Editor-in-Chief’s note
- Authors: Semya G.V.1
- Affiliations:
- Moscow State University of Psychology and Education
- Issue: Vol 4, No 2 (2023)
- Pages: 5-6
- Section: Editor’s Note
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/3773
- Cite item
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается второй номер журнала «Социальные науки и детство», посвященный различным аспектам детства: здоровью, помощи и поддержке детям, взаимодействию сиблингов, социализации подростков и поиску эффективных практик с доказанной эффективностью.
Дети и подростки составляют четверть мирового населения, в связи с чем проблема сохранения и поддержания их здоровья является одной из важнейших в глобальных стратегиях развития. Охрана детского здоровья напрямую зависит от условий жизни и развития технологий. Публикуемая статья крайне интересна не только тем, что авторы сфокусированы на пересмотре применяемых практических действий в сфере охраны здоровья с учетом развития технологий, в том числе цифровых. Главное — это включение самих юных граждан в заботу о своем здоровье. Таким образом реализуется право ребенка быть услышанным в диалоге с врачом, а значит — принятие на себя части ответственности за свое здоровье, обеспечение согласованного взаимодействия семьи. Участие ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы — одно из четырех главных прав согласно Международной Конвенции о правах ребенка. Анализ российских и зарубежных исследований позволяет выделить направления просветительской, управленческо-технологической деятельности в интересах развития детства, что позволит расширить пространство детского участия.
В последнее десятилетие возрастает роль некоммерческого сектора в области помощи детям и семьям в различных направлениях, который становится надежным партнером государства по предоставлению социальных услуг населению. В ходе теоретического анализа выявлен ряд разноплановых факторов, оказывающих влияние на процесс и результат поддержки семей с детьми. Государство, обладая сведениями о видах услуг, оказываемых НКО, и сферах их реализации, при осуществлении проактивного уведомления могло бы с предварительного согласия реципиентов помощи предоставлять им перечень НКО, которые могут помочь в трудной жизненной ситуации, либо информацию о том, где можно самостоятельно ознакомиться с видами негосударственной социальной помощи. Вовлечение НКО в систему проактивного уведомления с условием сохранения персональных данных могло бы усилить результативность реализации социальной политики в Российской Федерации и удвоить заботу для тех, кто в ней нуждается.
Принято считать, что агентами развития просоциальности в раннем и дошкольном возрасте являются родители, однако взаимодействие с братьями/сестрами играет в формировании личностных черт и особенностей поведения не менее важную роль. Это взаимодействие может длиться всю жизнь. Авторы поставили цель выявить и описать особенности просоциального поведения по отношению друг к другу сиблингов дошкольного и раннего возраста. На небольшой выборке получены интересные результаты, например то, что дети раннего возраста способны к эмпатии (хоть она и носит аффективный характер) и альтруизму. Оказалось, что младшие сиблинги охотно делятся субъективно ценными ресурсами с сиблингом, хотя установившимся в психологии фактом является то, что развитие альтруизма происходит к 4-5 годам. Авторы осознают ограничения своего исследования и предлагают дальнейшую программу этих феноменов.
Особенностью реализации плана мероприятий Десятилетия детства является развитие и внедрение стандарта эффективности социальных практик в сфере детства для возможности их тиражирования. Для их внедрения в деятельность региона, организации, специалиста создаются платформы лучших практик, такие как СМАРТЕКА Агентства стратегических инициатив, ведомственные реестры и пр. В предлагаемой читателям статье анализируется опыт создания тематического реестра программ социализации подростков на основе принципов доказательного подхода — библиотеки практик Федерального подросткового центра. Для этого разрабатываются принципы выделения критериев для анализа конкурсных программ, а также оформляются разделы библиотеки центра на основе «Стандарта доказательности практик в сфере детства». Анализ спектра трудностей социализации, с которыми сталкивается современный подросток, программ для их решения показал, что свидетельства эффективности, представленные в описании большинства программ, на данный момент являются недостаточными для подтверждения заявленных авторами социальных результатов. Авторы предлагают создание системы научно-методического сопровождения и верификации результатов в рамках исследований как для части программ, уже представленных в библиотеке, так и для программ-претендентов.
Galina Vladimirovna Semya
Moscow State University of Psychology and Education
Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698
Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.