Editor-in-Chief's note

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию представляется специальный выпуск журнала «Социальные науки и детство», содержащий результаты выполнения Московским государственным психолого-педагогическим университетом государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации в области благополучия и безопасности детства.

Номер открывается статьей, которая презентует новую операциональную модель расчета индекса детского благополучия, его доменов и субдоменов на основе расчета z-оценок, которая позволяет визуализировать результаты исследования, что значительно «облегчает» и повышает качество анализа данных. В первую очередь это относится к обработке данных по субъективному благополучию (СБ) подростков. Созданная компьютерная программа позволяет автоматически строить профили субъективного благополучия (в баллах по шкале Лайкерта), относительного СБ (в % отклонения), диаграмму z-оценок, рассчитывать доверительный интервал. Для иллюстрации применения данного подхода на практике в статье приводятся результаты расчета СБ подростков для региона, города, конкретной школы и конкретного обучающегося в данном регионе.

Из приведенных данных в статье можно предположить широкое использование этой модели в сфере детства для изучения благополучия детей разных категорий, условий проживания и обучения.

С развитием цифрового мира, к сожалению, развиваются и различные формы кибернасилия в отношении детей. Сравнительный анализ трех групп подростков, в разной степени подвергшихся нападкам в различных сетях, показал, что благополучие детей резко снижается, а важным фактором выступает персонификация жертвы насилия, особенно если пересылаются фото и видео сексуального характера. Наравне с этим значимой проблемой стало отсутствие у большого числа опрошенных того человека, с кем можно было бы поделиться случившимся или получить поддержку.

Тема благополучия и безопасности детей, активно представленная на страницах нашего журнала, стимулирует ее обсуждение специалистами разных социальных наук. В этом номере представлена точка зрения юристов, которые обосновывают тезис о том, что правовой механизм обеспечения психологической безопасности детей, нуждающихся в помощи государства, принципиально отличается от аналогичного механизма, адресованного детям, сумевшим избежать на своем жизненном пути последствий родительской депривации, и предлагают пути совершенствования российского законодательства. Следует отметить определенный вклад авторов в решение проблемы систематизации понятийного аппарата законодательства, определяющего правовой статус категории несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.

Научно-исследовательская деятельность обогащает научную жизнь различными мероприятиями.

В журнале представлен обзор по результатам обсуждения на круглом столе в ноябре 2023 г. специфики разработки программ повышения квалификации специалистов в области защиты прав детей, опеки и попечительства. Сегодня в регионах развиваются инновационные формы, меняется содержание программ профессионального развития специалистов, в том числе ресурсные центры поддержки специалистов на местах, профессиональные конкурсы, наставничество и супервизия. Проблема обеспечения благополучия и безопасности детей сегодня комплексная, поэтому ответом на этот вызов становится, наряду с межведомственной, полидисциплинарная подготовка специалистов, их готовность работать в команде.

Трехлетняя работа в рамках государственного задания «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях» завершилась разработкой и апробацией профессиональных стандартов по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их сопровождению после выпуска, включая замещающие семьи. Ключевая идея заключалась в преемственности обоих стандартов, динамике развития самостоятельности, социальных навыков, личностного потенциала. На проведенной всероссийской конференции обсуждались вопросы стандартизации деятельности специалистов, работающих с воспитанниками и выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускниками семейных форм воспитания. Региональные участники представили результаты апробации стандартов, в том числе для особо уязвимых категорий выпускников: с ментальными нарушениями, вынужденных пожизненно принимать лекарства. Редакция журнала уверена, что этим обзором конференции тема стандартизации не ограничится, и данная проблема будет еще неоднократно обсуждаться на страницах журнала.

Galina Vladimirovna Semya

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy