Specifics of Educational Work in Organizations for Orphans and Children Left without Parental Care
- Authors: Bobyleva I.A.1, Semya G.V.2
- Affiliations:
- Center for the Protection of Children’s Rights and Interests
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 5, No 3 (2024)
- Pages: 40-53
- Section: Age-Related Psychology
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/5884
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050303
- Cite item
Abstract
The article examines the features of educational work in organizations for orphans and children left without parental care. Based on the analysis data, the representation of different forms of educational work and their specificity associated with the target focus on overcoming orphan trauma and preparing pupils for independent life, as well as with adaptation to the age characteristics of pupils and their health are characterized. The features of educational work in family groups determined by the creation of conditions as close as possible to family ones are revealed. Significant differences between educational work in organizations for orphans and educational work in schools and kindergartens are shown. The main educational traditions in organizations for orphans are identified and the key aspects of their influence on pupils are characterized. The tendency of an increase in the number of organizations for orphans developing educational work on the basis of a working educational program is confirmed. This development is an integral part of the event in paragraph 86 “Creating conditions in organizations for orphans that are close to family-like” and paragraph 88 “Development and definition of requirements for the competencies of specialists of organizations for orphans” of the Plan of the main events carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027 (Order of January 23, 2021 No. 122-r).
Введение
По состоянию на 1 марта 2024 года на территории Российской Федерации функционировали 932 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот). Из них 605 организаций относились к сфере социальной защиты, 309 — к сфере образования, 11 — к сфере здравоохранения, а 7 являлись частными негосударственными учреждениями. В 2023 году под надзором в организациях для детей-сирот находились 31654 ребенка, что на 2423 ребенка (или 7%) меньше по сравнению с 2022 годом.
Социальная дезадаптация выпускников организаций для детей-сирот подчеркивает необходимость углубленного изучения и совершенствования воспитательной работы в этих учреждениях. В последние годы научное и практическое внимание все больше сосредотачивается на данной проблеме. Так, на всех Всероссийских съездах руководителей организаций для детей-сирот за последние три года обсуждались вопросы воспитательной деятельности, включая организацию и содержание работы, специфику воспитательных программ и критерии оценки их эффективности. В 2021 и 2022 годах в Российской Федерации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» были проведены мониторинговые исследования воспитательной работы в организациях для детей-сирот [5; 7]. Разрабатываемые программы повышения квалификации для специалистов социальной сферы — руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, а также сотрудников организаций для детей-сирот — охватывали вопросы, связанные с организацией и реализацией воспитательной работы в данных учреждениях [16; 18; 19].
Современные российские исследования воспитания в организациях для детей-сирот посвящены содержательному анализу основных направлений воспитательной работы, включая инновационные формы [12; 13; 15; 17; 21], критериям оценки ее результатов [1; 2; 3; 4; 10; 11] и направлениям развития [8]. Специфику воспитательной работы исследователи связывают с необходимостью специальной работы, направленной на развитие потенциала посттравматического роста у воспитанников [5; 6; 9; 14; 20].
Международные исследования в области ухода и воспитания детей с сиротским опытом демонстрируют важность комплексного подхода, учитывающего не только физические, но и психологические, социальные и образовательные аспекты. Психологическое благополучие воспитателей и детей играет ключевую роль в обеспечении качественного ухода. Профессиональная поддержка персонала и их обучение оказывают значительное влияние на развитие детей в детских домах [22]. Взаимодействие между взрослыми и детьми в институциональных условиях требует особого внимания к повседневным практикам, которые способствуют социализации детей и их участию в жизни сообщества [23]. Преодоление последствий травм через специализированные программы является важной частью реабилитации детей, перенесших неблагоприятный опыт [24]. Применение инновационных подходов, таких как онлайн-обучение, для подготовки родителей и опекунов к взаимодействию с детьми, пережившими травму, доказало свою эффективность [25]. Различия в воспитании и поведении детей в зависимости от условий их ухода подчеркивают необходимость адаптации стратегий поддержки к конкретным обстоятельствам и культурным особенностям [26]. Все эти исследования подчеркивают важность системного подхода к решению вопросов воспитания детей, сталкивающихся с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, с акцентом на взаимодействие между профессиональной средой, семьей и обществом.
В данной статье рассматриваются результаты опроса практиков в лице заместителей руководителей организаций для детей-сирот о специфике воспитательной работы в их учреждениях.
Материалы и методы
Цель исследования: выявление особенностей воспитательной работы в организациях для детей-сирот.
Предмет исследования: данные опроса заместителей директоров по воспитательной или учебно-воспитательной работе организаций для детей-сирот. Для проведения исследования разработана форма опроса, включая выявление и анализ основных аспектов воспитательных программ, организации и содержания воспитательной работы и ее результатов.
Выборка исследования: 467 заместителей руководителей организаций для детей-сирот из 70 субъектов Российской Федерации. Максимальное число ответов получено из Московской области (6,3%), Ростовской области (5,1%), Кемеровской области (Кузбасс) (4,9%), Красноярского края (4,9%), Челябинской области (4,9%). Численность воспитанников организаций для детей-сирот, принявших участие в исследовании, варьировала от 4 до 373 человек. В 14 организациях (3%) отсутствовали воспитанники со статусом «ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей». В 227 организациях (49%) были воспитанники, помещенные родителями на основании трехстороннего договора (разброс численности таких детей в одной организации составлял от 1 до 176 человек). В 173 организациях (37%) были дети, временно находящиеся тут на период реабилитационной работы и работы с родителями (разброс численности таких детей в одной организации составлял от 1 до 143 человек). 56% организаций для детей-сирот, участников исследования, находились в системе социальной защиты, 42% — в системе образования, 1% — в системе здравоохранения, 1% — затруднились с ответом.
Обработка и анализ данных осуществлялись методами описательной статистики.
Результаты и их обсуждение
Воспитательная работа в организациях для детей-сирот представляет собой комплекс мероприятий и действий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его успешную интеграцию в общество и подготовку к самостоятельной жизни. Данные анализа позволили выделить специфику воспитательной работы в организациях для детей-сирот по ряду параметров.
Программа воспитания
Во всех организациях были рабочие программы воспитания. В 82% это была самостоятельная программа, в 18% рабочая программа воспитания была частью дополнительной общеобразовательной программы.
Мониторинги воспитательной работы, проведенные ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в 2021 и 2022 годах, не показывали стопроцентное наличие программ воспитания в организациях для детей-сирот. Это не только подтверждает тенденцию увеличения числа организаций, имеющих рабочие программы воспитания, но и показывает роль рабочей программы воспитания как инструмента развития воспитательных систем в организациях для детей-сирот. Отсутствие типовой программы воспитания рассматривается участниками исследования (в 43% ответов) как фактор, влияющий на снижение эффективности воспитательной работы.
В рабочих программах было описание специфики воспитательной работы, связанной с контингентом воспитанников, по следующим показателям: наличие статуса «сироты» (в 93% программ), возраст воспитанников (в 92% программ), состояние здоровья детей (в 68% программ).
Специфика форм воспитательной работы
Среди форм воспитательной работы в организациях для детей-сирот наиболее представлены: экскурсии, экспедиции, походы (95%), организация предметно-развивающей среды (85%), волонтерская деятельность (75%), наставничество (73%), участие в детских и молодежных общественных объединениях (67%), познавательно-исследовательская деятельность (61%), система детского самоуправления (54%), вовлечение (участие) биологической семьи воспитанников в воспитательные мероприятия организации (51%), социальное проектирование (48%). Отмечены также: вовлечение опекунов (попечителей) и кандидатов в опекуны и попечители в воспитательные мероприятия; кружковая деятельность; медиа и информационные проекты (детская телестудия, разновозрастной редакционный совет, интернет-группа для поддержки сайта организации для детей-сирот и социальных сетей и другие формы медиадеятельности); социально-воспитательные и патриотические проекты; социальное добровольчество и патриотические инициативы (например, детское добровольческое объединение «Доброход» с участием в помощи пожилым людям и уборке территории).
На основе анализа представленных в исследовании форм воспитательной работы в организациях для детей-сирот можно определить их специфику:
- особая роль индивидуальной работы с воспитанниками, которая помогает компенсировать отсутствие семейной поддержки и ориентирована на формирование навыков самоконтроля, эмоциональной устойчивости и самостоятельности;
2) воспитательная работа направлена на повышение социальной компетентности и подготовку сирот к будущей самостоятельной жизни, включая профессиональную ориентацию и трудовое воспитание. Большое место занимают формы, развивающие навыки общения, взаимодействия с окружающими, самостоятельного проживания и адаптации к жизни за пределами организации для детей-сирот: тренинги, учебное проживание в тренировочной квартире, моделирование реальных ситуаций, социальные и профессиональные пробы. Это помогает детям-сиротам лучше ориентироваться в реальной жизни, самоопределиться, выбрать пути профессионального развития;
3) акцент на семейные и коллективные формы воспитательной работы: семейные часы, совместные праздники, экскурсии. Эти формы способствуют смягчению чувства социальной изоляции и укреплению навыков совместной работы, что важно для воспитанников, которые лишены привычных семейных связей;
4) наличие психологической поддержки и коррекции, которые направлены на эмоциональное и психосоциальное восстановление воспитанников. Тренинги, ролевые игры, ситуационные практикумы и индивидуальная работа с психологами помогают воспитанникам справляться с травматическим опытом и выстраивать позитивное восприятие будущего;
5) коллективное творчество и участие в значимых делах включают коллективные творческие дела (КТД), проекты, участие в волонтерских и общественных акциях, что развивает у воспитанников чувство принадлежности и ответственности. Это особенно важно для формирования у них уверенности в себе и опыта участия в общественной жизни.
Анализ форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот разного возраста позволяет сделать выводы о их гибкости и адаптации под возрастные особенности детей.
Для младших воспитанников преобладают игровые формы, сюжетно-ролевые игры, творческие занятия, что позволяет развивать их воображение, коммуникативные навыки и базовые социальные умения. Особое внимание уделяется формированию элементарных навыков самообслуживания, моторики, а также базового общения. Игровые и практические занятия помогают детям лучше освоить базовые социальные роли и подготовить их к взаимодействию с другими в коллективе.
Для подростков акцент делается на более сложные формы, такие как дискуссии, тренинги и проектная деятельность, что способствует развитию их критического мышления, самостоятельности и социальной зрелости. На первый план выходит развитие лидерских качеств и личной ответственности через участие в проектной деятельности, коллективных творческих делах и самоуправлении. Это помогает старшим воспитанникам готовиться к взрослой жизни, развивает инициативность и способность принимать решения. Воспитанники подросткового возраста проходят через сложный этап личностного становления, что требует особого внимания со стороны педагогов. Воспитательная работа с подростками предусматривает тренинги, дискуссии и ролевые игры для корректировки поведения, помощи в разрешении конфликтов и поддержки в формировании позитивной самооценки.
Особенности воспитательной работы в семейной группе
Воспитание в организациях для детей-сирот направлено на создание условий, приближенных к семейным, для обеспечения полноценного развития и социальной адаптации воспитанников. В таких организациях формируются воспитательные группы по принципу совместного проживания детей разного возраста и пола, особенно родных братьев и сестер. Численность детей в группах, размещаемых в помещениях квартирного типа, не должна превышать 8 человек, а для детей до четырех лет — 6 человек. Каждому ребенку утверждается индивидуальный план развития и жизнеустройства, направленный на сокращение срока пребывания в организации. Особое внимание уделяется психолого-медико-педагогической реабилитации, социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни.
Создание условий, максимально приближенных к семейным, включает в себя обучение детей навыкам самообслуживания, заботу о младших и развитие ответственности у старших. Воспитатели помогают детям освоить семейные роли, готовят их к самостоятельной жизни, работе, социальной ответственности и жизни в коллективе. В основе воспитательной деятельности лежит работа в малых группах, включающая различные формы взаимодействия. Значительная роль отводится совместной деятельности воспитанников и педагогов.
Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в семейной группе. Воспитатели работают над преодолением страхов, тревожности и агрессии у детей, помогая им формировать адекватную самооценку, учиться общению и взаимодействию с окружающими.
Воспитательная работа организована по строгому распорядку дня, который учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Распорядок дня включает как образовательные, так и воспитательные моменты. Вечерние мероприятия часто проходят в формате «воспитательных часов», на которых обсуждаются темы семейного воспитания, личностного роста, социальной адаптации.
Воспитание строится на сочетании учебы, труда и досуга. Детям предоставляется возможность участвовать в благоустройстве территории, уходе за одеждой и бытовыми вещами, что помогает развивать у них навыки самостоятельности и ответственности.
Важным аспектом работы в семейной группе является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитатели составляют индивидуальные планы воспитания для каждого ребенка, чтобы учитывать его социальные и психологические потребности. Это помогает оказывать адресную поддержку воспитанникам, корректировать их поведение в зависимости от личных проблем и ситуации.
Одним из ключевых направлений является привитие семейных ценностей и подготовка детей к семейной жизни. Это включает в себя обучение основам ведения домашнего хозяйства, планированию семейного бюджета, навыкам заботы о себе и других.
Отличие воспитательной работы в организациях для детей-сирот от воспитательной работы в школах и детских садах
Воспитательная работа в организациях для детей-сирот имеет значительные отличия от воспитательной работы в школах и детских садах. Прежде всего это связано с круглосуточным форматом работы. В организациях для детей-сирот воспитательная работа носит непрерывный характер, поскольку дети проживают там постоянно. Это позволяет организовать круглосуточное сопровождение, что включает не только образовательные, но и бытовые, социальные, психологические аспекты воспитания, в отличие от школ и детских садов, где воспитательная деятельность ограничена учебными или дневными часами.
Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям и потребностям каждого воспитанника, включая их травматический опыт, возрастные и психологические особенности. Цель — создать комфортные условия для развития, где учитываются прошлый опыт и травмы сирот, в то время как в школах и детских садах воспитание более унифицировано и охватывает широкий круг детей, но менее адаптировано под индивидуальные потребности.
В организациях для детей-сирот акцент делается на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, включая обучение практическим бытовым навыкам, финансовой грамотности и трудовому воспитанию. В школах и детских садах социализация детей направлена больше на учебный процесс и общение с коллективом, чем на комплексную подготовку к взрослой жизни.
В организациях для детей-сирот создается атмосфера, приближенная к семейной, для того чтобы у воспитанников формировались семейные ценности, привязанности, а также развивались навыки для будущего создания семьи. В школах и детских садах такие аспекты воспитания часто остаются вне учебной программы или освещаются минимально.
Программа воспитательной работы в организациях для детей-сирот предусматривает коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, которые часто характерны для детей, переживших депривацию или травму. В обычных образовательных учреждениях подобная специализированная коррекционная работа не проводится в таком объеме и систематичности.
В организациях для детей-сирот воспитание направлено на удовлетворение потребностей детей в безопасности, заботе, любви и понимании. Воспитатели играют роль значимых взрослых, которые восполняют нехватку эмоциональной поддержки, что не является приоритетной задачей в детских садах и школах.
Воспитательные традиции в организациях для детей-сирот
Традиции в организациях для детей-сирот направлены на создание теплой, поддерживающей и развивающей среды, которая помогает детям компенсировать недостаток семейного окружения и подготовиться к успешной самостоятельной жизни.
Основные традиции, выделенные в исследовании:
- празднование дней рождения: регулярно отмечаются дни рождения воспитанников, а также дни рождения учреждения и сотрудников;
- празднование культурных и календарных праздников: отмечаются государственные и религиозные праздники, такие как Новый год, 9 мая (День Победы), Масленица, Пасха, 23 февраля (День защитника Отечества), 8 марта (Международный женский день) и др.;
- семейные часы, которые проводятся ежедневно и на которых обсуждаются события дня, подводятся итоги и организуется общение между воспитанниками и педагогами;
- традиции совместного проживания: воспитанники учатся взаимопомощи, заботе друг о друге, особенно в рамках семейных групп, что способствует созданию семейной атмосферы в учреждениях;
- творческие конкурсы и мероприятия, которые проводятся регулярно, например, конкурсы среди воспитанников «Тропа чистоты», «Воспитанник года», ежегодные фестивали (например, «Муза и дети»);
- спортивные мероприятия: спортивные праздники, военно-спортивные игры («Зарница»), спартакиады и Дни здоровья, направленные на укрепление здоровья воспитанников;
- активное участие в патриотических акциях, таких как «Бессмертный полк», «Свеча памяти», уборка мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне;
- выпускные вечера и встречи с выпускниками, бывшими воспитанниками организации для детей-сирот, что поддерживает связь между поколениями;
- трудовые и экологические акции: воспитанники принимают участие в акциях по благоустройству территории, таких как экологические субботники, посадка деревьев и уход за памятниками;
- в семейных группах регулярно проводятся кулинарные мероприятия, такие как совместная готовка, выпечка и праздничные ужины.
Можно выделить ключевые аспекты влияния традиций на воспитанников: создание семейной атмосферы, формирование у воспитанников чувства семьи и доверительных отношений; укрепление у воспитанников чувства собственной значимости, возможность делиться переживаниями и ощущать эмоциональную поддержку; повышение самооценки сирот и формирование у них уверенности в собственных силах; создание и укрепление у воспитанников ощущения причастности и поддержки со стороны коллектива и педагогов; укрепление у воспитанников чувства принадлежности и преемственности, что важно для формирования у сирот уверенности в своем будущем; возможность почувствовать свою причастность к истории и культуре своей страны, а также развитие уважения к ее прошлому; формирование самостоятельности, ответственности и навыков, необходимых для будущей взрослой жизни.
Выводы
- Воспитание в организации для детей-сирот — это целенаправленный и системный процесс формирования личности ребенка, находящегося вне семейного окружения, с учетом его возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей. Оно направлено на восстановление эмоциональной стабильности, подорванной утратой семьи; развитие нравственных качеств, социальных навыков и самостоятельности; обеспечение успешной интеграции ребенка в общество; подготовку к полноценной самостоятельной жизни. Данный процесс включает образовательные, культурные, психологические, физические и социальные аспекты, реализуемые через индивидуальные и коллективные формы, с учетом потребностей каждого ребенка, его прошлого опыта и перспектив будущего.
- Основными подходами к воспитательной работе в организациях для детей-сирот являются: индивидуальный (воспитательная стратегия, основанная на учете индивидуальных особенностей ребенка: его возраста, состояния здоровья, уровня развития, психологических потребностей и личного опыта), семейно-ориентированный (направлен на создание условий, максимально приближенных к семейным, с целью восполнения дефицита привязанности, эмоциональной поддержки и формирования навыков семейного взаимодействия), социально-ориентированный (фокусировка на подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и интеграции в общество), психолого-педагогический (комплексный подход, основанный на сочетании методов психологии и педагогики для устранения последствий травматического опыта, коррекции поведения, формирования эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции у детей-сирот), культурно-образовательный (воспитательная стратегия, направленная на развитие личности ребенка через участие в культурной и образовательной деятельности), интегративный (многоуровневая стратегия, объединяющая усилия различных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, медицинского персонала) и ресурсов внешней среды для обеспечения всесторонней поддержки и развития ребенка), инклюзивный (направлен на создание условий для воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на принципах доступности, адаптации образовательных и воспитательных программ, а также включения таких детей в общий коллектив), профилактический (направлен на предупреждение асоциального поведения у воспитанников).
- Основное отличие воспитательной работы в организациях для детей-сирот — ее комплексный и многоуровневый характер, направленный на всестороннее развитие личности и подготовку их к самостоятельной жизни, принимая во внимание особенности травмирующего опыта воспитанников. Формы воспитательной работы учитывают специфические потребности сирот в эмоциональной поддержке и социально-психологической адаптации. Отличительная особенность работы в воспитательной группе организации для детей-сирот заключается в первую очередь в создании условий, максимально приближенных к семейным, с акцентом на педагогическую поддержку, практическую подготовку к реальным жизненным ситуациям.
Irina A. Bobyleva
Center for the Protection of Children’s Rights and Interests
Author for correspondence.
Email: bobyleva_ia@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-9736-6847
Russian Federation, Moscow PhD in Education, Analyst,
Galina Vladimirovna Semya
Moscow State University of Psychology and Education
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698
SPIN-code: 4761-6273
Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,
- Averin S.A., Voronetskaya L.N., Murodkhodzhaeva N.S., Punchik V.N. Metrichnost' patrioticheskogo vospitaniya detei doshkol'nogo vozrasta: diagnosticheskii aspect [Metricality of patriotic education of preschool children: diagnostic aspect]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State Series: Humanities and Social Sciences], 2023. Vol. 7, no. 4, pp. 425–434. doi: 10.21603/2542-1840-2023-7-4-425-434 (In Russ.).
- Aleksandrova S.N. Otsenka sformirovannosti pravovoi kul'tury v obrazovatel'nom prostranstve shkoly-internata [Assessment of the formation of legal culture in the educational space of a boarding school]. Juvenis Scientia, 2019, no. 1, pp. 27–30. doi: 10.32415/jscientia.2019.01.06 (In Russ.).
- Begidova S.N., Khuazheva D.D., Akhtaov R.A. Otsenka gotovnosti k otvetstvennomu supruzhestvu u detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Assessment of readiness for responsible marriage in orphaned children and children left without parental care]. Pedagogicheskie issledovaniya [Pedagogical research], 2023, no. 3, pp. 78–101. (In Russ.).
- Beznosova O.A., Allagulov A.M. Pedagogicheskii monitoring nravstvennoi kul'tury doshkol'nika [Pedagogical monitoring of moral culture of a preschooler]. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the Samara State Technical The series “Psychological and pedagogical sciences”], 2022. Vol. 19, no. 3, pp. 65–80. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.3.5 (In Russ.).
- Bobyleva I.A. Analiz programm vospitaniya v organizatsiyakh dlya detei-sirot [Elektronnyi resurs] [Analysis of Educational Programs in Organizations for Orphans]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2022. Vol. 3, no. 2, pp. 54–68. doi: 10.17759/ssc.2022030204 (In Russ., аbstr. in Engl.).
- Bobyleva I.A. Gotovnost' vospitannikov organizatsii dlya detei-sirot k samostoyatel'noi zhizni: podkhody k otsenke i organizatsii [Readiness for Independent Life in Children from Orphan Organizations: Approaches to Assessment and Promotion]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021. Vol. 26, no. 6, pp. 176–188. doi: 10.17759/pse.2021260614 (In Russ., аbstr. in Engl.).
- Bobyleva I.A. Upravlenie vospitatel'noi rabotoi v organizatsiyakh dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. V kn.: Tsennosti v sisteme vospitaniya: teoriya i praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 1–2 noyabrya 2023 g., Moskva [Management of educational work in organizations for orphans and children left without parental care. In the book: Values in the education system: theory and practice: collection of materials of the International Scientific and practical Conference, November 1-2, 2023, Moscow]. Moscow: FGBNU «IIDSV», 2023, pp. 96–100. (In Russ.).
- Gairbekova M.I., Dzhankhaeva M.A. Organizatsionno-metodicheskie aspekty protsessa kompleksnogo soprovozhdeniya v uchrezhdeniyakh dlya detei-sirot, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Organizational and methodological aspects of the process of comprehensive support in institutions for orphaned children left without parental care]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Proceedings of the Chechen State Pedagogical Series 1. Humanities and Social Sciences], 2022, no. 4(40), pp. 119–127. doi: 10.54351/25876074-2022-4-40-119 (In Russ.).
- Gumerov A.I., Koinov M.Yu. Osobennosti vospitatel'nogo protsessa v sovremennykh usloviyakh v detskom dome [Features of the educational process in modern conditions in an orphanage]. Colloquium-journal, 2020, no. 3–5(55), pp. 47–48. (In Russ.).
- Zaretskii V.V., Ryabtsev V.K., Ryashina V.V. Indikatory effektivnosti profilakticheskoi raboty s vospitannikami, sklonnymi k deviantnomu povedeniyu, v uchrezhdeniyakh dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Indicators of the effectiveness of preventive work with pupils prone to deviant behavior in institutions for orphans and children left without parental care]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov [Issues of mental health of children and adolescents], 2019. Vol. 19, no. 3, pp. 87–105. (In Russ.).
- Il'yasova O.A. Regional'naya metodika otsenki effektivnosti sistemy organizatsii vospitaniya obuchayushchikhsya kak instrument otsenivaniya trekov razvitiya organizatsii obuchayushchikhsya Chelyabinskoi oblasti [Regional methodology for evaluating the effectiveness of the educational organization system for students as a tool for evaluating the tracks of development of the organization of students in the Chelyabinsk region]. Voprosy metodologii i teorii v oblasti otsenki kachestva obrazovaniya [Questions of methodology and theory in the field of education quality assessment], 2022, no. 2(16), pp. 9–12. (In Russ.).
- Kanafina K.M., Barabanov R.E. Teoreticheskie osnovy vliyaniya semeinykh vzaimootnoshenii i roditel'skogo vospitaniya na razvitie deviantnogo povedeniya u detei-sirot [Theoretical foundations of the influence of family relationships and parental education on the development of deviant behavior in orphaned children]. International Journal of Medicine and Psychology, 2024. Vol. 7, no. 5, pp. 203–211. doi: 10.58224/2658-3313-2024-7-5-203-211 (In Russ.).
- Kuntsevich L.A., Patrakov E.V. Gotovnost' k innovatsionnomu predprinimatel'stvu kak sotsial'nyi kapital detei-sirot [Readiness for innovative entrepreneurship as the social capital of orphaned children]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya [Azimut of scientific research: pedagogy and psychology], 2024. Vol. 13, no. 3(48), pp. 219–222. (In Russ.).
- Merkul' I.A., Volchanskaya V.O. Aktual'nye problemy sotsializatsii detei-sirot, detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i lits iz chisla detei-sirot [Socialization Problems in Orphans and Children Without Parental Care]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021. Vol. 26, no. 6, pp. 189–199. doi: 10.17759/pse.2021260615 (In Russ., аbstr. in Engl.).
- Ozerets O.G., Zaitseva M.S. Obnovlenie protsessa trudovogo vospitaniya v detskom dome s uchetom potentsiala vuzovskikh praktik [Updating the process of labor education in an orphanage, taking into account the potential of university practices]. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2023. Vol. 12, no. 3(44), pp. 57–60. (In Russ.).
- Povyshenie kvalifikatsii vospitatelei internatov [Elektronnyi resurs] [Advanced training of boarding school teachers]. Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Mezhregional'naya akademiya stroitel'nogo i promyshlennogo kompleksa [Autonomous non-profit organization of additional professional education Interregional Academy of Construction and Industrial Complex], 2024. URL: https://maspk.ru/corporate/povyshenie-kvalifikatsii/pk-pedagogika/vospitatelnaya-rabota-v-organizatsiyakh-internatnogo-tipa/ (Accessed 05.09.2024). (In Russ.).
- Poltoratskaya A.S. Innovatsionnye tekhnologii kak forma raboty s det'mi-sirotami i det'mi, ostavshimisya bez popecheniya roditelei [Innovative technologies as a form of work with orphaned children and children left without parental care]. International Journal of Medicine and Psychology, 2024. Vol. 7, no. 1, pp. 216–221. doi: 10.58224/2658-3313-2024-7-1-216-221 (In Russ.).
- Programma povysheniya kvalifikatsii vospitatelei tsentrov sodeistviya semeinomu vospitaniyu g. Moskvy «Effektivnaya proforientatsiya i professional'noe samoopredelenie vospitannikov organizatsii dlya detei-sirot cherez razvitie kommunikativnykh kompetentsii» [Elektronnyi resurs] [The program of professional development of educators of the centers for the promotion of family education in Moscow “Effective career guidance and professional self-determination of pupils of organizations for orphaned children through the development of communicative competencies”]. Tsentr razvitiya sotsial'nykh proektov [Center for the Development of social projects], 2024. URL: https://study.centrrsp.ru/ppk-vospitateli (Accessed 05.09.2024). (In Russ.).
- Programma povysheniya kvalifikatsii dlya spetsialistov organizatsii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei «Sovremennyi detskii dom» [Elektronnyi resurs] [Professional development program for specialists of organizations for orphans and children left without parental care “Modern orphanage”]. Tsentr razvitiya sotsial'nykh proektov [Center for the Development of social projects], 2024. URL: https://study.centrrsp.ru/ppk-dlya-specialistov (Accessed 05.09.2024). (In Russ.).
- Sem'ya G.V. Obzor mezhdunarodnykh issledovanii, posvyashchennykh posledstviyam nakhozhdeniya rebenka v usloviyakh institutsionalizatsii: kak dobit'sya polozhitel'nykh rezul'tatov [Elektronnyi resurs] [The Overview of International Research on the Effects of Being a Child in the Conditions of Institutionalisation: How to Achieve Positive Results]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2021. Vol. 2, no. 1, pp. 73–84. doi: 10.17759/ssc.2021020106 (In Russ., аbstr. in Engl.).
- Skorokhodova E.A. Podkhody k formirovaniyu pravovoi kul'tury detei-sirot [Approaches to the formation of the legal culture of orphans]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2022, no. 2, pp. 205–210. doi: 10.24158/spp.2022.2.29 (In Russ.).
- Khalid A., Morawska A., Turner K.M.T. Pakistani orphanage caregivers' perspectives regarding their caregiving abilities, personal and orphan children's psychological wellbeing. Child: Care, Health and Development, 2023. Vol. 49, no. 1, pp. 145–155. doi: 10.1111/cch.13027
- Saglietti M., Zucchermaglio C. Children’s participation and agency in Italian residential care for children: Adult-child interactions at dinnertime. European Journal of Psychology of Education, 2022. Vol. 37, no. 1, pp. 55–83. doi: 10.1007/s10212-021-00531-7
- Sölva K., Haselgruber A., Lueger-Schuster B. Resilience in the face of adversity: classes of positive adaptation in trauma-exposed children and adolescents in residential care. BMC Psychology, 2023. Vol. 11, no. 1. Art. nr 30. doi: 10.1186/s40359-023-01049-x
- Strolin-Goltzman J., Ura S., Bielawski-Branch A., Hill M. (eds.). Feasibility of the NCTSN breakthrough parenting curriculum: A pilot study of an online trauma-informed training for birth parents involved in the child welfare system. Children and Youth Services Review, 2023. Vol. 150. Art. nr 107003. doi: 10.1016/j.childyouth.2023.107003
- Zhang R., Zhang X., Xiao N., Ren P., Li X. Parenting Practices and Rural Chinese Children’s Self-control and Problem Behaviors: A Comparison of Left-behind and Non-left-behind Children. Journal of Child and Family Studies, 2023. Vol. 32, no. 3, pp. 704–715. doi: 10.1007/s10826-022-02422-x
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.