Вступительное слово тематического редактора
- Авторы: Литвинова А.В.1
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 5-7
- Раздел: От редакции
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/7258
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.20250202%25u
- Цитировать
Дорогие друзья!
В новом выпуске журнала «Экстремальная психология и безопасность личности» (№2-2025) представлены обзоры отечественных и зарубежных подходов к проблеме психологической безопасности личности, анализ результатов прикладных и эмпирических исследований, связанных с выявлением видов рисков психологической безопасности личности в сложных жизненных и экстремальных ситуациях, стратегий и методов их предотвращения. В тематическом выпуске публикуются результаты исследования «Физкультура в виртуальной реальности как фактор повышения индивидуально-личностной безопасности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья», выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 25-28-01251.
Открывает выпуск рубрика «Теоретические исследования», включающая статью о взаимосвязи стратегического мышления и психологической безопасности личности (М.М. Мишина, К.В. Каулин). В статье содержится анализ текущего состояния этого направления в контексте современной психологической науки. Авторы полагают, что стратегическое мышление, особенно долгосрочное планирование и анализ рисков, снижает неопределенность и существенно повышает психологическую безопасность личности. Это достигается благодаря четко поставленным целям, развитию критического мышления, метакогнитивных навыков для оценки информации, пересмотра социальных установок, позволяющих лучше справляться с чувством тревоги и стрессовыми ситуациями. Раскрыт потенциал когнитивных стратегий для позитивной трансформации социальных представлений и установок, который позволяет формировать более реалистичные и полезные представления о социальных ситуациях, повышает способность личности успешно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Далее представлена рубрика «Общая психология и психология безопасности личности», в которой читатели смогут познакомиться с исследованием целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся (А.В. Литвинова, И.А. Корнеева и И.О. Котенев). Данное исследование посвящено изучению особенностей целеполагания у старшеклассников с разным уровнем психологической безопасности личности. Полученные авторами результаты позволяют переосмыслить роль целеполагания не только как потенциального источника ресурсов повышения психологической безопасности личности, но и как потенциального риска ее снижения. В статье содержатся рекомендация педагогам-психологам в образовательных организациях использовать диагностический инструментарий для выявления рисков целеполагания у обучающихся для оказания им своевременной психологической помощи.
Также читатели могут познакомиться с результатами исследования связи реальной и виртуальной девиантной активности у обучающихся разного возраста. К.А. Воробьева выявила, что эти формы поведения взаимообусловлены: онлайн-риски, включающие информационные угрозы, проблемы в общении, небезопасный контент негативно влияют на психическое здоровье и психологическую безопасности личности. Специалистам, работающим с обучающимися, рекомендуется проводить профилактическую работу, направленную на снижение последствий сложившейся ситуации и негативных проявлений девиаций у обучающихся.
«Психологическая безопасность образовательной среды» - рубрика, в которой рассматриваются актуальные проблемы обеспечения психологической безопасности виртуальной реальности для обучающихся с функциональными ограничениями здоровья (Т.Н. Березина, К.Э. Бузанов). В адаптированных образовательных программах для людей с особыми потребностями и инвалидностью, предлагаемых зарубежом и в нашей стране рекомендуются современные технологии, включая виртуальную реальность. Авторы решили выяснить, оказывают ли занятия физической культурой с применением виртуальной реальности негативное влияние на психологическое состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье сделан вывод о том, что занятия физической культурой с применением виртуальной реальности оказывают благотворное влияние на психологическую безопасность обучающихся в образовательной среде. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение конфликтности и агрессивности в общении со взрослыми и сверстниками, возрастает ценностно-смысловая безопасность, возможность контролировать окружающий мир и повышается доверие к окружающим.
В рубрике «Социальная и политическая психология безопасности» представлена статья, в которой предпринята попытка осмысления психологических последствий миграции у уязвимых групп населения и ее влияние на их психологическое благополучие. В. Каплан, Я. Меликоглу, М. Паса, исследуя вынужденную и добровольную миграцию раскрывают, что она является результатом воздействия таких факторов как войны, голод, стремление к лучшему образованию, экономическая нестабильность и стихийные бедствия, которые в свою очередь, приводят к разнообразным последствиям для отдельных людей, семей и сообществ. Проведенный исследователями обзор публикаций демонстрирует, что миграция оказывает наиболее сильное воздействие на женщин, детей и пожилых людей, которые особенно чувствительны к изменениям окружающей среды. В статье сделан вывод о том, что ограниченный доступ к жизненно важным ресурсам, культурная адаптация, неопределенность будущего и психологические проблемы, определяют необходимость разработки эффективных стратегий поддержки и вмешательства.
Рубрика «Психологическая безопасность цифровых технологий» включает статью, посвященную выявлению различий в проявлении ответной и инициативной киберагрессии у жертв, агрессоров и свидетелей кибербуллинга как в школе, так и за ее пределами. Н.В. Авербух обосновывает киберагрессию и кибербуллинг как факторы, нарушающие психологическую безопасность образовательной среды и представляющие угрозу психологическому благополучию обучающихся. В статье для предотвращения эскалации кибербуллинга рекомендуется разработка эффективных стратегий профилактики и вмешательства.
Читатели также смогут ознакомиться с актуальными проблемами преемственности воспитательных традиций в суворовских военных училищах в условиях цифровой трансформации общества (Ю.А. Анцибор). В статье анализируются основные препятствия и возможности для внедрения цифровых технологий в подготовку будущих офицеров. Автор обосновывает возможность сочетания цифровых инноваций и традиционных ценностей на основе продуктивного синтеза традиционных воспитательных практик и цифровых технологий при условии продуманной педагогической стратегии.
Рубрика «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях» представлена статьей, посвященной применению технологий виртуальной реальности для снижения тревожности и страхов студентов колледжа и вуза. А.О. Иванова, К.В. Завязкина выявили, что студенты колледжей чаще испытывают социальные страхи и демонстрируют более высокую личностную и общую тревожность, чем студенты вузов. Обосновано, что проведение тренингов с использованием технологий виртуальной реальности является эффективным инструментом снижения личностной, ситуативной и учебной тревожности у студентов вне зависимости от уровня обучения.
Рубрика «Технологии обеспечения деятельности в экстремальных условиях» включает статью, в которой обосновывается оценка результативности программы психологической профилактики межличностных конфликтов у курсантов образовательных организации системы МВД (Ю.А. Пчелинцева, М.И. Марьин). Полученные авторами результаты подтверждают эффективность разработанной программы, которая не только способствует снижению конфликтности, враждебности, агрессивности, стратегий избегания, конфронтации и манипуляции, но и повышает благоприятную психологическую атмосферу, основанную на доверии, принятии, доброжелательности и толерантности, что приводит к повышению удовлетворенности курсантов психологической безопасностью образовательной среды и улучшению межличностных отношений необходимых им для эффективного выполнения профессиональной деятельности в сложных ситуациях. Программа рекомендуется специалистам, работающим с курсантами ведомственных вузов для эффективного преодоления межличностных конфликтов и повышения удовлетворенности психологической безопасностью образовательной среды.
Заключительная рубрика «Проблемы психологической безопасности в возрастной психологии» представлена статьей, раскрывающей позитивное самоотношение и высокую устойчивую самооценку как важнейшие факторы личностного развития и успешной социализации в подростковом возрасте. В.И. Екимова, Т.Ю. Голик, А.В. Левченко полагают, что на внутренние проблемы с формированием самоотношения и самооценки может указывать агрессивные и аутоагрессивные действия. Агрессивные подростки часто испытывают недостаток самопринятия и уверенности, при этом им свойственны некритичность и негибкость мышления, напротив, аутоагрессивные подростки, характеризуются внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинениям. Агрессивное и аутоагрессивное поведение, подкрепляемое социальной средой, становится для них способом справиться с внутренним дискомфортом и восстановить ощущение контроля над ситуацией и окружающими. По мнению авторов, психологическая работа с интерпсихическими проблемами подростковой агрессивности и аутоагрессивности может быть направлена на формирование рефлексивно-субъектной позиции развивающейся личности.
Тематический редактор:
Литвинова А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, доцент
Анна Викторовна Литвинова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annaviktorovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6783-3144
127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29. кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.