Стратегическое мышление и психологическая безопасность личности
- Авторы: Мишина М.М.1, Каулин К.В.1
- Учреждения:
- Российский Государственный Гуманитарный Университет.
- Выпуск: Том 2, № 2 (2025)
- Страницы: 8-22
- Раздел: Теоретические исследования
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/6561
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020201
- Цитировать
Аннотация
Контекст и актуальность. В работе рассматривается понятие «стратегического мышления» как комплексной способности личности. Оно тесно связано с долгосрочным планированием, критическим мышлением и метакогнитивными способностями. А это, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к психологическому благополучию и психологической безопасности личности. Цель: изучить и обосновать взаимосвязь психологических конструктов «стратегического мышления» и «психологической безопасности» личности. Гипотезы. Стратегическое мышление, проявляющееся в способности к долгосрочному планированию и анализу рисков, способствует повышению психологической безопасности личности за счет снижения неопределенности и тревожности. Кроме того, метакогнитивные процессы, являющиеся частью «стратегического мышления», усиливают психологическую безопасность личности, позволяя лучше управлять эмоциями и реакциями в стрессовых ситуациях. Два указанных направления могут оказывать влияние на социальные представления, социальные установки, и интервенции, направленные на усиление конструкта «стратегического мышления», могут способствовать улучшению социальной ситуации, снижая тревожность и усиливая адаптационные возможности. Материалы и методы. В работе используются теоретические методы, такие как анализ (поскольку «стратегическое мышление» состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов) и синтез (для выявления общих черт конструкта «стратегического мышления» и психологической безопасности и поиска их пересечения, взаимодействия по нескольким направлениям). Абстрагирование позволяет выделить ключевые особенности и признаки стратегического мышления, чтобы в дальнейшем сопоставить их с помощью обобщения. Применение системного подхода позволяет рассматривать понятие «стратегического мышления» в комплексе, не сводя его к отдельным проявлениям, таким как «критическое мышление», «метакогнитивные способности» или «рефлексия». Результат. Стратегическое мышление и психологическая безопасность личности связаны в нескольких аспектах. Выводы. Данные конструкты связаны в таких направлениях, как: снижение тревожности в результате поставленных целей, оценка информации и ее источников с помощью развития критического мышления, корректировка социальных установок, развитие метакогнитивных способностей, помогающих снизить беспокойство. Результаты подтверждают, что «стратегическое мышление», особенно благодаря его способности к долгосрочному планированию и анализу рисков, играет важную роль в повышении психологической безопасности личности, снижая неопределенность и тревожность. Кроме того, метакогнитивные процессы, которые являются неотъемлемой частью конструкта «стратегического мышления», усиливают психологическую безопасность, позволяя человеку лучше регулировать свои эмоции и справляться со стрессовыми ситуациями. Эти когнитивные стратегии способны оказывать положительное влияние на социальные представления и установки, способствуя формированию более адаптивных социальных взаимодействий. Интервенции, направленные на развитие подобных навыков, демонстрируют свою эффективность в улучшении социальной ситуации, повышая адаптационные возможности индивидов.
Введение
Соотношение стратегического мышления и психологической безопасности
Выделим ключевые направления в пересечении этих двух явлений.
- Стратегическое мышление позволяет оценивать и минимизировать риски, что снижает неопределенность и усиливает психологическую безопасность.
Исследования принятия решений в условиях неопределенности начались в начале 1970-х годов. Основополагающие работы американского психолога Д. Канемана положили начало этому направлению. Д. Канеман выделяет два взаимосвязанных компонента неопределенности: внешний и внутренний (Kahneman, Tversky, 1982). Внешняя неопределенность обусловлена случайными условиями окружающей среды, которые субъект не может контролировать или влиять на них. Внутренняя неопределенность связана с субъективной неосведомленностью индивида об обстоятельствах, в которых он находится. При этом оценка своих способностей в деле решения сложной задачи влияет на то, как будут восприниматься внешние обстоятельства (Parr, Friston, 2017). Еще одно исследование показывает, что постановка целей и последующее планирование снижает тревожность (Smith et al., 2023).
- Критическое мышление (как часть стратегического) и психологическая безопасность.
Критическое мышление рассматривается как ключевая когнитивная способность человека, обусловленная его мировоззренческими установками и ценностями и направленная на получение, анализ и оценку информации. Поскольку информация является основой информационно-психологического воздействия, значение критического мышления очевидно: эта способность позволяет субъекту эффективно обрабатывать информацию, что способствует обеспечению его информационно-психологической безопасности. В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (часть II, пункт 9) отмечается: «Реализация национальных интересов в информационной среде направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной структуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации» (Доктрина информационной безопасности…, 2016).
Критическое мышление можно рассматривать как конструкт, состоящий из взаимосвязанных элементов: целеполагания, проблемы, точки зрения, эмпирического и концептуального измерений. Способность человека к критическому мышлению зависит от его умения формулировать точные вопросы, подбирать релевантную информацию, эффективно ее анализировать и делать выводы о мире на основе этих данных, что в итоге обеспечивает качественную жизнь и успешное существование в окружающей среде. В исследовании отмечается: «Критическое мышление по определению предполагает глубокий анализ жизненной ситуации, просчитывание заранее результатов своей деятельности и в соответствии с этим выстраивание более благоприятного жизненного, личностного и профессионального пространства» (Козлова, Щеглова, 2015, с. 44).
- Метакогнитивные процессы, понимание собственных мыслительных процессов, которое является частью стратегического мышления, позволяет лучше управлять эмоциями и реакциями. А также лучше учиться и справляться с рабочими задачами.
- Ощущение психологической безопасности позволяет командам открыто обсуждать ошибки и проблемы, что способствует обучению и инновациям (Edmondson, 1999).
- Стратегическое мышление может быть полезным в вопросе корректировки социальных установок и стереотипов. Это оказывается значимым для психологической безопасности как самого индивида, так и всего общества (что особенно актуально для такой многонациональной страны, как Россия).
- Стратегическое мышление является фактором, способствующим адаптации к социальным изменениям и снижению тревожности.
Заключение
Стратегическое мышление личности, подразумевающее умение ставить долгосрочные цели, придерживаться и в то же время корректировать их, непосредственно связано с психологической безопасностью человека и общества. Рассмотрение конструкта «стратегического мышления» в комплексе, с применением системного подхода, позволяет не сводить его к конкретным проявлениям, а выделять множество черт.
Кроме того, важны процессы дальнейшей разработки практических инструментов, направленных на развитие стратегического мышления. Исследование эффективности таких интервенций (например, инструментов по планированию или осознанности) может дать рекомендации для педагогов, психологов и руководителей. Представляется целесообразным также изучение взаимосвязей конструктов «стратегического мышления» и «психологической безопасности» с другим психологическими характеристиками и конструктами, такими как «эмоциональный интеллект», «креативность», «лидерство» и «резилиентность».
Марина Михайловна Мишина
Российский Государственный Гуманитарный Университет.
Email: mishinamm@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9348-7804
SPIN-код: 7477-0408
Россия, Миусская площадь, д. 6, Москва, Российская Федерация, 125047. Профессор кафедры психологии и педагогики образования.
Кирилл Владимирович Каулин
Российский Государственный Гуманитарный Университет.
Автор, ответственный за переписку.
Email: kirkreps@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-3933-9824
SPIN-код: 1732-5466
ResearcherId: MIT-9640-2025
Россия, Миусская площадь, д. 6, Москва, Российская Федерация, 125047. Магистрант кафдеры Психологии личности.
-
- Алдашева, А.А., Лим, В.С., Лекалов, А.А., Рунец, О.В. (2021). Стратегии профессионального поведения летчиков Воздушно-космических сил в ситуации неопределенности и риска. Военно-медицинский журнал, 342(8), 59—65.
- Aldasheva, A.A., Lim, V.S., Lekalov, A.A., Runets, O.V. (2021). Strategies of professional behavior of Air and Space Forces pilots in situations of uncertainty and risk. Military Medical Journal, 342(8), 59—65. (In Russ.).
- Баева, И.А. (2024). Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Психологические исследования, 1(3), 5—19.
- Baeva, I.A. (2024). Psychological Safety of the Educational Environment: Emergence of the Field and Prospects for Development. Psychological Studies, 1(3), 5—19. (In Russ.).
- Голубинская, А.В., Вяхирева, В.В. (2024). Критическое мышление в контексте воплощенного познания: обзор психологических исследований. Психологическая наука и образование, 29(3), 145—159.
- Golubinskaya, A.V., Vyakhireva, V.V. (2024). Critical Thinking in the Context of Embodied Cognition: A Review of Psychological Research. Psychological Science and Education, 29(3), 145—159. (In Russ.).
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2016). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 01.05.2025)
- Doctrine of Information Security of the Russian Federation (2016). (In Russ.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (viewed: 01.05.2025).
- Елисеенко, А.С. (2012). Субъективная неопределенность в решении комплексных проблем. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2(3), 78—102.
- Eliseenko, A.S. (2012). Subjective uncertainty in solving complex problems. Psychology. Historical-Critical Reviews and Contemporary Research, 2(3), 78—102. (In Russ.).
- Карпов, А.А. (2012). Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности. Ярославский педагогический вестник, 3, 228—235.
- Karpov, A.A. (2012). Relationships between learnability and metacognitive personality traits. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 3, 228—235. (In Russ.).
- Кашапов, М.М., Базанова, Г.Ю. (2021). Сравнение показателей метакогнитивной осведомленности врачей на разных этапах образования. Перспективы науки и образования, 52(4), 392—403.
- Kashapov, M.M., Bazanova, G.Yu. (2021). Comparison of metacognitive awareness indicators among doctors at different stages of education. Perspectives of Science and Education, 52(4), 392—403. (In Russ.).
- Козлова, Н.В., Щеглова, М.С. (2015). Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы. Сибирский психологический журнал, 57, 34—49. https://doi.org/10.17223/17267080/57/3
- Kozlova, N.V., Shcheglova, M.S. (2015). The relationship between the level of critical thinking and psychological safety of university students. Siberian Psychological Journal, 57, 34—49. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/57/3
- Корнилова, Т.В., Чумакова, М.А., Корнилов, С.А., Новикова, М.А. (2010). Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл. 334 с.
- Kornilova, T.V., Chumakova, M.A., Kornilov, S.A., Novikova, M.A. (2010). Psychology of uncertainty: The unity of human intellectual and personal potential. M.: Smysl. 334 p. (In Russ.)
- Мосейко, В.О., Дудыкина, Е.Н. (2008). Оценка и минимизация рисков инновационного процесса. Российское предпринимательство, 9(10-2), 151—156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-minimizatsiya-riskov-innovatsionnogo-protsessa (дата обращения: 03.04.2025)
- Moseiko, V.O., Dudykina, E.N. (2008). Assessment and minimization of risks in the innovation process. Russian Entrepreneurship, 9(10-2), 151—156. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-minimizatsiya-riskov-innovatsionnogo-protsessa (viewed: 03.04.2025)
- Перикова, Е.И., Бызова, В.М. (2022). Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность». Культурно-историческая психология, 18(2), 116—126. https://doi.org/10.17759/chp.2022180212
- Perikova, E.I., Byzova, V.M. (2022). Factor structure of the Russian-language version of the “Metacognitive Involvement in Activity” questionnaire. Cultural-Historical Psychology, 18(2), 116—126. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180212
- Скотникова, И.Г., Егорова, П.И., Огаркова, Ю.Л., Жиганов, Л.С. (2020). Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19. Социальная и экономическая психология, 5(2), 245—268.
- Skotnikova, I.G., Egorova, P.I., Ogarkova, Yu.L.ё, Zhiganov, L.S. (2020). Psychological features of experiencing uncertainty during the COVID-19 epidemic. Social and Economic Psychology, 5(2), 245—268. (In Russ.)
- Харламенкова, Н.Е., Быховец, Ю.В., Дан, М.В., Никитина, Д.А. (2020). Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19. Психологические исследования, 13(73), 1—14. URL: www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/covid-19/kommentarii-eksp/har-1.html (дата обращения: 02.04.2025)
- Kharlamenkova, N.E., Bykhovets, Yu.V., Dan, M.V., Nikitina, D.A. (2020). Experiencing uncertainty, anxiety, and worry in the context of COVID-19. Psychological Studies, 13(73), 1—14 (In Russ.). URL: www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/covid-19/kommentarii-eksp/har-1.html (viewed: 02.04.2025).
- Хорошилов, Д.А. (2021). Психология социального познания в изменяющемся обществе: Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГУ. 34 с.
- Khoroshilov, D.A. (2021). Psychology of social cognition in a changing society: Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Psychol.) Moscow: MSU. 34 p. (In Russ.)
- Узнадзе, Д.Н. (2001). Психология установки. Санкт-Петербург: Питер. 416 с.
- Uznadze, D.N. (2001). Psychology of set. Saint Petersburg: Piter. 416 p. (In Russ.)
- Baer, M., Frese, M. (2003). Innovation is not enough: Climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance. Journal of Organizational Behavior, 24(1), 45—68. https://doi.org/10.1002/job.179
- Carmeli, A., Brueller, D., Dutton, J.E. (2009). Learning behaviours in the workplace: The role of high-quality interpersonal relationships and psychological safety. Systems Research and Behavioral Science, 26(1), 81—98. https://doi.org/10.1002/sres.932
- Carmeli, A., Tishler, A., Edmondson, A.C. (2012). CEO relational leadership and strategic decision quality in top management teams: The role of team trust and learning from failure. Strategic Organization, 10(1), 31—54. https://doi.org/10.1177/1476127011434797
- Campello, M., Kankanhalli, G. (2024). Corporate decision-making under uncertainty: review and future research directions. In: D.J. Denis (Ed.), Handbook of Corporate Finance (pp. 548—590). Edward Elgar Publishing.
- Clemente, T. (2024). Engendering agency, mindfulness, and critical thinking in online education. International Journal on Open and Distance e-Learning, 9(2), 1—14. https://doi.org/10.58887/ijodel.v9i2.264
- Deci, E.L., Ryan, R.M. (2000). The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227—268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
- Derdowski, L., Mathisen, G. (2023). Psychosocial factors and safety in high-risk industries: A systematic literature review. Safety Science, 157, 105948. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2022.105948
- Dwyer, C.P. (2023). An evaluative review of barriers to critical thinking in educational and real-world settings. Journal of Intelligence, 11(6), 105. https://doi.org/10.3390/jintelligence11060105
- Edmondson, A.C. (1999). Psychological safety and learning behavior in work teams. Administrative Science Quarterly, 44(2), 350—383.
- Edmondson, A. C., Kerrissey, M.J. (2025). What people get wrong about psychological safety. Harvard Business Review, 103(3), 1—9.
- Edmondson, A.C., Bransby, D.,P. Psychological Safety Comes of Age: Observed Themes in an Established Literature (January 2023). Annual Review of Organizational Psychology & Organizational Behavior, 10(1), 55—78. URL: https://ssrn.com/abstract=4337247 or http://dx.doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-120920-055217
- Farb, N.A.S., Segal, Z.V., Mayberg, H., Bean, J., McKeon, D., Fatima, Z., Anderson, A.K. (2007). Attending to the present: Mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self-reference. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2(4), 313—322. https://doi.org/10.1093/scan/nsm030
- Flin, R., Mearns, K., O'Connor, P., Bryden, R. (2000). Measuring safety climate: Identifying the common features. Safety Science, 34(1-3), 177—192. https://doi.org/10.1016/S0925-7535(00)00012-6
- Grote, G. (2015). Promoting safety by increasing uncertainty — Implications for risk management. Safety Science, 71 (Part B), 71—79. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2014.02.010
- Hohendorf, M., Bauer, M. (2023). Metacognitive sensitivity and symptoms of mental disorder: A systematic review and meta-analysis. Frontiers in psychology, 14, 991339. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.991339
- Jung, M., Lim, S., Chi, S. (2020). Impact of work environment and occupational stress on safety behavior of individual construction workers. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(22), 8304. https://doi.org/10.3390/ijerph17228304
- Kahneman, D., Tversky, A. (1982). Variants of uncertainty. Cognition, 11(2), 143—157. https://doi.org/10.1016/0010-0277(82)90023-3
- Kuyken, W., Watkins, E., Holden, E., White, K., Taylor, R. S., Byford, S., Evans, A., Radford, S., Teasdale, J.D., Dalgleish, T. (2010). How does mindfulness-based cognitive therapy work?. Behaviour Research and Therapy, 48(11), 1105—1112. https://doi.org/10.1016/j.brat.2010.08.003
- Leroy, H., Dierynck, B., Anseel, F., Simons, T., Halbesleben, J.R.B., McCaughey, D., Savage, G.T., Sels, L. (2012). Behavioral integrity for safety, priority of safety, psychological safety, and patient safety: A team-level study. Journal of Applied Psychology, 97(6), 1273—1281. https://doi.org/10.1037/a0030076
- Llistosella, M., Castellví, P., Miranda-Mendizabal, A., et al. (2023). Effectiveness of resilience-based interventions in schools for adolescents: A systematic review and meta-analysis. Frontiers in Psychology, 14, 1211113. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1211113
- Mogård, E. V., Rørstad, O. B., Bang, H. (2023). The relationship between psychological safety and management team effectiveness: The mediating role of behavioral integration. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20(1), 406. https://doi.org/10.3390/ijerph20010406
- Nahrgang, J.D., Morgeson, F.P., Hofmann, D.A. (2011). Safety at work: A meta-analytic investigation of the link between job demands, job resources, burnout, engagement, and safety outcomes. Journal of Applied Psychology, 96(1), 71—94. https://doi.org/10.1037/a0021484
- Oman, D. (2023). Mindfulness for global public health: Critical analysis and agenda. Mindfulness, 16, 573—612. https://doi.org/10.1007/s12671-023-02089-5
- Orosz, G., Faragó, L., Paskuj, B., Krekó, P. (2024). Strategies to combat misinformation: Enduring effects of a 15-minute online intervention on critical-thinking adolescents. Computers in Human Behavior, 159, 108338. https://doi.org/10.1016/j.chb.2024.108338
- Parr, V., Friston, K.J. (2017). Uncertainty, epistemics and active inference. Journal of The Royal Society Interface, 14(136), 1—10. https://doi.org/10.1098/rsif.2017.0376
- Petty, R.E., Cacioppo, J.T. (1986). The elaboration likelihood model of persuasion. Advances in Experimental Social Psychology, 19, 123—205. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60214-2
- Smith, N., Janbakhsh, M., Gay, H., Brown, L. (2023). Therapeutic goal types in young people’s mental health providers and changes in anxiety and mood. Journal of Child and Family Studies, 32(12), 3731—3741.
- Sternberg, R.J. (1985). Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 411 p.
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.