Editor’s note

Уважаемые читатели!

Новый 2023 год журнал начинает со своей ключевой темы – темы детского благополучия и представляет результаты масштабного исследования (более 2,5 тыс. подростков), посвященного выявлению вклада ценностных ориентаций в психологическое благополучие у старших подростков. Авторы, Н.П. Радчикова и М.Г. Сорокова, выполнили моделирование и показали, что основной вклад в субъективное благополучие человека вносит степень соответствия ценностных ориентаций индивида и референтной группы: если представления о том, какие должны быть ценностные ориентации, совпадают с теми, которые имеет сам человек, то его субъективное благополучие повышается.

Профилактика социального сиротства всегда находится в фокусе внимания руководителей разного уровня и специалистов социальной сферы. Еще в 2009 году, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 марта, президент сказал: «Нужно кардинально усовершенствовать работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры – это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определенным критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения». Но сегодня, по-прежнему, условия, способствующие консолидации усилий специалистов, не работают даже на законодательном уровне. Для раннего выявления дисфункциональных семей необходимо установить четкие правила обмена информацией о неблагополучных семьях. Е.И. Цымбал показал, что это требование в настоящее время не выполняется. Закон об образовании не возлагает на педагогических работников обязанность информировать органы опеки о кризисных семьях. Закон об охране здоровья граждан не позволяет медицинским работникам направлять в органы опеки информацию, полученную при оказании медицинской помощи. Отсюда и низкая эффективность такой работы. В статье подробно анализируется сложившаяся ситуация при устройстве детей-сирот в замещающие семьи.

Дисфункциональная семья, выявленная на поздних стадиях неблагополучия, может завершить свое существование отобранием ребенка у родителей и ограничением или лишением родителей родительских прав. Условия, при которых происходит сепарация ребенка с родителями, обсуждаются и меняются уже давно и практически во всех странах. Современный анализ иностранной практики в области правовых оснований и подходов к ограничению, лишению родительских прав и отобранию ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью выполнен А.Ю. Телицыной на основе изучения опыта 12 стран, включающий как традиционные европейские страны и США, так и страны Азии и Африки, Японию и Австралию. Знакомство с этим анализом помогает по-другому взглянуть на отечественную практику.

Традиционную для журнала тему семейного устройства детей-сирот продолжила статья с вопросом в заголовке «Подготовка кандидатов в замещающие родители: какие компетенции нужны сегодня для воспитания приемного ребенка?». Два источника дают информацию авторам для анализа: мониторинг Минпросвещения России (2019 и 2022 гг.) по вопросам деятельности Школ приемных родителей в субъектах Российской Федерации и мониторинг общественного мнения, проведенный среди участников Всероссийского форума приемных родителей (2023 г.). Важной тенденцией становится возрастающий запрос кандидатов в замещающие родители и самих родителей на изменение содержания и форм работы в школах приемных родителей.

Затронутые в статьях темы дисфункциональности семей, отобрания детей у родителей, лишения родителей родительских прав, семейного устройства детей-сирот выходят на главное действующее лицо – специалиста органов опеки и попечительства, проект актуализированного профессионального стандарта которого мы опубликовали в 2022 году. Ситуация в сфере детства меняется быстро и поэтому необходимы новые знания и новые пути, формы профессионального развития этой категории специалистов. В рамках супервизии специалистов (2023 год), которая последовала за обучением по программе повышения квалификации (800 чел., 2022 год) в Московском государственном психолого-педагогическом университете, были собраны кейсы, поступившие от слушателей, которые вызвали трудности в работе. Авторы в своей статье «Кейс-метод в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка» проанализировали кейсы и описали ключевые точки в обсуждении предложенных кейсов с позиции компетентностного и практико-ориентированного подходов к обучению взрослых. Опыт работы показал, что супервизия, выстроенная на основе реальных кейсов, способствует совершенствованию и получению новых профессиональных компетенций в рамках имеющейся у специалистов квалификации в сфере защиты детства.

В заключение следует отметить, что ряд статей представляют результаты исследований, выявленных в рамках реализации государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации.

Galina Vladimirovna Semya

Moscow State University of Psychology and Education

Author for correspondence.
Email: gvsemia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9583-8698

Russian Federation, Moscow Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology named after Professor L.F. Obukhova" Faculty of Educational Psychology,

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2024 Moscow State University of Psychology and Education

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
We use cookies on editorial.mgppu.ru to improve your website experience. By continuing to use the site, you agree with the Cookie Policy