Application of a Functional Approach to the Development of a Model of Psychological Service in the System of General and Secondary Vocational Education

Abstract


The article presents a theoretical overview of approaches to the functioning of psychological service models in the education system. The experience of organizing models of psychological and pedagogical assistance to participants in educational relations in three subjects of the Russian Federation (Perm Krai, Sverdlovsk Region, Yaroslavl Region), which in 2023 became the winners of the All-Russian competition of regional models of psychological service in the system of general education and secondary vocational education, is considered. The concept of a functional model is revealed, and the possibilities of its application in the organization of psychological services in the education system are presented. As part of the development of a draft functional model of psychological services in the system of general education and secondary vocational education, three functional blocks are considered, which involve the implementation of certain functions at the federal, regional, municipal and institutional levels.


Введение

Существует ряд ключевых подходов к описанию деятельности психологической службы в системе образования. Психологическая служба в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее — Служба) — это структура, деятельность которой направлена на развитие обучающихся в соответствии с возрастными нормами, поддержание и укрепление их психологического здоровья и на профилактику нарушений психического здоровья. Данная структура может быть реализована в различных форматах, но в основе лежит психолого-педагогическое сопровождение обучающегося на всех этапах его личностного становления [1].

История развития психологической службы в системе образования

В США развитие системы ментального здоровья началось в 1964 году, когда Национальный институт ментального здоровья (the National Institute of Mental Health) опубликовал монографию про ментальное здоровье в школе, затем в 1972 году была опубликована другая важная работа — «Психическое здоровье и обучение» [23]. Но тем не менее даже в мае 2022 года, согласно Национальному центру образовательной статистики (the National Center for Education Statistics), только чуть более половины государственных школ (56%) сообщили, что они могут эффективно предоставлять услуги по охране психического здоровья всем нуждающимся обучающимся [25].

В некоторых других странах укрепление психического здоровья уже включено в академические учебные программы, например, на Мальте, где каждому школьнику выделяется час в неделю на занятие по личному социальному развитию, в рамках которого он получает возможность развивать навыки, способствующие становлению как ответственных граждан своей страны, социальной интеграции в группу сверстников, совладанию с жизненными ситуациями и стрессовыми факторами [24]. Задача построения эффективной Службы является актуальной задачей для всего мира и в разной степени разработанной.

В отечественной психологии один из ключевых подходов предложен И.В. Дубровиной. Так, Служба рассматривается как компонент целостной системы образования [3], цель деятельности которой — психическое и психологическое здоровье детей [4]. Основу первого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Компонентами второго выступают самодостаточность, психологическая грамотность, благополучие и культура, складывающиеся под влиянием социальных институтов семьи и образования. Средством достижения основной цели Службы является создание условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие обучающихся [6; 7].

Основные задачи Службы: реализация в работе с обучающимися возможностей развития; оказание своевременной психологической помощи и поддержки участникам образовательных отношений; развитие индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного психологического климата. Это достигается путем создания ситуации успеха у обучающихся и возможности продуктивно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми [4].

Согласно И.В. Дубровиной, Служба — это интегральное явление, представляющее единство научного и практического аспектов. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (далее — педагог-психолог) должен иметь специальную профессиональную подготовку для реализации этих аспектов. Основные задачи педагога-психолога не зависят от специфики конкретного региона и/или территории, но в ряде задач важно данную специфику учитывать.

В качестве основных видов деятельности педагога-психолога выступают: «психологическое просвещение, психопрофилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа» [17].

И.В. Дубровина предлагает две модели организации Службы [18]:

  • Служба в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ППМС-центры). Они фокусируются на специализированной помощи обучающимся и другим участникам образовательных отношений. ППМС-центры имеют в своем арсенале широкий круг специалистов различного профиля, которые могут провести углубленную диагностику обучающихся, психолого-социальную коррекцию, психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК). А также специалисты центров могут оказывать методическую помощь педагогам-психологам образовательных организаций. Одним из ограничений данной модели является отсутствие возможности ранней диагностики отклонений в поведении или развитии обучающихся, так как психолого-педагогическое сопровождение обучающегося может быть начато только на основании запроса от педагогических работников или родителей (законных представителей);
  • Служба непосредственно в образовательной организации, которая позволяет решать проблемы обучающихся. Образовательная организация имеет специфические особенности, которые определяют социальную ситуацию развития обучающихся и оказывают влияние на его психическое и личностное развитие [5]. Важным преимуществом данной модели является возможность учитывать специфику конкретной образовательной организации, особенности сложившейся ситуации и конкретных взаимоотношений между обучающимися и педагогическими работниками.

Таким образом, И.В. Дубровина предлагает в качестве ключевых организационных моделей Службы внутришкольную и внешкольную модели. При использовании внешкольной модели психологи ППМС-центров оказывают психологическую помощь участникам образовательных отношений по конкретному запросу, а также систематически ведут просветительскую деятельность. Такая модель может быть использована в современных условиях для оказания экстренной и кризисной помощи участникам образовательных отношений. Внутришкольная модель предусматривает использование активных форм деятельности педагога-психолога в рамках психопрофилактики, психокоррекции.

Для развития психологической службы в системе образования целесообразно сочетание двух этих моделей, при которых направления деятельности распределены между педагогами-психологами образовательных организаций и ППМС-центров [8].

Региональные особенности функционирования
психологической службы в системе образования

В настоящее время различные подходы к организации Службы получили широкое распространение. В различных субъектах Российской Федерации педагоги-психологи адаптируют модели Службы в соответствии с собственным опытом и спецификой субъекта Российской Федерации [19]. В ряде моделей появляется третий уровень координации деятельности Службы, на котором рассматриваются наиболее общие принципы ее организации, то есть осуществляется научно-методическое и организационно-методическое сопровождение процесса оказания психолого-педагогической помощи. Доработки и развитие модели, предложенной И.В. Дубровиной, были сделаны многими исследователями, в том числе среди них О.А. Белобрыкина [2], М.А. Степанова [20], Т.Н. Клюева [9] и другие.

В декабре 2023 года Минпросвещения России совместно с Федеральным координационным центром по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в рамках исполнения пункта 5 плана мероприятий на 2022–2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым от 20 мая 2022 года № СК-7/07в [12], проводился Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее — Конкурс) [13].

Пермский край стал победителем, Свердловская область заняла 2 место, Ярославская область — 3 место [13].

На примере материалов победителя и призеров Конкурса рассмотрим особенности региональных моделей организации Службы.

В Пермском крае реализуется трехуровневая модель Службы (рис. 1). На первом уровне психологическое сопровождение осуществляют педагоги-психологи образовательных организаций по типовым запросам. Задача оказания психологической помощи — создание психологически безопасной образовательной среды, профилактика и раннее выявление нарушений у обучающихся. Второй уровень — сопровождение педагогами-психологами ППМС-центров экстренных и кризисных ситуаций. На третьем уровне ГБУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» сопровождаются резонансные случаи, реализуется аналитическая и методическая деятельность, проводятся супервизии для специалистов первого и второго уровня [15].

Рис. 1. Региональная модель Службы Пермского края

Модель Службы Свердловской области предполагает вертикальную организацию (рис. 2) [15]. Система оказания психологической помощи в Свердловской области включает три взаимосвязанные ступени, благодаря которым осуществляется преемственность оказания психологической помощи (рис. 3). На первой и второй ступенях оказывается психологическая помощь на институциональном уровне в образовательных организациях, на третьей — психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь на базе ППМС-центров [2].

ГБУ СО ЦППМСП «Ладо» является региональным ресурсным центром, который координирует оказание психологической помощи в субъекте Российской Федерации. На первой ступени психологическое сопровождение оказывают педагогические работники, подготовленные педагогами-психологами для создания психологически безопасной образовательной среды, оказания психологической поддержки, профилактики психологических нарушений. При выявлении психологических трудностей у обучающихся педагогические работники могут обращаться к педагогам-психологам образовательной организации. На второй ступени педагоги-психологи оказывают психологическую помощь через реализацию основных видов профессиональной деятельности. При возникновении проблем в обучении, воспитании и развитии у обучающихся в образовательной организации проводится психолого-педагогический консилиум (далее — ППк). На третьей ступени ППМС-центры оказывают методическую и консультативную помощь, содействуют реализации особых образовательных условий для обучающихся; оказывают экстренную психологическую помощь; проводят мероприятия, содействующие эффективной реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов [2]. Обращение в данные организации может происходить по направлению ППк, педагога-психолога образовательной организации или по индивидуальному запросу родителей (законных представителей) [14].

Рис. 2. Региональная модель Службы Свердловской области

 

Рис. 3. Ступени организации психологической помощи
в системе образования Свердловской области

В Ярославской области региональная модель Службы охватывает три уровня (рис. 4) [15]. На первичном уровне осуществляется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в образовательных организациях. Второй уровень (муниципальный) предполагает работу ППМС-центров, методических объединений, телефонов доверия, ПМПК и др., которые осуществляют методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение Службы, реализуют мониторинговую, аналитическую и координационную деятельность. На третьем региональном уровне в зависимости от приоритетных задач в состав Службы входят научно-методический совет, главный внештатный педагог-психолог Ярославской области, экспертные группы, научно-методические объединения, ППМС-центры. Задачами уровня являются организация проведения аттестации и повышения квалификации педагогов-психологов Службы, подготовка нормативных актов и методических материалов, популяризация психолого-педагогической помощи, организационно-методическое и просветительское сопровождение деятельности специалистов Службы, координация территориальных ПМПК [16].

Описанные выше уровни являются основными и составляют единую инвариативную модель Службы Ярославской области. При этом существует несколько вариаций организации психологического сопровождения в зависимости от потребностей участников образовательных отношений в муниципальных образованиях Ярославской области: комплексный, централизованный и сетевой варианты функционирования Службы [16].

Рис. 4. Региональная модель Службы Ярославской области

Таким образом, на основании анализа региональных моделей Службы победителя и призеров Конкурса отмечено, что система Службы в субъектах Российской Федерации имеет вертикальную организацию, что позволяет выстроить систему управления, обеспечить непрерывное оказание психолого-педагогической помощи на разных ступенях.

Таким образом, представленный теоретический обзор подходов описывает модели психологической службы, в которых педагоги-психологи привлекаются к оказанию психолого-педагогической помощи на двух уровнях: непосредственно в образовательной организации или по запросу в ППМС-центре. При рассмотрении региональных моделей Службы отмечается уровневая организация, где первый уровень составляют конкретные образовательные организации (институциональный уровень), второй уровень — муниципальный, третий — региональный. При этом в обоих случаях не всегда системно раскрывается содержание функций Службы на каждом уровне и ее иерархическая организация. Обращение к функциональному подходу при формировании проекта модели Службы может способствовать решению данных вопросов.

Теоретический обзор применения функционального подхода
к функционированию психологической службы в системе образования

Функциональный подход в наибольшей степени разрабатывается в разделах научного знания, связанного с обоснованием систем и способов организации управления как человеческими ресурсами, так и материальными объектами. Согласно данному подходу, управление — это деятельность через реализацию ряда функций. Выделяются такие функции, как: планирование, организация, координация, контроль, регулирование и мотивация. Каждая их этих укрупненных функций состоит из более конкретных, на основании которых определяются трудовые действия руководителя. Еще одним важным элементом данного подхода является функциональная автономность каждого сотрудника, то есть он наделяется функционалом, который может выполнять полностью самостоятельно. Взаимодействие же осуществляется через руководителя, курирующего схожую группу функций (функциональную область). Таким образом, существует иерархия функций, которая соблюдается во взаимодействии при решении единой задачи [10; 11].

Опираясь на такое понимание функционального подхода, мы перенесли эти принципы на модель организации и руководства Службой. Ключевыми являются два аспекта: функциональная самостоятельность и взаимодействие. Разрабатываемая функциональная модель представляет собой структурное описание системы оказания психолого-педагогической помощи и включенных в нее определенных функций. Также в модель включены средства, ресурсы и условия, обеспечивающие осуществление функций для достижения запланированного результата по обеспечению качественной и доступной психолого-педагогической помощи [21; 22].

Проект функциональной модели психологической службы
в системе общего образования и среднего профессионального образования

Проект функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования предполагает выделение трех функциональных блоков:

  • организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению;
  • кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
  • направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.

Функциональные блоки в части управления Службы, межведомственного взаимодействия, содержания деятельности рассматриваются на четырех уровнях:

  • федеральном уровне, который реализуется федеральным органом государственной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
  • региональном уровне, который реализуется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
  • муниципальном уровне, который реализуется органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
  • институциональном уровне, который реализуется в образовательных организациях общего образования и среднего профессионального образования.

Рассмотрим подробнее особенности реализации каждого блока на разных уровнях.

Блок 1. Организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.

Блок включает функции по совершенствованию системы нормативного и правового регулирования оказания психолого-педагогической помощи, реализации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, вопросов материально-технического обеспечения, оплаты труда педагогов-психологов, регулирования организации оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в том числе деятельность ППМС-центров и т. п.

На федеральном уровне предполагается реализация координации, разработка и утверждение нормативных правовых актов, имеющих приоритетную юридическую силу, а также реализация основных направлений государственной политики в сфере образования и др.

На региональном уровне разрабатывается и совершенствуется нормативная правовая база по вопросам организации психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации с опорой на документы, утвержденные на федеральном уровне. Также реализуется управление и регулирование деятельности ППМС-центров для комплексного психолого-педагогического сопровождения, оказания экстренной и кризисной психологической помощи и др.

На муниципальном уровне функции состоят в обеспечении реализации организационно-правового регулирования с учетом особенностей муниципалитетов, социального запроса, в контроле и координации мероприятий по развитию Службы и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений и др.

На институциональном уровне предполагается реализация функций по утверждению локальных нормативных актов, которые регулируют оказание психологической помощи в конкретной образовательной организации, создание условий для психологического сопровождения, а также непосредственное оказание психолого-педагогической помощи по основным направлениям и др.

Блок 2. Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения.

Блок предполагает реализацию функций по обеспечению необходимой штатной численности педагогов-психологов, профессиональной подготовке педагогов-психологов, а также реализации мероприятий, направленных на развитие профессиональных навыков педагогов-психологов (развитие системы наставничества, проведение конкурсов профессионального мастерства) и т. п.

Особенность реализации данного блока на федеральном уровне помимо перечисленных выше состоит в формировании государственной политики по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров, обеспечении возможностей развития детей и молодежи с учетом актуальных направлений развития науки, развитии сети профильных психолого-педагогических классов (групп), проведении аттестации в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогов-психологов организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, и др.

На региональном уровне предполагается реализация функции по подготовке квалифицированных кадров и обеспечению необходимой численности педагогов-психологов в субъекте Российской Федерации. На данном уровне проводится аттестация педагогов в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогов-психологов организаций, находящихся в субъектах Российской Федерации, и педагогов-психологов муниципальных организаций. Также на региональном уровне проводятся региональные конкурсы профессионального мастерства, сопровождается реализация системы наставничества для молодых специалистов и др.

На муниципальном уровне реализуются муниципальные этапы конкурсов профессионального мастерства, определяется порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, реализуется на муниципальном уровне профессиональная подготовка и повышение профессионального уровня педагогов-психологов и др.

Институциональный уровень предполагает реализацию аттестации педагогов-психологов на соответствие занимаемой должности комиссиями, создаваемыми образовательными организациями самостоятельно. Также в данный пункт заложено внедрение цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагога-психолога. За администрацией образовательной организации закрепляется обеспечение необходимой штатной численности педагогов-психологов в образовательной организации и др.

Блок 3. Направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.

Блок предполагает реализацию функций по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений, повышению уровня доверия участников образовательных отношений к получению психолого-педагогической помощи, организации методического сопровождения деятельности Службы, проведении мониторинговых исследований и т. п.

На федеральном уровне планируется реализация функций по реализации федеральных проектов в сфере образования, организации системы оказания психологической помощи, проведение мониторингов и др.

Особенностями реализации перечисленных выше функций на региональном уровне являются организация и координация межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексного функционирования Службы, реализация методического сопровождения педагогов-психологов на региональном уровне и др.

На муниципальном уровне предполагается функционирование муниципального методического объединения педагогов-психологов, сопровождение внедрения цифровых инструментов в деятельность педагога-психолога, оказание экстренной и кризисной психологической помощи и др.

На институциональном уровне возможно оказание психологической помощи обучающимся целевых групп в конкретной образовательной организации, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, обеспечение преемственности психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, обеспечение деятельности ППк в образовательной организации и др.

Заключение

Таким образом, существуют различные модели Службы, в основу многих из них заложены внутришкольная и внешкольная модели Службы, разработанные с учетом достижений отечественной науки и практики. Применение разрабатываемой функциональной модели Службы позволит обеспечить преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся и другим участникам образовательных отношений, а также даст возможность регламентировать взаимодействие между уровнями системы оказания психолого-педагогической помощи.

В рамках разработки проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования предполагается рассмотрение трех блоков: организационно-правовое регулирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению; кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; направления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Выделенные функциональные блоки модели в части ее управления, межведомственного взаимодействия, содержания деятельности предполагают реализацию определенных функций на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Olga Alexandrovna Ulyanina

Moscow State University of Psychology & Education

Email: ulyaninaoa@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9300-4825

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Head of the Federal Coordination Center for the Provision of Psychological Services in the Education System of the Russian Federation,

Olga L. Yurchuk

Moscow State University of Psychology & Education

Email: yurchukol@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0004-3221-2945

Russian Federation, Moscow PhD in Psychology, Head of the Department of Scientific and Methodological Support, Federal Coordination Center for the Provision of Psychological Services in the Education System of the Russian Federation,

Yulia V. Tukfeeva

Moscow State University of Psychology & Education

Email: tukfeevayuv@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7963-3684

Russian Federation, Moscow PhD in Education, Head, Department of Monitoring and Coordination of the Activities of Psychological Services in the Education System, Federal Coordination Center for the Provision of Psychological Services in the Education System of the Russian Federation,

Anastasia P. Trofimova

Moscow State University of psychology and education (MSUPE)

Author for correspondence.
Email: trofimovaap@mgppu.ru
ORCID iD: 0009-0001-4259-819X

Russian Federation, Moscow Analyst, Department of Monitoring and Coordination of the Activities of Psychological Services in the Education System, Federal Coordination Center for the Provision of Psychological Services in the Education System of the Russian Federation,

Olga Anatolievna Taranenko

National Research University Higher School of Economics

Email: otaranenko@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4273-5681

Russian Federation, Moscow Master, Research Assistant, International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation,

    1. Belobrykina O.A. Teoriya i praktika psikhologicheskoi sluzhby v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya organizatsii samostoyatel’noi raboty studentov vuzov po spetsial’nosti “Pedagogika i psikhologiya”. 2-e izd. [Theory and practice of psychological service in education: a textbook for the organization of independent work of university students in the specialty “Pedagogy and psychology”. 2nd ]. Novosibirsk: NGPU, 2005, 508 p. (In Russ.).
    2. Vasyagina N.N., Ibatullina A.V. O psikhologicheskoi sluzhbe v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoi oblasti [Elektronnyi resurs] [About psychological service in the education system of the Sverdlovsk region]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2020, no. 1, pp. 94–102. doi: 10.26170/po20-01-12 (In Russ.).
    3. Dubrovina I.V. Predystoriya razvitiya shkol’noi psikhologicheskoi sluzhby (k 110-letnemu yubileyu Psikhologicheskogo instituta RAO) [Elektronnyi resurs] [Background to the development of school psychological services (to the 110th anniversary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education)]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education, 2022. Vol. 19, no. 1, pp. 18–32. doi: 10.17759/bppe.2022190102 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    4. Dubrovina I.V. Psikhologicheskaya sluzhba na puti svoego razvitiya [Elektronnyi resurs] [Psychological service on the way of its development]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education, 2024. Vol. 21, no. 1, pp. 14–26. doi: 10.17759/bppe.2024210101 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    5. Dubrovina I.V. Psikhologicheskaya sluzhba na sovremennom etape razvitiya obshchego srednego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Psychological service at the present stage of development of general secondary education]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education, 2011. Vol. 8, no. 3, pp. 8–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47700 (Accessed 10.06.2024). (In Russ.).
    6. Dubrovina I.V. Psikhologicheskaya sluzhba obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Psychological Education Service]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2001. Vol. 6, no. 2, pp. 83–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2001_n2/Dubrovina (Accessed 10.06.2024). (In Russ.).
    7. Dubrovina I.V. Ot s”ezda k s”ezdu [Elektronnyi resurs] [From congress to congress]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education, 2008. Vol. 5, no. 2, pp. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28587 (Accessed 10.06.2024). (In Russ.).
    8. Zabrodin Yu.M., Metelkova E.I., Rubtsov V.V. Kontseptsiya i organizatsionno-strukturnye modeli psikhologicheskoi sluzhby obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Conception and Organizational and Structural Models of Psychological Service in Education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru = Psychological Science and Education, 2016. Vol. 8, no. 3, pp. 1–15. doi: 10.17759/psyedu.2016080301 (In Russ., аbstr. in Engl.).
    9. Klyueva T.N. Perspektivy razvitiya sluzhby psikhologicheskogo obespecheniya v sisteme rossiiskogo obrazovaniya (Opyt Samarskoi oblasti) [Elektronnyi resurs] [Prospects for the development of psychological support services in the Russian education system (Experience of the Samara Region)]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of Practical Psychology of Education, 2010. Vol. 7, no. 1, pp. 63–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31903 (Accessed 11.05.2024). (In Russ.).
    10. Kobzev A.M., Rodionova L.N. Primenenie funktsional’nogo podkhoda v sisteme upravleniya predpriyatiem [Application of the functional approach in the enterprise management system]. Sciences of Europe, 2021, no. 77-2, pp. 11–14. (In Russ., а in Engl.).
    11. Kladov A.V. Ispol’zovanie funktsional’nogo i protsessnogo podkhodov k upravleniyu proizvodstvennymi protsessami [Using functional and process approaches to production process management]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Voronezh State Technical University], 2011, no. 1, pp. 145–148. (In Russ., а in Engl.).
    12. Plan meropriyatii po realizatsii Kontseptsii razvitiya psikhologicheskoi sluzhby v sisteme obshchego obrazovaniya i srednego professional’nogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennogo Minprosveshcheniya Rossii 20 maya 2022 g. № SK-7/07vn [Elektronnyi resurs] [Action plan for the implementation of the Concept of the development of psychological services in the system of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the Ministry of Education of the Russian Federation on May 20, 2022 no. SK-7/07vn.]. Bank dokumentov. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii [Electronic fund of legal and regulatory documents. The Ministry of Education of the Russian Federation]. 2022. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    13. Polozhenie o provedenii Vserossiiskogo konkursa regional’nykh modelei psikhologicheskoi sluzhby v sisteme obshchego obrazovaniya i srednego professional’nogo obrazovaniya, utverzhdennoe Pervym zamestitelem Ministra prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii A.V. Bugaevym ot 24.11.2023 [Elektronnyi resurs] [Regulations on holding the All-Russian competition of regional models of psychological service in the system of general education and secondary vocational education, approved by the First Deputy Minister of Education of the Russian Federation A.V. Bugaev dated 11/24/2023]. Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet [Moscow State University of Psychology & Education]. 2023. URL: https://mgppu.ru/project/473/info/7366 (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    14. Polozhenie o psikhologicheskoi sluzhbe v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoi oblasti, utverzhdennoe i.o. Ministra obrazovaniya i molodezhnoi politiki Sverdlovskoi oblasti N.V. Zhuravlevoi ot 28.07.2020 [Elektronnyi resurs] [The regulation on psychological service in the education system of the Sverdlovsk region, approved by Acting Minister of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk region N.V. Zhuravleva dated 07.28.2020]. Ofitsial’nyi sait gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya Sverdlovskoi oblasti “Tsentr psikhologo-pedagogicheskoi, meditsinskoi i sotsial’noi pomoshchi “Lado” [The official website of the State Budgetary Institution of the Sverdlovsk Region “Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance “Lado”], 2020. URL: https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/filial/2020/Polozhenie_o_PS_SO.pdf (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    15. Prezentatsii pobeditelei Vserossiiskogo konkursa regional’nykh modelei psikhologicheskoi sluzhby v sisteme obshchego obrazovaniya i srednego professional’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Presentations of the winners of the All-Russian competition of regional models of psychological service in the system of general education and secondary vocational education]. Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet [Moscow State University of Psychology & Education]. 2023. URL: https://mgppu.ru/project/473/info/7366 (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    16. Prikaz Departamenta obrazovaniya Yaroslavskoi oblasti № 512/01-03 ot 30.12.2022 “O psikhologicheskoi sluzhbe v sisteme obrazovaniya Yaroslavskoi oblasti” [Elektronnyi resurs] [Order of the Department of Education of the Yaroslavl Region 512/01-03 dated 12/30/2022 “On psychological service in the education system of the Yaroslavl region”]. Ofitsial’nyi sait gosudarstvennogo uchrezhdeniya Yaroslavskoi oblasti “Tsentr professional’noi orientatsii i psikhologicheskoi podderzhki “Resurs” [The official website of the State Institution of the Yaroslavl Region “Center for Professional Orientation and Psychological Support “Resource”]. 2022. URL: https://resurs-yar.ru/upload/medialibrary/d5b/l1wh9z2ebahipkr5buxqazxfd1unex5s.pdf (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    17. Prikaz Mintruda Rossii ot 24.07.2015 № 514n “Ob utverzhdenii professional’nogo standarta “Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)” (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.08.2015 № 38575) [Elektronnyi resurs] [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 07/24/2015 514n “On approval of the professional standard “Teacher psychologist (psychologist in the field of education)” (Registered with the Ministry of Justice of Russia 08/18/2015 No. 38575)]. Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus]. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (Accessed 24.05.2024). (In Russ.).
    18. Dubrovina I.V. (Ed.). Rabochaya kniga shkol’nogo psikhologa [School psychologist’s workbook]. Moscow: Prosveshchenie [Education], 1991. 307 p. (In Russ.).
    19. Sistema funktsionirovaniya psikhologicheskikh sluzhb v obshcheobrazovatel’nykh organizatsiyakh: metodicheskie rekomendatsii: metodicheskie rekomendatsii [The system of functioning of psychological services in general education organizations: methodological recommendations: methodological recommendations]. Moscow: Izdatel’stvo FGBOU VO MGPPU [MSUPE Publ.], 2020. 120 p. (In Russ.).
    20. Stepanova M.A. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: protivorechiya, paradoksy, perspektivy [Practical psychology of education: contradictions, paradoxes, prospects]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psikhologii], 2004, no. 4, pp. 91–101. (In Russ.).
    21. Shulik A.M. Proektirovanie funktsional’noi modeli protsessa proizvodstva alyuminiya [Elektronnyi resurs] [Design of a functional model of the aluminum production process]. Nauchnyi lider [Scientific leader], 2024, no. 1 (151), pp. 90–93. URL: https://scilead.ru/article/5605-proektirovanie-funktsionalnoj-modeli-protsess (Accessed 10.06.2024). (In Russ.).
    22. Yakimov S.P. Funktsional’naya model’ protsessa obrazovaniya [Functional model of the education process]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2012, no. 5, pp. 48–54. (In Russ.).
    23. Howard A., Taylor L. Embedding Mental Health as Schools Change. Los Angeles: University of California, 2021. 227 p.
    24. Jané-Llopis E., Anderson P. (Eds). Mental health promotion and mental disorder prevention across European Member States: a collection of country stories. Luxembourg: European Communities, 2006. 200 p.
    25. Tapping into Federal COVID-19 Relief Funding and Medicaid to Support Schools and the Wellbeing of Students [Electronic resource]. National Center for School Mental Health (NCSMH). 2022. URL: https://www.schoolmentalhealth.org/media/som/microsites/ncsmh/documents/fliers-resources-misc-docs/resources/CCSSO-LegCon-Handout-Final---Digital-v2.pdf (Accessed 08.05.2024).

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy