Психологическая травма в разные периоды детства
- Авторы: Климакова М.В.1, Кочетова Ю.А.1, Емельянова Е.А.2
- Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
- ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
- Выпуск: Том 6, № 2 (2025)
- Страницы: 27-48
- Раздел: Возрастная психология
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/7315
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2025060202
- Цитировать
Аннотация
Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.
Введение
Понятие психологической травмы давно используется в психологической теории и практике. Психологическая травма определяется как вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов (Карпенко, Петровский, Ярошевский, 1998) психотравмирующих событий. В настоящее время развиваются различные подходы к работе с психологической травмой, посттравматическим стрессовым расстройством; новые вызовы современности заставляют науку и практику все чаще прибегать к расширению возможностей в работе с психологической травмой, таким образом, данная тема сохраняет свою актуальность на протяжении всего исторического развития общества.
В психологических и педагогических словарях даются различные определения понятию психологической или психической травмы. Обобщив приведенные определения, мы можем охарактеризовать травму как след пережитой тяжелой ситуации (Столяренко, 2003); психологический ущерб или отклонение от нормы (Коджаспирова, Коджаспиров, 2005), вызванное событиями, имеющими личностную значимость для человека (Блейхер, Крук, 1995) и являющимися сильными стрессорами (Коджаспирова, Коджаспиров, 2005). При этом у человека недостаточно психологических защитных механизмов (Блейхер, Крук, 1995) или способов справиться со стрессом, или же он считает себя неспособным справиться с ним. В дальнейшем травма может приводить к возникновению других психических расстройств (Блейхер, Крук, 1995; Столяренко, 2003).
Изначально термин «психологическая травма» был введен неврологом А. Ойленбургом в 1878 г. для обозначения психологических последствий стрессовых событий: шока и сильных эмоций, которые ученый связывал с сотрясением мозга (Hart, Onno, Brown, 1991). Примерно через 10 лет после этого Г. Оппенгейм ввел понятие травматического невроза, который также связывал с повреждениями мозга и нервной системы (Федунина, 2005).
В связи с достаточно большим количеством катастроф и разработкой законов о страховании в результате несчастных случаев значительное внимание уделялось уточнению и разработке понятия «психологическая травма». Травма рассматривалась как следствие сильных эмоциональных переживаний из-за невозможности подготовиться и адаптироваться к какой-либо ситуации, то есть подчеркивалась значимость неспособности человека действовать в целях защиты себя, отказа от поиска новых форм поведения. С другой стороны, на разработку данного понятия оказала влияние психоаналитическая теория, в рамках которой травму рассматривали как следствие фиксации на сильных переживаниях и как следствие сильного конфликта между бессознательными установками и установками «Я», что приводит к работе защитных механизмов, таких как вытеснение, отрицание и т. п. (Федунина, 2005).
В отечественной психологии начало изучения психологических травм связывают с работой П.М. Автократова. Он выступил с «…первым в истории психиатрии сообщением о явлении, которое впоследствии получило известность как “shell shock” (снарядный шок), или “травматический невроз” на войне» (Федунина, 2005).
Таким образом, научное изучение понятия травмы началось с наблюдения за состоянием людей после транспортных происшествий и войн, а также за различными феноменами, наблюдаемыми у жертв катастроф и участников боевых действий — снарядный шок, военные неврозы, понятия боевой психической травмы, посттравматического стрессового расстройства, стадии переживания горя и т. п.
Постепенно отмечалось, что подобные реакции возникают не только вследствие катастроф и военной службы, но и после других экстремальных ситуаций, например, преступлений, тяжелых болезней, тяжелых жизненных условий и т. д. Считается, что к формированию психологической травмы могут привести некоторые особенности детско-родительских отношений, неблагоприятные условия жизни в семье, физическое и эмоциональное насилие, пренебрежение и отторжение со стороны родителей. При этом особую значимость играет травматизация в раннем возрасте (Вихарева, Вихарева, Кузьмишина, 2023; Кадыров, Ковалев, Ильина, 2016). Как было указано выше, важным фактором формирования травмы является неспособность справиться со стрессом или воздействовать на стрессовую ситуацию: чем младше ребенок, тем он более беспомощен и хуже может справляться с травмирующим воздействием.
Материалы и методы
Актуальность данной статьи обусловлена значительным влиянием психологической травмы, полученной в детском возрасте, на последующую жизнь индивида. Последствия травмы могут варьироваться от нарушений в эмоциональной сфере до серьезных психопатологий и соматических заболеваний. Важность проблемы подчеркивается многочисленными научными работами, указывающими на прямую связь детской психологической травмы с депрессиями, социальными проблемами, наркотической зависимостью и онкологией. Статья предлагает глубокий взгляд на проблему, освещая как индивидуальные аспекты травмы, так и семейные условия, оказывающие ключевое влияние на исход переживаний ребенка.
Целью настоящего исследования является изучение влияния различных видов психологической травмы, полученных в разные периоды детства, на развитие личности и адаптацию ребенка в последующие годы жизни.
Задачи исследования:
- Выделить основные виды психологической травмы, возникающей в разных возрастных группах.
- Определить причины возникновения психологической травмы и возможные последствия в виде психоэмоциональных и физических изменений на разных возрастных этапах.
Исследовательские вопросы.
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на возникновение и тяжесть психологической травмы?
- Чем отличаются симптомы психологической травмы в разном возрасте?
В ходе изучения темы нами использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы (отечественной и зарубежной); обзор эмпирических исследований, систематизация и классификация данных по возрастным группам, анализ диагностических методов и методов психологического сопровождения ребенка с психологической травмой и его семьи.
Психологическая травма в детских возрастах
Психологическая травма, полученная в раннем возрасте и связанная с детско-родительскими отношениями, может приводить к развитию депрессии и других расстройств (Вихарева, Вихарева, Кузьмишина, 2023), нарушению социализации (Смолькова, 2017), формированию зависимостей от психоактивных веществ (Кадыров, Ковалев, Ильина, 2016), а также заболеваний, в частности онкологических. Для таких пациентов характерен экстернальный локус контроля, трудности с принятием ответственности за свою жизнь (Егикян, 2015).
Важно, что событие, связанное с травмой, должно быть субъективно значимо. По этому признаку В.Н. Мясищев выделяет объективно-значимые (для большинства людей) и условно-патогенные (переживания, возникающие в силу психологических особенностей конкретного человека). Существует большое количество классификаций психологических травм. Анализируя классификации, отметим, что большинство ученых по длительности воздействия выделяют травмы:
А. Связанные с неожиданным происшествием, кратковременные:
- Массивные (катастрофические) и ситуационные острые, неожиданные (по Г.К. Ушакову и Б.А. Воскресенскому);
- Шоковые психические травмы и психотравмирующие ситуации относительно кратковременные, но психологически очень значимые для человека (по В.В. Ковалеву);
- Единичная психологическая травма, связанная с ограниченным во времени событием (по Л.К. Терр).
Б. Связанные с длительно текущей ситуацией:
- Пролонгированные ситуационные (по Г.К. Ушакову и Б.А. Воскресенскому);
- Хронически действующие психотравмирующие ситуации и эмоциональная депривация (по В.В. Ковалеву);
- Множественные психологические травмы, возникающие из-за продолжительного или повторяющегося воздействия травматических событий (по Л.К. Терр).
В семейных отношениях могут проявляться оба этих вида: могут происходить как неожиданные, острые, краткосрочные ситуации, так и длительные нарушения отношений. В семейных и детско-родительских отношениях могут возникать следующие виды травматического воздействия:
- Связанные с нарушениями привязанности по Руперту;
- Связанные с отказом по Руперту, непринятием по Бурбо и отвержением по Силеноку, Лакосиной, Ушаковой, недостатком поддержки по М.М. Ковалевой;
- Связанные с потерей близкого человека по Силеноку и Мудрику;
- Связанные с разрушением семьи, предательством по В.Н. Мясищеву и Толстоуховой;
- Связанные с нарушением границ по А.И. Красилову;
- Связанные с проявлениями агрессии по А.И. Красилову и Л.К. Терр, нарушениями безопасности и базовых потребностей по В.Н. Мясищеву, физическим насилием, угрозами или наказаниями (Волков, 2002);
- Связанные с манипуляциями и эмоциональным насилием по А.И. Красилову;
- Связанные с подавлением собственных эмоций по Бурбо и Якиманской;
- Связанные с несоответствием ожиданиям общества, идентичностью по Силенок и Якиманской, вызванные конфликтами «я-общество» и «я-другие» по В.Н. Мясищеву — в контексте несоответствия ожиданиям родителей.
Сложной задачей является диагностика и выявление психологической травматизации у ребенка. Во-первых, эмоциональные реакции детей, перенесших травматические события, различаются: от страхов, замкнутости, избегающего поведения до агрессии, эмоциональных вспышек и пр. (Якунин, Новикова, 2014). Преобладают неадаптивные способы совладания со стрессом (Nelson, 2022), однако они тоже различаются — от подавления эмоций и избегания (Хажуев, 2017), которое может проявляться как эмоциональное дистанцирование, деперсонализация, уход от реальности и как настоящие побеги (Якунин, Новикова, 2014), до изменения ценностей, дегуманизации (Dyregrov, Mitchell, 1992), формирования зависимого поведения, аутоагрессии и пр.
Различаются и психологические защитные механизмы (вытеснение, регрессия, идентификация с агрессором и т. п.), а также существуют определенные характерные проявления посттравматического стрессового расстройства: диссоциация (Дякина, 2022), флешбеки, агрессия и аутоагрессия, расстройства пищевого поведения, регрессивное поведение и трудности в обучении. Отмечается, что дети, перенесшие травму, могут быть склонны к вытеснению, т. е. забыванию травмирующего события, или, напротив, к воспроизведению травматического события (во сне, в повторяющихся играх, рисунках или социальных ситуациях) (Якунин, Новикова, 2014).
Травма может наложить отпечаток на дальнейшее развитие личности ребенка. Дети могут избегать определенных ситуаций, напоминающих о травме, болезненно реагировать на отдельные раздражители и пр. Психологическая травма может ускорять взросление детей, проявляясь в ранней самостоятельности и быстром интеллектуальном развитии, что помогает справляться с трудностями, но часто ведет к эмоциональному истощению (Josse, 2011). С другой стороны, травма может приводить к снижению успеваемости, особенно у детей, склонных к уходу от реальности. В некоторых случаях травма может приводить к расстройству личности. Чем младше ребенок, тем большее влияние травма оказывает на формирование личности, и тем выше этот риск.
Таким образом, как родителям, так и специалистам важно замечать особенности поведения и эмоционального состояния ребенка, поскольку картина поведения и состояния детей при травме может сильно различаться. Поведение может быть направлено на уход и избегание; на аутоагрессию, скрытие эмоций; на яркий показ эмоций и разрушительное и агрессивное поведение вовне.
В диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам DSM-5 и в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11) приведены основные критерии посттравматического стрессового расстройства, развивающегося в результате травмы. Также специалистами могут использоваться специальные опросники.
Психологическая травма в младенческом и раннем возрастах
Отмечается, что в младенческом возрасте психологическая травматизация связана в основном с нарушениями межличностных отношений с матерью или заменяющим ее близким взрослым, т. е. с нарушениями социальной ситуации развития ребенка, а также с наличием психических расстройств у матери. Многие исследователи отмечают влияние пережитого сильного стресса матерью на последующее развитие ребенка, что приводит к трудностям в создании отношений привязанности.
Так, Э. Дозио с соавторами было проведено исследование на выборке из 24 пар «мать-ребенок» из Центральной Африки, Чада и Камеруна. Матери пережили события, связанные с военными действиями, до рождения ребенка. Возраст детей на момент исследования составлял от 1,5 до 30 месяцев. Авторы отмечают, что у матерей наблюдался высокий уровень посттравматического стрессового расстройства, тревожности и депрессии, согласно различным шкалам. Данное эмоциональное состояние показало значимые связи с особенностями взаимодействия в паре матери и ребенка. Отмечалось снижение материнской чувствительности, привязанности и диадической взаимности. Высокие значения обнаружились по шкалам, оценивающим негативное эмоциональное состояние ребенка, негативное состояние диады и социальную вовлеченность ребенка (Dozio, 2025).
В подобных случаях, когда наблюдается расстройство привязанности, может происходить замедление в развитии эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка. В дальнейшем это может привести к трудностям интеллектуального развития и к проблемам в построении межличностных отношений в последующих возрастах.
Формирование ненадежной привязанности возможно в отношениях с матерью, для которой характерен амбивалентный тип. Как отмечают А.М. Молокостова и М. Гаджиева, тревожность и негативные установки матери, которые могут быть результатом как раннего детского опыта построения отношений с собственной матерью, так и результатом пережитых во взрослом возрасте стрессовых событий, могут являться «источником трудностей и дезадаптации» (Молокостова, Гаджиева, 2019).
В первую очередь дезадаптация может быть связана с формированием образа Я. Эмоциональные взаимоотношения с матерью формируют восприятие себя и бессознательные установки «Я». М.Ю. Краева подчеркивает, что в случае неблагоприятных отношений с матерью данная установка будет носить отрицательный характер (Краева, 2015).
В.М. Миназова подчеркивает, что симптомами психологической травматизации будут выступать истерики, нарушения сна и аппетита, отсутствие интереса к окружающему миру и взрослым, отсутствие гуления и лепета, и в целом задержка физического развития (Миназова, 2017) — признаки, соответствующие феномену госпитализма, а также выступающие признаками депрессии в младенческом возрасте.
В раннем возрасте важным фактором психологической травматизации ребенка остаются отношения привязанности, а также реакция родителей на активность ребенка, что связано с расширением связей ребенка с окружающим миром; пережитые стрессовые события (усыновление, смерть родителей или сепарация с ними в раннем детстве, различные чрезвычайные ситуации, физическое и психологическое насилие в семье).
Важным симптомом травматизации в младенческом и раннем возрастах являются трудности в развитии первых форм саморегуляции. Симптомы, характерные в основном для раннего возраста, включают регрессию, двигательное возбуждение или заторможенность ребенка (Миназова, 2017), трудности в межличностных отношениях, которые могут быть заметны уже до 2 лет (Екимова, Лучникова, 2020). Это проявляется в проблемах сотрудничества ребенка с другими людьми. В данный период наблюдаются неустойчивые отношения со взрослыми, когда ребенок проявляет, с одной стороны, агрессивность, с другой — привязчивость, а иногда остается индифферентен ко взрослому. Такая картина поведения соответствует дезорганизованному типу привязанности (Екимова, Лучникова, 2020).
Психологическая травма в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте расширяются связи ребенка с окружающим миром, и причинами травматизации являются травмирующие отношения в семье (насилие, отвержение и неприятие) и различные стрессовые события, прямо или косвенно (через отношение к событию, демонстрируемое родителями) связанные с ребенком. Травмирующей может стать ситуация, при которой ребенок является наблюдателем стрессового события. Ю. Сан отмечает, что в США 55% детей дошкольного возраста пережили одно травмирующее событие, а 12% — более трех, 26% детей становятся свидетелями или переживают травмирующее событие до того, как им исполнится четыре года. Среди прочего пандемия COVID-19 привела к увеличению риска получения детских травм (Sun, 2024).
Отечественные ученые отмечают, что наиболее распространенная причина психологической травматизации связана с процессом сепарации ребенка: выход матери на работу, посещение детского сада, длительная госпитализации. А.С. Сердюкова отмечает, что реакция детей дошкольного возраста на стрессовые события неоднозначна: дети могут как застрять на переживании, так и получить определенный опыт и «идти дальше» (Сердюкова, 2021). В данном случае, вероятно, речь идет об однократном стрессовом событии, поэтому очень важно, чтобы родители не завышали значимость данного события, особенно если ребенок справляется с ним достаточно хорошо, способен адаптироваться к ситуации. Именно родительское отношение связано с психологической устойчивостью детей. Такие данные были получены в ходе экспериментального исследования 199 семей военных с ребенком дошкольного возраста, проведенного в 2024 г. П. Лестер и соавторами. Они выявили, что дети с нарушениями эмоционально-социального функционирования чаще живут в семьях, где у матерей есть симптомы ПТСР, причем благополучие родителей (особенно материнское ПТСР) влияет на ребенка сильнее, чем демографические факторы (звание, тип службы и др.) (Lester, 2024).
А.А. Рахметулина отмечает, что в случае, когда стресс превосходит приспособительные возможности детей, у дошкольников могут формироваться негативные установки по отношению к своей личности (неполноценности, неадекватности в сравнении со сверстниками, самоуничижения, самообвинения и т. п.) (Рахметулина, 2010). Так, дошкольники испытывают неуверенность и сомнения в себе в случае чрезмерной авторитарности; они склонны винить себя в родительских ссорах.
Психологическая травма может проявляться на эмоциональном, когнитивном и физиологическом уровнях. Так, психологическая травма может проявляться в ситуациях общения. Ребенок может замкнуться в себе и избегать общения, быть пассивным или, напротив, быть более капризным и конфликтным, чрезмерно активным. В этом возрасте возникают половые различия в проявлениях психологической травмы: девочкам в большей степени свойственна демонстративность, а мальчикам — агрессия и импульсивное поведение (Рахметулина, 2010). Зарубежные исследования также подтверждают эти данные. В. Валдес рассматривает симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность) как проявления психологической травмы в дошкольном возрасте. Отмечается, что для девочек 3 и 5 лет в большей степени характерны симптомы интернализации, чем для мальчиков, причем у девочек они начинают проявляться раньше: стрессовые события показывают значимую связь с симптомами интернализации у девочек уже в 3 года, и у обоих полов к 5 годам. Симптомы экстернализации проявлялись у всех детей после стрессовых событий в любом возрасте (от пренатального до 5 лет) (Valdes, 2024).
Для всех детей характерно появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности (Москалев, 2016).
В качестве когнитивных проявлений отмечают снижение познавательных интересов, нарушения памяти (Москалев, 2016) и внимания (Миназова, 2017).
Существуют и физиологические проявления психологической травмы в дошкольном возрасте: нарушения сна и расстройства ЖКТ, головные боли и тики, тремор, энурез, (Москалев, 2016), нарушения пищевого поведения, частые простудные заболевания, мышечное напряжение и повышенная утомляемость (Точиева, Цечоева, 2021).
В дошкольном возрасте травмирующие ситуации часто проигрываются детьми, сюжет игры напоминает стрессовое событие. Характерная черта таких игр — монотонность, причем в игре отсутствуют элементы катарсиса (Москалев, 2016).
Проявления психологической травмы могут различаться в зависимости от особенностей личности ребенка, а также от травмирующего события. Так, турецкие психологи проводили исследование на выборке из 34 детей дошкольного возраста от 1,5 до 5 лет, переживших землетрясение 6 февраля 2023 года и обратившихся в амбулаторную клинику в течение следующих 3 месяцев, а также 37 других детей дошкольного возраста, переживших события, угрожающие жизни (не стихийные бедствия). Результаты показали, что острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) чаще встречались в группе, пережившей землетрясение, чем в другой группе, пережившей травму. Дети, пережившие землетрясение, были в большей степени склонны к переживанию страхов, растерянности и недоумения, беспомощности, грусти, у них отмечались кошмары и проявления агрессии. Интересно, что между группами не было выявлено значимых различий по таким пунктам, как переживание злости, плач, социальная изоляция и регрессия (Temelturk, 2025). Вероятно, это связано с особенностью стрессового события: при переживании стихийного бедствия (землетрясения) дети сталкиваются с внезапной, неконтролируемой угрозой, разрушением привычной среды и потерей чувства безопасности, что усиливает ощущение беспомощности и страха перед непредсказуемостью мира. В отличие от этого, травмы, не связанные с природными катастрофами (например, ДТП или насилие), могут восприниматься как более локализованные события, связанные с конкретными социальными обстоятельствами и личным опытом ребенка.
Интересно, что, согласно исследованиям, дети даже младшего дошкольного возраста способны достоверно сообщать о симптомах посттравматического стресса (Gonzalez, 2016). Однако педагоги отмечают серьезный пробел в своем образовании — отсутствие необходимых навыков для работы с травмированными детьми (Sun, 2024). Многие воспитатели испытывают трудности в распознавании признаков травмы в поведении учащихся, что значительно затрудняет своевременное оказание помощи. Это подчеркивает необходимость обучения воспитателей эффективнее распознавать признаки психологической травмы у детей и оказывать им соответствующую поддержку.
Психологическая травма в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте социальная ситуация развития включает в себя школьное обучение, а ведущей деятельностью является учебная. Ребенку важны успех учебной деятельности и отношения с учителем (Миназова, 2017), поэтому травма зачастую будет проявляться в школьных трудностях. Проявления психологической травмы у младших школьников стабильны и не могут пройти спонтанно (как это иногда происходит в раннем или дошкольном возрасте), что свидетельствует о глубоком и долгосрочном влиянии стресса на психическое здоровье на протяжении всей жизни.
Интересно, что описанные выше половые различия в проявлениях травмы, характерные для дошкольного возраста, сглаживаются к 7 годам. Так, было выявлено, что травмы, связанные с межличностными отношениями, приводят к проявлению симптомов интернализации как у мальчиков, так и у девочек от семи лет больше, чем другие травмы, не связанные с отношениями (Valdes, 2024). Травмы, полученные в межличностных отношениях, в отличие от травм, не связанных с отношениями, воспринимаются детьми более остро «из-за ее личностного и преднамеренного характера» (Екимова, Лучникова, 2020).
Эмоциональные симптомы психологической травмы в младшем школьном возрасте включают нарушения сна, страхи перед окружающими людьми, пессимизм, негативные установки на будущее (Миназова, 2017). У младших школьников, переживших травму, особенно если травматизация была относительно постоянной, могут наблюдаться гиперкинетические нарушения поведения или комбинированные поведенческие и эмоциональные расстройства (Екимова, Лучникова, 2020), эмоциональная лабильность и гипотимия, негативизм, чувство вины, агрессия и аутоагрессия (Добряков, 2024). В случае, если травма связана с чрезвычайной ситуацией, особенно повлекшей смерть людей, наблюдается повышение интереса к религии и вопросам жизни и смерти, страхи, связанные с заболеваниями или смертью, причем ребенок может отказываться говорить об этом (Добряков, 2024).
Важно отметить, что причиной психологической травмы могут являться отношения со сверстниками и учителями в школе, например, буллинг, кибербуллинг и т. п. Это приводит к формированию страхов, низкой самооценки, ощущению одиночества и стыда, желанию избежать ситуаций общения (Мариничева, 2024) или копированию поведения агрессора. В дальнейшем это может негативно отразиться на развитии коммуникативных навыков.
М.Ю. Краева отмечает, что негативный образ себя, сложившийся в результате психологической травмы, отразится на когнитивной сфере и будет проявляться в нежелании учиться и снижении учебной мотивации (Краева, 2015), поскольку ребенок пессимистично настроен (Якунин, Новикова, 2014), т. е. не верит в свои возможности справиться с учебными задачами.
Физиологическими проявлениями травмы являются, как и в предыдущих возрастах, нарушения сна и пищевого поведения, боли различной локализации (чаще — головные) (Миназова, 2017), тики, энурезы, а также дети могут попадать в ситуации, угрожающие здоровью (например, падения, возможность порезаться и т. п.) (Добряков, 2024).
Существуют исследования, которые показывают связь между травмой, полученной в детстве в течение первых 7—8 лет жизни, и последующим развитием рака в более поздних возрастах. Отмечается, что длительный латентный период завершается появлением триггера в более позднем возрасте, который активирует раковую опухоль. Авторы отмечают важную роль, которую играют подавленные эмоции (Harris, 2006).
К.А. Якунин, М.В. Новикова указывают на наиболее распространенные в младшем школьном возрасте способы психологических защит. Ими являются регрессия и подавление, а также пассивность. Данные защиты позволяют избегать новых и поэтому пугающих ситуаций (Якунин, Новикова, 2014).
Психологическая травма в подростковом возрасте
Проявления психологической травмы в подростковом возрасте становятся еще более разнообразными и сложными.
Для подросткового возраста все также характерна связь между пережитой травмой и негативным восприятием себя у детей и подростков, при этом повторяющиеся травмы и их тип усиливают эту связь. Д.М. Меламед и соавторы провели крупнейшее и единственное исследование, в котором проводился метаанализ этой связи между пережитой травмой и самооценкой. Этот показатель эффекта оказался небольшим (r = −0,20) и соответствовал ожидаемому направлению, то есть чем сильнее была пережитая травма, тем ниже была самооценка. Однако есть два фактора, которые, по выражению авторов, влияют на эту взаимосвязь: частота травмирующих событий (единичные или повторяющиеся) и сексуальное насилие (по сравнению с другими видами насилия). Выраженность негативного восприятия себя была больше в исследованиях, в которых рассматривалось многократное и повторяющееся травмирующее воздействие, по сравнению с однократным травмирующим воздействием (например, землетрясением); этот эффект сохранялся даже при ограничении дизайна исследования случаями из контрольной группы. Также следует отметить, что связь между пережитой травмой и самооценкой была выявлена в исследованиях, в которых рассматривалось только сексуальное насилие в детстве по сравнению с любым другим видом пережитой травмы. Эти результаты свидетельствуют о том, что не только количество пережитой травмы, но и ее характер влияют на самооценку (Melamed, 2024).
Психотравмирующие воспоминания из детства могут провоцировать руминативное мышление — навязчивое повторение травматичных мыслей, ведущее к тревожности, страхам, самообвинению и депрессии, поскольку закрепляют чувство беспомощности и негативные установки. Т.С. Сурова подчеркивает, что руминации имеют и адаптивную функцию: повторное проживание травмы позволяет искать решения, переосмыслить события и снизить эмоциональную ригидность. Исследования показывают, что важно трансформировать деструктивное руминативное мышление в конструктивное — через переоценку травмы, планирование и изменение когнитивных схем. Это помогает перевести переживания в ресурс для личностного роста. Позитивная переоценка травмы открывает путь к эмоциональной устойчивости (Сурова, 2021).
Начиная с младшего возраста могут проявляться эмоциональные расстройства и расстройства поведения, такие как онихофагия, трихотилломания; новые привычки: сосать пальцы, накручивать волосы на палец, кусать губы; кошмары и страхи; суетливость; неадекватная реакция на незначительные воздействия (Сасина, 2018). Ярко могут быть выражены агрессивность, избегание, недоверие и страх перед взрослыми (особенно у жертв насилия) (Краева, 2015); изоляция от окружающих, неспособность выстраивать дружеские отношения (Дякина, 2022), что может быть связано с чувством неполноценности и дискомфортом в общении; паранойяльные и обсессивно-компульсивные симптомы (Петрова, 2016).
В качестве одного из проявлений травмы отечественные ученые отмечают тенденции к самоповреждению и, как один из вариантов этой тенденции, склонность к бодимодификациям (пирсинг и др.): было выявлено, что существует прямая связь между семейными психотравмирующими событиями, пережитым насилием и количеством бодимодификаций. Самоповреждения в целом, в свою очередь, связаны еще и с общим количеством неблагополучных жизненных ситуаций (Кузнецова, Мустафина, Такмакова, 2022).
Часто подростки демонстрируют поведение, соответствующее желаемому образу (быть сильнее, напористее, увереннее и т. п.), или осуществляют поиск сильной фигуры в окружении, которая может их защитить (Краева, 2015). У них формируются определенные поведенческие паттерны, способствующие выживанию, которых подростки достаточно жестко придерживаются, и проявляющиеся в ригидности, иногда в экстремальном поведении (Екимова, Лучникова, 2020).
Отмечаются физиологические проявления травмы у подростков. К ним относятся различные заболевания, такие как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, рак (Екимова, Лучникова, 2020); эндокринные нарушения (Banker, Witting, Jensen, 2019). Данные симптомы коррелируют с различными детскими травмами.
Проявляются депрессивные и тревожные расстройства, симптомы ПТСР, аддиктивное поведение (Екимова, Лучникова, 2020), гипервентиляционный синдром, тремор, утомляемость (Сасина, 2018). В дальнейшем могут возникать трудности с построением семейных или трудовых отношений. Так, были выявлены значимые корреляции между низким уровнем стрессоустойчивости у взрослых и небезопасной привязанностью, а также повышенным психологическим стрессом и симптомами травмы. Было установлено, что большое количество неблагоприятных событий в детстве может привести к небезопасному стилю привязанности и низкой стрессоустойчивости у лиц, страдающих психическими расстройствами, что, в свою очередь, приводит к более высокому уровню психологического стресса и травматизации в более позднем возрасте (Finch, 2024).
Выделяют следующие защитные механизмы, характерные для подростков, переживших травму: защитное фантазирование, идентификация с агрессором (особенно при неустойчивой самооценке), отрицание (особенно при завышенной самооценке), проекция (при переживании вины), изоляция чувств (Якунин, Новикова, 2014), вытеснение (Краева, 2015) и диссоциация (Екимова, Лучникова, 2020).
Подростки, пережившие психологическую травму, используют защитные механизмы (защитное фантазирование, идентификацию с агрессором, отрицание, проекцию, вытеснение и диссоциацию) как способы адаптации к травматическому опыту. Эти реакции зависят от индивидуальных особенностей, таких как уровень самооценки, чувство вины или степень стресса.
Анализируя особенности переживания травмы в подростковом возрасте, отметим, что для эффективной психологической помощи таким подросткам важно использовать профориентирование, развитие коммуникативных навыков и планирование жизненных целей, что отвечает задачам возраста, помогает восстановить чувство контроля и перспективы; поддерживать их в развитии коммуникативных навыков, чтобы снизить изоляцию и улучшить социальные связи.
Таким образом, комплексный подход, учитывающий как возрастные задачи подросткового периода, так и последствия травмы, способствует более устойчивой адаптации и восстановлению психологического благополучия.
Психологические травмы у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)
Семьи с детьми, имеющими статус ОВЗ, имеют определенные факторы риска, формирующие психологическую травматизацию. К таким факторам можно отнести как некоторые объективные трудности (социальная изоляция, финансовые проблемы), так и особенности детско-родительских отношений.
Некоторые типичные трудности в таких семьях могут быть связаны с типами родительского отношения к ребенку, особенностями принятия его болезни. Например, родители детей с ОВЗ зачастую склонны к гиперопеке. Если родители убеждены в том, что общество настроено негативно, и сомневаются в способностях ребенка, гиперопека может принимать форму ограничения активности ребенка и его круга общения, чтобы избежать неприятных ситуаций. Также родители могут ограничивать и свой круг общения, в результате и родители, и ребенок замыкаются на семье и на проблеме ребенка, что мешает последнему приобретать опыт построения межличностных отношений с другими людьми (Зимина, Кощеева, 2016), приводит к формированию выученной беспомощности (Андреевская, 2024), кроме того, дети усваивают транслируемое родителями пессимистическое отношение к жизни и окружающему миру (Вязовова, Толстошеина, Котовская, 2017).
Возникают ситуации, когда родители не принимают болезнь или особенности ребенка, в результате создавая обстановку, когда ребенок (в силу заболевания) не может соответствовать «завышенным» требованиям. Это приводит к возникновению чувства вины и стыда, беспомощности, ощущению собственной неадекватности. Главная проблема в таких семьях заключается в том, что дети не могут получить своевременную психологическую помощь и коррекцию, в результате нарушения хуже компенсируются. Эти нарушения также могут препятствовать социальной адаптации.
Отмечается, что снижение активности и трудности адаптации приводят к социальной изоляции, снижению мотивации и целеполагания, сужают жизненный опыт человека, в результате чего у него не формируются новые формы поведения и реагирования. В качестве примера приведем исследование Н.В. Вязововой и В.М. Толстошеиной, в котором было выявлено, что домашнее обучение и воспитание часто подавляют активность студентов с ДЦП на поведенческом и когнитивном уровнях, в результате чего формируется неуверенность в себе, несамостоятельность, вина, выученная беспомощность и отказ от активных действий (Вязовова, Толстошеина, Котовская, 2017). Однако инклюзивное образование помогает студентам с ДЦП наращивать социальный и когнитивный опыт даже при гиперопеке в семье, выстраивать целеполагание и искать смыслы в своей деятельности, поэтому возможность встроиться в социум очень важна.
Отечественные психологи отмечают, что «осмысленность жизни является одним из ключевых личностных ресурсов психологического преодоления инвалидности». Исследование Л.А. Александровой, А.А. Лебедевой выявило, что дети с приобретенной инвалидностью имеют более низкий уровень осмысленности жизни по сравнению с теми, кто родился с инвалидностью. Поскольку осмысленность жизни играет важную роль в психологической адаптации, это подчеркивает необходимость особого внимания к детям, ставшим инвалидами в раннем возрасте. Также важно уделять внимание и детско-родительским отношениям, поскольку осмысленность жизни родителей влияет на способность ребенка с ОВЗ преодолевать психологические травмы. Эти же личностные ресурсы родителей способствуют их собственному посттравматическому росту. Особенно важны родительская толерантность к неопределенности, способность к совладанию с травмой, развитая жизнестойкость (Александрова, Лебедева, 2014).
Личностные характеристики родителей, особенно осмысленность жизни и жизнестойкость, выступают важным фактором как для психологического благополучия самого родителя, так и для успешной адаптации ребенка с ОВЗ — развитые личностные ресурсы родителей способствуют росту жизнестойкости у ребенка.
Заключение
Анализируя рассмотренные данные, отметим как общие закономерности, так и возрастную специфику проявлений психологической травмы. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию. Однако механизмы и последствия травматизации существенно различаются на разных этапах развития. Во всех возрастах травма провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Отмечаются когнитивные последствия: снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление. Выражены трудности в построении отношений со сверстниками и взрослыми, избегание контактов или агрессивное поведение, а также соматические проявления: нарушения сна, пищевого поведения, психосоматические симптомы (боли, тики, энурез). В области детско-родительских отношений гиперопека, непринятие или эмоциональная недоступность родителей усугубляют травматические последствия.
Отметим и некоторую возрастную специфику. С возрастом проявления психологической травмы, а также спектр событий, которые могут ее вызвать, становятся разнообразными. Так, в периоды младенчества и раннего возраста травма связана преимущественно с нарушениями привязанности, а ключевыми проявлениями выступают задержка развития, регрессия, двигательные нарушения. В последующих возрастах травма начинает проявляться в монотонных играх с повторением травматичного сюжета, появляются школьные трудности (снижение мотивации, избегание), усиление страхов, соматических симптомов. Появляются различные симптомы — от самоповреждений и рискованного поведения до депрессии и тревожных расстройств.
Для эффективной психологической помощи ребенку, перенесшему травму, необходимо учитывать возрастные маркеры травмы (например, регрессивное поведение у дошкольников, руминации у подростков), половые особенности (например, различия в симптомах интернализации у девочек и мальчиков), особенности детско-родительских отношений (тип воспитания, осмысленность жизни и жизнестойкость родителей, уровень родительской тревожности и пессимизма, наличие расстройств и психологических травм у родителей) и т. п.
Важна работа не только с ребенком, но и работа с его родителями (особенно матерями) для коррекции стиля привязанности и типа воспитания и транслируемых ребенку установок об окружающем мире, поскольку именно родительское отношение может усугубить переживание ребенком травмы или, наоборот, помочь преодолеть ее. Важно также и обучение педагогов распознаванию признаков травмы (например, монотонные игры у дошкольников, избегание у младших школьников).
Анализ исследований показал, что основными направлениями помощи при работе с психологической травмой могут являться: развитие родительской компетентности, профилактика социальной изоляции, формирование адаптивных копинг-стратегий, поддержка жизнестойкости всех членов семьи.
Подводя итоги, отметим, что переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствуют посттравматическому росту.
Мария Вячеславовна Климакова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: klimakovamv@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2048-3105
Москва преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования»,
Юлия Андреевна Кочетова
Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Email: kochetovayua@mgppu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9853-569X
SPIN-код: 9545-9182
ResearcherId: G-4532-2018
Москва кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования»,
Елизавета Андреевна Емельянова
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Email: lizamgppu@mail.ru
Москва преподаватель, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования,
-
- Александрова, Л.А., Лебедева, А.А. (2014). Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология, 8(2), 97—102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23133523 (дата обращения: 30.05.2025).
- Aleksandrova, L.A., Lebedeva, A.A. (2014). The role of parents' personality in overcoming psychological trauma by students with Vestnik NSU: Psychology, 8(2), 97—102. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23133523 (viewed: 30.05.2025).
- Андреевская, Е. (2024). Проблема насилия подростка в образовательной среде (обзор). Studia Universitatis Moldaviae (Seria Ştiinţe ale Educației), 9(169), 328— https://doi.org/10.59295/sum9(169)2024_47
- Andreevskaya, E. (2024). The problem of violence of a teenager in the educational environment (review). Studia Universitatis Moldaviae (Seria Ştiinţe ale Educației), 9(169), 328—336. (In Russ.). https://doi.org/10.59295/sum9(169)2024_47
- Блейхер, В.М., Крук, И.В. (1995). Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «Модэк».
- Bleikher, V.M., Kruk, I.V. (1995). Explanatory dictionary of psychiatric Voronezh: NPO “Modek” Publ. (In Russ.).
- Вихарева, А.А., Вихарева, О.Н., Кузьмишина, Т.Л. (2023). Последствия детской психологической травмы во взрослом возрасте и ее взаимосвязь со всеми сферами жизни. Инновационная наука, 1-2, 95— URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50104254 (дата обращения: 30.05.2025).
- Vikhareva, A.A., Vikhareva, O.N., Kuzmishina, T.L. (2023). The consequences of childhood psychological trauma in adulthood and its relationship with all spheres of life. Innovative Science, 1-2, 95—97. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50104254 (viewed: 30.05.2025).
- Волков, Е.Н. (2002). Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие. Журнал практического психолога, 6, 183—
- Volkov, E.N. (2002). Criteria, signs, definitions and classifications of harmful psychological effects: psychological trauma, psychological aggression and psychological violence. Journal of a Practical Psychologist, 6, 183—199. (In Russ.).
- Вязовова, Н.В., Толстошеина, В.М., Котовская, С.В. (2017). Чувство уверенности как условие преодоления выученной беспомощности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Человек. Общество. Инклюзия, 1(29), 166—176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007832 (дата обращения: 30.05.2025).
- Vyazovova, N.V., Tolstosheina, V.M., Kotovskaya, S.V. (2017). A sense of confidence as the condition of overcoming learned helplessness of persons with disabilities. Society. Inclusion, 1(29), 166—176. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007832 (viewed: 30.05.2025).
- Добряков, И.В. (2024). Выявление признаков нарушения настроения и тревоги в детском и подростковом возрасте. В: Н.Г. Незнанов (ред.), Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций. Выпуск 7 (с. 295—324). СПб: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82644481 (дата обращения: 30.05.2025).
- Dobryakov, I.V. (2024). Identification of signs of mood disorders and anxiety in childhood and In: N.G. Neznanov (Ed.), Diagnosis and treatment of mental and drug-related disorders: modern approaches. Collection of methodological recommendations. Vol. 7 (pp. 295—324). Saint Petersburg: Publishing and printing company “COSTA”. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82644481 (viewed: 30.05.2025).
- Дякина, Н.В. (2022). Диссоциация как защитный механизм при психических травмах. В: Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: онтогенетически ориентированные: Сборник докладов Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 февраля 2022 г. (с. 99—111). Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48564709 (viewed: 30.05.2025).
- Dyakina, N.V. (2022). Dissociation as a defense mechanism in mental Clinical psychology in healthcare, education, and the social sphere: ontogenetically oriented. Collection of reports of the All-Russian Interdepartmental Scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, 2022, February 17 (pp. 99—111). Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48564709 (viewed: 30.05.2025).
- Егикян, М.А. (2015). Детская психологическая травма как основа формирования личности онкологического больного. Вестник Университета, 5, 310—315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23893557 (дата обращения: 30.05.2025).
- Egikyan, M.A. (2015). Infantile emotional scar as a basis of character training of cancer patient. Vestnik Universiteta, 5, 310—315. (In ). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23893557 (viewed: 30.05.2025).
- Екимова, В.И., Лучникова, Е.П. (2020). Комплексная психологическая травма как последствие экстремального стресса. Современная зарубежная психология, 9(1), 50— https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090105
- Ekimova, V.I., Luchnikova, E.P. (2020) Complex psychological trauma as a consequence of extreme stress. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(1), 50—61. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090105
- Зимина, И.В., Кащеева, А.В. (2016). Формирование психологической устойчивости детей с ограниченными возможностями здоровья в преодолении трудных жизненных ситуаций. В: С.П. Акутина (ред.), Инновации в современной науке: Материалы XII Международного весеннего симпозиума (31 мая 2016 г.): Сборник научных трудов (с. 50—54). М.: Перо. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26401562 (viewed: 30.05.2025).
- Zimina, V., Kashcheeva, A.V. (2016). Formation of psychological stability of children with disabilities in overcoming difficult life situations. In: S.P. Akutina (Ed.), Innovations in Modern Science: Proceedings of the XII International Spring Symposium (May 31, 2016): Collection of scientific papers (pp. 50—54). Taganrog. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26401562 (viewed: 30.05.2025).
- Кадыров, Р.В., Ковалев, И.А., Ильина, И.С. (2016). Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых. Тихоокеанский медицинский журнал, 4, 66—69. https://doi.org/10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.66-69
- Kadyrov, R.V., Kovalev, I.A., Ilina, I.S. (2016). Early psychic trauma and psychological characteristics of drug addicted personality. Pacific Medical Journal, 4, 66— (In Russ.). https://doi.org/10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.66-69
- Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. (Ред.). (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.
- Petrovsky, A.V., Yaroshevsky, M.G. (Eds.). (1998). Brief Dictionary of Psychology. Rostov-on-Don: FENIKS Publ. (In Russ.).
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. (2005). Педагогический словарь (2-е изд.). М.: Академия.
- Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Yu. (2005). Pedagogical dictionary (2nd ed.). Moscow: Akademiya (In Russ.).
- Краева, М.Ю. (2015). К вопросу о «позитивности» Я-концепции детей, переживших психологическую травму. Прикладная юридическая психология, 1, 100—107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23217519 (дата обращения: 30.05.2025).
- Kraeva, M.Yu. (2015). To the question of “positivity” self-concept of children who have experienced psychological Applied Legal Psychology, 1, 100—107. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23217519 (viewed: 30.05.2025).
- Кузнецова, С.О., Мустафина, К.А., Такмакова, М.В. (2022). Взаимосвязь бодимодификаций и самоповреждающего поведения с психологическими травмами, пережитыми в детском возрасте. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 3, 479—493. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-479-493
- Kuznetsova, S.O., Mustafina, K.A., Takmakova, M.V. (2022). The relationship of body modification and self-harming behavior with psychological traumas experienced in childhood. Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology, 3, 479—493. (In Russ.). https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-479-493
- Мариничева, А.А. (2024). Травматические события современного мира, приводящие младших школьников (8-10 лет) к психологической травме. Вестник науки, 2(2(71)), 423—430. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60039542 (дата обращения: 30.05.2025).
- Marinicheva, A.A. (2024). Traumatic events of the modern world leading to younger schoolchildren (8-10 years old) to psychological trauma. Science Bulletin, 2(2(71)), 423—430. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60039542 (viewed: 30.05.2025).
- Миназова, В.М. (2017). Психическая травма детей: возрастной аспект. Известия Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, 2(6), 112—115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30772412 (дата обращения: 30.05.2025).
- Minazova, V.M. (2017). Mental trauma of children: the age News of Kadyrov Chechen State University, 2(6), 112—115. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30772412 (viewed: 30.05.2025).
- Молокостова, А.М., Гаджиева, М. (2019). Нарушение привязанности в диаде «мать-дитя» как психологическая травма и ее трансгенерация. Семья и личность: проблемы взаимодействия, 16, 51—59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41671478 (дата обращения: 30.05.2025).
- Molokostova, A.M., Gadzhieva, M. (2019). Attachment disorder in the mother-child dyad as a psychological trauma and its Family and Personality: Problems of Interaction, 16, 51—59. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41671478 (viewed: 30.05.2025).
- Москалев, С.В. (2017). Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста. В: Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (27 апреля 2016 г.): сборник научных статей (с. 378–—79). Гжель: ГГУ. URL: https://elibrary.ru/yozdwl (дата обращения: 30.05.2025).
- Moskalev, S.V. (2017). Features of the manifestation of post-traumatic stress disorder in preschool In: Materials of the international scientific forum of students “Youth in science and creativity”: (April 27, 2016): collection of scientific articles (pp. 378—379). Gzhel: Gzhel State University Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/yozdwl (viewed: 30.05.2025).
- Петрова, Е.А. (2016). Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей. Вестник Новгородского государственного университета, 2(93), 88—91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084057 (дата обращения: 30.05.2025).
- Petrova, Е.А. (2016). Impact of children traumatic experience on the formation of psychopathology of adults. Vestnik NovSU, 2(93), 88—91. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084057 (viewed: 30.05.2025).
- Рахметулина, A.A. (2010). Влияние психологической травмы на поведение соматически ослабленных детей дошкольного возраста. В: Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции (с. 140—143). Пенза — Ереван — Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера». URL: https://elibrary.ru/pajpnr (дата обращения: 30.05.2025).
- Rakhmetulina, A.A. (2010). The influence of psychological trauma on the behavior of somatically weakened preschool In: Family in the context of pedagogical, psychological and sociological research: proceedings of the International Scientific and practical conference (pp. 140—143). Penza — Yerevan — Prague: Sociosphere Scientific Publishing Center LLC. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/pajpnr (viewed: 30.05.2025).
- Сасина, К.В. (2018). Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования. Молодежная наука: тенденции развития, 1, 11—19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35086297 (дата обращения: 30.05.2025).
- Sasina, K.V. (2018). Stress and stressful situation in childhood: features and specificity of reaction. Youth Science: Development Trends, 1, 11— (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35086297 (viewed: 30.05.2025).
- Сердюкова, А.С. (2021). Психическая травма и ее природа. В: Фундаментальные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 марта 2021 г.). (с. 54—59). Анапа: Издательство «НИЦ ЭСП» в ЮФО. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45621553 (дата обращения: 30.05.2025).
- Serdyukova, A.S. (2021). Mental trauma and its In: Fundamental scientific research. Collection of scientific papers based on the materials of the XXXIV International scientific and practical conference (Anapa, March 15, 2021) (pp. 54—59). Anapa: “NITs ESP” v YuFO Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45621553 (viewed: 30.05.2025).
- Смолькова, Е.В. (2017). Психологическая травма детства: причины, последствия, советы по преодолению. В: Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 июня 2017 г., г. Волгоград): В 3 ч.: Ч. 2 (с. 166—168). Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29377533 (дата обращения: 30.05.2025).
- Smolkova, E.V. (2017). Psychological trauma of childhood: causes, consequences, tips for In: Modern problems of innovative development of science: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (June 23, 2017, Volgograd): In 3 vols.: Vol. 2 (pp. 166—168). Ufa: MTsII OMEGA SAINS. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29377533 (viewed: 30.05.2025).
- Столяренко, А.М. (2003). Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА.
- Stolyarenko, M. (2003). Encyclopedia of Legal Psychology. Moscow: YuNITI-DANA. (In Russ.).
- Сурова, Т.С. (2021). Руминации как последствие детской психологической травмы: феномен «мысленного самоужаливания» и адаптивное мышление. В: Общество, педагогика, психология: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.) (с. 385—388). Чебоксары: ИД «Среда», 2021. https://doi.org/10.31483/r-98707
- Surova, T.S. (2021). Rumination as a consequence of childhood psychological trauma: the phenomenon of “mental self-improvement” and adaptive In: Society, pedagogy, psychology: theory and practice: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Cheboksary, May 28, 2021) (pp. 385—388). Cheboksary: “Sreda” Publishing House, 2021. (In Russ.). https://doi.org/10.31483/r-98707
- Точиева, М.М., Цечоева, Р.Х. (2021). Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоционального реагирования старших дошкольников на психические травмы. Мир науки, культуры, образования, 2(87), 250—251. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-250-251
- Tochieva, M.M., Tsechoeva, R.Kh. (2021). Psychological and educational work on correction of the emotional response of senior preschoolers to mental trauma. World of Science, Culture and Education, 2(87), 250—251. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-250-251
- Федунина, Н.Ю., Бурмистрова, Е.В. (2005). Психическая травма. К истории вопроса. Московский психотерапевтический журнал, 1, 164—190. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2005_n2/2600 (дата обращения: 30.05.2025).
- Fedunina, Yu., Burmistrova, E.V. (2005). Mental trauma. To the history of the issue. Moscow Psychotherapeutic Journal, 1, 164—190. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2005_n2/2600 (viewed: 30.05.2025).
- Хажуев, И.С. (2017). Интенсивный стресс и копинг-стратегии с учетом тяжести травматического опыта в контексте психологической безопасности личности. Международный научно-исследовательский журнал, 12(66-2), 78—82. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.088
- Khazhuyev, I.S. (2017). Intensive stress and coping strategies considering traumatic experience in context of psychological security of person. International Research Journal, 12(66-2), 78— (In Russ.). https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.088
- Якунин, К.А., Новикова, М.В. (2014). Аспекты психотерапевтической помощи детям, пережившим тяжелую психологическую травму. Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 13(3), 88—96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22760260 (дата обращения: 30.05.2025).
- Yakunin, K.A., Novikova, M.V. (2014). Aspects of psychoterapeutic care in children with a severe psychological trauma. Vestnik of the Smolensk State Medical Academy, 13(3), 88—96. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22760260 (viewed: 30.05.2025).
- Banker, J., Witting, A.B., Jensen, J. (2019). Hormones and childhood trauma: links between the physical and psychological. The Family Journal, 27(3), 300— https://doi.org/10.1177/10664807198440
- Dozio,, Feldman, M., Viaux-Savelon, S., Bizouerne, C., Mansouri, M., Moro, M.R., Radjack, R. (2024). The Transmission Mechanisms of War Trauma in Early Mother–Child Interactions, Observed Through the Coding Interactive Behaviour Scale. Child Care in Practice, 1—20. https://doi.org/10.1080/13575279.2024.2402473
- Dyregrov, A., Mitchell, J.T. (1992). Work with traumatized children – Psychological effects and coping strategies. Journal of Traumatic Stress, 5(1), 5— https://doi.org/10.1002/jts.2490050103
- Finch, K., Lawrence, D., Williams, M.O., Thompson, A.R., Hartwright, C. (2024). Relationships between adverse childhood experiences, attachment, resilience, psychological distress and trauma among forensic mental health populations. The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 35(5), 660— https://doi.org/10.1080/14789949.2024.2365149
- Gonzalez, A., Monzon, N., Solis, D., Jaycox, L., Langley, A.K. (2016). Trauma exposure in elementary school children: Description of screening procedures, level of exposure, and posttraumatic stress symptoms. School Mental Health, 8(1), 77— https://doi.org/10.1007/s12310-015-9167-7
- Harris, G.A. (2006). Early childhood emotional trauma: an important factor in the aetiology of cancer and other diseases. European Journal of Clinical Hypnosis, 7(2), 2—11.
- Hart, O. van der, Brown, P. (1991). Concept of psychological trauma. The American Journal of Psychiatry, 147(12), 1691. https://doi.org/10.1176/ajp.147.12.1691a
- Josse, E. (2011). Le traumatisme psychique: chez le nourrisson, l'enfant et l'adolescent. Bruxelles De Boeck Supérieur.
- Lester, P., Aralis, H., Hajal, N., Bursch, B., Milburn, N., Paley, B., Sinclair Cortez, M., Barrera, W., Kiff, C., Beardslee, W., Mogil, C. (2024). Multiple Informant Cluster Analysis Findings: Which Military-Connected Preschool Aged Children Are Doing Well and Why? Journal of Child and Family Studies, 33, 3665—3678. https://doi.org/10.1007/s10826-024-02902-2
- Melamed, D.M., Botting, J., Lofthouse, K., Pass, L., Meiser-Stedman, R. (2024). The relationship between negative self-concept, trauma, and maltreatment in children and adolescents: A meta-analysis. Clinical Child and Family Psychology Review, 27(1), 220—234. https://doi.org/10.1007/s10567-024-00472-9
- Nelson, S., Agoston, M., Kovar-Gough, I., Cunningham, N. (2022). A scoping review and proposed framework for coping in youth with a history of psychological trauma and chronic pain. Journal of Pediatric Psychology, 47(4), 469— https://doi.org/10.1093/jpepsy/jsab127
- Sun, Y., Blewitt, C., Minson, V., Bajayo, R., Cameron, L., Skouteris, H. (2024). Trauma-informed interventions in early childhood education and care settings: A scoping review. Trauma, Violence, & Abuse, 25(1), 648— https://doi.org/10.1177/15248380231162967
- Sun,, Tamblyn, A., Morris, H., Boothby, C., Skouteris, H., Blewitt, C. (2023). Early childhood and primary school Teachers’ experiences and needs in working with trauma-impacted Children: A systematic review and thematic synthesis. Children and Youth Services Review, 156(1), Article 107344. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107344
- Temelturk, R.D., Uytun, M.C., Yürümez, E., Zengin, N.D., Buyukkal, U., Oztop, D. (2025). Psychological impact of disaster and migration on preschool children following the 2023 Turkey earthquakes. Cambridge Prisms: Global Mental Health, 12, e20. https://doi.org/10.1017/gmh.2025.13
- Valdes, Sacks, D.D., Nelson, C.A., Enlow, M.B. (2024). Stress timing, trauma exposure, and family resilience differentially affect internalizing and externalizing symptoms at 3, 5, and 7 years of age. Communications Psychology, 2(1), Article 103. https://doi.org/10.1038/s44271-024-00151-z
Просмотры
Аннотация - 0
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.



