On the Results of Testing the Tools for Assessing the Subjective Well-being of Adolescents

Abstract


The study of children’s quality of life based on Rosstat indicators and the assessment of subjective well-being is embedded in the Action Plan for the Decade of Childhood, scheduled until 2027 and approved by a directive of the Government of the Russian Federation. This paper presents the results of a study prepared for the session of the Coordination Council under the Government of the Russian Federation on the implementation of the Decade of Childhood in the Russian Federation, focusing on ‘Pilot testing of the refined toolkit for assessing children’s quality of life in 2023, with an extended scope to include additional regions of the Russian Federation, including those integrated into the Russian Federation in 2022’ (Item 5, Section II, Minutes of the Coordination Council meeting, April 5, 2023, No. 1). Over three years, more than 180,000 adolescents from 35 regions of Russia participated in the study. The conclusion outlines the key tasks for the near future: the substantiation and development of a methodology for calculating new indicators of objective well-being, as well as the organization of a large-scale study on adolescents’ subjective well-being across all regions of the Russian Federation.


Введение

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» предусмотрено проведение исследований качества жизни детей на основе показателей Росстата России (объективные показатели) и оценок субъективного благополучия [14]. С 2021 года такая работа проводится в Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации. Первоначально на основе анализа иностранного [6; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29] и российского опыта [1; 2; 4; 5; 6; 19] была разработана Концепция оценки благополучия детей в России и предложено авторское определение благополучия ребенка и индекса детского благополучия [12].

Благополучие ребенка — состояние ребенка, сформированное при совокупном влиянии социальных, экономических, культурных, психологических и физических факторов на жизнь детей сейчас, в прошлом и в будущем, направленных на поддержку и улучшение его физического и психологического здоровья, удовлетворение основных жизненных потребностей, обеспечение качественным образованием, возможностями развития в соответствии с его потребностями и возможностями, в условиях безопасности и при участии самих детей, включая их субъективную оценку благополучия.

Индекс детского благополучия — индикатор нормативного положения детей и семей, их качества жизни с точки зрения поставленных страной (регионом/сообществом) целей, уровень которого определяется заданными параметрами и доступностью определенного набора благ. Индекс детского благополучия представляет собой цифровое значение в баллах, отражающее качество жизни детей и семей. Цель и уровень благополучия в данном случае определяются целями и задачами Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства [14]. Такой подход позволяет использовать индекс детского благополучия для оценки уровня благополучия детей (качество жизни) и эффективности реализации мероприятий, включенных в План Десятилетия детства.

В 2022 году разработан инструментарий проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ [12; 13] и проведена экспертиза инструментария в 12 научно-исследовательских институтах Министерства науки и образования Российской Федерации, по результатам которой доработана система показателей и индикаторов доменов индекса детского благополучия (ИДБ), согласованная с Росстатом, заинтересованными министерствами и ведомствами.

В этом же году разработана математическая модель, позволяющая визуализировать результаты оценок и строить рейтинги регионов по всем параметрам ИДБ (профили относительного СБ, диаграммы z-оценок) [3; 13; 18].

Возможности использования разработанного инструментария для различных категорий детей, включая проживающих на территории военных конфликтов, подверженных грумингу, представлены в публикациях [7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18].

В 2023 году для отчета на Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства по вопросу «О проведении апробации результатов доработанного инструментария по оценке качества жизни детей в 2023 году с увеличением охвата субъектов Российской Федерации, в том числе с включением субъектов Российской Федерации, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году» была подготовлена справка о результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков в России (пункт 5 раздела II протокола заседания Координационного совета от 5 апреля 2023 г. № 1), текст которой приводится ниже.

Справка о результатах апробации инструментария оценки
субъективного благополучия подростков

В рамках научной исследовательской работы по научно-методическому обеспечению оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства с позиции благополучия детей (далее — исследование), проводимой по заказу Минпросвещения России, Московским государственным психолого-педагогическим университетом (далее — МГППУ) доработан инструментарий оценки качества жизни детей с учетом экспертной оценки заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Минздрава России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России), а также 11 профильных подведомственных Минобрнауки России научных организаций.

Предложенный для оценки качества жизни детей индекс детского благополучия, состоящий из объективного (четыре домена) и субъективного (12 субдоменов) компонентов, скорректирован в части оптимизации количества статистических показателей. Кроме того, внесены дополнительные вопросы в опросник для подростков (13–18 лет), позволяющие расширить уровень и глубину анализа получаемых данных в сферах жизнедеятельности детей, а также перечень анализируемых стрессовых ситуаций, влияющих на уровень субъективного благополучия детей.

Индекс детского благополучия включает:

  • объективные домены: «Здоровьесбережение и сохранение жизни», «Благополучие семей с детьми», «Развитие, образование и воспитание», «Безопасность жизнедеятельности»;
  • субдомены домена субъективного благополучия: «Удовлетворенность своими достижениями»; «Удовлетворенность собой»; «Удовлетворенность здоровьем и самочувствием»; «Удовлетворенность собственной психологической и физической безопасностью»; «Учет мнения подростка»; «Удовлетворенность своими отношениями с родителями и другими членами семьи (внутренней поддерживающей сетью)»; «Удовлетворенность отношениями с внешними участниками поддерживающей сети»; «Доверие»; «Нормализация жизни»; «Суверенность индивидуального пространства»; «Удовлетворенность прошлым, настоящим, перспективами будущего («Хронотоп»)»; «Удовлетворенность материальным положением» [7; 10; 12].

Создан программный модуль по обработке и визуализации всех результатов, который позволяет увидеть регион, город, поселок, образовательную организацию и отдельного респондента, а также параметры оценки разных групп респондентов в сравнении со средними значениями по Российской Федерации или внутри региона [3].

В инструментарий оценки качества жизни детей (далее — инструментарий) добавлены фильтры, позволяющие проводить анализ в зависимости от категории опрашиваемых детей (пол, возраст, этническая принадлежность и иные категории).

Инструментарий предусматривает верификацию получаемых данных по субъективному компоненту (проверку на подлинность), а также определение границ значимости данных и достоверность отличий между результатами при сравнении. Это позволяет установить границы допустимых значений оценок по субдоменам субъективного компонента, а также сосредоточить внимание только на тех из них, которые выходят за обозначенные границы.

Доработанный инструментарий в 2023 году апробирован с привлечением 22 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Донецкая Народная Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская области, город Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Опрошено более 151,7 тыс. детей подросткового и юношеского возраста от 13 до 18 лет (69,5 тыс. мальчиков (45,8%) и 82,2 тыс. девочек (54,2%)), из них: воспитываются в родных семьях — 105,8 тыс. детей (70,0%), в полных семьях — 97,8 тыс. детей (64,0%) и в многодетных семьях — 48,5 тыс. детей (32,0%); имеют статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, — 7,4 тыс. детей (5,0%); имеют ограниченные возможности здоровья (далее — ОВЗ) — 12,6 тыс. детей (8,0%) или инвалидность — 6,5 тыс. детей (4,0%); проживают на вновь присоединенной территории (Донецкая Народная Республика) — 14,7 тыс. детей (10,0%); проживают в Арктической зоне — 3,8 тыс. детей (2,5%), на труднодоступных территориях — 3,7 тыс. детей (1,6%) и экологически неблагоприятных территориях — 5,0 тыс. детей (3,3%); состоят на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в том числе на «внутришкольном учете») — 5,5 тыс. детей (3,6%).

По итогам исследования уровень субъективного благополучия у подростков составил 3,91 балла (диапазон оценок от 1,0 до 5,0 баллов (шкала Лайкерта), значимость различий зафиксирована на уровне F - 0,001 по результатам дисперсионного анализа ANOVA), что в целом свидетельствует о высоком уровне оценки собственного благополучия. Сохраняется более низкий уровень субъективного благополучия у девушек в сравнении с юношами (3,88 балла и 3,95 балла соответственно).

В 2023 году впервые проведена оценка качества жизни детей разных национальностей и исповедующих разные религии. Выявлен высокий уровень субъективного благополучия детей, исповедующих православие и мусульманство, и уровень ниже среднего — у детей, являющихся представителями буддизма и иудаизма. Вопрос о своей национальности вызвал затруднение у 12% подростков. Среди опрошенных наиболее высокий уровень благополучия выявлен у представителей русской, чеченской и татарской национальностей. Это дает возможность предполагать, что мировоззрение, формируемое под влиянием этнокультурных и религиозных факторов, также имеет значение при определении уровня субъективного благополучия через формирование различных притязаний по отношению к себе, к своей жизни и окружающему миру.

Результаты исследования показали, что в целом уровень субъективного благополучия растет с процессом взросления подростков. Значительно возрастает удовлетворенность подростков своими достижениями, учетом мнения, перспективами в будущем, но снижается удовлетворенность уровнем здоровья и самочувствия.

По итогам исследования выявлено, что подростки оценивают на высоком уровне удовлетворенность своей жизнью (4,26 балла). Подавляющее большинство несовершеннолетних убеждены, что живут не хуже, чем их сверстники. У них есть то, что позволяет им быть принятыми в своей социальной группе (гаджеты, приемлемая скорость интернета, разнообразие и качество еды, одежда престижных брендов, иное). При этом только по 4 субъектам Российской Федерации, участвующим в апробации инструментария, значения z-оценок объективного домена «Благополучие семей с детьми» ниже среднего значения по анализируемым регионам.

Наблюдается высокая степень доверия у подростков к взрослым, с которыми они живут, к себе и друзьям (4,21 балла). Вместе с тем выявлено, что чаще они доверяют взрослым, чем себе и друзьям. При этом в большей степени — родителям. Это свидетельствует о том, что для подростков семья и семейные ценности являются важными в жизни.

Сохраняется тенденция неудовлетворенности респондентов частотой и качеством взаимодействия с родителями (обсуждение проблем, разговоры «о личном», совместное времяпрепровождение). Такая оценка подростков соответствует результатам опроса родителей, проводимого Росстатом в рамках выборочного обследования населения: суточный фонд затрат времени женщинами на уход и воспитание детей составляет 2 часа 48 минут, мужчинами — 51 минуту (показатель объективного домена «Развитие образования, воспитания»).

Положительно оценивается подростками уровень собственной психологической и физической безопасности (4,2 балла). Наиболее безопасным местом дети считают свой дом; безопасным, но в меньшей степени — школу; менее безопасным — район своего проживания. Вместе с тем 5,8% подростков указали, что подвергаются недружественным действиям со стороны соучеников.

В целом данные результаты коррелируют со значениями z-оценок объективного домена «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которого в пяти субъектах Российской Федерации, участвовавших в апробации инструментария, имеются отклонения значительно ниже среднего значения по анализируемым регионам.

Также выявлена взаимосвязь уровня субъективного благополучия подростков и их удовлетворенности жизнью с фактами психологического насилия в киберпространстве. Уровень субъективного благополучия подростков, подвергшихся кибернасилию [16], значительно снижается по всем показателям, в первую очередь связанным с удовлетворенностью своей безопасностью, учетом их мнения, социальными контекстами (школа, район проживания, город, село, страна) и взаимоотношениями с членами семьи. В меньшей степени респонденты удовлетворены своим здоровьем и самочувствием (3,52 балла). Субъективно здоровыми чувствуют себя 97,0% подростков, при этом большинство подростков жалуется на снижение энергетического потенциала (64,0%) и часто переживает состояние значительного снижения настроения (42,0%).

Также в меньшей степени подростки удовлетворены своими достижениями в образовании (особенно это относится к изучению иностранных языков и математики), спорте, «ручных» умениях и тем, как они проводят досуг (3,53 балла).

Уровень субъективного благополучия у подростков с ОВЗ (3,58 балла) и инвалидностью (3,42 балла) значительно ниже по сравнению с условно здоровыми сверстниками (3,94 балла). Они в меньшей степени удовлетворены достижениями во всех значимых для них сферах жизни, своими перспективами на будущее и отношениями с родителями [13]. Одновременно у детей данных категорий наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости.

Самый низкий уровень субъективного благополучия выявлен у подростков и молодых людей с девиантным поведением (3,32 балла). Они не удовлетворены своим прошлым, своими достижениями в различных областях, здоровьем и самочувствием. При этом оценка своей психологической и физической безопасности находятся на среднем уровне, хотя и ниже по сравнению с респондентами с нормативным поведением.

У детей подросткового и юношеского возраста, проживающих в Донецкой Народной Республике [17], наблюдается относительно высокая оценка уровня субъективного благополучия (3,84 балла). Степень удовлетворенности своей жизнью («жизнь не хуже, чем у других сверстников») они оценивают практически так же, как и подростки, проживающие в остальных субъектах Российской Федерации, участвовавшие в апробации, в том числе в своих оценках психологической и физической безопасности.

Таким образом, высокий уровень субъективного благополучия наблюдается по таким субдоменам, как «Удовлетворенность нормализацией жизни» («живу не хуже, чем сверстники»), «Доверие к себе и другим» (доверие к взрослым, окружающим и сверстникам) и «Удовлетворенность подростка собственной психологической и физической безопасностью в разных социальных контекстах» (собственная безопасность в школе, дома, на улице, в городе, в интернете и иных местах).

Следует отметить, что при сравнении значения уровня субъективного благополучия в 2023 году с результатами исследования в 2021 и 2022 годах наблюдается его повышение. Это свидетельствует о росте уровня удовлетворенности подростков различными аспектами своей жизни (в 2021 году — 3,82 балла, опрошено 11,1 тыс. детей; в 2022 году — 3,82 балла, опрошено 14,8 тыс. детей; в 2023 году — 3,91 балла, опрошено 151,7 тыс. детей).

Инструментарий исследования позволяет сравнивать между собой субъективный и объективный компоненты. В разных объективных доменах и субъективных субдоменах один и тот же регион может занимать разные позиции. Это позволяет субъектам Российской Федерации увидеть свои слабые и сильные стороны, а также проанализировать значение показателей и их влияние на итоговую оценку качества жизни детей. Выявление проблемных зон позволяет принимать точечные решения для улучшения качества жизни детей.

В 2023 году из 22 субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации инструментария, наиболее высокий уровень субъективного благополучия подростков наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе, Кабардино-Балкарской Республике, городе Москве, Республике Башкортостан, Ленинградской, Ульяновской, Томской областях, Чеченской Республике, Новгородской области.

В рамках исследования в 2023 году проведено обучение представителей субъектов Российской Федерации (500 человек) и разработаны методические рекомендации по проведению оценки эффективности мероприятий, нацеленных на обеспечение благополучия ребенка в Российской Федерации. В указанных методических рекомендациях представлен лучший опыт организации проведения оценки качества жизни детей с использованием инструментария (Приморский край, Ульяновская область, Чеченская Республика и Республика Башкортостан).

Заключение

Разработанный инструментарий позволяет оценить субъективное благополучие подростков, ранжировать его уровни, выявлять ресурсы и мишени развития и социализации детей на уровне региона, образовательного учреждения и конкретного подростка. Но для получения сравнительных данных (относительное СБ) между субъектами Российской Федерации, различными категориями детей необходим расчет среднего значения каждого параметра, входящего в состав доменов. В проведенных исследованиях среднее значение рассчитывалось по данным регионов, принимающих участие в исследовании, что является определенным ограничением для общей оценки ситуации с качеством жизни. Для организации лонгитюдного исследования динамики благополучия детей в России следует провести исследование во всех субъектах Российской Федерации и зафиксировать средние значения показателей как «точку отсчета» для дальнейших расчетов индекса детского благополучия.

Другой проблемой является ограниченный набор статистических показателей, которые могут быть использованы для оценки благополучия и расчета ИДБ. Во-первых, показатели, важные для ряда сторон жизни подростков, не имеют утвержденных соответствующими ведомствами методик расчета. Во-вторых, ряд показателей имеют только абсолютные значения, которые невозможно перевести в относительные из-за отсутствия необходимых данных. В-третьих, в свободном доступе отсутствуют данные, которые характеризуют положение в отдельных сферах жизни детей, например, связанные с качеством образования (результаты ЕГЭ, всероссийских контрольных и пр.).

Таким образом, задачами на ближайшее будущее должны стать: обоснование и разработка методики расчета новых показателей объективного благополучия и организация полномасштабного исследования субъективного благополучия подростков во всех субъектах Российской Федерации.

В 2024 году дальнейшие исследования продолжаются в рамках программы «Приоритет-2030», которая действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в рамках национального проекта «Наука и университеты».

Galina Vladimirovna Semya

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,

    1. Archakova T.O., Garifulina E.Sh. Izmerenie sub”ektivnogo blagopoluchiya detei v Rossii: ot lokal’nykh sotsial’nykh praktik do federal’noi strategii [Elektronnyi resurs] [Measuring the subjective well-being of children in Russia: from local social practices to the federal strategy]. Monitoring, 2020, no. 1 (155), pp. 276–295. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.11 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    2. Vainshtok A.P., Yurkov E.F., Yudina T.N., Yakuba V.I. Otsenivanie indeksa blagopoluchiya detei v sub"ektakh RF na osnove porogovoi modeli agregirovaniya [Elektronnyi resurs] [Evaluation of the index of child welfare in the subjects of the Russian Federation on the basis of a threshold aggregation model]. Informatsionnye protsessy [Information processes], 2021. Vol. 21, no. 1, pp. 40–49. URL: https://istina.ipmnet.ru/publications/article/369803804/ (Accessed 15.01.2024). (In Russ.).
    3. Zaitseva N.G., Zaitsev G.O., Oslon V.N., Sem’ya G.V. Vizualizatsiya otsenki sub"ektivnogo blagopoluchiya podrostkov [Elektronnyi resurs] [Visualization of the Assessment of Subjective Well-being of Adolescents]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2023. Vol. 4, no. 3, pp. 7–31. doi: 10.17759/ssc.2023040301. (In Russ., аbstr. in Engl.).
    4. Indeks detskogo blagopoluchiya: uvidet’ za tsiframi rebenka. Rezul’taty pilotnogo issledovaniya Fonda Timchenko i RANKhiGS pri podderzhke ASI v pyati regionakh: materialy dlya kruglogo stola 15 dekabrya 2021 [Elektronnyi resurs] [Child well-being index: see the child’s The results of the pilot study of the Timchenko Foundation and RANEPA with the support of ASI in five regions: materials for the round table on December 15, 2021]. Fond Timchenko [Timchenko Foundation]. 2021. URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/upload/iblock/269/0mu25veaiia15ixxrzdat3r8slqlwp7p.pdf (Accessed 15.01.2024). (In Russ.).
    5. Kalabikhina I.E., Kazbekova Z.G. Metodologiya postroeniya indeksov detskogo blagopoluchiya dlya monitoringa polozheniya detei v ramkakh realizatsii Desyatiletiya detstva v Rossii [Elektronnyi resurs] [Methodology for constructing child welfare indices for monitoring the situation of children within the framework of the implementation of the Decade of Childhood in Russia]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [State Electronic bulletin], 2021, no. 88, pp. 52–78. doi: 10.24412/2070-1381-2021-88-52-78. (In Russ.).
    6. Kislitsyna O.A. Izmerenie kachestva zhizni/blagopoluchiya: mezhdunarodnyi opyt [Measuring the quality of life/well-being: international experience]. Moscow: Institut ekonomiki RAN [Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2016, 60 p. (In Russ.).
    7. Oslon V.N., Odintsova M.A., Semya G.V., Zaitsev G.O., Kolesnikova U.V. Sub”ektivnoe blagopoluchie molodykh lyudei iz chisla detei-sirot v usloviyakh perekhoda v samostoyatel’nuyu zhizn’ [Elektronnyi resurs] [Subjective Well-Being of Young People from Among Orphans in the Conditions of Transition to Independent Life]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2023. Vol. 13, no. 4, pp. 272–293. doi: 10.17759/psylaw.2023130419 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    8. Oslon V.N., Odintsova M.A., Semya G.V., Kolesnikova U.V. Psikhologicheskie resursy i lichnostnye defitsity u vypusknikov organizatsii dlya detei-sirot [Elektronnyi resurs] [Psychological Resources and Personal Deficits of Graduates of Organizations for Orphans]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2022. Vol. 3, no. 2, pp. 69–89. doi: 10.17759/ssc.2022030205 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    9. Oslon V.N., Odintsova M.A., Semya G.V., Kolesnikova U.V. Resursy ustoichivosti u vypusknikov organizatsii dlya detei-sirot i zameshchayushchikh semei s raznymi profilyami emotsional’nogo intellekta [Elektronnyi resurs] [Sustainability Resources of Graduates of Organizations for Orphans and Foster Families with Different Profiles of Emotional Intelligence]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2023. Vol. 13, no. 4, pp. 252–271. doi: 10.17759/psylaw.2023130418 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    10. Oslon V.N., Prokopyeva L.M., Kolesnikova U.V. Aktivnost’ obraza zhizni, sub"ektivnoe zdorov’e i sub”ektivnoe blagopoluchie detei starshego podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] [Relationship of Lifestyle Activity, Subjective Health and Subjective Well-Being of Adolescent Children in the Russia]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2022. Vol. 27, no. 6, pp. 116–129. doi: 10.17759/pse.2022270609 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    11. Oslon V.N., Semya G.V., Kolesnikova U.V., Yarovikova O.A. Sub”ektivnoe blagopoluchie vypusknikov organizatsii dlya detei-sirot v razlichnykh usloviyakh prozhivaniya [Elektronnyi resurs] [Subjective Well-Being of Graduates of Orphan Organizations Living in Various Settings]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021. Vol. 26, no. 6, pp. 211–224. doi: 10.17759/pse.2021260617 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    12. Oslon V.N., Semya G.V., Prokopyeva L.M., Kolesnikova U.V. Operatsional’naya model’ i instrumentarii dlya izucheniya sub”ektivnogo blagopoluchiya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Elektronnyi resurs] [Operational Model and Tools for Studying Subjective Well-Being of Orphans and Children Without Parental Care]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2020. Vol. 25, no. 6, pp. 41–50. doi: 10.17759/pse.2020250604 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    13. Oslon V.N., Semya G.V., Prokopyeva L.M., Kolesnikova U.V. Struktura sub"ektivnogo blagopoluchiya detei-sirot s OVZ mladshego shkol’nogo vozrasta, vospityvayushchikhsya v organizatsiyakh dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Elektronnyi resurs] [Structure of Subjective Well-being of Primary-School-Age Orphan Children with Disabilities Living in Orphanage Institutions and of Children Deprived of Parental Care]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2021. Vol. 11, no. 3, pp. 205–221. doi: 10.17759/psylaw.2021110315. (In Russ., аbstr. in Engl.)
    14. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 23.01.2021 № 122-r (red. ot 27.10.2023) “Ob utverzhdenii plana osnovnykh meropriyatii, provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda” [Elektronnyi resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation 122-r dated 01/23/2021 (ed. dated 27/10/2023) “On approval of the plan of the main activities carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027”]. Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus]. 2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/ (Accessed 15.01.2024). (In Russ.).
    15. Semya G.V. Bezopasnost’ i blagopoluchie detei sotsial’no uyazvimykh kategorii [Elektronnyi resurs] [Safety and Well-Being of Socially Vulnerable Children]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2023. Vol. 13, no. 4, pp. 237–238. doi: 10.17759/psylaw.2023130400. (In Russ., аbstr. in Engl.).
    16. Semya G.V., Zaitsev G.O., Zaitseva N.G., Telitsyna A.Yu. Vliyanie nasiliya v kiberprostranstve na sub”ektivnoe blagopoluchie podrostkov [Elektronnyi resurs] [The Impact of Violence in Cyberspace on the Subjective Well-being of Adolescents]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2023. Vol. 4, no. 3, pp. 32–46. doi: 10.17759/ssc.2023040302 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    17. Semya G.V., Zaitsev G.O., Zaitseva N.G., Telitsyna A.Yu. Osobennosti otsenki sobstvennoi bezopasnosti i blagopoluchiya podrostkami na territoriyakh voennykh konfliktov [Elektronnyi resurs] [Assessment Peculiarities of Adolescent Subjective Well-being and Safety in Areas of Military Conflicts]. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2023. Vol. 13, no. 4, pp. 308–328. doi: 10.17759/psylaw.2023130421 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    18. Telitsyna A.Yu. Otsenka detskogo blagopoluchiya: mezhdunarodnyi i rossiiskii opyt v ramkakh teorii novoi sotsiologii detstva [Elektronnyi resurs] [Evaluation of Children’s Well-being: International and Russian Experience in the Framework of the Theory of the New Sociology of Childhood]. Sotsial’nye nauki i detstvo = Social Sciences and Childhood, 2022. Vol. 3, no. 2, pp. 120–131. doi: 10.17759/ssc.2022030208 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    19. Timofeeva Ya.I. Indeks sotsial’nogo progressa kak osnova otsenki - blagopoluchiya naseleniya stran mira [Index of social progress as a basis for assessing the well-being of the world’s population]. Informatsionnye tekhnologii v nauke, upravlenii, sotsial’noi sfere i meditsine: sbornik nauchnykh trudov III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Tomsk, 23–26 maya 2016 goda. Chast’ II. [Information technologies in science, management, social sphere and medicine: collection of scientific papers of the III International Scientific Conference, Tomsk, May 23-26, Part II] Tomsk: Natsional’nyi issledovatel’skii Tomskii politekhnicheskii universitet [National Research Tomsk Polytechnic University], 2016, pp. 598–602. (In Russ.).
    20. Aymerich M., Cladellas R., Castelló A. et al. The Evolution of Life Satisfaction Throughout Childhood and Adolescence: Differences in Young People’s Evaluations According to Age and Child Indicators Research, 2021. Vol. 14, pp. 2347–2369. doi: 10.1007/s12187-021-09846-9
    21. Cho E.Y.N., Yu F.Y. A review of measurement tools for child wellbeing. Children and Youth Services Review, 2020. Vol. 119, art. nr 105576. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105576
    22. Dinisman T., Ben-Arieh A. The Characteristics of Children’s Subjective Well-Being. Social Indicators Research, 2016. Vol. 126, pp. 555–569. doi: 10.1007/s11205-015-0921-x
    23. For Every Child, Reimagine. UNICEF Annual Report 2019 [Electronic resource]. New York: United Nations Children’s Fund (UNICEF), 2020. 68 p. https://www.unicef.org/media/74016/file/UNICEF-annual-report-2019.pdf (Accessed 15.01.2024).
    24. Jordan A., Rees E. Children’s views on well-being and what makes a happy life, UK: 2020 [Electronic resource]. Office for National Statistics, 2020. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrensviewsonwellbeingandwhatmakesahappylifeuk2020/2020-10-02 (Accessed 15.01.2024).
    25. Land K.C. Child and Youth Well-Being Index (CWI) [Electronic resource]. North Carolina: Duke University Durham, 2010, 29 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519372.pdf (Accessed 17.01.2024).
    26. Mínguez A.M. Children’s Relationships and Happiness: The Role of Family, Friends and the School in Four European Countries. Journal of Happiness Studies, 2020. Vol. 21, pp. 1859–1878. doi: 10.1007/s10902-019-00160-4
    27. Newland L.A., Giger J.T., Lawler M.J., et al. Multilevel Analysis of Child and Adolescent Subjective Well-Being Across 14 Countries: Child- and Country-Level Predictors. Child Development, 2019. Vol. 90, no. 2, pp. 395–413. doi: 10.1111/cdev.13134
    28. Savahl S., Casas F., Adams S. The Structure of Children’s Subjective Well-being. Frontiers in Psychology, 2021. Vol. 12, art. nr 650691. doi: 10.3389/fpsyg.2021.650691
    29. The OECD Better Life Index [Electronic resource]. OECD’s Better Life Index. 2020. URL: https://www.oecdbetterlifeindex.org/ (Accessed 15.01.2024).

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy