Practices for Assessing the Well-being of Disabled Children and Young People with Disabilities: The Experience of the Day Employment Center “House under the Sun”
- Authors: Stukalova O.1, Zhgenti I.V.2
- Affiliations:
- Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship “Way of Life”
- Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life"
- Issue: Vol 4, No 4 (2023)
- Pages: 31-38
- Section: Scientific Life
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/4116
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040402
- Cite item
Abstract
The article summarizes the main practices of assessing the level of well-being of the wards of the Center for Day Employment — children with disabilities and young people with disabilities “House under the Sun”, created at the Charitable Foundation “Lifestyle” (Moscow) in 2021. The work of the Center is carried out on the basis of a modular approach, includes the interaction of various blocks aimed at creating conditions for productive social-cultural adaptation of children with various developmental disorders. The center serves 46 wards of different ages from 6 to 34 years old, including children living in families and receiving education in various educational organizations. The center works according to the author’s programs of additional education. An important component of the activity is the constant monitoring of the pedagogical and social effects of the implementation of programs.
Введение
Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» был создан в 2010 г. российским благотворителем и меценатом В.Л. Смирновым (https://obrazfund.ru).
Директор Фонда Елена Борисовна Береговая является членом Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере и активно осуществляет важнейшую задачу — соединять некоммерческие организации и государство, помогать социальной сфере страны стать более эффективной, целенаправленной и справедливой.
Главной идеей создания Фонда было желание развивать системную благотворительность в России, то есть не просто помогать людям в тяжелой жизненной ситуации, а с этой целью укреплять сотрудничество благотворительных организаций и государства. Именно поэтому Фонд в первую очередь помогает социальным учреждениям в разных регионах России; проводит обучение сотрудников и ребят с инвалидностью, которые живут в детских домах-интернатах или приходят на занятия из семей. Для этого в Фонде создан Учебный центр, открыт Дом дневной занятости для детей с инвалидностью и молодых инвалидов «Дом под солнцем», работающий на основе модульного подхода [1], оказывается поддержка таким центрам и тренировочным квартирам, где ребята с особенностями развития учатся самостоятельной жизни, в разных городах и областях — в Самаре, в Обнинске, в Полотняном Заводе Калужской области, в поселке Уваровка Московской области и др. Команда Фонда состоит из высококвалифицированных специалистов — многие из них кандидаты и доктора наук, имеют большой опыт работы в социальной сфере и образовании.
Важным проектом Фонда является и «Школа позитивных привычек». В этой школе учатся и дошкольники, и младшие школьники, и ребята из старших классов, и студенты. Они участвуют в занятиях, где больше узнают о благотворительности, о меценатстве, о возможностях социальных проектов. Ребята также бывают на сменах в лагерях «Добрые каникулы» и «В.С.Е.» (Взаимопонимание — Согласие — Единство), проявляют свои творческие способности на фестивале «Н.А.Ш. образ жизни» (Настоящая Активная Школа) и инклюзивном фестивале «Дома под солнцем», реализуют собственные проекты на конкурсе социальных проектов «Идем дорогою добра».
Деятельность Фонда охватывает практически всю Россию — от Москвы до Свердловской области.
Организация, методы и процедура оценки эффективности проектов Фонда
Целью программы Центра дневной занятости «Дом под солнцем» является системная организация групповой и индивидуальной работы с подопечными — детьми и молодыми инвалидами, имеющими нарушения интеллектуального развития. По итогам входной психолого-педагогической консультации с участием родителей для каждого ребенка и молодого человека разрабатывается индивидуальный маршрут социализации и социокультурной адаптации.
Целевая группа программы — дети и молодые инвалиды (6–23 года), имеющие нарушения интеллектуального развития, проживающие в семьях или в социальных учреждениях г. Москвы.
Показатели благополучия
В своей работе Фонд ориентируется на следующие показатели благополучия:
- Творческая активность является важным индикатором благополучия ребенка [2] и включает в себя такие компоненты, как оценку ребенком своего желания созидать, общаться с другими детьми и педагогами, его включенность в занятия, интерес к предлагаемым заданиям. Учитываются проявления радости от участия детей в индивидуальной и групповой деятельности по разным модулям.
- Образовательная среда организации — комфортная, постоянно развивающаяся, доброжелательная, заботливая среда способствует организации безопасного и предсказуемого пространства, что, в свою очередь, создает условия для поддержки и стимула к творческим проявлениям и позитивному общению.
- Соблюдение прав каждого подопечного — четкость выполнения правил, соблюдение права на участие в дополнительных образовательных программах и мероприятиях Центра, соблюдение права на получение профессионального психолого-педагогического сопровождения направлено на защиту прав и интересов детей, а также поддержку семей с детьми.
Инструменты и способы оценки показателя
В процессе мониторинга в Центре «Дом под солнцем» применяются количественные и качественные критерии оценки.
Для оценки количественных критериев используются:
- изучение педагогической документации (проводится сбор статистических данных, например, посещаемость занятий, результативность участия в занятиях и выполнения заданий);
- оценка уровня творческой активности (проводилась в том числе балльная оценка: в частности, использовалась адаптированная методика Н.В. Шайдуровой по выявлению уровня художественно-творческого развития): посредством наблюдения проводится фиксация таких проявлений, как включенность в мероприятия и конкурсы, разнообразие используемых навыков, инициативность;
- оценка материально-технического состояния среды Центра с применением таких методик, как экспертная оценка и сравнительный анализ; используется анкета с критериями оснащенности, качества и соответствия требованиям программы оборудования и материалов для занятий, оценивается готовность педагогов к использованию наличествующего оборудования и др.;
- оценка информационной среды Центра (изучается эффективность, доступность и открытость информационного пространства путем контент-анализа применяемой навигации, а также сравнительного анализа педагогического воздействия). Применяются опросы подопечных и педагогов, оцениваются наглядность и содержательность навигации, проводится сравнительный анализ педагогического наблюдения за подопечными и др.
Для оценки качественных критериев используются:
- педагогическое наблюдение (включает оценку эмоционального состояния подопечного; сравнительный анализ роста человеческого капитала Центра, субъектов его образовательной среды; изучение индивидуальных траекторий развития подопечных: образовательные, социально-бытовые, трудовые, коммуникативные навыки, уровень экологического сознания);
- лонгитюдные исследования (оцениваются портфолио подопечного; качество творческих работ по критериям дополнительной образовательной программы; уровень развития самостоятельности подопечного на основе изучения творческих, коммуникативных, социально-бытовых проявлений);
- анализ взаимодействия со средой Центра (с использованием таких методов, как беседа и интервью, изучаются включенность подопечных в улучшение среды);
- исследования уровня социально-культурной адаптации подопечных (отслеживается при помощи оценки уровня адаптации по критериям дополнительных образовательных программ Центра).
Значимой в мониторинге уровня детского благополучия подопечных Центра является и общая оценка социального эффекта деятельности организации, она предполагает несколько этапов:
- определение проблемных зон;
- этап разработки и корректировки критериев социального эффекта того или иного проекта, их уточнения;
- выработка экспертной позиции, выбор модельных групп, определение достаточной выборки;
- диагностические процедуры;
- завершающий срез диагностики по выработанным и утвержденным критериям;
- составление экспертного заключения и рекомендаций;
- проведение супервизии и консультаций.
Результаты, полученные по оценке показателей
На основании полученных данных сотрудники Центра составляют краткие обобщенные доклады, анализ фиксируется в таблицах (см. таблицу как пример) и диаграммах. Очень важно показывать сравнительные результаты, это стимулирует представления о направлениях развития подопечного, среды, взаимодействия педагогов.
Таблица
Качественные показатели оценки роста уровня
детского благополучия подопечных Центра
№ | Качественные показатели | Комментарии |
1 | Развитие коммуникативных навыков у подопечных | Оценка проводится по итогам опросов и ежемесячных отчетов педагогов, на основе педагогического наблюдения специалистами, взаимодействующими с благополучателями проекта. Положительная динамика отмечается более чем в 85% случаев |
2 | Улучшение качества жизни подопечных за счет приобретения навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков | Оценка проводится по итогам тестирования подопечных по принципу «было-стало». Оценка навыков самообслуживания проводится в начале года и в конце. Положительная динамика отмечается более чем в 60% случаев |
3 | Улучшение эмоционального состояния участников, посещающих занятия в рамках проекта | Оценка проводится на основе опроса родителей и анкетирования. Положительная динамика отмечается более чем в 87% случаев |
4 | Улучшение качества жизни семей подопечных | Оценка проводится на основании опроса родителей и членов семей подопечных, учитываются отзывы родителей. В 3% семей сложно оценить динамику в силу сложного диагноза |
Анализ анкет и опросных листов (используется при оценке показателей № 1, 3, 4), регулярно заполняемых родителями и молодыми взрослыми, позволил выявить высокую востребованность программ Центра. Чем сложнее диагноз у ребенка, тем меньше у родителей возможностей найти учреждения для дневной занятости своего ребенка, и тем большую значимость приобретает участие в программах Центра.
Одним из самых востребованных направлений остается учебно-тренировочный модуль, который могут посещать благополучатели старше 14 лет. Согласно опросу родителей, порядка 60% посещающих занятия социально-бытовой направленности становятся более самостоятельными, готовят дома элементарные блюда или помогают родителям на кухне, моют посуду, разогревают еду. Это очень важно для родителей, которые сами становятся старше и все чаще задумываются о дальнейшей судьбе своего ребенка.
Также в Центре проводится контент-анализ содержательных отчетов педагогов. Он позволяет выделить основные показатели развития и благополучия детей/молодых взрослых и соотнести запланированные результаты с фактически достигнутыми за определенный период.
Важно отметить и выявление косвенных/опосредованных социальных эффектов. Так, например, выявлено снижение заболеваемости у благополучателей.
Решения, которые принимаются на основании
полученных результатов по благополучию
После обсуждения вырабатываются решения о реализации индивидуального маршрута каждого подопечного, о типе заданий, которые более интенсивно могут ему предлагаться, о корректировке поведенческих и творческих стратегий, которые складываются у подопечного.
Особое внимание обращается на вовлечение ребенка в художественную, творческую деятельность, на стимулирование творческой активности. Средства искусства, включение в активную творческую деятельность предоставляют особому ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению острых эмоциональных проблем у таких детей. Они переживают страх, тревожность и т. д. Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.
Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка [3]. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка на основе индивидуального подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей (исходя из возможностей, а не ограничений — и это особенно важно) навыкам изобразительной грамоты, восприятию искусства, различным технологиям декоративно-прикладного творчества, терпению, ответственности, вниманию, открывать таланты детей к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
Olga Stukalova
Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship “Way of Life”
Author for correspondence.
Email: stukalova@obrazfund.ru
Russian Federation, Moscow Taras Shevchenko. 3 Deputy Director
Inga Vakhtangovna Zhgenti
Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life"
Email: info@obrazfund.ru
Russian Federation, Moscow Taras Shevchenko. 3 Deputy Director
- Beregovaya E.B., Stukalova O.V. Proekt professional’nogo sovershenstvovaniya sotrudnikov detskikh domov-internatov i tsentrov sodeistviya semeinomu vospitaniyu v kontekste trebovanii k modernizatsii sotsial’noi sfery [The project of professional improvement of staff of orphanages and centers for the promotion of family education in the context of the requirements for the modernization of the social sphere]. Sbornik nauchnykh statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Inklyuzivnoe professional’noe obrazovanie”, 26 noyabrya 2015 g. Moskva [Collection of scientific articles based on the materials of the International scientific and practical conference “Inclusive vocational education”, November 26, 2015]. Moscow: Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta [Russian State Social University], 2015, pp. 88–98. (In Russ.).
- Detskoe blagopoluchie: ot nauchnykh issledovanii k praktike primeneniya v interesakh detei (videozapis’ 23 noyabrya 2023 g.) [Elektronnyi resurs] [Child welfare: from scientific research to practical application in the interests of children (video recording on November 23, 2023)]. YouTube, 2023. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=yRvsqYEDEzU (Accessed 02.03.2024). (In Russ.).
- Iovchuk N., Morozova E., Shcherbakova A. Podderzhka detei-sirot, vospityvayushchikhsya v sem’yakh [Support for orphans raised in families]. Sotsial’naya pedagogika [Social pedagogy], 2004, no. 2, pp. 82–86. (In Russ.).
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.