Влияние способа и инструмента измерения интеллекта на оценку динамики когнитивных функций работников
- Авторы: Носс И.Н.1
- Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет, (ФГБОУ ВО РГГУ),
- Выпуск: Том 1, № 1 (2024)
- Страницы: 5-14
- Раздел: Междисциплинарные исследования
- URL: https://editorial.mgppu.ru/epps/article/view/4178
- DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010101
- Цитировать
Аннотация
В статье приводится эмпирический материал, подтверждающий гипотезу о том, что так называемое возрастное снижение интеллекта наблюдается не всегда и не у всех людей. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что этот негативный эффект зависит от вида экспериментального дизайна и от способа психологического измерения переменных. Определено, что лонгитюдный и срезовый планы дают разную — противоречивую — информацию. Выявлено, что респонденты с изначально высоким интеллектуальным уровнем, занимающиеся деятельностью, связанной с научными и творческими изысканиями, показывают высокие результаты на протяжении всей жизни. Однако отдельные познавательные психические процессы, требующие большой скорости реализации, с возрастом даются человеку все труднее. Возможности памяти снижаются. В области зрительного восприятия тоже наблюдается спад. Но интеллектуальные действия, которые используются при решении повседневных или профессиональных задач, продолжают оставаться продуктивными. Наши исследования проводились с целью экспериментальной проверки теоретического положения о ниспадающем соотношении возраста и показателей тестов оценки когнитивных способностей персонала. На смешанной выборке респондентов в количестве 1721 человек проведено сопоставление результатов тестирования интеллектуальных способностей с использованием тестов КОТ, SPM, «Аналогии», «Словарь» и ТОЗ, распределенных по трем оценочно-целевым группам: сферу логического и образно-теоретического мышления, функций комбинаторики и умственного конструирования, словесно-смысловых функций мышления.
Ключевые слова
Введение
В исследовании Ф. Шмидта (F.Schmidt) путем метаанализа показано, что «тесты интеллекта как всегда на пьедестале», «укрепили свои позиции», и «множество инструментов не дают какого-либо прироста валидности после использования тестов интеллекта» [25]. Эти выводы действительно ставят в центр исследования интеллекта диагностические инструменты, по крайней мере, в рамках разработки профотборных, мониторинговых и аттестационных тестовых батарей. Поэтому когнитивным пробам в психологии отводят довольно важное место.Организация исследования
Цель исследования
Методы исследования
Статистические методы
Испытуемые
Дизайн исследования
Результаты
Возрастной диапазон | Обобщенные данные |
18-20лет | 5,71 |
21- 25 лет | 6,18 |
26-30 лет | 6,12 |
31-35 лет | 6,04 |
36-40 лет | 5,97 |
41-45 лет | 5,98 |
46-50 лет | 5,76 |
51-55 лет | 5,53 |
Старше 55 лет | 5,28 |
Периоды тестирования (выборка)
Показатели КОТ | 2011 г. | 2013 г. | 2020 г. |
Продуктивность | 4,89 | 7,00 | 7,15 |
Скорость | 5,74 | 6,69 | 6,82 |
Точность | 4,93 | 6,75 | 6,53 |
2013 г. | 2020 г. | |
0,01 | 0,01 | 2011 г. |
0,93 | 2013 г. |
Группа (Б) – функции комбинаторики и умственного конструирования (SPM) | Группа (В) – словесно-смысловые функции мышления (Словарь) |
|
0,26 | 0,17 | Группа (А) – сфера логического и образно-теоретического мышления (КОТ, Аналогии) |
| 0,88 | Группа (Б) – функции комбинаторики и умственного конструирования (SPM) |
Заключение и выводы
Игорь Николаевич Носс
Российский государственный гуманитарный университет, (ФГБОУ ВО РГГУ),
Автор, ответственный за переписку.
Email: innoss2007@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4474-7053
SPIN-код: 9722-0168
Россия, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6 доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Российского государственного гуманитарного университета,
-
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. 752 с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688 с.
- Григорьев А.А., Журавлев И.В., Журавлева Ю.В., Лаптева Е.М., Носс И.Н. Апробация теста общей осведомленности в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.13. № 4. С.636-646. doi: 10.17323/1813-8918-2016-4-636-646
- style="text-align: justify;">Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд. 8-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 375 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. 992 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 2006. 390 с.
- Линн Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ / Пер. с англ. Румянцев Д.О. М.: Профит Стайл, 2010. 304 с.
- Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II. Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.
- Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогреccивные Матрицы. М.: Когито-Центр, 2012. 144 с.
- Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2004. 176 с.
- Ackerman PL. Intelligence Process vs. Content and Academic Performance: A Trip through a House of Mirrors. J Intell. 2022. Vol.10(4): 128. doi: 10.3390/jintelligence10040128
- style="text-align: justify;">Brown R.T., Reynolds C.R., Whitaker J.S. Bias in mental testing since Bias in Mental Testing // School Psychology Quarterly. 1999. Vol.14. Р. 208-238. doi: 10.1037/H0089007
- style="text-align: justify;">Cavanaugh J.C., Blanchard-Fields F. Adult development and aging. Australia; Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning. 2006. 616 р.
- Dyck M.J. Cognitive assessment in a multicultural society: comment on Davidson // Australian Psychologist. 1996. Vol. 31. Р. 66-69. doi: 10.1080/00050069608260180
- style="text-align: justify;">Horn J.L., Donaldson G. Cognitive development in adulthood // J. Kagan & O.G. Brim Jr. (Eds.), Constancy and change in development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. Р. 81-84.
- Labouvie-Vief G. Intelligence and cognition // J. Birren & K.W. Schaie (Eds.), Handbook of the psychology of aging (2nd ed.). New York: Van Nostrand Reinhold, 1985. Р. 500-530.
- Lehman H.C. Age and achievement. Princeton. N.J.: Princeton University Press, 2017. 372 р.
- Mack M., et al. Cognitive-motor multitasking in older adults: a randomized controlled study on the effects of individual differences on training success. BMC Geriatr 2022. Vol.22. 581 p. doi: 10.1186/s12877-022-03201-5
- Neugarten B.L. The psychology of aging: An overview. Washington, DC: American Psychological Association, 1976. 21 р.
- Oden M.H. The fulfillment of promise: 40-year follow-up of the Terman gifted group // Genetic psychology monographs. 1968. 165 р.
- Salthouse T. Cognitive competence and expertise in aging // J. Birren & K.W. Schaie (Eds.), Handbook of the psychology of aging (3rd ed.). San Diego: Academic Press, 1990. Р. 347-357. doi: 10.1016/B978-0-12-101280-9.50024-3
- Schaie K.W. & Willis Sh.L. The Seattle Longitudinal Study of Adult Cognitive Development // University of Washington Seattle. 2010. Vol.57(1). Р.24-29.
- Schalke D., Brunner M., Geiser C., Preckel F., Keller U., Spengler M., Martin R. Stability and change in intelligence from age 12 to age 52: results from the Luxembourg MAGRIP study. Dev Psychol. 2013 Aug; 49(8):1529-43. doi: 10.1037/a0030623
- Schmidt F.L., Oh I-S & Shaffer J. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 95 Years of Research Findings. Presentation at the PTC/MW seminar on November 6, 2012. doi: 10.1037/0033-2909.124.2.262
- Sean A.P., et. al. Education and Cognitive Decline: An Integrative Analysis of Global Longitudinal Studies of Cognitive Aging. The Journals of Gerontology: Series B. Vol. 75, Issue 7. 2020. P.151–160. doi: 10.1093/geronb/gbz053
- Singer, J.D. Applied longitudinal data analysis: modeling change and event occurrence. New York: Oxford University Press. 2002. 644 p. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195152968.001.0001
- Sweet J.I. Wechsler adult intelligence scale-revised and insufficient effort. Clinical Neuropsychologist. 1999. Vol.13(2): 233-233.
- Werner H. Developmental processes. N.Y.: Intern. Univ. Press. 1978. Vol. 1. 562 р.
- White M.L. Mental age norms for vocabulary scores in the 1937 Stanford-Binet. Psychol Rec. 2017. Vol. 5. 159–169. doi: 10.1007/BF03393257
- Willis S. Towards an educational psychology of the older adult learner: Intellectual and cognitive bases // J. Birren & W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. – New York: Van Nostrand Rienhold, 1985.
- Zahodne L.B., Stern Y., & Manly J.J. Differing effects of education on cognitive decline in diverse elders with low versus high educational attainment. Neuropsychology. 2015. Vol. 29. 649. doi: 10.1037/neu0000141
Дополнительные файлы
Нет дополнительных файлов для отображения
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.