Психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей
- Авторы: Зайцева А.С.1, Егорова М.А.2
- Учреждения:
- ООО «Агровит»
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- Выпуск: Том 5, № 2 (2024)
- Страницы: 39-53
- Раздел: Социальная психология
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/4672
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050203
- Цитировать
Аннотация
Статья посвящена анализу связи психологического благополучия и жизнестойкости в контексте отношения к приемному ребенку у замещающих матерей. Гипотеза предполагает, что активное участие матери в воспитании способствует демократичным отношениям с ребенком и творческим подходам к решению проблем, а ее психологическое благополучие зависит от оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком. Респондентами выступили 48 замещающих матерей, в семьях которых воспитываются от 1 до 7 приемных детей. Средний возраст замещающих матерей 40 ± 6 лет. Для проверки гипотезы применены методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросник «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина, опросник «Личностная готовность к переменам» в адаптации Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер. В ходе исследования подтверждена гипотеза и выявлена связь между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей. Также установлено, что благополучие и способность замещающей матери противостоять общественному давлению зависят от умения справляться со стрессами, готовности к самореализации и достижению целей. Высокий уровень психологического благополучия способствует получению удовольствия от воспитания приемного ребенка.
Введение
Психологическое благополучие становится одной из ключевых категорий современной психологии, так как является интегральным показателем психического здоровья и качества жизни индивида [8; 10]. Важную роль в понимании психологического благополучия играет концепция преодоления психологических барьеров. Так, Л.С. Выготский утверждал, что успешное преодоление сложностей является неотъемлемым этапом на пути к благополучию, и настоятельно призывал людей активно развивать свои способности, не бояться возникающих препятствий и постоянно искать способы совладания с ними, что обусловливает раскрытие личностных ресурсов и в целом жизненную гармонию [4; 5; 6; 9; 10]. Ключевой характеристикой успешной личности является жизнестойкость, которая отвечает за преодоление трудностей и достижение благополучия. Жизнестойкость — это не просто особый навык, но преимущественно позитивный менталитет, помогающий с уверенностью и оптимизмом преодолевать трудности. Эта способность личности является основой для саморазвития, самосовершенствования, гибкости и адаптации к изменчивым условиям жизни [10; 15]. М. Селигман, основоположник позитивной психологии, подчеркивал важность оптимизма и развития личных сильных сторон для достижения психологического благополучия [17]. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов также отмечается, что жизнестойкость связана с физическим и психическим здоровьем, а оптимизм помогает справляться с негативными последствиями стресса [20; 22; 23]. Важными факторами являются также контроль и вовлеченность, которые способствуют укреплению психологического здоровья [2; 14; 16; 18; 21; 24].
В контексте научного анализа психологии замещающего родительства многие авторы указывают на жизнестойкость как один из показателей, снижающий подверженность эмоциональному выгоранию и способствующий эмоциональному благополучию матери [10; 19].
Стоит отметить, что замещающие родители сталкиваются с особыми вызовами, что требует от них способности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [15]:
- вхождение в новую социальную роль;
- преодоление зачастую непредвиденных проблем и собственных стрессовых состояний;
- решение сложных эмоциональных и поведенческих проблем у детей [1];
- обеспечение приемному ребенку условий стабильности и безопасности;
- обеспечение условий и процессов, способствующих оптимальному функционированию (процветанию) приемных детей [3; 17].
Следовательно, жизнестойкость замещающих родителей находится в зоне риска, связанного с неординарным процессом воспитания и ухода за ребенком [13].
Исходя из этого, изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей важно по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет выявить факторы риска психологического состояния матери и на основе этого разрабатывать стратегии психологической и социальной поддержки [1; 7; 11; 12; 13]. Во-вторых, такое исследование помогает понять, какие факторы способствуют адаптации замещающих матерей к новым внутрисемейным реалиям, связанным с вхождением в семью ребенка-сироты.
Программа и методики исследования
На основе теоретического анализа были выдвинуты предположения, что:
- существует связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей;
- активное участие матери в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним, а также творческому подходу матери к решению сложных жизненных ситуаций (частная гипотеза);
- психологическое благополучие замещающей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком (частная гипотеза) [10].
Цель исследования: изучить связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей.
Для достижения поставленной цели предстояло решить исследовательские задачи:
- изучить психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей в контексте родительского отношения к приемным детям и личностной готовности к переменам;
- проанализировать полученные данные на предмет наличия связи психологического благополучия и жизнестойкости.
При выборе методик, направленных на проверку выдвинутых гипотез, учитывалась их способность всесторонне и полно раскрыть предмет исследования, адекватность и релевантность поставленным задачам, а также их достоверность, надежность и точность, чтобы исключить возможность искажения результатов исследования.
Методики исследования:
- опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой) является одним из инструментов для измерения уровня психологического благополучия у замещающих матерей, позволяет получить более объективные данные и в дальнейшей работе оценивать эффективность программ психосоциальной поддержки;
- «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) позволяет оценить уровень устойчивости личности к стрессовым ситуациям;
- опросник «Личностная готовность к переменам» С. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Хал (адаптация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер) помогает определить, насколько человек открыт для перемен и готов адаптироваться к новым условиям;
- «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина помогает выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние взаимоотношений на психологическое развитие личности.
Применение данного психодиагностического пакета обеспечивает достоверность и объективность результатов исследования, позволяет получить ценные данные о психологических особенностях человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.
Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании приняли участие замещающие матери, 48 человек, средний возраст 40 ± 6 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. В замещающих семьях, принявших участие в исследовании, воспитываются от 1 до 7 приемных детей [10].
Результаты
Для выявления связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей были использованы результаты опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости».
Для подтверждения частных гипотез были использованы результаты «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам».
При проведении корреляционного анализа связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей были получены множественные положительные корреляции (табл. 1).
Далее при проведении корреляционного анализа результатов «Теста жизнестойкости» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что показатель «Находчивость» находится в прямой связи с жизнестойкостью, вовлеченностью и контролем [10]. При этом контроль находится в обратной связи с оптимизмом, адаптивностью и уверенностью. Отмечено, что показатель «Уверенность» находится в обратной связи с жизнестойкостью и вовлеченностью. Смелость, предприимчивость находится в обратной связи с вовлеченностью (табл. 2).
Таблица 1
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей
Показатели | Положи- | Автономия | Управ-ление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Само- | Общий уровень психологического благополучия |
Вовлеченность | ,338* | ,467** | ,654** | ,489** | ,669** | ,297* | ,702** |
Контроль | ,064 | ,325* | ,248 | ,064 | ,360* | ,038 | ,222 |
Принятие риска | ,103 | ,099 | ,351* | ,204 | ,351* | ,106 | ,212 |
Общий уровень жизнестойкости | ,159 | ,306* | ,487** | ,291* | ,535** | ,200 | ,442** |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица 2
Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и опросника «Личностная готовность к переменам»
Показатели | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Страстность | ,033 | ,021 | ,180 | -,181 |
Находчивость | ,567** | ,525** | ,655** | ,281 |
Оптимизм | -,138 | ,096 | -,309* | -,182 |
Смелость, предприимчивость | -,215 | -,320* | -,183 | -,052 |
Адаптивность | -,307* | -,232 | -,313* | -,021 |
Уверенность | -,484** | -,481** | -,341* | -,239 |
Толерантность | ,044 | ,083 | ,007 | ,256 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица 3
Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости»
и «Опросника родительского отношения»
Показатели | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Принятие/отвержение ребенка | -,052 | ,080 | -,258 | -,086 |
Кооперация | -,096 | ,057 | -,270 | ,021 |
Симбиоз | ,096 | ,081 | ,192 | ,152 |
Контроль | -,279 | -,312* | -,159 | -,176 |
Отношение к неудачам | ,009 | -,014 | ,275 | ,139 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
При проведении корреляционного анализа связей «Теста жизнестойкости» и «Опросника родительского отношения» выявлена одна обратная корреляционная связь между субшкалами «Вовлеченность» и «Контроль» (табл. 3).
При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения» выявлено, что кооперация находится в прямой связи с психологическим благополучием и положительным отношением. Автономия находится в прямой связи с отношением к неудачам (табл. 4).
Таблица 4
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения»
Показатели | Психологическое благополучие | Положительное отношение | Автономия | Управление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Самопринятие |
Принятие/отвержение ребенка | ,236 | -,031 | ,114 | ,155 | ,216 | ,212 | ,225 |
Контроль | -,012 | ,096 | -,104 | ,110 | ,062 | -,128 | ,135 |
Симбиоз | ,044 | ,112 | -,089 | ,169 | ,025 | ,160 | ,067 |
Кооперация | ,306* | ,348* | -,200 | ,272 | ,246 | ,176 | ,024 |
Отношение к неудачам | -,018 | ,162 | ,314* | ,049 | ,074 | -,015 | ,228 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Таблица 5
Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей опросника «Личностная готовность к переменам»
Показатели | Психологическое благополучие | Положительное отношение | Автономия | Управление окружением | Личностный рост | Цель в жизни | Самопринятие |
Страстность | ,331* | ,193 | ,259 | ,065 | ,050 | ,088 | ,071 |
Находчивость | ,515** | ,303* | ,445** | ,298* | ,198 | ,411** | ,193 |
Оптимизм | ,531** | ,584** | ,055 | ,311* | ,415** | ,333* | ,212 |
Смелость, предприимчивость | -,372** | -,188 | -,163 | ,038 | -,100 | -,259 | -,026 |
Адаптивность | -,145 | ,017 | -,153 | ,113 | ,084 | ,001 | ,167 |
Уверенность | -,355* | -,135 | -,139 | -,241 | -,177 | -,248 | ,152 |
Толерантность к двусмысленности | -,114 | -,215 | -,004 | ,087 | ,000 | ,024 | ,294* |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что находчивость находится в прямой связи с положительным отношением, автономией, управлением окружением и целью в жизни. Оптимизм находится в прямой связи с положительным отношением, управлением окружением, личностным ростом и целью в жизни. Самопринятие имеет прямую связь с толерантностью к двусмысленности [10].
Психологическое благополучие имеет прямую связь с оптимизмом, находчивостью и страстностью и обратную связь с уверенностью и смелостью, предприимчивостью (табл. 5).
Обсуждение
При анализе корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с «Тестом жизнестойкости» выявляется определенная зависимость — активное участие в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним (отрицательная связь с контролем), а также разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций (положительная связь с находчивостью) (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционные связи «Теста жизнестойкости», опросника «Личностная готов-ность к переменам» и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей
При совмещении корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с опросником «Шкала психологического благополучия» выявляются определенные зависимости.
Положительная корреляция субшкал «Кооперация», «Психологическое благополучие» и «Оптимизм» у замещающих матерей свидетельствует о том, что психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя (положительная связь с оптимизмом) и готовности к сотрудничеству с ребенком (положительная связь с кооперацией).
Положительная корреляция субшкал «Отношение к неудачам», «Автономия» и «Находчивость» у замещающих матерей свидетельствует о том, что замещающая мать находит нестандартные способы решения проблем и старается защитить ребенка от жизненных трудностей, не подчиняясь общественному давлению (рис. 2).
Рис. 2. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия», опросника «Личностная готовность к переменам»
и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей
Корреляционный анализ связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» выявил прямую достоверную связь между субшкалами «Жизнестойкость» и «Психологическое благополучие». Чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень психологического благополучия у замещающих матерей.
Также следует выделить взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «Жизнестойкость». Можно сказать, что психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей (рис. 3).
Рис. 3. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы жизнестойкость и субшкал психологическое благополучие, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни)
Выделяя взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «вовлеченность», можно сказать, что замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни (рис. 4).
Рис. 4. Корреляционный анализ связей показателей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы вовлеченность и субшкал психологическое благополучие, положительное отношение, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие)
Выводы
В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к феномену психологического благополучия и жизнестойкости личности в отечественной и зарубежной литературе, проведен количественный и качественный анализ полученных в эмпирическом исследовании данных и сформулированы выводы по его результатам.
Выдвинутая гипотеза о наличии связи между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей подтвердилась. Также нашли свое подтверждение частные гипотезы о том, что:
- активное участие в процессе воспитания приемного ребенка, или вовлеченность, играет ключевую роль в выстраивании более демократичных отношений с ним, а также в разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций;
- психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком.
Установлено, что:
- замещающая мать, стараясь защитить ребенка от жизненных трудностей, находит нестандартные способы решения проблем и не подчиняется общественному давлению;
- психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей;
- замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни.
Изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей имеет большое значение для понимания и поддержки этой категории женщин. Исследования показывают, что существует прямая связь между психологическим благополучием замещающих матерей и их жизнестойкостью, которая играет существенную роль в их жизни, помогая преодолевать трудности и сохранять стабильность и любовь в отношениях с приемными детьми. Развитие жизнестойкости является важным аспектом подготовки и поддержки замещающих матерей. Специалисты и организации, работающие с приемными семьями, должны обращать особое внимание на развитие этих навыков, таким образом помогая им справляться с вызовами, с которыми они сталкиваются.
Понимание взаимосвязей психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей поможет разработать научно обоснованные эффективные программы поддержки и помощи для этой категории женщин, которые играют такую важную роль в жизни детей, оставшихся без родительской опеки. В дальнейшем исследовании авторы рассмотрят методологические основы проектирования программ социально-психологического сопровождения замещающих матерей и представят учебно-тематический план программы.
Анастасия Сергеевна Зайцева
ООО «Агровит»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zzzooommm@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-8716-9540
Россия, Москва начальник производственной лаборатории,
Марина Алексеевна Егорова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: egorovama@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0716-6858
Россия, Москва кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова,
-
- Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. Замещающая семья как предмет научных исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). C. 25–32.
- Водяха С.А. Жизнестойкость как фактор психологического благополучия // Личность в современном мире: сборник научных статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии, 2016. С. 55–
- Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. С. 132–138.
- Выготский Л.С. Монография: Развитие психики. М.: Университетская книга, 2016. С. 45–
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Прогресс, 2019. С. 211–
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2018. С. 121–
- Данилова М.А., Пантелеймонова Т.С. Теоретические аспекты проблемы совладающего поведения матерей в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 510–513. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p510-513
- Данилова М.А., Тарасенко Е.А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 285–289.
- Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том № 3. С. 9–21. doi: 10.17759/bppe.2020170301
- Зайцева А.С. Связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). М., 2024. 128 с.
- Иванова Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 174–178.
- Костюнин И.Е. Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2022. № 19 (414). С. 398–407.
- Краснова В.Г., Палкина Т.С. Проблема жизнестойкости замещающей семьи // Дискуссия. 2012. № 10. С. 102–105.
- Кузнецова С.В. Субъективное благополучие и жизнестойкость личности // Восток, Запад, Россия: философские и социокультурные основания взаимодействия цивилизаций: сборник научных трудов. Саратов: Кубик, 2017. С. 146–
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
- Митрофанова Е.Н. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 246–
- Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / перев. с англ. М.: София, 2006. 368 с.
- Трухачева Ю.С. Теоретическое исследование психологических механизмов адаптации мигрантов в современном социокультурном пространстве (на примере студенчества) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 334–
- Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 50–60.
- Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping // Journal of Personality and Social Phycology. 1995. Vol. 68. № P. 687–695. doi: 10.1037//0022-3514.68.4.687
- Koolhaas J.M., Bartolomucci A., Buwalda B., de Boer S.F., Flügge G., Korte S.M., Meerlo P., Murison R., Olivier B., Palanza P., Richter-Levin G., Sgoifo A., Steimer T., Stiedl O., van Dijk G., Wöhr M., Fuchs E. Stress revisited: a critical evaluation of the stress concept // Neuroscience and biobehavioral reviews. 2011. 35. № 5. P. 1291–1301. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.02.003
- Sharpley C.F., Dua J.K., Reynolds R., Acosta A. The Direct and Relative Efficacy of Cognitive Hardiness, Type A Behaviour Pattern, Coping Behaviour and Social Support as Predictors of Stress and Ill-health // Scandinavian Journal of Behaviour Therapy. 1995. № 24. P. 15– doi: 10.1080/16506079509455980
- Sheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well-being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health // Journal of Personality. 1989. Vol. 55. № 2. P. 169– doi: 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00434.x
- Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica. 1994. Vol. 36. № Р. 390–392.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
Неозаглавлен (Russian) - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.