EDITOR'S NOTE

Уважаемые читатели!

Тема сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неоднократно обсуждалась на страницах журнала. В настоящей публикации предлагается новый методологический подход к оценке нуждаемости в постинтернатном сопровождении с точки зрения вхождения получателя услуг в систему, определения уровня их интенсивности и содержания. Для решения единых задач необходимо четкое понимание критериев оценки трудностей, с которыми сталкиваются выпускники в самостоятельной жизни. Авторы предлагают апробированные на практике в Институте дополнительного образования сотрудников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы критерии нуждаемости, которые могут быть полезны и для специалистов других регионов.

Сегодня мы открываем в журнале новую тему, которая крайне актуальна в связи с необходимостью оказания психологической помощи и поддержки различным категориям обучающихся, а также в связи с профилактикой асоциальных проявлений: «Какая должна быть сегодня психологическая служба в системе образования?». Авторы предлагают теоретический обзор подходов к функционированию моделей психологической службы в системе образования и анализ опыта трех регионов России — победителей Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в 2023 году. Показано существование разнообразия моделей службы, в основу которых заложены внутришкольный и внешкольный функционал. Авторы рассказывают о своих планах разработки функциональной модели Службы, которая позволит обеспечить преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся и другим участникам образовательных отношений, а также даст возможность регламентировать взаимодействие между уровнями системы оказания психолого-педагогической помощи.

В Год семьи, объявленный Президентом России в 2024 году, мы продолжаем публикации, посвященные развитию института замещающего родительства. В статье по психологическому благополучию и жизнестойкости замещающих матерей исследуется взаимосвязь между этими двумя феноменами. Авторы доказывают, что активное участие матери в воспитании способствует демократичным отношениям с ребенком и творческим подходам к решению проблем, а ее психологическое благополучие зависит от оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком. И очень важный вывод: высокий уровень психологического благополучия способствует получению удовольствия от воспитания приемного ребенка.

Специалисты органов опеки и попечительства — наименее изученная категория специалистов в силу специфики своей работы. Наш журнал уже неоднократно публиковал статьи по проблемам эмоционального выгорания, социально-психологическому портрету, особенностям реализации полномочий. В этот раз публикация связывает эмоциональное выгорание и поведение в конфликте специалистов органов опеки и попечительства. Результаты этого исследования важны для разработки программ профилактики как эмоционального выгорания, так и конфликтности, ведь специалисты органов опеки и попечительства постоянно взаимодействуют с неблагополучными семьями, конфликтными родителями в процессе защиты прав и законных интересов детей.

 

Главный редактор журнала                                                      Семья Галина Владимировна,

доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, международный эксперт

Galina Vladimirovna Semya

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy