley C.F., Dua J.K., Reynolds R., Acosta A. The Direct and Relative Efficacy of Cognitive Hardiness, Type A Behaviour Pattern, Coping Behaviour and Social Support as Predictors of Stress and Ill-health. Scandinavian Journal of Behaviour Therapy, 1995, no. 24, pp. 15–29. doi: 10.1080/16506079509455980
    23. Sheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well-being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health. Journal of Personality, 1989. Vol. 55, no. 2, pp. 169–210. doi: 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00434.x
    24. Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness. Studia Psychologica, 1994. Vol. 36, no. 5, pp. 390–392.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

Неозаглавлен (Russian) - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy