Some Measures of State and Non-State Support for Families with Children: The Role of Non-Profit Sector Organizations
- Authors: Telitsyna A.Y.1
- Affiliations:
- National Research University Higher School of Economics
- Issue: Vol 4, No 2 (2023)
- Pages: 23-38
- Section: Social Psychology
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/3622
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040202
- Cite item
Abstract
The study aims to clarify the status of state support measures for children and families with children and the role of organizations of the non-profit sector in providing comprehensive support to families. The purpose of the article is to summarize the data and theoretically analyze various measures to support families with children. The main research method is theoretical analysis. Results of the study demonstrate the main directions of state support and activities of organizations of the non-profit sector, as well as controversial issues and contradictions in access to data, were identified. In the course of the theoretical analysis, a number of diverse factors have been identified that influence the process and result of supporting families with children. It is noted that the involvement of NGOs in the system of proactive preservation with the preservation of health status would increase the strengthening of the effectiveness of the implementation of social policy in the Russian Federation and double care for those who need it.
Введение
В условиях происходящих социально-экономических изменений — повышенных экономических рисков, связанных с внешней политикой, которые отражаются на жизни граждан России, остро встает вопрос о мерах социальной поддержки, гарантированных государством.
Эти меры могут включать в себя различные формы помощи, такие как материальная поддержка, доступ к образованию и здравоохранению, социальная защита и трудоустройство. Однако в условиях сложной экономической ситуации этого может оказаться недостаточно. В таких случаях некоммерческие организации, благотворительные фонды и другие общественные институты играют важную роль в оказании гражданам адресной поддержки, включая психологическое, юридическое и консультационное содействие.
Обширные исследования известного социолога Питера Эванса предполагают, что государство, достаточно тесно связанное с негосударственными субъектами, с большей вероятностью достигнет своих целей в области развития [38].
В условиях ослабевающей экономики и вынужденного режима жесткой экономии, с которыми сталкиваются современные государства, например, Великобритания, возрастают роль и влияние некоммерческих организаций, которые пытаются заполнить бреши в системе социальной защиты страны [36]. Само появление и функционирование такого механизма возможно только при условии демократического режима либо режима политического плюрализма [41]. Государство, реализующее социальную политику с привлечением негосударственных организаций, имеет больше шансов на достижение долгосрочных целей, которые касаются, в том числе, формы государственного устройства, например, ориентация на создание государства всеобщего благосостояния [40].
Общемировая практика включения организаций некоммерческого сектора в удовлетворение потребностей населения стран, где неправительственные организации выполняют роль партнеров государства, продемонстрировала результативность и тенденцию к устойчивому развитию [35; 37; 39].
Несмотря на активную демографическую политику страны [34], в России семья остается главным уязвимым социальным институтом, который выполняет ряд важных социальных функций: репродуктивную, воспитательную, социализирующую [6; 29]. А.Г. Волков и Н.Н. Посысоев называют еще одну — функцию безопасности [4; 20]. Для того, чтобы в полной мере ее реализовывать, семья сама должна быть «неуязвима» перед лицом внешних факторов, угрожающих ее стабильности и финансовой устойчивости, что имеет решающее значение для семейного благополучия. Согласно анализу социального положения российских семей, причины неблагополучия связаны, в первую очередь, с низким материальным уровнем жизни семьи, нерегулярными доходами и плохими жилищно-бытовыми условиями [2]. Помимо материальных трудностей, российские семьи сталкиваются и с рядом других:
- алкогольная или наркотическая зависимость членов семьи;
- трудности в получении образования;
- трудности в воспитании детей;
- трудности при обеспечении должного ухода и присмотра за пожилыми или недееспособными членами семьи [3].
Для защиты института семьи от внешних угроз государство разрабатывает и реализует определенный комплекс мер социального характера. Партнером государства в реализации социальной политики и по предоставлению услуг населению выступают некоммерческие организации.
Цель статьи — обобщить данные и провести теоретический анализ государственных и негосударственных мер поддержки семей с детьми, нацеленных на сбережение безопасного семейного пространства с позиции системного подхода.
Исследование представляет собой аналитический обзор, в основе которого лежит теоретический анализ нормативно-правовых актов и теоретических исследований российской практики осуществления мер государственной и негосударственной поддержки семей с детьми за последние 5 лет.
Методология и методы
Были изучены меры государственной и негосударственной поддержки для семей с детьми, предоставляемые государством и СО НКО в России за временной период с 2019 по второй квартал 2023 года, через системный подход, то есть в совокупности усилий обозначенных субъектов в реализации социальной политики страны.
В этом исследовании использовались библиометрические данные из открытых баз, которые включают индексированные рецензируемые журналы, в том числе публикации, посвященные некоммерческому сектору и его роли в реализации государственной социальной политики (Web of Science, Scopus, eLibrary, Cyberleninka).
Учитывая цель этого исследования, выбранные академические статьи были сосредоточены на разнообразии существующих мер социальной поддержки по реализующему их субъекту (государство или СО НКО).
Выбранные источники анализировались методом содержательного качественного анализа с применением дескриптивного анализа изучаемых текстов.
Было закодировано несколько запросов в поисковой системе, содержащих некоммерческие и государственные термины, связанные с областью социальной политики, точнее, с мерами поддержки семей с детьми, способствующими сбережению безопасного семейного пространства и защите института семьи от внешних угроз.
Поисковые запросы были сосредоточены на поиске терминов, связанных с мерами социальной поддержки как государственных, так и реализуемых усилиями некоммерческих организаций, в полях заголовка, аннотации или ключевых слов специально для академических статей.
Всего было найдено 68 статей, из которых подходящими для исследования оказались 34 источника. Остальные статьи не отвечали в полной мере исследовательскому интересу, поэтому были исключены из настоящего анализа.
Большинство отобранных источников сосредоточены на российских нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, часть отведена информации о деятельности СО НКО в исследуемой области, остальная часть приходится на научно-исследовательские публикации последних четырех лет.
Поиск источников осуществлялся на официальных интернет-порталах правовой информации, официальных сайтах Правительства России, базах данных России. Основной пул анализируемых статей оказался сосредоточен в тематических журналах.
Научные результаты и дискуссия
Наиболее известные меры государственной поддержки семьи
Результаты теоретического анализа показывают, что в России действует целый ряд государственных мер по поддержке семей с детьми, и эта линейка постоянно расширяется.
Социальные выплаты, предназначенные для семей с детьми, по периодичности бывают единоразовые и продолжительные (ежемесячные или ежегодные). Основания для назначения выплат подразумевают определенный уровень дохода, имущественный и возрастной ценз, количество членов семьи, правило «нулевого дохода».
Правительство Российской Федерации регулярно выделяет денежные средства на выплату пособий малообеспеченным и неполным семьям, уделяя особое внимание тому, чтобы люди своевременно получали положенные им выплаты [7; 17; 20; 23; 24; 25; 26; 27; 30].
Самая популярная мера материальной и социальной поддержки семьи — материнский капитал, суть которой заключается в единовременной денежной выплате семье с новорожденными. С 2007 года назначалась семьям, родившим второго или последующего ребенка, с 1 января 2020 — семьям, родившим первенца. Данная выплата распространялась также и на усыновленных детей. Эта мера поддержки помогла многим семьям увеличить свое благосостояние и обеспечить детей лучшим будущим и получила широкое признание как населением, так и экспертами.
Правительство Российской Федерации использует и другие формы помощи семьям, например: компенсации транспортных расходов, родительской платы за детский сад, страховой части пенсии, расходов на коммунальные услуги; бесплатное обеспечение лечением, питанием; бесплатный доступ к социальным и культурным услугам; частичная оплата социальных услуг; предоставление земельных участков в собственность; налоговые вычеты [10].
Среди инициатив поддержки семей — субсидированная льготная аренда с погашением до 50% стоимости аренды жилья, таким образом, семьи смогут оплачивать только половину стоимости аренды жилья [15]. На улучшение жилищных условий молодых семей направлена государственная программа «Молодая семья», суть которой заключается в предоставлении субсидии молодым семьям на приобретение квартир и домов [22].
Меры социальной защиты реализуются в первую очередь за счет своевременного информирования потенциальных получателей услуг о возможности получить необходимую помощь.
Информированность населения о существующих мерах государственной поддержки семей осуществляется через специализированные интернет-сервисы (портал Госуслуги, в категории «Семья и дети») [30]. С декабря 2021 года, согласно приказу Минтруда России от 16 ноября 2021 года, с помощью портала Госуслуг осуществляется проактивное информирование граждан о получении положенных пособий или выплат в связи с наступлением определенных жизненных событий, например, установление инвалидности [21]. Перечень оснований для проактивного уведомления граждан увеличивается: так, с января 2023 года информирование будет связано с получением статуса многодетной семьи, лица, подвергшегося воздействию радиации, и при присвоении звания ветерана. А в 2024 году — с созданием молодой семьи, потерей кормильца и установлением опеки [13]. Роль активного уведомителя тех, кому положены государственные выплаты и пособия, отведена Социальному фонду Российской Федерации (СФР), который будет выявлять граждан с низкими доходами и предлагать им обратиться за помощью к государству. Сведения для оценки финансового положения предполагаемого адресата помощи в СФР будут предоставлять ФНС, Росреестр, МВД и МЧС. По мнению экспертов, подобные изменения позволят увеличить охват получателей соцподдержки, сократить время на оценку нуждаемости и оперативно учитывать изменения материального положения семьи [19].
Помимо государственного портала Госуслуги, функционируют и региональные специализированные сервисы (например, соцнавигатор «Социальная поддержка семей в Республике Коми» [31], Автоматизированная информационная система «Справочник мер социальной поддержки населения» в Свердловской области [32]).
Кроме информирующих сервисов разработаны также аналитические, которые содержат статистику о количестве получателей мер социальной поддержки. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, свыше 15000000 человек получили денежные выплаты в виде пособий от государства в 2021 году. Согласно данным за 2019 и 2020 гг., благополучателями стали 13014352 человек и 21805515 человек соответственно [33]. Большее количество реципиентов мер социальной поддержки в 2020 году по отношению к 2021 году может быть обусловлено социально-эпидемиологическими условиями, связанными с распространением коронавирусной инфекции по всему миру, неблагоприятными последствиями которой стало сокращение занятого населения в связи с депрессивной ситуацией в экономике [5]. Полученная информация позволяет Правительству Российской Федерации отслеживать и корректировать усилия по реализации социальной политики.
Также мы можем высказать еще одно предположение относительно представленных статистических данных по количеству граждан, получивших пособия и выплаты от государства. Снижение числа человек (2020–2021 гг.), обратившихся за финансовой поддержкой к государству, может быть обусловлено успешной реализацией целей по достижению проактивной позиции государства по информированию отдельных категорий граждан, которым полагаются социальные выплаты, адресности предоставляемой помощи, что в целом ведет к результативному освоению выделенных средств. Кроме того, это может быть связано с социально-демографическими показателями, например, возрастом ребенка, на которого выплачивается пособие, или фактом трудоустройства его родителей, ростом совокупного семейного дохода.
Роль организаций некоммерческого сектора в оказании узкоспециальной помощи семьям
Моральные, социальные, экономические, политические потери общества не могут быть компенсированы только материальными затратами со стороны государства [11]. Равноправным партнером в вопросе помощи российским семьям являются СО НКО, реципиентами помощи которых могут быть различные виды семей: многодетные, неполные, малообеспеченные, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, семьи с детьми-инвалидами, семьи с зависимостями от алкоголя и психотропных веществ и т. д.
СО НКО предоставляют спектр различных социальных услуг и видов помощи, реализуют различные проекты, направленные на поддержку и стабилизацию ситуации в семье (психологическая, юридическая, консультационная поддержка); сбережение безопасного семейного пространства (продуманное планирование и организация пространства, чтобы предотвратить травмы, пожары и другие чрезвычайные ситуации, использование безопасных материалов и мебели, обучение семьи правилам безопасности); защиту семьи от внешних угроз (защита прав и интересов семьи).
Одним из примеров является создание домашних микрореабилитационных центров для семей с детьми-инвалидами. Данное направление очень востребовано, поэтому домашние микрореабилитационные центры существуют в различных субъектах Российской Федерации: Ставропольский край — ГБУСО «Нефтекумский комплексный центр социального обслуживания населения», Астраханская область — ГАУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Камчатский край — КГАУСЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям» и т. д. [9].
Наличие члена семьи с инвалидностью накладывает определенные ограничения и увеличивает круг обязанностей остальных ее членов, обязывая их строить свою жизненную траекторию с учетом человека, который нуждается в их помощи и не может позаботиться о себе сам. Однако на тех, кто окружает человека с ограничениями здоровья и дееспособности любовью и помощью, со временем могут повлиять жизненные обстоятельства, в силу которых продолжать заботу и уход станет невозможно. Своеобразной «подушкой безопасности» в таких случаях является проект ассоциации «ГАООРДИ» «Центр для размещения людей с инвалидностью» или дом сопровождаемого проживания (Санкт-Петербург). Центр предназначен для временного проживания взрослых с тяжелыми нарушениями интеллектуального и физического развития в кризисных ситуациях, например, когда опекун попал в больницу или уехал в командировку [1].
Вышеприведенные примеры — виды узкоспециальной помощи семьям. Зачастую семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, становятся полиреципиентами, то есть объектами деятельности сразу нескольких СО НКО. Например, проект «Ты можешь!» Благотворительного детского фонда «Виктория» направлен на заботу о семьях, воспитывающих детей-подростков. При этом единственный критерий для семей, которые могут стать участниками проекта, — наличие в семье ребенка-подростка. Состояние его здоровья, степень родства, количество детей значения не имеют. СО НКО организует поддержку работы с кризисом подросткового возраста на разных уровнях: от предоставления информации до индивидуальной психотерапевтической поддержки путем проведения индивидуальных и групповых тренингов [16].
СО НКО являются сильным партнером государства в предоставлении социальных услуг населению, однако информированность населения в данной сфере не является достаточной. Этому могут быть разные причины: от нежелания СО НКО взаимодействовать со СМИ из опасений того, что их деятельность может быть неверно интерпретирована для широкой общественности, до ограниченных ресурсов (человеческих, финансовых, временных), нехватки специалистов, готовых заниматься оповещением потенциальной целевой аудитории о тех услугах, которые предоставляет СО НКО [12].
Государство контролирует деятельность СО НКО и их численность путем введения процедуры отчетности и включения их в специализированный реестр [22; 28], однако публикация отчетности и обнародованное количество некоммерческих организаций на территории России не гарантируют повышения уровня информированности населения о тех СО НКО, которые могут помочь в трудной жизненной ситуации. Информационная открытость, осуществляемая в форме активного сотрудничества со СМИ и самопубликаций в интернет-источниках, может способствовать повышению уровня информированности, но это долгоиграющая стратегия постоянных упоминаний с целью постепенного охвата как можно большего процента аудитории [8].
Заключение
В условиях слабой экономики государства первыми страдают системы социальной защиты, поскольку эта сфера традиционно является дотационной, находящейся полностью на содержании у государства. Несмотря на то, что реализация социальной политики является обязанностью государства, в силу различных причин такая его функция в разные временные периоды может осуществляться с недостаточной эффективностью. Надежным партнером государства по предоставлению социальных услуг населению становятся организации некоммерческого сектора. Для информирования населения о мерах социальной поддержки и государство, и СО НКО реализуют информационную политику, направленную на повышение осведомленности граждан о доступной им помощи.
Внимания заслуживает активная деятельность государства в создании системы проактивного уведомления категорий граждан, которым полагается финансовая помощь и поддержка. У государства есть для этого все возможности и ресурсы, в то время как у СО НКО нет доступа к базам персональных данных, что делает невозможным создать аналогичную систему. Однако это не значит, что СО НКО не может стать элементом этой системы, подставив свое плечо помощи в непростом деле оказания социальных услуг и поддержки населения. Государство, обладая сведениями о видах услуг, оказываемых СО НКО, и сферах их реализации, при осуществлении проактивного уведомления могло бы, с предварительного согласия реципиентов помощи, предоставлять им перечень СО НКО, которые могут помочь в трудной жизненной ситуации, либо информацию о том, где можно самостоятельно ознакомиться с видами негосударственной социальной помощи. Вовлечение СО НКО в систему проактивного уведомления с условием сохранения персональных данных могло бы усилить результативность реализации социальной политики в Российской Федерации и удвоить заботу для тех, кто в ней нуждается.
Совместные усилия государства и некоммерческих организаций позволяют создать более эффективную систему социальной поддержки и обеспечить положительные изменения в жизни граждан. Важно развивать партнерство между государственными структурами и некоммерческим сектором, сотрудничать в реализации проектов и программ, а также повышать осведомленность о возможностях помощи и поддержки со стороны некоммерческих организаций. Таким образом, меры социальной поддержки, гарантированные государством и некоммерческими организациями, играют важную роль в смягчении последствий социально-экономических изменений и улучшении жизни граждан. Это требует усиления сотрудничества и координации действий между структурами для достижения наилучших результатов в обеспечении социальной стабильности и благополучия общества.
Aleksandra Yurevna Telitsyna
National Research University Higher School of Economics
Author for correspondence.
Email: atelitsyna@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-0186-3989
Russian Federation, Moscow PhD in Biology, Associate Professor,
- Assotsiatsiya «GAOORDI» otkryla v Peterburge novyi tsentr dlya razmeshcheniya lyudei s invalidnost'yu [Elektronnyi resurs] [Association «GAOORDI» opened a new center in St. Petersburg to accommodate people with disabilities]. Agentstvo Sotsial'noi Informatsii [Agency of Social Information], 2022. Available at: https://www.asi.org.ru/news/2022/06/20/dom-na-vremya-assocziacziya-gaoordi-otkryla-v-peterburge-novyj-czentr-dlya-razmeshheniya-lyudej-s-invalidnostyu (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Bistyaikina D.A., Lizina O.M. Poyavlenie sotsial'no-uyazvimykh semei kak sledstvie tenevoi ekonomiki [Emergence of socially vulnerable families as a consequence of the shadow economy]. Diskussiya [Discussion], 2019. Vol. 2, no. (9)3, pp. 64–72. doi: 10.24411/2077-7639-2019-10007 (In Russ.).
- Vozmilkina E.N. Sem'ya kak ob"ekt deyatel'nosti SO NKO [Elektronnyi resurs] [Families as an object of activity of SO NCO]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovations], 2015, no. 11(55), pp. 917–920. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58982 (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Volkov A.G. Sem'ya — ob"ekt demografii [Families — the object of demography]. Moscow: Mysl' [Thought], 1986. 271 p. (In Russ.).
- Vyzvannyi pandemiei ekonomicheskii krizis sprovotsiroval rost prestupnosti v gorodakh [Elektronnyi resurs] [Pandemic-induced economic crisis provoked the growth of crime in cities]. Novosti OON [UN News], 2021. Available at: https://news.un.org/ru/story/2021/04/1401432 (Accessed 09.09.2023). (In Russ.).
- Gurov D.V., Gurova E.V. Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala sem'i v sovremennom obshchestve [Elektronnyi resurs] [Realization of the educational potential of the family in modern society]. MNKO, 2017, no. 2(63), pp. 241–243. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-vospitatelnogo-potentsiala-semi-v-sovremennom-obschestve (Accessed 21.01.2023). (In Russ.).
- Zasedanie Pravitel'stva, 13 oktyabrya 2022 goda [Elektronnyi resurs] [Meeting of the Government, October 13, 2022]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia], 2022. Available at: http://government.ru/news/46772/ (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Informatsionnaya otkrytost' NKO [Elektronnyi resurs] [Information openness of NPOs]. Konsul'tatsionno-metodicheskii tsentr SO NKO Samarskoi oblasti. Sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii Samarskoi oblasti [Consulting and Methodological Center of SO NPOs of the Samara region. Socially oriented non-profit organizations of the Samara region], 2017. Available at: http://songo63.ru/2017/05/18/informatsionnaya-otkrytost-nko/ (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Informatsiya o luchshikh praktikakh sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po okazaniyu sotsial'nykh uslug sem'yam s det'mi-invalidami, nuzhdayushchimisya v postoyannom ukhode, a takzhe sem'yam s det'mi, ispytyvayushchimi trudnosti v sotsial'noi adaptatsii, v tom chisle silami negosudarstvennykh postavshchikov za 2020 god [Information on the best practices of the subjects of the Russian Federation on the provision of social services to families with disabled children in need of permanent care, as well as families with children experiencing difficulties in social adaptation, including by non-state providers for 2020]. Ministerstvo sotsial'noi zashchity Altaiskogo kraya [Ministry of Social Protection of Altai Krai], 2020. Available at: https://www.aksp.ru/gu/obsch/sonko/inf_met_nko/03.pdf (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Kalachikova O.N., Gruzdeva M.A. Sotsial'naya uyazvimost' semei s det'mi v sovremennoi Rossii [Social vulnerability of families with children in modern Russia]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2019. Vol. 12, no. 2, pp. 147–160. doi: 10.15838/esc.2019.2.62.9 (In Russ.).
- Kasarkina E.N., Bistyaikina D.A., Solov'eva T.V. Sem'ya kak sub"ekt sotsial'noi zashchity: sotsiologicheskii analiz [Elektronnyi resurs] [Family as a subject of social protection: sociological analysis]. Diskussiya [Discussion], 2013, no. 11(41), pp. 72–77. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-subekt-sotsialnoy-zaschity-sotsiologicheskiy-analiz (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Komadorova I.V. Sovremennye formy i metody informirovaniya o deyatel'nosti sotsial'no–orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [Elektronnyi resurs] [Modern forms and methods of informing about the activities of socially-oriented non-profit organizations]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Vestnik gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya], 2015, no. 3, pp. 35–40. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-i-metody-informirovaniya-o-deyatelnosti-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Mintrud utverdil perechen' sobytii dlya proaktivnogo informirovaniya o merakh sotspodderzhki [Elektronnyi resurs] [The Ministry of Labor approved the list of events for proactive informing about social support measures]. Ofitsial'nyi sait Ministerstva truda RF [Official website of the Ministry of Labor of the Russian Federation], 2021. Available at: https://mintrud.gov.ru/social/365 (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Ob utverzhdenii osnovnykh trebovanii k poryadku i usloviyam predostavleniya ezhemesyachnoi denezhnoi vyplaty na rebenka v vozraste ot 8 do 17 let, primernogo perechnya dokumentov (svedenii), neobkhodimykh dlya naznacheniya ukazannoi ezhemesyachnoi vyplaty, i tipovoi formy zayavleniya o ee naznachenii: Postanovlenie ot 9 aprelya 2022 goda № 630 [Elektronnyi resurs] [On approval of the basic requirements for the procedure and conditions for the provision of monthly cash payment for a child aged 8 to 17 years, an approximate list of documents (information) required for the appointment of the said monthly payment, and a standard form of application for its appointment: Decree of April 9, 2022 № 630]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia], 2022. Available at: http://static.government.ru/media/files/qsK1XvUYoZmAoHSm1DEa00rnCKbCndX5.pdf (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Obshchestvennaya palata rassmatrivaet proekt po subsidirovaniyu zhil'ya mnogodetnym sem'yam [Elektronnyi resurs] [Public Chamber considers the project on subsidizing housing to large families]. Federal'noe Agentstvo Novostei [Federal News Agency], 2022. Available at: https://riafan.ru/22914184-obschestvennaya_palata_rassmatrivaet_proekt_po_subsidirovaniyu_zhil_ya_mnogodetnim_sem_yam (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Pomoshchi mnogo ne byvaet: kak NKO pomogaet sem'yam s podrostkami [Elektronnyi resurs] [There is not much help: how NGOs help families with teenagers]. Departament truda i sotsial'noi zashchity naseleniya goroda Moskvy [Department of Labor and Social Protection of the Population of Moscow], 2020. Available at: https://dszn.ru/press-center/news/3080 (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 aprelya 2022 g. № 769 «O vnesenii izmenenii v postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 marta 2020 g. N 384 i ob osobennostyakh osushchestvleniya nekotorykh mer sotsial'noi podderzhki» [Elektronnyi resurs] [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 28, 2022 № 769 «On Amending the Resolution of the Government of the Russian Federation of March 31, 2020 N 384 and on the peculiarities of the implementation of some measures of social support»]. Garant, 2022. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404458198/ (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2017 g. N 1710 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs] [Resolution of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2017. N 1710 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Provision of affordable and comfortable housing and public utilities for citizens of the Russian Federation» (as amended and supplemented)]. Garant, 2023. Available at: https://base.garant.ru/71849506/ (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 9 iyulya 2022 g. N 1230 «O vnesenii izmenenii v postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 16 avgusta 2021 g. N 1342» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs] [Resolution of the Government of the Russian Federation of July 9, 2022 N 1230 «On Amending the Resolution of the Government of the Russian Federation of August 16, 2021 N 1342» (as amended and supplemented)]. Garant, 2023. Available at: https://base.garant.ru/405000819/ (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Posysoev N.N. Osnovy psikhologii sem'i i semeinogo konsul'tirovaniya [Fundamentals of family psychology and family counseling]. Moscow: Vlados Press, 2004, 328 p. (In Russ.).
- Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity RF ot 29 noyabrya 2022 g. N 759n «Ob utverzhdenii perechnya zhiznennykh sobytii, nastuplenie kotorykh predostavlyaet grazhdanam vozmozhnost' polucheniya mer sotsial'noi zashchity (podderzhki), sotsial'nykh uslug, predostavlyaemykh v ramkakh sotsial'nogo obsluzhivaniya i gosudarstvennoi sotsial'noi pomoshchi, inykh sotsial'nykh garantii i vyplat» [Elektronnyi resurs] [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from November 29, 2022 N 759n «On Approval of the list of life events, the occurrence of which provides citizens with the opportunity to receive measures of social protection (support), social services provided as part of social services and state social assistance, other social guarantees and payments»]. Garant, 2023. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406215327/ (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Prikaz Minyusta Rossii ot 30.09.2021 № 185 «O formakh i srokakh predstavleniya v Ministerstvo yustitsii Rossiiskoi Federatsii otchetnosti nekommercheskikh organizatsii» [Elektronnyi resurs] [Order of the Ministry of Justice of Russia from 30.09.2021 № 185 «On the forms and terms of submission to the Ministry of Justice of the Russian Federation of reports of non-profit organizations»]. Ministerstvo yustitsii Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Justice of the Russian Federation], 2022. Available at: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8075/ (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Rasporyazhenie Rossiiskoi Federatsii ot 11 oktyabrya 2022 goda № 2968-r [Elektronnyi resurs] [Order of October 11, 2022 № 2968-r]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia], 2022. Available at: http://government.ru/docs/all/143641/ (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Rasporyazhenie Rossiiskoi Federatsii ot 4 iyunya 2022 goda № 1435-r [Elektronnyi resurs] [Order of June 4, 2022 № 1435-r]. Ofitsial'noe opublikovanie pravovykh aktov [Official publication of legal acts], 2022. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206060023 (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Rasporyazhenie Rossiiskoi Federatsii ot 9 iyunya 2022 goda № 1509-r [Elektronnyi resurs] [Order of June 9, 2022 № 1509-r]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia], 2022. Available at: http://government.ru/docs/45670/ (Accessed 08.12.2022). (In Russ.).
- Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 11 oktyabrya 2022 g. N 2967-r «O vydelenii v 2022 g. Mintrudu RF byudzhetnykh assignovanii v tselyakh sofinansirovaniya raskhodnykh obyazatel'stv sub"ektov RF po finansovomu obespecheniyu osushchestvleniya ezhemesyachnoi denezhnoi vyplaty, naznachaemoi v sluchae rozhdeniya tret'ego rebenka ili posleduyushchikh detei do dostizheniya rebenkom vozrasta trekh let» [Elektronnyi resurs] [Order of the Government of the Russian Federation from October 11, 2022 N 2967-r «On the allocation of budgetary allocations to the Ministry of Labor of the Russian Federation in 2022 in order to co-finance the expenditure obligations of the subjects of the Russian Federation on the financial provision of the implementation of monthly cash payments, appointed in the case of birth of the third child or subsequent children until the child reaches the age of three years»]. Garant, 2022. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405347439/ (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2022 g. № 887-r «O vydelenii byudzhetnykh assignovanii Minfinu RF na osushchestvlenie v 2022 g. ezhemesyachnoi denezhnoi vyplaty na rebenka v vozraste ot 8 do 17 let, predostavlyaemoi nuzhdayushchimsya v sotsial'noi podderzhke grazhdanam RF, postoyanno prozhivayushchim na territorii RF» [Elektronnyi resurs] [Order of the Government of the Russian Federation from April 15, 2022 № 887-r «On allocation of budget allocations to the Ministry of Finance of the Russian Federation for the implementation in 2022 of the monthly cash payment for a child aged 8 to 17 years, provided to citizens of the Russian Federation in need of social support, permanently residing in the territory of the Russian Federation»]. Garant, 2022. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404387576/ (Accessed 08.12.2022). (In Russ.).
- Reestr sotsial'no-orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, sformirovannyi v sootvetstvii s Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 iyulya 2021 g. № 1290 [Elektronnyi resurs] [Register of socially-oriented non-profit organizations, formed in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 2021 № 1290]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation], 2021. Available at: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (Accessed 21.09.2023). (In Russ.).
- Ryabova V.V. Transformatsiya funktsii sem'i v sovremennom obshchestve [Transformation of family functions in modern society]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Problems of socio-economic development of Siberia], 2014, no. 3(17), pp. 106–112. (In Russ.).
- Sem'ya i deti [Elektronnyi resurs] [Family and children]. Edinyi portal gosudarstvennykh uslug Rossiiskoi Federatsii (GOSUSLUGI) [Unified portal of public services of the Russian Federation (GOSUSLUGI)], 2010. Available at: https://www.gosuslugi.ru/category/family (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Sotsial'nyi navigator dlya semei v Respublike Komi [Elektronnyi resurs] [Social navigator for families in the Komi Republic]. Sotsial'naya podderzhka semei v Respublike Komi [Social support of families in the Komi Republic]. Available at: https://xn--e1aon0cp.xn--h1adghi.xn--p1ai/ (Accessed 08.12.2022). (In Russ.).
- Spravochnik mer sotsial'noi podderzhki naseleniya [Elektronnyi resurs] [Directory of measures of social support of the population]. Ministerstvo sotsial'noi politiki Sverdlovskoi oblasti. Organizatsionno-metodicheskii tsentr sotsial'noi pomoshchi [Ministry of Social Policy of the Sverdlovsk region. Organizational and methodological center of social assistance], 2019. Available at: https://est-ekb.ru/service-reference-book/ (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Analitika. Otkrytye dannye [Elektronnyi resurs] [Statistics. Analytica. Open data]. Edinaya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema sotsial'nogo obespecheniya [Unified state information system of social security], 2021. Available at: http://egisso.ru/#/statistics/recipients (Accessed 08.08.2023). (In Russ.).
- Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 9 oktyabrya 2007 g. N 1351 «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs] [Presidential Decree of October 9, 2007 N 1351 «On Approval of the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» (with amendments and additions)]. Garant, 2014. Available at: https://base.garant.ru/191961/ (Accessed 28.08.2023). (In Russ.).
- Armah E., Adjei P.OW. Non-Governmental Organizations as Partners for Sustainable Local Development: Ghana’s Experiences. In Democratic Decentralization, Local Governance and Sustainable Development. Advances in African Economic, Social and Political Development by Adjei P.OW., Adu-Gyamfi S. eds. Cham: Springer, 2022, pp. 259–269. doi: 10.1007/978-3-031-12378-8_15
- Barford A., Gray M. The tattered state: Falling through the social safety net. Geoforum, 2022. Vol. 137, pp. 115–125. doi: 10.1016/j.geoforum.2022.09.020
- Danish G., Bazila S., Dr. Javeed A.B., Dr. Rajvinder K. Role of Policy Measures and Non-State Actors for Tribal Upliftment in Jammu and Kashmir: A Socio-Economic Perspective. Journal of Pharmaceutical Negative Results, 2023, pp. 2867–2876. doi: 10.47750/pnr.2023.14.03.362
- Evans P. In search of the 21st century developmental state. The Centre for Global Political Economy, 2008, no. 1, pp. 25.
- Fuseini M.N., Sulemana M., Abdulai I.A. et al. Role of non-governmental organizations in poverty reduction in the global South: evidence from world vision Ghana, Kintampo South district. SN Soc Sci, 2022. Vol. 2, no. 11, pp. 240. doi: 10.1007/s43545-022-00545-y
- Hoekstra M.S., Ter Voert M.J. Acting on justiciable problems in a welfare state context: Does income matter? Law & Policy, 2022. Vol. 44, no. 4, pp. 367–387. doi: 10.1111/lapo.12199
- Post A.E., Kuipers N. City Size and Public Service Access: Evidence from Brazil and Indonesia. Perspectives on Politics, 2022. Vol. 21, no. 3, pp. 811–830. doi: 10.1017/S1537592722003176
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.