Restructuring and Reforming Organizations for Orphans and Children Left without Parental Care: from a Variety of Forms of Organization to a Unified Model

Abstract


The system of institutions for children left without parents exists all over the world, and according to researchers, there are more children in institutionalized conditions in high-income countries. In Russia, over the past twenty years, there have been significant changes in the situation of orphans and children left without parental care — the number of students in organizations has decreased by about 5-6 times (from 180 thousand in 2006 to 32 thousand in 2024), and accordingly, the number of organizations for them has tripled. The living conditions have improved significantly: small to 8 people. groups in conditions close to family conditions; receiving education outside the organization. The article describes the results of an analysis of legislation and state policy in the field of prevention of social orphanhood, which made it possible to identify the goals and stages of restructuring and reforming organizations for orphans and children left without parental care. Conducted a survey of heads of organizations for orphans and children left without parental care (N=173 people out of 63 subjects of the Russian Federation), it was possible to identify and describe five models of organizations in the regions, their readiness for further broader restructuring of the system of organizations for different categories of children in need of state protection and assistance.


Введение

Детские дома существуют во всем мире: 456 тысяч детей в Европе и Центральной Азии живут в учреждениях интернатного типа. Об этом сообщается в опубликованном докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). При этом процент детей, находящихся в таких учреждениях, вдвое превышает среднемировой показатель: 232 ребенка на 100 тысяч детей по сравнению со 105 детьми на 100 тысяч детей во всем мире. Дети с инвалидностью составляют от 4 до 87 процентов детей, находящихся в интернатных учреждениях. Более чем в половине стран доля детей с инвалидностью в системе формального альтернативного ухода всех типов возросла в период с 2015 года по 2021 год [10].

Глобальная оценка числа детей, проживающих в учреждениях, была проведена в 2015 году и составила 5,37 миллиона. В странах с высоким уровнем дохода средняя распространенность институционализации была самой высокой, а в странах с низким уровнем дохода — самой низкой. Проведенная оценка показала, что в Южной Азии проживает наибольшее количество детей в учреждениях (1,13 млн), за ней следуют Европа и Центральная Азия (1,01 млн), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (0,78 млн), Африка к югу от Сахары (0,65 млн), Ближний Восток и Северная Африка (0,30 млн), Латинская Америка и страны Карибского бассейна (0,23 млн) и Северная Америка (0,09 млн) [23].

Детское учреждение определяется иностранными исследователями как групповое проживание более чем десяти детей, без родителей или лиц, заменяющих родителей, в котором уход осуществляется гораздо меньшим числом оплачиваемых взрослых воспитателей. Уход в учреждении подразумевает организованную, рутинную и безличную структуру проживания детей (например, все дети спят, едят в одно и то же время), а также профессиональные отношения между взрослыми и детьми [22].

Следует отметить, что в последнее десятилетие и в России и зарубежом меняется отношение к организациям для детей-сирот. На протяжении многих лет большинство исследований описывало только негативные результаты в области развития детей-сирот (дефецитарный подход), а в последнее время стали появляться обзоры, показывающие, что в условиях институционализации при определенных условиях жизни можно добиться успехов в развитии и социализации (ресурсный подход) детей, и опыт институционального ухода не гарантирует столь пагубных результатов [2; 3; 12; 13; 24].

В России в 2024 году в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот), находятся под надзором около 32 тысяч воспитанников (100 детей на каждые 100 тыс. детей), что ниже среднего показателя в мире (102 ребенка на 100 тыс. чел.). Еще в 2006 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), в условиях институционализации составляла почти 180 тысяч, благодаря активному процессу передачи детей-сирот на семейные формы (деинституционализация) удалось резко, примерно в 5-6 раз, сократить число детей в организациях для детей-сирот. Изменился и контингент детей — остались в основном так называемые трудоустраиваемые категории детей (подростки, сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью) [15].

Проблема организации эффективной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является одной из ключевых задач российской социальной политики.

Начиная с 2012 года на федеральном уровне произошли значительные организационные и социальные изменения в подходах к деятельности организаций для детей-сирот.

Следующим этапом реформирования организаций для детей-сирот может стать создание единой модели организации для детей-сирот (далее — ЕМО), основанной на принципах:

  • создания в организации условий, обеспечивающих полноценное развитие и социализацию детей вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, особенностей развития и оснований помещения детей в организацию;
  • устранения разделения организаций для детей-сирот по типам на медицинские, образовательные, социальные; нахождение ребенка в одной организации без перевода в другую организацию;
  • помещения братьев и сестер в одну организацию;
  • психолого-педагогического сопровождения на всех этапах жизни ребенка, способствующее успешному развитию и социализации.

Организация, методы и процедура исследования

В рамках исследования был проведен анализ:

  1. политики реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот;
  2. готовности организаций для детей-сирот к работе в рамках ЕМО;
  3. моделей организаций для детей-сирот;
  4. трудностей и возможностей организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства.

Для анализа использовались федеральные нормативные правовые акты (федеральные законы [12; 18; 19; 20], указы Президента Российской Федерации [16; 17], постановления Правительства Российской Федерации [6; 7; 8; 9]); документы органов государственной власти [4; 5]; Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [1]; федеральные статистические данные [11; 21].

В целях мониторинга текущей ситуации, оценки трудностей и возможностей организации для детей-сирот в реализации ЕМО (в рамках действующего законодательства) для руководителей организаций для детей-сирот разработан опросник «Единая модель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Важно отметить, что участие в опросе было анонимным и добровольным, что способствовало открытости ответов респондентов. Сбор данных осуществлялся дистанционно на платформе «Анкетолог», что позволило обеспечить удобство участия и охватить широкий круг специалистов из различных регионов страны. Метод анкетирования способствовал сбору информации о восприятии действующей системы организации помощи детям-сиротам, а также о предложениях по ее улучшению и существующих проблемах и барьерах.

Выборка

В опросе приняли участие 173 респондента из 63 субъектов Российской Федерации, из них:

  • 111 организаций (64%) ведомственной подчиненности в социальной сфере;
  • 62 организации (36%) — в сфере образования.

Доля указанных организаций, находящихся в городской местности, составила 77% (133 организации), в сельской местности — 23% (40 организаций).

Исследование базировалось на комплексном подходе и сочетало как количественные (частотный анализ), так и качественные методы, что позволило глубже понять ситуацию и сосредоточиться на следующих ключевых аспектах.

  1. Сведения об организации для детей-сирот. Вопросы касались деятельности организаций, которая отвечает концепции ЕМО, прием детей в организацию: численность, возраст и медицинский статус детей в организации для детей-сирот.
  2. Организация проживания детей: наличие групп для проживания разновозрастных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, с психическими расстройствами и ограничениями передвижения, др.; форма проживания детей и численность работников в воспитательных группах с наименованием должности в соответствии со штатным расписанием.
  3. Трудности и возможности организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства: какие виды деятельности должна осуществлять организация в концепции ЕМО и с какими трудностями сталкивается, какие изменения федерального законодательства потребуются для введения ЕМО.
  4. Социально-психологическая помощь: возможность совместно проживать нормотипичным детям-сиротам, детям с тяжелой инвалидностью, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, с расстройствами поведения, детям, употребляющим ПАВ, после воспитательной колонии, в возрасте от 0 до 18 лет, и какие психологические риски могут возникнуть (или уже возникли) при переходе учреждения к ЕМО, и что необходимо изменить в деятельности психологов организации для детей-сирот при переходе к ЕМО.

Результаты и их обсуждение

Анализ политики реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

Основаниями для запуска процесса реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот стали Указы Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [16] и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [17], федеральные законы от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [18] и от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [19], постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [6].

В связи с новыми требованиями субъекты Российской Федерации определили тип своих организаций для детей-сирот, относившихся ранее к образовательным организациям (основной вид деятельности), и привели в соответствие наименования и уставы организаций для детей-сирот. Регионам было рекомендовано передавать организации для детей-сирот в систему социальной защиты и организаций социального обслуживания, школы-интернаты реорганизовать в детские дома, организации для детей-сирот разукрупнять независимо от типа этих организаций [4].

Разделение организаций для детей-сирот по типам (медицинские, образовательные, оказывающие социальные услуги) закреплено Семейным кодексом Российской Федерации [12]. К настоящему времени номенклатура (примерная номенклатура) организаций устанавливается для медицинских организаций и организаций социального обслуживания. Для образовательных организаций установлены типы. В 2024 году Росстатом в целях сбора сведений о деятельности организаций для детей-сирот обобщены распространенные виды разных типов организаций, функционирующие в субъектах Российской Федерации [11]:

  • центр содействия семейному воспитанию;
  • центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • детский дом;
  • санаторный детский дом;
  • специальный (коррекционный) детский дом;
  • центр социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
  • социальный приют для детей;
  • комплексный центр социального обслуживания населения;
  • дом ребенка специализированный; дом ребенка;
  • детский дом-интернат для умственно-отсталых детей;
  • детский психоневрологический интернат;
  • психоневрологический интернат с детским отделением;
  • специальный реабилитационный дом-интернат для детей;
  • общеобразовательное учреждение;
  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
  • центр кадетского воспитания;
  • иные организации.

Очередным этапом реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот стало утверждение разработанного Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2020 г. № ТГ-П8-1607 плана мероприятий («дорожная карта») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации [5], согласно которому определение уполномоченного исполнительного органа власти оставлено за субъектами Российской Федерации с учетом законодательного закрепленного распределения полномочий. Основная цель перехода к единой ведомственной подчиненности — обеспечение управления всеми организациями для детей-сирот единым исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

На 1 января 2020 г. на территории Российской Федерации 542 организации для детей-сирот находились в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, 505 — в сфере социальной защиты, 141 — в сфере здравоохранения. Мероприятия по переходу к единой ведомственной подчиненности в субъектах Российской Федерации завершены в 2023 году.

Практически одновременно с процессом перехода к единой ведомственной подчиненности, с 2022 г. в 14 пилотных регионах по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка реализовывается проект «Перепрофилирование домов ребенка». Заявленной целью является перевод домов ребенка к семейно-ориентированной концепции деятельности, в том числе изменение формата работы, взятие функций по работе с семьей, развитие новых услуг и сервисов, направленных на поддержку детей и их семей. Проект является частью комплекса мер «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет», направленного на повышение устойчивости российских семей с детьми в возрасте до 4-х лет в преодолении трудной жизненной ситуации, в том числе ситуации, создающей риски помещения малышей под надзор в учреждения стационарного типа. Первые подведенные итоги показывают создание отделений дневного пребывания, служб ранней помощи, паллиативной помощи либо перепрофилирование в реабилитационные центры [1].

Процесс реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот будет продолжен в связи с созданием в субъектах Российской Федерации сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям. Воспитание детей в организации для детей-сирот и воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении, является критерием отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи [7; 9]. До конца 2025 г. Правительством Российской Федерации будут утверждены стандарты осуществления ранней помощи, что приведет к пересмотру видов деятельности и структуры организаций для детей-сирот. Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг в соответствии со стандартами ранней помощи предусмотрен до 1 января 2030 года.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что начиная с 2012 года на федеральном уровне произошли значительные организационные и социальные изменения в подходах к деятельности организаций для детей-сирот, и в ближайшей перспективе изменения планируются вновь. Любые мероприятия, направленные на изменения, реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и за счет средств бюджета региона.

Результаты перехода в единую ведомственную подчиненность варьируются в зависимости от ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации. Переход организаций для детей-сирот осуществлялся как с сохранением типа организации (основного вида деятельности), так без его сохранения.

Некоторые типы организаций, такие как дом ребенка, школа-интернат или дом-интернат для детей-инвалидов, перестают выполнять функции организации для детей-сирот, то есть соответствующий вид деятельности исключен из учредительных документов. При этом такие организации в части субъектов Российской Федерации остаются в единой ведомственной подчиненности.

Объединяются типы организаций путем включения видов деятельности (функций) в учредительные документы. Организация для детей-сирот и специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и (или) дом-интернат для детей-инвалидов. Объединение производится путем создания соответствующих филиалов с учетом их территориальной доступности для всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации, где имеется такая потребность, либо путем создания соответствующих отделений, что уже не влечет раздельное размещение детей в воспитательных группах, имеющих разный статус. На данный момент такая практика начала складываться в организациях социального обслуживания. Объединение разных типов организаций характерно еще и для регионов, где функционирует одна организация, предназначенная для разных категорий детей. В уставах объединенных организаций виды деятельности в зависимости от целей создания организации не выделяются как основные и дополнительные, из чего следует, что эти организации одновременно являются и организацией для детей-сирот и социальным реабилитационным центром.

Независимо от ведомственной подчиненности создаются организации для детей-сирот, цели создания которых и виды деятельности связаны исключительно с круглосуточным приемом и содержанием детей, оставшихся без попечения родителей, выполнением обязанностей опекуна или попечителя и видами деятельности, предусмотренными пунктом 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 [6]. В уставах таких организаций встречается учреждение их как организаций, оказывающих социальные услуги, при этом они не являются организациями социального обслуживания.

Большая часть субъектов Российской Федерации сохраняет сеть дифференцированных по видам деятельности и предоставляемым услугам организаций для детей-сирот (разные типы организаций), не укрупняя их.

Остается практика расположения домов-интернатов для детей-инвалидов, школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями в сельской местности.

Школы-интернаты для детей-сирот продолжают осуществлять деятельность, хотя их численность значительно сократилась. Вместе с тем наличие таких организаций свидетельствует о нерешенных вопросах по организации обучения детей по адаптированным образовательным программам в помещениях организации для детей-сирот.

Исходя из складывающейся в регионах практики следующим этапом реформирования организаций для детей-сирот может стать создание единой организации для детей-сирот.

Мы предлагаем следующее определение: ЕМО направлена на создание в организации условий, обеспечивающих полноценное развитие и социализацию детей вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, особенностей развития и оснований помещения детей в организацию, а также устранение разделения организаций по типам на медицинские, образовательные и организации, оказывающие социальные услуги; нахождение ребенка в одной организации для детей-сирот без перевода в другую организацию; помещение братьев и сестер в одну организацию для детей-сирот; психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах жизни ребенка, способствующее успешному развитию и социализации.

Готовность организаций для детей-сирот к работе в рамках ЕМО

Полученные из регионов данные позволяют выявить структурные подразделения — отделения, созданные в организации: социально-педагогическое (по работе с воспитанниками) — 118 (68%); по сопровождению замещающих семей — 83 (48%); по профилактике социального сиротства (по работе с кровной семьей) — 74 (43%); по подготовке граждан к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (ШПР) — 77 (45%); постинтернатного сопровождения — 86 (50%); методическое (информационно-методическое) — 39 (23%). В отдельных организациях для детей-сирот имеются отделение милосердия, правовая служба, отделение социально-психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, медиация, кадетский корпус, отделение социальной реабилитации (временный приют), социокультурный центр, отделение реализации программ дополнительного образования и др.

В штатном расписании организаций для детей-сирот имеются должности: психолога — в 98% организаций; врача — в 81% организаций; логопеда — в 64% организаций; дефектолога — в 42% организаций; тьютора — в 8% организаций. По адаптированным основным программам профессионального обучения осуществляют деятельность 25 (14%) организаций, руководители которых приняли участие в опросе.

Проживание детей устроено по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, — в 136 (79%) организациях. В 147 (85%) организациях проведены мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в 165 организациях для детей-сирот (95%), из них:

  • 156 организаций для детей-сирот принимают детей с задержкой психического развития;
  • 98 организаций — детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 95 — с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 89 — с расстройствами аутистического спектра;
  • 74 — глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;
  • 72 — слепых и слабовидящих;
  • 60 организаций принимают детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Прием детей осуществляется:

  • под надзор — в 155 организациях для детей-сирот (90%), из них также на основании трехстороннего соглашения в 117 организациях;
  • на основании трехстороннего соглашения в 125 организациях для детей-сирот (72%) (из них в 8 организациях под надзор детей не помещают);
  • другое — 27% организаций (по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [18].

В 165 (95%) организациях для детей-сирот, принявших участие в опросе, все воспитательные группы являются разновозрастными, в 8 организациях — нет, из них руководители двух организаций сообщили, что группы формируются соответственно классу обучения, поскольку дети живут и обучаются в школе-интернате.

В 105 организациях для детей-сирот (61%) все воспитательные группы являются инклюзивными, 62 респондента на указанный вопрос ответили отрицательно (36%).

Группы для детей с психическими расстройствами имеются в 32 организациях для детей-сирот (18%), группы для детей с ограничениями в передвижении, маломобильными — в 25 организациях (14%), группы для детей, имеющих паллиативный статус — в 16 организациях для детей-сирот (9%).

Проживание детей в организациях для детей-сирот организовано следующим образом:

  • круглосуточно — в 171 организации (99%);
  • дневная форма — в 14 организациях (8%);
  • круглосуточная 5-дневная — в 11 организациях (6%).

Таким образом, исходя из полученных данных о структуре существующих организаций для детей-сирот, можно сделать вывод, что создание в регионах ЕМО потребует значительных материальных и кадровых затрат.

Модели организаций для детей-сирот

Анализ поступивших ответов руководителей организаций для детей-сирот позволяет выделить сложившиеся в регионах на момент проведения опроса типы организаций, наделенных правами и обязанностями организаций для детей-сирот (далее — модель).

С учетом полученных ответов можно сделать вывод о сохранении в субъектах Российской Федерации разных типов организаций для детей-сирот, установленных Семейным кодексом Российской Федерации (статья 155.1) [12]: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Одновременно наблюдается тенденция к объединению организаций, осуществляющих круглосуточный прием и содержание детей, независимо от основной цели их деятельности. Для целей настоящего анализа такой тип организации предлагается обозначить как смешанный тип организаций для детей-сирот.

Для обобщения по моделям организации для детей-сирот сгруппированы по характеру и направлениям деятельности (целям деятельности), структуре, основаниям помещения детей в организацию и др. факторам согласно предложенной анкете для заполнения. В результате выделены следующие модели организаций для детей-сирот:

Модель 1 — Классическая организация для детей-сирот (порядка 55%); к данной группе относятся организации, наделенные полномочиями опекуна (попечителя) несовершеннолетних, целью деятельности которых является создание необходимых условий для содержания, воспитания и образования, соответствующих состоянию здоровья и потребностям детям, помещенным под надзор, независимо от ведомственной подчиненности.

Модель 2 — Смешанная организация для детей-сирот (порядка 15%); такими организациями являются организации социального обслуживания, находящиеся в ведомственной подчиненности в сфере социальной защиты, осуществляющие функции организации для детей-сирот и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Исходя из анализа ответов наиболее распространенной остается «классическая» модель организации для детей-сирот (55%), при этом смешанная модель, не являясь преимущественной, рассматривается в субъектах Российской Федерации как возможная (15%). Наименования этих двух моделей характеризуют их основные цели деятельности, в частности: для классической модели выбор наименований склоняется к центрам помощи детям, оставшимся без попечения родителей, либо центрам содействия семейному воспитанию (устройству); для смешанной модели наиболее распространенным наименованием является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Смешанная организация для детей-сирот более нацелена на работу с кровной семьей, с семьей, принявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также на осуществление подготовки кандидатов в усыновители, опекуны (попечители). Постинтернатное сопровождение характерно для классической организации для детей-сирот. Представляется, что такое соотношение может быть связано с наличием профильных специалистов именно в смешанных организациях, а также их территориальной доступностью.

Модель 3 — Дом ребенка (порядка 10%); наряду с оказанием медицинской, социальной и психологической помощи, реабилитации дома ребенка наделены полномочиями опекуна (попечителя). Рассмотренные наименования домов ребенка показывают, что деятельность большинства из них связана с приемом детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Переход к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот в 2023 г., приведший в части субъектов Российской Федерации к реорганизации или ликвидации домов ребенка, изменил возрастной порог для приема детей в указанные модели организации для детей-сирот. Опрос показывает меняющуюся тенденцию в сторону приема детей от рождения (40%), при этом стандартный подход приема с 3-х лет остается по-прежнему в большинстве организаций (60%), а для смешанной модели пока данный критерий не является приоритетным (20%). Принимая детей с ограниченными возможностями здоровья, организации для детей этих моделей организуют обучение в образовательных организациях.

Модель 4 — Детский дом-интернат для детей-инвалидов (порядка 10%); цели деятельности этого типа организаций для детей-сирот направлены на предоставление услуг по уходу с обеспечением проживания для лиц с умственными недостатками, охрана прав и интересов детей-инвалидов с 4 до 18 лет. Как правило, в этих организациях осуществляют деятельность приемно-диагностическое, физиотерапевтическое отделения, отделение милосердия, отделения медико-социальной реабилитации, комплексной реабилитации и абилитации.

Модель 5 — Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (порядка 10%). Такие организации для детей-сирот созданы в целях осуществления образовательной деятельности: обучение детей-сирот, оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей приема детей в образовательную организацию, связанными с их образовательным статусом, возраст ранжируется с 6 до 18 лет. Стандартный подход начинает пересматриваться, в части субъектов Российской Федерации наблюдается тенденция приема детей с рождения и реализацию образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, в ряде регионов уже есть положительный опыт работы в рамках ЕМО, с которым могут познакомиться специалисты из других субъектов Российской Федерации.

Трудности и возможности организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства

По мнению 64 (37%) респондентов, деятельность их организаций для детей-сирот полностью отвечает концепции ЕМО, 102 (59%) считают, что частично. При этом из ответов прослеживается, что у респондентов имеются трудности в понимании концепции ЕМО.

Возможными трудностями, с которыми может столкнуться организация для детей-сирот при реализации ЕМО, респонденты считают:

  • сферу юридических вопросов (несовершенство нормативно-правовой базы);
  • сферу финансовых вопросов (необходимость дополнительного финансирования, в том числе в связи с переустройством (перепланировкой), проведением капитального ремонта группового помещения, созданием определенных условий для детей раннего возраста, детей с тяжелыми заболеваниями, созданием паллиативных, маломобильных групп, приобретением средств реабилитации и абилитации детей-инвалидов, созданием безбарьерной среды);
  • сферу материально-технического обеспечения (для расширения функций организации требуются дополнительные здания и площади, реконструкция помещений); отсутствие современных диагностических методик, оборудования, технического и материального оснащения в целях создания специальных условий содержания и проживания детей с особыми потребностями;
  • сферу обеспечения квалифицированными кадрами (особенно актуально для организаций в сельской местности; колоссальная нехватка кадров от няни до педагогических работников, умеющих и желающих работать с разными категориями детей, дефицит педагогов, психологов, воспитателей, социальных педагогов, нейропсихологов, врачей, поваров, педагогических и медицинских кадров для осуществления работы с новорожденными детьми, детьми до года, от года до трех лет);
  • соблюдение норм, предусмотренных санитарными правилами (невозможность соблюдения норм САнПиН для детей от 0 до 18 одновременно (различные требования к организации жизнедеятельности воспитанников, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; сложности в организации режима для разновозрастных детей));
  • обеспечение условий совместного нахождения детей разного возраста, степени развития, состояния здоровья, отклонений в поведении, наличия или отсутствия попечения родителей (условия для детей с ОВЗ, включая инвалидов).

Возможные проблемы и трудности, с которыми может столкнуться организация для детей-сирот, и новые возможности при реализации ЕМО показаны в табл. 1.

Таблица 1

Трудности и возможности при реализации ЕМО

Проблемы и трудности

Возможности

1. Нарушение физической и психологической безопасности детей, отставание в развитии нормотипичных детей при совместном проживании с детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Обеспечение условий затруднительно из-за разного режима дня и отдыха, питания у детей первого года жизни и детей старшего возраста.

3. Наличие детей разного возраста, разной нозологии, отклонения в поведении предполагают уменьшение количества детей в группе и увеличение количества самих групп, в связи с чем возникает кадровый вопрос (увеличение штата, чтобы обеспечить полноценный уход и присмотр за детьми, в том числе с особыми потребностями) и вопрос наличия свободных помещений для проживания по семейному типу.

4. Большая нагрузка на воспитателя в группе и неравномерное распределение внимания детям (например, при помещении паллиативного ребенка недостаточное внимание другим детям в группе).

5. Несоответствие зданий (помещений) для размещения маломобильных детей, потребуется переоборудование здания (установка подъемников, лифтов), расширение коридоров в санузлы, переоборудование душевых.

6. Совместное нахождение детей, имеющих попечение родителей, и детей, у которых попечение родителей отсутствует, может являться травмирующим фактором для детей, устройство которых в замещающие семьи невозможно.

7. Буллинг.

1. Реализация инклюзивного подхода в образовании и воспитании детей начиная с раннего возраста.

Шанс на полноценную жизнь в будущем для многих воспитанников, имеющих нарушения развития.

2. Воспитание толерантного отношения нормотипичных воспитанников, расширение круга интересов у воспитанников с ОВЗ.

3. Обеспечение условий совместного нахождения детей будет способствовать адаптации воспитанников к окружающему обществу, развитию чувств взаимопомощи и эмпатии.

4. Решение проблемы разлучения братьев и сестер.

5. Расширение реабилитационных помещений — комнат психологической разгрузки, мастерских по гончарному, швейному, столярному делу и др.

Опрос руководителей организаций для детей-сирот показал наличие противоположных мнений. Ниже приводятся цитаты из заполненных опросников.

«Хотелось бы, чтобы дети раннего возраста и дети с тяжелыми нарушениями здоровья воспитывались в специализированных учреждениях».

«В настоящее время в организации проживают дети-инвалиды, не имеющие сложных заболеваний с точки зрения их мобильности. Для проживания таких детей в организации созданы комфортные условия. Опыт пребывания детей со средней степенью умственной отсталости и существенными нарушениями в здоровье (после кататравмы) показал, что детям “нормы” очень сложно жить рядом — возбудимость, раздражительность, нервные срывы. Такой опыт годичного проживания в семейной группе из восьми человек имеет место быть в нашей организации. Особенно поведение ребенка-инвалида (частые истерики, крики, вызванные перепадами ВЧД) раздражало детей в момент выполнения домашнего задания, просмотра телепередач, ночное время».

«Реализация единой модели требует тщательной подготовки и не малых финансовых и человеческих ресурсов. Необходимо обеспечить соответствие законодательству, защиту прав детей, соблюдение трудового и финансового законодательства, наличие эффективных механизмов контроля и разрешение споров».

«Ожидание: положительным моментом станет распространение опыта современных моделей успешной социализации детей-сирот, повышение квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки) кадров; создание федеральных, региональных программ по обеспечению социализации детей-сирот».

Данные частотного анализа ответов руководителей на вопрос, как они относятся к совместному помещению в одну группу нормотипичных детей-сирот, детей с тяжелой инвалидностью, находящиеся в ТЖС и (или) СОП, с расстройствами поведения, употребляющих ПАВ, несовершеннолетних после воспитательной колонии, а также детей в возрасте от 0 до 18 лет, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Мнения руководителей организаций для детей-сирот о совместном проживании детей различных категорий в одной группе организации (в %)

Утверждения

Руководители (%)

считаю, что это пойдет на благо всем детям, т. к. для всех детей должны быть созданы равные условия для жизни и воспитания

12

считаю, что это позитивно отразится на всех детях, т. к. это расширит их возможности интеграции в различные социальные среды

9

считаю, что детей с тяжелой инвалидностью лучше воспитывать там, где созданы для них специальные условия

77

считаю, что дети с расстройствами поведения, употребляющие ПАВ, должны сначала пройти комплексную реабилитацию и только в случае стойкой ремиссии возвращаться в организацию

83

считаю, что младенцев и детей раннего возраста надо воспитывать там, где созданы для них специальные условия, т. к. у подавляющего числа детей патология центральной нервной системы, и они нуждаются в особых программах абилитации

66

считаю, что проживание детей-сирот и «домашних» детей в одной группе травмирует детей, не имеющих родных

18

Таким образом, сторонники ЕМО составляют 21% (позиции 1 и 2) от всех опрошенных, считая, что можно создать равные условия для всех воспитанников и это позитивно отразится на них, расширит возможности их интеграции в различные социальные среды.

Заключение

Разработка ЕМО, объединение разных организаций является естественным продолжением реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и других социозащитных организаций и сталкивается с различными трудностями правового, экономического, организационного и психологического характера. Отдельной проблемой может стать социально-психологическая готовность как руководителей, так и специалистов (в первую очередь воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов), которые будут работать с новыми для них категориями детей в рамках одной воспитательной группы или организации. Для обеспечения эффективной работы потребуется разработка новых программ повышения квалификации как для отдельных категорий специалистов, так и для междисциплинарных команд.

Достаточно сложно выбрать модель объединения из-за многообразия подходов и отсутствия общих регламентов и норм. Но смешанная модель позволит выстроить единый процесс работы с семьей на всех этапах: от первичной профилактики семейного неблагополучия до сопровождения замещающих семей, увеличить число родителей, восстановленных в родительских правах.

Galina Vladimirovna Semya

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698
SPIN-code: 4761-6273

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,

Marina Valerievna Lashkul

Federal State Budgetary Institution "Center for the Protection of Children's Rights and Interests"

Email: ml-69@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6907-1881

Russian Federation, Moscow Deputy Director,

Olga A. Yarovikova

Federal State Budgetary Institution "Center for the Protection of Children's Rights and Interests"

Email: o.yarovikova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3862-0902
Head of the Federal Resource Center for the Protection of the Rights of Orphaned Children and Children Left without Parental Care

Irina A Merkul

Moscow State University of Psychology and Education

Email: merkulia@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3808-6076
SPIN-code: 2891-6179

Russian Federation, Moscow PhD in Psychology, Associate Professor, Chair of “Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova”, Faculty of Psychology in Education,

    1. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po pravam rebenka za 2023 god [Elektronnyi resurs] [Report on the activities of the Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation for 2023]. Upolnomochennyi pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po pravam rebenka [Documents. Commissioner for Children's Rights under the President of the Russian Federation], 2024. URL: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306 (Accessed 19.08.2024). (In Russ.).
    2. Zaitseva N.G., Kolesnikova U.V. «Roditel'skie» deti v organizatsiyakh dlya detei-sirot [Elektronnyi resurs] [The “Parent” Children in Organizations for Orphans]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2021. Vol. 2, no. 2, pp. 24–36. doi: 10.17759/ssc.2021020202 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    3. Oslon V.N., Odintsova M.A., Sem'ya G.V., Kolesnikova U.V. Psikhologicheskie resursy i lichnostnye defitsity u vypusknikov organizatsii dlya detei-sirot [Elektronnyi resurs] [Psychological Resources and Personal Deficits of Graduates of Organizations for Orphans]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2022. Vol. 3, no. 2, pp. 69–89. doi: 10.17759/ssc.2022030205 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    4. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 01.09.2014 № VK-1850/07 «O restrukturizatsii i reformirovanii organizatsii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i sovershenstvovaniyu seti sluzhb soprovozhdeniya zameshchayushchikh semei» [Elektronnyi resurs] [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 09.2014 № VK-1850/07 “On restructuring and reforming organizations for orphans and children left without parental care, and improving the network of support services for substitute families”]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135781/ (Accessed 13.11.2024). (In Russ.).
    5. Plan meropriyatii («dorozhnaya karta») po perekhodu do 2024 goda k edinoi modeli podchinennosti organizatsii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i organov opeki i popechitel'stva v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] [Action plan ("roadmap") for the transition until 2024 to a unified model of subordination of organizations for orphans and children left without parental care, and guardianship and guardianship authorities in the subjects of the Russian Federation]. Garant, 2024. URL: https://base.garant.ru/402774970/ (Accessed 19.08.2024). (In Russ.).
    6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 24.05.2014 № 481 «O deyatel'nosti organizatsii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, i ob ustroistve v nikh detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» (red. ot 19.04.2022) [Elektronnyi resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/24/2014 481 “On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care in them” (as amended on 04/19/2022)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (Accessed 13.11.2024). (In Russ.).
    7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.08.2024 № 1099 «Ob utverzhdenii primernykh trebovanii k organizatsii i osushchestvleniyu rannei pomoshchi detyam i ikh sem'yam» (nachalo deistviya dokumenta - 01.03.2025) [Elektronnyi resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation dated 08/16/2024 No. 1099 “On approval of approximate requirements for the organization and implementation of early care for children and their families” (the document began on 03/01/2025)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483691/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (Accessed 03.12.2024). (In Russ.).
    8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.10.2002 № 781 «O spiskakh rabot, professii, dolzhnostei, spetsial'nostei i uchrezhdenii, s uchetom kotorykh dosrochno naznachaetsya trudovaya pensiya po starosti v sootvetstvii so stat'ei 27 Federal'nogo zakona «O trudovykh pensiyakh v Rossiiskoi Federatsii», i ob utverzhdenii Pravil ischisleniya periodov raboty, dayushchei pravo na dosrochnoe naznachenie trudovoi pensii po starosti v sootvetstvii so stat'ei 27 Federal'nogo zakona «O trudovykh pensiyakh v Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 26.05.2009) [Elektronnyi resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation of 10.2002 No. 781 “On the lists of jobs, professions, positions, specialties and institutions, taking into account which the old-age pension is awarded ahead of Schedule in accordance with Article 27 of the Federal Law “On Labor Pensions in the Russian Federation”, and on approval of the Rules for calculating periods of work, entitling to early appointment old-age labor pension in accordance with Article 27 of the Federal Law “On Labor Pensions in the Russian Federation” (as amended on 05.26.2009)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39409/ (Accessed 30.10.2024). (In Russ.).
    9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.07.2024 № 1033 «Ob utverzhdenii perechnya otdel'nykh osnovnykh napravlenii kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov, po kotorym razrabatyvayutsya standarty okazaniya uslug po otdel'nym osnovnym napravleniyam kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov i detei-invalidov, standarty okazaniya uslug po rannei pomoshchi detyam i ikh sem'yam, perechnya federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, osushchestvlyayushchikh razrabotku standartov okazaniya uslug po otdel'nym osnovnym napravleniyam kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov i detei-invalidov, standartov okazaniya uslug po rannei pomoshchi detyam i ikh sem'yam, a takzhe Pravil razrabotki standartov okazaniya uslug po otdel'nym osnovnym napravleniyam kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov i detei-invalidov, standartov okazaniya uslug po rannei pomoshchi detyam i ikh sem'yam, vklyuchaya opredelenie ikh struktury i soderzhaniya» (nachalo deistviya dokumenta - 01.03.2025) [Elektronnyi resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation dated 07/31/2024 1033 “On Approval of the List of Certain main areas of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities, according to which Standards for the provision of services in certain main areas of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities and children with disabilities, standards for the provision of services for early care to children and their families, the list of federal executive authorities responsible for the development of standards provision of services in certain main areas of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities and children with disabilities, standards for the provision of early care services to children and their families, as well as Rules for the development of standards for the provision of services in certain main areas of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people and children with disabilities, standards for the provision of early care services to children and their families, including the definition of their structure and content” (the beginning of the document - 03/01/2025)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_481937/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (Accessed 03.12.2024). (In Russ.).
    10. Pochti polmilliona detei v Evrope i Tsentral’noi Azii zhivut v internatakh [Elektronnyi resurs]. Organizatsiya ob”edinennykh natsii = United Nations. URL: https://news.un.org/ru/story/2024/01/1448702 (Accessed 12.09.2024). (In Russ.).
    11. Prikaz Rosstata ot 16.09.2024 № 410 «Ob utverzhdenii formy federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya № 1-OD «Svedeniya ob organizatsii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» i ukazanii po ee zapolneniyu» (red. ot 15.10.2024) [Elektronnyi resurs] [Rosstat Order 410 dated 09/16/2024 “On Approval of the Federal Statistical Observation Form No. 1-OD “Information on organizations for orphans and children left without parental care” and instructions for completing it” (as amended on 10/15/2024)]. Kodeks [Codex], 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/1307337525 (Accessed 30.10.2024). (In Russ.).
    12. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 23.11.2024) [Elektronnyi resurs] [Family Code of the Russian Federation dated 12/29/1995 223-FZ (as amended on 11/23/2024)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (Accessed 03.12.2024). (In Russ.).
    13. Sem'ya G.V. Obzor mezhdunarodnykh issledovanii, posvyashchennykh posledstviyam nakhozhdeniya rebenka v usloviyakh institutsionalizatsii: kak dobit'sya polozhitel'nykh rezul'tatov [Elektronnyi resurs] [The Overview of International Research on the Effects of Being a Child in the Conditions of Institutionalisation: How to Achieve Positive Results]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2021. Vol. 2, no. 1, pp. 73–84. doi: 10.17759/ssc.2021020106 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    14. Sem'ya G.V. Sravnitel'nyi analiz postinternatnoi adaptatsii vypusknikov iz chisla detei-sirot, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: dvadtsat' let spustya [Elektronnyi resurs] [Comparative Analysis of Post-orphanage Adaptation of Orphaned Children Deprived of Parental Care: 20 Years Later]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2021. Vol. 11, no. 4, pp. 25–41. doi: 10.17759/psylaw.2021110403 (In Russ., а in Engl.).
    15. Sem'ya G.V., Zaitsev G.O., Zaitseva N.G. Formirovanie rossiiskoi modeli preodoleniya sotsial'nogo sirotstva [Preventing Social Orphanhood: the Russian Model]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2016. Vol. 21, no. 1, pp. 67–82. doi: 10.17759/pse.2016210105 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    16. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 01.06.2012 № 761 «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody» [Elektronnyi resurs] [Decree of the President of the Russian Federation dated 06/01/2012 No. 761 “On the National Strategy of Action in the interests of Children for 2012-201”]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (Accessed 20.11.2024). (In Russ.).
    17. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.12.2012 № 1688 «O nekotorykh merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere zashchity detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» (red. ot 14.11.2017) [Elektronnyi resurs] [Decree of the President of the Russian Federation dated 12/28/2012 1688 “On some measures to implement State policy in the field of protection of orphaned children and children left without parental care” (as amended on 11/14/2017)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139995/ (Accessed 20.11.2024). (In Russ.).
    18. Federal'nyi zakon ot 02.07.2013 № 167-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam ustroistva detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» (red. ot 25.11.2013) [Elektronnyi resurs] [Federal Law 167-FZ dated 07/02/2013 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Placement of Orphaned Children and Children Left without Parental Care” (as amended on 11/25/2013)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148478/ (Accessed 13.11.2024). (In Russ.).
    19. Federal'nyi zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh» (red. ot 21.11.2022) [Elektronnyi resurs] [Federal Law 120-FZ dated 06/24/1999 “On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency” (as amended on 11/21/2022)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (Accessed 03.12.2024). (In Russ.).
    20. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2024) [Elektronnyi resurs] [Federal Law No. 273-FZ dated 29.12.2012 “On Education in Of the Russian Federation” (with amendments and additions, intro. effective from 09/01/2024)]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed 20.11.2024). (In Russ.).
    21. Forma federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya № D-13 «Svedeniya ob uchrezhdeniyakh dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei» [Elektronnyi resurs] [Federal Statistical Observation Form No. D-13 “Information on institutions for orphaned children and children left without parental care”]. Bank dokumentov. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii [Document Ministry of Education of the Russian Federation], 2024. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b94a73f818398d26c6fe0992e109dff6/ (Accessed 19.08.2024). (In Russ.).
    22. Browne E. Children in care institutions. K4D Helpdesk Report. UK, Brighton: Institute of Development Studies, 2017, 18 p.
    23. Desmond C., Watt K., Saha A., Huang J., Lu C. Prevalence and number of children living in institutional care: global, regional, and country estimates. Lancet Child Adolesc Health, 2020. Vol. 4, no. 5, pp. 370–377. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30022-5.
    24. Semya G., Telitsyna A., Garifulina E. Russian Federation. In Earner I., Telitsyna A. (Eds.). The Development of Child Protection Systems in the Post-Soviet States. Cham: Springer, 2021, pp. 137–145.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy