Criteria for the Need for Post-institutional Patronage: Development of a Methodological Approach
- Authors: Kovaleva Y.V.1, Vyatcheslavovna B.A.1
- Affiliations:
- Institute of Additional Professional Education of Social Workers
- Issue: Vol 5, No 2 (2024)
- Pages: 7-21
- Section: General Psychology
- URL: https://editorial.mgppu.ru/ssc/article/view/5422
- DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050201
- Cite item
Abstract
The article is devoted to the analysis of the concepts of “independence”, “adaptation” and “socialization”, as well as to the identification of definitions of the need for post-institutional patronage of persons from among orphans and children left without parental care in normative legal acts and the formulation of conclusions about the criteria of need, taking into account the regional aspect. The article uses a comprehensive approach, including an analysis of theoretical sources, regulations of the Russian Federation and Moscow, as well as the practical experience of specialists. As a result of the study, it was found that “independence” is defined as a generalized personality quality manifested in initiative and responsibility for one’s actions, “adaptation” is considered as an individual’s ability to assimilate the requirements of the environment, whereas “socialization” is understood as the assimilation of social roles and norms. The analysis showed important dynamic aspects of socialization, including the dependence of its success on external factors and the compliance of social skills with age requirements. The article substantiates the introduction of the concept of “desocialization” and criteria for identifying the risk of desocialization in the context of determining the need for post-institutional patronage of this category of citizens.
Введение
Переход из детства в категорию взрослого населения с юридической точки зрения знаменуется наступлением совершеннолетия. Объективно подготовка к так называемой «взрослой жизни» детей родителями (членами их семей) начинается задолго до этого момента, а дальнейшая поддержка уже достигшего возраста 18 лет ребенка с материально-экономической, бытовой, социально-психологической и других сторон еще продолжается определенный период времени до наступления его субъективной самостоятельности.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — выпускники), 18-летие связано с фактическим переходом в категорию взрослого населения, появлением у них связанных с этим прав и обязанностей.
По данным государственной статистики, вхождение выпускников всех форм устройства в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Они сталкиваются с такими проблемами, как: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом [10]. И если вопрос обеспечения жильем выпускника при наличии у него необходимости может быть решен путем предоставления ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма, то решение всех остальных вопросов требует самостоятельной активности выпускника. Однако и на этот счет предусмотрена возможность предоставления мер государственной поддержки (закреплено законодательно на федеральном и региональном уровнях).
Государственной услугой постинтернатного патроната, способствующей плавной адаптации данной категории граждан ко взрослой жизни, пользуются далеко не все, и чаще не те, кому действительно такая услуга будет полезной и нужной. Поэтому возникает необходимость разработки единой системы (модели) оказания постинтернатного сопровождения с точки зрения вхождения получателя услуг в систему, определения уровня их интенсивности и содержания [2].
Для разработки такой единой модели необходимо прийти к общему пониманию «предмета анализа» при проведении мер выявления нуждаемости в постинтернатном патронате. На практике специалистами системы анализируются такие критерии, как «самостоятельность», «адаптация», «социализация», актуальность которых определяется каждым учреждением самостоятельно, а в итоге выявляются проблемные вопросы каждого благополучателя, требующие участия и помощи.
Стоит отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассматриваться как субъекты затрудненной социализации в силу специфики их жизненного опыта, оказывающего негативное влияние. При этом успешность социализации во многом зависит от своевременной оценки рисков и поддержки, что возможно реализовать в рамках постинтернатного патроната и тем самым предотвратить десоциализацию, которая выступает обратным процессом социализации.
Отечественными исследователями десоциализация рассматривается как процесс, в ходе которого человек под влиянием ряда социокультурных, экономических, правовых, внутриличностных и иных факторов утрачивает признаки и мотивы социализации, нарушает связь с обществом, что в конечном счете может привести к деградации и распаду личности. Такой процесс характеризуется снижением уровня развития познавательных интересов у индивида, учебных и трудовых целей, эмоций, потребности общения, самоактуализации, интеллектуальных способностей и прочее [4; 6; 7].
На сегодняшний момент становится актуальным проведение комплексного анализа, направленного на выявление и систематизацию критериев нуждаемости в постинтернатном сопровождении, включая как факторы, влияющие на успешность самостоятельного проживания выпускника, так и риски десоциализации: психофизиологический, социально-ресурсный и деятельностно-поведенческий. Использование единых критериев позволит выявить уровни риска и сформировать индивидуализированные подходы к постинтернатному патронату, что в свою очередь будет способствовать более успешной интеграции выпускников в общество.
Программа и методики исследования
Цель исследования — выявить критерии нуждаемости в постинтернатном патронате совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прогнозирующие риск наступления десоциализации на том или ином жизненном этапе.
Задачи:
- рассмотреть понятия «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» в контексте постинтернатного сопровождения;
- выявить понимание нуждаемости в постинтернатном патронате в ключевых имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актах, законах и постановлениях Российской Федерации и города Москвы;
- сформулировать выводы о критериях нуждаемости в постинтернатном патронате совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: понятийный анализ определений «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» в контексте постинтернатного патроната, а также изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации и города Москвы позволят выявить дефициты в понимании ключевых понятий по постинтернатному сопровождению, могущие нести потенциальные риски для эффективного сопровождения.
Исследование проводилось в рамках комплексного подхода на основе имеющихся источников и описания практического опыта специалистов. В рамках системного подхода были сформулированы блоки критериев для оценки риска десоциализации.
Методы и методики. Посредством методов анализа и синтеза теоретических источников и программ постинтернатного патроната проведено изучение междисциплинарных понятий (критериев): «самостоятельность», «адаптация» и «социализация». Качественный анализ имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актов, законов и постановлений по вопросу организации и реализации постинтернатного патроната и определению нуждаемости в услуге позволил выявить критерии нуждаемости, прогнозирующие риски наступления десоциализации.
Результаты
Самостоятельность
Анализ отечественных источников показал, что под самостоятельностью понимается обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [8]. Также самостоятельность определяется как независимость от посторонней поддержки, помощи, свобода от внешних влияний, принуждений [13].
Анализ программ постинтернатного патроната показал, что под понятием «самостоятельность» понимается индивидуальное личностное качество, осознанные самостоятельные действия, которые формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека посредством постепенного накопления опыта. Отмечено, что данное свойство формируется в процессе взросления и развития индивида, и на разных этапах человеческой жизни активность развития самостоятельности разная, а следовательно, можно результативно управлять ее развитием, особенно на этапах, связанных с активным выбором самостоятельных либо несамостоятельных действий [15; 18; 19; 20]. При этом «самостоятельность» детерминируется как внешними факторами, примером которых могут выступать: система законов, система норм, система предписаний, так и внутренними факторами, например, ценностями, мотивами, потребностями. Человек волен сам определять меру своей самостоятельности и при этом действовать в рамках детерминирующих факторов (исходя из необходимости, которую он либо осознает, либо не осознает). Касательно выпускников подчеркивается, что «самостоятельность» не только наступает с 18-летием как юридический факт, но и характеризуется полной фактической ответственностью и независимостью во всех сферах жизни.
Результаты анализа понятия «самостоятельность» через систему четырех компонентов показали, что:
- эмоциональная зрелость и уверенность в себе являются показателем эмоциональной составляющей независимой личности: уныние, пассивность и депрессия снижают самостоятельность, а оптимизм, общительность и стрессоустойчивость ее повышают;
- когнитивный компонент самостоятельности предполагает гибкость мышления субъекта, способность быстро менять алгоритм действий при изменении обстоятельств;
- мотивационный компонент самостоятельности характеризуется стремлением индивида к достижению успеха и высоким уровнем амбиций;
- волевой компонент самостоятельности предполагает целеустремленность, стойкость, настойчивость и самоконтроль, проявляемые субъектом в самоорганизующейся деятельности [9].
Адаптация
Одним из психологических процессов, благодаря которым достигается самостоятельность личности, является процесс ее адаптации. Под адаптацией понимается «перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [8]. Таким образом, мы понимаем, что в процессе адаптации индивиду необходимо усвоить все требования, которые предъявляет к нему окружающий мир, или, в случае когда мы говорим о выпускниках, социум взрослых совершеннолетних людей, полноправным членом которого он начинает являться.
На наш взгляд, при таком понимании процесса вхождения выпускника в новое сообщество теряется его уникальность, не учитывается контекст уже приобретенных к совершеннолетию личностных качеств и интериоризованных общественных норм, а сам процесс вхождения в сообщество принимает окраску приспособления к условиям окружающей среды.
Вместе с тем задачей постинтернатного сопровождения выпускников может быть содействие их адаптации в социум как помощи в решении тех жизненных задач, которые ранее ими не решались.
Социализация
Еще одним термином, фигурирующим при описании программ постинтернатного патроната выпускников, является «социализация». На основе данных, представленных в отечественных и зарубежных теоретических источниках, можно выделить 4 аспекта социализации, которые могут быть применены для практической реализации.
- Определение понятий и подходов.
И.С. Кон рассматривает понятие «социализация» как «усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры» [5], подчеркивает, что социализация включает как целенаправленное воспитание, так и спонтанные аспекты восприятия, акцентирует необходимость гибкости подходов, учитывающих индивидуальность каждого человека.
Г.М. Андреева исследует социализацию через три основных сферы: деятельность, общение и самосознание, акцентируя внимание на процессе, в рамках которого происходит не только освоение и воспроизведение полученного социального опыта, но также преобразование и продвижение данного опыта на новую ступень [7].
Определение «социализации» А.В. Мудрика представляется наиболее полным касательно выпускников: «социализацию, основываясь на субъект-субъектном подходе, можно трактовать как вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [7]. А.В. Мудрик выделяет активную роль индивида в процессе социализации, что подразумевает важность вовлечения выпускников в планирование их поддержки и сопровождения.
- Определение фазы социализации и ее динамики.
Социализация — процесс динамический, на разных этапах жизни человека он может быть более или менее успешным. С точки зрения психологии личности, он включает процессы адаптации, индивидуализации и интеграции [6; 7]. Это значит, что на стадии адаптации выпускнику необходимо оказание помощи в освоении общественных норм, в то время как на фазе персонализации важны поддержка индивидуальности и развитие личных навыков. В фазе интеграции должен быть достигнут баланс между индивидуальностью человека и требованиями, стандартами общества. Показано, что интеграция — процесс двусторонний: с одной стороны, общество должно создать условия для его успешности, с другой — сам человек должен предпринять шаги к максимально эффективному «встраиванию» в социокультурные отношения.
- Учет факторов успешной социализации.
Успешная социализация предполагает сформированность у человека в соответствии с возрастом определенных поведенческих моделей, учитывающих основные элементы имеющихся в обществе требований и предписаний, а также возможность быть субъектом собственного развития.
Выделяют следующие факторы успешной социализации:
- онтогенетический потенциал личности;
- собственная активность индивида;
- семья;
- среда неформального общения;
- место жительства;
- географическое расположение региона;
- социокультурное воздействие;
- экономические факторы [12].
Когда факторы, влияющие на социализацию, оказываются положительными, они предоставляют необходимые условия для успешного формирования социальных навыков и интеграции личности в общество. Такой удачный контекст может способствовать развитию уверенности, адаптивности и позитивного взаимодействия с окружающими. Однако если эти факторы являются неблагоприятными, они могут создать преграды, которые приведут к менее эффективным или проблемным формам социализации. В этом случае человек может столкнуться с трудностями в установлении отношений, низкой самооценкой и другим конфликтам с социальной средой. Это подчеркивает важность окружающей среды и обстоятельств, в которых происходит процесс социализации, поскольку именно они могут определять уровень успеха и благополучия данного процесса.
- Учет факторов десоциализации.
Выделяют факторы, которые имеют вероятные негативные риски:
- пограничные психические состояния или акцентуации характера; психосоматические отклонения — значительно затрудняют регуляцию эмоций и поведения, что делает человека более уязвимым к стрессовым ситуациям и конфликтам, могут серьезно тормозить процесс социализации и формирования гармоничных отношений в обществе;
- семья с низким экономическим, моральным и образовательным уровнем — ограничивает доступ к ресурсам, необходимым для полноценной социализации, и может вести к дальнейшему социальному угнетению;
- миграция между странами, регионами страны — может стать источником стресса и адаптационных проблем, особенно для детей и подростков. Столкновение с новыми культурными нормами и языковыми барьерами усложняет процесс формирования социальных связей и интеграции в новую среду;
- зависимости от алкоголя, ПАВ, наркотиков, игромания и прочее — играют разрушительную роль, останавливая нормальное функционирование человека в обществе, снижая качество жизни и ограничивая возможности для социализации;
- правонарушения — могут привести к социальной изоляции и снижению имиджа индивида;
- виктимизация (формирование у индивида позиции жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств) — нарушает базовое доверие к миру, затрудняет построение «здоровых» социальных отношений;
- инвалидность — может препятствовать взаимодействию с окружающими со стороны общества в силу различных предрассудков и снижать возможность участия в социальных и культурных мероприятиях, что негативно влияет на социализацию личности;
- сиротство — ребенок-сирота уже может являться субъектом затрудненной социализации в силу своей травмированности, которая выражается в плохом понимании социальных взаимодействий, сложности выстраивания взаимоотношений со сверстниками, нарушении привязанности, проблемах в романтических отношениях [7].
В совокупности эти факторы создают высокие риски для формирования полноценной социализации, подчеркивая значимость учета негативных условий в процессе развития личности. Данные условия или сочетание условий могут иметь постоянный характер, а также появляться на определенном жизненном этапе человека, одни из них невозможно устранить или изменить, другие — возможно.
Факторы, влияющие на социализацию, являются многогранными и взаимосвязанными, и недостаточная поддержка или наличие негативных условий могут значительно снизить вероятность успешной интеграции индивида в общество.
Понимание нуждаемости в постинтернатном патронате в ключевых имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актах, законах и постановлениях Российской Федерации и города Москвы
Постинтернатный патронат — это сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основная цель которого — их адаптация к самостоятельной жизни. Он осуществляется на безвозмездной основе и включает в себя различные виды помощи (психологическую, юридическую), направленные на решение проблем адаптации, образования и трудоустройства.
Нуждаемость в постинтернатном сопровождении относится к специфическим потребностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые завершили свое пребывание в организациях для детей-сирот и нуждаются в поддержке для успешной интеграции в общество.
В нормативно-правовых актах нет определения понятия «нуждаемость в постинтернатном патронате», однако есть информация о том, что такое постинтернатный патронат, его целях и категориях выпускников, нуждающихся в патронате.
Постинтернатный патронат, закрепленный в законодательных актах города Москвы, представляет собой важный институт, нацеленный на оказание поддержки данной категории граждан в переходный период их жизни. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», постинтернатный патронат осуществляется по договору в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет «в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения» [3].
Основными целями постинтернатного патроната, предусмотренными постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 433-ПП, являются:
- адаптация к самостоятельной жизни данной категории граждан после окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей;
- снижение среди данной категории граждан числа лиц, не получивших профессиональное образование, не занятых трудовой деятельностью или совершивших правонарушения;
- обеспечение индивидуального сопровождения выпускника в процессе постинтернатной адаптации [11].
Предусматривается, что осуществление постинтернатного патроната должно проводиться по месту фактического проживания выпускника, посещение постинтернатным воспитателем подопечного должно производиться уполномоченной организацией не реже 2 раз в неделю, а заключение договора на предоставление патроната должно быть добровольным со стороны выпускника.
В рекомендациях по разработке и реализации региональных программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены категории выпускников согласно степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации, и, соответственно, требуемой им помощи [10].
1-я группа — выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и/или готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу.
2-я группа — выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, способности к самостоятельному принятию решений, имеются трудности с выстраиванием жизненных планов, проблемы с активностью и коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы.
3-я группа — выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью, высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью, возможно, асоциальным поведением, зависимостями и прочее.
4-я группа — выпускники с нарушениями физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством.
Таким образом, нуждаемость в постинтернатном сопровождении в нормативно-правовых документах преимущественно определяется уровнем социальной адаптации каждого индивида и его конкретными потребностями в поддержке, которая может варьироваться от информационной до специализированной помощи. Оценка уровня социализированности осуществляется на основе различных критериев, которые могут изменяться с течением времени, отвечая на индивидуальные обстоятельства и изменения в жизни каждой личности.
Таким образом, понятие «нуждаемость в постинтернатном патронате» можно определить как состояние выпускника, характеризующееся наличием значительных рисков десоциализации, которые могут негативно повлиять на его адаптацию в обществе и способность к самостоятельной жизни. Эти риски могут включать в себя социальную изоляцию, недостаток жизненных навыков, отсутствие поддержки со стороны семьи и социальной среды, а также психологические и социальные проблемы, возникающие после выхода из интерната.
На основе анализа понятий «самостоятельность», «адаптация», «социализация», понимания нуждаемости в постинтернатном патронате, учета практического опыта специалистов, работающих с будущими выпускниками и лицами, находящимися на постинтернатном сопровождении, нами были сформулированы выводы о критериях нуждаемости и определены следующие блоки для оценки риска десоциализации (табл.).
Таблица
Оценка общего физического и психического состояния благополучателя
в настоящее время и риска негативного влияния на социализацию
№ п/п | Название блока | Критерии |
1 | Психофизиологический | общее состояние здоровья |
забота о своем здоровье и о себе | ||
жизненные цели и планы | ||
коммуникативно-речевые навыки и умения | ||
2 | Социально- | наличие детей |
условия проживания | ||
уровень и характер дохода | ||
образование | ||
реализация трудовой деятельности и мотивация к труду | ||
3 | Деятельностно- | уровень эксплуатации жилья и самостоятельность |
наличие долгов как явный индикатор | ||
готовность к получению помощи | ||
правонарушения, судимости | ||
самостоятельность в передвижении по городу |
Таким образом, здоровье, уровень образования, финансовая стабильность, сформированность привязанности, готовность взять ответственность за себя и близких, развитые коммуникативные навыки являются важными индикаторами успешности социализации или рисков десоциализации, поскольку формируют фундамент для уверенного взаимодействия с окружающим миром. Стремление к самосовершенствованию, наличие четких жизненных целей и планов, а также умение управлять собственными финансами создают условия для успешной интеграции в общество. Вместе взятые, эти элементы формируют динамичную и здоровую личность, способную справляться с вызовами современного мира.
С другой стороны, наличие рисков у выпускника по тому или иному критерию может в ближайшем будущем стать основой для его выпадения из общества, маргинализации и требует оказания своевременной помощи со стороны специалистов.
Обсуждение
Переход из детства в категорию взрослого населения представляет собой сложный процесс, который имеет не только юридическое, но и глубокое социальное значение, особенно в контексте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важность этого перехода становится особенно очевидной в свете определения нуждаемости выпускников в постинтернатном патронате.
Понятийный анализ определений «самостоятельность», «адаптация» и «социализация», а также изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации и города Москвы позволили выявить и систематизировать критерии нуждаемости в постинтернатном патронате для выпускников и дефициты в понимании ключевых понятий по постинтернатному сопровождению, которые могут нести потенциальные риски для эффективного сопровождения.
Описанные в программах критерии «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» служат основой для формирования индивидуализированных стратегий сопровождения и развития навыков, однако они являются довольно широкими понятиями для выработки инструмента по выявлению мишеней помощи и рисков десоциализации.
Самостоятельность как многоуровневое личностное качество формируется на протяжении жизни и активно проявляется в разных ситуациях. В данном контексте самостоятельность и социализация становятся неотъемлемыми аспектами процесса адаптации выпускников к условиям самостоятельной жизни. При этом процесс адаптации имеет множество уровней, каждый из которых требует своего подхода и поддержки и включает динамическую составляющую, которая меняется в зависимости от индивидуального развития личности и окружающей среды. Осознание выпускниками важности заботы о своем здоровье, планирования своей жизни и инициативности является ключевым индикатором самостоятельности и может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных качеств, оказываемой материальной и социальной поддержки со стороны общества и государства. Так, ключевой региональной особенностью в Москве можно считать высокий процент обеспеченности выпускников жильем, а также материальной поддержкой, включая льготы, пособия и т. д. Тем не менее выпускники сталкиваются с финансовыми, бытовыми и иными трудностями в данном контексте.
Несмотря на наличие мер государственной поддержки, не все дети-сироты способны или желают ее использовать, что, возможно, с одной стороны, связано с социальной стигматизацией и недостаточной подготовленностью к независимой жизни, а с другой — с недостаточной информированностью и качеством оказываемой услуги, которая должна быть не только доступной, но и адаптированной к изменениям в социальной среде. Законодательство определяет параметры постинтернатного патроната, но остается много вопросов относительно определения критериев нуждаемости в постинтернатном патронате, мишеней помощи и рисков десоциализации. Необходимость в выявлении граждан данной категории, наиболее нуждающихся в постинтернатном патронате, обусловлена еще одной региональной особенностью социальной системы поддержки населения — многочисленностью благополучателей и высокой загрузкой специалистов.
Разработанная в рамках исследования методология может стать основой разработки диагностического инструмента, который будет способен комплексно оценить необходимость в постинтернатном патронате выпускников и даст возможность определить степень интенсивности и содержание услуг постинтернатного сопровождения.
Основу методологии составляют три блока факторов, максимально охватывающих ключевые проявления жизни человека:
- психофизиологический, представляющий собой совокупность показателей, отражающих состояние здоровья, умение его поддерживать и коммуницировать с окружающими людьми для удовлетворения своих потребностей;
- социально-ресурсный, отражающий наличие у индивида ресурсов для жизни, а также, наоборот, элементов, оказывающих на него демографическую нагрузку;
- деятельностно-поведенческий, характеризующий поведенческие проявления по обеспечению качества своей жизни и выполнения требований человеческого общежития, зафиксированных в нормах морали и права.
Положительная либо отрицательная оценка по критериям, раскрывающим содержание данных блоков, может, с одной стороны, свидетельствовать о необходимости/отсутствии необходимости в предоставлении поддержки выпускнику в виде услуги постинтернатного патроната, а с другой — прямо указывать на конкретные виды совместных работ специалиста по постинтернатному патронату и выпускника для минимизации выявленных рисков.
Заключение
Таким образом, самостоятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наступает в 18 лет как неизбежный факт. Возможностью воспользоваться государственной социальной поддержкой пользуется не каждый из них. Поведенчески самостоятельность может считаться проявлением успешной социализации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассматриваться как субъекты затрудненной социализации, что означает высокий уровень риска наступления у них десоциализации ввиду присущего им нестабильного, протекающего в особых условиях процесса социализации. Десоциализация как процесс в конечном счете может привести к деградации и распаду личности.
Для организации эффективной системы предоставления услуги постинтернатного патроната базово необходимо разработать единый инструмент диагностики рисков наступления десоциализации, который будет максимально «прозрачен» как для получателей услуг, так и для самих сотрудников уполномоченных на предоставление услуги организаций, что позволит четко планировать интенсивность и характер наполнения услуги для каждого выпускника, заключившего договор постинтернатного патроната [2].
Диагностический инструмент должен включать в себя оценку психофизиологического, социально-ресурсного и деятельностно-поведенческого блоков факторов жизни выпускника. Такая оценка может быть возможна благодаря сбору и анализу имеющихся данных о благополучателе (через базу данных), использованию метода наблюдения специалистами и использованию полуструктурированного интервью. Совокупность этих данных может дать возможность специалисту оценить выраженность индикаторов риска десоциализации и выстроить дальнейшую работу.
Yulia Victorovna Kovaleva
Institute of Additional Professional Education of Social Workers
Author for correspondence.
Email: kovalevayv@social.mos.ru
ORCID iD: 0009-0005-3365-8049
Moscow, Russia PhD (Psychology), Associate Professor
Babina Asya Vyatcheslavovna
Institute of Additional Professional Education of Social Workers
Email: babinaav1@social.mos.ru
ORCID iD: 0009-0008-2173-7446
Russian Federation, Moscow, Russia Chief specialist
- Bobyleva I.A. Gotovnost’ vospitannikov organizatsii dlya detei-sirot k samostoyatel’noi zhizni: podkhody k otsenke i organizatsii [Elektronnyi resurs] [Readiness for Independent Life in Children from Orphan Organizations: Approaches to Assessment and Promotion]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021. Vol. 26, no. 6, pp. 176–188. doi: 10.17759/pse.2021260614 (In Russ., аbstr. in Engl.).
- Zaitseva E.M., Grimalskaya Yu.V., Menshov A.V., Popovich Yu.A., Kezhaev O.S., Smartseva E.V., Kovaleva Yu.V., Babina A.V. Osobennosti postinternatnogo soprovozhdeniya sovershennoletnikh lits iz chisla detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, v gorode Moskve [Peculiarities of post-internship support for adults from among orphans and children left without parental care in Moscow]. Otechestvennyi zhurnal sotsial’noi raboty [Domestic Journal of Social Work], 2023, no. 3 (94), pp. 99–108. (In Russ.).
- Zakon goroda Moskvy ot 14 aprelya 2010 g. № 12 “Ob organizatsii opeki, popechitel’stva i patronazha v gorode Moskve” [Elektronnyi resurs] [Law of the city of Moscow dated April 14, 2010 No. 12 “On the organization of guardianship, trusteeship and patronage in the city of Moscow”]. DTSZN of Moscow. URL: https://dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-391-src-1644391096.0233.pdf (Accessed 16.03.2024). (In Russ.).
- Zmanovskaya E.V., Rybnikov V.Yu. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy: Uchebnoe posobie. [Deviant behavior of individuals and groups: Textbook]. Petersburg: Piter [Peter], 2010. 352 p. (In Russ.).
- Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow: Politizdat [Politizdat], 1967. 383 p. (In Russ.).
- Kravchenko A.I. Kul’turologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Culturology: Textbook for universities]. 4th ed. Moscow: Akademicheskii proekt, Triksta [Academic project, Trixta], 2003, 496 p. (In Russ.).
- Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka: Uchebnoe posobie [Human socialization: textbook]. 3rd ed. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial’nogo instituta [ of the Moscow Psychological and Social Institute], 2011. 737 p. (In Russ.).
- Novikov A.M. Pedagogika: Slovar’ sistemy osnovnykh ponyatii [Pedagogy: Dictionary of the system of basic concepts]. Moscow: Izdatel’skii tsentr IET [IET Publishing Center], 2013, 268 p. (In Russ.).
- Osnitsky A.V. Psikhologiya samostoyatel’nosti: Metody issledovaniya i diagnostiki [Psychology of independence: Research and diagnostic methods]. Nalchik: El-Fa [El-Fa], 1996, 124 p. (In Russ.).
- Pis’mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.03.2011 № 06-369 “O napravlenii rekomendatsii (po razrabotke i realizatsii regional’noi programme sotsial’noi adaptatsii vypusknikov uchrezhdenii dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei)” [Elektronnyi resurs] [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 03/01/2011 No. 06-369 “On the direction of recommendations (on the development and implementation of a regional social adaptation program for graduates of institutions for orphans and children without parental care)”]. Garant. 2011. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (Accessed 16.03.2024). (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitel’stva Moskvy ot 20.09.2011 № 433-PP “O merakh po obespecheniyu realizatsii Zakona goroda Moskvy ot 14 aprelya 2010 g. N 12 “Ob organizatsii opeki, popechitel’stva i patronazha v gorode Moskve” [Elektronnyi resurs] [Decree of the Moscow Government of September 20, 2011 No. 433-PP “On measures to ensure the implementation of the Moscow City Law of April 14, 2010 No. 12 “On the organization of guardianship, trusteeship and patronage in the city of Moscow”]. DTSZN of Moscow. 2011. URL: https://dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-403-src-1644391548.3932.pdf (Accessed 16.03.2024). (In Russ.).
- Selivanova Yu.V., Zaitsev D.V. Sotsial’naya integratsiya lichnosti: sotsiologicheskii podkhod k analizu ponyatiya [Elektronnyi resurs] [Social integration of the individual: a sociological approach to the analysis of the concept]. Politologiya [Sociology. Political science], 2014. Vol. 14, no. 2, pp. 41–44. doi: 10.18500/1818-9601-2014-14-2-41-44 (In Russ.).
- Ushakov D.N. Tolkovyi slovar’ sovremennogo russkogo yazyka [Explanatory dictionary of modern Russian language]. Moscow: Adelant, 2014. 800 p. (In Russ.).
- Chernova Zh.V., Shpakovskaya L.L. Perekhod k vzrosloi zhizni molodykh lyudei, imeyushchikh opyt institutsional’noi zaboty [Elektronnyi resurs] [Transition to adulthood of young people with experience of institutional care]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes], 2020, no. 3 (157), pp. 94–118. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1618 (In Russ.).
- Shurmanov V.S. Sushchnost’ i struktura samostoyatel’nosti: filosofskie, psikhologicheskie i pedagogicheskie aspekty ponimaniya [The essence and the structure of the independence: philosophical, pedagogical and psychological aspects of understanding]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 2 (70), pp. 184–189. (In Russ.).
- Diraditsile K., Nyadza M. Life after institutional care: Implications for research and practice. Child & Family Social Work, 2018, no. 3 (23), pp. 451–457. doi: 10.1111/cfs.12436
- Duggal R., Wadhawan P. Comparison between Orphans and Non orphans on the dimension of Resilience. IJISET - International Journal of Innovative Science, Engineering & Technology, 2021. Vol. 8, no. 1, pp. 175–196.
- Hachadurian C., Perry A., Calhoun S. Preparing for the Post-University Transition: Supporting Homeless, Emancipated, Orphaned, and Other Independent Students. College Student Affairs Journal, 2022. Vol. 40, no. 3, pp. 40–53. doi: 10.1353/csj.2022.0024
- O’Donnell R., Hatzikiriakidis K., Mendes P., Savaglio M., Green R., Kerridge G., Currie G., Skouter-is H. The impact of transition interventions for young people leaving care: a review of the Australian evidence. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, no. 25 (1), pp. 1076–1088. doi: 10.1080/02673843.2020.1842216
- Van Ijzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Duschinsky R., Fox N.A., Goldman P.S., Gunnar M.R., Johnson D.E., Nelson C.A., Reijman S., Skinner G.C.M., Zeanah C.H., Sonuga-Barke E.J.S. Institutionalisation and deinstitutionalization of children: A systematic and integrative review of evidence regarding effects on development. The Lancet Psychiatry, 2020, no. 7 (8), pp. 703–720. doi: 10.1016/S2215-0366(19)30399-2
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
Views
Abstract - 0
PDF (Russian) - 0
Refbacks
- There are currently no refbacks.